Домой Альфа Банк Блокирование замораживание имущества в целях под фт. Новые обязанности кредитных организаций

Блокирование замораживание имущества в целях под фт. Новые обязанности кредитных организаций

порядок доведения информации о результатах проведенной в кредитной организации, в том числе в ее филиалах, проверки и информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, выявленных в ходе проведения проверки, до руководителя кредитной организации;

порядок информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки.

В программу, определяющую порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента и порядок проведения проверки, могут включаться иные положения по усмотрению кредитной организации.

7.1.2. Кредитная организация определяет в ПВК по ПОД/ФТ порядок информирования клиента о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента в связи с наличием сведений о нем в Перечне организаций и физических лиц либо решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества.

7.1.3. Кредитная организация определяет в ПВК по ПОД/ФТ порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у кредитной организации информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня организаций и физических лиц либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента, а также порядок частичной или полной отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в случае, установленном

Случаи блокировок банками счетов физических лиц тоже множатся не по дням, а по часам. Особенно после введения в июле 2017 года единого межбанковского стоп-листа. И всё это в рамках закона 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»: банки анализируют денежные операции своих клиентов и определяют подозрительны ли они (опираясь, в частности, на положение Банка России № 375-П от 2.03.2012).

Блокировка банковского счета физического лица – это полное или частичное замораживание средств на счете. Облегчённый случай - банк может наложить ограничения на снятие наличных со счёта, оставляя клиенту возможность перевести деньги или открыть депозиты.

Какие сведения и документы нужно предоставить в ЦБ
  • Информация о банке – ОГРН, ИНН, БИК и пр.;
  • Информация о заявителе – ФИО, дата и место рождения, гражданство, СНИЛС и ИНН и пр.
  • Сведения о решениях, принятых банком в отношении заявителя;
  • Копия документа, удостоверяющего личность;
  • Копии документов, предоставленных в финансовую организацию для проведения операции или открытия счета;
  • Копии документов, предоставленных в банк с заявлением об исключении из черного списка;
  • Письменный отказ банка;
  • Иные документы на усмотрение заявителя.

Заявление будет рассмотрено в течение 20 дней, после чего заявителю сообщат результат рассмотрения. Затем в течение трех рабочих дней с момента принятия решения ЦБ должен уведомить о нем заявителя. Способ уведомления будет зависеть от того, как заявитель направил заявление – через интернет или по почте.

Разморозили счёт, карту или сумму – поздравляем , сделайте выводы на будущее и не повторяйте своих собственных ошибок.

Отказали , но вы по-прежнему уверены, что действия банка неправомерны – собирайте все документы, включая свои запросы и ответы банка, обращайтесь к адвокату или идите самостоятельно в суд, защищать свои права в рамках Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Но помните об упомянутой в начале позиции нашего высшего судебного органа, которую вкратце можно сформулировать так:

Борьба с терроризмом и с отмыванием незаконных доходов важнее, чем желание клиента банка свободно распоряжаться своими средствами на банковском счёте.

Вопросам блокировки счета во второй половине 2017 года посвящено множество статей. На «Клерке» открыли даже .

Кто-то пытается разобраться в основаниях блокировки, кто-то в правомерности действий банков, кто-то ругает и власть, и банки за давление на бизнес.

Мы предприняли попытку анализа конкретных действий по предотвращению и «снятию» блокировки.

Сначала разберемся в терминах

Законодательство не содержит понятия «блокировка счета». Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" блокирование (замораживание) безналичных денежных средств, ценных бумаг, имущества возможно только при наличии оснований причастности владельца к экстремистской деятельности или терроризму.

Что касается операций по счетам, то они могут быть приостановлены, либо в их проведении может быть отказано. При этом, владелец денежных средств не лишается права ими пользоваться, хотя и ограничен в действиях в рамках конкретного счета.

Тем не менее, прижившийся в обиходе термин «блокировки счета» имеет право на существование, как выражающий саму суть явления, с которым столкнулся бизнес.

В настоящей статье мы не рассматриваем основания блокировки счета по инициативе ИФНС, в результате наложенных судом ограничений и т.п. Сложившийся порядок действий в этих случаях не претерпел изменений.

На что ориентируются банки

Банки обязаны в силу ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений, на регулярной основе принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

Несколько десятков оснований блокировки счета выделяет Центральный банк РФ в дополнение к указанным в законе. Их изучение может расширить кругозор, но в силу ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ о блокировке счета вы узнаете только после того, как он уже заблокирован, ибо банкам запрещено предварительное «информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов» (статья 4 Федерального закона № 115-ФЗ).

На попытку обжаловать в Конституционный суд право Центрального банка РФ разрабатывать перечни оснований отказа в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ был получен отказ Определением Конституционного суда РФ от 25.05.2017. № 1105-О

Мы обобщили указания Центрального банка РФ, судебную практику и выработали конкретные рекомендации, которые позволят работать с минимальными рисками блокировки счета.

1. Оплачивать налоги (больше 0,9% дебетового оборота) в каждом из банков, в которых открыты счета организации. При этом Центральный банк РФ дает банкам в указание обращать внимание на клиентов, искусственно завышающих размер уплачиваемых налогов и других обязательных платежей до значения 0,9% или незначительно его превышающих. То есть опасный порог превышает 0,9%. Мы рекомендуем руководствоваться числом 1% дебетового оборота.

2. Предоставлять документы, истребуемые банком - исключительно с описью и под роспись сотрудника банка, в соответствии с перечнем, указанным банком.

Если какого-то документа из перечня не можете предоставить - объясните причину под соответствующим номером списка запрошенных документов. Клиенту на основании решения суда возвращены списанные банком денежные средства, т.к. было доказано, что организация своевременно предоставила истребованные банком документы, доп.запросов от банка не поступало — постановление 9 ААС от 16.03.2017. по делу А40-230891/2016. В деле № А40-2022834/16 клиентом банка было доказано, что банк не запрашивал документов по приостановленной операции, в связи с чем суд обязал банк произвести приостановленный им платеж.

Неполное предоставление, напротив, позволило признать суду действия банка обоснованными - Постановление АС Дальневосточного округа от 24.11.2017. №Ф03-4555/2017

3. Своевременно вносить изменения в ЕГРЮЛ , если расширили перечень видов хозяйственной деятельности. Платеж, назначение которого не характерно для указанных в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о видах деятельности (ОКВЭД) вашей организации дает право банку такую операцию заблокировать - именно к такому выводу пришли суды трех инстанций по делу А65-26637/2015.

4. Снятие наличных денежных средств производить только на цели, связанные с оплатой труда и иными социальными выплатами, либо если оплата в безналичном порядке невозможна.

Необходимость снятия наличных денежных средств должна быть подтверждена не только первичными документами, но и структурой ведения бизнеса, подразумевающей такие выплаты, например, обоснованным будет снятие наличных денежных средств при ведении бизнеса по закупке вторсырья у населения - Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017. по делу № А40-238673/16.

5. Внимательно изучить договор с банком и применяемые по нему документы банка (как правило, в договоре имеется ссылка на документы, размещенные на сайте банка).

Со счета клиента было списано 6 830 тыс.руб. за несвоевременное предоставление документов на основании электронного письма банка, а также компенсация расходов банка на проверку фактического местонахождения организации, суд признал данные действия банка правомерными, т.к. списание было предусмотрено договором — постановление 9ААС от 13.04.2017. по делу А40-203363/16.

В другом случае клиенту удалось доказать, что списание банком 500 тыс.руб. штрафа за непредоставление документов по неподписанному запросу при наличии заявления клиента о расторжении договора банковского счета является неправомерным. Штраф был возвращен судом организации - Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017. № 09АП-19461/2017.)

6. Обеспечить доступность информации о месте нахождения ЕИО (офиса) на территории юр.адреса (указатели, таблички и т.п.), разместите информацию на сайте, адрес которого указан на бланке.

Доказательства реального расположения по адресу регистрации помогли организации отстоять свое право на открытие счета в банке — Определение ВС РФ от 21.09.2017. № 306-ЭС17-12604.

7. Максимально подробно указывать назначение платежа , это позволит банку не включать вас в перечень клиентов, операции которых не имеют «очевидного экономического смысла», что влечет в силу Письма Центрального банка РФ от 31.12.2014 г. № 236-Т обязанность банка обращать повышенное внимание на все операции и запрашивать по ним максимальное число документов.

8. Не использовать для предпринимательской деятельности , в том числе для выплаты по договорам на закупку сырья, оплату работ и т.п., личные банковские карты - последнее влечет блокировку текущего счета, к которому открыта личная банковская карта: Апелляционное определение Пермского краевого суда от 05.10.2016 по делу N 33-11853/2016 , Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29.11.2016 по делу N 33-9060/2016, Апелляционное определение Апелляционное определение Пермского краевого суда от 10.02.2016 по делу N 33-1316/2016 Московского городского суда от 26.05.2016 по делу N 33-20770).

9. Не использовать один и тот же компьютер, телефон и т.д. для доступа к счетам разных организаций , так как в случае закрытия счетов одной организации, все другие организации, доступ к счетам которых осуществлялся через те же технические устройства, а также при совпадении их представителей, находятся под угрозой блокировки счетов (п. 3 Методических рекомендаций Центрального банка РФ от 21.07.2017. № 18-МР).

10. Уведомлять уполномоченный орган о совершении операций на сумму более 600 000 руб., а также иных контролируемых операции в силу ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ. Отсутствие сообщения о такой операции может повлечь как блокировку счета - Определение ВС РФ № 301-ЭС17-2205 от 06.04.2017., так и привлечение к административной ответственности - постановление АС Восточно-Сибирского округа от 24.12.2015 по делу А33-5752/2015).

11. Оспаривать решение банка о блокировке , если считаете его незаконным, т.к. обратное может способствовать попаданию в «черный список», что влечет отказы в открытии счетов практически в любых банках. Суды указывают, что именно банк должен подтвердить и доказать, подозрения о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Отказ в открытии расчетного счета без такого обоснования признан судами всех инстанций неправомерным (см. Определение Верховного суда РФ от 25.08.2017. № 301-ЭС17-10939, Определение Верховного суда РФ от 24.04.2017. № 310-ЭС17-3468).

Как наживаются на клиентах банков

На страхе блокировки счетов иногда пытаются нажиться отдельные сотрудники банков, предлагая либо услуги по поиску ваших контрагентов в «черных» списках, либо по уведомлению вас о предстоящей блокировке, либо гарантируя, что если вы возьмете в банке кредит, то ваш счет не заблокируют. Такие меры не работают.

Центральный банк РФ достаточно жестко следит за деятельностью подконтрольных банков, в судебной практике встречаются и дела банков, безуспешно пытающихся уклониться от надзирающего ока, Центральный банк использует в отношении уклоняющихся от контроля банков и крайнюю меру - отзыв лицензии.

Надо помнить, что в силу п.12 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ банки освобождены от гражданско-правовой ответственности за блокировку счета.

Складывающаяся судебная практика в отношениях клиент-банк неоднородна, суды учитывают фактические обстоятельства дела, поэтому у предпринимателя всегда есть шанс отстоять свое право на ведение взаиморасчетов через выбранный им банк, а также предотвратить такие риски, своевременно и в полном объеме оформляя документы.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИЯ

О применении кредитными организациями мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и приостановлению операций


В связи с участившимися обращениями по вопросам применения кредитными организациями мер по:

1. отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ));

2. отказу от заключения договора банковского счета и расторжению договора банковского счета (вклада) (пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ);

3. замораживанию (блокированию) денежных средств (подпункт 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ);

4. приостановлению операций (пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).

Статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ закреплен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которых распространяются требования Федерального закона N 115-ФЗ . В данный перечень, в том числе, входят кредитные организации.

Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, закреплены в статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ :

1. Пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено право кредитных организаций отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случае, если у сотрудника кредитной организации, в ходе реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что операция (сделка) совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено право кредитных организаций:

- отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ .

3. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрена обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ .

При этом согласно пункту 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица;

3) осуществлять в порядке, установленном , операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

4. Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлена обязанность по приостановлению операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ .

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей вышеуказанные организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 настоящего Федерального закона , на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ , по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

При этом, согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами (в случаях, установленных федеральными законами, учреждениями, подведомственными государственным органам) в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия указанных надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп осуществляет Банк России.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

14.1 Настоящая программа предусматривает:

  • порядок получения информации от Росфинмониторинга об организациях и физических лицах, включенных в соответствии со статьей 6 Федерального закона в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму или в отношении которых в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
  • порядок принятия решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • порядок и периодичность проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • информирование Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и результатах проверок наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • порядок взаимодействия с организациями и физическими лицами, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, включая порядок их информирования о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • порядок выполнения требований, установленных пунктом 4 статьи 7.4 Федерального закона, при принятии соответствующего решения межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма;
  • порядок принятия решения, направленного на выполнение требований абзацев второго и третьего пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона.

14.2. Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в Перечень, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень.



14.3. Блокирование (замораживание) имущества – адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в Перечень, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень.

14.4. Предприниматель обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в Перечень, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

14.5. Порядок получения информации от Росфинмониторинга об организациях и физических лицах, включенных в соответствии со статьей 6 Федерального закона в Перечень или в отношении которых в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.



14.5.1. Специальное должностное лицо осуществляет в ежедневном режиме мониторинг официального сайта уполномоченного органа, а также Личного кабинета на портале уполномоченного органа в целях получения информации об организациях или физических лицах, включенных в Перечень, исключенных из Перечня, либо информации об изменении сведений об организациях и физических лицах, включенных в Перечень, а также иной информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет.

14.5.2. Идентификационные данные Предпринимателя, необходимые для доступа в Личный кабинет на портале уполномоченного органа, хранятся у Специального должностного лица.

14.5.3. Лицом, ответственным за получение информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет, является Специальное должностное лицо.

14.5.4. Перечень в день его получения Специальном должностным лицом доводится последним до сотрудников Предпринимателя, осуществляющих идентификацию, путем его направления им в виде файла по электронной почте или путем его размещения во внутренней локальной сети Предпринимателя.

14.6. Порядок принятия решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

14.6.1. Предприниматель обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в Перечень, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

14.6.2. Лицами, уполномоченными выявлять среди клиентов организации и физических лиц, в отношении денежных средств или иного имущества которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию), с использованием информации уполномоченного органа, являются Специальное должностное лицо и сотрудники Предпринимателя, осуществляющие идентификацию.

Лицом, уполномоченным применять у Предпринимателя меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества является Специальное должностное лицо.

14.6.3. В случае выявления лиц, указанных в п. 14.6.1 настоящих Правил, Специальное должностное лицо незамедлительно готовит внутреннее распоряжение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества по форме, установленной Предпринимателем, и передает указанное распоряжение на согласование Предпринимателю (приложение 11 к настоящим Правилам).

14.6.4. При получении от Специального должностного лица внутреннего распоряжения, указанного в п. 14.6.3. настоящих Правил, Предприниматель в тот же день незамедлительно принимает окончательное решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, визирует внутреннее распоряжение и возвращает его Специальному должностному лицу.

14.6.5. На основании полученного от Предпринимателя внутреннего распоряжения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества с визой Предпринимателя Специальное должностное лицо в тот же день незамедлительно принимает меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лица, указанного в распоряжении, и уведомляет о принятых мерах сотрудника Предпринимателя, осуществляющего бухгалтерский учет у Предпринимателя, сотрудника, ответственного за работу с данным клиентом, и Предпринимателя в письменном виде в свободной форме.

14.6.6. Все случаи применения мер по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества фиксируются Специальным должностным лицом в Журнале учета информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества, по форме, установленной Предпринимателем (приложение 20 к настоящим Правилам). Листы Журнала информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью Предпринимателя, а количество листов в нем заверено подписью Предпринимателя.

14.6.7. Журнал информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества формируется Специальным должностным лицом при первом случае замораживания (блокирования) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества у Предпринимателя и хранится в соответствии с Программой хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

14.6.8. В Журнале информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества фиксируются сведения о клиенте, основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, вид имущества клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества, иная необходимая информация.

14.6.9. Ответственным за фиксирование информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества и за ведение вышеуказанного Журнала является Специальное должностное лицо.

14.6.10. Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента должно прекращаться незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации об исключении такого клиента из Перечня либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

14.6.11. В случае размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации об исключении организации или физического лица из Перечня либо в случае размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о прекращении действия вынесенного ранее в отношении организации или физического лица решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, Специальное должностное лицо незамедлительно готовит в свободной форме распоряжение о прекращении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и передает указанное распоряжение на подпись Предпринимателю.

14.6.12. При получении от Специального должностного лица распоряжения, указанного в п. 14.6.11. настоящих Правил, Предприниматель незамедлительно принимает окончательное решение о прекращении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, подписывает распоряжение и возвращает Специальному должностному лицу.

14.6.13. На основании полученного распоряжения о прекращении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имуществ Специальное должностное лицо незамедлительно принимает меры по прекращению замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества лица, указанного в распоряжении, и незамедлительно уведомляет о принятых мерах сотрудника, ответственного за работу с данным клиентом, и Предпринимателя в письменном виде в свободной форме.

14.7. Порядок и периодичность проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

14.7.1. Предприниматель обязан не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок представления информации в уполномоченный орган изложен в разделе 15 настоящих Правил.

14.7.2. Указанная в п. 14.7.1. настоящих Правил проверка осуществляется Специальным должностным лицом. Результаты такой проверки Специальное должностное лицо фиксирует в акте проверки, составленном по форме, установленной Предпринимателем (приложение 13 к настоящим Правилам), и доводит до сведения Предпринимателя путем направления ему указанного акта в письменном виде в день его составления.

14.8. Информирование Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и результатах проверок наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

14.8.1. Предприниматель информирует уполномоченный орган о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

14.8.2. Информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица, включенного в Перечень, либо организации и (или) физического лица, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих такой организации или физическому лицу денежных средств или иного имущества (далее - организация и физическое лицо), направляется Предпринимателем в уполномоченный орган незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и физического лица.

14.8.3. Информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется Предпринимателем в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

14.8.4. Порядок информирования Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, а также о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества изложен в разделе 15 настоящих Правил.

14.9. Порядок взаимодействия с организациями и физическими лицами, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, включая порядок их информирования о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

14.9.1. Все обращения и запросы лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, принимаются Предпринимателем в письменном виде. Ответы на них Предприниматель также направляет в письменном виде.

Все обращения и запросы лиц, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, фиксируются Предпринимателем в отдельном журнале.

Если клиент обращается к Предпринимателю за разъяснением причин неосуществления операции с денежными средствами или иным имуществом клиента, Предприниматель информирует клиента о том, что:

  • применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества является обязанностью Предпринимателя, установленной пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона;
  • применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента должно прекращаться незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации об исключении такого клиента из Перечня либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

14.9.2. Информирование клиента осуществляет Специальное должностное лицо.

14.9.3. О факте обращения клиента к Предпринимателю за разъяснением причин неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом клиента и о факте информировании клиента Специальное должностное в тот же день докладывает Предпринимателю в письменном виде в свободной форме.

14.10. Порядок выполнения требований, установленных пунктом 4 статьи 7.4 Федерального закона, при принятии соответствующего решения межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма и порядок принятия решения, направленного на выполнение требований абзацев второго и третьего пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона.

14.10.1. В целях обеспечения жизнедеятельности физического лица, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, а также проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принимается решение о назначении этому лицу ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей (далее – Решение). Выплата указанного пособия осуществляется за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия.

14.10.2. Физическое лицо, включенное в Перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона (вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361) Уголовного кодекса Российской Федерации, процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361) Уголовного кодекса Российской Федерации, постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361) Уголовного кодекса Российской Федерации), в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

14.10.2.1. Осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

14.10.2.2. Осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в п. 14.10.2 настоящих Правил;

14.10.2.3. Осуществлять в порядке, установленном п. 8.1.-8.3 настоящих Правил, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 14.10.2.1., а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

14.10.3. Предприниматель в случае наличия решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о назначении лицу, в отношении которого должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, ежемесячного гуманитарного пособия, выплачивает указанному лицу ежемесячное гуманитарное пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей, за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия.

14.10.4. При обращении к Предпринимателю лица, включенного в Перечень или указанного в Решении, за выплатой ему вышеуказанных денежных средств сотрудник Предпринимателя, осуществляющий непосредственно работу с данным клиентом, в устной форме запрашивает у него документы, подтверждающие законность получения денежных средств.

14.10.5. Все полученные от лица, включенного в Перечень или указанного в Решении, документы сотрудник Предпринимателя в день их получения передает на проверку Специальному должностному лицу. Факт получения указанных документов Специальное должностное лицо фиксирует в Журнале учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень, по форме, установленной Предпринимателем (приложение 20 к настоящим Правилам). Листы Журнала учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень, должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью Предпринимателя, а количество листов в нем заверено подписью Предпринимателя.

14.10.6. Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень, формируется Специальным должностным лицом при первом случае выплаты или отказа в выплате денежных средств физическому лицу, включенному в Перечень или указанному в Решении, и хранится в соответствии с Программой хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

14.10.7. В случае обращения лица, включенного в Перечень или указанного в Решении, Специальное должностное лицо формирует заключение о выплате денежных средств и передает его Предпринимателю. Факт передачи указанного заключения Специальное должностное лицо фиксирует в Журнале учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень.

14.10.8. Предприниматель в день получения заключения Специального должностного лица о выплате денежных средств, принимает окончательное решение о выплате денежных средств, о чем делает отметку на заключении Специального должностного лица.

14.10.9. Заключение Специального должностного лица с резолюцией Предпринимателя о выплате денежных средств вместе с обосновывающими документами, передается сотруднику Предпринимателя, осуществляющему бухгалтерский учет у Предпринимателя, для оформления и осуществления обратившемуся физическому лицу выплаты. Факт передачи указанного заключения сотруднику Предпринимателя, осуществляющему бухгалтерский учет у Предпринимателя, Специальное должностное лицо фиксирует в Журнале учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень.

14.10.10. Сотрудник Предпринимателя, осуществляющий бухгалтерский учет у Предпринимателя, получив документы, указанные в п. 14.10.9. настоящих Правил, производит выплату получателю денежных средств в размере, указанном в заключении, о чем уведомляет Специального должностного лица путем направления ему копий платежных документов.

14.10.11. Специальное должностное лицо на основании документов и информации, полученной от сотрудника Предпринимателя, осуществляющего бухгалтерский учет у Предпринимателя, заносит в Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень, сведения о получателе выплаты, размере выплаченных средств, дате выплаты и иную необходимую информацию о выплате.

14.10.12. В случае отсутствия данных о наличии в отношении обратившегося к Предпринимателю получателя гуманитарного пособия Решения, указанного в п. 14.10.3. настоящих Правил, оснований, указанных в п. 14.10.2. настоящих Правил, Специальное должностное лицо формирует заключение об отказе в выплате, которое визируется у Предпринимателя. Обратившееся к Предпринимателю за выплатой лицо письменно уведомляется Специальным должностным лицом об отказе в выплате. Факт отказа в выплате фиксируется Специальном должностным лицом в Журнале учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень.

14.10.13. Рассмотрение Предпринимателем вопроса о выплате денежных средств осуществляется не позднее одного дня со дня обращения получателя к Предпринимателю за выплатой ему денежных средств.

14.10.14. Предприниматель при выплате ежемесячного гуманитарного пособия за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия, учитывает, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

14.11. В случае, если Предприниматель состоит с организацией или физическим лицом, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) их денежных средств или иного имущества, в гражданско-правовых, трудовых либо иных порождающих обязательства имущественного характера отношениях и понесло имущественный ущерб в результате замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, оно вправе обратиться в суд с гражданским иском к лицу, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, о возмещении имущественного ущерба.

В случае удовлетворения судом указанного иска взысканная сумма и судебные расходы возмещаются за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих ответчику.

Новое на сайте

>

Самое популярное