Домой Альфа Банк Бюджет, бюджетное устройство. Бюджетная система РФ

Бюджет, бюджетное устройство. Бюджетная система РФ

В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

  • -- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
  • -- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;
  • -- финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • -- имущественное и личное страхование;
  • -- кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд занятости населения и т.п.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет -- денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Российской Федерации, развития местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды -- новое звено финансовой системы Российской Федераций, появившееся в начале 90-х гг. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные целевые фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей юридических и физических лиц, так и за счет поступлений на добровольной основе. В установленных Законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования их в рамках фондов проведено включение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Так, с 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своей обособленности в форме целевых бюджетных фондов.

Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.), используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой Системы подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Так, коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних» лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.

Финансы предприятий -- исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении -- это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников. Финансы предприятий органически связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, что создает возможности их действенного влияния на данные процессы, обеспечивая эффективность производства. Кризисные условия экономики такие возможности резко ограничивают или затрудняют их использование.

Особое место занимают финансы совместных предприятий, создаваемые на основе сотрудничества и объединения средств отечественных и иностранных хозяйственных организаций. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряжении партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.

Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и другие организации, оказывающие услуги, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения, по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.).

В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения по своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.

Различают две формы кредита:

  • а) государственный и муниципальный;
  • б) банковский.

Под государственным кредитом принято понимать отношения, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др. При этом в качестве источника кредитных ресурсов широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки.

Государственный долг может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

Вместе с тем государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (кредит) различным субъектам в целях их финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т.д. Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора.

В таких же формах осуществляется и муниципальный кредит. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование.

Банковский кредит -- это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике сфера, круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширились. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являющихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности. Однако резкое обострение системного кризиса экономики России в 1998 г. проявилось, в частности, в параличе банковской системы, сокращении числа банков, что вызвало принятие мер по усилению роли государственного регулирования деятельности банков, направленных на их оздоровление. Они явились составной частью мер по стабилизации социально-экономического положения в стране, включая меры по оздоровлению государственных финансов в целом.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т.е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции. Экономические связи стран СНГ, сохранившиеся и развивающиеся после распада Союза ССР, в сфере финансов осуществляются на основе заключения соответствующих договоров и соглашений. Существуют финансовые отношения и с другими зарубежными странами. Все они являются предметом международного финансового права.

Главная > Реферат

Координаты: электронная почта acher@ , ancher77@

Icq 170552870, телефон 89168119086.

Введение 2 1. Понятие бюджета и бюджетного дефицита 3 2. Причины бюджетного дефицита и его влияние на экономику 6 3. Способы регулирования бюджетного дефицита 10 Заключение 14 Список литературы 16

Введение

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствуют о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрица-тельными последствиями как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. Цель курсовой работы – раскрыть сущность бюджетного дефицита, способы его регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. раскрыть понятие бюджета и бюджетного дефицита; 2. исследовать причины бюджетного дефицита и его влияние на экономику; 3. рассмотреть способы регулирования бюджетного дефицита.

1. Понятие бюджета и бюджетного дефицита

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения . Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы) . Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия . В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода. Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. В системе финансовых отношений бюджет играет ведущую роль. При помощи бюджета государство активно воздействует на формирование и использование других финансовых планов, обеспечивается их взаимная увязка. Достигается соответствие и движение материальных и денежных ресурсов в масштабе всей страны, в ходе проверки финансовых планов появляются дополнительные резервы для роста доходов бюджета и экономии расходов, для наиболее эффективного ведения хозяйства. Госбюджет тесно связан с планом экономического и социального развития страны, финансовыми планами отраслей, государственным страхованием, фондами социального обеспечения и страхования, балансом денежных доходов и расходов населения, кредитным и кассовым планами Центрального банка. На основе финансов отрасли уточняются данные по налогам с предприятий, объединений, организаций по финансированию отраслей. Выполнение народнохозяйственных задач невозможно без выполнения бюджета, но и выполнение бюджета также зависит от выполнения народнохозяйственных задач по объему реализуемой продукции, по полученным накоплениям и т. д. По мере развития общества возрастает роль госбюджета в распределении общественного продукта и национального дохода. Бюджетное финансирование имеет целевой характер. При помощи бюджета обеспечиваются потребности производства и непроизводственных сфер, устанавливаются правильные пропорции в развитии экономики, отдельных экономических районов и регионов, отдельных отраслей хозяйства. Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни. С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др. Влияние бюджетного регулирования на экономическое развитие страны является сложным и неоднозначным. Например, изъятие в бюджет части доходов граждан и организаций с помощью системы налогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране. Однако, при этом расширяются возможности проведения государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств. Активное выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которое способствует улучшению положения более бедных территорий, может оцениваться как несправедливое с позиции богатых регионов, являющихся донорами таких программ. Таким образом, при формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных общественных интересов. Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления. Доходная статья – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. ……..

2. Причины бюджетного дефицита и его влияние на экономику

Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек, который идет на покрытие государственного долга. Такой излишек, как правило, существовал в бюджетах государств в эпоху свободной конкуренции, что создавало устойчивость государственных финансов и денежного обращения. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом , т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несба-лансированности государственных финансов. Превышение доход-ной части государственного бюджета над его расходной частью на-зывается бюджетным профицитом . К сожалению, в отечественной экономической науке до недавних пор превалировал сугубо отрицательный взгляд на бюджетный дефицит; он рассматривался как крайне отрицательное свойство, присущее, якобы, лишь бюджетам западных стран. В литературе утверждалось, что в нашей экономике с ее планомерным развитием бюджетный дефицит не может существовать. Отсутствие глубоких научных разработок о причинах, допустимом пределе и социально-экономических последствиях бюджетного дефицита, сравнительно низкая общая финансовая культура привели к тому, что прежние экономические ведомства страны оказались неподготовленными к управлению бюджетным дефицитом. Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита 90-х годов явились :
    низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей. нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам. неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
Важным фактором дестабилизации финансового состояния хозяйства страны, снижения государственных доходов и роста бюджетного дефицита явилась финансовая система страны. Резкое увеличение бюджетного дефицита привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги (т.н. видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворительного платежеспособного спроса (подавленная, т.е. скрытая инфляция). Нарастание инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной напряженности. В целом, основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются :
    увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения; циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики; дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики; дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений; сокращение налогов в целях стимулирования экономики; повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате: увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения); увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).
…….. В современной экономической науке существуют две раз-личные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, го-сударственного долга и их макроэкономических последствий. Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и го-сударственный долг оказывают существенное влияние на раз-витие экономической системы, а именно - рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государ-ственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к бо-лее обеспеченным, т. е. тот, кто владеет облигациями, стано-вится еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство вып-латы государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискован-ные программы и т. д., а также усилить социальную напряжен-ность в обществе. В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внут-ри страны продукта за рубеж. В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны. В-пятых, когда правительство берет заем на рынке капи-талов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличе-нию ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализирован-ной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследо-вать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными по-следствиями. В-шестых, можно отметить и чисто психологический эф-фект: с ростом государственного долга усиливается неуверен-ность населения страны в завтрашнем дне. Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государственный долг называется «традиционной» и является, господству-ющей. Но есть и другая точка зрения - точка зрения «рикардианской школы», в соответствии с которой, бюджетный дефицит и государственный долг могут и не повлиять на рост процент-ных ставок, уменьшение инвестиций и т. д. «Нейтральность» бюджетного дефицита и государственно-го долга является следствием того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе мо-жет и не повлиять на рост расходов потребителей. Это утверждение вытекает из теории поведения потребите-лей, в соответствии с которой, потребители при выборе линии поведения учитывает не только текущий интерес, но и интерес будущего, т. е. будущий доход. Снижение налогов при неизменных государственных рас-ходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, оз-начает, что правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост госу-дарственного долга подразумевает, что в будущем для его по-крытия необходимо будет увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспределя-ются во времени. Ожидания налогоплательщиков относительно будущего ро-ста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняш-нее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защитная мера по поддержанию в будущем «привычного» уровня жизни. Прирост частных сбережений по-зволит реализовать государственные ценные бумаги, предназна-ченные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нор-мы процента. Или иначе - рост частных сбережений будет равен по ве-личине снижению государственных сбережений, которое яви-лось следствием уменьшения налоговых поступлений. Объем сбережений в рамках национальной экономики останется в целом неизменным, изменится лишь их структура (доля част-ных и государственных сбережений в общем объеме национальных сбережений). Поэтому в данном контексте снижение налогов не приведет к последствиям, описываемым традиционной точкой зрения. Изложенные рассуждения означают, что финансирование государственных закупок за счет государственного долга равнозначно их финансированию за счет налогов.

3. Способы регулирования бюджетного дефицита

Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета – это сегодня одна из главных задач. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджета. К настоящему времени определились три основных подхода к регулированию государственного бюджета. Первый подход связан с ориентацией на достижение еже-годной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов. Такое целеполагание фискаль-ной политики по сути снижает ее эффективность и низводит на нет антициклический и стабилизационный ее характер. В условиях депрессии, длительной безработицы имеет место сокращение до-ходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступ-лений в государственную казну. В такой ситуации сбалансирован-ность может быть достигнута путем либо увеличения налогов, либо сокращения государственных расходов, либо сочетания того и дру-гого. А это означает сжатие совокупного спроса, свертывание об-щественного производства. При профиците государственного бюджета в условиях инфля-ционных процессов и роста денежных доходов, чтобы не допустить предстоящего превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить государственные расходы, либо задействовать то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали. Второй подход сориентирован на достижение сбалансиро-ванности государственного бюджета в рамках экономического (де-лового) цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется госу-дарством одновременно как инструмент и антициклического регу-лирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Это допускает экспансионистскую фискальную политику на ста-дии спада и депрессии (увеличение государственных расходов, сни-жение налогового бремени) и рестриктивную фискальную полити-ку на стадиях подъема и проявления инфляции. Несмотря на внешнюю привлекательность такого механизма реализации фискальной политики, он явно страдает упрощеннос-тью. Это связано с отсутствием идентичных экономических циклов как по продолжительности отдельных фаз и цикла в целом, так и по глубине спадов и пику подъемов. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочном вялым и небольшим подъемом и, наоборот, длительная и устойчивая фаза подъема может сопровож-даться краткосрочным и неглубоким спадом. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность го-сударственного бюджета. Третий подход базируется на идее функциональных фи-нансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономичес-кой политики сбалансированного развития народного хозяйства. При таком подходе самодовлеющим элементом является макроэ-кономическая стабильность, тогда как сбалансированность госу-дарственного бюджета смещается на второй план и рассматривает-ся лишь как один из составляющих моментов такой стабильности. Поэтому развитие экономики может сопровождаться бюджетными как дефицитами, так и профицитами. Предполагается, что макро-экономическая сбалансированность и экономический рост авто-матически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга. Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета : ……..

Рис. 1. Кривая Лаффера

График наглядно иллюстрирует, что при увеличении налоговых ставок от 0 до 100% налоговые поступления сначала растут до максимального уровня в точке М, а затем снижаются до нуля. Налоговые поступления в условных точках В (высокий уровень) и Н (низкий уровень) равны, но пониженная ставка в точке Н явно целесообразнее, поскольку, выше деловая активность людей, больше объем производства и занятости, выше уровень благосостояния общества. Таким образом, снижая чрезмерно высокие налоговые ставки, государство может стимулировать экономику, что выражается в росте инвестиций, производства и занятости и ведет к увеличению доходов бюджета, сокращению его дефицита, ослаблению инфляции. 3. Денежная эмиссия. Эта мера представляет собой наиболее, но одновременно и самый неэффективный способ преодоления дефицита бюджета, поскольку неизбежно вызывает инфляцию. 4. Государственные займы. Они могут осуществляться как внутри страны, так и у иностранных источников. Следует отметить, что в долговременном периоде госзаймы не сокращают бюджетный дефицит, а лишь переводят его в разряд государственного долга. Государственный долг – это сумма задолженности государства по еще не погашенным внутренним и внешним займам. Финансирование дефицита бюджета на основе займов и денежное финансирование оказывают в значительной степени различный эффект на экономику. С одной стороны, финансирование дефицита за счет займов (долговое финансирование) в короткие промежутки времени повышает процентную ставку, снижает инвестиции и оказывает относительно нейтральный эффект на цены и совокупный спрос. С другой стороны - денежное финансирование дефицита сокращает процентную ставку, увеличивает инвестиции, повышает цены и совокупный спрос.

Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета России имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта, более 28% от расходов бюджетной системы (табл. 1). Федеральный бюджет 1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. руб., что составляло 36% от объема расходов.

…….

Заключение

Подведем итоги курсовой работы. Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несба-лансированности государственных финансов. В целом, основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:
    увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов; циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики; дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики; дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; сокращение налогов в целях стимулирования экономики; повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате: увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение; увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).
В современной экономической науке существуют две раз-личные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, го-сударственного долга и их макроэкономических последствий. Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и го-сударственный долг оказывают существенное влияние на раз-витие экономической системы, а именно - рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия. Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государственный долг называется «традиционной» и является, господству-ющей. Но есть и другая точка зрения - точка зрения «рикардианской школы», в соответствии с которой, бюджетный дефицит и государственный долг могут и не повлиять на рост процент-ных ставок, уменьшение инвестиций и т. д. К настоящему времени определились три основных подхода к регулированию государственного бюджета. Первый подход связан с ориентацией на достижение еже-годной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов. Второй подход сориентирован на достижение сбалансиро-ванности государственного бюджета в рамках экономического (де-лового) цикла. Третий подход базируется на идее функциональных фи-нансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономичес-кой политики сбалансированного развития народного хозяйства. Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета: 1. Сокращение расходов. 2. Увеличение доходов. 3. Денежная эмиссия. 4. Государственные займы. Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета России имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта, более 28% от расходов бюджетной системы. На современном этапе в России бюджетный дефицит отсутствует.

Список литературы

    Агапова Т.А, Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: Дис, 2003. 416 с. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3 томах. Том 2./под общ. ред. В.И. Видяпина. – М.: Триада, 2004. - 1056 стр.

    Курс экономической теории / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2004. – 832 с.

    Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2005. – 456 с. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 542с. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2005. – 464 с. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2004. – 592 с. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М, 2005. – 620с.

  1. Л. Н. Гумилева удк 349. 6 (574) (410) На правах рукописи ниязгулов данияр толеуович правовой режим особо охраняемых природных территорий (сравнительный анализ закон

    Закон

    Общая характеристика работы. Данное диссертационное исследование посвящено изучению правового режима особо охраняемых природных территорий в Республике Казахстан и Великобритании.

  2. Учебно-методический комплекс специальности «Менеджмент организации»

    Учебно-методический комплекс

    Осознание мировым сообществом всей сложности природно-общественных отношений привело к необходимости смены парадигмы цивилизационного развития на принципиально новую, базирующуюся на создании эколого-социально ориентированной модели

  3. Финансы, как стоимостная категория

    Лекция

    1) Термин “финансы” появился в Западной Европе в XVII веке и в переводе на русский означает “денежный платеж”, “платеж в срок”. Финансовые отношения возникли раньше и историки точно не называют дату их зарождения.

Важнейшая задача национальной финансовой системы любого современного государства сводится к обеспечению соответствующей финансовой инфраструктурой процесса бесперебойного привлечения (аккумуляции) и эффективного использования (инвестирования) субъектами хозяйствования временно свободных финансовых ресурсов, как отечественных, так и зарубежных. На это в конечном итоге обычно и бывают направлены основные усилия государственно-финансового регулирования в экономически развитых странах. Отметим и тот факт, что перед единой финансовой системой Европейского союза, реально действующей в зоне евро, стоит такая же задача.
В финансовой системе любого современного государства, в том числе и Беларуси, ведущим звеном является Центральный (Национальный) банк. Его статус, права и проводимая политика, взятые в совокупности, серьезно влияют на процесс становления и развития всей финансовой сферы страны, на эффективность ее работы в целом.
Многочисленные функции, которые Центральный банк (ЦБ) выполняет в экономике, подразделяются на две группы. В первую можно отнести прямые «профессиональные» обязанности по проведению эмиссионных, расчетных и депозитно-ссудных операций. Во вторую же, которая в условиях системной трансформации приобретает особенно важное значение, входят его различные контрольно-регулирующие и организационно-созидательные функции, с помощью которых государство и осуществляет формирование финансовой политики и инфраструктуры, стараясь целенаправленно воздействовать на процессы накопления и инвестирования, ценовую стабильность и темпы экономического роста, курс национальной денежной единицы ит.п.
Но эти общие положения в каждой стране конкретизируются по-своему, с учетом социально-экономических традиций, существующего законодательства, сложившейся отраслевой структуры, текущих экономических целей и задач. При этом, как правило, основное функциональное ядро остается неизменным, т.к.оно обусловливается общими закономерностями современной смешанной экономики, а не национально-историческими особенностями конкретного государства. К таким общим (функциональным) правам и задачам Центрального банка относятся следующие:
1) монопольное право эмиссии национальной денежной единицы;
2) формирование и проведение в жизнь определенной денежно-кредитной политики, стремящейся к адекватному объективным потребностям экономики росту денежной массы;
3) активное участие в разработке, утверждении и изменении национального финансового законодательства, соответствующих норм и нормативов;
4) поддержание ценовой стабильности и регулирование курса национальной валюты на внутреннем и международном финансовом рынке;
5) роль «банка банков», поскольку все другие кредитные институты страны обязаны держать именно в нем свои резервы;
6) ведение дел и осуществление различных операций с центральными банками других стран или международными финансовыми организациями от имени государства;
7) регулирование и надзор за финансовыми операциями правительства, забота о поддержании устойчивости, стабильности и необходимой динамичности развития национальной финансовой системы;
8) роль «последней инстанции», способной предотвратить серьезные внутренние и внешние финансовые потрясения: резкое падение курса национальной денежной единицы, финансовую панику, крупные банкротства ит.д.
И первым, т.е.важнейшим объективным условием, непосредственно влияющим на эффективное выполнение любым Центральным банком своих функций, является его независимость от исполнительной власти, ибо эта власть (почти всегда и везде) постоянно испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. А ресурсы эти требуются ей для реализации различных экономических, социальных, экологических, военных, международных ит.п. проектов и планов, недостатка в которых она, напротив, никогда не испытывает.
Вторым же (по значимости) условием успешной практической реализации выше указанных функций служит наличие в стране достаточно развитой и законодательно оформленной национальной финансово-кредитной системы, ее отдельных звеньев. В их число входят:
1) Национальный (Центральный) банк;
2) коммерческие банки, которые делятся на: депозитные, региональные, торговые, иностранные и проч.;
3) специализированные государственные банки;
4) ипотечные банки;
5) фондовые биржи;
6) страховые и финансовые компании;
7) пенсионные фонды;
8) кредитные товарищества;
9) инвестиционные фонды и общества;
10) сберегательные кассы;
11) специальные кредитно-финансовые учреждения, чьи специфические цели жестко закреплены в их уставах.
Весьма желательно реальное существование в стране развитого валютного и фондового рынков, а также активное функционирование рынка ссудного капитала.
Важнейшим звеном современной финансовой системы (инфраструктуры) являются коммерческие банки, обладающие полной независимостью в оперативных вопросах, строящие свои отношения с клиентами на коммерческих, договорных и взаимовыгодных началах, отвечающие своими доходами, а иногда и самим своим существованием, в случае принятия неправильных стратегических решений.
Создание в Беларуси финансовой системы, адекватной ныне действующим в европейских странах, невозможно и без соответствующего развития фондового рынка. Выпуск и оборот разнообразных финансовых активов, особенно акций и облигаций, нуждается у нас в целенаправленном стимулировании и более весомой государственной (налоговой и прочей) поддержке, ибо желательно обеспечить большую доходность инвестиций в ценные бумаги по сравнению с банковскими депозитами.
В развитых странах отдельные финансовые активы, приносящие гарантированный доход, допускаются ЦБ к использованию в качестве резервов. Чаще всего ими являются краткосрочные ценные бумаги правительства или различных центральных (федеральных) учреждений и ведомств. По этому пути начала движение и Беларусь. Но низкая ликвидность и доходность преобладающего числа отечественных финансовых инструментов серьезно тормозит данный позитивный процесс в республике.
Государственный долг в будущем может послужить Национальному банку Республики Беларусь объективной основой расширения использования своих операций на открытом рынке в качестве эффективного инструмента регулирования экономического цикла, ибо он во многих странах образует ведущее звено, соединяющее государственные финансы с рынком ссудного капитала и механизмом денежного обращения. Усиление этой связи является одной из характерных черт развития сферы денег и кредита в современную эпоху. Однако в данный момент широкое использование этого механизма в РБ представляется проблематичным по ряду причин.
Большинство центральных банков осуществляет операции на открытом рынке с государственными или гарантированными государством ценными бумагами, что служит достаточно весомым стимулом и аргументом для приобретения их владельцами свободных денежных средств. Практически все кредитно-финансовые институты помещают часть своих средств в государственные ценные бумаги (особенно краткосрочные), используя их в качестве вторичных резервов. Крупные фирмы и корпорации также охотно вкладывают в государственные обязательства временно свободные денежные средства (естественно, при наличии в обществе доверия к правительству). Частные владельцы капиталов используют государственные ценные бумаги как временное убежище для своих ликвидных средств. А так как сегодня в Беларуси государству принадлежит значительная часть материальных активов (во многих отраслях и сферах народного хозяйства), то налицо и огромное поле для развития соответствующих операций.
Большой вклад в развитие финансовой системы республики может внести и активное расширение (качественное и количественное) различных небанковских кредитно-финансовых учреждений: специализированных фондов, ассоциаций ит.п. Без них невозможно эффективно провести реформы системы социального страхования и пенсионного обеспечения, а также начать переход к страховой медицине. Существенной могла бы быть их роль и в приватизационных процессах.
Таким образом, в Беларуси имеются определенные потенциальные возможности для становления (активизации) ряда существенных элементов национальной финансовой инфраструктуры. Однако пока все соответствующие позитивные процессы развиваются у нас крайне медленно. В финансовой сфере республики некоторые негативные явления (например, высокая инфляция и неплатежи) фактически стали хроническими. Парадокс же ситуации состоит в том, что Национальный банк Республики Беларусь, непосредственно отвечающий за общее состояние и положение финансовых дел в стране, в этом почти не виноват.

Еще по теме 1. Роль и место Национального (Центрального) банка в финансовой системе страны:

  1. 56. Ведущая роль Центрального банка и кредитной системы страны. Функции Центрального банка.
  2. 56.Ведущая роль Центрального банка и кредитной системы страны. Функции Центрального банка.
  3. § 1. Место Центрального банка Российской Федерации в национальной платежной системе России
  4. 77. Происхождение центральных банков. Их место и роль в системе органов государственного управления.
  5. 1. Кредитная система. Банковская система и роль в ней центрального банка.
  6. 1. Кредитная система. Банковская система и роль в ней центрального банка
  7. Глава I| Место Центрального банка РФ в банковской системе России
  8. Центральный банк России, его место и роль в банковской системе рыночного типа.
  9. Роль и место центральных банков в платежных системах. Надзор и наблюдение за платежными системами. Обеспечение защиты информации управления рисками в платежной системе
  10. §1. Место и роль криминалистики в системе мер обеспечения безопасности банка

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

«Межбюджетные отношения» - Оценка расходных потребностей регионов. Государственная политика в области межбюджетных трансфертов. Распределение налоговых доходов. Бюджеты провинций. Преимущества и недостатки децентрализации. Применение единого норматива бюджетных расходов. Выделение грантов. История. Расчет выравнивающих трансфертов.

«Государственный бюджет РФ» - Концепция ежегодно сбалансированного бюджета. Одалживание денег. Бюджетная система РФ. Причины дефицита. Превышение расходов над доходами. Классификационные признаки бюджетного дефицита. Источники финансирования дефицитов бюджетов. Управление дефицитом. Способы преодоления дефицита бюджета. Концепция государственного бюджета.

«Бюджетный учёт» - Бюджетная отчетность. Единая методология. Консолидированный отчет. Периодичность отчетов. Структура инструкции. Бюджетная классификация. Структурная схема бюджетной отчетности. Бюджетная отчетность подписывается руководителем. Основы составления. Принцип формирования справки. Годовой отчет. Исключение взаимосвязанных показателей.

«Бюджет РФ» - Стадии бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса. Доходы бюджета. Проблемы государственного бюджета РФ. Налоговая система РФ включает виды налогов и сборов. Консолидированный бюджет РФ. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп: Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009–2011 годы.

«Российский бюджет» - Классификация источников внешнего финансирования дефицита. Принцип сбалансированности бюджета. Доход бюджета. Ведомственная классификация. Унитарное государство. Классификация государственных долгов РФ. Классификация государственных внутренних долгов РФ. Экономическая классификация расходов бюджета.

«Качество бюджетных услуг» - Мониторинг количества. Результативность. Организация мониторинга. Продуктивность и эффективность. Показатели качества услуг. Индикаторы. Порядок введения новых показателей. Результат. Преимущества и недостатки. Затраты. Что сегодня есть в статистике по каждой из этих групп. Источники индикаторов в России.

Всего в теме 13 презентаций

Финансовая деятельность государства представляет собой плановый процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования различных фондов денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, который вызван объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является важным условием существования финансовой деятельности. Следовательно, для понимания сущности финансовой деятельности необходимо иметь четкое представление о том, что такое финансы и финансовые отношения.

Финансы (от фр. finance - наличность, доход) - совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования. Финансы - экономическая категория. Термин "финансы" выражает реально существующие общественные отношения, связанные с доходами и расходами государства и которые называются финансовыми.

В экономической и правовой литературе понятие"финансы" рассматриваются в двух аспектах.

  1. Как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций.
  2. Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач и функций.

    При этом всегда стоит помнить, что финансы - это не сами денежные средства, а только отношения между различными субъектами по поводу образования и использования фондов денежных средств. Вместе с тем все финансовые отношения по своему характеру являются всегда денежными. Правда, не все денежные отношения являются финансовыми: например, денежные отношения по поводу купли-продажи не являются финансовыми отношениями, поскольку регулируются правовыми нормами другой самостоятельной отрасли права - гражданским правом (например, договор купли-продажи) или административного права (административные штрафы).

    Финансы РФ - это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей. Роль финансов выражается в их распределительной и контрольной функциях.

    Распределительная функция финансов связана с организацией сбалансированного и эффективного общественного воспроизводства соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

    Контрольная функция, являясь неотъемлемым элементом распределительной функции, по своему содержанию имеет финансовый характер и направлена на осуществление финансового контроля за законностью и целесообразностью этой деятельности.

    Регулирующая роль финансов выражается в создании и использовании денежных фондов, средства которых направляются на решение определенных задач общества: наука, экология, образование, здравоохранение, оборона страны и др.

  3. Совокупность, взаимосвязь и взаимодействие нескольких взаимосвязанных между собой элементов - финансовых институтов образуют финансовую систему РФ. Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. В этом понимании финансовым институтом являются, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов, кредита и т. д.

Для осуществления финансовой деятельности создана система специальных финансовых и кредитных органов, с помощью которых собираются, распределяются фонды денежных средств, а также проводится контроль за их расходованием.

Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система Российской Федерации подразделяется:

  1. бюджетная система (состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления (муниципалитетов);
  2. внебюджетные централизованные целевые фонды;
  3. внебюджетные децентрализованные целевые фонды;
  4. финансы хозяйствующих субъектов всех форм собственности (предприятий, объединений, организаций, учреждений) и отраслей народного хозяйства;
  5. страховые фонды;
  6. кредит (государственный и банковский).

Все перечисленные звенья финансовой системы Российской Федерации в настоящее время существуют относительно самостоятельно. Они представлены соответственно на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, а также на уровне местного самоуправления. Каждое звено финансовой системы охватывает целый ряд финансовых отношений.

Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система. Под ней понимают совокупность денежных отношений (т. е. общественных), возникающих у государства по поводу формирования и использования специальных денежных фондов, предназначенных для финансирования национальной экономики, нужд обороны и безопасности страны, государственного управления. Существует федеральный (т. е. общегосударственный централизованный денежный фонд) бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц, а также за счет кредитов и других источников.

Внебюджетные целевые фонды - это система экономических отношений по поводу создания и использования специальных финансовых ресурсов в целях социального развития. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд службы занятости и др. Они имеют строго целевое назначение. Средства этих фондов образуются за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц, а также добровольных взносов (пожертвований).

Финансы предприятий всех форм собственности - исходное звено, основа всей финансовой системы. Это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для экономического развития и социальных нужд его работников. Формируются непосредственно из прибыли в результате деятельности предприятий.

Имущественное и личное страхование - это формирование страховых фондов с целью возмещения материального ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам стихийными бедствиями и другими непредвиденными обстоятельствами. Источники образования этих фондов - обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Страхование перестало быть только государственной монополией. В настоящее время страхование развивается как особый вид предпринимательской деятельности и за ним большое будущее. Однако оно требует специального разрешения - лицензии и находится под особым контролем государства.

Кредит - это привлечение и аккумуляция свободных средств, предоставляемых для использования на принципах возвратности. Различают государственный кредит - отношения по временному использованию государством денежных средств (юридических и физических лиц). Государство в этом случае является заемщиком. Образуется государственный внутренний долг (в форме государственных займов и др.). Банковский кредит - отношения по предоставлению временно свободных средств юридическим и физическим лицам на условиях возмездности и возвратности. Формируется главным образом за счет денежных средств, хранящихся в банках.

В юридической литературе понятие "финансовая система" употребляется в двух смыслах. Во-первых, это как совокупность финансовых институтов, о чем говорилось выше, а во-вторых, как совокупность финансовых учреждений страны.

Финансовая система как совокупность государственных органов и учреждений - это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства.

Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свои органы, которые наделены для этого специальной компетенцией. Практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. Их можно разделить на три вида. Органы общей, специальной и функциональной компетенции.

Органы общей компетенции имеют правомочие воздействовать на все сферы общественной жизни. К ним относятся, Президент РФ, Федеральное Собрание (РФ), Правительство РФ.

Органы специальной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность субъектов одной сферы. К ним, например, относятся Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ. Органы функциональной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность всех субъектов независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы, но в пределах ограниченного круга задач.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти. Минфин России обеспечивает проведение единой государственной политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита, регулирует и контролирует всю сеть банков и кредитных организаций в России. К финансовым органам относятся также органы, занимающиеся непосредственно аккумуляцией денежных средств, это органы налоговой и таможенной служб.

Правительственные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Для более эффективной своей деятельности все эти государственные органы используют различные методы.

Метод собирания (мобилизации) фондов денежных средств тесно связан с налоговым методом, который используется для изъятия части доходов юридических лиц и граждан в бюджеты определенного уровня. В отличие от налогового метода, которому, как видите, свойствен принудительный характер, применяется метод добровольного привлечения денежных средств - покупка облигаций, государственных ценных бумаг, вклады населения в банки и т. д.

С помощью метода страхования образуются страховые фонды.

При распределении государственных денежных средств применяются основные методы осуществления финансовой деятельности: метод финансирования - безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств и метод кредитования - выделение средств на началах возмездности и возвратности. Они определяются тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов.

Методы обязательных и добровольных платежей - используются для создания централизованных государственных фондов. В качестве обязательных платежей выступают налоги, сборы, пошлины, платежи по обязательному государственному страхованию (страхование пассажиров), обязательные отчисления банков при создании страхового фонда Центробанка и др.

Поступление денежных средств в распоряжение государства, юридических и физически лиц, а также их использование осуществляется методом безналичных денежных расчетов и платежами наличными денежными средствами.

Методы финансовой деятельности государства не статичны, а динамичны и меняются во времени в соответствии с теми задачами, которые имеют первостепенное значение для прогресса страны. Так, в настоящее время интенсивно развивается финансовый рынок реализации ценных бумаг - акций, облигаций и др. Он используется для формирования фондов предприятий, организаций, а также для пополнения финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления.

В итоге хочу еще раз напомнить, что финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, управления.

Следует признать, что лучший способ управления государством - это управление при помощи денег и лучшего средства управления человечество пока не придумало. Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, таким образом государство стимулирует или наоборот сокращает деятельность по определенным направлениям. Примером этому служит современное развитие России, где недостаточное выделение средств на науку, образование и культуру приводит к свертыванию этих видов деятельности. Поправить существующее положение можно, только направив на развитие этих сфер необходимое количество денежных средств, аккумулируя и перераспределяя их через централизованные и децентрализованные денежные фонды.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны.

Главной целью деятельности государства, в том числе финансовой, должно быть создание условий, которые обеспечат достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ). Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ.

Государство использует разные принципы в своей финансовой деятельности.

Принцип прямой финансовой поддержки. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в различные сферы общественной жизни с учетом приоритетности финансируемых мероприятий и в соответствии с внутренними и внешними условиями развития страны. Финансовая деятельность государства создает необходимую материальную базу, достаточную для функционирования органов государственной власти и управления.

Принцип косвенной поддержки - в виде предоставления налоговых льгот, предоставления беспроцентных кредитов, налоговых отсрочек и т. п.

Принцип федерализма - распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также местным самоуправлением. Это важно для регулирования и координации развития в масштабах всей страны и на отдельных территориях. При этом выделяются сферы финансовой деятельности, находящиеся в ведении как федеральных органов, так и органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Межотраслевой принцип отличает финансовую деятельность государства от иных сфер деятельности, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Финансовый контроль также распространяется на все органы власти и управления, а также на все организации, предприятия и учреждения.

Правовое регулирование финансовой деятельности государства осуществляется на основе норм финансового права . В процессе финансовой деятельности государство с помощью правовых норм регулирует права , обязанности и ответственность субъектов, участвующих в этой деятельности. Финансовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством денежных средств.

Предмет финансового права - общественные (финансовые) отношения (бюджетные, налоговые, расчетно-кредитные, валютные, отношения в связи с контролем за финансовой деятельностью), возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством денежных средств. В предмет финансового права входят общественные отношения, возникающие в процессе построения структуры финансовой системы, распределения компетенции между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением, отношения по регулированию всей финансовой деятельности.

Как самостоятельная отрасль права , финансовое право является совокупностью юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от субъектного состава финансовые отношения, составляющие предмет финансового права , могут быть разделены на следующие группы отношений:

а) между Россией, ее субъектами и местным самоуправлением,
б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и юридическими лицами, с другой,
в) между государственными или муниципальными финансово-кредитными органами,
г) между государственными или муниципальными предприятиями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного (муниципального) управления,
д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой,
е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами, с другой в вопросе внесения обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Метод той или иной отрасли права зависит от характера общественных отношений, которые она (отрасль) регулирует, от правового статуса субъектов этих отношений. Исходя из вышесказанного в отношении предмета финансового В настоящее время большее значение стали приобретать и другие методы: рекомендации, согласования и т. п. Данные методы применяются в процессе регулирования общественных отношений, возникающих между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и местного самоуправления (например, при решении вопросов совместного ведения в области налогообложения).

Система финансового права . Финансовое право - самостоятельная отрасль права , которая имеет внутреннюю структуру. Эта структура возникает вследствие объединения правовых норм в определенные правовые институты. Под правовым институтом понимают группы взаимосвязанных правовых норм, которые регулируют более узкие области однородных общественных отношений внутри сферы финансовой деятельности. Порядок их расположения и изучения внутри отрасли выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней соответствующих звеньев.

Общая часть объединяет правовые нормы, которые регулируют наиболее общие вопросы, имеющие значение для всех институтов финансового права . Это:

  • общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, круг и компетенция органов государственной власти;
  • правовое положение субъектов, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое поло финансовых правоотношений;
  • правовые основы финансового контроля в государстве.

Особенная часть состоит из отдельных институтов. Финанасово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие относительно узкую и близкую По юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

К источникам финансового права можно отнести Конституцию РФ, кодексы и Федеральные законы, федеральные конституционные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Отношения, складывающиеся в процессе планового собирания и распределения денежных средств, - финансовые отношения, которые обусловлены необходимостью распределения национального дохода для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированность их финансово-правовыми нормами придает им форму финансовых правоотношений. Они имеют определенные особенности. Одним из субъектов этих правоотношений всегда выступает государство. Объектом всегда являются деньги или денежные отношения. Права и обязанности субъектов финансовых отношений определяются не договорами, а непосредственно законами или подзаконными актами.

Новое на сайте

>

Самое популярное