Домой Альфа Банк Человек в основных сферах общественной жизни. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

Человек в основных сферах общественной жизни. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

Структурная организация общества анализируется социальной философией с помощью деятельностно-системного подхода. Для этого выделяют основные типы совместной деятельности людей: материальное производство, социальное воспроизводство, организационная, духовная. Им соответствуют четыре основные сферы (подсистемы) общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни обществ Она включает в себя: производство, распределение, обмен, потребле­ние материальных благ.

Экономическая сфера существует в следующих формах:

Экономическое пространство - то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

Деятельность институтов управления экономикой;

Способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы - люди с их знаниями, умениями, трудо­выми навыками и средства производства. Средства производства включают в себя все, с помощью чего осу­ществляется производство: предмет труда; средства, орудия труда - машины, механизмы, инструменты, техника; сырье и материалы; здания и сооружения, транспорт и т. д. Человек - это творческое начало и активный субъект труда. Главная роль человека в производстве связана не столько с его физическими свой­ствами, сколько с мышлением и разделением труда. Функционирование средств производства зависит от умения, знаний и опыта людей.

Можно дать характеристику производительных сил как определен­ного технологического способа соединения людей и средств труда, спо­соба изготовления продуктов. Производительные силы изменяются количественно и качественно. Показателем количественных изменений является уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда. Качественные изменения обнаруживаются в их характере, том, какие силы природы используются человеком, каким способом они используются. Характер производительных сил исторически изменял­ся. От ручных орудий труда люди перешли к машинной и автоматической технике, от энергии животных к электрической и атомной энергии. На современном этапе человек все больше выходит из непосредствен­ного процесса производства, становясь его регулятором и контролером.

Производственные отношения - отношения между людьми в про­цессе производства. К ним принадлежат:

Отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений - поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

Отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.

Отношения собственности во многом определяют отношения обме­на, распределения и потребления продуктов труда. Отношения соб­ственности детерминируют содержание экономических интересов клас­сов и отдельных лиц. Форма собственности - это сущность производ­ственных отношений.

Существуют частная, групповая и общественная собственности. Ис­торически первой формой собственности была коллективная, общин­ная собственность. На смену ей пришла частная собственность. Исто­рия знала три основных типа частной собственности: рабовладельчес­кий, феодальный, капиталистический. В социалистическом обществе были государственная и кооперативная собственность трудящихся, объединенных в артель. В современной Беларуси складываются различ­ные формы собственности: государственная, частнокапиталистическая, кооперативная, акционерная и др. Реформирование отечественной экономики осуществляется с учетом ее структуры и потенциала, доставшихся в наследство от СССР, отсутствия значительных природных ресурсов, менталитета белорусского народа и обострения конкурентной борьбы на мировых рынках. Все это учтено в особенностях белорусской модели экономического развития. Ее чертами являются: эффективное государственное регулирование, эволюционный путь развития, осторожное проведение программы приватизации, адресная социальная политика, экспортная ориентация большинства отраслей. Темпы роста ВВП Беларуси до начала мирового кризиса составляли 8 -10%, что более чем в два раза превышало среднемировые.

История развития общества обусловлена процессом смены спосо­ба производства, который определяет изменение всех других структур­ных элементов общественной формации. Производительные силы и производственные отношения - это две стороны единого процесса производства. Их взаимодействие подчиня­ется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Изменение производственных отноше­ний происходит при замене одного способа производства другим. Соб­ственник будет способствовать развитию производительных сил до тех пор, пока производственные отношения обеспечивают ему получение прибыли. Сохранение старых производственных отношений обычно поддерживается государством и экономически господствующие слои общества препятствуют их изменению, если даже они перестают соот­ветствовать производительным силам. Поэтому для изменения произ­водственных отношений недостаточно развития производительных сил, а необходимо еще формирование такой общественной ситуации, кото­рая бы позволила преодолеть сопротивление консервативных сил.

Переход от старого способа производства к новому осуществляется обычно путем социальных революций, которые могут приобретать са­мую различную форму и идти не только «снизу», но и «сверху».

Значение материального производства (экономической сферы жиз­ни общества) в том, что оно:

Создает материальную базу существования общества;

Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

Непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

Влияет на политические процессы;

Влияет на духовную сферу - как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

Хотя общественная жизнь не сводится к производству материаль­ных благ, основные ее сферы оказываются связанными между собой единой материальной основой. Поэтому изменение способа производ­ства и отношений собственности влечет за собой изменение всего об­щества - его социальной структуры, политической организации, об­щественного сознания, всей сферы духовной жизни общества.

Социальная среда - это окружающий человека социальный мир, включающий в себя материальные и идеальные условия становления, существования и развития людей. К основным компонентам социаль­ного мира относят общественные условия жизни людей, социальные действия людей, их отношения в процессе совместной деятельности; социальные общности, в которые они объединяются. Социальная сре­да задана человеку культурно-исторически.

Социальная сфера - система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделе­нии труда, собственности на средства производства и национальном факторе. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальной защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости, регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений.

Политическая сфера общества - совокупность учреждений и орга­низаций, которые выражают интересы социальных групп и осуществля­ют руководство обществом на основе согласования интересов. Элементами политической системы обще­ства являются: государство и государственные органы, политические партии, общественные организации и движения, профсоюзы, иные институты (например, СМИ). Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является госу­дарство- система органов, осуществляющих государственную власть. Государство - это политический институт, осуществляющий управ­ление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Оно защищает прежде всего формы собственности, в которых заинте­ресовано общество (либо правящая элита). Сущность государства в ан­тагонистическом обществе - это диктатура господствующего класса, когда господствующий класс получает возможность осуществлять ру­ководство всеми сторонами жизни общества в соответствии со своими интересами. Основными функциями государства являются: представительная - представлять интересы различных политических, социальных групп; регулятивная - поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами; охранительная - охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы; внешнеполитическая; интеграционная.

Государство характеризуется формой правления, формой территориального устройства и политическим режимом. Форма правления показывает способ формирования власти – по наследству либо через выборы. Отсюда две основ­ные формы правления: монархия и республика (парламентская или президентская). Форма территориального устройства государств бывает унитарной (Беларусь), федеративной (Россия), конфедеративной (ЕЭС), содружеством (СНГ).

Политический режим - система методов и приемов осуществле­ния государственной власти, степень реализации прав и свобод лич­ности. Особенность политического режима определяется характером избирательного закона, ролью исполнительных и законодательных органов государственной власти. Выделяют демократический, авто­ритарный, тоталитарный режимы и их разновидности. Основной вопрос политической жизни - вопрос о власти. Полити­ческая власть - это реальная способность данного класса, группы или индивидов проводить свою волю в политике и правовых нормах. Основ­ными формами проявления власти являются господство, организация, контроль и управление. Через государственное управление властные структуры стремятся подчинить своей воле действия всех классов и социальных групп.

Особенность белорусской политической системы – ее переходный, поисковый характер. Демократические институты и механизмы власти не востребованы в полной мере большинством граждан. Можно отметить, к примеру, низкий рейтинг у населения институтов политических партий и парламентаризма. По-прежнему распространены патерналистские настроения, т.е. ожидания помощи и указаний от государства, что тормозит процесс формирования гражданского общества. Положительными сторонами являются стабильность и мирный характер политических отношений, эффективная система правопорядка и высокий уровень гарантий безопасности жизни. Существует консенсус народа и власти по поводу основных социальных ценностей и целей общественного развития.

Духовная сфера общества включает такие элементы, как: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание. Эта сфера включает в себя все формы общественного сознания – философию, религию, мораль, право, искусство, науку, миф. Элементами духовной жизни общества считают: индивидуальное и общественное сознание, духовные потребности, духовную деятельность и производство, соответствующие ценности и идеалы, духовные потребления и отношения.

Духовная деятельность - деятельность сознания, в процессе кото­рой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценнос­ти, например, моральные, религиозные устои, научные теории, худо­жественные произведения. В ходе духовной деятельности ценности распространяют­ся и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответ­ствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями на­зывается духовными отношениями.

Общественное сознание - возникающая из общественной практи­ки людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельнос­ти совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнооб­разие бытия. Общественное сознание имеет сложную структуру, где соответ­ственно различают сферы общественной идеологии и социальной пси­хологии. Различают также формы общественного сознания (полити­ческое, правовое, философское, научное, религиозное, моральное, ху­дожественное), уровни (теоретическое и обыденное). В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражает­ся общественное бытие. Существует тенденция отставания обществен­ного сознания от общественного бытия, но порой общественное созна­ние, особенно научное, способно опережать общественное бытие. Роль духовной сферы заключается в том, что в ней формируются комплексы ценностей и жизненные стратегии общества, социальные проекты и средства их реализации, осмысливается прошлое и закладываются ориентиры будущего. Белорусское общество переживает стадию перехода от духовных ценностей советского периода к национально- самобытным и современным мировым образцам. Этот процесс противоречив, белорусский и русский язык и общеславянская культура вытесняются массовой культурой американского образца. Это наблюдается в молодежном сленге, традициях новых праздников (Хэллоуин, День святого Валентина), доминировании утилитарных потребностей над духовными. Религиозность населения выросла, хотя для многих она – дань моде, не ставшая внутренним убеждением. В структуре общественного сознания наблюдается ослабление влияния теоретического уровня на массовый тип сознания, наука отступает перед мифом и религией. Такие явления типичны для переходных эпох и обществ. Они являются симптомами кризиса современного общества массового потребления. Нужна новая модель социокультурного развития человечества.

Общество — понятие довольно сложное, и определений ему можно дать несколько. В первом случае – это группа людей, которые объединены схожими интересами и совместной деятельностью. Также общество можно назвать частью материального мира, которая тесно связана с природой, но не являющаяся ее подвидом. Общество состоит из индивидов с их способами организации деятельности.

Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. Оно сложное, то есть состоит из большого количества элементов, компонентов. Чтобы изучить общество целиком, необходимо изучить каждый из его компонентов.

Существует четыре системы общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Эти сферы тесно взаимосвязаны, без одной из них не смогли бы существовать и другие.

Социальная сфера

Охватывает социальные общности и связь между ними. Эта сфера включает в себя и обеспечение качественного уровня жизни населения: выплата пенсий и пособий, бесплатное образование и медицинские услуги.

Основным предметом изучения данной сферы является человек как существо социальное. Ни один индивид не может существовать без общества, как и оно без него. За всю свою жизнь человек выполняет несколько социальных ролей и имеет определенный статус. Социальный статус человека определяется занимаемым человеком положении в обществе в соответствии со своим полом, возрастом, профессией, стилем жизни. Статус предполагает выполнение человеком определенных обязанностей.

Статус, предписанный человеку от рождения, называется врожденным: Такими являются пол, возраст, расовая принадлежность. Людям, рожденным в семье с хорошим материальным достатком, гораздо легче построить свою карьеру, чем более бедным. Но большее место занимают статусы приобретенные – те, которые получаются человеком в течение всей его жизни: образование, трудолюбие.

Статус определяет, что его носитель может и должен делать в конкретной ситуации, а что нет. Устанавливаются рамки для его деятельности.

Не менее важно и понятие престижа – некоей популярности, которой пользуется в обществе та или иная сфера деятельности. Чем дороже оплачивается профессия человека, тем она престижнее.

Социальной же ролью называется предписание соответствующему статусу поведения. Каждый человек имеет свой ролевой набор – совокупность выполняемых им ролей. Мальчик или девочка, сын или дочь, ученик или работник – все это является социальными ролями. Они могут меняться в течение жизни (ученик — студент — работник) или оставаться неизменными (сын — дочь).

Важным элементом социальной сферы является деление общества на группы — социальная стратификация. Основными ее видами считаются рабство (один человек собственность другого), касты (замкнутая группа людей, которые связаны происхождением; характерна для ряда стран Азии), сословия (замкнутая группа людей, положение в обществе в которой, определятся наличием определенных прав и обязанностей, переходящих по наследству) и сословия (замкнутая группа, положение в обществе в которой напрямую связано с отношением к частной собственности). Когда есть социальная стратификация, есть и неравенство – условия, при которых люди имеют неравный доступ к материальным благам.

В современном мире условно выделяют страты, определяющие положение человека. К ним относятся образование, доход, власть и престиж. Переход между стратами возможен, уровень социальной мобильности (горизонтальной и вертикальной) очень высокий. Особое влияние на мобильность оказывают социальные лифты, они позволяют перейти из одной страты в другую за максимально короткий период времени. Социальными лифтами являются армия, церковь, брак, семья, школа и многое другое.

Люди, вышедшие из одного общественного класса, но по какой-либо причине не примкнувшие к другому, называются маргиналами, то есть внеклассовыми индивидами. Они свободны от стереотипов и зависят только от себя, не утруждаются работой.

Социальный институт — это устойчивая форма организации совместной человеческой деятельности. Существует несколько основных институтов и их функции: семья (репродуктивная функция – воспроизводство рода), государство (обеспечение правопорядка и безопасности), образование (воспитательная функция, получение новых знаний, первичная социализация), религия (решение духовных проблем, поиск смысла жизни). Задачей социальных институтов является удовлетворение потребностей человека. Его первичными, то есть самыми необходимыми для успешной жизнедеятельности считают потребность в еде, питье, одежде, жилище, общении.

Социальные ценности абстрактны: жалость, взаимопомощь, доброта – их нельзя измерить или потрогать.

Социальные нормы регулируют поведение в обществе. К ним относятся правовые нормы, то есть нормы, установленные юридически (законы, нормативные акты), мораль (понятие о добре и зле), религиозные (Библия гласит: «не убей», «не укради») и технические (когда маленькому ребенку объясняют, что пальцы в розетку совать опасно).

Все люди так или иначе взаимодействуют между собой. При это они обязаны уважать мнения и интересы других, быть толерантными. При отсутствии этого качества начинаются конфликты, самой тяжелой и опасной формой которых являются конфликты межэтнические. Каждый этнос помимо определенной территории, языка, политики и экономики имеет свою национальную культуру. Культура каждого этноса уникальна, и нужно стараться сохранить ее для потомков. Каждая культура может быть выражена менталитетом – национальным характером.

Она регулирует взаимоотношения между властью и обществом. Данная система динамична: она не стоит на месте и постоянно развивается.

Политика охватывает не только власть правителя, но и его оппозицию и их связь с народом. Это политические взгляды и идеи; правовая культура и политические отношения, правовые и политические ценности и нормы. Кроме того, политическая сфера обладает коммуникацией – связывает между собой все слои общества.

Функции политики столь обширны, что охватывают все стороны человеческой жизни.

— Законотворчество – издание законов и регулирование их исполнения

— Формирование политического сознания людей и манипуляция массами – при помощи Средств Массовой Информации (СМИ): газет, журналов, теле и радиовещания

— Определение задач и путей развития и их реализация в массы

— Согласование интересов общества с интересами государства

Традиционная форма правления – монархия, власть при которой передается по наследству. Монархия бывает абсолютной, когда власть правителя ничем не ограничена, и ограниченная (конституционная и парламентская). При республиканской форме правления правитель выбирается на определенный срок, это может быть президент или парламент.

Политический режим указывает на способы организации власти в государстве. Самым «свободным» является демократический режим. Власть сосредоточена в руках народа, он ее источник. Демократия – это обязательное разделение властей (на законодательную, судебную и исполнительную), равенство всех граждан перед законом и всеобщее избирательное право. Решения принимаются большинством, о с учетом мнения меньшинства, а также политический плюрализм – свобода мнений и взглядов, большое количество партий, существование оппозиции.

Тоталитарный и унитарный режимы считаются недемократическими. Государство вмешивается в общественную жизнь (при авторитаризме только в экономику и политику, при тоталитаризме – включая личную жизнь), участие народа минимальное, существует единая идеология, иногда даже культ личности.

Большое влияние на политику оказывают Средства Массовой Информации: благодаря их деятельности меняется отношение граждан к власти государства, их выбор при голосовании. СМИ оказывают большое влияние на человека, регулируют его сознание. Многие даже называют СМИ «четвертой властью» — так велико их влияние.

Средства Массовой Информации осуществляют оценка информации и комментарии к ней, политическую социализацию (привлечение людей к политической сфере, повышение политической активности), представление интересов различных групп и общественных объединений.

СМИ редко сообщают о скучных заседаниях или маловажных законах. Чаще всего они несут людям сенсационные заявления, чрезвычайные происшествия и сообщения о ранее неизвестных явлениях. Такие новости привлекают среднестатистического читателя и повышают их политическую культуру, приобщают к ценностям политики.

Все мысли и чувства человека, связанные с его политическим участием, называются политическим сознанием. Политическое сознание, сформированное у каждого человека и отражающее то, что он запоминает в повседневной жизни, называется обыденным. Политические чувства, переживания, роль индивида в политике попадают под рассмотрение политической психологии. Политическая психология формируется на основе взаимодействия между гражданами и государством.

Целостный набор идей и представлений, которые служат основой для политических действий, называется идеология. В двадцатом веке преобладала коммунистическая идеология, когда на первое место вышли идеи Маркса о революционном насилии. Иосиф Сталин продолжил развитие этой идеологии и на свет появилась идея мировой революции. Руководство пролетариата, установление диктаторского режима, переустройство общества на принципах равенства и справедливости – вот основные идеи коммунизма.

Под ее регулирование попадают отношения между людьми, которые возникают в сфере товаров и услуг. Они включают в себя производство, потребление, обмена и распределение материальных благ.

Экономика понимается как наук, исследующая использование людьми имеющихся у них благ. Все ресурсы, которые люди используют в процессе своей деятельности, называют факторами производства. Основными факторами производства являются труд (деятельность людей по производству материальных благ), земля (все виды природных ресурсов), капитал (здания и сооружения, деньги), предпринимательство (способность правильно оценить и построить свое производство).

К сожалению, в современном мире существует проблема ограниченности ресурсов. Эта проблема связана с тем, что люди не в состоянии рационально использовать то, что им даровано. Желания человека безграничны, они давно превысили его первичные потребности. И чтобы удовлетворить большинство из них, необходим запас ресурсов гораздо больший, чем есть сейчас.

Экономическая система представлена тремя основными типами экономики: традиционной, командной и рыночной.

Традиционная экономическая система хоть и присуща доиндустриальному (традиционному) обществу, проявляется и в современном мире — у многих людей есть огороды, дачи – натуральное хозяйство.

Командная система полностью отрицает существование частной собственности, вся собственность является государственной. Каждое предприятие работает по определенному плану (сколько и какой продукции необходимо произвести за определенный промежуток времени), установленному властью.

Рыночная экономика играет в экономической сфере самую важную роль. Ее основу составляют право частной собственности, развитие конкуренции, экономическая свобода. В рыночную экономику государство не вмешивается, оно лишь регулирует и защищает ее посредством законов.

Духовная культура — это процесс освоения культуры, науки, религии. Она определяет ценностно — нравственные качества общества, отражает его уровень и качество развития.

Самой первой ступенью духовного развития общества является мораль. Ее можно сравнить с правовым обычаем, незакрепленным в законах, но составляющим его основу. Нормы морали отражают основные ценности общества, меру его эстетического, религиозного развития.

Культуру можно разделить на материальную (скульптуры, архитектурные постройки) и духовную (достижения науки и искусства). Новаторство в культуре невозможно без преемственности: авторы, создавая свои творения, опираются на достижения прошлого.

Внутренняя духовная жизнь каждого индивида считается его духовным миром. Человек, у которого духовный мир отсутствует, называется бездуховным. Существует огромная разница между людьми, регулярно посещающими театры и разнообразные выставки и отрицающими искусство как таковое.

Культура – одна из высших человеческих ценностей. Она ориентирована на понятия о доброте и зле, истине и красоте. Важен и патриотизм – любовь к Родине.

Взгляды человека на окружающий его мир составляют его мировоззрение – целостное представление о природе, человеке, обществе, идеалах личности. Мировоззрение может основываться на вере в Бога, концентрироваться на человеке или науке, природе.

Искусство – это пусть постижения прекрасного. Это движущееся колесо, точка обзора которого постоянно меняется. Искусство создано для того, чтобы преодолеть возможности коммуникации между отдельными нациями.

Was last modified: Январь 12th, 2016 by Елена Погодаева


Основными сферами жизни общества выступают экономическая, политическая, социальная и духовная.
Основу экономической сферы составляет материальное производство непосредственных жизненных благ. Философия марксизма утверждает ведущую роль его в развитии общества в целом. Возможно, рациональное зерно здесь имеется, однако, необходимо отметить, что все сферы социума очень тесно взаимосвязаны и оказывают заметное и бесспорное влияние друг на друга.
Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, который характеризуется единством производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя средства производства (средства труда и предметы труда) и работника с его квалификацией, физической силой, трудовыми навыками, интеллектом и т.д.
Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения собственности, распределения, обмена и потребления.
Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс. Первая революция в производительных силах связана с началом производства не только орудий труда, но и средств существования (появление скотоводства и земледелия). На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт, что обусловило возникновение систематического обмена и торговли, концентрацию прибавочного продукта в руках части общества и возникновение частной собственности и эксплуатации. На основе эксплуатации труд стал более напряжённым. Произошло отделение умственного труда от физического, ремесла от сельского хозяйства, происходила экономическая специализация стран и регионов. Вторая важнейшая революция - переход от ручных орудий труда к машине. Стала возрастать роль научных знаний, но одновременно и практических навыков. Человек становился придатком машины. Одновременно происходила постепенная демократизация общества. Третья - научно-техническая революция (НТР) началась в середине прошлого века. Она характеризуется переходом от машинного производства к автоматизированному, внедрением компьютерных технологий. Возрастает значение наукоёмких производств. Научная деятельность становится звеном материального производства. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника. В связи с экологическим кризисом возникает необходимость долговременного учёта широкомасштабных последствий использования науки и техники.
Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный труд.
Следовательно: основными компонентами экономической сферы общества выступают производство (промышленность и сельское хозяйство), торговля, потребление.
Политическая сфера общества зарождается в классовом, антагонистическом обществе. Политическая система тесно связана с политической властью. Власть - это способность навязывать свою волю другим людям. Средствами навязывания являются прямое насилие, убеждение, авторитет, достижение компромисса. Важнейшим компонентом политической системы выступает государство. Функции государства включают регламентацию общественных отношений, организацию общественной жизни, принудительно-усмиряющие действия, защиту прав человека на жизнь, собственность и др., регулирование отношений с другими государствами, решение социальных вопросов.
По мере нарастания общечеловеческих интересов усиливается значение политики, выполняющей функцию стабилизации общества, придания ему устойчивости и жизнеспособности гармонизации отношений.
Различают демократический, тоталитарный и авторитарный политические режимы. Тоталитарный режим контролирует все основные сферы жизнедеятельности граждан, стремится к полному единообразию. Авторитарный режим также стремится к единообразию настроений, но контролирует лишь основные общественные сферы, держится на авторитете политического лидера. Демократический режим провозглашает и стремится обеспечить гражданские и политические права и свободы, опирается на выборность органов власти, принцип реального разделения ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная). Формой контроля за властью при демократии являются институты гражданского общества - независимые от власти организации, имеющие авторитет и влияние в обществе.
Социальная сфера социума охватывает социальное взаимодействие индивидов и общества. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, происходит формирование социальной структуры. Социальные отношения включают платформу (интерес, ориентацию, общую заинтересованность) и обязанности между партнёрами. В социально-дифференцированном обществе выделяются нации, классы, социальные группы, первичные коллективы людей, семьи, индивиды. Существуют в обществе также неформальные группы (объединяются для решения каких-то общих задач), диффузные группы (временные непостоянные объединения) и др.
Теория стратификации делит общество на группы по профессии, уровню доходов, образованию и т.д.
В современном обществе сосуществуют процессы социальной интеграции и социальной дифференциации.
Основными функциями духовной сферы общества являются познавательно-информационная, идеологическое обоснование общественных отношений, формирование общественного идеала, проектов изменений реальности, коммуникационная, воспитательная. При этом всевозможные проектные построения могут быть реализованы лишь тогда, когда имеются материальные возможности для этого. С другой стороны, любое изменение в экономической, политической сферах «зарождаются» и оформляются именно в духовной сфере социума.
В духовную сферу общества входит также его культура как показатель развития. Различные виды искусства, философия наука, религия и пр. выводят человека за рамки обыденности, способствуют приданию его жизни смысла.

Лекция, реферат. 2. Основные сферы общественной жизни; их взаимосвязь - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

а) характеристика сфер;

б) институты общества;

Общественные отношения и их формы.

Социальные нормы.

1.Понятие «общество».

Термин «общество» многозначен. Обычно указывают несколько значений этого термина.

*Общество – группа лиц, объединившихся для совместной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество автомобилистов, дворянское общество). Синонимы – организация, союз, объединение, сословие, класс.

*Общество – определённый этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, советское общество). Синоним – стадия, этап, период.

*Общество – объединение людей, проживающих на исторически сложившейся территории и обладающие общей культурой, языком, традициями и обычаями (английское общество, российское общество). Синонимы – народ, этнос, нация.

*Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Синоним – человечество.

*Общество – это конкретно-историческая система сложившихся закономерным образом отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности.

Общество можно рассматривать как

Способ существования человека (производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация);

Функциональную динамичную систему (различные сферы в жизни общества);

Трансформационную систему (ПОС---рабовладельческое общество----феодальное общество);

О.Конт: «Все многообразные явления общественной жизни представляют разновидность совместной деятельности людей».



М.Вебер: «Основа жизни общества человеческое поведение, ориентированное на другого человека».

К.Маркс: «Общество- продукт взаимодействия людей, всё многообразие общественных явлений представляет тот или иной вид жизнедеятельности».

2.Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

а) характеристика сфер;

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относятся фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег, инвестиции, оборот капиталов, всё то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы использовать, запускать в производство и создавать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей – в пище, жилье, досуге и т.д.

Политическая сфера включает в себя государственную систему управления обществом. К ней относятся президент и его аппарат, правительство и парламент, местные органы власти, армию, милицию, налоговую полицию, таможенную службу, а также негосударственные объединения – политические партии.

Социальная сфера включает классы, социальные группы, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком. В широком значении – это совокупность организаций и учреждений отвечающих за благосостояние населения и нормальное взаимодействие разных слоёв населения. В узком значении социальная сфера подразумевает только незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения как местного, так и федерального подчинения.

Духовная сфера включает в себя культуру, образование, науку, религию. К ней относятся университеты, академии, научно-исследовательские институты, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, религиозные общины.

В обществе все сферы взаимосвязаны между собой.

б) институты общества;

Общественный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм

Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определённых нормах и стандартах поведения.

Характерные черты социальных институтов:

Объединение всех лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности;

Закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;

Наличие учреждёний, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

Чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий высокий уровень регуляции и контроля;

Интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за ней;

Виды социальных институтов:

Производство;

Государство (парламент, суд, правительство, органы самоуправления, милиция, прокуратура и т.д.);

Образование (школа, училища, ВУЗы);

Культурные учреждения;

Религия;

Эти социальные институты направлены на удовлетворение следующих человеческих потребностей:

Воспроизводство рода;

Безопасность и социальный порядок;

Получение средств существования;

Получение знаний, социализации подрастающего поколения, подготовка кадров;

Решение духовных проблем и смысла жизни;

Социальные институты делают связь меду людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надёжными и устойчивыми.

3.Общественные отношения и их формы.

Общественные отношения – это отношения, которые возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности, т.е. многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них по ходу в процессе их экономической, политической, социальной, культурной жизни и деятельности.

Общественные отношения носят исторический характер и изменяются по мере развития общества.

Формы общественных отношений:

Материальные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека (производственные отношения, экологические отношения, продолжение рода).

Духовные отношения определяются духовными ценностями людей, они возникают и складываются, предварительно проходя через сознание человека (моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения).

Межличностные отношения включают отношения между отдельными индивидами (персонифицированная форма общественных отношений).

Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами.

4.Социальные нормы.

Социальные нормы – нормы, принятые в обществе и регулирующие отношения между людьми. Социальные нормы – это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается при помощи санкций.

Виды социальных норм:

Традиции и обычаи;

Религиозные нормы;

Моральные (нравственные) нормы;

Эстетические нормы;

Этические нормы;

Экономические нормы;

Политические нормы;

Правовые нормы;

Обычаи – это правила социального поведения, передающиеся из поколения в поколение, воспроизводящиеся в определённом обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определённых обществах, социальных группах в течении длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы – это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения.

Моральные нормы – это требования определённого поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Эстетические нормы – нормы, показывающие представления общества о прекрасном и безобразном.

Этические нормы – нормы, утверждающие систему правил поведения в данном обществе.

Религиозные нормы – нормы, основанные на религиозных догмах. Поддерживаются верой людей в неизбежность вознаграждения за праведную жизнь и наказания за греховные действия. Очень устойчивые социальные нормы.

Английский. Компьютерные технологии разносят одни те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

* на глобальном уровне человеческое общество превращается в мировую систему , которую ещё называют мировым сообществом. Оно включает все ныне существующие на планете страны. Известный американский политолог У.Валлерштайн разделил мировую систему на три части:

- ядро;

- полупериферия;

- периферия;

Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки, Японии, в него входят самые сильные государства с усовершенствованной системой производства и развитой экономикой;

Периферия – это самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра, большая роль иностранного капитала. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты;

Полуперифирия – это страны, которые занимают промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные страны;

Если перевести классификацию У.Валлерштайна в теорию Д.Белла, то мы получим такое соотношение:

Ядро – постиндустриальные общества;

Полупериферия – индустриальные общества;

Периферия – традиционные (аграрные общества);

Существует ещё один подход к разделению мировой системы: постиндустриальный Север, высокоиндустриальный Запад, интенсивно развивающийся новый Восток, сырьевой Юг.

2.Причины многообразия.

- различие природных условий и физической среды обитания людей.

Природная среда-----хозяйственная деятельность-----политическое устройство государства-----отношения между людьми (Древняя Греция и Древний Восток):

- историческая среда обитания общества , которая складывается в результате взаимодействия с другими народами, государствами (Русь и монголо-татары, франки и Римская империя);

3.Противоречия современного мира.

Целостность современного мира подтверждается процессом глобализации, но наряду с этим чётко проявляются противоречия современного мира.

В сфере экономики важнейшим является противоречие между развитыми и развивающимися странами. Его ещё называют противоречием между развитым Севером и сырьевым Югом. Север потребляет большую часть энергии, производимую на планете эксплуатирует большую часть её ресурсов. Юг может предложить лишь сырьё для промышленности, с/х продукцию, дешёвый труд рабочих, рынок для сбыта продукции не самого высокого качества. В условиях высокого развития международных коммуникаций страны Севера и Юга не могут пребывать в изоляции, проблемы одних и других становятся делом общим.

Противоречие между ростом населения и ограниченным количеством средств существования . Ещё в 1968 году была создана международная ассоциация учёных промышленников для обсуждения противоречий и проблем человеческого развития – «Римский клуб». Основатель и первый президент клуба А.Печчеи в своей книге «Человеческие качества» приходит к выводу, что только через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей, ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать её огромный потенциал для благих целей.

В сфере культуры существует противоречие между тенденциями к интернационализации культуры и к сохранению национальных культур, между традицией и новаторством, между высоким уровнем развития науки и техники и проблемой здоровья и нравственной деградации (компьютерные зомби).

4.Глобальные проблемы современности.

Глобальные проблемы – это проблемы всего человечества, создающие угрозу для его настоящего и будущего, и требующие для решения объединённых усилий всех государств.

Глобальные проблемы появились во второй половине XX века (применение ядерного оружия в августе 1945 года).

Причины появления глобальных проблем:

Развитие экономических связей, усиление политических и культурных контактов, появление новейших средств массовой коммуникации, что привело к возникновению всемирной общности людей и целостности современного мира;

Перерастание проблем из локальных рамок в общемировой характер (Чернобыль, озоновые дыры, инфекции и эпидемии);

Активно-преобразующая деятельность человека, сравнимая с грозными силами природы (взрывы ядерного оружия, осушение болот, ГЭС);

Глобальные проблемы очень взаимосвязаны между собой.

Экологическая проблема: исчерпаемость природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, истребление флоры и фауны (Красная книга).

Решение этой проблемы лежит в создании безотходного производства, развитие и построение заповедников и природовосстановительных отраслей (рыбное хозяйство, лесное, водное – заповедники), экологическая экспертиза всех проектов;

Проблема войны и мира – угроза III мировой войны.

Решение этой проблемы заключается в создании такого миропорядка, который основывается на следующих принципах:

· признание приоритета общечеловеческих ценностей;

· отказ от войны как средства решения спорных вопросов;

· признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;

· понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей;

Демографическая проблема – проблема увеличения численности населения Земли, которое в 2090 году может составить 12 млрд. человек. Всё это вызовет перенагрузку экосистемы и деградации природных систем жизнеобеспечения.

Решение проблемы лежит в изменении неблагоприятных социально-экономических условий в развивающихся странах, преодолении их отсталости.

Проблема разрыва в уровне экономического развития между Севером и Югом;

Проблема международного терроризма;

Предотвращение СПИДа и наркомании, различных инфекционных заболеваний;

Проблема возрождения культурных и нравственных ценностей;

Философия характеризует общество как целостную и динамическую саморазвивающуюся систему , то есть как систему, которая способна изменяться и в то же время сохранять свою сущность и качественную определенность. При этом данная система определяется как комплекс взаимодействующих частей или общественных сфер, которые по-другому могут быть названы подсистемами: экономическая, социальная, правовая, политическая и духовная. Взятые по отдельности, они также образуют особые системы. В контексте сказанного сферой общества называется некоторый устойчивый компонент общественной системы, принимающий непосредственное участие в ее создании, функционировании и развитии.

Такое понимание общества строится на системном методе. Это значит, что комплексно изучается общая система общества, внутри которой определяются значащие внутренние структуры, каждая из которых выполняет свои специфические функции по поддержанию системы в целом.

Системообразующими компонентами, например, экономической сферы являются Человек, Естественная природа и Искусственная природа, или артефакты.

в социальной сфере это социальная стратификация, воспитание и социализация личности, социальная структура, этнические общности, социальные конфликты. Представляется, что социализация процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта ― в современных социально-экономических условиях без формирования, в том числе «рыночного» мышления не может быть признана системной, то есть целостной. Кроме того, не следует забывать, что отношения между собственником рабочей силы (наемным работником) и собственником средств производства (работодателем) априори носят не только экономический, но и социально-политический характер;

в политической сфере это политическая система, власть, режим, государство, право, партии, движения. Именно законодательная и исполнительная ветви власти в любом государстве принуждены вырабатывать «правила игры», то есть нормативно-законодательную базу отношений между субъектами экономики. От типа хозяйственной системы и формы правления , господствующей в том или ином государстве, зависят как ответы на «Три вопроса экономики»: «Что, Как и Для кого производить?», так и господствующие формы собственности;



в правовой сфере общества это право, система права, отрасли права, правоотношения, правоспособность, дееспособность, источники права, закон. Именно от этой сферы зависит степень свободы граждан, выражаемая в системе в системе норм, которые исходят от государства, обеспечены им и регулируются общественными отношениями во имя достижения прогресса в социально-экономическом развитии общества;

― в духовной сфере это культура, искусство, образование и воспитание, религия, мораль, наука. В странах с развитой рыночной экономикой уже нормой является этический маркетинг, отражающий принципы «рынка покупателя». Не следует забывать, что первые системные взгляды на экономику были элементами философских трудов великих граждан Древней Греции. А значение роли протестантской этики в становлении и утверждении рыночных (капиталистических) отношений исторически и логически трудно переоценить. Примером «обратной связи» может служить тот факт, что эволюцию институтов денежно-кредитных отношений (ценных бумаг) в России и зарождение финансового и промышленного капитала в США лучше всего изучать по (соответственно) пьесам А. Островского (от «Свои люди ― сочтемся» до «Бесприданницы») и «Трилогии желаний» Т. Драйзера («Финансист», «Титан», «Стоик»).

Суммируя сказанное, можно констатировать, что, учитывая взаимосвязь содержательных линий экономической сферы общества с проблематикой социальной, политической, правовой и духовной сферами общества, любое общество вынуждено решать четыре важные проблемы с помощью функций, выполняемых различными общественными подсистемами:

1) обеспечение процесса получения ресурсов из окружающей среды и их распределение внутри общества. Нетрудно заметить, что это является функцией экономической и политической сфер общества;

2) определение целей развития общества и установление приоритета между ними с последующей мобилизацией ресурсов для их достижения. В этом заключается основная функция политической сферы общества. Именно поэтому командно-административная хозяйственная система, построенная в Советском Союзе, в том числе имеет в политологии название «мобилизационная экономика».



3) координацию и регуляцию внутри общества комплексно выполняют определенные элементы основных сфер общества, в частности, «правила игры» задает правовая сфера, а поведение экономических субъектов есть производное от эффективности деятельности экономических институтов (экономическая сфера ), государственных институтов (политическая сфера ), идеологии, воспитания, религии, господствующей морали (духовная сфера);

4) обеспечение поддержки членами общества его стратегических целей и ценностей также невозможно без согласованной деятельности основных сфер общества. Так, если предлагаемые индивидам ценности (духовная сфера) и цели (политическая сфера) расходятся с результатами деятельности экономической сферы (рост цен, снижение жизненного уровня и т. п.), они могут отказать обществу в поддержке. В этом случае возможен раскол общества и дезинтеграция общественной системы (примером тому в истории России, например, могут служить «соляные» и «медные» бунты).

Сказанное позволяет актуализировать следующие выводы:

1) элементы (подсистемы) общества это сферы общественной жизни, которые взаимодействуют друг с другом;

2) общество есть диалектическое единство социальной, экономической, правовой, политической и духовной сфер общества.

Речь идет о:

экономической сфере общества , «ядром» которой являются производственная деятельность и отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ;

социальной сфере общества : предметом изучения здесь является внутреннее устройство общества и взаимодействие социальных групп, то есть общественные отношения ― разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. На уровне социальных общностей различают классовые, национальные, групповые и семейные общественные отношения. На уровне взаимодействия между людьми в группе актуализируют межличностные отношения;

политической сфере общества , при познании которой акцент делается на деятельность государства, политических и общественных организаций;

правовой сфере общества , предметной областью которой является совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, исходящих от государства и выражающих его волю, определяющих виды и меру возможного и должного поведения участников регулируемых отношений и обеспечиваемых возможностью государственного принуждения;

духовная сфера общества , аккумулирующая в себе проблемы/вопросы развития и взаимодействия общественного сознания, науки, искусства, религии, образования, средств массовой информации (СМИ).

۩Прогресс и регресс

Прогресс и регресс (от лат. progressus ― движение вперед и regressys ― возвращение) ― наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс ― тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).

Первоначально понятия прогресс и регресс применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентаций и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т.д.).

Начиная с середины XIX в. понятия прогресс и регресс постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой природы (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняется число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами , обеспечивая тем самым бо льшую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом .

Насчет прогресса и регресса можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либо подсистемы автоматически не влечет за собой прогресса системы в целом (некачественность федеральных правых актов, например, может напрямую тормозить и развитие предпринимательского сектора экономики, и развитие основ гражданского общества…).

Прогресс и регресс ― диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развития общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции . Причем взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга.

Диалектитческое соотношение прогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие ― лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов.

Понятия прогресс и регресс интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям (!!!). Это особенно важно применительно к анализу особенностей прогресса социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, правовой, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры.

Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель ― человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

Прогресс (лат.progressus ― движение вперед) ― 1) развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; 2) такой характер развития определенных, прежде всего социальных процессов, когда их параметры подлежат оценке или измерению по принципу перехода от простого к сложному, от однообразной тождественности к дифференцированному единству, от меньшего к большему и т.д.

Эволюция и революция ― понятия, показывающие формы перехода общества от одного качественного состояния к другому. Эволюцияпредполагает постепенные количественные изменения, которые в конце концов приводят к коренным качественным изменениям, к новым общественным отношениям и, следовательно, к новому социальному строю. Революция социальная― это быстрые качественные изменения во всех сферах общественной жизни, это скачок от одного способа производства к другому в результате насильственного свержения старой власти. Экономической причиной такого революционного скачка является нарушение закона соответствия между производительными силами и производственными отношениями. Суть закона КК. Маркс выразил так: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или ― что является только юридическим выражением последних ― с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». Обостряются все противоречия общества, ухудшается жизненный уровень большинства населения. Кризис общества в конце концов завершается революцией. Прежде всего, свергается старая власть, затем заменяются прежние экономические, социальные, духовные и иные структуры новыми. В конечном итоге совершается переход общества от одного качественного состояния к другому. Основной вопрос революции есть вопрос о власти. Для совершения быстрых качественных изменений прежде всего необходимо отобрать власть у старых социальных классов. Затем постепенно принимаются экономические, политические, правовые и иные акты для изменения всех прежних порядков. Характер революции определяется целями и задачами, которые она ставит перед собой. В этой связи все социальные революции можно разделить на буржуазные, социалистические и национально-освободительные. Целью буржуазной революцииявляется ликвидация феодального способа производства и утверждение новых общественных отношений. Исключительное значение буржуазная революция придает принципу равенства . Все граждане объявляются равными перед законом независимо от их имущественного и служебного положения. На первое место выходят права человека . Принцип частного предпринимательства и личной инициативы объявляется всеобщим принципом буржуазного государства . В сфере политики доминируют демократические формы правления. Происходит разделение власти на три ветви : законодательную, исполнительную и судебную. Как на макро-, так и на микроуровне органы власти избираются путем голосования . Цель социалистической революциизаключается в ликвидации буржуазного способа производства. В экономической сфере частная собственность заменяется государственной или общественной собственностью. Уничтожается эксплуатация человека человеком, то есть присвоение чужого труда. Устанавливается не просто равенство, а социальное равенство : создание всем одинаковых стартовых возможностей для проявления своих физических и духовных потенций, право на труд, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, бесплатные квартиры и другие социальные блага. Формы демократического правления становятся действительно демократическими: не формально, а реально любой гражданин может быть избран в те или иные государственные органы. Исключается : подкуп депутатов, поскольку они защищают интересы всех слоев общества, а не отдельных лиц, имеющих огромные богатства. Таким образом, целью социалистической революции является построение такого общества, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Национально-освободительная революциясовершается в колониальных странах. Ее задачей является освобождение страны от колониальной зависимости, создание национального государства, национальной экономики, национальных политических структур, национальной культуры и др. Хотя основной вопрос революции ― это вопрос о власти, тем не менее всякое взятие власти имеет революционный характер. Поэтому следует различать такие понятия, как «государственный переворот», «дворцовый переворот» «военный переворот». Государственный переворот осуществляется внутри данного способа производства . В него вовлекаются различные влиятельные силы общества. Поэтому состав организаторов государственного переворота гетерогенен, то есть разнороден . Цель такого переворота заключается в преодолении сложившихся в обществе негативных процессов и явлений, в дальнейшем совершенствовании существующих социально-экономических и политических порядков. Дворцовый переворот совершается внутри правящей верхушки . Обычно такие перевороты происходят при династическом режиме. Цель ― замена данной личности другой, более отвечающей интересам организаторов дворцового переворота. Военные перевороты , как правило, совершаются военными в отсталых странах. Цели переворотов могут быть самыми разными: свержение коррумпированной власти, защита национального суверенитета, защита интересов армии и др.

«С. 18. 10 революций, которые потрясли мир

«Огонёк» вспомнил, какие политические изменения в той или иной стране оказались важны для мира

Новое на сайте

>

Самое популярное