Домой Альфа Банк Чем занимается отдел предпроверочного анализа. Современные проблемы науки и образования

Чем занимается отдел предпроверочного анализа. Современные проблемы науки и образования

Назначению выездной проверки конкретного налогоплательщика должен предшествовать детальный анализ информации о нём, который завершается подписанием руководителем налогового органа или его заместителем решения о проведении выездной проверки и программы проведения проверки.

Предпроверочный анализ информации позволяет экономить силы время при непосредственном проведении проверки, а также обеспечивает эффективность и результативность её проведения.

На этом этапе происходит выявление тех сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в которых обнаружение нарушений наиболее вероятно, а также выработка стратегии предстоящей проверки.

Анализу подвергается вся имеющаяся в налоговом органе информация.

База данных Единого государственного реестра налогоплательщиков и досье организации налогоплательщика дают общее представление об организации, подлежащей проверки - её учредителях, дочерних и зависимых обществах, наличии филиалов, представительств и других обособленных подразделений, имеющихся счетах в банках и других кредитных учреждений и т.п. В то же время результаты камеральной проверки данной организации, а также материалы предшествующих выездных проверок, позволяют те сферы деятельности, где можно обнаружить нарушения и на которые при проведении проверки следует обратить особое внимание. В свою очередь, данные оперативно-бухгалтерского учёта показывают полноту и своевременность уплаты налогов организации (подлежащей проверки).

Вся эта информация, полученная непосредственно налоговым органом, на учёте в котором состоит организация, дополняется информацией, полученной от других налоговых органов и других источников информации. При подготовке к проверке и её проведении могут быть полезными:

Сведения о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках;

Информация о владении недвижимым имуществом и совершении сделок с ним, предоставляемая бюро технической инвентаризации и органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество;

Информация о владении и передаче в аренду земельных участков, предоставляемая земельными комитетами;

Информация о наличии автотранспортных средств, предоставляемая органами ГИБДД;

Информация Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;

Информация о внешнеэкономической деятельности, предоставляемая таможенными органами;

Информация о выдаче лицензий, предоставляемая лицензирующими органами;

Информация о перевозках грузов различными видами транспорта

В ходе анализа информации решается ряд вопросов:

Оценивается предполагаемый объём предстоящей работы и определяются количественный и персональный состав проверяющей группы с учётом масштабов и специфики финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

Определяется необходимость привлечения к проведению проверки сотрудников органов налоговой полиции для обеспечения проверочных мероприятий и целесообразность участия в проверке представителей других контролирующих и правоохранительных органов. Производится согласование такого участия с соответствующими органами;

Определяются основные вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки, и производится распределение обязанностей между членами проверяющей группы;

Определяются период, за который будет проверяться финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, и вид проверки (комплексная или по отдельным видам налогов и сборов);

Намечаются методы проведения проверки, определяется необходимость проведения встречных проверок, целесообразность проведения инвентаризации имущества налогоплательщика и т.п.

Очевидно, в процессе предпроверочной подготовки невозможно предвидеть всё, поэтому действия проверяющих впоследствии могут быть скорректированы с учётом сложившихся обстоятельств. Однако чёткая предварительная программа является необходимым условием для успешного проведения проверки в сроки, установленные законодательством (особенно при проверке крупных налогоплательщиков).

Предпроверочная работа завершается подготовкой проектов решения о проведении выездной проверки и программы её проведения.

Программа проведения проверки это перечень вопросов, которые должны быть затронуты в процессе проверки.

В неё, как правило, включаются следующие вопросы:

Правильность и полнота отражения в бухгалтерском учёте и отчётности: выручки от реализации товаров (работ и услуг), доходов и расходов от внереализационных операций, прибыли (убытка) от реализации основных средств и прочих активов;

Достоверность данных учёта о фактических издержках обращения, полноты и правильности отражения в бухгалтерском учёте фактических затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

Правильность отражения операций с ценными бумагами, определения валовой прибыли, определения налогооблагаемой прибыли, исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость;

Правильность исчисления налога на имущество, региональных и местных налогов и сборов, правомерность использования льгот по всем проверяемым видам налогов;

Правильность отчисления, полноты и своевременности уплаты платежей во внебюджетные фонды;

Проведение расчётов с использованием наличных денежных средств;

Наличие лицензий на осуществление определённых видов деятельности;

Правильность исчисления, своевременности и полноты перечисления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по акциям, принадлежащим государству, арендной платы от сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности;

Состояние платёжной дисциплины;

Правильность определения цен в случаях, установленных НК РФ.

Также и специфика проверяемой организации влияет на включение в программу других вопросов.

Например, проверка внешнеэкономических операций, соблюдения порядка использования контрольно-кассовых машин и т.д. Программы проверок по отдельным видам налогов включают в себя и вопросы по исчислению этих налогов.

В конечном итоге программа выездной проверки утверждается руководителем налогового органа либо его заместителем.

За 9 месяцев 2017 года в России проведено 13 516 выездных налоговых проверок (ВНП) юридических лиц. Лишь 128 из них закончились «без выявленных нарушений». Несложно посчитать, что точность выхода инспекторов на проверку составляет 99 %.

Данный показатель эффективности налогового контроля остаётся неизменным на протяжении нескольких лет, при этом количество ВНП постоянно сокращается. Например, в далёком 2012 году было проведено свыше 45 тыс. выездных проверки юридических лиц, то есть в 3 раза больше.

Что касается размера доначисленных налогов, то в в том же 2012 году средняя сумма на одну ВНП составляла 6,5 млн. рублей, а в 2017 — уже 12,5 млн. Эти факты свидетельствуют о том, что ФНС с каждым годом всё избирательнее подходит к проведению проверок.

Что же позволяет добиваться более высокой эффективности? На официальном языке это звучит так: «общее количество проверок сократилось..., что обусловлено „точечным“ подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок...».

Переводя на «русский», это значит, что инспекторы смогли воспользоваться техническим потенциалом ФНС, заложенным еще несколько лет назад. Большая часть работы (70-80 %), необходимой для налогового контроля, проводится именно в процессе предпроверочного анализа и ложится в основу акта налоговой проверки.

Предпроверочный анализ — это своего рода негласное исследование информации о налогоплательщике, посредством которого налоговая определяет для себя целесообразность выхода на ВНП. Налоговый аналитик с помощью специальных технологий и инструментов собирает и обобщает информацию которая позволяет ещё до назначения проверки составить представление о деятельности налогоплательщика и обнаружить «проблемные места». При этом предпроверочный анализ направлен не только на выявление нарушений законодательства. Важно понять, не является ли потенциальный проверяемый анонимной структурой и есть ли перспектива реального взыскания доначисленных налогов и штрафов.

1. Заключение по результатам предпроверочного анализа

Начнем с конца. Предпроверочный анализ, не смотря на негласность, имеет и формализованную часть — письменный документ, заключение.
Такой документ состоит из 6 разделов:
  • Основные сведения о налогоплательщике (кроме формальных данных типа даты и адреса регистрации, здесь приводятся сведения об учредителях и их участии в других юр.лицах, их доходах и источниках таких доходов, круга выявленных взаимозависимых лиц, составе имущества как руководителей и учредителей, так и самой компании);
  • Общая оценка финансово-хозяйственной деятельности (анализ и оценка данных бухгалтерской и налоговой отчетности, их положительная или отрицательная динамика, анализ состава кредиторской задолженности, правильность формирования затрат, сопоставляются налоговые базы по прямым и косвенным налогам, отдельно анализируются имущественный и транспортный налог);
  • Оценка по критериям риска (табличная форма, основана на 12-ти критериях риска в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.07г. №ММ-3-06/333, эти критерии вы можете найти на сайте www.nalog.ru);
  • Сведения из информационных ресурсов и прочих источников (почти два десятка ПИК — поисково-информационных комплексов, специальные инструменты анализа информации и открытые источники...но об этом ниже);
  • Сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля (на самом деле в этом разделе не только данные о результативности камеральных и выездных проверках налогоплательщика в предыдущие периоды, но и данные из банков. Именно информация по движению денежных средств по счетам ложится в основу построения блок-схемы участников группы компаний, выявления источников изъятия наличных денежных средств. Кроме того компании из блок-схемы анализируются на предмет анонимности и транзитности деятельности с приведением данных их налоговой отчётности. Здесь же приводится информация о встречных проверках контрагентов и контрагентов контрагентов);
  • Выводы (разумеется речь идет о выводах целесообразности проведения ВНП, составе проверяющих, мероприятиях, которые необходимо провести в рамках ВНП, сумме потенциальных доначислений, реальности их взыскания, а также о необходимости включения в состав проверяющих оперативных сотрудников органов внутренних дел).
Теперь разберём процесс предпроверочного анализа на примере некой организации, попавшей под прицел налогового органа. Назовём её — ООО «А».

2. Первичный отбор

То, о чём мечтали герои фильма «Приключения электроника», давно входит в нашу жизнь. Автоматизация, роботы, снижение человеческого фактора не остались в стороне и от системы налоговых органов.

Первичный отбор кандидатов для ВНП проводят программы.

ВНП-отбор. Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Её задача — проанализировать компанию по ряду критериев. Интересно, что компании сравниваются с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. Таким образом, если в качестве основного вида деятельности указана оптовая торговля, а в реальности организация занимается производством, её показатели всё равно будут сопоставляться с другими оптовиками, по сравнению с которыми налоговая нагрузка производственников выгодно отличается. Но, зачастую, бывает всё с точностью до наоборот.

ВНП-Отбор проставляет баллы. Своего рода чёрные камушки в мешочке добрых дел налогоплательщика. При определенном количестве набранных баллов система рекомендует налогоплательщика к проверке.

Среди других программных комплексов назовём:
СУР АСК НДС-2 и АСК НДС-2 . Аббревиатура СУР означает: система управления рисками (налоговыми).

Суть работы программ сводится к выявлению налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми.
Первая программа автоматически делит всех налогоплательщиков на три категории:
а) низкий налоговый риск (платят НДС, не взаимодействуют с потенциальными однодневками, имеют средства/ресурсы для ведения деятельности);
б) высокий налоговый риск (не платят НДС либо платят его в минимальном размере, в составе контрагентов имеются потенциальные однодневки, отсутствуют ресурсы для реальной деятельности);
в) средний налоговый риск (не попали в вышеуказанные категории).

Знаменитая АСК НДС-2 ищет разрывы в цепочках уплаты НДС. Сведения из отчётности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его контрагентов. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании (направляет требование дать пояснения). Иными словами, АСК НДС-2 ищет так называемые «чёрные дыры» — некие структуры (связанные между собой организаций), внутри которых отсутствует источник возмещения НДС, и определяет, насколько близок потенциальный проверяемый к такой «чёрной дыре».

По результатам работы этих двух программ вырисовывается примерно следующая картина:

Из неё видно, что ООО «А» имеет связь с цепочкой «проблемных» контрагентов. Произошло это случайно или же компания реально использует их для целей агрессивной оптимизации НДС — неважно. СУР в любом случае подсветит ООО «А» жёлтым или красным цветом (средний или высокий уровень налогового риска). Представим, что так и произошло. АСК определил средний уровень риска, а ВНП-отбор предложила проверить ООО «А». Что происходит дальше?

Налоговые инспекторы анализируют досье компании, которое содержится в АИС «Налог 3». В том числе рассматривают движение средств по счетам, наличие имущества у компании, состав руководителей и учредителей (участников) их доходы, а также личное имущество и имущество членов их семей.

В данном случае задача понять, есть ли смысл выходить на проверку, ведь доначислить налог — это пол дела, его ещё нужно взыскать за счёт чего-то. В рассматриваемой ситуации, поскольку компания реально ведёт деятельность, потенциал для взыскания есть.

Отдельно упомянем ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации) — роботизированный помощник, позволяющий наглядно отследить данные по взаимозависимости, участию учредителей в других юр.лицах, источникам доходов и т.д.

Однако «сито» программных комплексов остается слишком широким, чтобы довериться только ему. Получив заключение о наличии перспективы для проведения выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика, сотрудники отдела предпроверочного анализа переходят к «ручной» его части.

3. «Ручной» анализ

На этом этапе налоговый орган должен выявить операции, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Основные направления:
  • поиск связей с «проблемными» контрагентами (в целях агрессивной оптимизации НДС и получения наличных);
  • выявление подконтрольных субъектов на УСН и признаков искусственного дробления (в целях минимизации налога на прибыль и получения наличных).
И здесь на помощь опять приходят информационные базы, например, ПИК «Однодневка» — специальный реестр организаций, имеющих признаки анонимных структур. С их помощью инспектор с пристрастием анализирует конкретных контрагентов ООО «А» и сделки с ними, разыскивая потенциальные «компании-однодневки». Предположим, что инспектор такого нашёл. После он принимается за контрагентов «проблемного» поставщика, а затем контрагентов контрагента и так далее. Размотав цепочку до конца, перед налоговой откроется вся разветвлённая сеть «проблемных» контрагентов с которой связан проверяемый. А после анализа сделок с такими «партнёрами» инспектор подсчитает минимальную сумму налога к доначислению.

Имея на руках такие сведения, очевидными становятся два момента: основания для доначисления налогов ООО «А» точно есть; двигаться налоговой во время ВНП нужно в направлении выявленных «однодневок» и сделок с ними.

Специальные системы
Системы Fira.Pro и СПАРК . С их помощью устанавливаются связи субъектов через учредителей, руководителей, адреса, интернет сайты и номера телефонов. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться.

Открытые источники
Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа компаний...», «Президент группы компаний...», «Холдинг...» и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу.

Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.. Фотографии с корпоративов тоже смотрят. Поэтому есть смысл сопоставить для себя ваш официальный статус в бизнесе и позирование на фоне шумной компании сотрудников.

Отдельного упоминания заслуживает сайт www.arbitr.ru . Редко кто из налогоплательщиков правильно отвечает на вопрос, что именно ищет инспектор в картотеке арбитражных дел. А ответ на поверхности. Задайте себе вопрос: участвовали ли компании вашего бизнеса хоть раз в арбитражном процессе (неважно в каком статусе)? Лишь 5% никогда не бывали в арбитражном суде. Таким образом, если контрагенты проверяемого налогоплательщика отсутствуют в базе данных арбитража, вывод напрашивается сам собой. Скорее всего это анонимная структура.

Запрос информации
Определив потенциальных взаимозависимых лиц, проверяющий запросит у банка информацию по расчётным счетам ООО «А» (как действующим, так и закрытым) и посмотрит, проходили ли какие-либо платежи между такими субъектами.

Предположим, что в данном плане к ООО «А» не подкопаться. Однако, после внимательного изучения выписки по счёту, налоговый инспектор обнаружил периодические платежи в адрес некого ИП. Запросив вписку с расчётного счёта предпринимателя, инспектор видит, что полученные от ООО «А» средства тот сразу же переводит на свой счёт физ лица в полном объёме. Такое поведение свидетельствует о транзитном характере операций между ООО «А» и ИП.

Инспектор не останавливается на достигнутом и направляет новый запрос в банк с просьбой предоставить информацию по IP и MAC адресам ООО «А» и ИП, которые фиксируются кредитной организацией при каждом входе клиента в интернет-банк. Банк запрашиваемую информацию предоставляет и тут открывается новый любопытный факт: IP и MAC адреса ООО «А» и ИП совпадают, а значит управление расчётными счетами этих субъектов осуществляется с одного компьютера (из одного места).

Подобные совпадения свидетельствуют о том, что ИП контролируется компанией, следовательно, есть возможность исключить платежи в адрес ИП из расходов ООО «А» и доначислить налог на прибыль.

Обращаем ваше внимание и на то, что такие данные запрашиваются не только по действующим, но и уже закрытым счетам. Поэтому если вдруг пришло озарение, что несколько счетов управляются с одного IP-адреса, то закрывать их и открывать новые бессмысленно в большинстве случаев. Лучше найти этому логичное объяснение. Либо перейти к более кардинальным действиям.
Помимо запросов в банк, проверяющий обратится в другие органы: Росреестр и ГИБДД. Делается это для того, чтобы выявить конкретный состав имущества компании, а также имущества её руководителей, учредителей и их супругов. В данном случае преследуются две цели. О первой мы говорили ранее — нужно окончательно установить за счёт чего будут взысканы доначисленные налоги.

Вторая направлена на соотнесение доходов руководства и их уровня жизни. Если инспектор выявит, что руководитель компании имеет в собственности Rolls-Royce и особняк в 500 м2, при этом его доходы составляют 150 000 рублей, вывод будет однозначным: деньги из компании «А» выводятся. Остается понять как именно.

Встречаются и вовсе нетривиальные запросы. Есть практика предпроверочных анализов производственных компаний, где инспектор соотнёс данные заявленных объемов производства в бухгалтерской и налоговой отчётности с аналогичными данными, поданными налогоплательщиком при согласовании зоны отчуждения с природоохранными органами.

Архив
Дополнительно, в рамках предпроверочного анализа, будут подняты все пояснения и ответы на требования налогоплательщика. Напомним, что порядок работы с архивной документацией в ФНС также изменился. Ранее пояснения налогоплательщиков складывали в большую пыльную коробку и отправляли в архив, откуда поднять их было практически нереально. Сейчас же они хранятся в электронном виде в АИС «Налог-3» , так что достать их не составит большого труда.

Проделав вышеописанную работу, отдел предпроверочного анализа резюмирует:

  • рекомендуем провести выездную налоговую проверку;
  • по результатам ВНП минимальное доначисление налога на добавленную стоимость составит X рублей; минимальное доначисление налога на прибыль составит Y рублей;
  • в рамках подготовки к ВНП провести следующие мероприятия: ...
  • в рамках ВНП запросить документы по сделкам с контрагентами... ; провести следующие мероприятия: ...

4. Особенности выхода на ВНП

Критерий «Три года»
Многие до сих пор всерьёз думают, что налоговая выходит на ВНП раз в три года, поэтому придерживаются принципа: «Мы три года поработаем, а потом компанию поменяем».

Такая «политика» обречена на провал. Во-первых, налоговая служба не будет выжидать три года, чтобы выйти на проверку. НДС сдаётся поквартально, если есть основания провести ВНП, придут, проверят, доначислят. Во-вторых, на сегодняшний день судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения к ответственности компаний-клонов проверенных налогоплательщиков. Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, мы даём налоговому органу железобетонное основание привлечь её по долгам старой как взаимозависимую структуру.

Показатели эффективности
Налоговые инспекторы, проводящие ВНП, имеют свой KPI, что на первый взгляд может показаться странным. Более того, любой причастный к проверкам сотрудник налоговой будет отрицать существование каких-либо показателей эффективности. Однако мы с вами понимаем, что проведение проверки чего-то стоит бюджету и, как минимум, должно окупаться.

KPI налогового инспектора при ВНП определяется как сумма доначисленного и, внимание, взысканного налога. Для городов-миллионников минимальный показатель составляет 5 млн. руб. (для Москвы 11 млн.). Таким образом, если по результатам предпроверочного анализа сумма к доначислению оставит менее 5 млн., проведение ВНП скорее всего отложат «до лучших времён».

«Портрет» проверяемого
Пожалуй, основным критерием, по которому налоговый орган отбирает проверяемых — это размер бизнеса (для ФНС — это размер выручки). Малый бизнес (с выручкой до 100 млн.) менее интересен с точки зрения проверяющих. В этой связи для среднего бизнеса есть оптимальная стратегия — стать малым (в глазах ИФНС). Хотя и из этого правила встречаются исключения.

Нечего взять
Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа анализируется имущественное положение компании, её учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей. Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Ну, и напоследок. Выводы, так сказать.

Первое, что надо уяснить для себя. Если вы получили решение о назначении ВНП, то вопроса о том, найдут ли у вас нарушения, не стоит. Их уже нашли.

Второе. Размер потенциальных доначислений в 99% случаев выше минимального порога привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов по ст.ст. 198, 199 УК РФ, чтобы там СМИ не писали про либерализацию в сфере предпринимательской деятельности.

Третье. У налоговых органов в арсенале есть специальные средства взыскания выявленной недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц. А также в процедуре банкротства. Сами доначисления никого не интересуют, главное — реальность взыскания. Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности вашего бизнеса (группы компаний).

И последнее. Проверка раз в три года — просто миф. Причем очень старый. Весь комплекс камеральных мероприятий (и предпроверочного анализа и камеральных проверок) направлен на скорость. На скорость реакции ФНС относительно возможных налоговых нарушений со стороны налогоплательщиков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основными задачами отдела выездных проверок выступают:

Проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

Планирование выездных налоговых проверок;

Осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.

К функциям отдела выездных проверок относятся:

Подготовка к выездной налоговой проверке, оформление результатов, осуществление иных функций отдела, связанных с выездной налоговой проверкой.

Проведение контрольных мероприятий в отношении органов, организаций, осуществляющих юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина;

6) Отдел учета, отчетности урегулирования задолженности. Задачами данного отдела являются:

Мониторинг состояния, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;

Анализ, планирование (прогнозирование) поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;

Зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, а также пени;

Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц;

Проверка материалов о состоянии расчетов с бюджетной системой Российской Федерации при реорганизации и ликвидации организаций.

Формирование информационного ресурса «Расчеты с бюджетом; взаимодействие с органами федерального казначейства и органами, исполняющими бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований;

Открытие и закрытие карточек расчетов с бюджетом местного уровня после изменения места постановки на учет, завершения мероприятий по реорганизации или ликвидации организаций и внесении изменений и дополнений в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

Работа с невыясненными поступлениями и разрешение проблемных ситуаций с начислением пени;

Взыскание налога и сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в кредитных организациях налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации и имущества налогоплательщика.

7) Отдел общего обеспечения. Основными задачами отдела являются:

Организация и обеспечение единой системы делопроизводства и документооборота в Инспекции;

Обеспечение автоматизированного учета и контроля за прохождением, исполнением и оформлением документов в установленные сроки;

Организация работы архива.

Основными функциями отдела являются:

Обеспечение приема, учета и регистрации входящей и исходящей корреспонденции;

Обработка и распределение поступающих документов, систематический анализ исполнения документов и поручений в Инспекции и ряд других функций.

8) Отдел камеральных налоговых проверок№2.

К задачам отдела относятся:

Проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков;

Осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела;

Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

К функциям данного отдела относятся:

Проведение камеральных налоговых проверок деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и др. лиц, в том числе сдающих имущество в аренду;

Исчисление имущественных налогов с физических лиц, налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, земельного налога с физических лиц, транспортного налога с физических лиц, а также подготовка налоговых уведомлений и формирование платежных документов на уплату указанных налогов;

Передача в правовой отдел материалов камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.

9) Отдел предпроверочного анализа и истребования документов .

К основным задачам данного отдела относятся:

Анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с целью включения в план выездных налоговых проверок;

Формирование ежеквартального плана выездных налоговых проверок;

Исполнение поручения об истребовании документов налоговых органов.

10) Отдел кадров и безопасности занимается:

Работой по подбору, расстановке и воспитанию кадров;

Ведению кадрового делопроизводства и воинского учета. Отдел кадров также обеспечивает своевременность присвоения сотрудникам инспекции классных чинов и размеров доплат за выслугу лет, контроль за трудовой дисциплиной и использованием рабочего времени. В ряде случаев на отдел кадров возлагается также работа по обеспечению неразглашения сведений, составляющих налоговую тайну и безопасности инспекции и ее сотрудников.

11) Отдел налогового аудита. Следует отметить, что первоочередной задачей налогового аудита выступает рассмотрение жалоб и проведение мероприятий налогового контроля. В качестве основных функций данного отдела выделяют:

Проведение подготовки по запросу Инспекции заключений по жалобам; - рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов по актам выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных данной инспекцией, по результатам, рассмотрения которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

12) Отдел ввода и обработки данных.

В качестве основных функций выступают ввод данных:

По государственной регистрации юридических лиц и учету налогоплательщиков; - налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, бухгалтерской отчетности;

Деклараций о доходах и имуществе государственных служащих, специальных деклараций об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества.

Перечисленные отделы являются основополагающими, без которых невозможно представить работу налоговой системы нашей страны.

3 .2 Задачи и функции Межрайонной инспекция ФНС России №4 по Тамбовской области

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 России по Тамбовской области является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС по Тамбовской области.

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. В интересах защиты экономических интересов государства налоговые органы должны обладать широкими полномочиями, но в интересах прав налогоплательщиков эти полномочия должны быть строго регламентированы законами.

К задачам Инспекции относятся:

1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей.

2. Контроль за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

3. Организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.

4. На Инспекцию могут быть возложены иные задачи в рамках предоставленной ей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Основными функциями Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области являются:

1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственный налогов и иных обязательных платежей.

2. Бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборов, о законодательстве о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

3. Обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков и на его основе ведение территориального раздела Единого государственного реестра налогоплательщиков.

4. Составление, анализ и представление в установленном порядке в Управление налоговую отчетность по формам, утверждаемым Министерством.

5. Ведение регистрации налогоплательщиков.

6. Осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пений и штрафов.

7. Проведение совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

8. Привлечение к административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также граждан в случаях, установленных законодательством РФ.

9. Информирование соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

10. Проведение работ по подбору и расстановке кадров работников Инспекции и осуществление мероприятия по их профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.

11. Осуществление управления находящегося в ее ведении государственном имуществе.

12. Ведение делопроизводства, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности.

Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

3.3 Программный комплекс, используемый ИФНС -«ЭОД»

В целях автоматизации процессов налогового администрирования юридических и физических лиц в инспекции используется программный комплекс «Система электронной обработки данных» - далее Система ЭОД.

База данных Системы ЭОД и основные программы обработки расположены на сервере инспекции. Персональные компьютеры пользователей подключены к серверу по локальной вычислительной сети (ЛВС).

На пользовательские компьютеры установлена специальная программа, обеспечивающая доступ и работу с базой данных Системы ЭОД. Данная программа называется «Универсальное рабочее место» - далее УРМ.

Установку и сопровождение Системы ЭОД на сервере и пользовательских компьютерах осуществляет системный администратор инспекции.

Для разграничения прав доступа и организации типовых рабочих мест специалистов инспекции определены функциональные роли. В каждой функциональной роли в Системе ЭОД определен перечень документов и режимов с разным уровнем доступа к ним, например - просмотр, редактирование, удаление.

Ввод и корректировка всей информации в системе ЭОД осуществляется на основании первичных документов. Входящие и исходящие документы проходят регистрацию - фиксируется системный номер, дата ввода и ФИО инспектора, осуществившего регистрацию. При работе в Системе ЭОД фамилия пользователя определяется на основе имени и пароля, с которым инспектор вошел в ЛВС инспекции. Это позволяет контролировать и анализировать все процессы налогового администрирования как по каждому инспектору, так и по инспекции в целом.

Для актуализации базы данных (например, расчет пени, фиксированное сальдо), ее корректировки и формирования документов, предназначенных для печати и последующей рассылки налогоплательщикам, в Системе ЭОД используются специальные программы - «Технологические процессы». Создание, составление расписания запуска и обработка результатов прохождения технологических процессов в инспекции осуществляется под руководством ответственного технолога.

Документы, которые необходимо распечатать в присутствии плательщика, например, выходные формы по лицевым счетам, выводятся на принтер по месту формирования.

3.4 Основные функции и задачи отдела регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками

Учебная практика проходила непосредственно в отделе регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками. Отдел регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками является самостоятельным структурным подразделением Межрайонной ФНС России №4 России по Тамбовской области.

Цель создания и функционирования отдела являются контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях, о подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков.

В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Федеральной налоговой службы, иными нормативно-правовыми актами. В ходе осуществления функций, возложенных на отдел, работники отдела руководствуются обязательными для исполнения положениями, инструкциями, стандартами документоведения, делопроизводства и правилами по вопросам архивного дела.

Положение, структура и штат отдела утверждаются начальником Инспекции. Сотрудники отдела выполняют возложенные на них функции в соответствии с установленным распределением обязанностей согласно должностным регламентам.

Основные задачи отдела:

1.Проведение приема регистрации и оперативной передачи на обработку в соответствующие подразделения Инспекции документов от организации и физических лиц.

2.Выдача налогоплатещикам документов по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции.

3.Осуществление в установленном порядке регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе.

4.Инфомирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой РФ.

5.Организаия персонального и публичного информирования налогоплательщиков о действующем законодательстве РФ.

6.Осуществление взаимодействия со средствами массовой информации и с общественностью.

Основные функции отдела:

1.Проведение приема налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ и бухгалтерской отчетности на бумажных и электронных носителях.

2.Проведение приема сведений о доходах физических лиц по налогу на доходы физических лиц от налоговых агентов и их обработку.

3.Проведение приема других документов, представленных организациями и физическими лицами.

4.Проведение приема электронных носителей записи от налогоплательщиков и выдача программных продуктов, предназначенных для налогоплательщиков.

5.Проведение приема заявлений о проставлении отметок на счетах-фактурах, счетов-фактур и их копий, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами

6.Осуществление визуального контроля налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, представленных на бумажных носителях.

7.Осуществление входного контроля налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, представленных на электронных носителях записи.

8.Проведение регистрации представленных документов, фиксации соответствия представленных документов установленным требованиям.

9.Проведение сортировки принимаемых документов, формирование пачек (их регистрация) и оперативная передача их в соответствующие подразделения Инспекции.

10.Выдача лицам, совершающим операции с нефтепродуктами, счетов-фактур с отметкой Инспекции или отказом о предоставлении отметки.

11.Выдача налогоплательщиками по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции.

12.Информирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой РФ.

13.Провдение сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

14.Персональное и публичное информирование по сдаче деклараций и иных документов, уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, а также другим вопросам общего характера.

15.Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков - юридических лиц.

16.Осуществление взаимодействия с отделами Инспекции с целью привлечения специалистов для участия в информационно-разъяснительной работе с налогоплательщиками.

17.Подготовка ответов на письменные запросы налогоплательщиков.

18.Регулярное проведение инструктивных совещаний и тематических семинаров с налогоплательщиками по применению законодательства РФ.

19.Обеспечение налогоплательщиков необходимой информацией для правильного оформления платежных документов и зачисления на бюджетные счета налоговых платежей.

20.Взаимодействие со СМИ, общественными организациями, органами исполнительной власти в рамках проводимых информационно-разъяснительных мероприятий по утвержденным программам Управления.

21.Организация и проведение в рамках работы, проводимой Управлением, мероприятий, способствующих формированию позитивного отношения налог налогоплательщиков к налоговым органам.

22.Организация публикаций сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными

23.Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

24.Проведение регистрации, снятие с учета и другие работы по учету ККТ в денежных расчетах с населением.

25.Подготовка информационных материалов для руководства Инспекции по вопросам, находящимся в компетенции отдела.

26.Участие в профессиональной подготовке и переподготовке кадров, проведение совещаний, семинаров по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

27.Государственная регистрация юридических лиц, в том числе принятие решения о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в государственной регистрации.

28.Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

29.Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИНН/ КПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете.

30.Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

31.Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.

32.Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).

33.Координация работы по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц.

34.Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебные органы о ликвидации юридического лица или признания недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

35.Формирование для публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными.

36.Предоставление сведений из ЕГРЮЛ, в том числе копий документов, содержащихся в регистрационном деле, а также предоставление сведений из ЕГРН.

37.Участие в подготовке ответов на письменные запросы по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учете налогоплательщиков.

38.Регистрация договоров коммерческой концессии.

39.Работа с информацией об открытии(закрытии) банковских счетов налогоплательщиков, поступающей из банков и от налогоплательщиков.

40.Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

Полномочия отдела

1.Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:

Вносить руководству Инспекции предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

По указанию руководителя Инспекции в пределах сферы своей деятельности и компетенции представлять отдел в Управлении;

Вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

Готовить проекты приказов и других документов по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

Давать заключения по проектам документов, представленным на заключение другими отделами Инспекции;

Запрашивать и получать от отделов Инспекции рекомендации, предложения и заключения по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

Работать с документами отделов Инспекции для выполнения возложенных на отдел задач;

Осуществлять иные права, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

2.Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы инспекции.

3.Структура отдела и численность его сотрудников устанавливаются, исходя из утвержденной структуры и численности работников Инспекции.

Заключение

В ходе прохождения мною учебной практики и написании данной работы была изучена деятельность налоговой инспекции, на примере Межрайонной ФНС России №4 по Тамбовской области, руководствующейся Конституцией РФ, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами и иными законодательными актами, указами, распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Подводя итоги практической работы, можно сделать соответствующие выводы. Так в третей главе, удалось получить довольно четкое представление об организационной структуре Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области. Включает в себя 12 отделов, каждый из которых осуществляет определенные задачи и функции: правовой отдел; отдел регистрации, учета и работы с налогоплательщиками; отдел информатизации; отдел камеральных налоговых проверок №1; отдел выездных налоговых проверок; отдел учета, отчетности и урегулирования задолженности; отдел общего обеспечения; отдел камеральных налоговых проверок №2; отдел предпроверочного анализа и истребования документов;

отдел кадров и безопасности; отдел налогового аудита; отдел ввода и обработки данных.

Были изучены права и обязанности налоговой инспекции, ее функции и задачи. Также я ознакомилась с работой Отдела регистрации, учёта и работы с налогоплательщиками, где непосредственно проходила учебная практика.

В целом работу Межрайонной ФНС России №4 по Тамбовской области можно оценить с положительной стороны. Об этом свидетельствует следующее:

Между работниками, четко распределены обязанности и это свидетельствует об оперативности и продуктивности работы;

Коллектив инспекции относится к налогоплательщикам вежливо, доходчиво объясняя заполнение документов и деклараций.

Таким образом, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально- экономические параметры страны.

За время прохождения практики, я приобрела практические навыки работы в налоговых органах, закрепила и углубила свои теоретические знания области налогообложения, что способствовало развитию умения работы с налогоплательщиками и практическому умению работы с документами.

Считаю, прохождение производственной практики успешным. Уверена, что полученные практические навыки пригодятся мне в будущей работе по специальности.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Правовая система «Консультант плюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: по сост. на 1 марта 2012 года. - М.: ООО «Рид Групп», 2012. - 832 с.

3. Положение об отделе регистрации, учёте и работы с налогоплательщиками Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области.

Учебники, монографии, учебные пособия:

4. Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г. «Налогообложение юридических и физических лиц», Издательский дом «Бизнес-пресса», 2011. - 232 с.

5. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. «Налогообложение юридических и физических лиц». - М.: Экзамен, 2012. - 448 с.

Электронные ресурсы:

6. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru

7. Управление Федеральной Налоговой Службой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.r68.nalog.ru

8. Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль, значение и функции органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Анализ деятельности Межрайонной инспекции ФНС № 1 по учету и контролю налоговых поступлений по Республике Тыва. Проблемы сбора налоговых платежей и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2012

    Правовые основы организации и деятельности налоговых органов, основные функциональные задачи Межрайонной инспекции. Организационное построение отдела камеральных проверок. Мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций.

    отчет по практике , добавлен 18.11.2012

    Современная организационная структура Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Чита. Анализ показателей налоговых платежей. Практические ситуации из работы отделов камеральных налоговых проверок Межрайонной ИФНС №2 по г.Чита.

    отчет по практике , добавлен 22.11.2010

    Организационно-экономическая характеристика деятельности инспекции. Анализ основных показателей налогового контроля. Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2017

    Обзор налоговых платежей и сборов, совершаемых физическими лицами: налог на доходы и на имущество, транспортный и земельный налог. Расчет налоговой нагрузки - всех налоговых платежей за текущий год. Проблемы налогообложения и защиты прав физических лиц.

    реферат , добавлен 02.02.2011

    Организация работы налоговых инспекций. Функции и обязанности налоговых органов. Полномочия по налоговому контролю, виды и формы налоговых проверок. Учет поступлений по налогам и сборам и задолженности. Полномочия по взысканию налогов, пеней и штрафов.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2010

    Правовые механизмы защиты прав и интересов налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц. Порядок рассмотрения налоговых споров и исков.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2008

    Особенности и принципы налогообложения юридических и физических лиц. Налог на добычу полезных ископаемых. Правила расчета налоговых платежей организации, налога на доходы физических лиц за налоговый период. Налоговые последствия хозяйственных договоров.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2012

    Становление и развитие налоговых органов как субъектов налоговых правоотношений. Государственная налоговая служба. Организация деятельности налоговых органов как субъектов налоговых правоотношений. Правовая база деятельности налоговых органов.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2006

    Практика налогообложения и работа налоговых органов РФ: ИФНС по Советскому району г. Челябинска в формировании налога на добавленную стоимость. Направления совершенствования налогового администрирования для эффективной деятельности налоговых органов.

А.Е. Смородина, эксперт по налогообложению

Тайны отбора претендентов для выездной проверки

Как налоговики решают, кого проверить

Ни для кого не секрет, что организации попадают в план выездных налоговых проверок (ВНП) на основе предпроверочного анализа. И, несмотря на то что планирование проверок официально названо открытым процессо мприложение № 1 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ , на самом деле для организаций сие действо остается загадкой. Специально для вас мы добыли информацию из достоверного источника. И теперь можем приоткрыть завесу тайны и рассказать, как же происходит отбор организаций для включения в план ВНП.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ задумывался как инструмент, позволяющий эффективно планировать выездные проверки. И предполагается, что «выездники» на ВНП приходят уже подготовленные, то есть если они и не будут владеть информацией о нарушениях, то, по крайней мере, будут знать, где их искать.

Такой анализ проводят так называемые аналитики. В каких-то ИФНС это целые отделы, в каких-то - специально созданные группы.

Безусловно, в каждом регионе «аналитики» по-своему подходят к отбору претендентов на включение в план ВНП, но общие моменты предпроверочной работы везде одинаковы.

Отбор претендентов для включения в план ВНП напоминает конкурс красоты: из большой массы организаций отбираются самые «красивые» и «перспективные» с точки зрения налоговиков. Только вот руководители таких организаций, когда узнают о «победе», не очень-то ей рады.

Отбор претендентов

Чтобы окончательно решить, кто попадет в план ВНП, «аналитики» оценивают все организации, состоящие на учете в данной ИФНС, по ряду критериев. Вот основные из них.

Критерий Комментарий
Категория налогоплательщика Крупнейших налогоплательщиков (для данной ИФНС) проверяют обязательно. Как правило, раз в 2 года
Обороты организации
Обороты оцениваются за те 3 года, которые подлежат проверк еп. 4 ст. 89 НК РФ . Например, в 2012 г. «аналитиков» интересуют обороты организации за 2009- 2011 гг.
Чем обороты больше, тем компания интереснее для «аналитиков». Понятно, что в инспекциях разных регионов своя планка: кому-то годовой оборот в размере 4 млн руб. покажется чудесным, а кому-то и 100 млн руб. мало. Кстати, многие собственники фирм в крупных городах раскусили, что налоговиков интересуют именно высокооборотные компании. Следствием этого стало дробление бизнеса
Режим налогообложения Организации, применяющие УСНО, не очень интересны налоговикам. Особенно если объект налогообложения «доходы». Ведь фискалам нужны доначисления. А на чем можно поймать «доходника»? Только на неоприходованной выручке. А это очень сложно. Конечно, если вы применяете УСНО, не стоит сразу расслабляться. Например, если большинство плательщиков, состоящих на учете в вашей инспекции, - спецрежимники, то, конечно, упрощенцы обязательно попадут в план ВНП
Вид деятельности Этот критерий важен, так как опыт предыдущих ВНП показывает, при ведении какой деятельности допускается наибольшее количество налоговых ошибок. Например, «выездники» не очень жалуют компании, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг: у них достаточно трудно найти нарушения. Поэтому «аналитики» стараются отсеять организации с таким видом деятельности. А вот строителей «выездники», наоборот, очень любят
Наличие у компании ликвидных активов Этот критерий является важным при отборе претендентов, но не основополагающим. Наличие у организации активов дает налоговикам некую уверенность в том, что доначисленные в ходе ВНП налоги можно будет взыскать за счет имущества этой организаци ип. 10 ст. 101 НК РФ . Но если «аналитики» считают, что вероятность сокрытия налогов у организации велика, то и отсутствие активов не убережет ее от включения в план ВНП
Заключенные организацией государственные и муниципальные контракты С точки зрения налогов эти контракты обычно интереса не представляют. Просто проверка таких организаций - это еще один способ контроля движения бюджетных денег

И вот «аналитики», отобрав организации, которые «засветились» по нескольким критериям, начинают подробно изучать каждого претендента.

Всю информацию, которую «аналитики» смогут собрать об организации, и выводы на ее основе они отражают в заключении по результатам предпроверочного анализа. Кроме того, заключение содержит рекомендации «выездникам», на что им обратить особое внимание в ходе ВНП, а также предполагаемые суммы доначислений по результатам проверки. После того как план ВНП будет утвержден, эти заключения аналитики передадут «выездникам».

На что «аналитики» обращают внимание

Вы тоже можете проверить себя и самостоятельно оценить вероятность попадания вашей компании «под прицел» налоговиков. Для этого воспользуйтесь:

  • критериями оценки налоговых риско вприложение № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ;
  • нашей шпаргалкой. В ней отражены основные моменты, которые чаще всего вызывают интерес «аналитиков». Шпаргалку мы разделили на два блока с точки зрения состава анализируемой информации. Сразу хотим отметить, что данные берутся по годовым отчетам и декларациям, а по тем декларациям, которые сдаются поквартально, показатели, соответственно, суммируются.

Анализ данных об организации, которые есть в ИФНС

Где ищут Что ищут Выводы «аналитиков»
Выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП Превышение допустимого размера доли учредителей-юрлиц в уставном капитале организаций, применяющих УСНО или ЕНВДподп. 14 п. 3 ст. 346.12 , подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ , наличие филиалов и представительств у организаций, применяющих УСНОподп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ Организация, предприниматель не имеют права применять УСНО или ЕНВД
Сведения о среднесписочной численности Превышение допустимой среднесписочной численности у организаций и предпринимателей, применяющих УСНО или ЕНВДподп. 15 п. 3 ст. 346.12 , подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ
Бухгалтерский баланс
Декларация по налогу на имущество
Резкое сокращение стоимости имущества Возможно завышение «прибыльных» расходов за счет арендных платежей по имуществу, переданному в качестве вклада в уставный капитал зависимым организациям (как правило, спецрежимникам), а затем взятому у них в аренду
Бухгалтерский баланс Резкое снижение размера дебиторской задолженности Возможно необоснованное признание долгов безнадежными и их включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль
Бухгалтерский баланс
Декларация по налогу на прибыль (приложение № 3 к листу 02)
Декларация по НДС (строка 090 раздела 3)
Резкое сокращение стоимости имущества без отражения этих операций в налоговом учете Возможно занижение налога на прибыль и НДС
Отчет о прибылях и убытках (ОПУ)
Декларация по налогу на прибыль (Д-НП)
Декларации по НДС (Д-НДС)
Несоответствие доходов и расходов в различных формах отчетности
При этом данные расхождения анализируются и в целом, и в разрезе отдельных статей доходов и расходов
1. Доходы в ОПУ > Доходы в Д-НП: возможно занижение налогооблагаемых доходов
2. Доходы в ОПУ >
3. Расходы в ОПУ 4. Доходы в Д-НП > Доходы в Д-НДС: возможно занижение НДС
5. Доходы в Д-НП
Декларация по налогу на прибыль (строка 030 приложения № 3 к листу 02, строка 010 листа 05)
Отчет о движении денежных средств
Расхождение выручки от реализации основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и т. п. Доходы в Д-НП
Декларации по НДС
Декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза
Расхождение суммы вычетов и суммы к уплате Вычет суммы налога, уплаченного при ввозе товаров
(Д-НДС) > Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет (декларация по косвенным налогам): возможно необоснованное применение вычетов
Декларации по НДС Расхождение данных раздела 2 декларации и строки 210 раздела 3 Возможно завышение вычета по агентскому НДС или недоплата этого НДС

Как видим, только на основании отчетности можно сделать много интересных выводов. Но анализ информации, полученной при проведении контрольных мероприятий, может дополнить картину предполагаемых нарушений.

Анализ отчетности и полученной из внешних источников информации, доступной без назначения ВНП

Где ищут Что ищут Выводы «аналитиков»
Банковская выписка по счетам организации, которую аналитики специально запрашивают у банк ап. 2 ст. 86 НК РФ Превышение предельного размера доходов для применения УСНО Организация, предприниматель не имеют права применять УСНОп. 4.1 ст. 346.13 НК РФ
Возможен пересчет налогов в соответствии с общим режимом налогообложения
Поступление денег с выделением суммы НДС (если организация, предприниматель на УСНО) Возможна неуплата НДС
Банковская выписка
Фискальные отчеты ККТ - берутся из материалов предыдущих проверок ККТ, либо специально снимаются при проведении предпроверочного анализа
Налоговая отчетность*
Расхождение оборотов, отраженных в выписке и фискальных отчетах, с данными бухгалтерской и налоговой отчетности Возможно занижение доходов и завышение расходов
Банковская выписка
Выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП
Бухгалтерский баланс
Расхождение фактического вида деятельности с указанным в регистрационных документах и отчетности. Особый интерес аналитиков вызывают организации, у которых вообще не понятен вид деятельности. То есть складывается впечатление, что организация занимается всем на свете. Налоговики называют такие фирмы «помойками» Отмывание денег
Вероятность фиктивности сделок
Вероятность участия организации, предпринимателя в схеме ухода от налогов
Возможно доначисление налога на прибыль и НДС, налога при УСНО, НДФЛ в случае доказательства фиктивности сделок и участия организации в схемах
Контрагентов анализируемой организации и наличие у них признаков фирм-однодневок
Разовые сделки на крупные суммы. Поступление денег в крупных размерах и их перечисление в этот же или на следующий день в той же сумме
Информация об организации, имеющаяся в Интернете
Справка по форме 2-НДФЛ
Расхождение между зарплатой, указанной в открытых в организации вакансиях, и среднемесячной зарплатой, рассчитанной по данным формы 2-НДФЛ Заработная плата выдается «в конвертах»**
Возможно доначисление НДФЛ
Справка по форме 2-НДФЛ
Декларации 3-НДФЛ
Выписка из ЕГРЮЛ
Данные из загсов
Данные из ГИБДД
Данные из Росрегистрации
Доходы и расходы собственников анализируемой организации, ее должностных лиц, а также членов их семей Если расходы несопоставимы с доходами, то возможно получение скрытых доходов

* В зависимости от применяемого режима:

  • <или> Отчет о прибылях и убытках, Декларация по налогу на прибыль, Декларации по НДС;
  • <или> Декларация при применении УСНО;
  • <или> Декларация 3-НДФЛ (для предпринимателей на общем режиме).

** Чтобы развеять свои сомнения, «аналитики» проводят опросы работников компании. Как правило, работающие в фирме сотрудники не раскрывают тайн. Но «аналитики» опрашивают и уже уволившихся работников. А те обычно не скрывают секретов бывших работодателей.

Безусловно, практически все расхождения бухгалтер в состоянии объяснить. Они обычно связаны с разным порядком учета хозяйственных операций для бухгалтерских и налоговых целей. Но у аналитиков нет этих данных. Поэтому причины расхождений надо будет объяснять уже «выездникам».

Расчет предполагаемой суммы доначислений

Проанализировав информацию об организации, «аналитики» рассчитывают предполагаемую сумму доначислений по ВНП. Она является своеобразным подтверждением того, что они обоснованно заострили внимание на конкретной организации. Эту сумму «аналитики» могут рассчитать по любому расхождению, показанному в нашей шпаргалке, но чаще всего они это делают по следующим основаниям.

ОСНОВАНИЕ 1. Наличие расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета. В этом случае сумма всех доходов по форме № 2 (выручка, проценты к получению, доходы от участия в других организациях и прочие доходы) сравнивается с суммой доходов «прибыльной» декларации (доходы от реализации, внереализационные доходы, доходы, исключаемые из прибыли, и доходы от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами). Аналогичным образом анализируются и все расходы организации. Из выявленных расхождений «аналитики» могут сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, если:

  • доходы по данным бухучета превышают доходы по налоговым данным;
  • расходы по данным налогового учета превышают бухгалтерские расходы.

При наличии таких расхождений полученная разница умножается на ставку налога на прибыль. Так и получается предполагаемая сумма доначислений. Правда, она в ходе выездной проверки обычно не подтверждается, так как расхождения возникают из-за разных правил учета доходов и расходов для бухгалтерских и налоговых целей.

ОСНОВАНИЕ 2. Есть расхождения между оборотами от реализации, отраженными в налоговых декларациях по НДС и по налогу на прибыль. В этой ситуации «прибыльные» доходы считаются так же, как при сравнении с данными бухучета, а по декларации по НДС суммируется реализация, облагаемая по ставкам 0%, 10%, 18%, а также реализация, не облагаемая НДС. При наличии расхождений между оборотами по этим декларациям «аналитики» рассчитают предполагаемую сумму доначислений в зависимости от того, какие доходы преобладают:

  • <или> налог на прибыль, если обороты от реализации по НДС превышают обороты по прибыли;
  • <или> НДС, если «прибыльная» реализация превышает реализацию по НДС.

Но и здесь обычно «выездникам» не везет, потому что такое расхождение объясняется наличием у организации не облагаемых НДС оборотов, которые не были отражены в декларации либо по ошибке бухгалтера, либо потому, что и не должны в ней отражаться.

ОСНОВАНИЕ 3. Имеются отклонения показателя рентабельности проданных товаров (работ, услуг) организации от среднеотраслевых значений в меньшую сторону. Как правило, сумму доначислений по этому основанию «аналитики» рассчитывают, когда им надо увеличить предполагаемые доначисления, а иных оснований для этого нет. Вы спросите: а зачем им эту сумму увеличивать? А затем, что при защите плана ВНП есть негласная планка по суммам доначислений. Соответственно, даже если у налоговиков есть целый ряд оснований подозревать организацию в нарушении налогового законодательства, но предполагаемая сумма ниже этой планки, то либо такая организация в план не попадет, либо «аналитикам» будет предложено пересмотреть предполагаемый уровень доначислений.

Напомним, что рентабельность рассчитывается по следующей формуле:

Так как данные для расчета этого показателя берутся из формы № 2, то для того, чтобы сделать вывод о возможном занижении налога на прибыль, не должно быть расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета либо эти расхождения должны быть минимальны.

Для наглядности рассмотрим, как же аналитики считают эту сумму.

Пример. Расчет предполагаемой суммы доначислений при уровне рентабельности проданных товаров (работ, услуг) организации ниже показателя по отрасли

/ условие / Согласно форме № 2 за 2010 г. организации, занимающейся оптовой торговлей мебелью, себестоимость проданных товаров составила 40 000 тыс. руб., прибыль от продаж - 3000 тыс. руб.

ШАГ 1. Рассчитываем прибыль от продаж, которую должна получить организация при таком уровне себестоимости в соответствии со среднеотраслевым показателем: 40 000 тыс. руб. (себестоимость) х 11,7% (среднеотраслевой показатель рентабельности для данного вида деятельности в 2010 г.приложение № 4 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ) = 4680 тыс. руб.

ШАГ 2. Рассчитываем недополученную прибыль: 4680 тыс. руб. – 3000 тыс. руб. (прибыль от продаж) = 1680 тыс. руб.

ШАГ 3. Рассчитываем предполагаемую сумму доначисленного налога на прибыль: 1680 тыс. руб. х 20% = 336 тыс. руб.

ШАГ 4. Рассчитываем предполагаемую сумму доначисленного НДС: 1680 тыс. руб. х 18% = 302 тыс. руб.

ОСНОВАНИЕ 4. Организации замечены во взаимоотношениях с фирмами-однодневками. Такие взаимоотношения выявляются в ходе анализа банковской выписки организации. А предполагаемые суммы доначислений по этому основанию считаются очень просто. Например, установлено перечисление денег в сумме 1000 тыс. руб. (в том числе НДС 153 тыс. руб.) в адрес организации, имеющей признаки фирмы-однодневки. Предполагаемая сумма доначислений составит 322 тыс. руб. (153 тыс. руб. + (1000 тыс. руб. – 153 тыс. руб.) х 20%).

Как правило, сумма доначислений, рассчитанная подобным образом, не включается в общую сумму, а отражается в заключении по результатам предпроверочного анализа отдельной строкой. Ведь наличие у контрагентов признаков фирм-однодневок еще не является гарантией фиктивности сделки, а предполагаемые суммы по этому основанию получаются достаточно большими.

Главное для проверяющих - чтобы проверка не была низкорезультативной по меркам данного региона. Во внутренних документах налоговиков установлен минимальный предел (Min) доначислений. Например, в Москве проверка организации, относящейся к категории «прочих» (не крупнейших) налогоплательщиков низкорезультативна, когда по ее итогам доначислено менее 1,5 млн руб. налогов (Min = 1,5 млн руб.).

Параллельно «выездники» должны ориентироваться и на сумму по предпроверочному анализу. Если сумма доначислений будет ниже предполагаемой, то, скорее всего, итог проверки будет такой.

СИТУАЦИЯ 1. Фактические доначисления

СИТУАЦИЯ 2. Фактические доначисления > Min. Тогда возможны два варианта.

Если фактические доначисления больше и Min, и 50% предполагаемой суммы доначислений, то проверяющие уйдут, удовлетворившись суммой доначислений.

Если же фактические доначисления больше Min, но меньше 50% предполагаемой суммы доначислений, то проверяющие попытаются «договориться» с вами до суммы, равной 50% предполагаемой суммы доначислений.

Новое на сайте

>

Самое популярное