Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение . Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами . При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства ».
За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт.
Современная трактовка термина "Экономика":
Во-первых, экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.
Во-вторых, экономика — как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.
Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика » и «экономикс ». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе + экономическую науку, а точнее — . Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.
Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение . Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.
Так что в целом экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.
Экономическая наука
общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.Зиннатуллина Элеонора Рауфовна, преподаватель истории и обществознания, Братский промышленный техникум
Урок обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство»
Разработка урока обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство» содержит план урока, рабочий лист, позволяющий организовать самостоятельную работу обучающихся на занятии. На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнить творческое задание на анализ конкретных бизнес-ситуаций в малых группах. В ход его выполнения обучающиеся должны не только продемонстрировать умение применять теоретический материал, но и творческое мышление. Разработка предназначена для преподавателей обществознания и экономики техникумов, колледжей, школ.
ПЛАН УРОКА
№№ уроков 95, 96
Тема урока: Экономика как наука и хозяйство
Цели и задачи урока:
Образовательная : создать условия для усвоения знаний об экономике как науке и хозяйстве.
Задачи:
1. Определить черты экономики как науки и хозяйства
2. Выявить основные вопросы экономики.
3. Определить факторы производства.
Развивающая : создание условий для развития умения организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных преподавателем, (ОК 2), анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3), осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного решения поставленных задач (ОК 4), работать в команде, эффективно общаться с преподавателем, одногруппниками (ОК 6), развитие критического мышления (составление кластера).
Воспитательная: создать условия для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся, формирования толерантности, политической культуры.
Тип урока комбинированный.
Средства обучения: ПК, проектор, учебник, раздаточный материал.
Структурные элементы урока и ориентировочные приемы его проведения
1. Организационная часть.
2. Проверка выполнения домашнего задания – выборочная проверка конспектов.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
Эвристическая беседа по теме «Что вы знаете об экономике?».
4. Сообщение нового материала
1. Экономика как наука и хозяйство (лекция, выполнение заданий по рабочему листу, эвристическая беседа).
Рабочий лист представлен в Приложении 1.
2. Основные вопросы экономики (лекция, выполнение заданий по рабочему листу).
3. Факторы производства (выполнение заданий по рабочему листу, составление кластера).
5. Закрепление.
Выполнение творческого задания – анализ бизнес-ситуации в малых группах.
Ситуации представлены в Приложении 2, желателен групповой вариант работы (возможно в парах).
6. подведение итога урока.
А. выставление оценок.
Б. анализ и оценка успешности достижения цели.
7. Выдача домашнего задания - Задачи экономики;
Роль производства, распределения, обмена и потребления в экономике
Макроэкономика и микроэкономика;
Взаимодействие факторов производства;
Предпринимательские способности как один из факторов производства.
Литература: Литература: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. – С. 152–153; Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2009. – С. 6-15.
Приложение 1
Раздел 6. Экономика
6.1. Экономика как наука и хозяйство
Понятие экономики.
Изначально экономика (от греч. oikos – дом и nomos – закон) – наука о ведении домашнего хозяйства.
В современном мире понятие «экономика» приобрело несколько более широкое значение.
Различают два основных значения термина «экономика»: экономика как наука и экономика как хозяйство.
Экономика как наука – системное отражение хозяйственной деятельности людей посредством экономических категорий, законов, представленное в форме определенных теорий.
Экономика как хозяйство – система общественного производства, народное хозяйство страны, области, района или отрасли.
3 вопроса экономики:
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
Главная проблема экономики: потребности человека безграничны, а доступные ресурсы ограничены (что такое потребности?)
В экономической жизни есть три главных участника:
семья;
фирмы;
государство.
Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).
Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главный из действующих лиц экономики – человек, семья.
Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.
Факторы производства (перенесите таблицу к себе в тетрадь
Факторы производства
Пояснение
1. Природные ресурсы
Естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг
2. Труд
Физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг
3. Капитал
Средства производства (оборудование, машины) и финансовые ресурсы, приносящие доход)
4. Управление
Процесс принятия решений, организация производства, контроль за деятельностью людей
5. Информация
Знания и сведения, накопленные человечеством
Проанализируйте следующие ситуации в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства:
1. Вы открываете небольшую фирму по производству записных книжек, тетрадей
2. Вы переехали в деревню и решили стать фермером
3. Вы решили на дому заниматься фрилансом – писать статьи и продавать их различным сайтам
Блага – продукты питания, одежда, мебель, автомобили – это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность.
Макроэкономика и микроэкономика
Макроэкономика – исследует закономерности и экономические взаимоотношения на уровне всей экономики или крупных отраслей.
Денежная система и инфляция.
Безработица.
Внешняя торговля.
Экономический рост.
Микроэкономика – исследует закономерности организаций и функционирование экономики на уровне между отдельными фирмами и потребителями.
Экономика семьи.
Экономика региона.
Экономика фирм.
1. О каком разделе экономики идет речь?
Общая прибыль организаторов 8-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2009 превысила 30 млн. евро.
А.Н. Пупкин открыл закусочную.
В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату за пользование лифтами с жильцов первого этажа.
В 2013 году Китай стал мировым лидером по объемам внешней торговли. Торговый оборот страны превысил $4 трлн.
Средний размер трудовой пенсии россиян по старости составит 11,4 тыс. руб.
Общий доход семьи Павловых составил 25 тысяч руб., из них 5 тысяч руб. уходит на погашение кредита
2. Объясните выражение “Бесплатный сыр бывает только в мышеловке”.
Приложение 2
Творческое задание по теме «Факторы производства»
Карточка 1.
Карточка 2.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка3.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка 4.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка 5.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка 6.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка 7.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Карточка 8.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».
Согласно современному пониманию, экономика -- это способ организации деятельности людей, направленная на создание благ, необходимых для потребления людей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.
Хозяйственная деятельность людей представляет собой сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.
- · производство - это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития человека;
- · распределение - это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в произведенном продукте.
- · обмен - это процесс движения товаров и услуг от одного субъекта к другому;
- · потребление - это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
Но, для обеспечения жизнедеятельности людям необходимы ресурсы.
Ресурсы - это, то из чего или то при помощи чего производятся новые товары и услуги.
Ресурсы можно разделить на следующие группы:
- 1) Материальные:
- · земля - это все виды ресурсов, которые человек берет из природы (сырье, материалы, топливо).
- · капитал - продукт предыдущего производства, который в этом или ином производстве используется для создания новых товаров и услуг (здания, сооружения, машины, оборудования).
- 2) Людские:
- · рабочая сила - способность человека к труду, который используется им всякий раз, когда он производит товар или услугу.
- · предпринимательская способность - это способность человека к организации производства. (цель: получение максимальной прибыли)
- 3) Информация.
Так же, говоря об экономике как о хозяйстве, нельзя не упомянуть об основной проблеме экономики. Основная проблема экономики - это возможность (невозможность) удовлетворить возвышающиеся потребности общества, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.
В реальной экономике основная проблема проявляется, как проблема выбора, т.е. экономика вынуждена выбирать: какие товары и услуги будет производить и от каких откажется (проблема выбора).
Так же, говоря о экономике как о хозяйстве, важно отметить уровни хозяйствования. Хозяйствование (использование ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей) ведется на разных уровнях: на уровне экономики человека, экономики семьи, экономики предприятия, экономики страны и мировой экономики. В англоязычном звучании эти уровни следующие: наноэкономика, супермикроэкономика, микроэкономика, макроэкономика и супермакроэкономика. На данных уровнях хозяйствования удовлетворяются соответствующие потребности. Экономика человека: личные. Экономика семьи: личные + коллективные. Экономика предприятия: личные + коллективные + производственные. Экономика страны: личные + коллективные + производственные + общественные. Экономика мировая: личные + коллективные + производственные + общественные + глобальные. Выделение пяти уровней хозяйствования обусловлено принципиальными различиями использования ресурсов и, в первую очередь, различиями в правовых полях. Хозяйствование на уровне экономики человека регулируется традициями семьи. Семейные традиции определяют перечень потребностей человека - дошкольников, школьников, работающих и пенсионеров и их допуск к использованию ресурсов и результатов труда. На уровне экономики семьи хозяйствование регулируется брачным контрактом, на уровне предприятия (организации) - уставом. Национальное хозяйствование регулируется конституцией страны, а мировое хозяйствование -двусторонними и многосторонними договорами. Хозяйствовать значит расходовать ресурсы соответствующего уровня, производить блага (товары и услуги) в интересах удовлетворения личных, коллективных (семейных), производственных, национальных и глобальных потребностей.
Экономика: наука и хозяйство. Уровни экономики. Микроэкономика. Разделы микроэкономики. Макроэкономика. Мировая экономика. Экономическая деятельность. Экономическая деятельность. Определения Факторы производства. Факторы производства: земля. Факторы производства: труд. Факторы производства: капитал. Факторы производства: предпринимательские способности. Функции экономической науки. Измерители экономической деятельности.
Экономика (от греч. Наука ведения домашнего хозяйства.) 2 смысла Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченных ресурсов удовлетворяют потребности. Система хозяйствования включающая в себя отрасли материальной сферы (образование, культура, здравоохранения) для обеспечивающая общество благами.
Проблемы макроэкономики Наука макроэкономика изучает проблемы, которые являются общими для экономики в целом. * Экономический рост, экономические циклыЭкономический рост экономические циклы * БезработицаБезработица * Общий уровень ценОбщий уровень цен * Денежное обращение, уровень ставки процентаДенежное обращение уровень ставки процента * Государственный бюджет:Государственный бюджет * Торговый балансТорговый баланс
Производство – это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности. Распределение – это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве. Обмен- это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт. Потребление – значительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).
КАПИТАЛ – средства производства, произведённые человеком. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ –земля, станки, оборудование – используется в течении ряда лет, переносит свою стоимость на продукт по частям, затраты возмещаются постепенно. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ – сырьё, материалы, электроэнергия, которые расходуется за один цикл, затраты возмещаются после продажи продукции.
Введение
Экономика, являясь одной из сфер общества, во многом определяет взаимоотношения между людьми в области общественного производства, распределения материальных благ (ресурсов, товаров и услуг) и их потребления.
Экономическая деятельность людей служит основой жизнеобеспечения всех членов общества, в том числе и не участвующих по возрасту, состоянию здоровья или роду занятий в производственной деятельности, или чья деятельность не приводит к образованию прибавочной стоимости.
Термин «политическая экономия» восходит к книге французского экономиста, меркантилиста Антуана Монкрентьена «Трактат политической экономии». Возникновение термина «экономикс» связано с именем английского экономиста второй половины 19 века Альфреда Маршалла. Первоначально экономикс имел одну составляющую - микроэкономику; с тридцатых годов 20 века, с зарождением кейнсианства, появилась другая его составляющая макроэкономика. Таким образом, в настоящее время экономикс подразделяется на микроэкономику и макроэкономику.
Цель этой работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие микро- и макроэкономики. Изучить, что включают в себя эти два понятия.
Задачи этой работы заключаются в том, что бы, что бы более углубленно рассмотреть понятия микро- и макроэкономики. Охарактеризовать их в полной форме. Ответить на вопрос что изучает микро- и макроэкономика. Определить в чем состоит задача микро- и макроэкономики.
По своей работе реферат состоит из введения, трёх взаимных глав, заключения и библиографического списка.
Общие экономические понятия
Экономика: наука и хозяйство
макроэкономика инфляция безработица спрос
Древнейшими документами, в которых были зафиксированы нормы и правила экономического поведения, являются законы. Первые законы появились в государствах древнего Востока. Из дошедших до наших времен памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является кодекс законов Вавилонии, принятый в VIII в. до н. э. царем Хаммурапи. Интересные и весьма поучительные экономические заповеди имеются в Библии, которая содержит толкование жизни древних евреев и других народов, населявших Палестину во II и I тысячелетиях до н. э.… Однако экономические знания все еще не выделялись в виде отдельной формы мышления и экономические взгляды составляли отдельные положения более широких по своему содержанию произведений.
Экономика как наука возникла в античном обществе, ее появление связывают с именами ученых Древней Греции и Рима. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греч. «oikos» -- дом, хозяйство и «nomos» -- правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домоводстве, об управлении домашним хозяйством.
В качестве самостоятельной дисциплины экономика сформировалась лишь в XVI--XVII вв. вместе с возникновением капиталистического строя. Развитие и усложнение хозяйственных связей между семьями, внутри предприятий и между теми и другими, формирование местных, национальных и международных рынков, участие государства в экономической жизни общества обусловили необходимость более широких экономических знаний.
Экономика -- емкое и многоплановое понятие, разные люди вкладывают в него различное содержание. Раскрыв любой словарь, как энциклопедический, так и экономический, можно встретить множество его трактовок.
Определённый рынок со всеми его отраслями, видами производства. Здесь подразумевается хозяйство города, района, области, страны и мира в целом.
Совокупность экономических отношений между людьми, сложившиеся в процессе совместной хозяйственной деятельности и образующие определённую экономическую систему.
Все виды деятельности, позволяющие создавать людям материальные условия для жизни.
Отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые части экономических отношений.
В широком смысле экономика - это наука, которая изучает деятельность отдельного человека, группы людей, общества в целом по обеспечению материальных условий для организации жизни.
Человечество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика -- фундамент всякого общества. Экономика возникает вместе с человеком, существует вместе с человеком и во имя человека. Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы своей жизнедеятельности. Сказанное в полной мере относится и к экономической науке. Экономическая наука -- отрасль знаний, посвященная изучению правил, позволяющих рационализировать поведение экономического субъекта (человека, фирмы, государства) при решении им своих экономических проблем. Экономическое мышление является ровесником человеческого общества, уже в первобытном обществе люди обладали зачатками экономических знаний. Полная собственность общины на всю пищу, добытую ее членами с последующим ее уравнительным распределением (каждый член общины получал часть добытого продукта в силу своей принадлежности к этой общине) не имела отношения к нормам морали и справедливости. На этом этапе развития человеческого общества уравнительное распределение продукта было экономически эффективно, так как давало возможность за счет удач одних членов общины компенсировать неудачи других и в целом обеспечивать минимальные потребности в пище всех. Это были, пусть и примитивные, но уже экономические отношения людей в обществе. Однако эти экономические знания существовали только в рамках общественного сознания.