Домой Альфа Банк Экономика как хозяйство проявляется в. Предмет экономической теории

Экономика как хозяйство проявляется в. Предмет экономической теории

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение . Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами . При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства ».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт.

Современная трактовка термина "Экономика":

Во-первых, экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика — как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика » и «экономикс ». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе + экономическую науку, а точнее — . Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение . Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.

Экономическая наука

общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Зиннатуллина Элеонора Рауфовна, преподаватель истории и обществознания, Братский промышленный техникум

Урок обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство»

Разработка урока обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство» содержит план урока, рабочий лист, позволяющий организовать самостоятельную работу обучающихся на занятии. На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнить творческое задание на анализ конкретных бизнес-ситуаций в малых группах. В ход его выполнения обучающиеся должны не только продемонстрировать умение применять теоретический материал, но и творческое мышление. Разработка предназначена для преподавателей обществознания и экономики техникумов, колледжей, школ.

ПЛАН УРОКА

№№ уроков 95, 96

Тема урока: Экономика как наука и хозяйство

Цели и задачи урока:

Образовательная : создать условия для усвоения знаний об экономике как науке и хозяйстве.

Задачи:

1. Определить черты экономики как науки и хозяйства

2. Выявить основные вопросы экономики.

3. Определить факторы производства.

Развивающая : создание условий для развития умения организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных преподавателем, (ОК 2), анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3), осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного решения поставленных задач (ОК 4), работать в команде, эффективно общаться с преподавателем, одногруппниками (ОК 6), развитие критического мышления (составление кластера).

Воспитательная: создать условия для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся, формирования толерантности, политической культуры.

Тип урока комбинированный.

Средства обучения: ПК, проектор, учебник, раздаточный материал.

Структурные элементы урока и ориентировочные приемы его проведения

1. Организационная часть.

2. Проверка выполнения домашнего задания – выборочная проверка конспектов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Эвристическая беседа по теме «Что вы знаете об экономике?».

4. Сообщение нового материала

1. Экономика как наука и хозяйство (лекция, выполнение заданий по рабочему листу, эвристическая беседа).

Рабочий лист представлен в Приложении 1.

2. Основные вопросы экономики (лекция, выполнение заданий по рабочему листу).

3. Факторы производства (выполнение заданий по рабочему листу, составление кластера).

5. Закрепление.

Выполнение творческого задания – анализ бизнес-ситуации в малых группах.

Ситуации представлены в Приложении 2, желателен групповой вариант работы (возможно в парах).

6. подведение итога урока.

А. выставление оценок.

Б. анализ и оценка успешности достижения цели.

    7. Выдача домашнего задания - Задачи экономики;

    Роль производства, распределения, обмена и потребления в экономике

    Макроэкономика и микроэкономика;

    Взаимодействие факторов производства;

    Предпринимательские способности как один из факторов производства.

Литература: Литература: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. – С. 152–153; Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2009. – С. 6-15.

Приложение 1

Раздел 6. Экономика

6.1. Экономика как наука и хозяйство

Понятие экономики.

Изначально экономика (от греч. oikos – дом и nomos – закон) – наука о ведении домашнего хозяйства.

В современном мире понятие «экономика» приобрело несколько более широкое значение.

Различают два основных значения термина «экономика»: экономика как наука и экономика как хозяйство.

Экономика как наука – системное отражение хозяйственной деятельности людей посредством экономических категорий, законов, представленное в форме определенных теорий.

Экономика как хозяйство – система общественного производства, народное хозяйство страны, области, района или отрасли.

3 вопроса экономики:

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

Главная проблема экономики: потребности человека безграничны, а доступные ресурсы ограничены (что такое потребности?)

В экономической жизни есть три главных участника:

    семья;

    фирмы;

    государство.

Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главный из действующих лиц экономики – человек, семья.

Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.

Факторы производства (перенесите таблицу к себе в тетрадь

Факторы производства

Пояснение

1. Природные ресурсы

Естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг

2. Труд

Физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг

3. Капитал

Средства производства (оборудование, машины) и финансовые ресурсы, приносящие доход)

4. Управление

Процесс принятия решений, организация производства, контроль за деятельностью людей

5. Информация

Знания и сведения, накопленные человечеством

Проанализируйте следующие ситуации в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства:

1. Вы открываете небольшую фирму по производству записных книжек, тетрадей

2. Вы переехали в деревню и решили стать фермером

3. Вы решили на дому заниматься фрилансом – писать статьи и продавать их различным сайтам

Блага – продукты питания, одежда, мебель, автомобили – это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность.

Макроэкономика и микроэкономика

Макроэкономика – исследует закономерности и экономические взаимоотношения на уровне всей экономики или крупных отраслей.

    Денежная система и инфляция.

    Безработица.

    Внешняя торговля.

    Экономический рост.

Микроэкономика – исследует закономерности организаций и функционирование экономики на уровне между отдельными фирмами и потребителями.

    Экономика семьи.

    Экономика региона.

    Экономика фирм.

1. О каком разделе экономики идет речь?

Общая прибыль организаторов 8-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2009 превысила 30 млн. евро.

А.Н. Пупкин открыл закусочную.

В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату за пользование лифтами с жильцов первого этажа.

В 2013 году Китай стал мировым лидером по объемам внешней торговли. Торговый оборот страны превысил $4 трлн.

Средний размер трудовой пенсии россиян по старости составит 11,4 тыс. руб.

Общий доход семьи Павловых составил 25 тысяч руб., из них 5 тысяч руб. уходит на погашение кредита

2. Объясните выражение “Бесплатный сыр бывает только в мышеловке”.

Приложение 2

Творческое задание по теме «Факторы производства»

Карточка 1.

Карточка 2.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка3.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 4.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 5.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 6.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 7.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Карточка 8.

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».

Согласно современному пониманию, экономика -- это способ организации деятельности людей, направленная на создание благ, необходимых для потребления людей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

  • · производство - это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития человека;
  • · распределение - это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в произведенном продукте.
  • · обмен - это процесс движения товаров и услуг от одного субъекта к другому;
  • · потребление - это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Но, для обеспечения жизнедеятельности людям необходимы ресурсы.

Ресурсы - это, то из чего или то при помощи чего производятся новые товары и услуги.

Ресурсы можно разделить на следующие группы:

  • 1) Материальные:
    • · земля - это все виды ресурсов, которые человек берет из природы (сырье, материалы, топливо).
    • · капитал - продукт предыдущего производства, который в этом или ином производстве используется для создания новых товаров и услуг (здания, сооружения, машины, оборудования).
  • 2) Людские:
    • · рабочая сила - способность человека к труду, который используется им всякий раз, когда он производит товар или услугу.
    • · предпринимательская способность - это способность человека к организации производства. (цель: получение максимальной прибыли)
  • 3) Информация.

Так же, говоря об экономике как о хозяйстве, нельзя не упомянуть об основной проблеме экономики. Основная проблема экономики - это возможность (невозможность) удовлетворить возвышающиеся потребности общества, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

В реальной экономике основная проблема проявляется, как проблема выбора, т.е. экономика вынуждена выбирать: какие товары и услуги будет производить и от каких откажется (проблема выбора).

Так же, говоря о экономике как о хозяйстве, важно отметить уровни хозяйствования. Хозяйствование (использование ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей) ведется на разных уровнях: на уровне экономики человека, экономики семьи, экономики предприятия, экономики страны и мировой экономики. В англоязычном звучании эти уровни следующие: наноэкономика, супермикроэкономика, микроэкономика, макроэкономика и супермакроэкономика. На данных уровнях хозяйствования удовлетворяются соответствующие потребности. Экономика человека: личные. Экономика семьи: личные + коллективные. Экономика предприятия: личные + коллективные + производственные. Экономика страны: личные + коллективные + производственные + общественные. Экономика мировая: личные + коллективные + производственные + общественные + глобальные. Выделение пяти уровней хозяйствования обусловлено принципиальными различиями использования ресурсов и, в первую очередь, различиями в правовых полях. Хозяйствование на уровне экономики человека регулируется традициями семьи. Семейные традиции определяют перечень потребностей человека - дошкольников, школьников, работающих и пенсионеров и их допуск к использованию ресурсов и результатов труда. На уровне экономики семьи хозяйствование регулируется брачным контрактом, на уровне предприятия (организации) - уставом. Национальное хозяйствование регулируется конституцией страны, а мировое хозяйствование -двусторонними и многосторонними договорами. Хозяйствовать значит расходовать ресурсы соответствующего уровня, производить блага (товары и услуги) в интересах удовлетворения личных, коллективных (семейных), производственных, национальных и глобальных потребностей.

Экономика: наука и хозяйство. Уровни экономики. Микроэкономика. Разделы микроэкономики. Макроэкономика. Мировая экономика. Экономическая деятельность. Экономическая деятельность. Определения Факторы производства. Факторы производства: земля. Факторы производства: труд. Факторы производства: капитал. Факторы производства: предпринимательские способности. Функции экономической науки. Измерители экономической деятельности.


Экономика (от греч. Наука ведения домашнего хозяйства.) 2 смысла Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченных ресурсов удовлетворяют потребности. Система хозяйствования включающая в себя отрасли материальной сферы (образование, культура, здравоохранения) для обеспечивающая общество благами.










Проблемы макроэкономики Наука макроэкономика изучает проблемы, которые являются общими для экономики в целом. * Экономический рост, экономические циклыЭкономический рост экономические циклы * БезработицаБезработица * Общий уровень ценОбщий уровень цен * Денежное обращение, уровень ставки процентаДенежное обращение уровень ставки процента * Государственный бюджет:Государственный бюджет * Торговый балансТорговый баланс









Производство – это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности. Распределение – это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве. Обмен- это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт. Потребление – значительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).








КАПИТАЛ – средства производства, произведённые человеком. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ –земля, станки, оборудование – используется в течении ряда лет, переносит свою стоимость на продукт по частям, затраты возмещаются постепенно. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ – сырьё, материалы, электроэнергия, которые расходуется за один цикл, затраты возмещаются после продажи продукции.




Введение

Экономика, являясь одной из сфер общества, во многом определяет взаимоотношения между людьми в области общественного производства, распределения материальных благ (ресурсов, товаров и услуг) и их потребления.

Экономическая деятельность людей служит основой жизнеобеспечения всех членов общества, в том числе и не участвующих по возрасту, состоянию здоровья или роду занятий в производственной деятельности, или чья деятельность не приводит к образованию прибавочной стоимости.

Термин «политическая экономия» восходит к книге французского экономиста, меркантилиста Антуана Монкрентьена «Трактат политической экономии». Возникновение термина «экономикс» связано с именем английского экономиста второй половины 19 века Альфреда Маршалла. Первоначально экономикс имел одну составляющую - микроэкономику; с тридцатых годов 20 века, с зарождением кейнсианства, появилась другая его составляющая макроэкономика. Таким образом, в настоящее время экономикс подразделяется на микроэкономику и макроэкономику.

Цель этой работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие микро- и макроэкономики. Изучить, что включают в себя эти два понятия.

Задачи этой работы заключаются в том, что бы, что бы более углубленно рассмотреть понятия микро- и макроэкономики. Охарактеризовать их в полной форме. Ответить на вопрос что изучает микро- и макроэкономика. Определить в чем состоит задача микро- и макроэкономики.

По своей работе реферат состоит из введения, трёх взаимных глав, заключения и библиографического списка.

Общие экономические понятия

Экономика: наука и хозяйство

макроэкономика инфляция безработица спрос

Древнейшими документами, в которых были зафиксированы нормы и правила экономического поведения, являются законы. Первые законы появились в государствах древнего Востока. Из дошедших до наших времен памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является кодекс законов Вавилонии, принятый в VIII в. до н. э. царем Хаммурапи. Интересные и весьма поучительные экономические заповеди имеются в Библии, которая содержит толкование жизни древних евреев и других народов, населявших Палестину во II и I тысячелетиях до н. э.… Однако экономические знания все еще не выделялись в виде отдельной формы мышления и экономические взгляды составляли отдельные положения более широких по своему содержанию произведений.

Экономика как наука возникла в античном обществе, ее появление связывают с именами ученых Древней Греции и Рима. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греч. «oikos» -- дом, хозяйство и «nomos» -- правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домоводстве, об управлении домашним хозяйством.

В качестве самостоятельной дисциплины экономика сформировалась лишь в XVI--XVII вв. вместе с возникновением капиталистического строя. Развитие и усложнение хозяйственных связей между семьями, внутри предприятий и между теми и другими, формирование местных, национальных и международных рынков, участие государства в экономической жизни общества обусловили необходимость более широких экономических знаний.

Экономика -- емкое и многоплановое понятие, разные люди вкладывают в него различное содержание. Раскрыв любой словарь, как энциклопедический, так и экономический, можно встретить множество его трактовок.

Определённый рынок со всеми его отраслями, видами производства. Здесь подразумевается хозяйство города, района, области, страны и мира в целом.

Совокупность экономических отношений между людьми, сложившиеся в процессе совместной хозяйственной деятельности и образующие определённую экономическую систему.

Все виды деятельности, позволяющие создавать людям материальные условия для жизни.

Отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые части экономических отношений.

В широком смысле экономика - это наука, которая изучает деятельность отдельного человека, группы людей, общества в целом по обеспечению материальных условий для организации жизни.

Человечество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика -- фундамент всякого общества. Экономика возникает вместе с человеком, существует вместе с человеком и во имя человека. Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы своей жизнедеятельности. Сказанное в полной мере относится и к экономической науке. Экономическая наука -- отрасль знаний, посвященная изучению правил, позволяющих рационализировать поведение экономического субъекта (человека, фирмы, государства) при решении им своих экономических проблем. Экономическое мышление является ровесником человеческого общества, уже в первобытном обществе люди обладали зачатками экономических знаний. Полная собственность общины на всю пищу, добытую ее членами с последующим ее уравнительным распределением (каждый член общины получал часть добытого продукта в силу своей принадлежности к этой общине) не имела отношения к нормам морали и справедливости. На этом этапе развития человеческого общества уравнительное распределение продукта было экономически эффективно, так как давало возможность за счет удач одних членов общины компенсировать неудачи других и в целом обеспечивать минимальные потребности в пище всех. Это были, пусть и примитивные, но уже экономические отношения людей в обществе. Однако эти экономические знания существовали только в рамках общественного сознания.

Новое на сайте

>

Самое популярное