Домой Альфа Банк Федеральная программа благоустройства. Как обустроить свой двор за счет федерального бюджета

Федеральная программа благоустройства. Как обустроить свой двор за счет федерального бюджета

Благоустройство дворов и придомовых территорий проводится в рамках обширной госпрограммы «Формирование комфортной городской среды». Эта программа началась в 2018 году и её завершение планируется к 2022 году. Основной объем работ по улучшению дворовой инфраструктуры запланирован на 2019-2020 годы. Важная деталь программы заключается в том, что будущий облик своих дворов определяют сами жители дворов. Для этого надо подать соответствующую заявку.

Суть программы

Начало ХХI века российские дворы встретили в плачевном состоянии. Спортивные и игровые детские площадки были сильно изношены, не соответствовали настоящим ГОСТам и представляли определенную опасность для жизни и здоровья детей. Во многих дворах их просто не существовало. Уже к тому времени, эти комплексы были морально устаревшими. Основной причиной такого состояния дворовой инфраструктуры была нехватка средств, и как следствие этого, велись лишь ограниченные работы по поддержанию и развитию дворовых территорий.

До 2018 года благоустройство дворов велось только за счет местного бюджета. Но из-за наличия больших расходов на общественные нужды, средств на благоустройство оставалось мало. Именно с целью решения этой проблемы была создана федеральная программа «Формирование комфортной городской среды ». В рамках этой программы придомовые и общественные территории будут перестроены в соответствии с новыми проектами. При этом, в соответствии с программой, предусмотрены 2 вида работ: минимальные и дополнительные.

Минимальные работы:

  • Установка современных систем освещения
  • Ремонт дорог, тротуаров в пределах двора
  • Установка мусорных урн и скамеек

Дополнительные работы проводятся по желанию жителей дворов, и в соответствии с пространством двора, выбирается то или иное решение:

  • Установка детских площадок
  • Оборудование места для выгула животных
  • Организация мест отдыха взрослых
  • Оборудование парковочных мест
  • Озеленение придомовых территорий

Важная деталь ! Если жители двора захотят проведения дополнительных работ, то необходимо внести личный вклад в эти работы, либо денежным субсидированием, либо трудовыми участием. Например, покрасить ограждения, посадить деревья. Финансовое участие не обязательно означает, что нужно специально собирать деньги со всех жильцов на финансирование проекта. Можно воспользоваться ранее накопленными средствами из фонда капитального ремонта.

Как стать участником программы


Для того чтобы стать участников программы «Формирование комфортной городской среды» необходимо выполнение определенных условий. Во-первых, участие возможно только для жильцов многоквартирных домов. Во-вторых, участвовать в программе могут только населенные пункты с численностью не менее 1000 человек. В-третьих, для участия конкретной заявки необходимо, чтобы было подписано коллективное заявление жильцов двора. Согласие на благоустройство по программе «Формирование комфортной городской среды» подразумевает, что жильцы готовы софинансировать расходы по обустройству территории и в дальнейшем обеспечивать ее содержание.

Проект благоустройства дворовых территорий должна предложить местная администрация, а жильцы выбрать конкретное её направление. Чтобы попасть в государственную программу необходимо:

  • Ознакомиться с планами по благоустройству на желаемый период. Это можно сделать на официальном сайте «городская среда» - http://gorodsreda.ru/ . Заявки формируются в текущем году на последующий. То есть, для того чтобы работы были выполнены в 2020 году необходимо подать заявку до конца 2019 года.
  • Обратиться в местную администрацию, с заявлением о вступлении в программу или жалобой на непорядок во дворе. Обычно, в ответ на обращение, приходит официальное письмо с предложением принять участие в федеральной программе.
  • Организовать собрание жителей тех домов, к которым относится конкретная территория. Путем голосования граждане решают участвовать в программе или нет. В случае положительного решения необходимо выбрать группу людей, которые смогут заниматься организационной и «бумажной» работой. Вмместе жильцы должны определиться с размером финансирования.


  • Инициативная группа составляет эскизный план будущего места отдыха. При этом важно по возможности учитывать все пожелания жильцов, высказанные на первом собрании. В эскизном проекте необходимо схематично обрисовать новый двор, с уже имеющимися объектами и новыми, планируемыми к постройке. Чаще всего за составлением эскиза жители обращаются в специализированные компании. Хорошо, если жильцы выберут ответственного гражданина, который согласится заниматься работами по согласованию проекта.
  • По мере того как готовится эскизный план, жильцы-активисты собирают полный пакет документов для отправки его в администрацию. Кроме схемы, в него входит: инвентарный паспорт двора, сведения о собираемости коммунальных услуг, сметный расчет, протокол заседания собрания жителей.
  • В случае, если проект утвержден комиссией, то следующим этапом выбирают компанию, которая выполнит работы. Конкурс по выбору подрядчика обычно проводит управляющая компания. Чаще всего выбирают фирму с наименьшей суммой за работу.
  • Во время проведения работ жителям рекомендуется контролировать их качество. В случае обнаружения недочетов важно указать их в акте сдачи-приемки выполненных работ.


Как правило, на работы по обустройству требуется не более одного месяца. В дальнейшем жителям нужно поддерживать новый двор в порядке. Напомним, что дворы, отремонтированные по федеральной программе после 2022 года, будут переданы на баланс жильцов. Обслуживать общественные территории можно своими силами или заключить договор со специализированной компанией.

Для сведения . Заявки на участие рассматривает департамент по строительству конкретного региона. На этом этапе проверяется комплектность пакета документов и правильность оформления. После этого заявки, прошедшие отбор, отправляют на конкурс общественной комиссии по району. Оценка производится по 100-балльной шкале. Критерии оценки, следующие: процент софинансирования граждан, количество объектов (чем больше, тем лучше), отсутствие или наличие долгов по оплате услуг.

Действительно хорошая новость – в действие вступает федеральная программа благоустройства дворовых территорий в период с 2018 по 2022 год. Это название имеет расширенное значение – новый облик приобретут не только дворы, но и площади, парки, скверы, набережные. Но основная часть денег предназначается для улучшения дворовых территорий.

Сумму в 20 миллиардов рублей выделяет из своего бюджета федеральное правительство. Деньги будут распределены по регионам, их администрации должны будут продумать правильную схему дальнейшего использования этих средств.

Предметно выделенные деньги предназначены на благоустройство общественных мест. Разрешения обычных жителей на улучшение площадей и парков не требуется, так как права их нарушены в данном случае не будут. А вот обязательства после благоустройства придомовых территорий у жильцов возникнут. Эти места приобретут статус общедомового имущества. На собственников квартир возлагается обязанность платить за содержание дворов в надлежащем виде.

Распределение по регионам

В Российской Федерации имеется 85 регионов. Различаются они размерами территорий и численностью. Самым большим по количеству населения регионом считается город федерального значения Москва. Однако она – один из самых маленьких регионов по занимаемой площади. Противоположная ситуация в Якутии. Площадей, парков и дворов, видимо, все же больше в крупных населенных пунктах. Как видим, претворение программы в жизнь является непростой задачей уже на первом этапе.

Принятие муниципальных программ

Чтобы получить деньги из федерального бюджета, регионы и муниципалитеты должны разработать собственную программу и утвердить ее. Необычным является то, что на это могут повлиять сами жители. Мероприятия по благоустройству проводятся на дворовых территориях только многоквартирных домов.

Муниципальная программа по благоустройству дворовых территорий, начинающаяся с 2018 года, включает перечень адресов придомовых участков многоквартирных домов, нуждающихся в улучшении. Правительственное постановление РФ № 169 регламентирует, что утверждение должно быть произведено не позже 31 декабря 2017 года.

Какие населенные пункты могут участвовать в программе?

Приказом Минстроя РФ № 691-пр утверждены методические рекомендации, согласно которым в программе участвуют муниципальные образования с численностью населения, превышающей 1 000 человек.

Кто сейчас заботится о дворах

Согласно жилищному кодексу, земельный участок, на котором располагается дом, является общедомовым имуществом. Но для этого должна быть выполнена формальность – официальная передача. На деле эту процедуру большинство дворов не прошло. Поэтому они считаются муниципальной собственностью.

Каждый год выделяются деньги на поддержание порядка в них в соответствии с собственным вкусом и финансовыми возможностями. Опрос жильцов дома не производится и, соответственно, их пожелания не учитываются. Хозяевами жильцы дома себя не считают и особо бережно к имуществу не относятся.

Новые правила

В 2022 году после окончания программы будут введены новые правила. Благоустроенные и радующие глаз ухоженностью дворы начнут считать частью общедомового имущества. Что это означает, жильцам уже известно – они платят за содержание крыш, подвалов и подъездов. Так же придется платить и за поддержание порядка в своих дворах. Но за уже наведенный порядок!

Таким образом, государство сначала помогает немалыми деньгами за длительное время навести порядок во дворе, а затем эта обязанность переходит к владельцам квартир.

Дальнейшая судьба каждого двора зависит от волеизъявления жителей дома. Важно, чтобы они поняли: территорию двора включат в программу только в том случае, если ими будет проявлена инициатива. Решается это на общедомовом собрании, где жильцов ознакомят с перечнем минимальных работ, которые могут быть произведены в их дворе.

На собрании должно быть принято решение, какие именно улучшения следуют произвести. Если предполагаются дополнительные виды работ, надо узнать, готовы ли жильцы участвовать в этом материально и личным участием. На собрании выбирается человек, который в дальнейшем будет представлять интересы жильцов дома и следить за сохранностью приобретенных улучшений.

Примеры минимальных и дополнительных работ указаны в таблице.

Если будет принято решение о проведении дополнительных работ, то следует выяснить количество людей, готовых в этом участвовать.

Участие может быть:

  1. Трудовое. Оно является безвозмездным и добровольным. Это участие в субботниках, строительных и покрасочных работах, установке урн и скамеек, озеленении, уборке территории.
  2. Финансовое. Под этим понимаются средства, собранные в виде единовременных выплат (размер должен быть не менее утвержденного в решении собрания), и привлечение спонсоров.

Организовывать собрания могут: правление ЖКХ, управляющая компания или инициативные жильцы. Для оповещения можно расклеить объявления с указанием повестки, разложить оповещения в почтовые ящики, позвать при личном общении. Все решения, принятые на собрании, фиксируются в протоколе.

На сайте муниципального управления можно узнать, какой конкретно двор включен в программу.

Что необходимо для включения придомовой территории в программу по благоустройству

Для того чтобы конкретный двор попал в программу, надо произвести следующие действия:

  1. Создать инициативную группу.
  2. Составить перечень желаемых изменений.
  3. Оформить схему двора с предполагаемыми улучшениями.
  4. Провести общее собрание жильцов, после которого будет оформлен протокол.
  5. Подать заявку на участие в программе в адрес муниципальных властей.

Если согласно кадастровому паспорту на придомовой территории расположено несколько домов, то в инициативной группе должны быть представители каждого из них.

На чертеже указываются уже существующие объекты и планируемые. Предполагаемые нововведения должны соответствовать муниципальной программе. К примеру, установка во дворе памятника может туда и не входить.

Положительное решение принимается, если за него проголосовало большинство из числа присутствующих на собрании. По итогам собрания составляется протокол.

Затем в муниципалитет подают заявку на благоустройство. Созданная там общественная комиссия рассмотрит ее и организует общественное обсуждение. Муниципальная организация предоставит на рассмотрение дизайн-проект двора, который требует согласования с представителями, выбранными на общем собрании жильцов.

На основании дизайн-проекта муниципалитетом будет организован конкурсный отбор подрядчиков для проведения необходимых работ. Представители из инициативной группы проводят промежуточный контроль над ходом работ.

Дальнейшее содержание двора в порядке может осуществляться силами самих жителей или с привлечением сторонних организаций за дополнительную плату.

Участие в программе и совместное обсуждение деталей имеет дополнительный бонус – это сплочение людей, проживающих в одном доме.

Смотрите видео о программе благоустройства дворовых территорий:

Состояние российских городов уже долгие годы оставляет желать лучшего. Дворы превращаются в стихийные парковки, зеленые насаждения уничтожаются, а пешеходная инфраструктура приходит в упадок. Но не все так плохо – уже третий год в стране продолжается реализация приоритетного проекта по формированию комфортной городской среды, а принять участие в нем могут жители практически всех многоквартирных домов.

Первой серьезной попыткой переломить ситуацию в плане благоустройства российских городов стала разработка в 2016 году приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» . Основной принцип проекта – государство на федеральном уровне выделяет деньги, а в регионах и городах жители сами решают , на какие объекты благоустройства их направить.

Реализация проекта началась 17 ноября 2016 года, а рассчитан он на 5 лет – до 2022 года. Для финансирования работ по проекту выделяют на каждый год 20 миллиардов рублей из федерального бюджета, еще 7,5 миллиардов будут направляться из региональных бюджетов.

На практике удается освоить даже большие суммы – в 2017 году на проект потратили 25,6 миллиардов рублей из федерального бюджета и 16,7 миллиардов – из региональных бюджетов.

На 2019 год вместо 20 миллиардов федеральный бюджет выделит на проект вдвое большую сумму – 40 миллиардов.

Финансирование проекта осуществляется в разных соотношениях – для некоторых субъектов РФ федеральный и региональный бюджеты выделяют суммы поровну, в других – проект оплачивается полностью «федеральными» деньгами.

Основные особенности проекта такие:

  • на благоустройство дворовых территорий выделяется 2/3 суммы, а на другие общественные пространства (парки, скверы, зоны отдыха) – 1/3 от суммы;
  • решать, куда направить деньги, могут только сами жители. Для этого в городах местные власти должны организовать голосование за приоритетные проекты благоустройства;
  • программа благоустройства касается городов и поселков с населением больше 1000 жителей. Но благоустроить общественные пространства по проекту можно и в сельской местности, с определенными ограничениями;
  • есть возможность софинансирования работ со стороны жителей – за дополнительные элементы благоустройства, которые не входят в проект.

Проект по благоустройству активно реализуется в стране – только за 2017 год было отремонтировано около 19 000 российских дворов.

Какое благоустройство ожидает двор

За счет федерального финансирования в рамках программы можно получить только определенный «набор» благоустройства:

  • ремонт (чаще всего – асфальтировка) внутридворовых дорог и проездов. Если парковка является частью проезда – ее обустройство тоже будет профинансировано;
  • ремонт и обустройство тротуаров;
  • установка малых форм – скамеек, фонарей и урн;
  • ремонт подъездов (той части, которая относится к двору).

Эти элементы благоустройства гарантируются на федеральном уровне . Другими словами, подрядчик не «забудет» заасфальтировать внутридворовой проезд или установить и подключить фонари.

Однако дворы обычно нуждаются и в других элементах благоустройства. Как правило, жильцам не хватает парковочных мест, детских площадок и зеленых насаждений. Эти элементы везде финансируются по-разному, в зависимости от местного законодательства.

Отдельные регионы и города просят оплатить определенную часть стоимости дополнительного благоустройства – от 1 до 20%. Деньги могут взять, например, из собираемых управляющей компанией сумм на текущий ремонт дома. Например, в Свердловской области это 5%, а в Челябинской – только 3%.

Другие же населенные пункты полностью оплачивают и дополнительные элементы благоустройства. В подобной ситуации все нужно согласовывать с местными органами власти.

Важно, что после 9 февраля 2019 года софинансирование со стороны собственников не может быть в меньшем размере, чем 20% от стоимости выполнения работ по дополнительным элементам благоустройства. Это касается только тех проектов, которые будут согласованы после этой даты.

Общий порядок участия в проекте для собственников квартир устанавливают местные органы власти. Однако общие правила все же есть. Например, муниципалитеты отдают приоритет дворам в наиболее «плачевном» состоянии – с разбитыми проездами и отсутствием другого благоустройства.

При принятии решения о включении или не включении двора в программу благоустройства на плановый год местные власти учитывают также другие критерии – уровень оплаты жителей за услуги ЖКХ (если они не платят, то и беречь объект благоустройства после ремонта не станут), а также дату постройки дома – в российских реалиях нередки случаи, когда ремонта во дворе не было вообще.

Наконец, есть перечень критериев, при которых администрация вообще не включит двор в программу благоустройства на год:

  • среди домов, которые прилегают к двору, есть аварийные – подлежащие сносу в ближайшие годы;
  • аналогично – если прилегают новостройки, которые находятся на гарантии застройщика – как правило, срок гарантии составляет около 5 лет;
  • в планах на ближайший год есть проведение ремонта коммуникаций во дворе – нет смысла укладывать асфальт, если через несколько месяцев его разрушат при ремонте водопровода;
  • за бюджетные средства двор уже отремонтировали (либо подрядчик сделал свою работу некачественно, либо жители успели все испортить снова).

Так как условий для участия в программе благоустройства дворов достаточно много, специалисты рекомендуют узнавать в местной администрации – положено ли двору благоустройство. Возможно, на плановый год все деньги по программе уже распределены на другие дворы, тогда придется ждать следующего года.

Что нужно сделать, чтобы двор благоустроили

Жители большинства российских многоквартирных домов (за исключением тех, которые приведены выше) могут организовать участие своей дворовой территории в проекте по формированию комфортной городской среды.

Для этого нужно пройти ряд этапов. Эти этапы регламентированы правилами проекта, поэтому «обойти» их не выйдет – чтобы добиться своего, нужно четко им следовать.

1 этап – определиться с тем, что двор нуждается в благоустройстве, а в текущую программу еще включен. Проверить это можно на сайте местной администрации. Нередки случаи, когда другие жители дома уже сделали всю работу, но не смогли донести эту информацию для всех.

Списки дворовых территорий, которые будут отремонтированы в текущем году, размещаются на сайтах администраций муниципальных образований. Следует открыть на сайте раздел «Формирование комфортной городской среды», там должна быть информация о планах на текущий год.

Кроме того, на сайте администрации обычно можно проголосовать за общественные зоны, которые будут благоустроены – парки, скверы, улицы и т.д.

2 этап. Если в списке на благоустройство дом не найден, то нужно создать инициативную группу жильцов дома (и других домов, которые имеют общий двор). Именно инициативная группа организует всю работу – созывает собрание жильцов, составляет план работ, общается с администрацией.

Проще всего решить вопрос с инициативной группой жителям домов, в которых организовано ТСЖ, тогда в группу можно включить председателя, бухгалтера и других участников товарищества.

Работа по включению двора в план благоустройства потребует затрат времени, поэтому те, кто работает с утра до ночи без выходных, вряд ли смогут чем-то помочь.

3 этап – разработка схемы благоустройства. Хоть это кажется чем-то сложным, на самом деле – все весьма просто. Нужно определиться, чего не хватает двору, и составить схему.

Необязательно иметь навыки черчения, схему можно нарисовать прямо на карте двора , взятой с сайта спутниковых снимков (Яндекс, Google, Bing и других сервисов). В схеме нужно отразить:

  • как расположены дома относительно двора;
  • место, которое будет отдано под внутридворовые проезды, тротуары и парковки;
  • расположение объектов благоустройства – фонарей, скамеек, урн, детской площадки;
  • схема озеленения – где разместить деревья, газон, цветы;
  • расположение остальных объектов.

Все нужно предварительно обмерить и указать размеры на схеме. Указать нужно цвета, материалы и другие параметры. Например, тротуары можно сделать из плитки, а можно закатать в асфальт – у каждого варианта есть сторонники и противники.

4 этап – проведение общего собрания жильцов. Собирать нужно жителей домов, к которым относится дом. На собрании жильцов согласовывается план благоустройства, утверждается размер софинансирования (если оно предполагается местными нормативными актами), инициативная группа договаривается о сборе подписей.

Этот этап достаточно сложный – не все жители согласятся с предложенным проектом, а также с тем, что во дворе несколько месяцев будут идти работы по благоустройству. Автомобилисты будут против того, чтобы запрещать парковку на газоне. Есть и отдельная категория жильцов – которые не согласны вообще ни с какими инициативами.

Для принятия плана благоустройства нужно добиться, чтобы 2/3 жильцов проголосовали за участие двора в программе. Решение жильцов оформляется соответствующим протоколом. Протокол можно составить по шаблонам, которые предлагают загрузить на сайте местной администрации. В протоколе указываются адрес дома, председатель собрания, план благоустройства, софинансирование работ, а также ответственный за проект.

Для тех, кто на собрание не явился, есть поквартирное голосование за участие в проекте. Инициаторы обходят все квартиры и просят заполнить бюллетень (шаблон тоже должен быть на сайте администрации).

В бюллетене нужно указать паспортные данные, ответить на вопросы собрания и поставить свою подпись. Сделать это может только собственник квартиры.

5 этап – подача заявки в местную администрацию. Шаблон заявки тоже должен быть на сайте администрации. К заявке прилагаются все имеющиеся к этому моменту документы:

  • план благоустройства (схема, составленная инициативной группой);
  • копия протокола общего собрания жильцов;
  • бюллетени, заполненные при поквартирном голосовании.

Далее в администрации муниципального образования создают специальную комиссию – она рассматривает заявки и выбирает, какие дворы будут отремонтированы в плановом году. Если бюджет на благоустройство у города небольшой, а заявок много – то в план включат самые нуждающиеся в ремонте дворы, а остальные перенесут на последующие годы.

Если заявку примут, то работники администрации свяжутся с председателем инициативной группы и сообщат ему о решении.

6 этап – согласование окончательного дизайн-проекта. В отличие от схемы благоустройства, дизайн-проект выполняется на более профессиональном уровне. Он представляет собой подробную схему благоустройства со всеми деталями.

Тот, кого выбрали ответственным за проект, должен будет согласовать дизайн-проект с администрацией. Нужно следить, чтобы из него не «исчезли» важные элементы вроде скамеек или детской площадки.

7 этап – непосредственно проведение работ по благоустройству. Тут ответственный за проект должен контролировать работу подрядчика. О любых отклонениях от утвержденного проекта нужно срочно сообщать в администрацию.

После окончания работ представитель жильцов принимает выполненные работы в составе группы сотрудников администрации. Если работа выполнена с нарушениями, то акт сдачи не подписывают до их исправления.

8 этап – обеспечить сохранность благоустройства. Дважды на один и тот же двор деньги по программе не выделят. Скорее всего, их не выделят в течение десятилетия и по другим программам. Поэтому жильцы должны сохранять то, что получили – не допускать случаев вандализма по отношению ко двору, иногда выходить на субботники и не выбрасывать мусор мимо урны.

Какие могут возникнуть проблемы

Проблемы с реализацией проекта могут возникнуть на любом этапе. Так, из-за ограниченного финансирования в некоторых городах и регионах под действие проекта попадают далеко не все дворы. Так как приоритет отдается самым нуждающимся дворам, относительно сохранившиеся будут ждать своей очереди еще долго.

Недостатком являются и сжатые сроки, это вызвано бюрократией: программа благоустройства дворов утверждается до 1 апреля каждого года, а дизайн-проект согласовывается до 1 июля. Закончить же работы по благоустройству подрядчик обязан до конца года – и на это остается менее 6 месяцев. Поэтому пик работ приходится на конец года, что отражается на их качестве.

Нарекания у экспертов есть на типовые дизайн-проекты благоустройства дворов. Сводится весь ремонт, как правило, к «заливке» большей части двора асфальтом и установке стандартных лавочек, фонарей и детских площадок. В итоге отремонтированные дворы достаточно сильно похожи друг на друга. Хотя для многих даже такое благоустройство – огромный шаг вперед.

В большинстве случаев нарекания есть на качество проводимых работ. Строители без предупреждения отклоняются от плана – переносят места расположения некоторых элементов, вместо плитки заливают тротуары асфальтом, «забывают» про озеленение. О тротуарах некоторые подрядчики тоже не вспоминают.

При согласовании плана с жильцами будет сложно учесть интересы всех – если пенсионерам нужны лавочки и деревья, то молодым родителям – детские площадки, а автомобилистам – места для парковки. Дворы не бесконечны, поэтому нужно искать компромиссное решение .

На сайте проекта есть справочник лучших практик благоустройства – в нем можно найти ответы на многие вопросы и в итоге найти решение, которое понравится всем.

Единственный в Екатеринбурге двор, благоустроенный по федеральной программе «Формирование современной городской среды», находится на Седова, 42. Пустующей раньше территорией пользовались жители двух многоквартирных домов. В июне администрация Железнодорожного района предложила собственникам принять участие в программе. Как рассказала корреспонденту сайт исполнительный директор УК «РЭМП Железнодорожного района» Наталья Шестакова, подать заявку жителям помогли чиновники.

Наталья Шестакова, исполнительный директор УК «РЭМП Железнодорожного района»:

Администрация общалась со старшими по домам, чиновники помогли нам подготовить документы для голосования. Один из основных вопросов, который решали собственники жилья, - субсидирование. Люди должны участвовать в этой программе - заплатить от 5% стоимости ремонта. Но эти деньги жильцы платят не из собственного кармана, а, например, из накоплений на капремонт. В этом случае так и получилось - не все собранные деньги были израсходованы, поэтому мы внесли их в качестве субсидии.

На благоустройство двора потратили почти 7 млн руб. 6,65 млн - размер федеральной субсидии, еще 200–250 тыс. взяли из копилки на капитальный ремонт каждого дома. В результате пустынный двор заасфальтировали, оборудовали детскую площадку, положили новые газоны и сделали ограждения, расширили проезды. Вечером 9 октября двор официально презентуют горожанам.

Управляющая компания надеется включить в федеральную программу еще один из своих домов. Как рассказал корреспонденту сайт начальник отдела развития ЖКХ администрации Железнодорожного района Иван Трифонов, в очереди на благоустройство стоят три дома. При этом пока неизвестна сумма, которую федеральный бюджет выделит Екатеринбургу (далее субсидию поровну разделят между районами), однако никакого ограничения по количеству дворов нет.

Придомовые территории собственников, которые успеют подать заявку и пройти конкурсный отбор до 1 ноября, могут быть отремонтированы в 2018 г. Если денег на всех не хватит, благоустраивать дворы станут по очереди. Программа будет действовать до 2022 г.

Инструкция

Если вы хотите, чтобы ваш двор попал в федеральную программу «Формирование современной городской среды», нужно:

1. Обратиться в районную администрацию. Как объяснили нам чиновники, часто взаимодействие происходит по следующей схеме: жители жалуются на непорядок во дворе (сломанная детская площадка, отсутствие освещения, дыры в асфальте и т.д.). В ответ им приходит письмо с предложением участвовать в программе. Если такого информационного извещения не было, собственники жилья могут напрямую обратиться в администрацию, чтобы узнать о возможности участия в программе (в Железнодорожном районе работу по проекту курирует отдел развития ЖКХ районной администрации).

2. После встречи с чиновниками ТСЖ (или совет дома вместе с УК - в зависимости от формы управления) организует собрание собственников. Его участники голосуют за вступление в программу и размер софинансирования (собственники должны заплатить минимум 5% от сметной стоимости работ по благоустройству). Они же утверждают эскизный проект. Там могут быть учтены необычные пожелания (например, собственники хотят организовать тематический детский городок или воркаут-площадку), но закатать весь двор асфальтом и организовать на нем парковку не выйдет - программа предусматривает обязательные работы: монтаж детской площадки, освещения, зеленых зон и т.д.

4. Чиновники администрации передают пакет документов в департамент строительного надзора Свердловской области, где проверяют протоколы. После проверки сотрудники департамента дают свое заключение с замечаниями.

5. Одобренные в департаменте заявки отправляют на конкурс районной общественной комиссии. В нее входят представители депутатов, общественных и ветеранских организаций. Они оценивают каждую заявку по 100-балльной системе. Ваша заявка может получить дополнительные баллы за наполнение двора (чем больше в нем объектов - пусть старых - тем лучше), повышенную сумму софинансирования (собственники решили доплатить не 5%, а больше) и т.д. Наоборот, заявка может лишиться очков из-за долга собственников за коммунальные услуги.

6. После утверждения заявки комиссией объявляется конкурс подрядчиков. Как правило, его проводит УК, а выигрывает та компания, которая предложила меньшую сумму за работы. Двор на Седова, 42, например, облагораживала фирма, которая разрабатывала проект.

7. Работы подрядчика оплачивает управляющая компания (всю сумму - и деньги собственников, и размер субсидии). Позже на счет УК приходит транш - это сумма субсидии, обещанной федеральным бюджетом.

8. В среднем переделка двора длится около месяца.

В программе не могут участвовать новостройки - если вашему дому меньше семи лет, мечтать о новом дворе не стоит. Кроме того, в очереди на участие в программе только в Железнодорожном районе стоят три дома. Как рассказал Иван Трифонов, такие дворы есть и в Чкаловском, и в Кировском районах.

Губернаторская программа «Наше Подмосковье», в рамках которой в муниципалитетах устанавливаются , выполнена уже почти наполовину, сообщает пресс-служба Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

Как напомнили в пресс-службе, в Московской области реализуется обширная программа губернатора Андрея Воробьева «Наше Подмосковье» по установке современных .

«На сегодня смонтировано 82 детских игровых комплекса из 101 в рамках первого этапа, работы завершаются еще на 16 детских площадках, и можно сказать, что почти половина программы уже реализована. Сейчас мы приступили к реализации второго этапа программы, в рамках которого уже установлены три из 76, программа набрала серьезные темпы, мы открываем по несколько детских площадок в день», – приводятся в сообщении слова министра жилищно-коммунального хозяйства Подмосковья Евгения Хромушина.

В этом году пять поставщиков детских площадок, поэтому, по словам Хромушина, есть широкий выбор тематики и набора игровых элементов.

«Кстати, производство всех элементов детских площадок, начиная от болтов и заклепок, заканчивая прорезиненным противоударным покрытием и сложной геометрией пластиковых форм горок и качелей располагается у нас в Подмосковье», – добавил министр.

По данным пресс-службы, приоритетными направлениями реализации программы является установка таких комплексов в дотационных муниципальных образованиях, наукоградах, закрытых административно-территориальных образованиях, бывших военных городках, которые были переданы в собственность муниципальных образований от Министерства обороны Российской Федерации.

«В рамках этой губернаторской программы у нас впервые установлены игровые комплексы, в том числе адаптированные под нужды детей с ограниченными возможностями. Такие площадки уже стоят в Ивантеевке, Балашихе, Можайске, ЗАТО Власиха и еще в ряде муниципальных образований. На всех таких детских игровых площадках применяется ударопоглощающее, травмобезопасное, прорезиненное покрытие, которое позволяет свести к минимуму риск получения травм и ушибов у детей. Все элементы площадок выполнены из современных материалов, имеющих все необходимые сертификаты, а также соответствуют всем требованиям ГОСТа, и абсолютно безопасны для детей. После установки прилегающая территория всех игровых детских площадок благоустраивается коммунальными службами, освещается, ставится видеонаблюдение, затем площадка переходят на баланс муниципалитета», – отметил Хромушин.

Как отмечается в материале, недавно губернатор Андрей Воробьев принял решение расширить программу этого года, увеличив количество площадок до 200 площадок (изначально планировалось установить 190 площадок).

Губернаторская программа по установке новых детских площадок реализуется в Московской области уже четвертый год подряд. В период с 2013 по 2016 годы в рамках программы «Наше Подмосковье» уже установлено почти 320 современных детских игровых площадок. Помимо этого, более 3,5 тысяч детских площадок было установлено, заменено и отремонтировано муниципалитетами по программе комплексного благоустройства дворовых территорий, заключается в сообщении.

Новое на сайте

>

Самое популярное