Домой Альфа Банк Федеральный закон о национальном банке швейцарии. Национальный банк Швейцарии (Swiss National Bank, SNB)

Федеральный закон о национальном банке швейцарии. Национальный банк Швейцарии (Swiss National Bank, SNB)

Деятельность любого банка определяется возложенными на него функциями. Типичными функциями центрального банка являются эмиссионная, регулирующая, информационно-аналитическая. Рассмотрим их применительно к Швейцарскому национальному банку.

В соответствии с Федеральным законом «О Национальном банке» ШНБ обладает единоличным правом выпуска национальной валюты. Денежной единицей Швейцарии является швейцарский франк, равный 100 сантимам. В обращении находятся банкноты одной серии следующих номиналов: 10,20, 50,100, 200, 500,1000 франков . Все банкноты имеют ярко выраженное стилевое единство оформления: нетрадиционное размещение рисунков, которые рассматриваются при вертикальном расположении листа.

Банк обеспечивает экономику банкнотами и монетой высокого качества и надежности. Швейцарские банкноты, помимо широко применяемых защитных средств, имеют пока редко встречающиеся: микроперфорацию, усложненный водяной знак, а также большое количество голограмм. Новые банкноты практически идентичны банкнотам выпуска 1995-1997 гг., за исключением того, что на малые номиналы -- 10, 20, 50 франков -- нанесена микроперфорацию, которая ранее на них отсутствовала. В связи с этим из обращения будут постепенно выводиться банкноты, выпускавшиеся с 1995 г. Однако они продолжают оставаться законным платежным средством .

Чеканка монеты -- прерогатива Конфедерации, от имени которой Монетный двор Швейцарии, расположенный в Берне, производит ее. ШНБ через сеть своих отделений осуществляет выпуск в обращение как банкнот, так и монеты, выступая при этом в интересах Конфедерации. Количество банкнот и монеты в обращении регулируется потребностями экономики. В зависимости от объемов наличных платежей оно подвергается сезонным колебаниям: возрастает в конце каждого месяца и достигает пика в конце года.

В 2002 г. среднее количество банкнот в обращении составило 35,1 млрд. швейцарских франков, что на 6,4% больше, чем в 2001 г. Количество монет в обращении не изменилось в 2002 г. по сравнению с 2001 г. и составило 2,3 млрд. швейцарских франков .

ШНБ сотрудничает с другими банками, выступая в роли «банка банков», а также с различными федеральными агентствами, обладая компетенцией банка Конфедерации. В качестве кредитора последней инстанции он не играет большой роли, так как коммерческие и другие банки предпочитают межбанковские кредиты и заимствования на рынке ссудных капиталов.

Как и в России, Федеральный закон «О Национальном банке» запрещает ему предоставлять кредиты правительству на покрытие дефицита федерального бюджета, однако предусматривает бесплатное оказание услуг Конфедерации в качестве финансового агента государства. Так, банк выполняет услуги по международным расчетам, по платежам Конфедерации и чеканке монет, по инкассации векселей и чеков, по займам на рынке капитала, а также по инвестированию активов и их хранению.

Конфедерация хранит свои ликвидные активы в форме бессрочных вкладов или краткосрочных депозитов в ШНБ. В случае нехватки ликвидных средств это помогает Конфедерации воспользоваться ими. По ее срочным депозитам банк начисляет проценты по рыночным ставкам.

К активам ШНБ относятся: иностранная валюта, золото, финансовые активы, выраженные в швейцарских франках (ценные бумаги и обязательства, полученные по операциям РЕПО). Данные активы представляют собой часть национального богатства Швейцарии и выполняют важные функции монетарной политики. Их соотношение зависит от направлений и требований денежно-кредитной политики, проводимой ШНБ.

Иностранные резервы включают в себя преимущественно валютные резервы и золотой запас, которые ШНБ может использовать для проведения международных расчетов. В любое время банк в целях поддержания внешней ценности национальной валюты может продать валютные резервы за швейцарские франки. Золотой запас гарантирует Швейцарии возможность удовлетворения обязательств перед иностранными государствами в случаях острой необходимости.

ШНБ отвечает за инвестирование валютных резервов, а именно: золота, иностранной валюты, международных платежных инструментов. Валютные резервы обеспечивают доверие к швейцарскому франку, служат для предотвращения и преодоления кризисных ситуаций и могут быть использованы для интервенции на валютном рынке.

Вступление в силу 1 мая 2000 г. Федерального закона «О валюте и платежных инструментах» изменило политику регулирования валютных резервов Швейцарии, предоставило больше свободы в их управлении, что играет важную роль в проведении независимой денежно-кредитной политики. Как выше сказано, были отменены связь франка с золотом и его золотой паритет. В этих условиях ШНБ поставил задачу сократить вдвое свои золотые запасы (с 2590 т в конце 1999 г. до 1290 т) путем их постепенной продажи по рыночным ценам в целях пополнения валютных резервов .

Весной 2000 г. ШНБ начал продажу своих золотых резервов. Согласно балансам на конец 2001 г. они составили 28100,1 млн. швейцарских франков, на конец 2002 г. -25405,2, а на конец 2003 г. - 23217,3 млн. швейцарских франков. Таким образом, за 2002 г. золотой запас Швейцарии сократился примерно на 10%, за 2003 г. - на 9% .

Согласно Федеральному закону «О Национальном банке», ШНБ может оперировать своими активами, применяя различные инструменты. Лимиты рисков устанавливаются ШНБ самостоятельно, он же управляет активами в целях максимизации прибыли. ШНБ инвестирует большую часть своих денежных валютных резервов в надежные и ликвидные ценные бумаги, меньшую долю -- в срочные депозиты в первоклассных иностранных банках. Это позволяет в случае необходимости продать их в короткие сроки без каких-либо потерь. Указанный закон предоставляет ШНБ возможность покупки ликвидных рыночных долговых сертификатов иностранных правительств, международных организаций и иностранных банков. Одной из основных обязанностей ШНБ является поддержание эффективного функционирования платежной системы страны. Наряду с другими банками и почтовой службой, он относится к основным институциональным операторам платежной системы Швейцарии. ШНБ предоставляет услуги по проведению межбанковских расчетов посредством электронной швейцарской межбанковской клиринговой системы. Это главная платежная система Швейцарии, осуществляющая практически все межбанковские клиринговые расчеты. Управляет данной системой акционерное общество «Швейцарский межбанковский клиринг» в интересах ШНБ. Стабильность финансовой системы в первую очередь обеспечивается эффективным надзором за банковской деятельностью. Он относится к компетенции Федеральной комиссии банков Швейцарии, являющейся независимой структурой. Надзорная деятельность комиссии распространяется также на финансовые рынки, инвестиционные фонды, биржи, фондовых дилеров, а согласно другому закону, принятому в 2004 г., -- и на страховые организации. Ее решения обязательны к исполнению, хотя клиенты и кредиторы банка могут обжаловать их в федеральном суде. Важное место в деятельности швейцарских банков занимает борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем. Согласно проведенным исследованиям каждый сотрудник банка тратит пятую часть своего рабочего времени на выполнение соответствующих инструкций по противодействию отмыванию денег. В 2002 г. расходы на эти цели составили 4% общих расходов швейцарских банков, а у небольших банков достигли 9,8%. Тем не менее поставлена задача ужесточения надзора за злоупотреблениями в финансовом секторе .

ШНБ накапливает и обрабатывает статистическую информацию по банковскому сектору в различных целях, включая составление платежного баланса Швейцарии. В этом проявляется информационно-исследовательская и аналитическая функция банка.

Банковская система Швейцарии характеризуется трехуровневой структурой. Первый уровень занимают Швейцарский национальный банк с головными офисами, представительствами и агентствами, кантональные банки, Федеральный орган надзора за финансовым рынком Швейцарии.

Швейцарский национальный банк осуществляет сбалансированную денежно-кредитную политику и вместе с Федеральным органом надзора за финансовым рынком отвечает за стабильное развитие всего финансового рынка. В отличие от центральных банков многих других стран Швейцарский национальный банк является не государственным, а частным акционерным обществом, держателями акций которого выступают кантоны (территориально-административные единицы страны), кантональные банки, частные инвесторы. Нацбанк не осуществляет регулирующих функций – это прерогатива Федеральной банковской комиссии.

Кантональные банки – государственные организации, учрежденные и контролируемые властями одного из 26 кантонов Швейцарии. Они давно и бесспорно являются самыми надежными в мире и появились в результате необходимости развития экономики кантонов посредством дешевых государственных кредитов. В сфере деятельности кантональных банков находятся все отрасли, но наибольшее развитие они получили в сберегательном деле и ипотечном кредитовании, а также в сфере управления активами.

Второй уровень банковской системы Швейцарии представлен деятельностью различных типов частных коммерческих банков. Наиболее крупными являются два транснациональных банка – UBS и Credit Suisse, на долю которых приходится более 50% депозитов Швейцарии, и каждый из них имеет разветвленную сеть филиалов по всей стране и за рубежом. Среди основных их операций лидируют услуги по инвестиционному банкингу, частному банкингу, управлению активами.

Региональные и сберегательные банки Швейцарии осуществляют традиционные банковские услуги (в основном клиентам своих регионов): ипотечное и корпоративное кредитование, прием вкладов.

Биржевые банки, оперируя в сфере управления активами, обслуживают клиентов как внутри страны, так и за ее пределами.

Частные банкирские дома организованы в форме партнерства, являются старейшим банковским кластером Швейцарии, в сфере их деятельности – управление инвестиционным портфелем их клиентов.

Деятельность дочерних банков и филиалов иностранных банков в Швейцарии весьма масштабна: их число превышает 40% от общего количества банковских учреждений страны. Финансовые компании также играют значимую роль в банковской отрасли Швейцарии и делятся на компании, занимающиеся депозитными операциями, и компании, не принимающие депозиты, но оказывающие другие банковские услуги.

Швейцария – страна банков, поэтому третий уровень банковской системы представлен банками кооперативного страхования и ссудными кассами, традиционной сферой деятельности которых являются операции по валютному и процентному арбитражу.

Весной 2015 года финансовый мир был сильно удивлен, когда узнал, что одним из крупнейших покупателей акций Apple стал Центральный банк Швейцарии, но, как оказалось, это был не разовый случай.

Национальный банк Швейцарии - в отличие от ФРС и других крупных ЦБ - регулярно публикует состав своего портфеля. В июле 2015 года из очередного такого отчета накануне стало известно, что швейцарский регулятор во II квартале 2015 года приобрел еще 500 тыс. акций Apple . Таким образом, на балансе ЦБ теперь находится колоссальный объем акций самой дорогой в мире компании - 9,4 млн акций. В денежном эквиваленте на 30 июня эти акции оценивались в $1,2 млрд .

Любопытно, что среди акций в портфеле ЦБ Швейцарии Apple занимает первое место по объему акций, что почти в два раза больше, чем у второй по величине позиции - Exxon: $637 млн.

Ниже приведены данные по основным бумагам в портфеле швейцарского "хедж-фонда" на сумму $64 млрд.

Борьба с укреплением франка

Центральный банк Швейцарии за первое полугодие 2015 года потерял $52 млрд. Конечно, это не связано с его активностью на фондовом рынке. Причину стоит искать в событиях на рынке валютном. В начале 2015 года ЦБ был вынужден отказаться от поддержания курса валютной пары EUR/CHF на отметке 1,20. После отказа от привязки франк в одночасье укрепился почти на 20%.

Чего только ЦБ Швейцарии не пробовал, чтобы остановить рост курса своей валюты, но особого успеха так и не снискал. В середине июня НБШ принял решение сохранить депозитную ставку на уровне -0,75%. Регулятор также подтвердил свои планы о проведении валютных интервенций, после того как он пять месяцев назад отказался от сдерживания роста франка. В заявлении говорилось, что отрицательные ставки должны помочь ослабить валюту в течение долгого периода.

На самом деле ставки не очень помогают. В качестве подтверждения можно вспомнить события конца июня, когда на фоне греческой истории Центральный банк Швейцарии вынужден был вмешаться в валютные торги в понедельник, чтобы стабилизировать франк, который стремительно укреплялся к евро.

Дело в том, что растущий риск дефолта Греции спровоцировал резкое снижение евро ко всем валютам, в том числе и к швейцарскому франку. Как заявил глава ЦБ Швейцарии Томас Джордан, банк принимал активное участие в торгах, пытаясь удержать курс национальной валюты.

1. Общая характеристика

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

20 марта1903 года национальный советник Шеррер-Фуллер предложил законопроект о создании центрального банка.Федеральный закон о Национальном банке Швейцарии был принят 6 октября1905 года. С 20 июня1907 года Национальный банк Швейцарии начал свою работу в Базеле, Берне, Женеве, Санкт-Галлене и Цюрихе. Впоследствии в других городах Швейцарии были открыты отделения банка. В 1907 году центральный банк Швейцарии начал выпуск банкнот швейцарских франков.

Деятельность банка определена статьей 99 Конституции Швейцарии:

  • 1. денежное и валютное дело находится в ведении Конфедерации; ей одной принадлежит право выпуска монет и банкнот;
  • 2. Национальный банк Швейцарии как независимый центральный банк проводит денежную и валютную политику, которая служит общему интересу страны; он управляется при участии и под надзором Конфедерации;
  • 3. Национальный банк Швейцарии образует из своих доходов достаточные валютные резервы; часть этих резервов содержится в золоте;
  • 4. чистая прибыль Национального банка Швейцарии не менее чем на две трети поступает кантонам.

Более подробно деятельность банка описана в Федеральном законе о Национальном банке Швейцарии от 3 октября 2003 года с поправкам, внесенными 1 января 2009 года. Согласно переводу автора курсовой с английского языка:

Статья первая говорит о правовом статусе и наименовании:

Центральный банк Швейцарии является акционерным обществом с особым статусом. Название банка на официальных языках Швейцарии: нем. Schweizerische Nationalbank, фр. Banque Nationale Suisse, итал. Banca Nazionale Svizzera, ром. Banca Naziunala Svizra.

Статья третья говорит о головных центрах, филиалах, представительствах:

Банк имеет две штаб-квартиры: одна находится в Берне, вторая -- в Цюрихе; филиал банка находится в Женеве, представительства -- в Базеле, Лозанне, Лугано, Люцерне и Санкт-Галлене.

В четвертой статье определяется то, что Национальный банк Швейцарии выпускает банкноты швейцарских франков (монеты выпускает Монетный двор Швейцарии).

Задачи Национального банка Швейцарии изложены в пятой статье первой главы Федерального закона о Национальном банке Швейцарии.

  • 1. Национальный банк должен проводит кредитно-денежную политику, служащую интересам страны в целом. Он должен обеспечивать стабильность цен. При этом он должен учитывать развитие экономики.
  • 2. В рамках этой деятельности он должен выполнять следующие задачи:
    • · Он должен обеспечивать ликвидность швейцарского франка на денежном рынке.
    • · Он должен обеспечивать выпуск и распределение денежных средств.
    • · Он должен содействовать и обеспечивать функционирование безналичных платёжных систем.
    • · Он должен управлять валютными резервами.
    • · Он должен способствовать обеспечению стабильности финансовой системы.
  • 3. Он должен принимать участие в международном валютно-финансовом сотрудничестве. Для этой цели он должен работать совместно с Федеральным советом в соответствии с федеральным законодательством.
  • 4. Он должен предоставлять банковские услуги Конфедерации. При этом он должен действовать от имени компетентных федеральных властей.

В 6 статье говорится о независимости Национального банка Швейцарии, а именно, то что не допускается запрашивать или принимать указания либо из Совета Федерации или Федерального Собрания или любого другого органа.

Во-первых, Национальный банк должен регулярно обсуждать с Федеральным Советом экономическую ситуацию, денежно-кредитную политику и актуальные вопросы федеральной экономической политики. Федеральный совет и Национальный банк должны информировать друг друга о своих намерениях, прежде чем принимать важнейшие решения по экономическим вопросам и вопросам денежно-кредитной политики. Годовой отчет Национального банка, годовой бухгалтерской отчетности должны быть представлены в федеральный совет для рассмотрения до их утверждения на общем собрании акционеров.

Во-вторых, Национальный банк должен отчитываться о выполнении своих задач в соответствии со статьей 5 Федеральному Собранию ежегодно в форме доклада. В-третьих, публикует свой ежегодный доклад. Кроме того, он публикует ежеквартальные отчеты о развитии реального сектора экономики и денежной ситуации, он также публикует данные по денежно-кредитной политике на еженедельной основе.

Согласно 8 статье Национальный банк освобождается от прямых федеральных налогов.

Рассмотрим таблицу «Изменения в операциях центральных банков с 2007 г.»:

Таблица 3. Изменения в операциях центральных банков с 2007 г.

Кредитные операции

Прямые покупки

Больше партнеров

Более либеральные контракты

Большие сроки

Валютные свопы

Частный долг

Государственный долг

Валютные сделки

Выкуп и вложение капитала

Швейцария

Великобритания

Еврозона

Австралия

В последние десятилетия центральные банки придерживались «консенсуса Джексона Хоула», состоящего в том, что основной задачей центробанка признается поддержание низкого и стабильного уровня инфляции. Консенсус включал позитивное отношение к таргетированию инфляции и придавал большое значение транспарентности и предсказуемости при принятии решений по ставкам процента.

2. Сфера деятельности Национального банка Швейцарии

Сфера деятельности Национального банка Швейцарии описана во второй главе, состоящей из 5 статей, Федерального закона о Национальном банке Швейцарии от 3 октября 2003 года с поправкам, внесенными 1 января 2009 года.В них рассматриваются правила проведения сделок с участниками финансового рынка, операций с другими центральными банками и международными организациями, сделок от имени Конфедерации сделки, операций в свои собственных целях, а также способность участия в капитале и право членства.

Для исполнения своих задач, описанных статьи 5, пунктов 1 и 2, Национальный банк может:

  • · держать процентные и беспроцентные счета для банков и других участников финансового рынка, и принять под охрану активы;
  • · открывать счета в банках и других участников финансового рынка;
  • · покупать и продавать, на финансовых рынках, швейцарский франк или иностранную валюту, ценные бумаги, а также драгоценные металлы;
  • · выпускать и выкупать собственные облигации (стоповые и форвардные), а также создавать производные ценных бумаг и драгоценных металлов;
  • · участвовать в кредитных операциях вбанков и других участников финансового рынка при условии, что предоставляется достаточное обеспечение по кредитам;
  • · держать и управлять активами, указанными в этой статье.

Согласно десятой статье Национальный банк может вступать в отношения с иностранными центральными банками и международными организациями и проводить с ними все виды банковских операций, в том числе предоставлять кредиты в швейцарских франках, иностранной валюте и международные платежных средствах.

Согласно 11 статье, Национальный банк может предоставлять банковские услуги Конфедерации. Услуги предоставляются бесплатно, если это способствует реализации денежно-кредитной политики. Национальный банк не может кредитовать Конфедерацию на условиях овердрафта, а также не может разрешать покупать государственные облигации с нового выпуска.

В объеме, необходимом для выполнения своих задач, Национальный банк может участвовать в капитале компаний и других юридических лиц и приобретать права членства в таких компаниях и организациях.

В дополнение к операциям, связанным с его уставных задач, Национальный банк может осуществлять банковские операции своих сотрудников.

3. Полномочия в денежно-кредитной политике

Третья глава- полномочия в денежно-кредитной политике, имеет три раздела: статистика, обязательный резерв, осуществление контроля платежных систем и расчетов по ценным бумагам.

В разделе «статистика» описаны следующие положения:

  • 1. Для целей выполнения своих уставных задач и следить за развитием событий на финансовых рынках, Национальный банк осуществляет сбор необходимых статистических данных.
  • 2. Банки, биржи, дилеры по ценным бумагам, а также управления фондами компаний швейцарских инвестиционных фондов и представители иностранных инвестиционных фондов должны предоставлять в Национальный банк статистические данные, касающихся их деятельности.
  • 3. Национальный банк должен сохранять конфиденциальность по отношению к собранным данным. Он публикует собранные статистические данные. В целях конфиденциальности, данные должны быть объединены.

В разделе «обязательный резерв» описаны следующие положения:

  • 1. В целях содействия эффективному функционированию финансового рынка, банки должны держать обязательный резерв.
  • 2. Национальный банк устанавливает ставки обязательных резервов. Минимальные запасы должны состоять из швейцарского франка номинальных монет, банкнот и на депозитных счетах, которые банки держат в Национальном банке.
  • 3. Банки должны регулярно представлять доказательства в Национальный банк, что они держат необходимый уровень обязательных резервов.

В разделе «осуществление контроля платежных систем и расчетов по ценным бумагам» описаны следующие положения:

  • 1. В целях защиты стабильности финансовой системы, Национальный банк осуществляет надзор системы клиринга и расчетов платежей и операций с финансовыми инструментами, в частности, ценными бумагами (платежные системы, системы расчетов по ценным бумагам).
  • 2. В целях контроля платежных систем или расчетов по ценным бумагам, от которых возможен риск для стабильности финансовой системы, Национальный банк может сотрудничать с иностранными надзорными и запросить информацию и документы от этих властей.
  • 4. Законное положение и организационная структура Национального банка Швейцарии

Четвертая глава- законное положение Национального банка Швейцарии -имеет 2 раздела: структура акционерного общества, определение и распределение прибыли.

В них описаны следующие положения:

  • 1. Уставный капитал Национального банка составляет 25 млн. швейцарских франков. Он разделен на 100000 именных акций номинальной стоимостью 250 швейцарских франков каждая. Акции полностью оплачены.
  • 2. Вместо отдельных акций Национальный банк может выдавать сертификаты, охватывающие несколько акций.
  • 3. Годовой отчет Национального банка, состоящий из прибыли и убытков, баланс и приложения, должны быть составлены в соответствии с положениями закона об акционерных компаний и общепринятыми принципами бухгалтерского учета.
  • 4. Одна треть любой чистой прибыли, оставшейся после распределения дивидендов, начисляются к Конфедерации, а также две третьих начисляются кантонам.
  • 5. Акционерное общество- Швейцарский национальный банк может быть ликвидирован на основе федерального закона. Этот закон определяет также процедуру ликвидации.
  • 6. В состав структуры Национального банка входят: общее собрание акционеров, банковский совет, совет управляющих и аудиторская группа.
  • 7. Общее собрание акционеров проводится ежегодно не позднее, чем в конце июня. Президент банковского совета созывает собрание акционеров в письменной форме не позднее чем за 20 дней до дня собрания.
  • 8. Банковский совет состоит из одиннадцати членов. Федеральный совет избирает шесть членов, собрание акционеров пять. Федеральный совет назначает президента и вице-президента. Срок полномочий составляет четыре года.Полный срок полномочий членов не должно превышать двенадцати лет.
  • 9. Совет управляющих состоит из трех членов. Члены Совета управляющих и их заместители назначаются Советом Федерации по представлению Банковского совета. Срок их полномочий составляет шесть лет. Переизбрание возможно.
  • 10. Собрание акционеров избирает аудиту совета. Она может состоять из одного или нескольких физических или юридических лиц. Аудиторы должны быть избраны на срок от одного года.

Новое на сайте

>

Самое популярное