Домой Альфа Банк Инновационный компонент рейтинга глобальной конкурентоспособности. О рейтинге глобальной конкурентоспособности всемирного экономического форума

Инновационный компонент рейтинга глобальной конкурентоспособности. О рейтинге глобальной конкурентоспособности всемирного экономического форума

Доклад и характеристики рейтинга

Доклад "Глобальная конкурентоспособность" публикуется ВЭФ с 1979 года. В нем анализируются общедоступные статистические данные и результаты анкетного опроса руководителей 14 тыс. 375 компаний из 148 стран мира о бизнес-климате в их государствах. В рейтинг GCI были включены данные по 137 странам. Конкурентоспособность определяется как набор факторов, в том числе эффективность работы законодательных и иных институтов, способствующих росту уровня благосостояния, который может быть достигнут в результате экономической деятельности государства.

GCI измеряется в баллах от 1 (худший результат) до 7 (лучший). Принцип расчета рейтинга неоднократно менялся. GCI начали рассчитывать в существующем виде с 2000 года, а в 2005 году он стал главным показателем в докладе ВЭФ по конкурентоспособности.

В настоящее время GCI учитывает 113 индикаторов, объединенных в 12 "опорных" категорий, среди которых - институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и рынка труда, развитие финансового рынка и инновации.

В рейтинге 2017-2018 годов, как и в списке за 2016-2017 годы, первое место заняла Швейцария (5,9 балла), на второе место с третьего поднялись США (5,9 балла), опередив Сингапур (5,7 балла). Также в десятку вошли Нидерланды, Германия (по 5,7 балла), Гонконг (КНР), Швеция, Великобритания, Япония, Финляндия (5,5 балла). Последнее, 137-е место, как и год назад, занимает Йемен (2,9 балла).

Показатели России

В 2000 году, после введения современной методики расчета, Россия оказалась на 63-м месте в рейтинге. Самую низкую позицию РФ занимала по итогам 2004 года - 75-е (3,53 балла).

В рейтинге 2017-2018 годов Россия заняла 38-е место (4,6 балла) и по сравнению с предыдущим годом опередила Польшу (39), Индию (40), Литву (41), Панаму (50) и Кувейт (52). При этом она нарастила отрыв от таких европейских стран, как Португалия (42), Италия (43) и Греция (87).

Согласно докладу, наиболее проблемными факторами для ведения бизнеса в России стали: коррупция, ставки налогов, доступ компаний к финансированию и инфляция. Авторы отмечают, что улучшению позиции России в рейтинге способствовал рост макроэкономических показателей, тем не менее экономика страны остается очень зависимой от сырьевого экспорта. По мнению авторов доклада, в РФ по-прежнему слабо развит финансовый рынок (107-е место из 137). Кроме того, на низких позициях находятся оценка независимости деятельности судов (90) и обеспечение права собственности (106).

Среди довольно сильных сторон России эксперты отмечают размер рынка (6-я позиция из 137), уровень образования (32), развитую инфраструктуру (35).


Международные рейтинги конкурентоспособности стран традиционно составляют две организации - Международный институт развития менеджмента (IMD, г. Лозанна, Швейцария) и Всемирный экономический форум (WEF, г. Женева, Швейцария). Сравнительный анализ рейтингов приведен в табл. 2.10-2.12.
Таблица 2.10. Сопоставление рейтингов конкурентоспособности

Критерий

IMD
(www.imd.ch/wcy)

WEF
(www.gcr.weforum.org)

1

6

7

Публикуемое
издание

The World Competitiveness Yearbook (WCY) - Ежегодный обзор международной конкурентоспособности

The Global Competitiveness Report (GCR) - Отчет о глобальной конкурентоспособности

Определение конкурентоспособности нации (страны)

Конкурентоспособность нации - это ее способность создавать и поддерживать среду, которая обеспечивает рост добавленной стоимости предприятий страны и благосостояния ее граждан

Способность страны поддерживать стабильные темпы роста ВВП на душу населения

Число стран в рейтинге

57

133


1

6

7

Информационная база, на которой основывается составление рейтинга

Для сбора информации по 329 критериям конкурентоспособности стран используют: статистические данные международных, региональных и национальных организаций - 67% в 2009 г.; данные опросов 4000 руководителей крупных компаний - 33% в 2009 г.

Для сбора информации по более 110 критериям конкурентоспособности стран используют: данные опросов
11 000 руководителей крупных компаний - 80% всех данных; статистические данные - 20%

Факторы
конкуренто
способности

Конкурентоспособность страны формируют четыре фактора, которые разбиваются на 20 субфакторов и основываются на 323 критериях: экономическое состояние страны: внутренняя экономика, внешняя торговля, инвестиции, занятость и цены; эффективность государства: бюджетная, налоговая политика, институциональная система, законодательство, социальная сфера; эффективность бизнеса: производительность, рынок труда, финансы, менеджмент, система ценностей; инфраструктура: базовая, технологическая, научная инфраструктура, здравоохранение и защита окружающей среды, образование

12 слагаемых конкурентоспособности, включающих более 110 показателей, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях развития: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер внутреннего рынка, развитость бизнеса и инновационный потенциал. Все факторы объединяются в три группы*

Особенности
методики
составления
рейтинга

Рассчитывается индекс конкурентоспособности на основе четырех факторов и 20 субфакторов. Удельный вес каждого фактора - 25%, субфактора - 5%. После расчета индекса составляется рейтинг стран: чем выше значение индекса, тем выше место страны в рейтинге

В зависимости от стадии конкурентоспособности, к которой относится страна, индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) рассчитывается с учетом разного удельного веса каждой группы факторов*. После расчета индекса составляется рейтинг стран: чем выше значение индекса, тем выше место страны в рейтинге


Примечание. Первые четыре фактора (качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование) образуют группу основных требований (basic requirements), которые являются решающими для стран, находящихся на первой стадии конкурентоспособности экономики по Майклу Портеру.
Следующие шесть факторов (высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер внутреннего рынка) образуют группу факторов повышения эффективности (efficiency enhancers), которые определяют вторую стадию конкурентоспособности экономики.
Последние два фактора (развитость бизнеса и инновационный потенциал) определяют группу инноваций и развитости бизнеса (innovation and sophistication factors), которые являются ключевыми для третьей стадии.
Различные процентные соотношения выявленных трех групп факторов определяют ту или иную стадию развития конкурентоспособности экономики страны: начальная стадия («факторная»), %: основные требования - 60; факторы повышения эффективности - 35; инновации и развитость бизнеса - 5; стадия эффективного развития, %: основные требования - 40; факторы повышения эффективности - 50; инновации и развитость бизнеса - 10; стадия инновационного развития, %: основные требования - 20; факторы повышения эффективности - 50; инновации и развитость бизнеса - 30.
Таблица 2.11. Рейтинг конкурентоспособности стран Международного института развития менеджмента (IMD, 2009)

Место, 2009 г.

Место, 2008 г.

Страна

Балл

1

2

3

4

1

1

США

100,000

2

2

Гонконг

98,146

3

3

Сингапур

95,740

4

4

Швейцария

94,163

5

5

Дания

91,741

6

6

Швеция

90,520

7

7

Австралия

88,934

8

8

Канада

88,708

9

9

Финляндия

88,373

10

10

Нидерланды

87,758

11

11

Норвегия

86,604

12

12

Люксембург

86,274

13

13

Германия

83,508

14

14

Катар

81,995

15

15

Новая Зеландия

79,621

16

16

Австрия

79,294

17

17

Япония

78,242

18

18

Малайзия

77,162

19

19

Ирландия

76,956

20

20

Китай

76,595

21

21

В еликобритания

76,069

22

22

Бельгия

75,965

23

23

Тайвань

75,390

24

24

Израиль

73,425

25

25

Чили

70,933

26

26

Таиланд

70,762

27

27

Корея

68,408

28

28

Франция

68,071

29

29

Чехия

66,755

30

30
/>Индия
66,454

31

31

Литва

64,882

32

32

Словения

64,637

33

30

Словакия

63,913

34

37

Португалия

62,588

35

23

Эстония

62,573


1

2

3

4

36

33

Казахстан

61,047

37

35

Перу

59,274

38

39

Болгария

58,985

39

33

Испания

57,849

40

43

Бразилия

56,865

41

34

Иордания

56,040

42

51

Индонезия

55,479

43

40

Филиппины

54,490

44

44

Польша

53,930

45

38

Венгрия

53,917

46

50

Мексика

53,903

47

48

Турция

53,390

48

53

ЮАР

52,850

49

47

Россия

52,770

50

46

Италия

52,059

51

41

Колумбия

51,538

52

42

Греция

50,781

53

49

Хорватия

48,587

54

45

Румыния

46,945

55

52

Аргентина

43,084

56

54

Украина

40,421

57

55

Венесуэла

39,060

Источник данных: World Competitiveness Yearbook, IMD, 2009.

1

2
/>3
4

9

Канада

5,33

10

10

Нидерланды

5,32

8

11

Гонконг

5,22

11

12

Тайвань, Китай

5,2

17

13

Великобритания

5,19

12





55

Коста-Рика

4,25

59

56

Бразилия

4,23

64

57

Маврикий

4,22

57

58

Венгрия

4,22

62

59

Панама

4,21

58

60

Мексика

4,19

60

61

Турция

4,16

63

62

Черногория

4,16

65

63

Россия

4,15

51

64

Румыния

4,11

68

65

Уругвай

4,1

75

66

Ботсвана

4,08

56

67

Казахстан

4,08

66

68

Латвия

4,06

54





130

Мали

3,22

117

131

Чад

2,87

134

132

Зимбабве

2,77

133

133

Бурунди

2,58

132

Источник данных: Global Competitiveness Report 2009-2010, WEF, 2009.

Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) представили рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности их экономик. Всего в рейтинге 2014 года оценивали 144 страны мира из примерно 200 существующих. Итоговым рейтингом считается комплексная оценка национальной конкурентоспособности в мире.

/

В первой тройке после лидера Швейцарии следуют и США , далее – Финляндия , Германия , Япония , Гонконг , Нидерланды и Великобритания .

Россия занимает 53-е место – это второе место среди стран БРИКС (Китай на 28-м). Среди стран бывшего СССР Россию опережают Эстония (29-е место), Азербайджан (38), Литва (41) и Казахстан (50).

Методология рейтинга

Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК, GCI) рассчитывается из 114 показателей, которые объединены в 12 основных групп — факторы конкурентоспособности. 34 показателя рассчитываются на основе открытых статистических данных ( , бюджетный дефицит, и другие из исследований ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ), а остальные – по оценкам специального опроса более 14 тысяч руководителей средних и крупных предприятий.

Все страны, участвующие в рейтинге, распределяются по стадиям развития экономики. Критерием распределения стран является показатель уровня ВВП на душу населения. Однако, для определения стадии развития стран с высокой зависимостью от минеральных ресурсов, в том числе и для России, применяется второй критерий, который измеряет степень зависимости развития страны от основных факторов. Данный критерий определяется по доле экспорта сырья в общей (товаров и услуг) за последние пять лет. Страны, в которых доля экспорта сырьевых ресурсов в общем экспорте составляет 70% и более, относятся к 1-ой категории развития (стадия факторного развития).

Стадия 1
Факторное развитие
(37 экономик)
Переходная стадия от 1 к 2
(16 экономик)
Стадия 2
Эффективное развитие
(30 экономик)
Переходная стадия от 2 к 3
(24 экономики)
Стадия 3
Инновационное развитие
(37 экономик)
Бангладеш
Буркина Фасо
Бурунди
Вьетнам
Гаити
Гамбия
Гвинея
Замбия
Зимбабве
Йемен
Индия
Камбоджа
Камерун
Кения
Кот-д-Ивуар
Кыргызская Респ-ка
Лесото
Лоасская НДР
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Мали
Маянмар
Мозамбик
Непал
Нигерия
Никарагуа
Пакистан
Руанда
Сенегал
Сьерра-Леоне
Таджикистан
Танзания
Уганда
Чад
Эфиопия
Азербайджан
Алжир
Ангола
Боливия
Ботсвана
Бутан

Габон
Гондурас
Иран, Исламская Республика
Кувейт
Ливия
Молдова
Монголия
Саудовская Аравия
Филиппины
Албания
Армения
Болгария
Восточный Тимор
Гватемала
Гвинея
Грузия
Доминиканская Респ.
Египет
Индонезия
Иордания
Капе-Верде
Китай
Колумбия
Македония
Монтенегро
Морокко
Намибия
Парагвай
Перу
Румыния
Сальвадор
Свазиленд
Сербия
Таиланд
Тунис
Украина
Шри-Ланка
Южная Африка
Ямайка
Аргентина
Барбадос
Бахрейн

Венгрия
Казахстан
Коста-Рика
Латвия
Ливан
Литва
Маврикий
Малайзия
Мексика
Объединенные Арабские Эмираты
Оман
Панама
Польша
Российская Федерация
Сейшелы
Суринам
Турция
Уругвай
Хорватия
Чили
Австралия
Австрия
Бельгия
Великобритания
Германия
Гонконг
Греция
Дания
Израиль
Исландия
Испания
Италия
Канада
Катар

Южная Корея
Люксембург
Мальта
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Португалия
Пуэрто-Рико
Сингапур
Словацкая Респ-ка
Словения
США
Тайвань
Тринидад и Тобаго
Финляндия
Франция
Чешская Респ-ка
Швейцария
Швеция
Эстония
Япония

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Региональный рейтинг

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Страны-лидеры

Какие же изменения в рейтинге произошли с докризисного 2007 года до настоящего рейтинга 2014-2015 гг.? Следует особо отметить, что не вполне корректно сравнивать эти рейтинги, так как в разные годы в оценках принимали разное число стран (от 133 до 144), не все страны участвуют из года в год (чаще это касается очень малых стран), но в целом динамика будет представлена вполне адекватно (см. сводную таблицу по всем странам ниже ).

Швейцария уже шестой год подряд возглавляет рейтинг. занимает 2-е место уже четвертый год, поднявшись с 7-го места в 2007 году. США – лидер в докризисное время, с 2009-го года резко ухудшил свои показатели, но в 2014-м вновь вошел в тройку лидеров. Стабильно улучшает свои рейтинговые оценки Гонконг .

С колебаниями, но ежегодно высокий результат показывают Финляндия , Германия , Япония , Нидерланды , Великобритания .

2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-15
1 США США Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария
2 Швейцария Швейцария США Швеция Сингапур Сингапур Сингапур Сингапур
3 Дания Дания Сингапур Сингапур Швеция Финляндия Финляндия США
4 Швеция Швеция Швеция США Финляндия Швеция Германия Финляндия
5 Германия Сингапур Дания Германия США Нидерланды США Германия
6 Финляндия Финляндия Финляндия Япония Германия Германия Швеция Япония
7 Сингапур Германия Германия Финляндия Нидерланды США Гонконг Гонконг
8 Япония Нидерланды Япония Нидерланды Дания Великобритания Нидерланды Нидерланды
9 Великобритания Япония Канада Дания Япония Гонконг Япония Великобритания
10 Нидерланды Канада Нидерланды Канада Великобритания Япония Великобритания Швеция

Топ-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Страны БРИКС

28 Китай
53 Российская Федерация
56 Южная Африка
57
71 Индия

Страны БРИКС. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.

Россия в рейтинге GCI

В Отчете глобальной конкурентоспособности Россия находится на переходной стадии от 2 стадии (Эффективное развитие) к 3 стадии (Инновационное развитие). В рейтинге GCI 2014-15 года 53-е место , после кризиса улучшив свои позиции и только за последние два года повысив рейтинг на 14 позиций.

Пятёрка стран перед Россией: Панама, Италия, Казахстан , Коста-Рика и Филиппины. Сразу после России идут Болгария, Барбадос, Южная Африка и .

Среди конкурентных преимуществ нашей страны, по оценке экспертов ВЭФ, огромная ёмкость внутреннего рынка, высокий уровень образования населения, благоприятный макроэкономический фон (низкий ), хорошее состояние инфраструктуры

Самые слабые результаты России: коррупция и фаворитизм (92-е место), институты, (97), суды (109), качество дорог (124), неразвитость финансового рынка (110), инфляция (115), невысокая , распространенность ВИЧ (110), общая налоговая ставка (116), стимулирование инвестировать (122), внешняя и внутренняя конкуренция, торговые барьеры (111), (133-е место из 144!), влияние налогообложения на стимулы к работе (115), трансфер технологий (123).

в Индексе глобальной конкурентоспособности 2014-2015

Ранг
(из 144 стран)
Балл*
ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 53 4,4
Базовые требования 44 4,9
Институты 97 3,5
Инфраструктура 39 4,8
Макроэкономическая среда 31 5,5
Здравоохранение и начальное образование 56 6,0
Факторы эффективности 41 4,5
Высшее образование и профессиональная подготовка 39 5,0
Эффективность рынка товаров 99 4,1
Эффективность рынка труда 45 4,4
Развитость финансового рынка 110 3,5
Технологическая готовность 59 4,2
Размер рынка 7 5,8
Факторы инноваций и сложности 75 3,5
Конкурентоспособность компаний 86 3,8
Инновации 65 3,3

* Балл – от 1 до 7 (лучше).

Подробную таблицу со всеми показателями России см. ниже.

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Другие страны

Ранг Топ-10. Европа Ранг Топ-10. Азия и Океания
1 Швейцария 2
4 Финляндия 6 Япония
5 Германия 7 Гонконг
8 Нидерланды 14 Тайвань (Китай)
9 Великобритания 17 Новая Зеландия
10 Швеция 20 Малайзия
11 Норвегия 22 Австралия
13 Дания 26 Корея, Республика
18 Бельгия 28 Китай
19 Люксембург 31 Таиланд
Топ-10 Латинская Америка Топ-10 Ближний Восток и Северная Африка
33 Чили 12 ОАЭ
48 Панама 16 Катар
51 Коста-Рика 24 Саудовская Аравия
57 Бразилия 27 Израиль
61 Мексика 40 Кувейт
65 Перу 44 Бахрейн
66 Колумбия 46 Оман
78 Гватемала 64 Иордания
80 Уругвай 72 Морокко
84 Сальвадор 79 Алжир

Изменения в первой 20-ке . За период с 2007 года по 2014 (рейтинг 2014-2015 гг.) улучшили свои ранговые позиции Гонконг (с 12-го места поднялся до 7-го), ОАЭ (с 37 до 12), Катар (с 31 до 16), Новая Зеландия (с 24 до 17), Люксембург (с 25 до 19). Примерно одинаковый уровень за последние 7 лет поддерживают Норвегия, Канада, Тайвань, Бельгия, Малайзия . Значительно потеряли свои позиции Израиль (с 17 места упал на 27-е), Южная Корея (с 11 на 26-е).

В целом Ближний Восток значительно улучшает рейтинг – как ОАЭ и Катар , так и Саудовская Аравия (выросла с 35-го места до 24). Кувейт, Бахрейн, Оман тоже имеют позиции 40-46. Однако, Северная Африка и страны, находящиеся в состоянии военного конфликта или по соседству с ними, снижают свой рейтинг: Кувейт (с 30 до 40), Тунис (с 32 до 87), Египет (с 77 до 119), Ливия (с 88 до 126). Пакистан (с 92 до 129).

Среди стран БРИКС ежегодно улучшает свои позиции Китай , который по общим рейтинговым показателям давно находится в группе развитых стран (на 28-м месте в рейтинге 2014-15 г.). Улучшили свои позиции Россия и (хотя у Бразилии наблюдается спад в последние два года). Индия и Южная Африка ежегодно теряют свой вес в рейтинге.

Наибольшие темпы развития (по рейтинговым показателям в 2014-15 гг. относительно рейтинга 2007-08 гг.) у Азербайджана (на 28 позиций до 37-го места в 2014-15 гг.), Индонезии, ОАЭ, Кувейта, Болгарии, Македонии, Перу, Грузии .

Азербайджан занимает 37-ю строчку рейтинга, опередив Россию (53 место) и Казахстан (50), постоянно улучшая свои позиции. Амбициозная цель страны – попасть в 20-ку. У Азербайджана прекрасные макроэкономические показатели – ВВП, национальные сбережения, а по уровню инфляция страна вообще на 1-м месте в мире. Хорошо обстоят дела с защитой инвесторов, там достаточно просто и быстро можно открыть свой бизнес. Хорошие показатели по эффективности рынка труда, а особенно с эффективным использованием талантов, это технологически вполне развитая страна со способностью к инновациям.

Саудовская Аравия с годами обогнала Израиль. В Саудовской Аравии хоть инновации и технологическая составляющая не являются коньком, средние показатели по здоровью и образованию, по эффективности рынка труда, зато прекрасные показатели по макроэкономике (4-е место в целом по фактору) и стабильно высокие показатели по фактору госучреждений.

Израиль за последние 7 лет значительно снизил свои рейтинговые позиции. К 2014 году в стране прекрасно с такими факторами как здоровье, инновации, технологическая готовность. И неважно с доверием к политикам (81-е место) да и в целом с госаппаратом не очень (фаворитизм, расточительство). У них огромные расходы по противодействию терроризму (аж 132 место), падает макроэкономика (огромный госдолг – 111-е место).

Малайзия имеет стабильные рейтинговые позиции, поэтому обогнала Австралию, Южную Корею и Китай. Малайзия имеет самые высокие показатели развития финансового рынка (самые высокие позиции в мире по юридическим правам, венчурному капиталу, доступу к кредитам) и эффективности рынка товаров. Южная Корея стремительно теряет свои позиции — падение на 15 позиций за 7 лет.

Экономика Ранг 2007-08* Ранг 2014-15 Изменения в рейтинге Балл 2008-09 Балл 2014-15
Швейцария 2 1 1 5,61 5,7
Сингапур 7 2 5 5,53 5,65
США 1 3 -2 5,74 5,54
Финляндия 6 4 2 5,5 5,5
Германия 5 5 0 5,46 5,49
Япония 8 6 2 5,38 5,47
Гонконг 12 7 5 5,33 5,46
Нидерланды 10 8 2 5,41 5,45
Великобритания 9 9 0 5,3 5,41
Швеция 4 10 -6 5,53 5,41
Норвегия 16 11 5 5,22 5,35
Объединенные Арабские Эмираты 37 12 25 4,68 5,33
Дания 3 13 -10 5,58 5,29
Тайвань, Китай 14 14 0 5,22 5,25
Канада 13 15 -2 5,37 5,24
Катар 31 16 15 4,83 5,24
Новая Зеландия 24 17 7 4,93 5,2
Бельгия 20 18 2 5,14 5,18
Люксембург 25 19 6 4,85 5,17
Малайзия 21 20 1 5,04 5,16
Австрия 15 21 -6 5,23 5,16
Австралия 19 22 -3 5,2 5,08
Франция 18 23 -5 5,22 5,08
Саудовская Аравия 35 24 11 4,72 5,06
Ирландия 22 25 -3 4,99 4,98
Южная Корея 11 26 -15 5,28 4,96
Израиль 17 27 -10 4,97 4,95
Китай 34 28 6 4,7 4,89
Эстония 27 29 -2 4,67 4,71
Исландия 23 30 -7 5,05 4,71
Таиланд 28 31 -3 4,6 4,66
Пуэрто-Рико 36 32 4 4,51 4,64
Чили 26 33 -7 4,72 4,6
Индонезия 54 34 20 4,25 4,57
Испания 29 35 -6 4,72 4,55
Португалия 40 36 4 4,47 4,54
Чехия 33 37 -4 4,62 4,53
Азербайджан 66 38 28 4,1 4,53
Маврикий 60 39 21 4,25 4,52
Кувейт 30 40 -10 4,58 4,51
Литва 38 41 -3 4,45 4,51
Латвия 45 42 3 4,26 4,5
Польша 51 43 8 4,28 4,48
Бахрейн 43 44 -1 4,58 4,48
Турция 53 45 8 4,15 4,46
Оман 42 46 -4 4,55 4,46
Мальта 56 47 9 4,31 4,45
Панама 59 48 11 4,24 4,43
Италия 46 49 -3 4,35 4,42
Казахстан 61 50 11 4,11 4,42
Коста-Рика 63 51 12 4,23 4,42
Филиппины 71 52 19 4,09 4,4
58 53 5 4,31 4,37
Болгария 79 54 25 4,03 4,37
Барбадос 50 55 -5 4,4 4,36
Южная Африка 44 56 -12 4,41 4,35
72 57 15 4,13 4,34
55 58 -3 4,53 4,31
Румыния 74 59 15 4,1 4,3
Венгрия 47 60 -13 4,22 4,28
Мексика 52 61 -9 4,23 4,27
Руанда н/д 62 н/д н/д 4,27
Македония 94 63 31 3,87 4,26
Иордания 49 64 -15 4,37 4,25
Перу 86 65 21 3,95 4,24
Колумбия 69 66 3 4,05 4,23
Черногория н/д** 67 н/д н/д 4,23
Вьетнам 68 68 0 4,1 4,23
Грузия 90 69 21 3,86 4,22
Словения 39 70 -31 4,5 4,22
Индия 48 71 -23 4,33 4,21
Марокко н/д 72 н/д 4,08 4,21
Шри-Ланка 70 73 -3 4,02 4,19
Ботсвана 76 74 2 4,25 4,15
Словацкая Республика 41 75 -34 4,4 4,15
Украина 73 76 -3 4,09 4,14
Хорватия 57 77 -20 4,22 4,13
Гватемала 87 78 9 3,94 4,1
Алжир 81 79 2 3,71 4,08
Уругвай 75 80 -5 4,04 4,04
Греция 65 81 -16 4,11 4,04
Молдова 97 82 15 3,75 4,03
Иран, Исламская Республика н/д 83 н/д н/д 4,03
Сальвадор 67 84 -17 3,99 4,01
Армения 93 85 8 3,73 4,01
Ямайка 78 86 -8 3,89 3,98
Тунис 32 87 -55 4,58 3,96
Намибия 89 88 1 3,99 3,96
Тринидад и Тобаго 84 89 -5 3,85 3,95
Кения 99 90 9 3,84 3,93
Таджикистан 117 91 26 3,46 3,93
Сейшельские острова н/д 92 н/д н/д 3,91
Лаосская НДР н/д 93 н/д н/д 3,91
Сербия 91 94 -3 3,9 3,9
Камбоджа 110 95 15 3,53 3,89
Замбия 122 96 26 3,49 3,86
Албания 109 97 12 3,55 3,84
Монголия 101 98 3 3,65 3,83
Никарагуа 111 99 12 3,41 3,82
Гондурас 83 100 -17 3,98 3,82
Доминиканская Республика 96 101 -5 3,72 3,82
Непал 114 102 12 3,37 3,81
Бутан н/д 103 н/д н/д 3,8
Аргентина 85 104 -19 3,87 3,79
Боливия 105 105 0 3,42 3,77
Габон н/д 106 н/д н/д 3,74
Лесото 124 107 17 3,4 3,73
Кыргызская Республика 119 108 11 3,4 3,73
Бангладеш 107 109 -2 3,51 3,72
Суринам 113 110 3 3,58 3,71
Гана н/д (102) 111 -9 3,62 3,71
Сенегал 100 112 -12 3,73 3,7
Ливан н/д 113 н/д н/д 3,68
Кабо-Верде н/д 114 н/д н/д 3,68
Кот-д’Ивуар н/д (110) 115 -5 3,51 3,67
Камерун 116 116 0 3,48 3,66
Гайана н/д 117 н/д 3,47 3,65
Эфиопия 123 118 5 3,41 3,6
Египет 77 119 -42 3,98 3,6
Парагвай 121 120 1 3,4 3,59
Танзания 104 121 -17 3,49 3,57
Уганда 120 122 -2 3,35 3,56
Свазиленд н/д 123 н/д н/д 3,55
Зимбабве 129 124 5 2,98 3,54
Гамбия, 102 125 -23 н/д 3,53
Ливия 88 126 -38 3,85 3,48
Нигерия 95 127 -32 3,81 3,44
Мали 115 128 -13 3,43 3,43
Пакистан 92 129 -37 3,65 3,42
Мадагаскар 118 130 -12 3,38 3,41
98 131 -33 3,56 3,32
Малави н/д (119) 132 -13 3,42 3,25
Мозамбик 128 133 -5 3,15 3,24
Мьянма н/д 134 н/д н/д 3,24
Буркина-Фасо 112 135 -23 3,36 3,21
Восточный Тимор 127 136 -9 3,15 3,17
Гаити н/д 137 н/д н/д 3,14
Сьерра-Леоне н/д 138 н/д н/д 3,1
Бурунди 130 139 -9 2,98 3,09
Ангола н/д 140 н/д н/д 3,04
Мавритания 125 141 -16 3,14 3
Йемен н/д 142 н/д н/д 2,96
Чад 131 143 -12 2,85 2,85
Гвинея 126 144 -18 н/д 2,79

** н/д – нет данных

Ни один показатель, взятый в отдельности, не может дать достоверного представления об уровне конкурентоспособности страны, а сама макроконкурентоспособность в значительной степени формируется иод влиянием факторов, не имеющих количественного выражения. Поэтому для характеристики конкурентоспособности стран стали использовать меж- сграновые рейтинги. Преимущество рейтингов заключается в том, что они дают (даже при допущении ошибок в методологии расчета) синтетическое выражение конкурентных преимуществ страны. Так как распределительная способность страны в глобальной экономике определяется всей суммой присущих ей свойств, рейтинги конкурентоспособности следует признать в качестве показателя, наиболее точно отражающего конкурентоспособность стран.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности

Международный экономический форум (World Economic Forum - WEF) составляет рейтинг конкурентоспособности стран с 1979 г. и ежегодно публикует их в виде «Отчета по глобальной конкурентоспособности » (The Global Competitiveness Report). Рейтинг составляется на основе расчета индексов, осуществляемого ВЭФ совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний анализируемых стран, и основывается на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний. Отчет содержит детальные описания конкурентоспособности стран с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее важным конкурентным преимуществам и недостаткам, выявленных на основе анализа. Помимо этого в нем приводятся рейтинговые таблицы, а также тематические разделы, посвященные детальному исследованию ряда стран и регионов.

Первоначально рейтинг стран определялся на основе Сводного Индекса конкурентоспособности. С 2000 г. стали применять два индекса: Индекс роста конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index - GCI) и Индекс текущей конкурентоспособности (Current Competitiveness Index - CCI)". Каждый Индекс имел особую технологию расчета. Страна могла иметь разный ранг в рейтинге (см. таблицу 7.2).

Индекс роста конкурентоспособности, разработанный под руководством Джеффри Сакса, предназначался для измерения влияния факторов, обеспечивающих устойчивый рост экономики (темп роста ВВП на душу населения) в среднесрочной перспективе (5-10 лег). Он рассчитывался на основе оценки 155 показателей, аруппированных в 8 факторов конкурентоспособности: открытость экономики для международной торговли и финансов (13 индикаторов); роль государственного бюджета и регулирования (22 индикатора); развитие финансовых рынков (24 индикатора); качество инфрасэруктуры (16 индикаторов); качество технологий (23 индикатора); качество делового уиравления(23 индикатора); мобильность рынка труда (17 индикаторов); качество юридических и политических институтов (23 индикатора). На основе группировки факторов рассчитывались три субиндекса: «макроэкономическая среда» (The Macroeconomic Environment Index), «общественные институты» (The Public Institutions Index) и «технологии» (The Technology Index). Индекс роста конкурентоспособности определялся на основе агрегации показателей этих субиндексов. При исчислении общего Индекса вес каждого субиндекса оценивался по-разному, в зависимости от уровня развития страны. Для инновационных экономик (имеющих более 15 патентов на миллион населения) субин-

ИРК концентрируется на конкурентоспособности как наборе институтов и экономической политики, позволяющих иметь высокие темпы в среднесрочной перспективе, в то время как НТК использует микроэкономические показатели модели институтов, рыночной структуры и экономической политики, призванные обеспечить высокий уровень благосостояния в данный момент. ИРК предназначен для прогнозирования перспектив роста в ближайшие пять лет, в то время как НТК дает представление о текущем потенциальном уровне производственных возможностей.

дексам придавались следующие удельные веса: «технологии» - 1/2, «макроэкономическая среда» и «общественные институты» - 1/4. Для не инновационных стран вес каждого субиндекса оценивалась в 1/3..

Страна/годы

Индекс роста конкурентоспособности

Индекс конкурентоспособности бизнеса

Сингапур

Нидерланды

Ирландия

Финляндия

Великобритания

Швейцария

Германия

Бразилия

Казахстан

Источник: The Global Competitiveness Report 2001-2002. - P. 32; The Global Competitiveness Report 2003. - P. 4; The Global Competitiveness Report 2004-2005. - P. xiii, - P. 60.

Индекс текущей конкурентоспособности был разработан иод руководством М. Портера и ориентирован на оценку конкурентоспособности с позиций микроэкономических, а не макроэкономических факторов, на которых акцентируется ИКР. Задача индекса состояла в том, чтобы на основе анализа микроэкономических показателей измерить текущий производительный потенциал, т. е. эффективность использования экономикой текущего запаса ресурсов. Фактически он был формой реализации идеи о том, что конкурентоспособность страны создается на микроуровне экономики благодаря способности фирм создавать ценные товары и услуги посредством эффективных методов производства. Поэтому с 2002 г. ето стали именовать Индексом микроконкурентоспособности (Microeconomic Competitiveness Index - MCI), a c 2003 г. Индексом конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).

Аналитический каркас ИКБ составил «ромб конкурентоспособности» М. Портера. Индекс нацелен на выявление факторов, поддерживающих высокий текущий уровень производительности и экономической активности бизнеса. Он строится преимущественно на базе результатов опроса руководителей фирм и рассчитывается как актированная сумма оценок переменных, объединенных в два субиндекса: индекс поведения и стратетии компаний (The company operations and strategy index) и субиндекс качества национальной предпринимательской среды (The quality of the national business environment index). Первый субиндекс оценивает «качество поведения национальных фирм», определяемое их нацеленностью на конкурентное соперничество. Для этого использовались такие показатели, как: уровень разви тия менеджмента и маркетинга, ориентация производства на нужды потребителя, уровень подготовки персонала и производственных связей между фирмами, природа конкурентных преимуществ, инновационная активность и др. Второй субиндекс оценивал «качество предпринимательской среды», в которой действуют фирмы, на основе анализа более, чем 20 показателей: уровень развития транспортной инфраструктуры и связи, уровень конкуренции на отраслевых рынках, степень бюрократизации, уровень отраслевых барьеров, эффективность работы институтов, эффективность рынков капитала, состояние трудовых ресурсов, условий организации бизнеса

Отличительная особенность ИКР - оценка субиндексов на основе учета стадии развития страны. Это объяснялось существованием зависимости между уровнем развития страны и типом применяемых конкурентных стратегий, т. е. использованием тех факторов, которые обеспечивают стране преимущества. При этом на основе показателя уровня ВВП на душу населения выделялись три группы стран. Страны, развивающиеся 1) на основе ресурсов (менее 2000 $ на душу), 2) на основе эффективности производства (менее 3000 - до 9000 $ на душу), и 3) на основе инновационных факторов (более 17000 S на душу). Чтобы учесть разную способность стран воспользоваться одинаковыми факторами, субиндексы агрегируются в сводный индекс с весами, зависящими от стадии развития страны.

В 2004 году ВЭФ переходит к использованию новой методики расчета, разработанной под руководством профессора Колумбийского университета Ксавьера Сала-и-Мартин (Xavier Sala-i-Marlin). Новым аналитическим показателем стал (Global Competitiveness Index - GCI), объединивший в себе макро- и микроэкономические составляющие конкурентоспособности, т. е. соединил оценки, которые прежде давались раздельно в виде индексов MCI и BCI. GCI рассчитывается на базе 114 переменных. Две трети переменных формируются на основе данных, полученных из опросов 14000 руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес- климат в исследуемых странах), а одна греть - из статистических данных и результатов исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями в соответствующих странах. Все переменные объединены в 12 контрольных показателей конкурентоспособности.

Методика расчета Индекса глобальной конкурентоспособности опирается на стадийный подход, где роль и степень влияния каждого фактора зависит от уровня (стадии) развития страны. Иначе говоря, одни и те же факторы действуют по-разному на разных стадиях развития страны, а поскольку страны различаются уровнем развития, то одним и гем же факторам следует придавать разные веса при определении значения Индекса. В згой связи все 12 показателей конкурентоспособности группируются в три блока. Каждый блок включает показатели, отражающие ключевые факторы повышения конкурентоспособности страны в зависимости от стадии ее развития. Одновременно блок выступает базой для расчета субиндекса - базовых потребностей, усилителя эффективности, факторов обновления, который будет использован при расчете Индекса глобальной конкурентоспособности (рис. 7.4).

Блок базовых потребностей включает показатели стран, которые находятся на «ресурсной стадии» развития. Источники повышения конкурентоспособности для таких стран - эффективное использование ресурсов. Для этого они должна сосредоточиться на обеспечении

1) главенства законов, 2) политической и макроэкономической стабильности, 3) конкуренции на рынках. Блок усилителей эффективности соответствует инвестиционной стадии развития, где конкурентоспособность достигается за счет интеграции национальной экономики в мировую через заимствование технологий и привлечение иностранных инвестиций. На этой стадии внимание должно уделяться 1) состоянию рынков, 2) инфраструктуры и 3) вопросам открытости экономики (валютный и таможенный режим). Блок факторов развития характеризует с траны, находящиеся на «инновационной стадии» развития. Эти страны совершили переход от экономики, импортирующей технологии, к экономике, создающей их. Их задача - создать условия для повышения качества предпринимательства и поддержания высоких темпов инноваций за счет 1) поощрения инвестиций в НИОКР, 2) совершенствования материальной базы производства, 3) накопления человеческого капитала.

Каждый блок - база для расчета субиндекса, являющегося составным элементом для расчета Индекса глобальной конкурентоспособности.

Весовая доля каждого блока определяется в зависимости от уровня развития страны, как показано в таблице 7.3. Это делается для того, чтобы учесть различия в степени влияния факторов на формирование конкурентоспособности стран, находящихся на разных уровнях развития. Кроме трех основных - стадия управления ресурсами, управления эффективностью и управления инновациями, выделены две промежуточные стадии развития. Выделение стадий производится на основе двух критериев: уровня ВВП на душу населения, определяемого в долларах СШЛ по рыночным курсам валют, и доли минерального сырья в общем экспорте страны. ВВП на душу населения не является определяющим показателем для отнесения к стадии развития, если доля минеральных ресурсов в экспорте страны больше 70%. На базе этой методики определяется значение (балл) Индекса глобальной КСП, которое варьируется от 1 до 7. Соотнося полученное значение со значениями но другим экономикам, стране присваивается соответствующий ранг в рейтинге глобальной конкурентоспособности (таблица 7.4).

Рис. 7.4.

Наиболее конкурентоспособными являются индустриально развитые страны , устойчиво занимающие на протяжении двух десятилетий верхнюю часть рейтинга при доминировании европейских стран (таблица 7.5). Шестой год подряд рейтинг возглавляет Швейцария. Ежегодно и ста- биль высокие результаты демонстрируют Финляндия, Германия, Великобритания, Нидерланды. Правда, значительно упал рейтинг Швеции и особенно Дании. Второе место в рейтинге, причем четвертый год подряд, занимает Сингапур. Лидерство США было прервано кризисом 2008-09 гг., но в 2014 г. они снова вошли в тройку лидеров. Стабильно повышает свой рейтинг Гонконг.

Среди крупных развивающихся экономик продолжает лидировать Китай, устойчиво укрепляя свою позицию в первой тридцадке стран. При этом рост конкурентоспособности он обеспечивает не только за счет огромного рынка сбыта и дешевой рабочей силы, но и благодаря росту инновационности и усилителям эффективности. Что касается остальных экономик БРИКС, го они демонстрируют нестабильность развития. У ЮАР и Индии рейтинг устойчиво снижается на протяжении последних семи лет, а Бразилия и Россия показывают неустойчивую тенденцию к росту конкурентоспособности. Постепенно улучшают свое положение бывшие социалистические государства Европы, чего нельзя сказать о постсоветских странах, за исключением Казахстана. Устойчиво низкие показатели у стран Африки.

Таблица 7.3.

Пороговые значения стадий развития стран и веса субиндексов Индекса глобальной конкурентоспособности

Показатели

Стадии развития

Стадия 1

11ереходная от стадии 1 к 2

Стадия 2

Переходная

от стадии 2 к 3

Стадия 3

ВВП на душу населения в $

Менее 2000 $

  • 9000-
  • 17000$

Более 17000 $

Вес субиндекса базовых потребностей

Вес субиндекса

усилителей

эффективности

Вес субиндекса факторов обновления

Бангладеш,

Азербайджан, Ал-

Бразилия,

Австралия,

Показатели

Стадии развития

Стадия 1

Развитие на основе управления ресурсами

11ереходная от стадии 1 к 2

Стадия 2

Развитие на основе управления эффективностью

Переходная

от стадии 2 к 3

Стадия 3

Развитие на основе управления инновациями

распределения стран по стадиям развития

Гвинея Замбия, Зимбабве, Индия, Кения, Кыргызстан, Мозамбик, Таджикистан, Танзания, Эфиопия (всего 37 стран)

жир, Ангола, Боливия, Иран, Кувейт, Ливия, Молдова, Монголия, Саудовская Аравия, Филиппины (всего 16 стран)

Болгария, Гвинея, Грузия, Египет, Китай, Румыния, Сербия, Таиланд, Украина, Южная Африка (всего 30 стран)

Казахстан, Латвия, Литва, Малайзия, Мексика, Польша Россия , Турция, Чили (все- io 24 страны)

Германия,

Греция, Испания, Канада, Южная Корея, Сингапур, США, Тайвань, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония, (всего 37 стран)

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2014. - P. 21-22.

Индекс глобальной конкурентоспособности

  • 2008-

потребности

Усилители

эффективности

обновления

Значение

Значение

Значение

Значение

Значение

Швейцария

Сингапур

Финляндия

Германия

Нидерланды

Норвегия

Индекс глобальной конкурентоспособности

Субиндексы Индекса глобальной конкурентоспособности

  • 2008-

потребности

Усилители

эффективности

обновления

Казахстан

Бразилия

Таблица 7.5.

Тон-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций стран с 2007 но 2014 гг.

  • 2008-
  • 2009-
  • 2010-

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Германия

Финляндия

Германия

Сингапур

Г ерма- ния

Нидерланды

Германия

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Германия

Германия

Сингапур

Г ерма- ния

Г ерма- ния

Финляндия

Нидерланды

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Великобритания

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Великобритания

Рейтинг глобальной конкурентоспособнoсти 2012-2013 возглавила Швейцария, которая занимает первое место рейтинге уже четвертый год подряд. Второе и третье места занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Страны Севернoй и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Швеция (4 место), Нидерланды (5), Германия (6).

Соединенные Штаты занимают 7 место. Несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места до седьмой позиции. Кроме растущей макрoэкономической уязвимости, некоторые аспекты институциональной среды страны прoдoлжают вызывать растущую озабоченность среди лидеров бизнеса, в частнoсти низким остается уровень доверия общества к политическим деятелям, эффективность государства также недостаточно высока. Позитивным фактором является то, что страна до сих пор остается глобальным инновационным центром и ее рынки работают эффективно.

Далее идут Великобритания (8 место) и Гонконг (9). Япония, которая завершает первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на заметное снижение позиций в последние годы.

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран продолжает увеличиваться. В то время как страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008-2009 годов, страны Юга Европы, такие как Португалия (49 место), Испания (36 место), Италия (42 место) и особенно Греция (96 место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, таких как макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансирoванию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки лидирует Катар (11 место) и Саудовская Аравия (18). Объединенные Арабские Эмираты (24 место) улучшили свои показатели, в то время как Кувейт (37 место) немного опустился в рейтинге.

Среди стран Африки южнее Сахары Южная Африка (52 место) и Маврикий (54) фигурируют в верхней пoловине рейтинга. Однако большинству стран региона требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности.

Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (33 место), также повышается конкурентоспособность ряда экономик, включая Панаму (40 место), Бразилию (48 место), Мексику (53 место) и Перу (61 место).

Крупные развивающиеся рыночные экономики страны БРИК демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три пoзиции, Китай (29 место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48 место) в этом году переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59) и Россия (67) несколько снизили свои позиции.

Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68). Отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитoсть финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России вoспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (34 место), Литву (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), который улучшил свою позицию сразу на 21 пункт, и Латвию (55). Остальные государства постсоветского пространства распoложились ниже: Украина (73 место), Грузия (77), Армения (82), Молдова (87), Таджикистан (100) и Кыргызстан (127). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

Комментирует Клаус Шваб (KlausSchwab), основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума: «Устойчивые различия в конкурентоспособности в различных регионах мира и внутри этих регионов, в частности в Европе, лежат в основе нестабильности, которую мы переживаем сегодня и это ставит под угрозу наше будущее процветание. Мы убеждаем правительства действовать решительно и принимать долгосрочные меры по усилению конкурентоспособности и вoзращению мира на путь устойчивого развития».

Комментирует Ксавье Сала-и-Мартин (XavierSala-i-Martin), профессор экономики Колумбийского университета (ColumbiaUniversity) в США, соавтор отчета: «Индекс глобальной конкурентоспособности дает представление о долгосрочных тенденциях, которые формируют конкурентоспособность национальных экономик. С этой точки зрения отчет может дать полезную информацию о ключевых направлениях, в которых должны действовать страны, чтобы оптимизировать производительность, определяющую их экономическое будущее» .

Исследование конкурентоспoсобности стран мира занимается ведущий в Европе Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне, (Швейцария).

Под конкурентоспособностью страны Институт менеджмента понимает способность национальной экoномики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook - ежегодное аналитическое исследование конкурентоспособности, которое Институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими oрганизациями во всем мире.

На сегоднешний день The IMD World Competitiveness Yearbook - одно из наиболее полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов, которое в ряде стран используется для формирования государственной политики и определения дальнейших действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях. Каждое государство в рейтинге оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным показателям:

  • · состояние экономики;
  • · эффективность правительства;
  • · состояние деловой среды;
  • · состояние инфраструктуры.

Каждый показатель имеет равный вес и включает в себя пять фактором. Таким образом, совокупный рейтинг конкурентоспособности государств основании на 20 различных индикаторов из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны. При расчете используются данные международных организаций, среди которых ООН, ВТО, МОТ, ОЭСР, МВФ, Всемирный банк и другие, а также 57 партнерских институтов по всему миру. Рейтингование осуществляется на основе обратного соотношения: две трети - стaтистические данные и одна треть - экспертных оценок. Бизнес-климат в охваченных исследованием странах оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов.

Согласно недавнему рейтингу Всемирного экономического форума (WEF) за 2011-2012 годы, стрaна занимает 66-е место из 142-х. Россия оказалась позади не только развитых, но и многих развивающихся стран -- в частности, других членов БРИК. За период с 2005 года, когда методология расчета индекса глобальной конкурентоспособности WEF значительно изменилась, Россия, находившaяся среди стран БРИК на 3-м месте после Индии и Китая, ухудшила свое положение по отношению к Бразилии и переместилась на последнюю позицию. За это время Китай, наоборот, вошел в тридцатку наиболее конкурентоспособных стран.

С 2000-го по 2004 годы Россия занимала самые низкие места в четверке по индексам конкурентоспособности для роста и для бизнеса WEF -- аналогам современного индексa глобальной конкурентоспособности. Сам индекс глобальной конкурентоспособности России последние три года находится на неизменном уровне 4,2 (из 7) балла. Согласно оценкам WEF, соответствие базовым макроэкономическим требованиям и эффективность бизнес-среды в России за прошедшие семь лет немного улучшились. Наилучшую динамику показали уровень развития инфраструктуры и технологический уровень (+0,8 балла до знaчений 4,5 и 3,7 соответственно). Показатели здоровья, начального образования, высшего образования и профессиональной подготовки снизились. Ухудшился и уровень совершенства бизнеса, в частности конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.

Особенно низкие оценки страны в 2011 году наблюдались по показателям уровня развития институтов (правил игры) и финансовых рынков, эффективности товарных рынков и организации бизнеса. Как следует из этого, хотя российский бизнес дaлеко не идеал, а его бизнес-стратегии по многим оценкам (и не только в этом рейтинге), зачастую примитивны и недальновидны, хотя разрыв в оплате труда внутри российских компаний просто неразумен, но государство еще хуже исполняет свои функции и нуждается в глубоком реформировании. В число пяти основных факторов, препятствующих развитию бизнеса в России вошли коррупция, бюрократия, криминогенная обстановка, высокие ставки налогов и трудности в доступе к финaнсированию.

При этом Россия по уровню среднедушевого ВВП заметно (от 1,5 до 5 раз) выше партнеров по БРИК, а значит, их институты ей, скорее всего, не подходят. По уровню почасовой производительности труда Россия тоже выше (в 2-5 раз), а вот эффективность зарплат («зарплатотдача») в стране в два раза ниже. Это знaчит, что удержать уровень жизни в России от падения нельзя без стремительной модернизации. Но этого, опираясь лишь на пенсионеров, синих воротничков и часть сырьевой техноструктуры, не осуществишь. Без креативного класса не обойтись. А тот не хочет играть по старым правилам.

12 янвaря 2012 года исследовательский центр Heritage Foundation опубликовал очередной рейтинг стран с точки зрения экономической свободы. Как и в прошлом году, Россия нaбрала в нем 50,5 баллов из 100 (при среднем показателе в мире 59,5 балла). Заметим, что государства, получившие оценку ниже 50 баллов, рассматриваются центром уже как «несвободные». Страна находится на 144-м месте, замыкая список «преимущественно несвободных» экономик и отставая не только от Китая -- 138-е место, но и от Бразилии и Индии, занимающих соответственно 99-е и 133-е место в рейтинге экономической свободы.

По результатам последнего десятилетия ситуация в России не показала сколько-нибудь значимого улучшения. Индекс экономической свободы в этот период колебался на уровне 50-51 балла. Конечно, экономическая свобода далеко не единственный критерий экономического успеха, однако и в других, более комплексных рейтингах, в частности рейтингах Международного института управленческого рaзвития (IMD) и Всемирного экономического форума (WEF), положение России далеко не соответствует ее базовому потенциалу. Страна должна была бы занимать более высокое положение не только благодаря большому внутреннему рынку, природным ресурсам (все это есть и у Бразилии, и у Китая, и у Южной Африки), но и за счет весьма качественной рабочей силы. При этом темпы роста российской экономики в 2000-2010 годы не были сверхвысокими, а в целом соответствовали уровню развития страны, так как естественный провал ВВП в 2009 году на 8% вернул ее на предсказуемую траекторию роста.

Рис.1

Если же посмотреть на рейтинги, которые, по замыслу их создателей, говорят не о прошлом и настоящем, a о будущем страны, то перспективы экономического выживания России в новом мире в статусе «перспективного гиганта» под большим вопросом. Конечно, можно по-советски отмахнуться от мнения заграницы, но где сейчас те Советы? А можно и попытаться понять упорное нежелание запaдных экспертов признать ценность особого пути крупной авторитарной экономики со сверх меры коррумпированным госаппаратом. Даже лучшие представители которого в начале 2000-х рассуждали примерно так: пусть институты развития украдут 30-40% бюджетных денег, но 60-70% пойдет в родную экономику, а не в отток капитала, как в лихие 1990-е. Но почему-то вышло так, что сейчас и деньги пилят, и отток капитала только растет.

Согласно исследованию IMD, в 2011 году Россия занимала 49-е (из 59 cтран) место в рейтинге конкурентоспособности стран мира. В 2001-м страна занимала 43-е место -- такое же, как и в 2011-м без учета новых стран, вошедших в рейтинг. Индия и Китай в тот же период не только находились выше, но и показывали лучшую динaмику. Так, Индия поднялась на 10 позиций (32 место в 2011 году), Китай -- на 7 (19 место). Лишь Бразилия оказывалась в рейтинге ниже России, и то лишь два раза -- в 2004 году и в 2007-м, и опустилась за 11 лет на 4 позиции до 44 места.

Такие оценки социальной и институциональной среды -- компонент эффективности государства по IMD, -- как достаточность защиты личной безопасности и частной собственности, честность судебной системы, политическая стабильность, прозрaчность государственной политики, отсутствие бюрократии и коррупции для России гораздо ниже, чем для Бразилии, Индии или Китая. Что касается бизнес-среды, ведение бизнеса в стране остается крайне трудным делом, a законодательная поддержка создания фирм за 10 лет улучшилась незначительно. Утечка мозгов в России препятствует конкурентоспособности экономики гораздо сильнее, чем в других странах БРИК, а по способности привлекать иностранных специалистов страна опустилась с первой на последнюю позицию по сравнению с остальными быстроразвивающимися странами. При этом большинство этих и других показателей в стране за десять лет скорее снизились или остались на прежнем, низком, уровне.

Рис.2 Уровень коррупции в странах БРИК согласно рейтингу конкурентоспособности IMD (10-балльная шкала)

Новое на сайте

>

Самое популярное