Домой Альфа Банк Как на самом деле проверяют ндс. Камеральная проверка НДС: что нужно знать бухгалтеру

Как на самом деле проверяют ндс. Камеральная проверка НДС: что нужно знать бухгалтеру

С 01.01.2015 оптимизировать НДС стало сложнее или невозможно вовсе. Суть изменений в том, что ФНС в рамках внутреннего камерального контроля будет проводить тотальную автоматическую сверку данных из книг покупок и продаж всех налогоплательщиков.

В чем суть изменений НДС 2015

До 2015 года большинство предприятий, желая уменьшить налоговую нагрузку сдавали в налоговую инспекцию оптимизированные декларации, уменьшая или увеличивая расходы с НДС. После 2015 года манипуляции стали прозрачными. Оптимизаторов ждут претензии, требования пояснить имеющиеся расхождения, доначисления по НДС, штрафные санкции, блокировка счетов, передача материалов в правоохранительные органы и возбужденные уголовные дела. Для того, чтобы процесс контроля оказался возможным, были внесены изменения в НК, по которым налогоплательщики обязаны представлять декларации по НДС в электронном виде и определенном формате. И заранее подготовлена программа АСК НДС2, позволяющая в масштабе страны сопоставлять данные. Конечно же, введены санкции. Так с 2015 года декларации по НДС, представленные в налоговую только бумажном виде, будут считаться несданными вовсе. Штраф в этом случае составит 5% от суммы налога к уплате за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 рублей. Если компания опоздает со сдачей декларации больше, чем на 10 дней, налоговики смогут заблокировать ее расчетный счет в течение 3 лет.

Что такое АСК НДС

Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) разработана ФНС России и применяется для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков. С 1 января 2015 года эта система анализирует заявленные в налоговых декларациях данные о счетах фактурах налогоплательщиков и выявляет противоречия между счетами фактурами налогоплательщиков. Так, если, к примеру, выяснится, что покупатель принял к вычету НДС, а продавец его не начисляет, то этот факт может стать поводом для налоговой проверки.

Какой закон регулирует работу АСК НДС

В 2013 года был подготовлен инструмент контроля НДС. Приказ ФНС России от 01.10.2013 N ММВ-7-6/432@ «О вводе в промышленную эксплуатацию …. Автоматизированная система контроля за возмещением НДС» запустил в работу программу контроля деклараций НДС .

В 2014 вступил в силу электронный способ и формат передачи данных для работы системы. Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (с изменениями и дополнениями) внес целый ряд изменений в основные законы, в том числе Налоговый Кодекс.

Статья 80 в пункте 3 абзац второй сообщается «Налоговые декларации представляются в налоговый орган … по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти...».

Остальные изменения понадобились для определения бизнес-процесса контроля и ответственности за нарушения. Например, п. 8.1. ст. 88 НК РФ сообщает: «При выявлении противоречий ……. декларации по налогу на добавленную стоимость …… налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям».

Как налоговая проверяет декларации НДС?

Прием налоговой декларации НДС . Камеральная налоговая проверка декларации по НДС начинается с момента ввода данных отчетности в автоматизированную информационную систему налоговых органов;

Расчет контрольных соотношений . Далее идет сверка контрольных соотношений, то есть осуществляется арифметический контроль вводимых данных. Математические и логические формулы по основным налоговым декларациям доступны для налогоплательщиков на сайте ФНС России в разделе «Налоговая отчетность» рубрики «Контрольные соотношения по налоговым декларациям»;

Автотребование о представлении формализованных пояснений по КС . Если выявлены расхождения, система в автоматизированном порядке сразу направляет налогоплательщику сообщение с требованием предоставить пояснения по данному факту. Отметим, что это происходит до того момента, как декларация дойдет до сотрудника налоговой инспекции, следовательно, в сообщении от системы не будет указано каких-либо контактов инспектора для того, чтобы получить устные разъяснения и помощь. Ваши действия – отправить квитанцию о получении данного сообщения, самостоятельно разобраться в ошибках (в помощь сайт налоговой инспекции) и в письменной свободной форме дать требуемые пояснения;

Сопоставление операций контрагентов или этап «интеллектуального сравнения». Данный этап проходит тоже без участия налогового инспектора. Сравнивается информация в 8-12 разделах декларации. То есть на основании имеющихся у налоговой данных проверяется документное контрольное соотношение. Проще говоря, проверяются счет-фактуры Вашей декларации с данными, содержащимися в декларации Ваших контрагентов. Если вдруг Вы ошиблись в номере или дате счет-фактуры, то система пробует найти данную счет-фактуру с неверным номером/датой у Вашего контрагента интеллектуальным методом. Поэтому сдавать корректирующую декларацию по такой причине не надо.

Автотребование о представлении формализованных пояснений о расхождениях . Если счет-фактуру в декларации Вашего контрагента не нашли или нашли, но с другими данными, влияющими сумму вычетов и размер налога, то система опять же в автоматическом режиме направляет нам письмо с требованием предоставления пояснений. Наши действия те же, что и в этапе 3.

Ручная работа : Требование о представлении неформализованных пояснений, Ручной вод неформализованных пояснений. Мероприятие налогового контроля. Проводится непосредственно отделом камеральных проверок. Запрашиваются первичные документы, книга покупок, книга продаж, могут осматриваться помещения. Происходит углубленная проверка с проведением мероприятий налогового контроля:

  • сопоставляются показатели налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • устанавливается взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • подтверждается достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

В завершении инспектор направляет письмо налогоплательщику с требованием в течение 5 рабочих дней предоставить пояснения или внести изменения в отчетность.

Оформление результата. Если в ходе камеральной проверки выявлены были нарушения, то в течение 10 дней составляется акт камеральной проверки, который должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней с даты составления акта. После чего у налогоплательщика месяц на то, чтобы написать возражение на акт проверки.

Перспективы и возможности АСК НДС

АСК НДС явила собой революционный прорыв в контроле за налогоплательщиками. До 2015 года налоговая инспекция имела возможность эффективно мониторить банковские потоки, теперь система позволит контролировать товарные потоки.

Ясно, что у системы будут проблемы. Скорее всего, проблемы при внедрении будут и функциональные и технические и человеческие. Объем данных, который будет проходить через телекоммуникационные каналы связи будет колоссальным. Одна запись о счете-фактуре будет весить до 300 байт. Представьте себе отчет сети гипермаркетов. Сбоев не избежать. Даже если будут использованы современные дата-центры и программное обеспечение справится с потоком. Специалистам необходимо продумать системы хранения, доступа, безопасности данных. Возможно, налоговая служба разработает дополнительные сервисы для решения возникающих функциональных проблем. Внимание будет уделяться и персоналу для обучения взаимодействия с системой. Крупным компаниям для исполнения буквы закона придется перейти на внутрифирменный электронный документооборот. Масса работы добавиться судьям, которые будут вынуждены выяснить технические аспекты работы системы, проверить ее на законность, внести изменения или соответствовать факту. На решение проблем уйдет время, дело не в этом.

Взгляд пессимиста. АСК НДС можно применять для давления на любой бизнес, закрывая неугодные компании практически моментально. Тем самым уровень коррупции может стать грандиозным. Регулярные утечки из системы при плохой ее защите могут быть использованы конкурентами. Необоснованные отказы в вычетах заблокируют судебную систему.

Взгляд оптимиста. При должном отношении к делу и качественной работе подобная система может действительно оздоровить работу предпринимательства. Со временем исчезнут фирмы-однодневки. Станут реже или исчезнут совсем случаи налоговой коррупции. Компании будут вынуждены заниматься действительными конкурентными преимуществами, отвечать по своим обязательствам. Рентабельность сделок, в свою очередь, цены на продукцию выйдут на рыночный европейский уровень.

Итоги

Наверное, я оптимистка. На мой взгляд, ФНС внедряет эффективную концепцию контроля за уплатой НДС. Благодаря информационным технологиям эпоха тотального налогового контроля уже не кажется чем-то фантастическим. Надеюсь, что однодневки в скором времени станут неактуальны. Пора рынку забыть про обнальные схемы, выстраивать качественную договорную работу с контрагентами, использовать льготы налоговые. Привлекать налоговых консультантов, адвокатов и аудиторов для разработки оптимальных рабочих схема в рамках законодательства. Пусть они проанализируют бизнес на современном этапе, как сложилась договорная работа, бухгалтерский и налоговый учет. Такая красочная картина будущего благополучия сложилась в моей голове.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

В последние годы налоговые органы стремительно модернизируют системы налогового администрирования, а законодатель спешно правит Налоговый кодекс, приводя его в соответствие с текущими реалиями. Так, еще с 1 января 2015 года всех налогоплательщиков налога на добавленную стоимость (далее - НДС) обязали предоставлять в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи электронные декларации по НДС, а вместе с ними электронные книги покупок и продаж (п. 5 ст. 174 НК РФ, Письмо ФНС от 20.08.2015 N ПА-3-17/3169@, от 08.04.2015 N ГД-4-3/5880@ (п. 1), Письмо Минфина от 29.04.2015 N 03-07-15/24810).

Обязав налогоплательщиков предоставлять отчетность в налоговые органы в электронном виде, проверяющие получили возможность осуществлять тотальный контроль всех операций, облагаемых НДС на территории Российской Федерации. Конечно, дело не только в электронных декларациях и книгах покупок и продаж, самое важное то, что для обработки данной отчетности налоговая служба теперь использует новое программное обеспечение - автоматическую систему контроля налога на добавленную стоимость второго поколения (АСК НДС-2).

Использование данной программы позволяет ФНС автоматически сопоставлять данные всех налогоплательщиков, исполнивших и не исполнивших обязанность по представлению деклараций в электронном виде, вместе с данными из книги покупок и продаж и оперативно выявлять расхождения и (или) противоречия.

Так, при выявлении программой АСК НДС-2 расхождений и (или) противоречий между сведениями об операциях в представленной компанией отчетности по НДС и сведениям об этих же операциях, содержащимся в отчетности, представленной в налоговый орган ее контрагентом, данным организациям автоматически будет направлено требование о представлении пояснений (Письмо ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395 «О требовании представить пояснения»).

Самостоятельно (без участия человека) АСК НДС-2 выявляет следующие расхождения:

1. Расхождения вида «разрыв»:

  1. Непредставление налоговой декларации организациями;
  2. Представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
  3. Отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
  4. Значительное искажение данных.
2. Расхождение вида «НДС»:
  1. Превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком - покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом - продавцом с операций по реализации.
По сути, система АСК НСД-2 позволяет проверяющим выявлять организации, которые напрямую или косвенно связаны с фирмами-однодневками, и помогает определить конечных выгодоприобретателей по сделкам с этими лицами (получателей налоговой выгоды).

Кроме того, в распоряжении налоговых органов находится специальная система под названием Big Data АСК НСД-2, которая сохраняет и накапливает всю информацию по финансовым операциям налогоплательщиков (сохраняет счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках), в том числе обо всех разрывах на любом этапе уплаты НДС за 2015 год от поставщика из Москвы через цепочку перепродавцов до покупателя во Владивостоке.

С точки зрения развития тенденций налогового контроля это означает, что в отношении выгодоприобретателей по сделкам с «однодневками» будут проводиться выездные налоговые проверки, при проведении которых в 2016 году за 2013-2015 годы (п.4 ст. 89 НК РФ) налоговые органы будут использовать уже накопленную Big Data АСК НСД-2 информацию за 2015 год.

Следует также учитывать и последние изменения налогового законодательства в части камерального контроля налогоплательщиков. Так, с 2015 года существенно расширились полномочия инспекторов налоговой службы при проведении камеральных проверок. Сегодня при выявлении налоговых разрывов для установления получателя необоснованной налоговой выгоды в рамках камеральной налоговой проверки проверяющие могут использовать расширенный перечень мероприятий налогового контроля (ст. НК РФ: 93, 93.1, 86, 88, 90, 92 и др.).

Благодаря нововведениям (ФЗ № 348 от 04 ноября 2014 года) при проведении камеральной проверки по НДС у сотрудников ФНС появилось больше прав в части истребования дополнительных сведений и документов о проверяемом лице, и главное - инспекторам предоставили право на проведение осмотров территории и помещений налогоплательщика.

Ввиду того, что использование АСК НДС-2 и проводимые мероприятия налогового контроля направлены исключительно на выявление инспекторами выгодоприобретателя (получателя налоговой выгоды) по сделкам с так называемыми «фирмами-однодневками», претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц будут предъявлены именно к добросовестным компаниям и с большей вероятностью к той компании, у которой есть имущество, даже в случаях, когда добросовестная компания взаимодействует с такой же добросовестной компанией, а уже последняя - с «серой» или «черной» компанией.

Подобные дела все чаще встречаются в судебной арбитражной практике. Например, в судебном заседании апелляционной инстанции представитель налогового органа сообщил, что к поставщикам товара первого звена у налогового органа претензии отсутствуют , при этом пояснил, что имеются претензии к поставщикам второго звена (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 N 17АП-15188/2015-АК по делу N А60-20914/2015). Таким образом, от претензий налогового органа «не застрахованы» даже добросовестные налогоплательщики.

Претензии налоговых органов к добросовестным налогоплательщикам по «грехам» контрагентов второго, третьего и преследующих звеньев все чаще являются основанием для вынесения решения об отказе в вычете по НДС. Данная тенденция наблюдается во всех регионах Российской Федерации. Многие налогоплательщики не соглашаются с такими решениями и оспаривают их в вышестоящем налоговом органе, а впоследствии - в суде.

Между тем, стоит отметить, что на сегодняшний день наблюдается не только совершенствование методов налогового контроля, но и рост уровня подготовки инспекторов, проводящих проверку и участвующих в судебных заседаниях при рассмотрении соответствующих споров. О данном обстоятельстве свидетельствует статистика: 82%/18% - соотношение количества налоговых споров, выигранных в 2015 году налоговыми органами и юридическими лицами соответственно, 61%/39% - налоговыми органами и индивидуальными предпринимателями.

Поэтому на этапе оспаривания решений налогового органа крайне важным является выбор высококвалифицированных юристов, специализирующихся на налоговых спорах, имеющих богатый и успешный опыт их разрешения. Именно такими специалистами являются юристы КСК групп. Данный факт подтверждает успешная судебная арбитражная практика юристов компании. Так, например, представляя интересы одного налогоплательщика (экспортера авиатехнического оборудования) в споре с налоговым органом, юристам КСК групп удалось отбить претензии проверяющих на сумму боле 10 млн. руб.

Рассмотрим данный пример подробнее. После проведения камеральных налоговых проверок трех налоговых периодов налогоплательщик получил три решения об отказе в возмещении НДС. Претензии проверяющих сводились к добросовестности поставщика первого звена и поставщиков второго и третьего звена.

В своих решениях об отказе в обоснование претензий инспекторы налоговой службы ссылались на следующие обстоятельства:

  • непроявление должной осмотрительности налогоплательщиком при выборе контрагента первого звена;
  • минимальную уплату НДС поставщиками товара по цепочке в период его реализации на экспорт налогоплательщиком;
  • предоставление контрагентами поставщика первого звена нулевой бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • отсутствие у налогоплательщика, его поставщика и поставщиков по цепочке материальных ресурсов и транспортных средств для осуществления операций по реализации запчастей для авиационной техники;
  • в расчетах, по мнению инспекции, были установлены фирмы, обладающие признаками фирм-однодневок, как следствие, указанные организации не имели возможности реального осуществления хозяйственных операций.
Благодаря грамотно выстроенной правовой позиции еще на стадии досудебного урегулирования спора, качественно проведенному сбору и своевременному представлению доказательств в суд налоговым юристам КСК групп удалось защитить права и законные интересы налогоплательщика. Специалисты доказали, что поставщик первого звена является добросовестным юридическим лицом, исполняющим свои налоговые и иные обязательства. В суд были представлены доказательства ведения данным контрагентом реальной финансово-хозяйственной деятельности и проявления налогоплательщиком при выборе указанного лица должной степени осмотрительности и осторожности (были представлены выписка из ЕГРЮЛ, копия устава, приказа о назначении и т.д.)

В заявлениях о признании недействительным ненормативного акта налогового органа юристы указали, что установленные в отношении контрагентов второго и третьего звена обстоятельства , в том числе, представление налоговых деклараций с нулевыми или минимальными показателями при отсутствии в материалах дела доказательств совершения налогоплательщиком и его контрагентами согласованных действий , направленных исключительно на искусственное создание условий для незаконного возмещения налога, не могут являться основанием для отказа в получении налоговой выгоды налогоплательщиком.

Также юристами были опровергнуты доводы инспекции относительно того, что у компании не было необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала и, как следствие, невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В судебном заседании юристами были представлены доказательства того, что в распоряжении налогоплательщика в проверяемых периодах были склады и автомобильная техника, что позволяло налогоплательщику хранить и производить транспортировку авиатехнического оборудования, поставляемого им на экспорт.

Кроме этого, поставщик первого звена, у которого на балансе также не числилось транспортных средств и складских помещений, представил доказательства (документы), свидетельствующие, что он привлекал транспортно-экспедиционную организацию для перевозки грузов, т.к. по условиям договора поставки авиатехнического оборудования к налогоплательщику именно поставщик первого звена отвечал за его доставку.

По итогам рассмотрения трех дел (№А40-173859/2015; №А40-173838/2015; №А40-173845/2015) суды согласились с требованиями налогоплательщика и признали решения налогового органа недействительными.

Представительство в судебных спорах по НДС и налогу на прибыль - одно из основных направлений деятельности юристов КСК групп. При этом своевременное обращение за юридической поддержкой способствует сокращению рисков предъявления претензий налоговыми органами как на стадии проведения проверки, так и до ее начала.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru ;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru ;

3. Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru http://kad.arbitr.ru ;

10. Статья: Система АСК НДС-2 автоматизирует налоговые процедуры и сводит к минимуму влияние человеческого фактора; [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru;

11. Статья: Поступления НДС за январь-февраль 2015 года выросли на 11%; [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru.

Https://www.nalog.ru/rn66/news/smi/5713368/

Https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/5372465/

Второй год в России существует новая налоговая программа, основанная на Big Data, называется она очень сложно, в простонародье ее прозвали АСК НДС. Что же это такое на самом деле?

Эта программа работает для того, чтобы ловить однодневные фирмы и тех, кто пытается воспользоваться незаконными . Программа АСК НДС 2 была задействована в конце 2013 года, и уже в 2014 году бюджет государства пополнился более чем на 100 миллиардов рублей.

Как же работает эта база? Она сверяет составленный плательщиком НДС, собирая данные из его книги продаж, и вычет, принятый покупателем, по книге покупок покупателя. При несоответствии показаний сама программа выясняет, корректно ли контрагенты отразили документы и насколько правомерны действия покупателя и его желание получить вычет. Участие налоговика не требуется.

При расхождении данных автоматически контрагентам отправляются письма с просьбой разъяснить данный факт. Если в течение пяти рабочих дней не были представлены объяснения, НИ начинает проверку. В итоге контрагенты или исправляют ошибки, или доплачивают в бюджет деньги.

Что делает программа:

  • Анализирует .
  • Сверяет данные контрагентов.
  • Находит расхождения автоматически.
  • Отправляет письма с просьбой предоставить объяснение расхождений.

В результате многим организациям пришлось отказаться от налогового вычета.

Новая АСК НДС 3

В 2016 году была запущена АСК НДС 3. Новая программа станет более расширенной при проверке плательщиков. Будут обрабатываться все данные, не только декларации, но и кассовые аппараты. Оборудование будет считывать все данные с кассовых аппаратов и сверять их с книгами продаж организаций.

В результаты фирмы-однодневки отпадут сами собой.

Подход АСК к налогоплательщикам

Программа необходима для более тщательной проверки организации. Раньше происходило так:

Организация предоставляет документы на налоговый вычет. При камеральной проверке, которую проводят сами инспекторы, могут выявиться ошибки. На основании этого НИ предоставляет вычет НДС или лишает его.

Сейчас же программа АСК НДС самостоятельно сверяет все данные, которые предоставила организация. Если риск нарушения очень велик, компанию проверяют все контролирующие органы. Подход программы состоит из нескольких факторов, ради чего она была и создана:

  • Понимать, как выявленные расхождения влияют на работу компании, на составление налоговой отчётности.
  • Для конкретной организации выбрать свой метод контроля и удерживать компанию рамках, которые позволяет Российский контроль деятельности.
  • Для компаний, которые миновали зону риска программы, увеличилась возможность обойтись без дополнительной проверки. То есть если действия компании законны, не нужно переживать, что будут дополнительные вопросы у НИ.

Нужно понимать, что под риск может попасть любая компания. Незначительная совершенная ошибка, так сказать, человеческий фактор, и вы уже под контролем инспекторов. Даже простое юридическое изменение адреса, названия уже является поводом для контроля.

Как не оказаться в чёрном списке АСК НДС 3

После запуска новой машины «тотального» контроля любая компания может оказаться в зоне риска.

Чтобы избежать дополнительного контроля, необходимо выполнить ряд действий:

  • Обязательно проверять контрагента. Официальное лицо, выступающее от этой организации, также должно предъявлять свои документы при подписании договоров.
  • Проверять бухгалтерские данные, активы организации. Обязательно должен быть почтовый и юридический адрес у потенциального контрагента.
  • Проверить банк данных судебных приставов.

Тщательная проверка будущих партнеров поможет не только избежать встречи с мошенниками, но и убережет от попадания в «черный» список системы АСК.

Некоторые подробности про АСК НДС 3 в этом видео:

Что ожидает плательщиков НДС в будущем?

Налоговая инспекция, запустив АСК НДС, сможет видеть все движения товаров. Сейчас программа сама устанавливает соответствие данных из книг продаж и книг покупок по счетам-фактурам и НДС. А самих данных о товарах нет.

В итоге, когда осуществляется проверка выбранного предприятия, выстроить конкретное движение товара у налоговиков не получается. И это, несомненно, плюс для работы бизнеса.

Но не стоит успокаиваться. Налоговики планируют разработать новую базу, которая будет действовать совместно с таможенной службой, с программой Центрального Банка РФ. Тогда уже налоговая служба сможет в режиме онлайн видеть все цепочку транзита денег: куда и зачем ушли, и были ли возвращены в компанию.

Так что все те, кто пытается работать нечестно, уже не имеют шансов заработать, и в итоге такой бизнес просто исчезнет.

С каждым годом ФНС уменьшает количество выездных проверок. На смену им приходит тотальный камеральный контроль . О том, что подразумевает под собой сегодня понятие «камеральная проверка», и как она осуществляется, пойдет речь в этой статье.

Межведомственная инспекция по камеральному контролю

Единая база данных налогоплательщиков хранящаяся в ЦОД позволяет максимально быстро и точно обрабатывать информацию. Это особенно актуально в ходе проверки по НДС, когда сверяются данные контрагентов по каждой сделке. Автоматизированная система оперативно проводит сверку и выявляет несоответствия, при этом риск ошибок сводится к минимуму.

Вся поступающая от налогоплательщиков информация по НДС обрабатывается специальным подразделением ФНС - Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по камеральному контролю , которое было создано Приказом Минфина России от 17.07.2014 № 61н. Его основная функция - собирать и анализировать данные деклараций по НДС, отслеживая все этапы сделки от производителя до конечного потребителя.

Как новая служба проводит проверку

К задачам нового подразделения ФНС относятся:

  • обработка деклараций по НДС, проведение сравнительного и перекрестного анализа данных об операциях;
  • выявление несоответствия сведений об операциях в данных контрагентов, которые могут свидетельствовать о занижении суммы НДС либо о завышении суммы налога к возмещению;
  • выявление плательщиков НДС, злоупотребляющих правом на налоговый вычет .

Если сумма НДС, уплаченная одной стороной сделки, соответствует сумме, принятой к вычету другой стороной, вопросов не возникает. А вот сделки, в которых в результате анализа , берутся «на карандаш» . Такие операции подлежат пристальному изучению специалистами ФНС: они должны определить, имеет ли место факт налогового злоупотребления.

Вне зависимости от наличия или отсутствия у владельца «подозрительной» декларации по НДС злого умысла, при обнаружении ошибок ему будет направлено требование о предоставлении пояснений . В некоторых случаях результатом несоответствия данных может стать визит представителя ФНС и выездная проверка.

Источники информации при камеральной проверке

Понятно, что данные декларации являются основополагающим, но далеко не единственно возможным источником информации при «камералке» по НДС. В соответствии с рекомендациями ФНС по проведению камеральных налоговых проверок, содержащихся в письме от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 , инспектора могут использовать множество разных источников:

  • всевозможные государственные реестры данных (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр ККТ, сведения о лицензиях, данные о доходах и налоговых вычетах физлиц, сведения о банковских счетах и другие), которых в общей сложности насчитывается порядка пятидесяти;
  • данные, полученные ранее от налогоплательщика и третьих лиц - заявления и сообщения, поданные ранее декларации, документы, полученные в ходе предыдущих налоговых и прочих проверок;
  • сведения из других ведомств, с которыми ФНС сотрудничает в рамках соглашений о предоставлении информации - внебюджетных фондов, органов охраны правопорядка и других.

Новое в законодательстве: расширение прав инспекторов

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс в начале года, расширили перечень ситуаций, в которых специалисты ФНС могут затребовать у проверяемой компании к поданной декларации по НДС дополнительные документы. Согласно обновленному пункту 8.1 статьи 88 НК РФ, ФНС может обязать налогоплательщика предоставить счета-фактуры, иные первичные и прочие документы, которые относятся к указанным в декларации операциям. Однако сделать это можно лишь в случае, если выявленные в декларации несоответствия могут говорить о занижении суммы налога или о завышении НДС к возмещению.

При этом несоответствия могут обнаружиться как внутри собственной отчетности компании - например, не совпадают данные декларации и журнала учета счетов-фактур, так и при их сверке с соответствующими формами контрагента. Таким образом, при возникновении подозрений о налоговом нарушении, инспектор вправе затребовать практически любые документы, которые помогут пролить свет на вопрос: кто из участников сделки подал в инспекцию неверные сведения.

Еще одно изменение, обусловленное новой редакцией пункта 1 статьи 92 НК РФ, коснулось осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика . Раньше проводить его разрешалось лишь во время выездной проверки, теперь же инспекторы имеют право сделать это и в рамках камеральной. Отслеживается явная тенденция к сокращению числа выездных проверок и перекладыванию их задач на проверки камеральные.

Случаев, при которых инспектор может посетить с осмотром территорию налогоплательщика, два:

  1. лицо представило декларацию с заявленной суммой налога к возмещению (другими словами, простой подачи декларации с суммой НДС к возмещению достаточно, чтобы ожидать возможного визита инспектора);
  2. выявлены ошибки и несоответствия в декларации (в том числе с данными других налогоплательщиков), которые могут свидетельствовать о занижении налога либо завышении НДС к возмещению.

Что представляет собой «камералка»

Уже давно понятие камеральной проверки вышло за рамки контроля расчета суммы налога и срока его уплаты. Сегодня практически любая «камералка» включает в себя следующие процедуры:

  • сопоставление данных декларации за последний и предыдущий отчетный периоды;
  • увязка сведений проверяемой формы с другими декларациями, расчетами и формами бухгалтерской отчетности;
  • анализ всех имеющихся у налоговой службы данных для определения достоверности показателей налоговой декларации.

Если налогоплательщик относится к разряду крупных, в рамках камеральной проверки дополнительно проводится:

  • анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки компании, а также их сравнение со средними значениями соответствующих показателей по сфере деятельности и других схожих по параметрам налогоплательщиков;
  • выявление причин снижения налоговой нагрузки;
  • сравнение налоговой базы компании в текущем и прошедших налоговых периодах;
  • анализ сделок, которые привели к снижению налоговой базы;
  • выявление «проблемных» партнеров компании.

Когда выявлена ошибка

Итак, налоговая отчетность по НДС принята органом ФНС. Однако это еще не повод расслабляться, ведь процесс камеральной проверки начинается по окончании приема отчетных форм.

В первую очередь в автоматическом режиме проверяются контрольные соотношения между различными разделами декларации. При выявлении ошибки ФНС направляет в компанию требование о представлении пояснений по контрольным соотношениям . Подтвердить его получение необходимо в течение 6-ти рабочих дней (пункт 5.1 статьи 23, статья 88 НК РФ). В случае проверки по НДС получение требования и подтверждение этого факта осуществляется через систему электронной отчетности.

Теперь у компании есть 5 рабочих дней на то, чтобы подготовить и направить в налоговую службу ответ на полученное требование. Тут возможны два варианта:

  1. компания признает ошибки, исправляет их и подает уточненную декларацию ;
  2. компания по-прежнему считает, что данные декларации верны, и представляет соответствующее пояснение (в электронном виде либо на бумаге).

Второй этап проверки - сопоставление сведений отчетных форм контрагентов. При выявлении несоответствий в данных участников сделки компания получает электронное требование о предоставлении пояснений по расхождениям . Требование формируется в двух форматах - pdf и xml. Каждый из этих файлов содержит таблицу со счетами-фактурами, в которых обнаружены несоответствия. Ошибка каждого типа имеет собственный код: например, код 1 соответствует отсутствию контрагента, а код 4 - выявленному расхождению. При этом запись вида 4 (2,3) обозначает, что в данных 2-го и 3-го столбцов формы имеются несостыковки.

Как и на предыдущем этапе, ответить на указанное требование необходимо в течение пяти дней . Ответ должен содержать две таблицы: первая включает данные, которые налогоплательщик подтверждает, а вторая - которые исправляет. Вторая таблица, в свою очередь, состоит из двух столбцов, в первом из которых содержатся прежние сведения, а во втором - измененные. Тут есть важный момент: вносить правки допустимо лишь в те данные, изменение которых не повлияет на сумму НДС. В противном случае необходимо составить уточненную декларацию. Ответ можно сформировать как в электронном виде, так и на бумаге.

Как минимизировать риск расхождений

Оптимальный путь уменьшить вероятность несоответствия данных - предварительно сверяться с каждым контрагентом . Сделать это можно посредством специальных сервисов, например, Контур.Экстерн, который содержит . Проверить соответствие своих форм с данными партнеров, выявить и исправить расхождения до подачи декларации - это основные, но далеко не все возможности модуля. С его помощью можно оценить благонадежность потенциального партнера, получить экспертную консультацию по вопросам формирования отчетности по НДС, а в случае получения требования от ФНС - оперативно составить и отправить ответ.

Задача бухгалтерских сотрудников – полно и корректно отражать в учете все хозяйственные операции, происходящие на предприятии. Практика не всегда соответствует теории, поэтому никто не застрахован от различных ошибок и неточностей. Чтобы своевременно проконтролировать свою работу, полезно знать, как проверить НДС . Впоследствии даже небольшие оплошности могут стать фатальными для организации – привести к длительным разбирательствам с налоговыми службами, в том числе и судебным, к наложению штрафов.

Чтобы проверить правильность начисления налога, следует определить совокупные обороты организации по операциям, облагаемым НДС. Если сравнить их с данными бухгалтерского учета, станет ясно, все ли товары приняты в расчет.

Чтобы определить обороты, связанные с продажей продукции, используются следующие типы источников информации:

    банковские выписки по расчетному счету компании;

    приходные и расходные кассовые ордера;

    ведомости расчетов с контрагентами;

    счета, выставляемые заказчикам и покупателям.

При рассмотрении ведомости продаж становится очевидно, какие суммы поступали в виде аванса, какие – в форме фактической оплаты. Ошибки, допущенные в ходе расчета налога, делаются явными. Сверяйте все строчки документа и поверяйте каждый расчет, чтобы ничего не упустить. Впоследствии этим же алгоритмом будут пользоваться представители ИФНС.

Выявив допущенные недочеты, бухгалтер может подать уточнения в налоговую. Это необходимо сделать не позднее положенного срока, иначе на организацию будут наложены штрафы. Если неточности выявят в ходе камеральной проверки, недоплаченные суммы налога будут обложены пенями.

Проверка НДС: алгоритм действий

Чтобы проверить правильность расчета косвенного налога, можно воспользоваться сведениями из главной книги. Изучите каждую ее строчку. Проверьте, правильно ли указаны номера и суммы первичных документов, корректно ли произведен расчет НДС. Если в записях были допущены ошибки, исправьте их. Желательно сделать это до сдачи декларации в ИФНС.

Сформируйте оборотно-сальдовые ведомости по 60 и 62 счетам (расчеты с поставщиками и покупателям соответственно). Проверьте правильность проводок. Чтобы это сделать, достаточно отследить один момент: 60.2 и 62.1 могут проходить только по дебету, 62.2 и 60.1 – по кредиту. Если правило нарушается, нужно проверить данные учета и выявить, когда была сделана неправильная проводка.

Обратите внимание на сальдо по «обороткам». Оно должно совпадать с цифрами, указанными в Книгах продаж и покупок. Если это не так, просматривайте проводки и ищите, где указана неверная сумма.

Сформируйте «оборотку» по счету 41 «Товары». Обратите внимание на то, где находятся остатки на складе. Они должны быть положительными и проходить по дебету. Если это не так, поднимите первичные документы и выявите, в какой момент произошла пересортица.

Проверьте ведомость по счету 19. На конец периода на нем не должно быть остатка в дебете или кредите. Если он имеется, в ходе квартала были сделаны неверные проводки.

Изучите счет авансов, полученных от покупателей и заказчиков. Конечное сальдо, отраженное в «оборотке» по кредиту, должно быть равно произведению остатка по счету 62.2 на налоговую ставку.

Создайте в учетной программе отчет-субконто по всем контрагентам. Проверьте, все ли суммы разнесены по счетам согласно первичной документации. У вас не должно быть «зависших» сумм. Если у поставщика или покупателя есть несколько договоров, имеет смысл рассматривать отчет в разрезе каждого из них.

Как проходит сверка НДС налоговыми органами

Проверяя данные налогового учета предприятий, специалисты ИФНС в первую очередь обращают внимание на правильность формирования налоговой базы (НБ). Они смотрят на несколько значимых моментов:

    При реализации товаров и услуг НБ признается их стоимость, очищенная от налогов. Если речь идет о подакцизном товаре, то акцизы прибавляются к цене.

    Если организация продает основные средства, отраженные в балансе с учетом НДС, то НБ будет считаться разница между ценой реализации и остаточной стоимостью имущества.

    Если организация работает по агентскому договору, то налог рассчитывается не со всей суммы полученных от контрагента средств, а от величины агентского вознаграждения.

    Если товар передается безвозмездно, налоговая база исчисляется как его стоимость исходя из среднего уровня цен на рынке.

    Если речь идет об уступке финансовых требований, используется стандартный алгоритм расчета.

Проверка начисленного НДС – важный элемент работы бухгалтера. Анализ данных учетной программы и их сверка с первичными документами позволяет своевременно выявить допущенные ошибки и неточности. Если они «вскроются» после сдачи декларации или в ходе камеральной проверки, компании могут грозить длительные разбирательства с налоговыми органами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Новое на сайте

>

Самое популярное