Домой Альфа Банк Когда и на сколько подорожает бензин. Подорожание бензина не заставило себя ждать

Когда и на сколько подорожает бензин. Подорожание бензина не заставило себя ждать

Обычно россиян не так просто впечатлить ростом цен на бензин. В народе свыклись с тем, что этот процесс необратим и подчиняется собственным законам, независимым от мировых цен на сырье. Но в последние месяцы ценообразование со стороны АЗС было чересчур агрессивным — средние темпы роста цен на бензин и дизельное топливо вплотную приблизились к 2% в неделю.

В результате проблема приобрела политический характер. С середины мая в российских регионах, от Иркутска до Дагестана, сотни водителей вышли на протестные акции.

Причем в ряде случаев эти митинги нашли поддержку со стороны местных властей. В Новосибирске пикет посетил мэр города Анатолий Локоть, а один из депутатов Заксобрания Камчатского края демонстративно пересел на коня по кличке Ракета и потребовал организовать возле парламента парковочное место для привязки животного.

Предпосылки для новых «маршей пустых канистр» формировались постепенно. По данным Росстата, с января по конец мая розничные цены на моторное топливо в среднем по стране выросли на 7-8% при общей инфляции в 1,6%. Не считая Дальнего Востока, особенно резким подорожание было Москве: на прошлой неделе средняя стоимость бензина за одну неделю выросла почти на рубль, некоторые столичные АЗС продавали литр 95-го по 47 рублей.

В таких условиях бизнесу гораздо выгоднее экспортировать нефтепродукты за рубеж, чем поставлять их на внутренний рынок. Основная доля в снижении объемов отгрузки нефтепродуктов российским заправкам, по сведениям ФАС, пришлась на «Роснефть», которая получила от антимонопольной службы предписание исправить ситуацию. В госкомпании в ответ сослались на плановый ремонт НПЗ.

К повышению привлекательности экспортной альтернативы, традиционной сезонности и ремонтным работам прибавилось двойное повышение акцизов на бензин, на которое правительство пошло в этом году. Эксперимент не удался: цены на горючее на 65-70% формируются за счет налоговых платежей (вполне нормальная ситуация для мировой практики), поэтому эффект от дополнительной индексации акцизов оказался слишком резким. Впрочем, такой результат можно было предвидеть: «Новая газета» еще в ноябре предупреждала о том, что взлет цен на бензин придется на период после завершения президентских выборов. Хотя в России государство не обладает механизмами прямого регулирования цен на топливо, неформальные политические договоренности здесь работают исправно.

В опросе ФОМ для бюллетеня ЦБ треть респондентов назвали майский рост цен на бензин «очень сильным». Инфляционные ожидания населения на ближайшие 12 месяцев выросли до 8,6% против 7,8% месяцем ранее. Подорожание бензина обладает свойством разогревать цены на все остальное, поскольку транспортная компонента заложена в себестоимость большинства товаров.

На этом фоне 22 мая правительство приняло решение с 1 июня снизить акцизы, но этого оказалось недостаточно — бензин продолжил дорожать. Неделю спустя вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий теперь топливно-энергетический комплекс, провел в правительстве экстренное совещание с крупнейшими нефтяными компаниями. Нефтяники пообещали сдерживать цены на бензин в июне в обмен на снижение акцизов на месяц раньше, чем планировалось. Акцизы на тонну топлива в начале июня будут снижены на 3000 рублей для бензина и на 2000 — для дизельного топлива. Отменят и повторное повышение акцизов, намеченное на июль (еще минус 700 рублей на тонну). Объем выпадающих доходов бюджета составит 140 мрлд рублей, что компенсируется 1,7 трлн рублей дополнительных нефтегазовых поступлений.

При этом на совещании Козак признал, что сбить цены на бензин обещанное снижение акцизов уже не поможет.

Власти рассчитывают хотя бы стабилизировать ситуацию на рынке, обеспечив паритет между экспортной и биржевой ценами на топливо. Но вполне вероятно, что даже для этого кабмину придется разрабатывать дополнительные меры по поддержке нефтеперерабатывающей отрасли. Например, предлагается внедрить систему «плавающих» акцизов, при которой сборы с нефтяников автоматически уменьшаются при достижении определенного уровня цен на нефть. Обсуждаются также более жесткие варианты: взвинтить экспортные пошлины или ограничить экспорт нефтепродуктов. Но чрезмерное увлечение «кнутом» чревато венесуэльским сценарием с пустыми заправками и расцветом черного рынка контрафактного топлива. К тому же это противоречит налоговому маневру, согласно которому экспортные пошлины должны продолжить снижаться.

У правительства пока что нет оснований для панических действий. Инфляция хоть и растет, но находится ниже целевых значений ЦБ — повышение цен на горючее прибавит к общим темпам роста цен десятые доли процента. Да и бензин в России все еще относительно дешев: 72 цента против 1,16 доллара в среднем по миру. Тем не менее психологическая отметка в 50 рублей за литр с большой вероятностью будет преодолена. А если правительство в скором времени не определится, как именно следует регулировать нефтяную отрасль, то рост цен и дальше продолжится в турбулентном режиме.

Бензин быстро дорожает. Сейчас литр 95-го стоит 43 рубля 38 копеек, это средняя цена по стране. А в середине марта он стоил в среднем 41 рубль 20 копеек. Уже заговорили, что к осени бензин будет стоить чуть ли не 50 рублей. Вряд ли…

Вот как дорожал бензин с 2010 года, практически по линейке. Чуть быстрее, чуть медленнее. Иногда даже дешевел. Но в целом тенденция была очень устойчивой. На этом рынке принципиально ничего не изменилось. Говорят, цены на нефть на мировом рынке растут, поэтому и бензин дорожает.

Но бывали времена, когда нефть стоила 30 долларов за баррель, бывали - когда 130, а тенденция оставалась вот такой. Цена 95-го - плюс два-три рубля за год.

«Ой, какой-то кошмар, 42 рубля 70 копеек дизель», - ужасается водитель. А бензин еще сильнее кусается. 92-й больше 40 рублей. В глазах каждого водителя немой вопрос: а что дальше?

«На пять рублей почти! Ну, на четыре, ладно. За неделю!» - переживает таксист.

Конечно, не за неделю, - топливо стало дорожать с начала мая, но от этого не легче. Даже не таксистам.

Каждый раз, приезжая на заправку, не перестаешь удивляться - куда стремятся цены? 95-й уже 44,85 - почти 45 рублей. Как говорят экономисты, психологическая отметка. И ведь вроде все как обычно - и пистолет такой же, и даже пахнет так же, - почему же он так дорожает? Но вот если бы у жадности был запах, мы бы, конечно, почувствовали разницу.

Впрочем, это тот уникальный случай, когда жадность не порок. Рынок диктует свое. Жадничать вынуждены все - государство, когда повышает акцизы на топливо, потому что нужно наполнять бюджет и, конечно, производители и продавцы бензина и солярки, ведь бизнес в убыток не бизнес. Потребителей, это, конечно, не утешает, и потому все шишки летят в сторону владельцев заправок.

«Есть негатив определенный, который действительно определяется скоростью изменения ценников на АЗС. Но мы только действуем в тех условиях, которые существуют в государстве», - отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Главное условие - ценообразование. В стоимости литра бензина нефть занимает лишь от 6% до 8%. Потом переработка, транспортировка и расходы розничной сети - порядка 25%. На прибыль остается куда меньше 10, потому что примерно 60% - это налоги и акцизы. Вместе с ними меняются и цифры на заправках.

Но это лишь один из факторов нынешнего подорожания. И ответ на вечный вопрос «Кто виноват?» все-таки существует.

«Очень простой ответ - международная интеграция. За последние 20-25 лет весь мир, это не только наша специфика, стал гораздо более сильно связан друг с другом, то есть с одной стороны, мы получили доступ к огромному набору товаров со всего мира, но с другой стороны, стоимость многих услуг потихоньку подтягивается к стоимости, характерной для всего мира, а во всем мире за редким исключением стран типа Венесуэлы, Саудовской Аравии, топливо стоит достаточно дорого», - поясняет доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

И продолжает дорожать. В Европе вслед за ростом мировых цен на нефть - там зависимость куда сильнее, чем у нас - подорожали бензин и солярка. И вот она, международная интеграция в полный рост - у российских производителей возникло логичное желание побольше продать там.

«Каждый, кто хочет заработать, он все будет делать для того, чтобы действительно заработать, Если там за один и тот же товар дают дороже, имеется в виду за рубежом или продать тонну нефти или корзину нефтепродуктов, которые можно туда, пользуются спросом там, естественно, этот товар идет туда, где за него больше платят», - рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

А здесь, на внутреннем рынке, возникает угроза дефицита топлива, которая накладывается на сезонный спрос - посевные работы и в поле, и на дачных огородах. Плюс летняя профилактика на нефтеперерабатывающих заводах. В итоге цены ползут вверх.

Впрочем, тут за желающими заработать за счет дополнительного экспорта зорко следит Федеральная антимонопольная служба.

«С 1 июня ожидается повышение пошлины и на нефть, и на нефтепродукты, соответственно, снижается привлекательность экспорта и создается стимул для того, чтобы топливо поставлялось на внутренний рынок», - говорит заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Карающая рука ФАС без сомнения дотянется и до тех, кто попытается создать искусственный дефицит, но здесь не стремятся всех наказать - наоборот, ищут баланс интересов.

«Мы говорим о необходимости дальнейшего совершенствования налоговой системы, сейчас речь идет о целесообразности некоторого снижения акцизов на нефтепродукты и введения механизма гибкого установления акцизов. И вот такой механизм - мы сейчас такие консультации ведем с Минфином - мы надеемся, что он поможет сделать ситуацию на рынке более устойчивой», - поясняет заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Но ведь бензин уже подорожал, а всем известно, что за ним обычно тянется и все остальное - ведь, скажем, продукты в магазины нужно привезти, потратив на топливо больше. Впрочем, экономисты говорят: в этот раз все сложнее. И как ни удивительно, на пользу потребителям, которые традиционно оказываются крайними.

«Мы находимся в достаточно уникальной для российской экономики ситуации, когда мы имеем низкие процентные ставки, наверное, рекордно низкие за всю постсоветскую историю, и имеем рекордно низкую инфляцию. Это связано в том числе с тем, что у нас вступили в действие ограничения по платежеспособному спросу, то есть попытка предприятий поднять цену приводит к тому, что у них падают продажи. Это вынуждает применять экономию на всех этапах, и поэтому ждать сильного роста инфляции за счет стоимости топлива не приходится», - говорит доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

Но это если не произойдет чего-то из ряда вон выходящего, вроде резкого роста тех же нефтяных котировок. А поскольку политика всегда рядом с нефтью - рынок, по словам экспертов - тревожно реагирует на любые заявления. Взять хотя бы решение Соединенных Штатов разорвать ядерную сделку с Ираном.

«Сейчас достаточно сильно накалена обстановка в отношении Ирана. А Иран, это понятно, что один из ключевых поставщиков нефти на мировой рынок. Понятно, что если там пойдут санкции, усиление какой-то неблагоприятной ситуации, то возможно сокращение поставок. Уже в ближайшее время его, в общем-то, ожидают. Естественно, это все подогревает спекулянтов, инвесторов к тому, чтобы разгонять цены вверх. И цены, в том числе на этом геополитическом факторе, сейчас подогреваются, идут вверх», - поясняет директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.

Ключевое слово - спекулянты. Торгующие в буквальном смысле воздухом - или нефтяными фьючерсами. То есть контрактами на нефть, которую еще не добыли. Ее вообще столько не добывают. Но система существует так давно, что с ней уже смирились. Клиентам заправок, кажется, тоже ничего другого не остается.

Как сообщает «Московский комсомолец», некоторое замедление роста цен на бензин и даже их падение () на несколько копеек – явление временное . Пройдет немногим более шести месяцев, и с первого января 2019 года произойдет новое подорожание горючего. Мало того, рост цены бензина может достигнуть тридцати процентов.

Причина такого катастрофического скачка – увеличение акциза. Для чего он нужен? Для того, чтобы правительство смогло собрать почти полтора триллиона рублей и выполнить один из «майских» указов Владимира Путина.

У российского правительства есть план. Он предусматривает снизить экспортную пошлину на нефть и продукты ее переработки до нуля. Одновременно поднимется налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате розничная цена бензина в России будет почти равной стоимости топлива, существующей в странах, которые не имеют собственной нефти.

Сейчас бензин на российских АЗС дешевле, чем в ряде зарубежных стран. Но к 2024 году его цена может возрасти в полтора раза. И тогда хотя бы в этом российские водители не будут отличаться от своих иностранных коллег. Правда, этого отличия не будет существовать без учета зарплат. Если же оценивать бензин на основе покупательной способности среднего гражданина России (разумеется, без учета министров, депутатов ГД, топ-менеджеров «Роснефти» и т.д.), то… пожалуй, такое должен прокомментировать каждый самостоятельно.

Акцизы на топливо

Теперь некоторые подробности об акцизе. Как утверждает «Московский комсомолец» его размер поднимется с существующих 8-и тысяч рублей за тонну до 12,3 тысячи. Правда, власть клянется, что компенсирует минимум 10 процентов бензина « ». Компенсация составит тысячу рублей за тонну. За счет этого, как обещает правительство, для автовладельцев рост акцизов станет всего лишь легким испугом. Ранее сообщалось, что, наоборот, рост цен на бензин - таковыми были меры правительства по регулированию топливного рынка.

Цены на топливо во время каникул выросли на фоне повышения НДС. Стоит ли ждать роста в дальнейшем? Как чувствуют себя независимые АЗС?

Бензин в России подорожал из-за повышения НДС. В новогодние каникулы продавцы горючего стали повышать цены на бензин и дизтопливо на своих АЗС. По данным газеты «Коммерсантъ» , топливо дорожает в основном на заправках крупных нефтекомпаний, которые отыгрывают повышение НДС с 1 января до 20%.

На автозаправках «Лукойла» и «Башнефти» в Башкирии рост цен на бензин и дизельное топливо достигал 80 копеек. Бензин и дизель на АЗС Санкт-Петербурга и Ленинградской области подорожали с начала года на 50-70 копеек.

На Санкт-Петербургской бирже, где осуществляется оптовая продажа топлива, торги из-за новогодних праздников не проводились с 27 декабря. При этом с 1 января акцизы на бензин и дизельное топливо в России выросли в полтора раза.

То, что цена повысится, было предсказуемо, говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов .

— Текущий рост, который мы видим — это повышение цен на 1,7%. Это как раз повышение с целью отыграть рост НДС, прогнозируемый, планируемый рост. Об этом заявляли и регуляторы, и нефтяные компании как раз имеют на это разрешение — на такое повышение. В целом, предполагается, что рост в рамках политики сдерживания у нас будет на 1,7% в январе, что сейчас и происходит. Ну а дальше будут цены расти в соответствии с инфляцией. То есть где-то по году 6% равномерно. Но не будем забывать, что 31 марта у нас заканчивается соглашение о заморозке цен, и будет либо новое соглашение, либо цены отпустят. Здесь пока сложно понять, к чему это все приведет.

— По поводу независимых АЗС: очень многие просто закрывались. Сейчас как они вообще чувствуют себя? Держится такой тренд?

— Сейчас ситуация лучше. Проблема в том, что она недолгой, скорее всего, будет. Но перед новым годом у нас экспортная альтернатива стала менее привлекательной по отношению к ценам внутреннего рынка. Внутренний рынок стал премиальным. Соответственно, эта конъюнктура стала давить на оптовую цену внутри страны. Оптовые цены начали снижаться. Появилась маржинальность, которая позволяет работать более или менее рентабельно. Но это до того, как у нас повысились все основные налоги.

Некоторые эксперты прогнозируют, что после новогодних праздников независимые АЗС тоже повысят цены. В свою очередь, управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко считает, что дальнейшего роста ждать не стоит.

Максим Дьяченко управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» «Оптовые цены очень сильно упали в декабре. Они сейчас немножко отыгрывают это падение, потому что внешний новостной фон улучшился. Цены на нефть семь дней подряд растут на фоне того, что договоренности Китая и Америки кажутся более достижимыми. Тем не менее, маржинальность АЗС сейчас достаточная, и она говорит о том, что, в принципе, всем участникам рынка и независимым нефтяным компаниям при текущих уровнях оптовых цен соблюдать эти соглашения проблемы не составит. Такого давления оптовых цен на розничные сейчас нет, поэтому предпосылок для роста цен в ближайшее время не видим. С января начал работать новый механизм обратного акциза. Как только он заработает фактически, а не только номинально, то есть когда заводы начнут получать возмещение акциза… предпосылок для роста в ближайшем будущем нет» .

Бензин Аи-92 в первый торговый день в этом году на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже дорожает примерно на 3%, Аи-95 — на 5%. Такими были показатели торгов на 13 часов по московскому времени. По словам участников торгов, такая динамика цен на бензин характерна для начала года и объясняется отложенным спросом.

Новое на сайте

>

Самое популярное