Домой Альфа Банк Консолидированный бюджет края. Консолидированный бюджет

Консолидированный бюджет края. Консолидированный бюджет

Консолидированный бюджет – сводный бюджет, включающий в себя бюджет национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.

Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Его назначение – осуществление анализа финансовой ситуации. Консолидированный бюджет – инструмент осуществления анализа положения государственных финансов и перспективы их развития.

Консолидированный бюджет образуют самостоятельные бюджеты. Консолидированные бюджеты образуются на уровне районов, городов с районным делением, субъектов РФ.

Консолидированный бюджет РФ - федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированные бюджеты субъекта РФ – бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований.

Консолидированный бюджет муниципального образования – бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории.

Консолидированные бюджеты РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующие агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ в целом и отдельных субъектов РФ.

Показатели консолидированных бюджетов используются:

    в бюджетном планировании (при определении нормативов отчислений в бюджет и размеров дотаций из бюджета);

    при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;

    при сводном финансовом планировании (многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов);

    в перспективном планировании при разработке прогнозов экономического и социального развития государства;

    при определении различных видов обеспеченности жителей страны, территорий (бюджетные расходы на медицинское обслуживание, образование приходящиеся на одного жителя страны, территории).

В консолидированный бюджет РФ мобилизуется примерно 40% всех финансовых ресурсов государства.

1/3 всех расходов консолидированного бюджета РФ связанна с развитием отраслей народного хозяйства , в том числе:

    6% - промышленность, энергетика, строительство;

    4% - сельское хозяйство и рыболовство;

    3% транспорт, дорожное хозяйство и связь;

    13% - жилищно-коммунальное хозяйство.

2/3 расходов консолидированного бюджета РФ непроизводительные расходы, в том числе:

    10% - управление и правоохранительная деятельность;

    10% - оборона страны;

    3% - обслуживание государственного долга;

    30% - социально-культурные расходы.

Чрезвычайный бюджет рф.

Чрезвычайный бюджет – бюджет, разрабатываемый и вводимый в условиях чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях. В основе чрезвычайного бюджета лежит режим чрезвычайного расходования бюджетных средств.

Основанием введения чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного положения, которое вводится Президентом. Решение о принятии чрезвычайного бюджета принимает Федеральное Собрание.

Режим чрезвычайного расходования бюджетных средств должен вводится в тех случаях, когда дефицит бюджета увеличивается до размеров не покрываемых посредством размещения государственных ценных бумаг.

Механизм реализации чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходование бюджетных средств именуется секвестром бюджета .

Секвестр бюджета –пропорциональное (на определенный процент) ежемесячное сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи бюджета, которые определяются в этом качестве при утверждении бюджета на соответствующий период.

Источники покрытия дефицита федерального бюджета РФ ежегодно определяются федеральным законом «О Федеральном бюджете».

Консолидированный бюджет – это общий свод бюджетных средств, выделяемых для всех территориальных уровней в пределах одного государства. Активно применяется для анализа, расчетов и прогнозирования на государственном уровне. В Российской Федерации консолидированный бюджет – это объединение двух видов бюджета – консолидированного и федерального (территориальные и национальные внебюджетные фонды в расчет не берутся).

Сущность консолидированного бюджета

Определение «консолидированный бюджет» появилось еще в 1991 году. Оно стало частью Закона РСФСР, рассматривающего основы бюджетного устройства в Российской Федерации. Необходимость появления нового вида появилась после соответствующего упразднения бюджета и его оптимизации.

Суть консолидированного бюджета заключается в объединении бюджетов самых различных уровней. В него входят консолидированные бюджеты субъектов страны, а также общий федеральный бюджет. При этом первый включает в себя региональные и местные бюджеты.

Особенность консолидированных бюджетов РФ заключаются в том, что они не подлежат утверждению или рассмотрению со стороны органов власти. Такие показатели по своей сути являются объединением различных бюджетных параметров, которые отражают сводную информацию по расходам и доходам страны. Кроме этого, в консолидированном бюджете РФ обязательно учитываются источники поступления средств и особенности их применения.


Как уже упоминалось, одной из составляющих консолидированного бюджета являются бюджеты муниципальных образований. При этом задача местного самоуправления – решение основных вопросов в отношении владения муниципальной собственностью, а также распоряжение имуществом. Кроме этого, органы местного самоуправления имеют право:

Устанавливать налоги и сборы на местном уровне;
- формировать свой и утверждать его;
- осуществлять управление муниципальной собственностью;
- обеспечивать охрану общественного порядка;
- решать прочие вопросы на местном уровне.

В консолидированный бюджет входят бюджеты определенной территории, которые государство использует как инструмент для разработок, расчетов минимальных финансовых, социальных нормативов, норм для бюджетного анализа, планирования бюджетной деятельности.

Что такое консолидированный бюджет субъекта?

Консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой совокупность местных бюджетов и регионального бюджета в районе данного субъекта.

Соотношение подобного бюджета с региональным – общее к частному. Это бюджеты муниципальных образований входящих в субъект РФ.

Функция консолидированного бюджета – объединение показателей бюджета заданной территории. Именно здесь отражаются условия баланса доходов с расходами госбюджета, результаты планирования, реализации финансовой бюджетной политики региона.

Кем происходит исполнение консолидированного бюджета?

Исполнение консолидированного бюджета является важным этапом бюджетного процесса:

  • мобилизация бюджетных средств;
  • их использование.

Кто исполняет КБ? Процесс реализации осуществляют:

  • исполнительная власть;
  • налоговые, финансовые органы;
  • частные, юридические лица;
  • кредитные учреждения.

Исполнительная власть организует бюджеты, управляет бюджетными средствами, счетами бюджетов. Ее органы – это кассиры распорядителей с получателями бюджетных средств, осуществляющие платежи исходя из бюджетных средств по поручению, от имени бюджетных учреждений.

Подобные функции осуществляются на основе подведомственности расходов и единства кассы.

Расходы консолидированного бюджета: виды, специфика

Денежные средства, расходуемые на финансовое обеспечение функций, задач местного самоуправления, государства составляют расходы консолидированного бюджета. Затраты отражают экономические отношения в виде использования денег на различные направления централизованного денежного фонда государства.

Куда направлены бюджетные расходы? Это организации непроизводственной, производственной сферы – бюджетополучатели, что говорит о транзитном характере расходов бюджета.

Консолидированный бюджет расходуется регулятором на перераспределение уровней бюджетной системы через:

  • субвенции;
  • дотации;
  • бюджетные ссуды;
  • субсидии.

Расходы безвозвратны. Возвратными могут быть бюджетные ссуды, .

Многообразие видов расходов обусловлено факторами:

  • функции государства;
  • социально-экономическое положение страны;
  • связь бюджета с территориальным, административным устройством, народным хозяйством и т. п.

Сочетание факторов обусловливает определенные бюджетные расходы.

Для чего нужен анализ консолидированного бюджета?

Анализ консолидированного бюджета необходим для прогнозирования, планирования, разработки бюджета конкретного уровня. Количественные характеристики анализа отражают обоснованность, реальность показателей бюджетов.

Какова роль консолидированного анализа? Консолидированные показатели помогают:

  • формировать централизованный денежный фонд страны;
  • прогнозировать экономическое, социальное развитие государства;
  • анализировать уровень обеспеченности населения;
  • планировать бюджет.

Консолидированные показатели помогут получить полноценную картину качества расходных, доходных составляющих. Расширенная смета предназначена для статистических, аналитических данных для определения дальнейшего пути развития.

Дефицит консолидированного бюджета: суть, методы преодоления

Что порождает дефицит консолидированного бюджета? Превышение расходов над доходами. Дефицит допустим, когда он временный и не переходит границу 10% от величины доходов. При превышении уровня 20% дефицит считается критическим.

Как его преодолеть? Необходимо:

  • развивать производства;
  • достичь финансовой стабильности всех предприятий, отраслей любых форм собственности;
  • активизировать предпринимательскую деятельность.

Для обеспечения устойчивости бюджетных отношений возможно установление размеров дефицита бюджета.

Совет от Сравни.ру: Если дефицит превышает установленный предел, государство вводит режим секвестирования расходов – пропорциональное уменьшение всех госрасходов.

В целом можно сказать, что доходы бюджета формируются за счет налоговых, неналоговых и безвозмездных перечислений. Расходы делятся в зависимости от их экономического содержания на текущие и капитальные расходы.

Теперь рассмотрим раздельно структуры доходной и расходной частей бюджета детально.

В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные:

Налоговые доходы.

    налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы;

    подоходный налог с физических лиц;

    налог на имущество;

    налоги на внешнюю торговлю;

    внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности;

    отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налог, налоги в Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Неналоговые доходы.

Неналоговые доходы, ровно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к неналоговым доходам относятся:

    доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества;

    средства бюджетных целевых фондов;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и др.);

    доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (кроме ссуд и бюджетных кредитов);

    иные неналоговые доходы.

Нужно отметить, что в различных нормативных документах приводится не только разный состав, но и разные группировки неналоговых доходов. Так, например, в соответствии с Бюджетным кодексом финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней относится к группе неналоговых доходов, в то время как в редакции ФЗ "О бюджетной классификации" от 06.05.2003 помощь бюджетам других уровней относится к самостоятельному разделу безвозмездные перечисления.

Структура неналоговых поступлений представлена в следующей таблице.

Таблица 1

Структура неналоговых поступлений в федеральный и консолидированный бюджет субъектов рф на 2004 г. (тыс. Рублей)

Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

Доходы от продажи нематериальных активов

Административные платежи и сборы

Штрафные санкции, возмещение ущерба

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Прочие неналоговые доходы

Безвозмездные перечисления.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в доходы бюджетов всех уровней могут осуществляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Кроме того, эта статья неналоговых доходов может включать безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

По источникам поступления безвозмездные перечисления могут быть от:

    нерезидентов;

    других бюджетов бюджетной системы;

    государственных внебюджетных фондов;

    государственных организаций;

    наднациональных организаций;

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы могут быть в форме дотаций, субвенций, субсидий, средств по взаиморасчетам и др.

Доходы целевых бюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ доходы целевых бюджетных фондов включают доходы:

    территориальных дорожных фондов;

    территориальных экологических фондов;

    целевых бюджетных фондов субъектов РФ, создаваемых законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

На первых местах в консолидированном бюджете РФ (по данным Межрегионального управления ФНС РФ по УрФО) по доходности стоят:

налог на добычу полезных ископаемых – 41% от всех поступлений;

    налог на прибыль – 24,5 %;

    налог на добавленную стоимость (НДС) – 22,5 %;

    налог на доходы физических лиц – 5,8%.

Рис.2. Источники поступлений в консолидированный бюджет РФ из УрФО, %

На все остальные поступления в консолидированный бюджет в совокупности приходится не более 6,4 % от общей суммы доходов (рис. 2).

Также важно отметить, что федеральный бюджет «забирает» практически все самые доходные статьи, кроме «налога на прибыль», оставляя бюджетам территорий все малодоходные статьи.

Что касается бюджетов субъектов РФ, то также как и на федеральном уровне, основная статья доходов - налоговые поступления, однако в отличие от федерального бюджета существенную роль играют безвозмездные перечисления (особенно безвозмездные перечисления от бюджетов федерального уровня).

Рис.3. Структура доходов консолидированного бюджета РФ в процентах (по данным МИНФИНА за 2005 г.)

Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели:

    затраты на государственные инвестиции,

    расходы на социально-культурные мероприятия,

    финансируемые за счет бюджета,

    государственные дотации,

    расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

    расходы на науку из бюджета,

    расходы на оборону,

    расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры,

    расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

Разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы должно базироваться на следующих принципах:

    макроэкономическая эффективность . Данный принцип означает распределение расходных обязательств с учетом эффектов масштаба, локализации и размывания. Все расходы, носящие перераспределительный характер, в рамках данного критерия должны передаваться на максимально высокий уровень государственного управления с целью недопущения социальных конфликтов.

    критерий зоноиспользования . Подразумевает максимальное приближение расходов к потребителям соответствующих благ.

    принцип равномерности осуществления расходов по территории . Означает необходимость расходование средств из бюджетов более высоких уровней в случае их равномерного распределения по территории страны.

В соответствии с данными принципами расходы между уровнями бюджетной системы должны быть распределены следующим образом.

Понятие "консолидированный бюджет Российской Федерации" было введено в Закон в связи с упразднением госбюджета. Закон указывает на то, что единство системы обеспечивается не только целостностью документации, классификации и правовой базы, но и посредством представления необходимых статистических и учетных сведений.

Консолидированный основывается на статье 16 Бюджетного Кодекса. Составление и разработку его прогноза Кодекс возлагает на Минфин страны.

Консолидированный бюджет представляет собой свод расходно-доходных статей всех уровней на определенной территории (в пределах страны, субъекта). Он не подлежит утверждению. Консолидированный бюджет, главным образом, является статистическим сводом. Он отражает показатели, которые, в свою очередь, характеризуют агрегированные величины по расходным и доходным статьям.

Консолидированный бюджет применяется для проведения анализа возникновения доходов и применения бюджетов регионов и страны в целом. Показатели, которые отражены в нем, используются при и экономического развития страны, субъектов или областей, при разработке нормативных отчислений от налогов. Величины применяются и для выявления уровня ресурсов, которые отражаются в расходно-доходных государственных статьях.

В связи с тем, что консолидированный бюджет не подвергается утверждению представительным (законодательным) органом правительственной власти, юридическим документом он не является. Вместе с этим он выполняет задачу по объединению соответствующих показателей. Величина консолидированного бюджета в каждом конкретном случае устанавливается при помощи расчетов.

Необходимо отметить, что данный учетный документ достаточно широко применяется при планировании и анализе главных пропорций и показателей системы. В частности, удельный вес, который имеет бюджет в ВВП, позволяет представить масштаб перераспределения. Структура расходной и доходной части указывает на основные источники и субъекты образования прибыльной базы системы, а также на приоритетные направления государственных издержек.

В бюджетной практике России разделяют следующие виды консолидированных бюджетов:

  1. Расходно-доходные государственные статьи (в том числе федеральные,
  2. Бюджет субъекта РФ (республики, округа, Санкт-Петербурга, края, области, автономной области, Москвы). В него входят статьи расходов и доходов самого субъекта и муниципальных формирований, расположенных на его территории.
  3. Бюджет города (краевого, республиканского, областного, окружного подчинения). В него входят расходно-доходные статья города и его районов.
  4. Бюджет района. Он содержит расходно-доходные статьи поселковые, сельские, городов, находящихся в районном подчинении.

Необходимо отметить, что без осуществления расчета величин консолидированных бюджетов невозможно осуществлять финансовое планирование. В доходной используют данные о налогах на добавленную стоимость, имущество, внешнюю торговлю, акцизы, средства целевых фондов и прочее.

В расходной части включены издержки на социальные, культурные и иные мероприятия, финансирование которых может осуществляться за счет бюджета. В эту же категорию входят траты на госинвестиции, дотации, затраты на оборону, науку, содержание органов правопорядка, власти, прокуратуры, судов и прочего.

Показатели консолидированных бюджетов имеют особое значение при осуществлении перспективного планирования в целом. Кроме того, величины применяются при расчетах, характеризующих разные типы обеспеченности граждан государства и его территорий.

Новое на сайте

>

Самое популярное