Домой Альфа Банк Международный студенческий научный вестник. Методы оценки и мониторинга экономической безопасности региона

Международный студенческий научный вестник. Методы оценки и мониторинга экономической безопасности региона

Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса Автор неизвестен

3.8. Организация мониторинга угроз экономической безопасности с применением информационноаналитических систем

В современных условиях факторы внешней и внутренней хозяйственной деятельности социально-экономических систем (СЭС) определяют крайне недостаточную устойчивость экономического развития российских предприятий. Одной из важнейших подсистем системы стратегического управления СЭС, призванной обеспечить устойчивое экономическое развитие, является система мониторинга угроз экономической безопасности СЭС. Можно выделить два наиболее распространенных на сегодня подхода к мониторингу и анализу экономической безопасности социально-экономических систем.

Индексный подход предполагает использование в качестве индексов экономической безопасности переменных, характеризующих различные аспекты социально-экономического развития, например, состояние регионального рынка труда, социальную и экономическую инфраструктуры и т. д. Интегральный индекс экономической безопасности представляет собой сумму нормированных индексов, весовые коэффициенты которых находятся экспертным путем .

При этом индексный метод оценки экономической безопасности обладает рядом существенных недостатков. Во-первых, применяемые весовые коэффициенты отдельных показателей являются предметом экспертного, т. е. субъективного выбора, зависящего от представлений экспертов о характере и значении тех или иных социально-экономических процессов и явлений. Во-вторых, результатом реализации метода является исключительно количественная оценка уровня экономической безопасности. Однако, в действительности, реальное положение может быть представлено только с помощью системного использования как количественных, так и качественных характеристик. В-третьих, для облегчения количественной оценки в качестве индикаторов используют только финансовые показатели.

Так, например, принятый в концепции региональной экономической безопасности Ульяновской области синтетический индекс текущего финансово-хозяйственного положения и перспектив технологического и финансового развития – стоимость ценных бумаг , довольно сложно использовать в качестве показателя текущего финансово-хозяйственного положения и перспектив ее технологического и финансового развития из-за большой спекулятивной составляющей в ней. Также не может служить в качестве индекса экономической безопасности предприятия его прибыль. Это было бы возможным, если, например, только инновационные продукты давали бы большую прибыль. Но большей прибыли можно добиться и рекламой, неся затраты, перекладываемые на потребителя, и увеличивая общие обороты и общую прибыль, в то же время не инвестируя в развитие производства, хищнически, на износ эксплуатируя основные фонды.

Использование для индикации угроз только финансовых показателей ведет к возникновению явления, известного как «когнитивная тень» . Это такое положение объекта познания в сознании познающего субъекта, когда этот объект не может быть адекватно описан с помощью имеющихся у субъекта категорий или описывается заведомо неверно, при этом ему отказывается в применении для его описания подходящих категорий. Сам же субъект управления искренне полагает, что никаких пробелов в его картине мира нет, что ничего важного он не упустил. И в этой когнитивной тени неосознанная субъектом управления и соответственно не выявленная угроза может нанести ущерб экономической безопасности предприятия.

Таким образом, выявление угроз экономической безопасности на основе финансовых показателей приводит (как показывает практика современного антикризисного управления) к запаздыванию с адаптационной реакцией СЭС на угрозы, в связи с тем, что данные показатели имеют излишне большую инерционность изменений, т. е. их изменения, показывающие неблагополучную (проблемную) ситуацию, происходят не до, а после её наступления. Поэтому финансовые показатели не могут по своей природе являться «фильтрами гармоничных колебаний» на низших ярусах управляющей структуры, на которых оперируют исключительно материальными показателями.

В то же время роль мониторинга угроз экономической безопасности состоит в раннем выявлении угроз в момент их зарождения, а не тогда когда они находят свое отражение в финансовых показателях предприятий региона. Следовательно, необходимо согласиться, что целостное представление о социально-экономическом развитии предприятий региона в контексте его экономической безопасности может быть получено только в результате ситуационного анализа .

Однако в настоящее время основу ситуационного анализа составляет метод автоматической классификации образов социально-экономического развития регионов и предприятий, представленных конечным множеством числовых индикаторов развития. Следует отметить недостатки, присущие данному методу. Во-первых, он не учитывает взаимные связи между различными индикаторами социально-экономического развития, на основе которых осуществляется классификация состояний СЭС. Во-вторых, получаемые в результате классы СЭС не связаны с собственной оценкой уровня социально-экономической безопасности СЭС, т. к. отражают лишь степень сходства или различия уровней их социально-экономического развития на данный период времени.

Таким образом, оба существующих в настоящее время основных подхода к мониторингу и анализу социально-экономической безопасности регионов и предприятий обладают недостатками и не учитывают ряд существенных факторов, определяющих характер социально-экономического развития предприятий и регионов, целостность представления об иерархическом характере взаимосвязей в социально-экономических системах.

Рассматривая предприятие как сложную социально-экономическую систему, мы приходим к выводу, что экономическая безопасность представляет собой способность социально-экономической системы (предприятия) к устойчивому экономическому развитию в условиях воздействия разнообразных, в том числе и неблагоприятных, факторов внешней и внутренней среды, вне зависимости от степени и характера их влияния на социально-экономическую систему. Или иными словами это способность социально-экономической системы своевременно выявлять дестабилизирующие факторы (угрозы экономической безопасности) и противодействовать им, в том числе путем приспособления к изменениям существующих условий (адаптации).

Любая система (в том числе и социально-экономическая) устойчиво функционирует, пока её собственная система защиты своевременно предвидит, выявляет и адекватно реагирует на внешние и внутренние угрозы, обеспечивая необходимое динамическое равновесие системы. Если реальное состояние значительно отклоняется от равновесного значения, то возникают проблемные ситуации – закономерные диспропорции, узкие места, конфликты и т. д., глубина и масштабы которых зависят от институциональной структуры СЭС, т. е. происходит неконтролируемый рост угроз экономической безопасности предприятия. В случае, если, система не имеет необходимого запаса времени, то система приобретает знания об угрозах путем гибели элементов и связей, в ином случае – когда времени достаточно, система усложняется, приобретая новые знания .

Таким образом, главным критерием экономической безопасности в современных условиях становиться скорость распознавания и разрешения (устранения) проблемных ситуаций (ПС) 3 видов: расхождение целей и интересов, нарушение отношений подчинения и координации, наличие узких мест и диспропорций. Каждая из ПС несет риск потери динамического равновесия социально-экономической системы.

Социально-экономические системы в условиях несовершенной конкуренции находятся в неравновесном состоянии, для которого присущ бифуркационный характер изменений. При этом информация, необходимая для процесса управления управляющими структурами объективно несовершенна, т. к. формируется в процессе общения субъектов с помощью коммуникативных актов и зависит от их когнитивных свойств и соответствующих сознательных действий. Кроме того, иерархичность построения управляющих структур (УС) создает проблему перекодировки информации для её понимания и осознания наличия проблемной ситуации на более высоком ярусе, при прохождении её снизу вверх: 0 ярус – это содержательная (фактическая) информация, 1 ярус – обобщенная информация, каждый последующий – ещё более обобщенная информация и наконец, верхний ярус – максимально обобщенная, т. е. финансовые показатели. Информация при переходе с яруса на ярус с неизбежностью искажается (сдвиг по времени, сдвиг на точности обобщения и т. п.), в том числе и умышленно менеджерами, на промежуточных ярусах. Это вызывает необходимость рассматривать параметры по каждому ярусу отдельно.

Одной из причин снижения уровня адекватности описания состояния СЭС выступает отсутствие возможности учета информации о межэлементном взаимодействии на нижних ярусах управления, где непосредственно происходят акции трансформации ресурсов. Таким образом, ключевой проблемой мониторинга угроз экономической безопасности предприятий является интерпретация результатов ситуационного анализа собранной информации с целью выдачи управляющих воздействий по предотвращению или разрешению проблемных ситуаций.

Практическая задача обеспечения комплексного мониторинга угроз экономической безопасности состоит в разработке модели представления системы (процессов) внешней и внутренней среды предприятия, которая бы на основе научного аппарата позволяла решать задачи выявления и оценки угроз экономической безопасности предприятий региона. Основной задачей модели является научное обеспечение процесса мониторинга угроз экономической безопасности за счет правильной оценки ПС и выбора наиболее рационального варианта управляющего воздействия (УВ).

Исходя из того, что специфическими особенностями мониторинга угроз экономической безопасности СЭС на современном этапе являются: неполнота и неопределенность исходной информации о составе и характере угроз; многокритериальность задачи, связанная с необходимостью учета большого числа частных показателей; наличие как количественных, так и качественных показателей, которые необходимо учитывать при решении задач выработки модели ПС и УВ по её разрешению, то представляется невозможным в этой связи применение классических математических методов моделирования, так как модель должна обладать свойствами универсальности, комплексности, простоты использования и наглядности.

При этом модель должна позволять устанавливать взаимосвязи между количественными и качественными показателями, выявлять степень риска нарушения равновесия СЭС, оперативно реагировать на изменение условий функционирования СЭС. Как представляется, осуществить формирование информационно-аналитической системы мониторинга угроз экономической безопасности предприятий региона, максимально отвечающей указанным требованиям эффективного разрешения ПС, возможно на основе семиотической системы логико-лингвистической модели (ЛЛМ) СЭС, позволяющей интерпретировать отношения межэлементного взаимодействия семиотически расчлененной многоярусной УС и объектов СЭС, с учетом как формализованных, так и чувственных признаков.

Логико-лингвистическое моделирование представляет собой описание, анализ и принятие решений на основе семантических структур, построенных на основе фреймового представления знаний субъекта управления, позволяющего осуществлять процедуру обобщения натуральновещественных показателей нулевого яруса и финансовых показателей высших ярусов. Под фреймом в когнитивной лингвистике понимаются знания о стереотипной ситуации, разворачивающиеся вокруг определённого концепта. Верхние уровни фрейма характеризуются наличием особых вершин-терминалов, которые должны быть заполнены характерными примерами или данными. Узлы нижнего уровня – это информация, которая может понадобиться для уточнения конкретных событий.

Суть метода состоит в описании изменений состояния системы на основе перевода избранных информативных признаков по ряду однородных процессов, свойственных нулевому ярусу управления, в индикаторы, отражающие их интеграционное состояние на верхнем ярусе управления. В то же время, поскольку распознавание угроз без наличия замысла (целеполагания) невозможно, то необходимо согласиться с мнением В.К. Сенчагова, что УС СЭС должна вначале создать соответствующие представления о стратегической цели на всех ярусах социально-экономической системы.

Целью социально-экономической системы Российской Федерации является «повышение качества жизни социума и обеспечение стабильного экономического роста на основе внедрения инноваций, в рамках государственной стратегии развития национальной экономики» . Именно на основе указанной стратегической цели должны создаваться системы мониторинга угроз экономической безопасности СЭС нижних уровней (регионов и предприятий).

Необходимо отметить, что в современном мире поток информации, касающийся характеристик и особенностей процессов как внутренней (в том числе производственных), так и внешней среды предприятия стремительно нарастает. Однако такой поток информации не в состоянии обработать ни один, даже гениальный менеджер (лицо, принимающее решения), даже с большой степенью загрубления модели. В то же время даже небольшое загрубление модели приводит к неадекватным командам управления, что приводит к разрушению управляющей структуры, распад её на мелкие субиерархии с локальными центрами управления, потери устойчивости социально-экономической системы, нарушению её динамического равновесия. Понятно, что если происходит резкий рост числа не связанных между собой целей или цели вообще отсутствуют, то в этом случае судьба системы предрешена.

Таким образом, мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений, созданная для выявления наличия признаков ПС, на стадии их возникновения, требует создания соответствующей организационно-информационной базы. Использование автоматизированных систем управления (в которые неотъемлемым элементом входит информационно-аналитическая система мониторинга) позволяет обеспечить согласованность и непрерывность управляющего воздействия, повышает эффективность направляющих воздействий путем обеспечения наблюдаемости управляющими структурами процессов, происходящих в важнейших сферах жизнедеятельности (социальной, экономической, технологической, в ряде других), позволяя отслеживать реализацию принятого управленческого решения с учетом функций, обязанностей, объема полномочий и ответственности всех субъектов управляющей структуры.

Поскольку решения, принимаемые в условиях неполной или заведомо искаженной информации, могут представлять угрозу экономической безопасности предприятий и региона, одной из важных задач информационноаналитической системы мониторинга является контроль полноты и достоверности информации, на основе которой принимаются решения на региональном и муниципальном уровне или уровне отдельного предприятия.

Другой, не менее важной, задачей информационно-аналитической системы мониторинга угроз экономической безопасности предприятий является координация частных целей с иерархически высшими, что может удержать менеджеров предприятий от выбора частных целей, ведущих к нарушению динамического равновесия СЭС. Базой для разработки информационно-аналитической системы мониторинга угроз экономической безопасности СЭС (предприятия) является экспертная система «Руководитель» . В общем виде система управления представляет собой информационнопрограммный комплекс, предназначенный для создания комплексной информационной модели объекта управления с целью обеспечения выявления угроз экономической безопасности СЭС.

В целях описания социально-экономической системы используется концептуальный каркас системы управления, формируемый на базе ее логико-лингвистической модели, включающей теоретические концепты процесса управления: базовые понятия и базовые отношения. Для определенных классов отношений в информационно-аналитической системе строятся дедуктивные продукционные системы, которые позволяют производить необходимое пополнение в памяти системы баз знаний совокупностями сценариев. Такой дедуктивной системой является неформальная логика, используемая в аналитических блоках фреймов ПС, содержащих как содержательную, так и чувственную информацию. При этом неформальная логика служит основой для создания семиотической модели функционирования системы управления хозяйственной деятельностью, которая содержит в себе совокупность определенных знаний, используемых при организации системы управления.

В правилах вывода формальной и неформальной логик используются свойства восприятия человеком окружающего мира, межличностных отношений, которое обладает рядом субъективных особенностей. В то же время для разработки информационно-аналитической системы мониторинга угроз экономической безопасности СЭС, осуществляющей обобщение и анализ информации об угрозах возникновения ПС, необходимо разработать методику учета чувственной информации при формировании направляющих и управляющих воздействий в УС с помощью специальных терминосистем (упорядоченным, логически четким собранием соотнесенных между собой по смыслу эмпирических или теоретических понятий (концептов)) , так как анализ понятий является необходимым условием для адекватного решения разнообразных проблем, касающихся информационно-логической структуры процесса мониторинга.

Терминосистема оставляет открытой возможность добавления к базам знаний дальнейших утверждений, включающих теоретические термины (сформированные из эмпирических концептов), утверждений, которые могут представить новые интерпретивные связи между теоретическими терминами и эмпирическими, т. е. позволяет создать концептуальный каркас управления. После того, как получена логико-лингвистическая модель взаимосвязанных на уровне формулируемых компонентов ситуаций, на основе знания о законах адаптации, о принципах согласования структуры, субстанций, функций и детерминант субъекта и объекта системы управления можно объяснить, или предсказать многие свойства объекта мониторинга (СЭС), которые не могли бы быть диагностированы без логико-лингвистического моделирования.

После вскрытия проблемных ситуаций, необходимо увязать их в систему, связанную причинно-следственной зависимостью (дискретные семантические сети – ДСС). На базе ДСС планируются скоординированные мероприятия по разрешению выявленных ПС либо их недопущению. Для сохранения равновесия и целостности социально-экономической системы, УС не должна минимизировать поток информации об изменении сред и снижать уровень её обработки. Информация, маркированная новизной и сложностью, должна обрабатываться на более высоком ярусе системы. УС не только воспринимает ПС, но и организует поиск инноваций и необходимых ресурсов для её разрешения в окружающей среде.

Для построения комплексной информационной модели необходимо выявить возможные точки образования альтернатив действий в процессе целереализации, зафиксировать в правилах выбора конкретные пути достижения цели, т. е. определить состав и характеристики «пучков вариантов», установить взаимооднозначное соответствие между условиями, характеризующими проблемные ситуации и действиями по ее разрешению. Принятие решений на основании анализа информационной модели объекта управления содержит как детерминированные действия, так и варианты, обеспечивающие адаптацию СЭС к внешней и внутренней среде.

Важнейшими условиями при организации адаптивного управления должны выступить быстрота реакции распознавания и разрешения проблемных ситуаций управляющей структурой и качество принимаемых решений. Данные характеристики определяют скорость адаптации, которой должна обладать система управления при формировании поведения в меняющейся среде. Отсутствие у системы стратегического управления способности поддерживать свойства динамического равновесия ведет не только к прямым потерям в объекте управления, но также к потерям, связанным с упущенными возможностями.

Таким образом, учитывая цель создания информационно-аналитической системы – мониторинг угроз экономической безопасности, обеспечение аналитических процедур выявления проблемных ситуаций, моделирование различных сценариев разрешения проблемных ситуаций и поддержки принятия стратегических управленческих решений – система представляет собой вертикально интегрированную систему, состоящую из логически взаимосвязанных элементов: блок сбора информации, блок обработки информации, аналитический модуль, лица, принимающие решения. Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что создание интегрированной автоматизированной системы управления и мониторинга угроз экономической безопасности регионов и предприятий на базе логико-лингвистического моделирования позволяет перейти от интуитивного управления к объективной системе принятия стратегических решений.

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России Потребность в безопасности – устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

5. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности В процессе создания и поддержания национальной экономической безопасности возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы. Основные угрозы определены в Концепции национальной

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

6. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности Национальная экономическая безопасность представляет собой направлением деятельности государства, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

46. Понятие национальной экономической безопасности Потребность в безопасности – устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

48. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности В процессе создания и поддержания национальной экономической безопасности возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы.Основными внутренними угрозами национальной экономической

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

50. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет определенные государственные и региональные институты, обеспечивающие реализацию национальной

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

21. Понятие экономической безопасности Все страны в той или иной мере стремятся обеспечить себе долговременные стратегические преимущества в сфере экономических отношений. При этом неравномерность развития различных стран делает позиции сторон неравными, создает

Из книги Методология и бухгалтерский учет банковских розничных платежей: карты, переводы, чеки автора Пухов Антон Владимирович

24.3. Обеспечение экономической безопасности Открытая экономика поставила перед новой Россией задачу защиты национальных интересов. В 1992 г. был принят Закон о безопасности, в 1996 г. – Концепция национальной безопасности и вслед за ней – Государственная стратегия

Из книги Залоговик. Все о банковских залогах от первого лица автора Вольхин Николай

Тема 34 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 34.1. Природа безопасности. Уровни и виды безопасностиПрирода безопасности. Понятие «безопасность», согласно словарю Робера, стало употребляться с 1190 г. Оно означало спокойное

Из книги автора

Вопрос 103 Факторы обеспечения экономической безопасности

Из книги автора

Глава 3 Методы и механизмы обеспечения устойчивости социально-экономического развития и экономической

Из книги автора

3.1. Парадигма обеспечения экономической безопасности в современной России Сегодня, когда Россия выходит из очередного экономического кризиса, когда основные задачи реформирования экономики решены, страна и российское общество стали развиваться и двигаться в общем

Из книги автора

3.2. Неравномерность развития мирового хозяйства как вызов экономической безопасности Последнее десятилетие ХХ столетия показывает, что серьезным вызовом сегодняшнего дня стал глобальный характер экономических отношений. Глобализация превратилась в мощную силу,

Из книги автора

4.1. Организация экономической координации в глобальной экономике Сегодня на смену конкуренции, как принципу экономической координации в индустриальную эпоху, пришла система экономической координации, призванная обеспечить согласование интересов хозяйствующих

Из книги автора

1.16. Организация в банке эмиссии расчетных карт международных платежных систем В рамках настоящей раздела мы представим основные рекомендации по организации в банке программы эмиссии расчетных карт международных платежных систем MasterCard International, VISA International и Diners Club

В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, ядром которой является экономическая безопасность. Отмечается, что в условиях обострения традиционных угроз экономической безопасности и появления новых вызовов первостепенное значение приобретает задача объективной оценки реального состояния происходящих в стране социально- экономических процессов. В связи с этим авторами предложен ряд конкретных решений по организации государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности.

В целях укрепления национальной безо- пасности Российской Федерации и обеспечения устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу Президентом РФ в декабре 2015 г. утверждена обновленная Стратегия националь- ной безопасности РФ (далее – Стратегия) .

В условиях, когда Россия столкнулась с целенаправленным противодействием экономическому развитию со стороны большинства развитых стран, ущемлением интересов русскоязычного населения в различных регионах мира, односторонним безапелляционным нарушением большинства международных соглашений, национальная безопасность страны оказалась сильно подорванной.

Поэтому предлагаемый в Стратегии комплекс мер, направленных на повышение обороноспособности страны, государственной, общественной, информационной, экологической, экономической, транспортной, энергетической безопасности, а также безопасности граждан страны, является своевременным и обязательным условием для коренного изменения ситуации.

В силу того, что экономическая безопасность государства и всех субъектов российского общества − это ядро (основа) национальной без- опасности, в утвержденной Стратегии большое внимание уделено вопросам, связанным с переходом экономики на новый уровень технологического развития. Действительно, без преодоления таких проблем как низкая конкурентоспособность и экспортно-сырьевая модель экономики, отставание в разработке и внедрении новых технологий, зависимость национальной финансовой системы от зарубежных финансовых институтов, уязвимость российской информационной инфраструктуры, регистрация прав собственности большей части российских организаций в иностранных юрисдикциях, нехватка трудовых ресурсов, высокий уровень теневой экономики, коррупция и криминализация хозяйственно-финансовых отношений, невозможно обеспечить должный уровень национальной безопасности страны. Это так называемые традиционные угрозы экономической безопасности, характерные для российской экономики последних десятилетий.

В то же время существуют угрозы экономической безопасности, которые возникли сравнительно недавно и оказались непредвиденными для многих российских субъектов хозяйствования, в частности: введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры; глобальные мировые и региональные экономические кризисы; целенаправленная недобросовестная антироссийская конкуренция; нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения некоторых субъектов РФ и объектов национальной экономики.

Для нейтрализации перечисленных внутренних и внешних угроз экономической безопасности в Стратегии предложены следующие основные направления: развитие промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы; модернизация и развитие приоритетных секторов национальной экономики; повышение инвестиционной привлекательности РФ; улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды; повышение эффективности государственного регулирования экономики; рост производительности труда; освоение новых ресурсных источников; повышение защищенности финансовой системы; целенаправленное валютное регулирование; обеспечение финансовой стабильности; совершенствование межбюджетных отношений; преодоление оттока капитала и квалифицированных специалистов; защита внутренних сбережений населения и их трансформация в инвестиции; снижение инфляции. Кроме того, необходимы активные действия по борьбе с коррупцией, теневой и криминальной экономикой, особенно в сфере военной, продовольственной, информационной и энергетической безопасности.

В настоящее время повышение уровня экономической безопасности напрямую связано с устранением дисбалансов в экономике страны; внедрением специальных государственных программ по развитию малоосвоенных территорий, развитию рынка труда, транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктур. Уже давно предпринимаются усилия в части активизации работы по формированию новой географии экономического роста и новых отраслей экономики. Однако сделать это без дальнейшего развития фундаментальной и прикладной науки, без повышения качества общего, профессионального и высшего образования вряд ли возможно.

В Стратегии указаны основные направления государственной социально-экономической политики , реализация которых должна стать первоочередной задачей не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и всех институтов гражданского общества. Такой поворот в методах и формах реализации социально- экономической политики весьма своевременен. Проведенные в стране реформы принципиально изменили отношения в обществе. Органы государственной власти и местного самоуправления уже не могут и по закону, и по сути, нести ответственность за все, что происходит в территориальных образованиях. В то же время различным институтам гражданского общества и непосредственно гражданам предоставлены определенные права на ведение деятельности, отвечающей их интересам и потребностям.

Другой вопрос, что десятилетия существования административно-командной системы привели к тому, что большинство граждан либо не хотят, либо не могут участвовать в работе по обеспечению условий для жизнедеятельности. Поэтому органы государственной власти и местного самоуправления должны всесторонне помогать, обучать и стимулировать население подведомственных территорий к самостоятельному решению насущных проблем и ответственности за свое жизнеобеспечение.

Укрепление экономической безопасности страны, регионов, предприятий и организаций, отдельных граждан, должно осуществляться на основе стратегического планирования социально-экономического развития субъектов РФ и страны в целом.

На региональном уровне повышение экономической безопасности субъектов можно добиться за счет сбалансированного, комплексного и системного развития территории, расширения и укрепления хозяйственных связей между субъектами РФ. При этом задача федеральных органов государственной власти состоит в создании механизмов снижения уровня межрегиональной дифференциации субъектов РФ по уровню социально- экономического развития. Среди возможных направлений ее реализации выделим следующие: совершенствование системы стратегического и территориального планирования; обеспечение взаимной согласованности отраслевого и территориального развития; совершенствование национальной системы расселения и системы размещения производительных сил на территории Российской Федерации; устранение инфраструктурных ограничений; внедрение схем координации размещения транспортной, инженерной и социальной инфраструктур всех уровней.

Практическая реализация указанных выше целей, задач и мер, направленных на повышение уровня экономической безопасности страны, регионов и граждан, должна осуществляться на основе объективной оценки реального состояния происходящих в стране социальных и экономических процессов. Стратегия предусматривает создание такой системы контроля в форме государственного мониторинга, результаты которого должны отражаться в ежегодном докладе секретаря Совета Безопасности РФ Президенту РФ. Более того, в Стратегии предлагается система укрупненных показателей состояния национальной безопасности , в которую входят:

Удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;

Доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;

Ожидаемая продолжительность жизни;

Валовой внутренний продукт на душу населения;

Децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченно- го населения и 10% наименее обеспеченного населения);

Уровень инфляции; уровень безработицы;

Доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования; доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру;

Доля территории РФ, не соответствующая экологическим нормативам.

В большинстве федеральных органах государственной власти и Администрации Президента РФ еще в 1996 г. были созданы ситуационные центры (СЦ) для информационной поддержки системы обеспечения национальной безопасности . Однако их эксплуатация на сегодняшний день выявила ряд проблем:

Неопределенность понятийного аппарата и предметной области ситуационных центров;

Необходимость функционирования СЦ в оперативном режиме;

Большой разброс перечней собираемой СЦ информации;

Разнообразие форм собираемой информации (статистические данные, текстовая информация);

Невозможность свести всю собираемую информацию в единую информационную базу.

В настоящее время в рамках Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) и при поддержке Совета безопасности РФ ведется активная работа по преодолению указанных недостатков.

Однако до сих пор в стране не создана государственная система мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности, хотя теоретически эта проблема уже давно решена. Так, в ряде работ последнего десятилетия для оценки экономической безопасности России предлагается использовать более 150-ти различных экономических и социальных показателей . Проведены исследования, в которых предложены система индикаторов и методические подходы к оценке экономической безопасности федеральных округов и входящих в них субъектов федерации . По мнению других авторов, оценку экономической безопасности следует осуществлять на основе не только социально-экономических показателей, но и с учетом индикаторов, отражающих криминальную обстановку . Наконец, проведены специальные исследования, в которых сформулированы организационные и правовые предложения по созданию системы мониторинга экономической безопасности на предприятиях различных отраслей промышленности .

Важнейшим методическим требованием при создании государственной системы мониторинга экономической безопасности является формирование такой системы показателей и методов мониторинга, которые в конечном итоге смогут в максимальной степени отвечать требованиям объективности и деперсонифицированности. Иначе говоря, после ввода в эксплуатацию подобная система мониторинга должна минимизировать возможность субъективного воздействия на расчеты факторов самого разного свойства (ошибки при расчетах показателей и индикаторов, интерпретации), а также обеспечить защищенность от влияния каких бы то ни было политических интересов.

Таким образом, внедрение подобной системы предполагает решение двух взаимосвязанных задач − достижение объективности применяемых методик и разработку специальных регламентов. По нашему мнению, за основу модели государственной системы мониторинга экономической безопасности может быть принята модель государственной системы мониторинга коррупционных проявлений , ранее предлагаемая авторами.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 // Интернет-портал «Российская газета». – 2015. – 31 дек. – URL: (дата обращения: 11.01.2016 г.).

2. Никитенко Е.Г. Информационно-аналитическая модель мониторинга реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Е.Г. Никитенко // Сб. материалов I Всероссийской конференции «Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы». 2014. – М. : ООО Агентство печати «Столица», 2014. – 592 с.

3. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 815 с.

4. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность регионов России / В.К. Сенчагов [и др.]. – Н. Новгород. : Растр-НН, 2012. – 386 с.

5. Крылов А.А. Анализ криминогенной обстановки в системе экономической безопасности региона (на примере регионов Приволжского федерального округа) / А.А. Крылов, Е.С. Митяков // Труды Нижегородского технического университета им. Р.Е.Алексеева. – Н. Новгород. – 2015. – № 1. – С. 243-249.

6. Васильев Э.А. Мониторинг экономической безопасности в системе выявления и предупреждения экономической преступности / Э.А. Васильев, А.А. Крылов // Научный пор- тал МВД России. – 2014. – № 2. – С. 64-69. 7. Гальперин С.Б. Мониторинг коррупционных проявлений в государственной системе обеспечения экономической безопасности / С.Б. Гальперин, А.А. Крылов, А.И. Селиванов // Микроэкономика. – 2013. – № 2. – С. 68-72.

Алексей Крылов, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ВНИИ МВД России)

Александр Селиванов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономической политики и проблем экономической безопасности ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Глава 3. Механизмы обеспечения экономической безопасности региона

3.1. Мониторинг экономической безопасности
Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны включает в себя следующие элементы:

Мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам;

Разработка мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

Организация мер по обеспечению экономической безопасности.

Ряд вопросов по обеспечению экономической безопасности осуществляется в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на следующий год.

Для обеспечения стратегии экономической безопасности формируется система государственного воздействия на экономику. Эта система позволяет регулировать важнейшие экономические преобразования, включая взаимодействие между ними, а также берет на себя функции регулирования и поддержания экономики страны на безопасном уровне. Для этого должны быть: определены границы и условия государственного вмешательства в экономику; границы государственного сектора; обеспечено развитие эффективных методов государственного регулирования.

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система показателей играет важную роль в условиях наличия межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), изменчивости и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Это определяет возрастание требований к государственной статистике, глубине форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для проведения мониторинга факторов, определяющих угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, важнейшей задачей является создание организационно-информационной базы.

Мониторинг является механизмом контроля экономической безопасности, главные цели которого:

Создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности РФ;

Оперативное обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможным последствиям, а так же прогнозами в этой области;

Обеспечение информационного взаимодействия всех органов власти;

Контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны.

В структурном плане система мониторинга должна состоять из трех частей (уровней): - федеральный; функционально-ведомственный; региональный.

Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:

Разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга;

Разработка механизма сбора информации о состоянии угроз;

Оперативный анализ информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности.

Для реализации стратегии показатели (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

Динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру, динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

Состояние ресурсного, производственного и научно-технического потенциала;

Способность адаптироваться ко внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);

Состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

Качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

Ввиду сложности и многоэтапности разработок по мониторингу можно предложить следующую последовательность работ по диагностике и прогнозированию для России и входящих в нее регионов (табл. 3.1.).

Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является началом работ по планированию регионального развития. На основе прогноза определяются цели, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии региона.

Прогнозирование - составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития региона и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально- экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.
Таблица 3.1.

Состав и периодичность работ по экономической безопасности

В состав прогноза развития региона входят набор частных прогнозов и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

Демографическая ситуация;

Состояние природной среды;

Состояние научно-технических достижений;

Основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);

Спрос населения на товары и услуги;

Платежеспособность населения;

Темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основах, которые объясняют функционирование и развитие региона.

По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на: долго-, средне- и краткосрочный.

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция тенденций; эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства; система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса; модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики

Возможны два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и телеологический.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития. На этой основе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ "сторонним наблюдателям" происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли.

Телеологический подход (от греч. telos - цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и степени его приближения к поставленным задачам.

Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует следующие цели: он должен обеспечить правительство региона информацией для принятия решений; его показатели служат основой для разработки показателей проекта бюджета региона.

Для эффективного решения задач экономического развития необходимо объективно оценивать ситуацию в региональной экономике и научно-технический потенциал, с учетом наличных ресурсов, выявить сильные и слабые стороны региона и принять обоснованное управленческое решение. Это невозможно без достоверной и систематизированной информации, которую в значительной степени призван обеспечить мониторинг показателей развития региона. Мониторинг является не только инструментом контроля реализации принятых планов и программ комплексного инновационного развития региона, но и выступает инструментом формирования информационной базы для их разработки.

К мониторингу социально-экономических показателей предъявляется ряд требований, среди которых можно выделить следующие:

Система показателей должна быть взаимоувязана и допускать проведение исследований, как на федеральном, так и региональном уровне;

Система показателей должна отвечать перечню основных угроз экономической безопасности;

Перечень показателей должен быть минимальным и легко доступным с точки зрения наличия статистической информации;

Результаты анализа показателей должны допускать простую, наглядную и непротиворечивую интерпретацию;

Показатели должны быть синхронизированы во времени.

Требования позволяют определить перечень показателей, который обеспечивает проведение достоверного анализа, возможность получения информации и проведения расчетов с применением современных технических и программных средств.

Для диагностики необходимо, прежде всего, в ходе стратегического планирования на стадии анализа сложившегося состояния и прогноза развития определить наиболее вероятные в будущем угрозы экономической безопасности, характер и направленность их действия. Это требует постоянного мониторинга факторов, вызывающих внешние и внутренние угрозы экономической безопасности, на основе которого осуществлять анализ социально-экономической ситуации в целом с акцентом на выявление вероятных в будущем кризисных ситуаций.

Мониторинг экономической безопасности следует осуществлять, используя весьма широкий круг показателей, который нужно свести к необходимому и достаточному количеству, сгруппировав их по видам деятельности.

В перечень показателей для мониторинга могут быть включены показатели характеризующие:

Общий экономический потенциал: показатели призваны определить нижнюю границу, экономического развития, выход за пределы которой угрожает стабильности, экономической самостоятельности и устойчивому развитию.

Способность экономики региона к самодостаточному развитию группа показателей обеспечивает комплексную оценку способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; группа включает в себя показатели технического уровня производства и продукции, развития научно- производственного и кадрового потенциала, структуры производства и т. д.

Уровень жизни населения: показатели призванные определить границы, выход за которые угрожает общественному спокойствию и политической стабильности, создает угрозы возникновения социальных и трудовых конфликтов в регионе;

Безопасность финансовой системы: отражают вероятность наступления кризисных ситуаций в бюджетной и денежно - кредитной сферах;

Показатели, характеризующие внешнеэкономическую безопасность: группа отражает устойчивость экономики региона к изменениям внешних условий и функционирования, способность компенсировать возможные воздействия внешней среды на внутреннее экономическое состояние;

Качество управления: экономическим развитием, контролируемость экономических процессов, эффективностью регулирования экономики.

Мониторинг экономической безопасности должен представлять собой интерактивный процесс. Проведение предварительного анализа по заранее определенному перечню показателей неизбежно выявит необходимость осуществления дополнительного анализа и не должен ограничиваться анализом фактических данных за прошедший период, т.к. не менее (а может быть и более) важен анализ данных прогноза социально-экономического развития на предстоящий год и на среднесрочную перспективу.

Для проведения диагностики социально-экономической безопасности региона можно рекомендовать следующие показатели:

Отношение средней заработной платы (с учетом выплат социального характера) к прожиточному уровню в регионе;

Уровень преступности (число зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек населения);

Просроченная дебиторская, кредиторская задолженность предприятий и организаций на душу населения;

Задолженность по заработной плате на душу населения;

Уровень безработицы;

Соотношение числа безработных с числом вакансий.

Эти показатели позволяют осуществлять сравнительный анализ социально-экономического положения в регионах, а регулярный сбор информации обеспечивает возможность организации оперативного мониторинга.

В ходе мониторинга факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, недостаточно осуществление мониторинга изменения указанных выше индикаторов по годам за отчетный или прогнозируемый период, так как такой мониторинг не показывает насколько ситуация критична, каков уровень угрозы экономической безопасности. Для этого необходимо сравнение фактических и прогнозных данных с пороговыми значениями, четко определяющими параметры кризисной ситуации.

Для обеспечения региональной социально-экономической безопасности необходима система ее оценки: система индикаторов экономической безопасности региона и муниципального уровня, которая может осуществляется по следующим сферам деятельности (табл. 3.2.)

Каждая из сфер включает определенный набор индикативных показателей (обычно от 3 до 7) для каждого уровня.

Нужно отметить, что в целом индикаторы экономической безопасности региона существенно не отличаются от индикаторов экономической безопасности территорий муниципального уровня.

Проведение мониторинга факторов, учитывая пороговые значения, позволят выявить вероятность наступления кризисных ситуаций в экономике, а также оценить возможный ущерб от этого. За пределами пороговых значений экономика региона будет функционировать в экстремальных режимах. При этом необходимо оценивать по скольким показателям есть угроза выйти за пределы пороговых значений, так как угрожающей становится ситуация, когда нарушается сразу несколько пороговых значений.

Выход за пределы пороговых значений экономической безопасности не всегда влечет наступление острого кризиса. Это может свидетельствовать лишь о необходимости принятия мер по недопущению или преодолению угроз экономической безопасности.

Необходимо учитывать, что многие показатели должны анализироваться не только в стоимостном, но и в "физическом" измерении, т.е. в постоянных ценах. В этих случаях требуется привязка некоторых количественных параметров пороговых значений экономической безопасности к ценам определенного года.

Типичным случаем является ситуация, когда у региона не хватает финансовых ресурсов для преодоления или недопущения кризисных ситуаций, а также для компенсации возможных от этого ущербов, что потребует определения очередности и приоритетности преодоления наиболее острых угроз экономической безопасности, т. е. необходимости их ранжирования.
Таблица 3.2

Набор индикативных показателей по различным сферам


На региональном уровне

На муниципальном уровне

  1. Способность экономики территории к устойчивому росту



1.1.Инвестиционная безопасность



1.2.Производственная безопасность

1.3. Научно-техническая безопасность

1.3.Безопасность собственности

1.4.Внешнеэкономическая безопасность

1.4. Финансовая безопасность

1.5. Финансовая безопасность

1.4. Финансовая безопасность

1.6. Энергетическая безопасность

1.5. Энергетическая безопасность

  1. Обеспечение приемлемого уровня существования на территории

2.1. Уровень жизни населения

2.1 Социальный уровень жизни населения

2.2. Рынок труда

2.2. Рынок труда и оплата труда



2.3. Демографическая безопасность

2.4. Правопорядок

2.4. Правопорядок



2.5. Продовольственная безопасность

  1. Экологическая безопасность

3.1. Экологическая защита

3.1. Выбросы вредных веществ

Ранжирование (приоритетности) необходимо в случаях, когда финансовых ресурсов недостаточно, а распыление недостаточных ресурсов на преодоление всех угроз одновременно может привести к тому, что в результате не будет устранена в требуемые сроки ни одна угроза. Необходимо ранжирование (приоритетности) устранения тех или иных угроз во времени.

Для проведения ранжирования угроз по очередности (приоритетности), необходимо:

Определить по каждой угрозе уровень агрегированности;

Перечень мер по их устранению;

Определить объем финансирования, необходимого для осуществления мер по устранению каждой угрозы в целом по всем угрозам.

Такие расчеты нужны как примерный ориентир для оценки возможных масштабов разрыва между возможными к использованию для устранения угроз и требуемыми финансовыми ресурсами.

Необходимо иметь механизм выбора приоритетности, так как имеются различные угрозы экономической безопасности: с быстрым сроком наступления и сравнительно небольшими негативными последствиями; с достаточно далекими сроками наступления, но крайне тяжелыми негативными последствиями. Кроме этого имеются и другие проблемы ранжирования угроз экономической безопасности, связанные с масштабом негативных последствий и сроками их наступления: особо крупные, крупные и некрупные. Для этого можно ориентироваться на следующие критерии:

Крупные: экономика региона сохраняет возможность функционирования, но теряет устойчивость;

Некрупные: при сохранении и возможности функционирования и устойчивости приводят к угрозе невыполнения каких-либо отдельных параметров.

При ранжировании угрозы экономической безопасности следует также учитывать период, необходимый для проведения соответствующих мероприятий. Например, угроза экономической безопасности, которая наносит ей особо крупный ущерб, на первый взгляд является наиболее приоритетной, а вероятность ее наступления прогнозируется более чем через 5 лет. Для проведения мероприятий по ее предотвращению требуется 3 года и она перестает быть первоочередной. И, наоборот, угроза, приносящая менее крупный ущерб, но наступающая в самое ближайшее время может стать более приоритетной.

Диагностика кризисных ситуаций включает в себя: мониторинг факторов, вызывающих угрозу экономической безопасности; определение наиболее вероятных угроз экономической безопасности; определение масштабов негативных последствий от действия этих угроз; ранжирование по степени очередности и приоритетности их предотвращения или преодоления. Следующим этапом является обоснование комплексной системы мер обеспечения экономической политики региона.

Таким образом, мониторинг экономической безопасности представляет собой: систему сбора, обработки и анализа информации; оценку и прогнозирование социально-экономической ситуации в регионе; подготовка объективной и достоверной информации о состоянии объектов и территорий региона, оказывающих существенное влияние на безопасность региона в целом, и о возможных отклонениях этого состояния от допустимых значений. Речь идет в первую очередь об отслеживании соблюдении границ показателей (так называемых "порогов безопасности"), нарушение которых может обернуться катастрофическими последствиями, с тем, чтобы принять меры по их недопущению. Система мониторинга регионального развития выступает механизмом выявления и предотвращения возможных угроз, а информация, полученная в процессе мониторинга, позволяет доступными методами воздействовать на ситуацию.

1.Подчиненность задач управления экономической безопасностью более общей системе управления национальной безопасности РФ. В силу этого система мониторинга экономической безопасностью должна создаваться как подсистема мониторинга национальной безопасности.

2.Многоаспектный характер безопасности, обусловленный тем, что значительная часть объектов мониторинга требует отслеживания безопасности взаимодействия между ее элементами: экономической, экологической и социальной составляющими.

3.Иерархичность структуры системы мониторинга, которая должна соответствовать территориальным и отраслевым уровням управления народнохозяйственными системами.

4.Непрерывность проведения мониторинга.

5.Активизация инвестиционных процессов: мониторинг должен осуществляться с высокой степенью заблаговременности (5-10 лет и более).

6.Комплексный (многокритериальный) характер мероприятий по нейтрализации угроз: многовариантные мероприятия по повышению экономической безопасности с целью обоснования распределения затрат и эффектов по секторам экономики и субъектам территориально - производственных систем.

7.Необходимость обеспечения единого методического подхода к анализу и сопоставимости оценок экономической безопасности для ранжирования, а также для отслеживания изменения уровней безопасности во временном разрезе (для оценки эффективности мероприятий по нейтрализации угроз).

8.Сочетание административно-правовых и финансово - экономических методов и механизмов управления экономической безопасностью.

К числу приоритетных направлений организационно-методических работ в области мониторинга можно отнести:

Определение состава, содержания и периодичности работ по мониторингу с разработкой необходимой нормативно-методической базы и инструментальных средств;

Создание государственной системы информационного обеспечения мониторинга;

Формирование организационных структур по управлению мониторингом и их правовое и финансовое обеспечение.

Различные структуры государственной власти должны выполнять свои функции по обеспечению жесткую регламентации этапов разработки, корректировки и реализации политики государства. Одной из центральных процедур в этом процессе должен стать мониторинг нормативно-правовых документов, выражающих экономическую политику с точки зрения воздействия их на показатели экономического роста, достижения социально значимых результатов благополучия общества и экономической безопасности.

Организация мониторинга соответствующих уровней, разработка показателей по объектам мониторинга должны быть возложены на органы, создаваемые в рамках управления системой экономической безопасности. Целесообразно создать сеть региональных центров по разработке и внедрению, а также по выполнению работ по диагностике и прогнозированию уровней безопасности территорий. Формирование целей и планов развития требует активного участия в этом государства, а разработка соответствующего правового механизма является важнейшей функцией законодательных органов РФ. В процессе создания целостной системы управления экономической безопасностью необходимо учитывать интересы и полномочия между различными уровнями управления как по структуре, так и по функциям, а также по горизонтали и по вертикали (федеральным, региональным, местным, законодательным и исполнительным и др.). Распределение функций и компетенций между представительными и исполнительными органами является важной задачей.

На рисунке 3.1 приведена схема проведения работ по диагностике и прогнозированию экономической безопасности. Видно, что цепочка «оценка состояния региона – диагноз – прогноз – стратегия управления» замкнута.Это дает возможность: рассмотрения динамики региона; исследование процессов развития при различных исходных данных и стратегиях управления; создание потенциально возможных сценариев его развития.

Рис. 3.1. Схема проведения работ по диагностике и прогнозированию
Стратегический мониторинг оценивает ход реализации стратегии, возможность и целесообразность ее дальнейшего развития. Оперативный мониторинг дает оценку правильности отдельных функций и работ, отслеживает текущую деятельность по фактическим значениям показателей, сравнивая их с плановыми, нормативными, средними показателями и пороговыми значениями. Стратегический мониторинг направлен на развитие, а оперативный мониторинг - на конкретный результат.

Рассмотрим основные этапы мониторинга:

1.Определение целей и объектов мониторинга, разработка показателей, выбор средств и методов сбора информации.

2.Сбор, изучение и обобщение информации, формирование информации для анализа.

3.Анализ информации, сравнение фактических данных с пороговыми значениями показателей и оценка перспектив развития.

4.Систематизация и подготовка информации для принятия управленческих решений.

5.Контроль над результатами управленческих воздействий. Разработка мероприятий по устранению негативных последствий в случае их возникновения.

6.Анализ необходимости дальнейшего проведения мониторинга, корректировка системы мониторинга.

7.Выработка прогнозных направлений деятельности региона или корректировка стратегии деятельности в случае необходимости.

Сущность первого этапа заключается в определении целей и объектов мониторинга в соответствии с особенностями и задачами, стоящими перед регионом.

На втором этапе выполняется сбор и регистрация информации, осуществляется оперативный контроль поступления и свода информации.

На третьем этапе анализируется информация, выполняется сравнение данных с пороговыми значениями показателей, изучается динамика показателей. Таким образом, основой системы мониторинга является управление по отклонениям, определяются факторы, вызвавшие эти отклонения.

На четвертом этапе разрабатываются альтернативные управленческие решения, по устранению "узких мест" или определению точек роста приоритетных направлений развития региона.

На пятом этапе оценивается эффективность разработанных управленческих решений, причины, виновники негативных явлений, разрабатываются новые решения.

На последних этапах уточняется методика мониторинга, принимается решение о дальнейшем проведении мониторинга, уточняются цели и направления деятельности региона.

Таким образом, мониторинг является механизмом, обеспечивающим развитие региона. На основе системного наблюдения за ходом и характером количественных и качественных изменений, происходящих в регионе. Мониторинг нацелен в первую очередь на раннее выявление различных сбоев и угроз, потенциально опасных с точки зрения вероятности ухудшения состояния региона и обеспечивает распознавание надвигающегося кризиса, для того, чтобы оперативно отреагировать на него, уменьшить степень риска и избежать катастрофических последствий.

Объективная информация об изменениях, происходящих в регионе, является необходимым условием его развития. Мониторинг дает органам регионального управления оперативную информацию для принятия эффективных управленческих решений в различных ситуациях для обеспечения выбора необходимой стратегии развития.

В заключении нужно отметить, что почти тридцатилетний опыт использования ситуационных центров в коммерческих и государственных структурах, позволил сформулировать набор методологических принципов, повышающих действенность мониторинга.

Во-первых, формируется группу экспертов для углубления понимания, уяснения проблемы, ее структуризации, выделения определяющих проблему факторов определения индикаторов, характеризующих исследуемую ситуацию.

Во-вторых, мониторинг необходимо направить на реализацию определенной цели, решение конкретной задачи, в рамках проблемной области исследуемого объекта.

В-третьих, формирование групп специалистов по обработке информации, работающих на различных иерархических уровнях: на верхнем уровне должно находиться лицо, в интересах которого осуществляется мониторинг, а группы, находящиеся на нижележащих уровнях, должны работать в постоянном контакте между собой.

В-четвертых, руководитель кроме обобщенной информации о ситуации должен иметь доступ к первичной информации, что повышает устойчивость процесса принятия решений.

В-пятых, определенный поначалу набор показателей для слежения за ситуацией необходимо сохранять как можно дольше - даже если через некоторое время после запуска мониторинга выяснится, что он не так хорош, как хотелось бы. Это создаст хороший базис для последующей модификации мониторинга.

В-шестых, необходимо иметь формализованную модель анализа данных и модель принятия решений, используя для этого современные информационные технологии, позволяющие выявлять закономерности и тенденции развития наблюдаемых событий, строить сценарии их развития.

В-седьмых, применение средств визуализации результатов обработки информации, что обеспечивает многомерное представление этих результатов.

В-восьмых, осуществление объектного мониторинга для выявляя закономерности на различиях, наблюдаемых при переходе от объекта к объекту.

Анализ подходов к формированию системы показателей оценки состояния экономической безопасности

Опасность возникновения кризисных явлений в экономики государства и регионов отдельно характеризует весьма актуальную задачу построения системы непрерывного мониторинга для анализа и оценки уровня угроз социально-экономической безопасности, которая предполагает проведения постоянного мониторинга состояния всех воспроизводственных социально - экономических процессов: процесса производства, потоков доходов и расходов, изменений уровня благосостояния.

Состояние экономической безопасности характеризуется комплексом критериев и показателей, позволяющих проводить анализ и оценку уровня экономической безопасности.

Все показатели экономической безопасности разделяются на количественные и качественные и классифицируются, в зависимости от ее уровня, следующим образом (рисунок 2.1.):

Рисунок. 2.1. Классификация показателей экономической безопасности по уровням

Макроэкономический уровень характеризуют показатели международной экономической безопасности и экономики государства в целом.

Мезоуровень (региональный или отраслевой) - показатели экономики субъектов Федерации (регионов) и отраслей. Микроэкономический уровень характеризуют экономические показатели агентов рынка, фирм, предприятий, учреждений, акционерных обществ и т.д. Уровень семьи и личная экономическая безопасность каждого гражданина страны.

Оценить уровень международной экономической безопасности страны можно с помощью индикаторов глобальной экономической безопасности. Значения этих индикаторов применительно к Российской Федерации, ряду ведущих государств и всего мирового сообщества за 2012 год приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Индикаторы глобальной экономической безопасности ведущих государств мира и всего мирового сообщества за 2012 год

Показатель

Территория, млн. кв. км.

Население, млн. чел.

ВВП, млрд. долл.

ВВП по ППС, млрд. долл.

Добыча нефти млн. барр./год

Запасы нефти (доказанные) на 2012 год, млрд. барр.

Добыча газа в 2012 году, млрд. м. куб.

Запасы газа (доказанные), на 2012 год, млрд. м. куб.

Импорт товаров и услуг, млрд. долл.

Золотовалютные резервы, млрд.

Доля стран

В территории, %

В населении, %

В мировом ВВП, %

В мировом ВВП по ППС, %

ВВП на душу населения, тыс. долл.

ВВП по ППС на душу населения, тыс. долл.

В добыче нефти, %

В запасах нефти, %

В добыче газа, %

В запасах газа, %

В мировом экспорте, %

В мировом импорте, %

В золотовалютных резервах, %

Финансовая система, в% к ВВП, 2012 г.

Доходы консолид. бюджета

Расходы консолидированного бюджета

Дефицит бюджета

Активы банковской системы

Проведенный в таблице 2.1 анализ стран по основным социально-экономическим показателям дает возможность произвести оценку динамики изменения экономической безопасности России, и сравнение уровня безопасности отечественного национального хозяйства с уровнями различных зарубежных стран.

Так показатель ВВП в Росси значительно ниже, чем в остальных анализируемых странах и в общем мировом объеме доля данного показателя составляет 3,04%. По добыче и запасам газовых и нефтяных месторождениям Россия занимает лидирующее положения среди анализируемых стран. По отношению к мировым показателям, 21% доказанных запасов газа сосредоточены на территории России.

Показатель импорта и экспорта в России по отношению к остальным анализируемым странам значительно ниже, и составляет 2,03 и 2,6% в мировом соотношении соответственно.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о значительных отклонениях большинства индикаторов друг от друга, что характеризуется общим уровнем развития экономики страны ее социально-экономическое положение в мировой экономики, обеспеченностью ресурсами.

С целью проведения более подробного анализа экономической безопасности многие исследователи используют пороговые индексы и значения на основе международного опыта и опыта изучаемого государства с их фактическими значениями. Однако состав показателей и их значения у разных авторов различный.

В таблице 2.2 приведен пример оценки экономической безопасности страны, где сравниваются пороговые значения, предложенные С. Глазьевым и В. Сенчаговым.

Таблица 2.2. Сравнение пороговых значений экономической безопасности государства

Наименование пороговых значений

Величина пороговых значений

В. Сенчагов

С. Глазьев

Показатели, используемые В. Сенчаговым и С. Глазьевым

Доля машиностроения во всем промышленном производстве, %

Инвестиции в основной капитал, в% к ВВП

Расходы на гражданскую науку, в% к ВВП

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в%

Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, раз

Уровень безработицы по методологии МОТ, в% к ЭАН

Уровень монетизации, на конец года, % к ВВП

Государственный внешний и внутренний долг, в% к ВВП на конец года

Уровень инфляции, %

Дефицит федерального бюджета, в% к ВВП

Доля продовольствия, поступившего по импорту в общем объеме продовольственных ресурсов, %

Данные представленные в таблице 2.2 показывают, что из 11 показателей предложенных В. Сенчаговым и С. Глазьевым только 5 общих значений (менее 50%).

Ряд исследователей полагает, что на основании предложенных уровней пороговых значений не возможно оценить реальные угрозы тому или иному сектору экономики региона и государства в целом.

В связи с эти можно сделать вывод о том, что пока не существует единого мнения о составе и уровнях пороговых значений экономической безопасности, а их определение является сложной и значимой задачей при изучении экономической безопасности.

Мезоуровень экономической безопасности характеризуется показателями безопасности региона (субъекта федерации).

Так же как и на макроэкономическом уровне на мезоуровне для оценки экономической безопасности используются индикаторы и пороговые значения. Наиболее часто в зависимости от сферы жизнедеятельности региона исследователями используются социально-экономические индикаторы, приведенные в таблице 2.3. .

Рассматривают их, как правило, в динамике лет, что позволяет помимо угроз экономической безопасности, также выявить и тенденции развития экономики региона.

Таблица 2.3. Индикаторы экономической безопасности региона

I. Производственно-финансовый блок

Производственная сфера

1.1. Валовая производительность труда по отраслям, производящим товары (отношение суммы объемов промышленной, сельскохозяйственной продукции и подрядных работ в строительстве к общей численности занятых);

1.2. Суммарный оборот розничной торговли, общепита и объема платных услуг с учетом уровня покупательной способности в расчете на душу населения;

1.3. Доля занятых на малых предприятиях

1.4. Индекс физического объема валовой продукции промышленности, сельского хозяйства и строительства.

Финансовая сфера

1.5. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения;

1.6. Прибыль (сальдированный финансовый результат) на одного занятого;

1.7. Дефицитность бюджета;

1.8. Объем собственных бюджетных средств на 1 жителя;

1.9. Расходы бюджета муниципальных образований на социальную сферу на 1 жителя.

II. Социальный блок

Демографическая ситуация

2.1 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

2.2. Коэффициент естественного прироста населения;

2.3. Коэффициент младенческой смертности.

Стоимость жизни

2.4. Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума;

2.5. Темпы изменения стоимости набора из 25 основных продуктов питания.

Инфраструктурная обустроенность

2.6. Обеспеченность жильем;

2.7. Обеспеченность дошкольными учреждениями;

2.8. Обеспеченность медицинскими учреждениями (врачами, поликлиниками).

Социальная напряженность

2.9. Уровень зарегистрированной безработицы.

2.10. Число зарегистрированных преступлений

В настоящее время в экономической науке существует большое количество подходов к составу показателей экономической безопасности.

В экономике по настоящее время не сформировалось единое мнение по поводу того, какими показателями нужно пользоваться, какие пороговые значения этих показателей будут характеризовать кризисные процессы в экономике.

Сегодня все существующие показатели экономической безопасности можно разделить на обобщенные блоки, каждый из которых имеет сложную систему расчетных показателей и обобщенных данных. Их классификация будет выглядеть следующим образом (рисунок 2.2):

экономический мониторинг безопасность

Рисунок 2.2. Классификация показателей экономической безопасности

Для проведения анализа экономической безопасности региона одной из первостепенных задач является разработка такой системы показателей, которая объективно и своевременно отражала бы кризисные явления в экономике.

Постоянное усиление факторов, угрожающих экономической безопасности корпорации, ставит вопрос о создании системы мониторинга состояния и динамики развития корпорации с целью заблаговременного выявления грозящей опасности и принятия необходимых мер защиты.

Цели мониторинга:

1. оценка состояния и динамики развития финансово-хозяйственной деятельности;

2. выявление деструктивных тенденций и процессов развития опасностей;

3. определение причин, источников, характера и интенсивности воздействия угрожающих факторов;

4. прогнозирование последствий воздействия угрожающих факторов

5. системный анализ сложившейся тенденции и разработка целевых мероприятий по парированию угроз экономической безопасности корпорации.

Мониторинг ведется непрерывно, с учетом общего состояния внутренней и внешней среды корпорации. Мониторинг осуществляется последовательно определенными этапами:

1. идентификация корпорации и ее дочерних обществ, как объектов мониторинга, которая включает оргструктуру управления, сферы деятельности;

2. формирование системы технико-экономических показателей оценки экономической безопасности;

3. сбор и подготовка информации, характеризующих состояния объектов экономической безопасности;

4. выявление факторов, представляющих угрозы развитию корпорации;

5. встраивание мониторинга в систему контроллинга корпорации;

6. диагностика уровня безопасности и ее дочерних обществ;

7. разработка предложений по предупреждению и нейтрализации угроз экономической безопасности.

Концепция экономической безопасности

Система экономической безопасности корпорации -- это многоуровневая система. На высшем уровне находится комплексная оценка уровня экономической безопасности всей корпорации. На среднем уровне даётся оценка уровня экономической безопасности по отдельным объектам угроз. На нижнем уровне определяются мероприятия, обеспечивающие защищенность объектов.

Управление экономической безопасностью осуществляется через ряд последовательных действий:

Уточнение интересов акционеров корпорации;

Определение приоритетов в финансово-хозяйственной деятельности;

Прогнозирование возможных угроз;

Разработка на базе выявленных угроз, стратегий, обеспечивающих экономическую безопасность.

Используются 3 типа стратегий:

1. стратегия, связанная с необходимостью внезапно реагировать на реально возникшие угрозы;

2. стратегия, ориентированная на прогнозирование и заблаговременное выявление угроз, с целью осуществления необходимых затрат на их отражение;

3. стратегия безопасности, направленная на компенсацию нанесенного ущерба.

Уровень стратегической безопасности характеризуется целым рядом коэффициентов и критериев (например, коэффициент усиления конкуренции). Применяются методы оценки:

Метод экспертных оценок;

Экономико-математическое моделирование;

Логическое моделирование.

Для достижения целей системы экономической безопасности необходимо решить комплекс задач:

а) выявление круга объектов системы экономической безопасности и функциональных связей между ними;

б) осуществление мониторинга;

в) разработка мер внутренней и внешней защиты;

г) прогнозирование состояния экономической безопасности с учетом мер защиты.

Этапы создания системы экономической безопасности

Этапы создания экономической безопасности рассматриваются как перечень мер по приведению значений экономической безопасности в соответствии с пороговыми параметрами.

Предлагаемые меры должны формироваться:

По показателям (рентабельность, платежеспособность, др.);

По элементам угроз;

По анализу инструментов и функций службы экономической безопасности.

Последовательность этапов:

1. разработка нормативной базы;

2. выявление угроз, в рамках направлений хозяйственной деятельности;

3. решение задач управления угрозами и механизмами противодействия им;

4. внедрение мер защиты в головной компании и дочерних обществ с учетом прогнозов.

Практический раздел

ТЕМАТИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Сущность и содержание корпоративного управления

1.2. Основные принципы корпоративного управления.

1.3. Модели корпоративного управления.

1.4. Роль информации в корпоративном управлении.

Литература

1. Батурин А.В. Теория и практика корпоративного управления. – М.: «Дело», 2006.

2. Казаченко О.В. и др. Корпоративное управление. – Киев: «Ланс», 2004.

3. Орехов С.А. Основы корпоративного управления. – М.: ООО «Маркет», 2006.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

Новое на сайте

>

Самое популярное