Домой Альфа Банк Налоговые поступления в бюджет рф. Статистика налогов

Налоговые поступления в бюджет рф. Статистика налогов

Хотелось бы вначале сделать небольшое отступление, так как многие в принципе не до конца понимают суть налогов, их цель, а те кто понимают не всегда правильно оценивают масштаб всего этого. Недавно мне попалась интересная статья одного иностранного инвестора, где он делился мнением по поводу самоналога. Он специально облагал некоторые свои расходы данью, которую платил сам себе, я вам как-нибудь расскажу подробнее, но результаты меня впечатлили.

Я также много раз предлагал своим читателям сравнить государство с семьёй, ведь практически во всём они схожи. Так же нужны доходы, так же есть расходы. Когда вы недовольны тем, как распоряжаются бюджетом руководители страны, спросите себя, а правильно ли вы распоряжаетесь бюджетом своей семьи? Я облегчу ваши страдания и отвечу исходя из кучи изученной мной статистики – скорее всего у вас с управлением капиталом всё обстоит ещё хуже.

И так, для того чтоб всё было в шоколаде необходимо соблюдать простое правило – доходы должны превышать расходы. В моём регионе всё с точностью до наоборот, поэтому с деньгами тут у половины жителей катастрофические проблемы. Зато всё красиво, строят стадионы, фонтаны, спорткомплексы. Это расходы, как на строительство так и на содержание. А доходы у государства, как собственно и у региона в частности, строятся на налогах по большому счету. Ещё штрафы, пошлины, сборы всякие, в общем источников дохода несколько.

То есть вы поняли, что по большей части бюджет пополняем мы. Схема, если совсем просто объяснить, выглядит примерно так – правительство берет деньги в долг у международных кредиторов или у своего народа с помощью ОФЗ. Это долги государства. Затем выделяет помощь, платит различные социальные выплаты, строит объекты.. Одним словом идут расходы. А уже потом собирает налоги, пошлины, штрафы, сборы, обязательные платежи в различные фонды, добавляем сюда деньги полученные от продажи полезных ископаемых и инвестиций и таким образом формируется доход.

Из дохода оплачиваются расходы и погашается долг. Частично естественно. США, например, имеет такой долг, что даже если всю америку продать, то вряд ли получится погасить хотя бы половину. Там люди уж под 40% налоги платят, а долг всё растет. В России госдолг не большой, а учитывая тот факт, что приличная его часть принадлежит россиянам через ОФЗ, мы можем быть спокойны. Однако доходов всё же не хватает. А как мы помним доходы формируются по большей части из налогов и иных обязательных платежей, отсюда и ответ на вопрос будет ли повышен налог, пенсионный возраст, вырастут ли тарифы и штрафы. Вырастут, будьте уверены. И это не злой умысел, это побочный эффект той денежной системы, которая есть в мире.

Сколько бюджет РФ заработал на налогах за январь-февраль 2018

Ну и на закуску я перечислю вам суммы, которые получил бюджет за январь-февраль 2018 года от налогов, сборов и акцизов. Цифры интересные, люди с зарплатой в 10 000 сейчас будут падать в обморок, держите их. Я к тому что там всё в миллиардах, звучит как-то устрашающе. Напомню, что все доходы только за январь-февраль 2018, то есть по сути за месяц какой-то.

Налог на прибыль организаций 286 миллиардов из которых 71 миллиард ушел в федеральный бюджет. Физические лица, то есть мы с вами, принесли в бюджет 462 миллиарда! Этот налог полностью остаётся в субъекте. Тут все понимают, что если вы работаете в Москве, а родом из Урюпинска, то налог платите в Москву. А своему родному городу ничего, ну что вы за человек.. Ладно, я шучу, давайте дальше, там всё ещё интереснее.

Налог на добавочную стоимость 534 миллиарда, все в федеральном бюджете. Акцизы на табачную продукцию 39 миллиардов, бензин 64, дизельное топливо 38. Есть топливо и для людей, многие без пива дня прожить не могут. Акцизы на пиво принесли в бюджет 19 миллиардов, всё за указанный период, не забывайте. Кстати, доход с бензина и дизельного топлива делится между федеральным и региональным бюджетами, от пива всё идет в регион. Поэтому во многих городах с пьянством бороться никто и не собирается, любители посидеть на лавочке с бутылочкой это просто доход. Как люди они никого не интересуют, как источник дохода устраивают многих.

Пенсионный фонд население пополнило на 621 миллиард, фонд ОМС получил 152 миллиарда. Самый маленький фонд страхования от временной нетрудоспособности потолстел на 34 миллиарда. Напомню, что эти деньги платит за работников работодатель. Общая сумма составляет 30% от зарплаты сотрудника. Самозанятые и безработные доходы не приносят, поэтому ждите соответствующих законов, которые должны эту проблему решить.

Мир это одна большая денежно-кредитная система. Даже когда людям что-то дают бесплатно, это просто стимулирование с целью получения доход в будущем. Радуетесь, что на ребенка теперь платят около 10 000 в месяц? Ну круто, а всё ради того, чтобы эти дети выросли и начали пополнять бюджет. Детский садик, ВУЗ, работа, заправка автомобиля, покупка пива. Ну, схему вы поняли.

Не огорчайтесь тем не менее, всё будет хорошо. До связи!

В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление, государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы в стране.

Рассмотрим структуру поступления федеральных налогов в федеральный бюджет РФ за 2009 - 2011 года по данным таблицы 2.2.1 .

Таблица 2.2.1 Поступление администрируемых ФНС России налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009-2011 гг.

Поступления в консолидированный бюджет

Изменение, %

Всего поступило

в том числе:

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Налоги на имущество

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

в том числе:

налог на добычу полезных ископаемых

Прочие налоги и сборы

Из таблицы 2.2.1 видно, в течение всего анализируемого периода поступления налогов в консолидированный бюджет планомерно росли, об этом свидетельствуют данные ФНС.

В консолидированный бюджет в 2010 году поступило 7 трлн. 662,9 млрд. руб., что на 21,9% больше, чем в 2009 году (6 трлн. 268,2 млрд. руб.). В 2011 году поступления составили 9 трлн. 702,9 млрд.руб., что на 26,6% больше чем в 2010 году.

В 2010 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 6823,3 млрд. рублей (89,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 497,7 млрд. рублей (6,5%), местных - 131,6 млрд. рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 207,0 млрд. рублей (2,7%).

Наглядно динамика налоговых поступлений в разрезе отдельных видов налогов представлена на рисунке 1.

Рис. 1

Из рисунка 1 видно, что в рассматриваемом периоде больше всего выросли налог на прибыль организаций, также значительно выросла сумма налогов и сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами.

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010 году составило 1774,4 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с 2009 годом на 40,3%. В 2011 году поступление налога на прибыль организаций составило 2270,5 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с 2010 годом на 28,0%. В структуре налоговых поступлений по данному налогу в 2011 году доля налога на прибыль организаций, увеличилась по сравнению с 2010 годом с 23,1 до 23,4%.

В 2010 году в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1789,6 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 7,5% больше, чем за 2009 год. В 2011 году в консолидированный бюджет РФ поступило 1995,8 млрд. рублей данного налога, что на 11,5% больше, чем за 2010 год.

В 2010 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 441,4 млрд. рублей, что на 34,8% больше по сравнению с 2009 годом. Основную часть поступлений (85,9%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В 2011 году поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции) на сумму 615,3 млрд. рублей, что на 39,4% больше по сравнению с 2010 годом.

В 2010 году поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1406,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 33,4%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 90,1% и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 1,4 процентного пункта. В 2011 году поступление данного налога составило 1994,6 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 41,8%.

Из данных таблицы 2.2.1 видно, что в структуре налогов произошли некоторые изменения. Так в 2009 году основная доля всех поступлений приходилась на налог на доходы физических лиц, а в 2011 году основная доля приходится на прибыль организаций. Доля НДС в общей сумме налоговых поступлений постепенно снижается с 19,3% до 18,1%, а доля акцизов выросла с 5,2 до 6,3%, что было обусловлено снижением налогового бремени по налогу на добавленную стоимость и ростом акцизов на алкоголь и табачную продукцию. Доля налогов и сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами выросла с 17,2% в 2009 году до 21,5% в 2011 году, что обусловлено повышением цены на нефть .

Наглядно структура налоговых поступлений представлена на рисунках 2 - 4.


Рис. 2.

Из рисунка 2 видно, что в структуре налогов в 2009 году основная доля приходится на налог на доходы физических лиц (26,6%) и на налог на прибыль организаций (20,2%) на третьем месте - налог на добавленную стоимость (19,3%). Самая маленькая доля приходится на прочие налоги и сборы (2,4%).


Рис. 3.

Из рисунка 3 видно, что в структуре налогов в 2010 году, также как и в 2009 году основная доля приходится на налог на доходы физических лиц (23,4%) и на налог на прибыль организаций (23,1%), на третьем месте - налог на добавленную стоимость (18,1%).


Рис. 4.

Из рисунка 4 видно, что в 2011 году основная масса администрируемых ФНС России доходов консолидированного бюджета обеспечена поступлениями налога на прибыль (23,4%), поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (21,5%).

Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет РФ в целом за период уменьшились на 6% (с 26,6% до 20,6%). Снижение поступлений налога на доходы физических лиц явилось следствием:

1) сокращения контингента плательщиков налога за счет роста числа безработных;

2) снижения доходов, полученных налогоплательщиками в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций в результате принятия мер по ограничению в условиях кризиса размеров выплачиваемых дивидендов;

3) уменьшения поступления налогов с доходов, полученных в виде всевозможных выигрышей, поскольку резко сократилось число рекламных акций и кампаний;

4) появления новаций социального характера, выразившихся в увеличении налоговых вычетов по НДФЛ:

Пороговое значение дохода, дающего право на вычет 400 руб. увеличилось до 40000 руб. Эта мера вызвала существенное выпадение доходов бюджетов регионов, но практически не повлияла на материальное положение налогоплательщиков, поскольку налоговая выгода составляет только 52 руб. в месяц.

Стандартные налоговые вычеты на детей, увеличились с 600 до 1000 руб., пороговое значение дохода, дающего право на вычет, составило 280000 руб., вместо 40000 руб. Однако эта мера на демографическую ситуацию не повлияет, 130 руб. экономии на налогах не помогут родителям вырастить ребенка. На доходы бюджета указанная мера оказывает крайне негативное влияние.

Имущественный налоговый вычет в связи с приобретением или строительством) жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них увеличился с 1000000 до 2000000 руб.

В 2009 году налоговая система РФ существенно пострадала в условиях финансового кризиса. В совокупности со снижением объемов производства и цен сократились налоговые базы, что привело к резкому снижению налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, как в целом, так и по отдельным налогам. За 2009 г. снижение поступления налоговых доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды, по налогам, администрируемых Федеральной налоговой службой, по сравнению с 2008 годом составило 21,2 %, в консолидированный бюджет РФ - 24,9 %,. Лидер снижения налоговых поступлений - налог на прибыль организаций. В федеральный бюджет за 2009 г. поступило 23,1% налога по сравнению с уровнем прошлого года, а в консолидированные бюджеты регионов - 56,7%.

Уже в 2010 году положение изменилось и поступления налогов в бюджет динамично росли в течение всего анализируемого периода, по всем видам налогов.

Таким образом, из приведенных данных видно, что в течение рассматриваемого периода наблюдается динамичный рост налоговых поступлений как в целом, так и по отдельным статьям. Это было обусловлено тем, что страна в 2010 году вышла из рецессии и производство стало развиваться.

Налоговый кодекс РФ определяет налог как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию "налог" с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории "налог" приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории "налог" способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории "налог" являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.

Современная налоговая система РФ введена в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ.

Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, – неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.

2. Планирование и динамика налоговых поступлений в бюджет

Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых методических подходов, при этом круг участников процесса планирования различается в зависимости от уровня управления. Рассмотрим организацию работы по планированию контингентов ряда налогов на региональном уровне.

Комитет финансов администрации субъекта РФ является центральным звеном в процессе планирования налоговых поступлений территориального бюджета. Для составления плана налоговых доходов бюджета региона в финансовом комитете аккумулируются необходимые статистические и аналитические материалы, поступающие из различных ведомств. Так, информацию о фактических суммах налогов, поступивших в бюджеты всех уровней, предоставляет управление федерального казначейства по субъекту РФ. В региональном управлении Министерства по налогам и сборам РФ составляются отчеты о фактической величине налогов, зачисленных в бюджеты всех уровней, размере задолженности по налоговым платежам, уплате налоговых санкций и пени, а также ряд других отчетных и аналитических материалов, необходимых для расчета прогнозной величины налоговых поступлений. Кроме того, в управлении МНС по субъектам РФ производится расчет величины предполагаемых сумм налоговых доходов бюджета на следующий отчетный период, исходя из объема фактически внесенных налогоплательщиками сумм, выявленных тенденцией в поступлении налогов, индекса инфляции, возможных изменений налогового законодательства. Одновременно с этим комитет государственной статистики субъекта РФ направляет в комитет финансов информацию о социально-экономическом положении региона, содержащую данные о затратах промышленных предприятий на производство, динамике капитального строительства, сведения о наличии и использовании основных фондов, дифференциации заработной платы в отраслях экономики данного субъекта РФ и другие необходимые показатели.

Комитет экономики и промышленной политики субъекта РФ сообщает комитету финансов необходимые для прогнозирования доходов бюджета варианты прогнозных показателей социально-экономического развития региона на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу. Среднесрочный прогноз, оценивающий перспективы экономического развития на ближайшие три года, составляется на основе эконометрических моделей развития экономики государства с учетом предполагаемых изменений в бюджетно-налоговой и денежной политике. Методика расчета предполагает использование основных экономических показателей: индекса цен, уровня процентной ставки рефинансирования ЦБ, безработицы, заработной платы рабочих и служащих, доходов физических и юридических лиц и др. Долгосрочный прогноз составляется на период свыше пяти лет. В нем, как правило, отражаются экономические прогнозы, соответствующие перспективным целям и задачам государственной бюджетно-налоговой политики.

После того как всеми ведомствами, принимающими участие в процессе составления плана налоговых доходов бюджета, информация, служащая основной для осуществления расчетов налоговых поступлений, сведена воедино и изучена, специалисты комитета финансов субъекта РФ приступают к непосредственному расчету контингента налогов на очередной финансовый год. В настоящее время не существует единой, обязательной к применению во всех регионах методики расчета величины налоговых поступлений. В каждом субъекте РФ самостоятельно разрабатывают элементы методических подходов к налоговому планированию.

Основой расчета доходов в целом и по отдельным видам налогов и сборов, а также в разрезе отдельных муниципальных образований, являются:

– показатели прогноза социально-экономического развития соответствующей территории;

– ожидаемый объем поступления налогов и сборов в текущем году;

– ожидаемый объем недоимок налогов и сборов на начало планируемого финансового года;

– индексы-дефляторы изменения макроэкономических показателей, рекомендованные Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ при разработке прогнозов развития экономики России и федерального бюджета на планируемый финансовый год;

– задания по повышению уровня собираемости налогов и сборов в планируемом финансовом году и погашению недоимок текущего года.

Расчет консолидированных доходов, мобилизуемых на территории Ленинградской области, согласно методике, производится по каждому виду налога или сбора отдельно, но алгоритм расчета сохраняется для каждого налога – с некоторым уточнением в зависимости от применяемого индекса-дефлятора. Так, общая формула расчета сумм поступлений налоговых доходов бюджета имеет следующий вид:

сумма (НПi) m = сумма (НПi) m -1 х Дi х Кс + сумма (НДi) m-1х К1-Л

где сумма (НПi) m – прогноз поступлений г-го налога в планируемом году;

сумма (НПi) m -1 – ожидаемые поступления г-го налога в текущем году;

i – темп роста показателя, образующего налоговую базу г-го налога, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития;

Di – индекс-дефлятор, учитывающий прогнозный уровень инфляционного дохода;

Кс (>1) – коэффициент повышения собираемости налогов; сумма (НДi) m-1– ожидаемая сумма недоимок по i-му налогу на конец текущего года;

Л – сумма льгот по налогу, вступающих в силу в планируемом финансовом году.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2010 г. составила около 40%.

Налогоплательщиками НДС признаются:

Организации;

Лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

Индивидуальные предприниматели.

Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:

0% – для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;

10% – для продовольственных товаров, по перечню установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров

18% – для остальных товаров

Судя по всему, фискальное значение НДС будет постепенно снижаться, а издержки связанные с ним, неуклонно расти. В итоге нам придется всерьез задуматься о существенном уточнении налоговой базы, объекта налогообложения и ставок этого эффективного, но проблемного налога.

Не исключено, что Россия будет вынуждена пойти по пути ряда европейских стран, вводя значительное количество пониженных ставок, что представляется мерой не налоговой политики, а социальной политики..

Акцизы, как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%

Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом обложения акцизами признаются операции:

Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;

Реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

Использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию;

Получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство;

Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др. операции в соответствии со ст.182 гл.22 НК РФ.

Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций.

Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов федерального бюджета.

Литература

1. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.

2. Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2010.- №5.- С. 7.

3. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2011-2010 годах // Финансы.- 2010.- № 9.- С. 8.

4. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2010.- 560 с.

5. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2008. – 240 с.

6. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2010.- № 4.- С. 3.

7. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.: Инфра-М, 2010.- 360 с.

8. Нетреба П. Налоги ждут бюджетного послания президента. // Комерсантъ.- 2010.- №34/П.- С. 3

9. Нешитой А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2010.- 512 с.

10. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр, 2010.- 383 с.

11. Финансы: Учебник / Под ред. М В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти. М., 2009.- С. 103.

  • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
  • УПЛАТА
  • НАЛОГИ
  • АНАЛИЗ
  • НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

В данной статье проведен анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за 2015-2016 гг. проведение анализа является неотъемлемой частью планирования доходов и расходов бюджета.

  • Налоговое планирование как метод минимизации налоговой нагрузки
  • Налоговый контроль и оценка его результативности на региональном уровне
  • Современные угрозы экономической безопасности в России
  • Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления налоговых преступлений
  • Роль автоматизированных программ в системе налогообложения

В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

Первоочередной задачей любого государства, в том числе и Российской Федерации, является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.

Налоговая служба контролирует своевременность и полноту уплаты налоговых поступлений. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных, можно сделать вывод по динамике поступлений и изучить структуру.

Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года.

Таблица 1. Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг.

На основании предоставленных официальных данных в таблице, можно сделать вывод, что общая величина поступлений с 2016 года, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Изменения составили:

  • Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд., темп роста равен 105%;
  • Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;
  • В консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9, а темп роста 109,4%.

В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.

Таблица 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 - 2016 гг.

По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.

Остальные показатели показывают увеличение.

На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.

На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.

Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.

В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.

Таблица 3. Структура поступлений в федеральный бюджет РФ.

Виды налогов

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Всего поступило в федеральный бюджет

Налог на прибыль

Остальные налоги и сборы

Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.

Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:

  • налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
  • акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
  • остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.

Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.

Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить - всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.

По видам налогов увеличение составило:

  • поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
  • поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
  • поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
  • поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
  • поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.

Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения. Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 26.07.2000 и утв.Федеральным законом №117-Фз от 05.08.2000; (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000.
  2. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – 161 с.
  3. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - официальные данные ИФНС за 2015-2016 гг.
  4. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - официальные данные ИФНС за 2014-2016 гг.
  5. Максютова Р.И., Минеева В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ. В сборнике: Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 166-169.
  6. Ахметшин И.И., Минеева В.М. Налогообложение в цифрах. сайт. 2015. Т. 1. № 38. С. 213-218.

Новое на сайте

>

Самое популярное