Домой Альфа Банк Налоговый период есхн. Единый сельскохозяйственный налог

Налоговый период есхн. Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей заменяет собой основной комплекс установленных обязательных бюджетных сборов. Данная система предусмотрена как для физических (ИП), так и для юрлиц.

Общие сведения

Действующая редакция гл. 26.1 НК РФ устанавливает новые принципы системы обложения. В настоящее время она максимально приближена к упрощенной схеме. Применение единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями осуществляется вместо:

  1. НДФЛ.
  2. Налога с продаж.
  3. Транспортного сбора (в отношении ТС, эксплуатируемых при осуществлении деятельности, связанной с предпринимательством).
  4. Налога на имущество физлиц (в отношении объектов, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности).

Для юридических лиц он заменяет:

  1. НДС (кроме НДС, который подлежит уплате при ввозе продукции на российскую таможенную территорию).
  2. Отчислений с имущества организации.
  3. Налог на прибыль.

Субъекты

Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога должны соответствовать ряду требований. В частности:


Специфика использования

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен в 2001 году. Он может использоваться строго определенными субъектами. Общие понятия и условия расчета приводятся в НК. В специальной главе отражены все основные определения и правила. Кроме этого, в ней устанавливается порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Соответствующие положения приведены в специальной главе закона. В качестве одной из основных особенностей использования системы выступает обязанность субъектов вести учет показателей деятельности. Они будут использоваться для расчета налоговой базы и суммы единого отчисления. В качестве одного из требований выступает признание расходов и доходов по кассовому методу. В бухучете это осуществляется в соответствии с определенностью фактов деятельности во времени. В этой связи субъектам, в целях исполнения требований, содержащихся в гл. 26.1 НК РФ, следует корректировать показатели в отдельных регистрах.

Потребительские кооперативы

Эти предприятия занимаются сбытом, переработкой и исполняют животноводческие, огороднические, садоводческие и снабженческие функции. Для них доля от реализации с/х продукции собственного производства участников кооперативов, товаров, выпущенных из сельскохозяйственного сырья своего изготовления членов объединения в общей прибыли должна также составлять не меньше 70%.

Важный момент

Требование о ведении бухучета и корректировки его показателей распространяется на юрлиц, фермерские (крестьянские) хозяйства, предпринимателей. Однако по ФЗ № 129 последние не обязаны это делать. Согласно подп. 2, ст. 4 указанного закона, им надлежит вести учет расходов и доходов в порядке, предусмотренном в НК. В данном случае законодательство требует, чтобы показатели, которые используются при расчете базы обложения, были определены в соответствии с информацией, присутствующей в бухгалтерской отчетности.

Признание доходов

Процедура аналогична той, которая предусматривается для субъектов, использующих упрощенную систему. При определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом организации учитывают прибыль от реализации продукции и имущественных прав, внереализационный доход. В расчет не принимаются поступления, предусмотренные в ст. 251 Кодекса. Индивидуальным предпринимателям следует учитывать только доход, полученный от их предпринимательской деятельности. Датой получения считается день, в который средства поступили в кассу или на счет в ослуживающей банковской организации. При этом Кодекс особо оговаривает признание отдельных видов дохода при изменении режима обложения теми юридическими лицами, которые определяли базу налога на прибыль методом начисления.

На дату, в которую произошел учет поступлений, таким предприятиям следует включить в прибыль авансовые суммы по договорам, которые предполагается исполнить в период использования специального режима. Вместе с этим такие субъекты не относят к доходам, по которому рассчитывается единый сельскохозяйственный налог РФ, некоторые поступления, исключенные из их состава законодательством. В частности, не включаются в них суммы, поступившие в период использования спецрежима по продукции (работам/услугам), прибыль от реализации которых входит в расчетную базу за время нахождения юрлица на общем режиме. У индивидуальных предпринимателей таких сложностей не возникает. Это обуславливается тем, что определение доходов этих субъектов осуществляется по кассовому методу до и после того, как был осуществлен переход на единый сельскохозяйственный налог.

Расходы

В п. 2, ст. 346.5 Кодекса установлен их закрытый перечень. Указанные в списке расходы аналогичны тем, которые учитываются субъектами при использовании упрощенной системы. Однако перечень их несколько больше. Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается с учетом расходов на:


Дополнительно также учитываются затраты в виде штрафов и пени за неисполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств по договорам и сумм возмещения причиненного ущерба. Признание всех расходов осуществляется только после их уплаты. Затраты необходимо экономически обосновать и документально подтвердить.

Особенные правила

Затраты на приобретение ОС и НМА учитываются и признаются почти так же, как и при упрощенной схеме. По этим средствам и активам, приобретенным после перехода на единый с/х налог, расходы учитываются в момент их ввода в эксплуатацию. Однако таким способом признать затраты можно не во всех случаях. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

База

В качестве нее выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов. Они определяются нарастающим итогом с начала периода. Расходы/доходы, которые выражены в инвалюте, пересчитывается по курсу ЦБ, установленному на момент получения прибыли/осуществления затрат. Денежное выражение дохода в натуральной форме определяется в соответствии с рыночной ценой (за вычетом НДС) по положениям ст. 40 Кодекса. Если субъект обложения этого не сделает, надзорные органы вправе пересчитать поступления сами. Уменьшение базы осуществляется исключительно на сумму убытка, который был получен в прошлых периодах, в которых использовался единый сельскохозяйственный налог. Потери, понесенные в период осуществления расчетов по иным режимам, специальным в том числе, не признаются. Ставка единого сельскохозяйственного налога - 6%.

Сроки сдачи

Отчетный период при рассматриваемом спецрежиме равен полугодию, а налоговый составляет календарный год. Данное положение устанавливается в ст. 346.7 Кодекса. По окончании периода субъекты обязаны рассчитать авансовую сумму. Это требование установлено в ст. 346.9, п.1. Авансовые суммы, уплаченные в течение года, будут включены в счет уплаты единого с/х налога по итогам периода. Срок перечисления Кодекс не устанавливает. Декларация по ЕСХН за полугодие сдается до 25 июля текущего (отчетного) года. Сроки представления отчетности по итогам периода совпадают с теми, что установлены для перечисления годовой суммы. Юрлица перечисляют единый сельскохозяйственный налог до 31 марта, а предприниматели - до 30 апреля следующего года.

Объекты

В качестве них выступают сельскохозяйственные угодья, которые находятся во владении, собственности либо пользовании субъекта обложения. При определении объектов учитывают реализационные и внереализационные доходы. В них не включают поступления, приведенные в ст. 251, а также суммы дивидендов, обложение которых осуществляется агентом. Определяя объекты, доходы уменьшаются на расходы на:


Уменьшение также осуществляется на суммы:

  1. НДС по приобретенной и оплаченной продукции, затраты на которые подлежат включению в расходы в соответствии с положениями Кодекса.
  2. Процентов, которые выплачиваются за предоставление займов, кредитов.
  3. Связанные с перечислениями за оказываемые услуги финансовыми организациями, в том числе касающиеся продажи инвалюты при взыскании пеней, сбора, штрафа.
  4. Таможенных платежей, предусмотренных при ввозе продукции на таможенную территорию страны и не подлежащие возврату.

Особенности учета

Расходы на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию, дооборудование, достройку, изготовление, сооружение, приобретение ОС и НМА принимаются в момент ввода в эксплуатацию. Затраты на получение имущественных прав на землю учитываются равномерно на протяжении срока, установленного субъектом обложения, но не меньше 7 лет. Суммы принимаются одинаковыми долями за налоговый и отчетный периоды. Признание расходов и доходов осуществляется на дату поступления средств в кассу либо банковские счета, получения имущественных прав или продукции (работ, услуг), а также при погашении задолженности прочими способами.

Специфика перечисления

Определение налоговой ставки осуществляется с одного сопоставимого гектара с/х угодий. Размер рассчитывается в форме 1/4 от величины сборов, вмененных в предыдущий календарный год при работе по общей системе обложения. Выплата осуществляется по месту расположения с/х угодий не позднее 20-го числа того месяца, который следует за прошедшим периодом.

Особенности изменения режима

Для перехода на ЕСХН субъекты обложения должны подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту своего расположения (жительства). Инспекторы рекомендуют использовать типовую форму. Подать заявление можно в определенный срок - с 20 октября по 20 декабря года, который предшествует тому, с которого субъект переходит на новый режим. Вновь сформированные юрлица и зарегистрированные предприниматели могут принять систему с даты постановки на учет. Для этого заявление о переходе на ЕСХН подается вместе с документами на госрегистрацию.

Ограничения

Они касаются одновременного использования других спецрежимов. Так, субъекты, применяющие ЕСХН, не могут изменить его на УСН и наоборот. Ограничения также предусмотрены для тех предприятий, которые для отдельных видов деятельности используют ЕНВД. Они не могут перейти на ЕСХН, но вправе использовать упрощенную схему.

Дополнительно

Доля реализации сельхозпродукции, которая должна составлять 70%, определяется за 8 мес. того года, в котором субъект подает заявление об использовании единого с/х налога. Впоследствии необходимо подтверждение возможности осуществлять перечисления в рамках данного режима. Для этого субъекту следует определять удельный вес прибыли от реализации с/х продукции своего производства ежегодно по окончании периода. Переход на выплату ЕСХН не могут осуществлять организации, которые имеют представительства либо филиалы, осуществляющие выпуск подакцизных изделий. Ограничения распространяются на бюджетные учреждения. Не могут перейти на ЕСХН организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

– это сбор, который уплачивают физические и юридические лица, занятые в области сельскохозяйственного производства. По сравнению с общим режимом налогообложения, ЕСХН позволяет сократить издержки производителей, связанные с перечислением государству обязательных платежей. Как и другие налоги, ЕСХН должен быть уплачен в определенный срок.

Процедура уплаты ЕСХН

Субъектами сельхозналога выступают:

  • огороднические, садоводческие и животноводческие кооперативы;
  • частные предприниматели и компании, которые занимаются производством и сбытом сельскохозяйственной продукции;
  • компании, чья деятельность связана с промышленным рыболовством (если численность сотрудников не превышает 300 человек).

Плательщики уплачивают ЕСХН в том случае, если сельскохозяйственная деятельность приносит им не менее 70% от общей величины дохода. Кроме того, ЕСХН не распространяется на бюджетные и казенные организации, на субъектов, занимающихся продажей подакцизных товаров, и на компании, у которых имеется сеть филиалов и представительств.

В настоящий момент процентная ставка ЕСХН на всей территории РФ составляет 6%. Для Республики Крым и города федерального значения Севастополь предусмотрена возможность снижения ставки. Налогооблагаемой базой выступает общая величина доходов субъекта за предыдущий календарный год, уменьшенная на общую величину расходов.

Сроки уплаты налога

Срок уплаты ЕСХН за 2016 год и соответствующая процедура регламентируются в статье №346 Налогового Кодекса РФ в последней редакции от 28.12.2016 г. Налоговым периодом для уплаты ЕСХН признается один календарный год, поэтому в 2017 году предприниматели и компании будут производить оплату данного налога за календарный 2016 год.

Крайний срок уплаты ЕСХН за 2016 год – не позднее 31 марта 2017 года. Если же субъект официально прекратил заниматься сельскохозяйственной деятельностью, то он должен подать налоговую декларацию и уплатить налог в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление о прекращении деятельности.

Существуют также отчетные периоды по уплате ЕСХН , продолжительность которых составляет одно календарное полугодие. Не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания последнего отчетного периода, надо внести так называемые авансовые платежи по ЕСХН. При годовом расчете такие платежи будут засчитаны в общую сумму налога.

Налоговую декларацию можно заполнить как в бумажном, так и в электронном виде. Фирмы на ЕСХН также сдают бухгалтерскую отчетность, а ИП – заверяют в ИФНС Книгу учета доходов и расходов. Заметим, что КУДиР для УСН , в отличие от ЕСХН, заверять с 2014 года не нужно.

В целях избежания штрафов за пропущенный срок уплаты ЕСХН в 2017 году необходимо заранее готовить все документы и заполнять налоговую декларацию.

Деятельность по изготовлению сельскохозяйственной продукции в России на сегодняшний день облагается двумя основными формами налогового исчисления: общей и специальной. Специальная форма налогообложения – он же единый сельскохозяйственный налог ( действует исключительно в рамках данной отрасли. В данной статье мы разберем главные особенности его использования: кто может использовать ЕСХН? Чем качественно отличается данная форма от общего способа уплаты налоговых сборов? Как соотносится сельскохозяйственный налог с другими режимами?

Какие преимущества перехода на ЕСХН в 2019 году

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это популярная в 2019 году форма налогообложения, которая была разработана и внедрена в отрасль деятельности организаций и частных предприятий, производящих сельхозпродукцию и принадлежащих к сфере растение- и животноводства, сельского и лесного хозяйства. При этом, переходить на ЕСХН имеют возможность лишь те компании, чей совокупный доход от перечисленных выше отраслей деятельности составляет не меньше 70%.

Главные преимущества сельхозналога, который заменяет основные налоги – единым платежом, заключаются в следующем:

    согласно Ст. 346 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели не должны уплачивать НДФЛ, а также налог на имущество физлиц;

    юридические лица не платят и на имущество компании;

    и юрлицам, и не нужно уплачивать (за исключением – экспортного);

    единый сельхозналог предполагает упрощенную систему бухгалтерского учета;

    переходить на ЕСХН можно абсолютно добровольно, точно так же, как и, при потребности, сменить форму налогообложения.

Кто является плательщиком сельхозналога

Использовать форму единого сельхозналога имеют право компании и частные предприниматели, получающие 70% дохода от деятельности в следующих отраслях (Ст.346 НК РФ):

    производства сельскохозяйственной продукции в области растение- и животноводства;

    сервиса компаний-товаропроизводителей в сфере растение- и животноводства: услуг, связанных со вспомогательной деятельностью: посева аграрных культур, ухода за садоводческими объектами, сбор урожая, организации фермерских работ и т. д.

    разведения и вылова рыбы и прочих водных биоресурсов.

Важно! Предприятия, которые занимаются переработкой товаров сельскохозяйственного производства, а также их поставками, не могут быть плательщиками единого налога.

При этом, согласно Ст. 346 РФ, плательщики ЕСХН могут также потерять право применять данную форму налогообложения, если в течение календарного года не будут соответствовать признакам сельхозпроизводителя. По законодательному регламенту, они могут снова быть переведены на общую систему налогообложения.

Кто освобождается от налога

Исходя из действия ЕСХН, от уплаты налога на прибыль, имущество, НДФЛ освобождаются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Вместе с тем, действие ЕСХН предусматривает своевременную уплату единого налога, а также других сборов, согласно законодательным нормам. И ИП, и организации на ЕСХН обязуются выполнять функции налоговых агентов.

Иные льготы, которые возможны в режиме общей системе налогообложения – в ЕСХН не предусматриваются.

Налоговые ставки и сроки уплаты

Расчет единого сельскохозяйственного налога происходит с применением следующей формулы:

ЕСХН= налоговая база*6%, где под «налоговой базой» следует понимать сумму доходов от деятельности с учетом всех произведенных расходов, выраженных в денежном эквиваленте;

6% – фиксированная налоговая ставка.

Важно заметить и то, что предприниматели также могут уменьшать налоговую базу в том случае, если величина их расходов будет выше доходов. Налоговая база может быть уменьшена на сумму, равнозначную величине убытков, но не больше, чем на 30%.

Когда нужно оплачивать сельхозналог?

Сроки уплаты ЕСХН определяются, исходя из установленных границ налогового и отчетного периода. Налоговым периодом в данной системе считается календарный год, в то время, как отчетным – является полугодие, то есть в календарном году сельхозпредпринимателей их будет два.

Согласно законодательству, и юридические лица, и частные предприниматели должны уплачивать аванс не позднее 25 дней по истечении отчетного периода. В календаре этот период ограничен рамками– с 1 по 25 июля.

Сбор за получение доходов на протяжении целого года рассчитывается и оплачивается по итогу завершения налогового периода, то есть – в следующем году. Крайним сроком оплаты ЕСХН в 2019 году будет 2 апреля.

Несвоевременно поданная отчетность чревата начислением штрафных в размере от 5% до 30% суммы неуплаченного сбора, согласно декларации. Штраф начисляется за каждый месяц со дня просрочки подачи декларации.

Согласно Ст. 122 Налогового кодекса РФ, несвоевременно уплаченный налог влечет финансовые санкции в размере от 20% до 40% от суммы долга.

Как совмещается ЕСХН с другими налоговыми режимами

С какими формами налогообложения возможно совмещение ЕСХН?

Частные предприниматели вправе совмещать единый сельхозналог с патентной системой налогообложения (ПСН) а также с налогообложением вмененного дохода (). Для юридических лиц возможно совмещение исключительно с режимом последнего типа.

Совмещать ЕСХН с какими-либо другими налоговыми режимами – невозможно. На общую систему налогообложения можно лишь уйти полностью.

Важно помнить и то, что использование двух допустимых налоговых режимов на предприятии и в организации обязывает их вести налоговый учет отдельно по каждому из них.

Не позднее 31 марта 2017 г. плательщики ЕСХН представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода и вносят сумму налога в бюджет. Напоминаем основные правила исчисления суммы ЕСХН с учетом складывающейся судебной практики.

Объектом обложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов определен ст. 346.5 НК РФ. Налоговая ставка ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно ст. 346.8 НК РФ налоговая ставка установлена в размере 6%.

При применении ЕСХН не нужно уплачивать (п. 3 ст. 346.1 НК РФ): НДС, налог на прибыль, налог на имущество (как с балансовой стоимости основных средств, так и с кадастровой стоимости недвижимости).

Обратите внимание: ЕСХН можно совмещать с ЕНВД, но нельзя совмещать с общим режимом налогообложения и УСН.

Правила признания доходов и расходов

Классификация доходов и расходов, а также порядок их признания устанавливаются главой 26.1 НК РФ. В целях налогообложения по ЕСХН и в соответствии с п. 6 ст. 346.5 НК РФ единственным методом признания доходов и расходов является кассовый метод.

Доходы агрофирмы

Статья 346.5 НК РФ обязывает организации учитывать:

Доходы от реализации товаров, работ и услуг, а также имущества и имущественных прав в соответствии со ст. 249 НК РФ;

Внереализационные доходы, определяемые в порядке, предусмотренном ст. 250 НК РФ.

Доходы, полученные в натуральной форме, должны быть учтены по сложившимся рыночным ценам.

Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату получения дохода.

В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. К выручке от реализации относятся все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы, не относящиеся к категории доходов от реализации товаров (работ, услуг), являются внереализационными доходами. Это, например, доходы:

От долевого участия в других организациях;

В виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

От сдачи имущества в аренду (субаренду);

В виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, и другие доходы (ст. 250 НК РФ). Их перечень открыт.

Отдельные доходы могут не учитываться для целей ЕСХН. В частности, это доходы:

В виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;

В виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельхозназначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;

В виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ.

Полный перечень таких доходов установлен в ст. 251 НК РФ.

Расходы агрофирмы

Перечень расходов установлен непосредственно в главе 26.1 НК РФ. Но и в данном случае применяется порядок признания расходов, аналогичный порядку, установленному главе 25 НК РФ. То есть расходами признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Важно: расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 7 ст. 346.5 НК РФ возможность признания затрат в качестве расходов для целей налогообложения по ЕСХН наступает только после их фактической оплаты.

Большинство расходов налогоплательщика принимаются применительно к порядку, используемому для исчисления налога на прибыль организаций.

Статьи главы 25 НК РФ дают подробные перечни расходов. В частности, в ст. 254 Кодекса предусмотрены особенности определения материальных расходов, вопросы расходов на оплату труда рассмотрены в ст. 255 Кодекса. Особенности определения расходов на обязательное и добровольное страхование имущества установлены ст. 263 Кодекса и т.д.

Исключения составляют виды расходов, для принятия которых не требуется специального порядка, установленного главой 25 НК РФ. К ним относятся:

Расходы на приобретение материалов, включая семена, рассаду, саженцы, удобрения, корма, ветеринарные препараты (подп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Факт передачи в производство для признания затрат значения не имеет - учесть их можно сразу после оплаты. Подтверждением сумм расходов являются первичные учетные документы об оплате сырья и материалов, а также об их поступлении (письмо Минфина России от 12.11.2010 № 03-11-06/1/25 и др.);

Расходы на приобретение основных средств. При покупке основного средства всю его стоимость сразу включают в расходы, как только актив вводят в эксплуатацию. Расходы учитывают только по тем основным средствам, которые используются в предпринимательской деятельности (подп. 1 п. 2, подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);

Расходы на приобретение нематериальных активов;

Расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

Арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

Суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам);

Расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

Суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

Расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, то есть на суммы НДС по приобретенным товарам);

Расходы на информационно-консультативные услуги;

Расходы на повышение квалификации кадров;

Судебные расходы и арбитражные сборы;

Расходы на обязательное и добровольное страхование (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

Расходы на оплату труда (подп. 6 п. 2 ст. 346.5 НК РФ), включая стимулирующие начисления и надбавки, компенсации, связанные с режимом работы или условиями труда, и т.п. (ст. 255 НК РФ). Расходы на оплату труда включают в себя и все удержания из зарплаты (в частности, НДФЛ, суммы алиментов, штрафов и иных удержаний);

Выплату социальных пособий (больничных, ежемесячной компенсационной выплаты при уходе за ребенком до трех лет);

Обучение сотрудников (подп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Если договором на обучение предусмотрено, что работник должен возместить стоимость обучения агрофирме, и такая сумма от него поступит, ее надо учесть как внереализационный доход (письма Минфина России от 25.03.2011 № 03-03-06/1/177 , ФНС России от 11.04.2011 № КЕ-4-3/5722@).

Расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба.

В составе расходов плательщика ЕСХН может быть также учтена сумма процентов и иных выплат по кредитному договору (подп. 9 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). На какие цели выдан кредит - на покупку сырья и материалов, основных средств или пополнение оборотных средств - для налогового учета расходов значения не имеет. Если агрофирма взяла кредит на покупку основных средств, проценты в состав расходов на приобретение имущества не входят, а учитываются отдельно.

Декларация по ЕСХН за 2016 г.

Для отчетности за 2016 г. нужно использовать форму (электронный формат) декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения, утвержденные приказом ФНС России от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@ с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 01.02.2016 № ММВ-7-3/51@ .

Напомним, что этими поправками в числе прочего в новой редакции был изложен раздел 1 «Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» декларации, а также раздел 2 «Расчет единого сельскохозяйственного налога». Поправки действуют с 12 марта 2016 г.

Порядок исчисления и срок уплаты ЕСХН

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет ЕСХН как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы и уплачивает по итогам налогового периода.

В качестве отчетного периода выступает полугодие, по итогам которого уплачиваются соответственно ЕСХН и авансовый платеж по нему. Сумма авансового платежа перечисляется в бюджет не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля (п. 2 ст. 346.9 НК РФ). Просрочка уплаты авансового платежа влечет за собой начисление налоговыми органами пеней.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогам года, рассчитывается как разница между начисленным налогом и величиной авансового платежа по налогу. Таким образом, налог уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период на основании п. 2 ст. 346.10 НК РФ, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание: если сумма ЕСХН (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, меньше суммы платежа по налогу, исчисленного по итогам предыдущего отчетного периода, обязанности по уплате ЕСХН у налогоплательщика нет.

Организации уплачивают ЕСХН по своему местонахождению, то есть там, где они проходили государственную регистрацию. А индивидуальные предприниматели - по месту жительства, где они постоянно или преимущественно проживают (п. 4 ст. 346.9 НК РФ).

Пример

У индивидуального предпринимателя по итогам 1-го полугодия налоговая база по ЕСХН составила 200 000 руб. Налоговая база по ЕСХН за год составила 300 000 руб.

ЕСХН по итогам отчетного периода составил к уплате 12 000 руб. (200 000 руб. x 6%).

ЕСХН за год составил 18 000 руб. (300 000 руб. x 6%).

Итого сумма ЕСХН, подлежащая к уплате в бюджет по итогам налогового периода, составила 6000 руб. (18 000 руб. – 12 000 руб.).

Перенос убытка

Агрофирма может уменьшить налоговую базу по ЕСХН на сумму убытка, который получен по итогам предыдущих налоговых периодов, в соответствии с п. 5 ст. 346.6 НК РФ. Под убытком понимается превышение расходов над доходами.

Обратите внимание: налогоплательщик, получивший убыток при применении ЕСХН, имеет право уменьшить налогооблагаемую базу по ЕСХН в следующем налоговом периоде. Если сумма убытка значительна, ее можно перенести на следующие налоговые периоды в течение десяти лет.

Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, их переносят на будущие налоговые периоды в той очередности, в которой они получены. Причем перенос убытка возможен, только если организация или ИП продолжают применять систему налогообложения в виде ЕСХН.

Важно: налогоплательщик обязан документально подтвердить размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, и хранить такие документы в течение всего периода переноса убытка.

Пример

Агрофирма на ЕСХН получила по итогам 2014 г. доходы в сумме 680 000 руб. и осуществила расходы в сумме 910 000 руб. По итогам налогового периода за 2014 г. получен убыток в сумме 230 000 руб. (680 000 руб. – 910 000 руб.).

По итогам налогового периода 2015 г. агрофирма получила доходы в сумме 1 100 000 руб., расходы составили 920 000 руб. Налоговая база по ЕСХН за 2015 г. составила 180 000 руб. (1 100 000 руб. – 920 000 руб.). Сумма убытка, полученного в 2014 г., на которую организация имеет право уменьшить налоговую базу за 2015 г., составляет 180 000 руб., что меньше, чем 230 000 руб. (полная сумма убытка за 2014 г.). В этом случае сумма ЕСХН, подлежащая уплате за 2015 г., составит 0 руб.

Оставшаяся часть убытка 2014 г. составляет 50 000 руб. (230 000 руб. – 180 000 руб.). Организация может учитывать эту сумму при исчислении налоговой базы за следующие налоговые периоды.

Предположим, что по итогам 2016 г. агрофирма получила доходы в сумме 1 630 000 руб. и осуществил расходы в сумме 1 230 000 руб. Налоговая база по ЕСХН за 2016 г. составляет 400 000 руб. (1 630 000 руб. – 1 230 000 руб.).

Как видно, в 2016 г. агрофирма сможет полностью учесть сумму убытка, образовавшегося в 2014 г. Сумма налога составит:

(400 000 руб. – 50 000 руб.) x 6% = 21 000 руб.

Практические ситуации

Рассмотрим некоторые практические ситуации, связанные с исчислением ЕСХН.

Внесение арендной платы за землю в натуральной форме

По общему правилу расходами плательщика ЕСХН признаются затраты после их фактической оплаты (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). В той же норме сказано, что в целях расчета ЕСХН оплатой услуг считается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя указанных услуг перед продавцом, которое непосредственно связано с оказанием услуг. При этом расходы на оплату услуг третьих лиц учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.

Таким образом, расходы на аренду земельных участков, произведенные в форме натуральной оплаты, могут быть учтены при определении налоговой базы по ЕСХН. При этом натуроплата должна быть переведена в рубли с учетом рыночных цен на продукцию, передаваемую в порядке натуроплаты.

Расходы на строительство объекта основных средств

Агрофирма строит ангар для хранения зерна и оборудования как собственными силами, так и с привлечением подрядчиков. Моно ли учесть расходы на строительство ангара до его завершения?

До тех пор пока объект основных средств не будет построен, расходы на его строительство при определении налоговой базы по ЕСХН не учитываются. После ввода объекта основных средств в эксплуатацию расходы на его строительство учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН в порядке, установленном п. 4 ст. 346.5 НК РФ.

Расходы на приобретение дорогостоящего легкового автомобиля

Агрофирма покупает дорогостоящий легковой автомобиль. Можно ли расходы на приобретение такого транспортного средства учесть при расчете ЕСХН?

В пункте 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, учесть затраты на дорогой автомобиль при расчете ЕСХН можно при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Затраты на содержание приобретенного для вылова краба судна, которое не вышло в море по независящим от налогоплательщика обстоятельствам

Рыболовецкая компания - плательщик ЕСХН приобрела бывшее в эксплуатации судно для вылова краба. После получения в администрации морского порта свидетельства на право собственности судно было поставлено на учет как основное средство. Но в море оно так и не вышло из-за моратория на вылов краба камчатского в прибрежной зоне, введенного Правительством РФ в 2010 г. и действующего по настоящее время.

Компания несла расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт судна, которые учитывала для целей ЕСХН. Налоговики посчитали их необоснованными. Но судьи трех инстанций приняли сторону компании (постановление АС Северо-Западного округа от 06.03.2015 по делу № А42-7806/2013).

Приведем их аргументы. Для целей ЕСХН учитываются перечисленные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ расходы, включая расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, на ремонт основных средств (в том числе арендованных) и др. Обязательное условие: такие расходы должны быть экономически оправданны и документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Судьи решили, что спорные расходы соответствуют названным критериям. Судно было приобретено с целью использования его в производственной деятельности, для осуществления вылова и переработки краба на основании заключения между Федеральным агентством по рыболовству и налогоплательщиком договоров на закрепление доли в общем объеме промышленных квот на вылов. Эксплуатировать судно не представлялось возможным ввиду моратория на вылов краба.

Кроме того, в силу конституционного принципа свободы экономической деятельности налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика и оценивать произведенные им расходы с точки зрения эффективности и целесообразности (определения КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П и № 366-О-П).

Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов (постановление КС РФ от 24.02.2004 № 3-П).

Таким образом, компания правомерно включила затраты, понесенные на содержание, эксплуатацию и ремонт приобретенного судна, в состав расходов для определения налоговой базы по сельхозналогу.

Авансовый платеж по ЕСХН не учитывается в расходах при расчете налоговой базы по ЕСХН

В ходе выездной проверки агрофирмы на ЕСХН налоговики пришли к выводу, что она неправомерно учитывает в составе расходов суммы авансового платежа по сельхозналогу. Организация не согласилась с выводами проверяющих и обратилась в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Областное УФНС решение инспекции оставило без изменения. Дело дошло до суда.

Суды трех инстанций приняли сторону налоговиков (постановление АС Дальневосточного округа от 21.01.2015 № Ф03-6049/2014).

Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, которые в силу п. 3 ст. 346.5 НК РФ принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (ст. 346.4 НК РФ). Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, содержится в ст. 270 НК РФ. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что расходы в виде суммы налога не учитываются в целях налогообложения, то есть не уменьшают налогооблагаемую базу. И судьи на это указали налогоплательщику.

Уплаченные авансовые платежи по ЕСХН засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода (п. 3 ст. 346.9 НК РФ). Организация не учла, что глава 26.1 НК РФ, а также ст. 252 НК РФ не содержат норм, устанавливающих возможность учета при формировании налогооблагаемой базы по конкретному налогу за конкретный налоговый период суммы налога, исчисленной за этот же период (в том числе и авансовых платежей).

Выручка от разовых сделок не учитывается в общем доходе от реализации для целей ЕСХН

Агрофирма на ЕСХН осуществляла деятельность по выращиванию зерновых и прочих сельскохозяйственных культур, полагая, что соблюдает условия, предусмотренные п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

В ходе налоговой проверки налоговая инспекция посчитала, что доля выручки от реализации сельхозпродукции в общем доходе агрофирмы от реализации за налоговый период составила менее 70%. Сельхозпроизводитель необоснованно не учел для определения указанного соотношения выручку от продажи стеновых панелей, сеялки и жатки, а также доход от сдачи имущества в аренду. В результате налогоплательщику доначислили налоги по общей системе налогообложения.

Агрофирма оспорила это решение в суде и выиграла спор в трех инстанциях (постановление АС Уральского округа от 19.11.2014 № Ф09-7705/14).

ЕСХН вправе применять сельскохозяйственные товаропроизводители - организации и предприниматели, производящие сельхозпродукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации доля дохода от реализации такой сельхозпродукции составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае компания не осуществляла продажу имущества на систематической основе, реализация носила разовый характер, в связи с чем полученные налогоплательщиком денежные средства от реализации стеновых панелей, сеялки и жатки не должны были учитываться в общем доходе при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

Таким образом, реализация спорного имущества не могла рассматриваться как самостоятельный вид деятельности, и поэтому доходы от продажи указанных объектов не могли учитываться в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Кроме того, арбитры установили, что представленная компанией книга учета доходов и расходов свидетельствовала о том, что кроме единичной реализации спорного имущества налогоплательщик осуществлял в основном реализацию выращенной им сельхозпродукции.

Также суды признали правомерность отражения суммы выручки от сдачи имущества в аренду в составе внереализационных доходов, поскольку в силу п. 4 ст. 250 НК РФ таковыми признаются, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.

Суд установил, что сдача имущества в аренду не являлась основным видом деятельности компании. Данных о том, что агрофирма такие доходы учитывала в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, инспекторы не представили.

По мнению суда, базирующемуся на нормах п. 1 ст. 346.5, п. 1 ст. 39, п. 3-5 ст. 38 НК РФ, сумма дохода от сдачи имущества в аренду не должна участвовать в расчете доли, указанной в п. 4 ст. 346.3 НК РФ. Учету подлежит сумма дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации. Соответственно, суммы доходов от сдачи имущества в аренду не должны включаться в доход от реализации товаров, работ, услуг, не отнесенных к сельхозпродукции при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

В данном случае, поскольку доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации, в который не мог быть включен доход от разовых сделок, составила более 70%. Поэтому агрофирма правомерно считала себя плательщиком ЕСХН.

Сельхозпродукция, произведенная на давальческих началах третьими лицами, не учитывается для целей ЕСХН

По итогам выездной проверки рыболовецкой организации - плательщика ЕСХН ИФНС пришла к выводу, что налогоплательщик не соответствует понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и доначислила ему налоги по общей системе налогообложения.

Аргументы сводились к следующему. Рыбу, выловленную на основании разрешений на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, организация отдавала на переработку на рыбоперерабатывающие суда сторонних компаний. Перерабатывали рыбу-сырец указанные переработчики, а оплата за услуги переработки производилась готовой продукцией (50% готовой продукции передавались переработчику). Свою долю готовой продукции организация реализовывала самостоятельно либо через комиссионера.

Инспекторы указали, что доход, полученный от реализации сельхозпродукции, произведенной на давальческих началах третьими лицами, не учитывается для целей главы 26.1 НК РФ, поскольку не являлся доходом от реализации продукции, произведенной собственными силами.

Спор перешел в судебную плоскость.

Суд первой инстанции принял сторону ИФНС, указав, что под производством продукции собственными силами понимается производство продукции тем же лицом, которое осуществляло улов водных биологических ресурсов.

Апелляционный суд придерживался иного мнения: в рамках исполнения спорных договоров организация производила переработку собственных уловов, что позволяло готовую продукцию считать продукцией, произведенной собственными силами.

Однако кассация поддержала позицию налоговиков (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2013 по делу № А38-4480/2012). Приведем аргументы судей.

Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ (п. 1 ст. 346.2 НК РФ), а также рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели (подп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ). Для этого последними должны быть соблюдены определенные условия, а именно:

Средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек;

В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;

Рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих таким организациям или индивидуальным предпринимателям на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

Таким образом, учету подлежит доход от реализации собственного улова и (или) произведенной из этих уловов именно собственными силами рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Сельхозпродукцию, произведенную на давальческих началах третьими лицами, нельзя считать продукцией, произведенной собственными силами. В рассматриваемой ситуации доход от реализации сельхозпродукции за вычетом спорных сумм составил менее 70% в общем объеме доходов, налогоплательщик не имел права применять ЕСХН.

Значительное число предпринимателей ведут свой бизнес в сфере сельского хозяйства. Для них предусмотрен специальный налоговый режим и соответствующий единый сельскохозяйственный налог. Он имеет множество специфических черт, которые должен учесть предприниматель, планирующий перейти на данный спецрежим или уже находящийся на нем.

Что такое ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог является разновидностью единого налога, оплачиваемого при применении специального режима налогообложения: он заменяет ряд налогов, в частности, и .

Согласно действующему законодательству, переход на ЕСХН возможен только для тех предпринимателей, в доходах которых не менее семидесяти процентов занимают доходы от сельскохозяйственного производства. Применение этого режима носит добровольный характер, и предприниматель вправе сам определить возможность использование его для себя.

С 2013 года заявительный порядок перехода на ЕСХН сменил уведомительный. Напомним, что ранее подавалось заявление о переходе, по результатам рассмотрения которого выносилось решение о возможности использования данного режима заявителем. Теперь порядок перехода изменился, и предпринимателю нет необходимости ждать решения фискальных органов.

Предприниматель должен подать уведомление о переходе на ЕСХН. Закон содержит четкое обозначение сроков, когда это можно сделать:

  • для только что зарегистрированных ИП – в течение 30 дней с момента регистрации;
  • для действующих предпринимателей – до 31 декабря года, предшествующего переходу на данный налоговый режим.

Важно помнить и о том, что, когда ИП перестает подпадать под критерии, предусмотренные для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, он обязан уведомить об этом налоговые органы в течение пятнадцати дней со дня возникновения обстоятельств, препятствующих нахождению на данном режиме.

Отчетность при ЕСХН

Как и любой налоговый режим, единый сельскохозяйственный налог также предусматривает сдачу определенной отчетности. Как и на ином , в данном случае налоговым периодом признается один календарный год.

Введение в Налоговый кодекс РФ ЕСХН явилось для многих предпринимателей, работающих в отрасли , весьма серьезным подспорьем. В частности, данный спецрежим позволил многим субъектам малого бизнеса значительно .

Налоговый период при ЕСХН дает возможность предпринимателям, чей бизнес имеет сезонный характер, подготовить к сроку уплаты налога необходимую денежную сумму. Это позволяет не только избежать санкций со стороны налоговых органов, но и произвести более эффективное распределение полученных доходов.

Отметим, что аналоги данного режима есть и в других странах. Например, в Украине предусмотрен фиксированный сельскохозяйственный налог, условия применения которого схожи с российскими. Действуют подобные специальные режимы и в других европейских странах.

Перспективность данного режима очевидна: сами предприниматели указывают на это, выбирая из года в год единый сельскохозяйственный налог.

В ближайшее время не исключено, что его плательщиков станет больше. Правительство все активней . Поэтому единый сельскохозяйственный налог в 2015-2016 годах по-прежнему будет востребован в предпринимательской среде.

Изменения-2016

В 2016 году наиболее значимым новшеством для участников этого режима налогообложения была отмена учета в составе доходов полученных сумм налога на добавленную стоимость. Эти изменения были внесены ФЗ № 84 от 06.04.2015 года.

Размер уплаченного НДС не будет также включаться в расходы юрлиц при расчете ЕСХН. Главной целью изменений было избежание участниками специального режима двойного налогообложения.

Расчет и уплата ЕСХН: Видео

Новое на сайте

>

Самое популярное