Домой Альфа Банк Объектом обложения водным налогом признается. Водный налог – в какой бюджет зачисляется

Объектом обложения водным налогом признается. Водный налог – в какой бюджет зачисляется

Водный налог НК РФ обязывает уплачивать субъектов, определенным образом использующих водоресурсы. В нашей статье мы рассмотрим наиболее важные вопросы, касающиеся данного вида налога: кто признается его плательщиком, что выступает налогооблагаемой базой, а также регламент его вычисления и порядок внесения в бюджет.

Кто признается налогоплательщиками водного налога

Налогоплательщиками в данном случае выступают субъекты, использующие водный объект (далее — ВО) для подлежащей лицензированию деятельности (п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ).

Важно! К числу плательщиков такого налога также отнесены субъекты, пользующиеся подземными ВО в рамках лицензируемой деятельности в соответствии с законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

Не признаются в данном случае плательщиками налога субъекты, использующие ВО на основании составленных после вступления в силу Водного кодекса РФ (п. 2 ст. 333.8 НК РФ):

  • соглашений;
  • решений о передаче ВО в пользование.

С января 2007 года субъекты оформляют правоустанавливающие документы согласно требованиям водного законодательства (ст. 20-21 ВК РФ): вносят плату за пользование ВО, что не позволяет одновременно взимать с них водный налог (см. постановление АС Северо-Западного окр. от 03.09.2015 по делу № А56-86828/2014).

Что признается объектами налогообложения по водному налогу

Объектами налогообложения в рассматриваемой ситуации выступают регламентированные законом виды использования ВО (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • деятельность по забору водоресурсов;
  • использование водной поверхности для различных целей;
  • получение гидроэнергии;
  • осуществление сплава древесных пород.

Обратите внимание! Перечень видов водопользования, которые не могут рассматриваться в данном качестве, регламентирован п. 2 названной статьи.

Водный налог — это федеральный или региональный налог? Как определить КБК в 2018 — 2019 году

По НК РФ водный налог относится к федеральным, и особенности его исчисления, уплаты и сдачи отчетности определяются исключительно федеральным законодательством (п. 8 ст. 13 НК РФ).

Перечисление налога происходит в федеральный бюджет в соответствии с кодом бюджетной классификации (далее — КБК). В 2018 — 2019 году КБК для уплаты налога таковы (см. приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н):

  • для собственно налога — 182 1 07 03 000 01 1000 110;
  • пеней — 182 1 07 03 000 01 2100 110;
  • штрафов — 182 1 07 03 000 01 3000 110.

Что является налоговым периодом по водному налогу. Какой порядок исчисления и уплаты налога

Отчетным периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Размер налога должен быть рассчитан как произведение налоговой ставки (с учетом специального коэффициента) и налоговой базы по итогам квартала.

В т. ч. налоговой базой выступает (ст. 333.10 НК РФ):

  • объем воды, забор которой был осуществлен из ВО в течение отчетного периода, если ВО используется для забора воды;
  • площадь эксплуатируемой водной поверхности, если используется акватория ВО;
  • объем произведенной за отчетный период гидроэнергии, если ВО используется для получения данного вида энергии;
  • произведение объема сплавленной древесины (в тыс. кубометров) на расстояние сплава (число км / 100), если ВО используется в целях сплава древесных пород.

Данный налог должен быть перечислен в бюджет не позже 20-го числа первого за завершившимся отчетным кварталом месяца (п. 2 ст. 333.14 НК РФ). В аналогичный срок должна быть представлена и соответствующая отчетность (п. 2 ст. 333.15 НК РФ).

Ставки налога в 2018 — 2019 году

Важно! Налоговые ставки регламентированы на федеральном уровне и закреплены в ст. 333.12 НК РФ. Помимо прочего, они должны быть применены с учетом специальных коэффициентов. Например, налоговые ставки в 2018 — 2019 году должны быть умножены на 1,75 и 2,01 соответственно (п. 1.1 названной статьи).

Нужно помнить, что ставка налога увеличивается в следующих случаях:

  • 5-кратно — для объема воды, забранной из поверхностных ВО, или при добыче подземных вод для объема отобранной воды, выходящего за пределы утвержденных лимитов;
  • в 1,1 раза — если у плательщика отсутствуют приборы для измерения количества водоресурсов;
  • в 10 раз — в отношении подземных вод, которые в дальнейшем будут реализованы после их соответствующей обработки.

При этом перечисленные в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ коэффициенты также должны быть применены.

Итак, водный налог относится к категории федеральных. Налогоплательщиками считаются субъекты, занимающиеся определенными видами деятельности по использованию водных ресурсов. Объектами налогообложения являются установленные законом виды водопользования. Налог перечисляется в бюджет раз в квартал, в аналогичные сроки подается и отчетность.

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018-2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики

Лицензионное использование водных ресурсов обязывает отчислять в бюджет водный налог. Основные моменты, связанные с его уплатой, рассмотрены в статье.

Чем руководствоваться

На практике многие специалисты до сих пор путаются: водный налог – федеральный или региональный? На самом деле данный налог законом отнесён к обязательным платежам федерального уровня.

Таким образом, водный налог – это федеральный налог, который установлен Налоговым кодексом РФ. А именно – его главой 25.2. Региональные и местные власти не могут вмешиваться в те правила, которые закреплены по водному налогу НК РФ. Например, статьей 333.12 Кодекса, которая определяет ставки водного налога в 2017 году.

Объект

Согласно статье 333.9 НК РФ, объектом налогообложения по водному налогу признаются следующие действия и сферы:

  • взятие воды из поверхностных и подземных водных объектов;
  • забор морских вод;
  • использование определенной надводной акватории;
  • использование акватории поверхностных морских вод;
  • гидроэнергетика;
  • сплав дерева.

Правда, для водного налога Налоговый кодекс установил массу исключений, когда объекта нет. Например:

  • взятие подземных лечебных/термальных вод;
  • пожарная безопасность и т. п.;
  • технические нужды судов;
  • ловля рыбы и охота;
  • судоходство;
  • использование акватории для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • взятие воды для сельскохозяйственных нужд.

Изменения

Принципиальные изменения по водному налогу в 2017 году отсутствуют. И вообще законодательные правила в отношении него меняются нечасто.

Единственное – коэффициент водного налога в 2017 году (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). По сравнению с прошлым годом он вырос с 1,32 до 1,52. Базовую ставку водного налога в 2017 году перемножают на него в случае:

  • сверхлимитного забора воды;
  • отсутствия измерительных приборов;
  • добычи воды для продажи.

Как рассчитать

В Налоговом кодексе чётко не расписано, как рассчитать водный налог. Однако мы расскажем. Сначала нужно взять из таблицы соответствующую водному объекту ставку. При этом учтите, что, например, одна река может проходить по территории России через несколько экономических регионов сразу. И в каждом из них – своя ставка по данному объекту.

Затем ставку при определенных условиях перемножают на особый коэффициент, о которым мы сказали выше. Его значение в 2017 году – 1,52. И не исключено, что напоследок сверхнормативное число кубов воды придется умножить на 5 (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

ПРИМЕР

ООО «Гуру» во II квартале 2017 года забрало из артезианской скважины 150 000 куб. м воды. Из них – 100 000 куб. м в пределах квартального лимита, а 50 000 куб. м – сверх того. Скважина предприятия расположена в селе, которое находится рядом с бассейном реки Кубань. Это Северо-Кавказский экономический район.

Базовая налоговая ставка для этих подземных вод составляет 570 рублей за тысячу кубических метров. Итоговая налоговая ставка равна:

570 руб. за тыс. куб. м × 1,52 (коэффиц. в 2017 г.) = 866,4 рубля за тыс. куб. м.

Сумма налога за II квартал 2017 года:

100 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м + 50 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м × 5 = 303 240 рублей.

КБК

Чтобы правильно оформить декларацию (строки 010) и платёж поступил по адресу, необходимо знать актуальный КБК водного налога в 2017 году. Его значения приведены ниже в таблице.

Отметим, что КБК по водному налогу для организаций в 2017 году не поменялись.

Сроки уплаты и сдачи

На основании статьи 333.11 НК РФ налоговым периодом по водному налогу признается квартал. То есть это тот редкий случай, когда отчётных периодов законом не предусмотрено.

К тому же надо отметить, что сроки уплаты водного налога и сроки сдачи водного налога в 2017 году совпадают. В силу прямого указания НК РФ этот вопрос регулирует общая норма – п. 1 ст. 333.15 Кодекса.

Предприятия и предприниматели, ведущие деятельность с водной лицензией, сдают декларации и отчисляют налог поквартально – не позже 20-го числа месяца, который идёт за соответствующим кварталом. То есть в 2017 году крайняя дата попадает на.

). Его должны платить организации и физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность по пользованию водными объектами, подлежащую лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Речь идет в первую очередь о заборе воды из подземных вод через скважины.

Объектом налогообложения по водному налогу признается (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов
  • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях и для целей гидроэнергетики (без забора воды).

При этом в определенных случаях забор воды не подпадает под объект налогообложения. К примеру, при использовании этой воды в сельскохозяйственных целях, для рыбоводства, обеспечения пожарной безопасности и др. Так же не каждое использование акватории водного объекта облагается водным налогом (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Как рассчитать водный налог

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Среди плательщиков водного налога большинство - это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

Если же забор воды производят для других целей, то:

  • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:

Сроки уплаты водного налога

Уплачивать водный налог нужно по итогам каждого налогового периода, т. е. квартала. Крайний срок уплаты водного налога по НК РФ - 20 число месяца, следующего за налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

КБК водного налога в 2018 году - 182 1 07 03000 01 1000 110. Этот КБК водного налога актуален как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Сроки сдачи декларации по водному налогу в 2018 году

Как указано в Налоговом кодексе, декларации по водному налогу налогоплательщики должны представлять в срок, установленный для уплаты налога (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). То есть сроки сдачи отчетности определены такие же, как и для перечисления налоговых платежей в бюджет. Они приведены в предыдущем разделе.

Налогоплательщики и объекты обложения водным налогом

Применение водного налога регулируется главой 25.2 Налоговым кодекс РФ, введенной в действие с 1 января 2005 г., вместо действовавшей до этого платы за пользование водными объектами. Кроме этого водопользование регулируется Водным кодексом и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844"О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование ".

Налогоплательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и/или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не уплачивают водный налог организации и физические лица, использующие водные объекты на основании договоров водопользования или решений о предоставлении их в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Объектами налогообложения водным налогом установлены следующие виды пользования водными объектами:

1. забор воды из водных объектов;

2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и /или природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

7.2 . Налоговый и отчетный периоды. Налоговая база и налоговые ставки.

Налоговая база определяется по каждому виду водопользования, признаваемого объектом налогообложения. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговая база определяется по каждому виду водопользования и каждому водному объекту отдельно:

а) при заборе воды налоговая база определяется как:

Ø объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов;

Ø при отсутствии таких приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств;

Ø при невозможности использования одного из двух названных методов объем забранной воды определяется по нормам водопотребления;

б) при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия − по материалам технической и проектной документации;

в) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

г) при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Налоговый период установлен продолжительностью в квартал.

Налоговые ставки установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды, забранной из поверхностных или подземных водных объектов (ст. 333.12 НК РФ ).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Законодательством предусмотрено поэтапное индексирование ставок водного налога. В 2014 г. принят федеральный закон № 366-ФЗ от 24.11.14, которым утверждены повышающие коэффициенты по отношению к налоговым ставкам водного налога. Согласно этому закону установлены следующие повышающие коэффициенты (п.п.1.1. ст. 1 ст.333.12 НК РФ ):

Ø 2015 г. − 1,15;

Ø 2016 г. − 1,32;

Ø 2017 г.− 1,52;

Ø 2018 г.− 1,75;

Ø 2019 г.− 2,01;

Ø 2020 г. − 2,31;

Ø 2021 г. − 2,66;



Ø 2022 г. − 3,06;

Ø 2023 г. − 3,52;

Ø 2024 г. − 4,05;

Ø 2025 г. − 4,65.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере с учетом повышающих коэффициентов.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается (ст. 3 ст.333.12 НК РФ) за 1 тыс. куб. метров, забранных из водного объекта:

Ø с 01.01 по 31.12 2015 года включительно − 81 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2016 года включительно − 93 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2017 года включительно − 107 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2018 года включительно − 122 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2019 года включительно − 141 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2020 года включительно − 162 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2021 года включительно − 186 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2023 года включительно − 246 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2024 года включительно − 283 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2025 года включительно − 326 руб.

7.3 . Порядок исчисления и уплаты водного налога

Налогоплательщик исчисляет налог самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм водного налога в отношении всех видов водопользования.

Порядок расчета водного налога представлен в примере 52.

Пример 52.

ООО «ХХХ» использует реку Волга для сплава леса в плотах. За третий квартала 2015 года «ХХХ» сплавило леса в количестве 435 тыс. м 3 . Сплав производился на расстоянии 600 км.

Налоговая база рассчитывается как произведение объема сплавленной древесины в тыс. куб. на протяженность сплава, то есть

435 тыс. м 3 × 600 км / 100= 2 610

Определим налоговую ставку: в соответствии с п. п.4 п.1 ст.333.12 НК налоговая ставка равна 1 636,8 руб. за 1 тыс. м 3 на каждые 100 км. сплава. Начиная с 2015 г., налоговые ставки по водному налогу подлежат увеличению на соответствующий коэффициент. В 2015 г. этот коэффициент установлены равным 1,15.

Таким образом, водный налог будет равен

Н в = 2 610 ×1 636,8 руб. ×1,15 = 4 912 855 руб.

Пример 53.

Организация в 2015 г. для своих производственных целей осуществляет забор воды из р. Волга и производит электроэнергию в бассейне р. Волга без забора воды. Повышающий коэффициент к налоговым ставкам 1,15.

1. Расчет водного налога за забор воды

Лимит забора воды для производственных целей установлен в пределах 45 000 м 3 . Фактически Организация забрала 72 000 м 3 , то есть у организации сложился перерасход в заборе воды в объеме 27000 м 3 .

Налоговая ставка для при заборе воды для Волго-Вятского района установлена в размере 282 руб. × 1,15 = 324,3 руб. за 1 000 м 3 .

Налоговая ставка, применяемая при исчислении налога за объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита:

282 руб. ×1,15 × 5 = 1 621,5 руб. за 1 000 м 3 .

Сумма налога, подлежащая уплате и исчисленная за фактический объем забранной воды (включая объем воды в пределах и сверх установленного лимита) составит:

(45 000 м 3 × 324,3 руб. за 1 тыс. м 3) + (27 000 м 3 × 1621,5 руб. за 1 тыс. м 3) = 58 374 руб.

2. Расчет водного налога при выработке электроэнергии.

Количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период 1 700 кВт/ч, налоговая ставка для водных объектов реки Волга: 9,84 руб. электроэнергии.× 1,15 = 11,316 руб. за 1 тыс. кВт/ч Сумма водного налога составит:

1 700 кВт/ч × 11,316 руб. за 1 тыс. кВт/ч = 19 237, 2 руб.

Налоговая декларация подается в налоговую инспекцию по местонахождению объекта налогообложения. Водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Срок подачи налоговой декларации и уплаты налога − не позднее 20 числамесяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть:

Налогоплательщики, относимые к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Вопросы для самопроверки освоения темы

1. Перечислите плательщиков водного налога?

2. Перечислите объекты обложения водным налогом?

3. Каков порядок и сроки уплаты сбора за пользование водных ресурсов?

4. Назовите налоговый период при исчислении водного налога.

5. Назовите виды использования водных ресурсов, при которых водопользователь не буде являться плательщиком водного налога.

Тема 8. НДПИ

Общие положения по налогу на добычу полезных ископаемых. Понятие и виды полезных ископаемых для целей налогообложения.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей.

НДПИ регулируется главой 26 Налогового Кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2002 года (введена Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ). Одновременно были отменены действовавшие отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом или извлеченном из недр минеральном сырье, соответствующая требованиям как Российских, так и международных стандартов.

Полезное ископаемое, прошедшее дальнейшую переработку, например, обогащение, относится к продукции обрабатывающей промышленности и поэтому подвергается налогообложению по иным режимам.

Для целей налогообложения в ст. 337 НК РФ определены следующие виды полезных ископаемых:

1. горючие сланцы;

2. уголь, в том числе антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, прочие виды углей;

4. углеводородное сырье, в том числе

Ø нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;

Ø газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья;

Ø газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (попутный газ);

Ø газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа;

4. товарные руды, в том числе:

Ø черных металлов (железо, марганец, хром);

Ø цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы, не предусмотренные в других группировках);

Ø редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);

Ø многокомпонентные комплексные руды;

5. полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);

6. горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений);

7. горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы);

8. битуминозные породы;

9. сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;

10. неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии);

11. кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);

12. природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);

13. концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений;

14. соль природная и чистый хлористый натрий;

15. подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;

16. сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

Новое на сайте

>

Самое популярное