Домой Альфа Банк Основные экономические проблемы и способы их решения. Достоинства и недостатки рыночной экономики

Основные экономические проблемы и способы их решения. Достоинства и недостатки рыночной экономики

Мы видели две основные модели организации экономики: основанную на рыночном механизме и командную.

Рыночный механизм - такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решении трех основных проблем экономики.

При командной экономике концентрация ресурсов определяется правительством, приказывающим индивидам и формам выполнять государственные планы.

Сегодня ни один из этих видов не отражает реальность американской экономической системы в чистом виде. Она представляет "смешанную экономику", в которой частные и общественные институты осуществляют экономический контроль: частная система посредством невидимой направляющей рыночного механизма, общественные институты - через административное регулирование и налоговые стимулы.

Рыночное решение основных экономических проблем. В рыночном механизме никто из индивидов или организаций сознательно не занимается решением триады экономических проблем: "что", "как" и "для кого". Просто производители и потребители встречаются на рынке и определяют цены и объем производства.

Не хаос, а экономический порядок. При ближайшем рассмотрении видно, что рыночная система - система не хаоса и анархии. В ней есть определенный порядок. Рыночная экономика представляет собой отработанный механизм для неосознанной координации людей и фирм через систему цен и рынков. Без централизованного интеллекта он решает проблемы, которые сегодня не могут решить самые мощные ЭВМ. Никто его ни проектирует. Он просто развивается. Как и человеческое общество, он меняется. Но он решает первейшую задачу любого общества - способность выжить.

Рыночный механизм. Каким образом работает автоматический рыночный механизм? Главное для понимания здесь то, что основные решения по ценам и распределению принимаются на рынках. Мы видим в рынке процесс, посредством которого продавцы и покупатели продуктов взаимодействуют, чтобы определить цену и количество последних.

В рыночной системе все имеет цену: каждый товар, каждая

Даже различные виды человеческого труда имеют цену, называемую уровнем зарплаты. Каждый из нас получает доход продажи и использует его для покупки того, что он хочет. Если какого-либо продукта нужно больше (скажем, пшеницы), покупатели станут больше ее покупать, продавцы поднимут цены на пшеницу, чтобы нормировать ограниченное предложение, а высокие цены заставят производить больше пшеницы. С другой стороны: что если товар (скажем, чай) имеется в количестве большем, чем люди хотят купить? Продавцы, озабоченные тем, как избавиться от запасов чая, снизят цены. По низким ценам люди будут покупать больше чая, а производители будут больше выпускать его в таких количествах. Таким образом, соотношения между продавцами и покупателями будут остановлены. То же характерно для рынка факторов производства, таких, как земля, труд, капитал.

Разрешение трех проблем. Если мы возьмем все разнообразные рынки в совокупности, то получим широкую систему, обеспечивающую равновесие цен и производства путем проб и ошибок. Посредством согласований между покупателями и продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков экономике решает одновременно все три проблемы.

Первая из них - "что производить" - определяется голосованием посредством доллара потребителя... путем выбора покупки того или иного товара.

Вторая - "как производить" - определяется конкуренцией между различными производителями. Единственный путь для производителя выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль состоит в том, чтобы поддерживать издержки на минимальном уровне, используя наиболее эффективные методы производства.

Третья - "для кого производить" - обусловливается соотношением спроса и предложения на рынках факторов производства. Эти рынки определяют уровни заработной платы, ренты, процента и прибыли, т.е. источников, из которых складываются доходы людей.

Еще по теме А. Рыночное решение основных экономических проблем:

  1. 2. ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. Международное сотрудничество в решении эколого-экономических проблем
  3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
  4. ГЛАВА 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов порождают необходимость выбора:
«Какие потребности удовлетворить?
Что производить?
Какие ресурсы, где и каким образом использовать?
Кому достанутся произведенные продукты?.»
П.Самуэльсон сформулировал экономический выбор в виде трех проблем:
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
Осуществление экономического выбора, решение основных проблем экономики требуют координации людей в их повседневной хозяйственной деятельности. Существует три различных способа координации и соответствующим им хозяйственных систем: традиционная, рыночная, административная.
Хозяйственная система - это особым способом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных благ.
Традиционная система - система координации людей, при которой, основные проблемы экономики решаются на основе традиций, освященных временем. Т.е. из поколения в поколение традиции определяют какие продукты производить, каким образом их производить и как следует распределить полученные продукты. Главным недостатком системы является невосприимчивость нового, очень медленный технический процесс.
Рыночная система - это система стихийного безличностного регулирования, координирования поведения людей, на основе рынка.
Рынок - это универсальная форма связи между производителями потребителями благ, основанная на купле - продаже, возмездном эквивалентном обмене.
В рыночной системе никто сознательно не ставит, и не решает основные проблемы экономики, они сами по себе, случайно, спонтанно разрешаются в результате многочисленных актов купли - продажи. Поэтому такой порядок называют стихийным или спонтанным. Главными инструментами этого механизма являются: спрос, предложение, цена, прибыль, убытки, деньги, конкуренция. Необходимая потребителям информация передается с помощью ценовых сигналов.
Что производить? Решается просто. Производиться будет все, что пользуется спросом, т.е. то, что желает и может купить потребитель - покупатель. Голосование за или против того или иного блага, осуществляется безлично, деньгами. Производиться будут блага, которые покупаются. Удовлетворяться будут только обеспеченные доходом (деньгами), оплаченные потребности, безразлично какие первичные или вторичные, в предметах потребления или роскоши.
Проблема: "как производить?" решается производителем. Выбор ресурсов и способ их использования осуществляется при помощи цен и конкуренции. Производиться будет все, продажа чего обеспечивает доход. Ресурсы будут использоваться там и таким образом, где обеспечивается максимальный доход их владельцам. Борьба за ресурсы, за потребителей, за доходы - конкуренция, вынуждает производителей - продавцов продавать как можно больше товаров, по более низкой цене.
Проблема: "для кого производить" решается в пользу тех групп потребителей - покупателей, которые имеют возможность (доход) и готовы заплатить наибольшую цену. Никто не решает кому достанутся произведенные блага, все происходит стихийно на рынке.
Рынок - это спонтанный порядок, основанный на механизме колебания цен.
К достоинствам этого механизма следует отнести его личностную нейтральность (независимость от социальной принадлежности), возможность обеспечить наиболее разнообразный набор потребительских и инвестиционных благ, стимулирование экономической и творческой активности, технического прогресса. Главными недостатками можно было бы назвать нестабильность и непредсказуемость (колебание цен, доходов, коньюктуры, занятости и т.п.), не способность обеспечить производство общественных благ (безопасность, социальная инфраструктура), приоритет частных интересов, безразличие к неплатежеспособным потребностям.
Третий механизм координации - это командная или административная система - это система централизованного личностного регулирования, построенная на принципах соподчиненности - иерархии. Основные проблемы экономики здесь решаются сознательно. Инструментами этого механизма являются приказы, указы, поручения, законы, нормативы, планы, прогнозы, программы и т.д. Координация деятельности людей здесь осуществляется не на основе ценовых механизмов, а на власти руководителя или управляющих органов над подчиненными.
Что производить? Как производить? Для кого производить? В административной системе решается на основе выбранных долговременных приоритетов, разработанных программ и планов.
Механизм иерархии может иметь место как на уровне страны (государства, национальной экономики), так и на уровне отдельной фирмы.
Достоинствами административной системы является стабильность, предсказуемость; гарантированность удовлетворения потребностей на определенном уровне, независимо от платежеспособности.
К недостаткам можно отнести ограниченность в выборе благ и потребностей подлежащих удовлетворению, низкая социальная и творческая активность людей, предопределенность деятельности и результатов иерархией, слабая восприимчивость к новому, техническому прогрессу.
Достоинства и недостатки механизмов предопределяют их сосуществование, сочетание. Пределы действия стихии рынка устанавливаются трансакционными издержками, связанными с куплей - продажей (сделкой). Сюда войдут, во-первых, издержки сбора и обработки информации (цена, предмет, партнеры и т.п.), во-вторых, издержки ведения переговоров и принятия решения (разработка соглашения, придание ему юридической формы); в-третьих, издержки контроля, выполнения контракта (защита прав собственности, соблюдения условий соглашения и т.п.).
Пределы действия административного механизма, распространения иерархии устанавливаются административными издержками: во-первых, затраты на информационное обеспечение (состояния управляемых объектов, обработка получаемой информации), во-вторых, затраты на подготовку административных решений (разработка проектов, программ, нормативов, законов, приказов и т.п.), в-третьих, издержки исполнения (доведение решений до подчиненных, распределение полномочий, контроль со стороны вышестоящих органов, разработка системы стимулов и санкций).
Решение проблем с помощью того или другого механизма определяется минимальными издержками. Комбинация рыночного и административного механизма характеризует экономическую систему страны. Наглядно это можно представить следующим образом. Стихия регулируемая рыночная
Max экономика



0 0
чистый капитализм государственный
социализм
смешанная экономика
(администрировано)
иерархия max

Крайними случаями являются: чистый капитализм, где беспредельно господствует рынок; государственный социализм, где все решения по основным экономическим проблемам принимает государство. Сочетание стихии и иерархии, рыночного и государственного административного механизмов представляет смешанную экономику.
Возможны различные варианты сочетания, которые реализуются в тех или иных странах. На выбор модели влияют и географическое положение, и природные ресурсы, и исторические условия, и традиции, и уровень развития производительных сил, и господствующая идеология.
Можно назвать несколько моделей:
1) американская или "либеральная модель капитализма". (приоритет рыночного механизма, минимальная регулирующая роль государства, резкая социальная дифференциация).
2) японская или "регулируемый корпоративный капитализм" (высокий уровень государственного воздействия на экономику, широкое использование индикативного планирования, социальная направленность).
3) шведская модель или социальная модель экономики. (значительная роль государства, государственного сектора в экономике, выраженная социальная направленность, защита малообеспеченных).
4) китайская модель или рыночный социализм (в отличие от перечисленных моделей господствующее положение занимает государство, подчиненную роль выполняет рыночный механизм.
5) германская модель или социальное рыночное хозяйство (сочетание рынка и социальной политики государства). Социальная инфраструктура смягчает недостатки рынка.
Экономическая система России может быть названа переходной от командно-административной к социально-ориентированной рыночной экономике.

Литература:

1. Курс экономической теории / Под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров.: Изд-во "АСА",1995. гл.3, гл.4.
2. Экономическая теория. Учебник для Вузов. / Под ред. Камаева В.Д. - М.:
Гуманит. изд. центр Владос, 1998. гл.2,3.
3. Экономика. Учебник / Под ред. Булатова А.С. - М.: Изд-во БЕК, 1997 гл.1,2.
4. Макконелл К., Брю С. Экономикс. М.: ИНФРА - М., 1999. гл.2.
5. Экономическая теория. Учебник / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. СПб: Изд. СПб ГУЭФ, Изд. "Питер Паблишинг", 1997.

Еще по теме 4. Основные проблемы экономики и механизмы их решения.:

  1. 3.1. Проблемы эффективного государственного управления в условиях инновационной экономики в Российской Федерации и основные направления их решения
  2. 3.2. Проблемы эффективного государственного управления в условиях инновационной экономики в Калужской области и основные направления их решения

26. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

Страны, располагающие современной развитой рыночной экономикой, постоянно ощущают объективное противоречие: рыночная экономика базируется прежде всего на «провоцировании» и удовлетворении личного интереса, а общество, население имеет жизненно важные общие интересы, экономические и социальные общественные потребности. В конечном счете благополучное развитие страны зависит в значительной мере от того, насколько она способна сочетать, увязать эти два аспекта хозяйственной жизни. Именно сочетать их, не просто подавлять личные интересы, что означало бы крах любой, даже самой развитой экономики. Принципиальный подход к данному противоречию известен: надо, естественно, ограничивать проявления и удовлетворения «крайних», чрезмерно агрессивных выражений личных, частных интересов, но главное -надо находить формы и методы реализации общественных интересов посредством действий людей, продиктованных личными интересами, т. е. надо ставить людей в такие условия, при которых их индивидуальные цели были бы достижимы лишь на путях если и не непосредственного или косвенного удовлетворения общественных интересов, то хотя бы лишь при учете и уважении последних. В этом заключается одно из главных направлений развития современной цивилизации.

В то же время нужно иметь в виду, что каждая страна решает множество задач, требующих значительных ресурсов, но не связанных с рыночными отношениями. Это, например, задачи обеспечения территориальной целостности страны, охраны границ, поддержания на должном уровне обороноспособности государства. Эти задачи весьма актуальны во многих постсоциалистических странах, в частности в России. Поддержание обороноспособности требует огромных средств. Здесь невозможно руководствоваться категориями рыночной экономики. Но в то же время нельзя и не считать деньги, нельзя не искать достаточно эффективные, но менее дорогостоящие пути обеспечения обороноспособности страны, нельзя не учитывать экономическую эффективность при размещении военных заказов государства в промышленности, при импорте вооружений и т. д. Хотя надо признать, что специфика армейского хозяйствования, соприкосновение его с рыночными отношениями могут создавать определенные возможности для экономических преступлений при отсутствии должного контроля.

Наличие не только этих, но и других общественных потребностей, для удовлетворения которых нужно использование ресурсов во внерыночном режиме, предполагают создание самих этих ресурсов, которое осуществляется более эффективно в рамках рыночной экономики, а не командно-административной системы. В то же время абсолютизация экономии ресурсов, достигаемой рыночными методами, недопустима, т. к. способна нанести огромный ущерб обществу. Так, необходимы гарантии всеобщего образования молодежи (допустим, в пределах десятилетки), затраты на это должно нести преимущественно государство.

Рыночный механизм, естественно, не может нейтрализовать негативные результаты по той простой причине, что его непосредственной целью представляется получение прибыли, а не ориентация на экологическое благополучие общества. И в то же время такая констатация недостаточна. Наряду с административными декретами, немалую роль могут сыграть экономические рычаги государства, вторгающиеся в рыночные взаимосвязи, но не исключающие, а корректирующие их. Налоговые и иные экономические меры давления могут сделать невыгодными и даже разорительными нарушения экологических норм.

Социальная противоречивость рыночной экономики отчетливо проявляется при анализе проблем занятости. Рыночные стимуляторы производства, нацеленные на создание конкуренции, во многих случаях порождают излишнюю рабочую силу на предприятиях, которая высвобождается, причем условия рынка вовсе не гарантируют появление для нее новых рабочих мест, тем более в периоды депрессии. Однако процессы высвобождения и перемещения рабочей силы являются экономической необходимостью и в этом смысле безработица в определенных формах неизбежна. В пределах естественного уровня (в виде фрикционной и структурной безработицы) она даже должна существовать, поэтому в самом факте наличия безработицы не следует «обвинять» рыночную экономику. Однако необходимо регулирование рынка рабочей силы, особенно когда безработица принимает широкие масштабы.

Но наиболее острый вопрос, возникающий при переходе к рыночной экономике, это вопрос социальной справедливости и социальных гарантиях. Очевидно, что социальная справедливость — не уравнительность. Она предполагает равные стартовые условия, максимально возможное сближение шансов каждого трудоспособного человека повышать свое благосостояние своим трудом, в том числе предпринимательским. Но рыночные механизмы включают механизмы имущественного расслоения, которое может принять масштабы, опасные для общества. Отсюда важность активного регулирования доходов, которое, с одной стороны, не устраняло бы материальную заинтересованность, но, с другой стороны, удерживало бы имущественную дифференциацию в приемлемых для общества рамках.

Государство призвано различными мерами смягчать неравенство доходов различных социальных групп, но в то же время не допускать уравниловки. Уравниловка не только противоречит сущности рыночных отношений и сдерживает развитие экономики, но и негативно отражается на развитии общества вообще. В то же время сильно выраженная дифференциация не только порождает острые социальные противоречия, но и может свидетельствовать о нарушениях в функционировании рыночного механизма, например, о подавлении конкуренции. Хорошо продуманная налоговая система и другие экономические рычаги, в т. ч. антимонопольное законодательство, могут существенно способствовать нормализации пропорций распределения. Именно поэтому считается нормальной смешанная, или социально ориентированная экономика, в которой саморегулирование рыночных отношений сочетается с их целенаправленной корректировкой со стороны государственных органов и общественных организаций.

Государственное регулирование экономики восполняет и несколько совершенствует чисто рыночный механизм. В настоящее время такой вывод мало кто оспаривает. Однако главной темой дискуссии все еще остается вопрос о допустимых рамках вмешательства государства в функционирование экономики. Если в этом отношении не будет соблюден принцип оптимальности (достичь этого, конечно, весьма сложно), то невозможно нормальное развитие общества. Ослабление регулирующей роли государства обусловит усиление негативных сторон рыночной экономики, а чрезмерное вмешательство резко снизит дееспособность рыночного стимулирования. Ввиду этого указанный принцип требует весьма осторожного, всесторонне продуманного и взвешенного подхода.

Для обеспечения нормального функционирования рыночной экономики государство использует правовые и экономические регуляторы.

Роль и значение каждого из них в различных странах и на различных этапах развития неодинаковы.

В системе государственного регулирования экономики особое место занимает экономическое программирование, или индикативное планирование.

устранение негативных сторон рыночной экономики в значительной степени достигается путем государственного ее регулирования. Его главными направлениями являются:

— создание правовых основ функционирования экономики и контроль за их выполнением. Имеется в виду прежде всего установление юридических принципов экономических отношений, или «правил игры», которые в своей деятельности обязательно должны соблюдать экономические агенты — предприниматели, потребители, само государство. Речь идет о законодательных и иных нормативных актах, которые защищают права собственников, права покупателей, интересы общества и каждого его члена, равноправие рыночных субъектов, определяют рамки предпринимательской деятельности, условия функционирования фирм, их взаимоотношения друг с другом и с государством, порядок выдачи лицензий, правила торговли медикаментами, контроль за качеством продукции, обеспечивают борьбу с теневой экономикой и т. д.

— антимонопольное регулирование, охватывающее как административные, так и экономические мероприятия. Разработка и реализация антимонопольной политики возложены на созданную при Министерстве экономики республики специальную службу, в компетенцию которой входят: ограничение формирования отдельными субъектами в сфере производства и торговли монопольного положения; строгий контроль за монопольными ценами; разукрупнение чрезмерно крупных управленческих, производственных и коммерческих структур; содействие конкуренции; поощрение диверсификации; антимонопольная экспертиза законопроектов;

— макроэкономическая стабилизация, под которой подразумевается государственная деятельность, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Нормализация экономических процессов такого глобального значения соответствует интересам общества и каждого его члена, тем не менее задачу такой нормализации нельзя возлагать на механизмы саморегулирования рыночной экономики, это экономическая функция государства. Решить эту сложную задачу государство пытается путем проведения фискальной и денежной политики. Естественно, это не является единственным, универсальным и всеобъемлющим подходом к этой сложной проблеме, однако определенные приоритеты ему все же придаются по сравнению с другими путями и средствами;

— микроэкономическая стабилизация, под которой прежде всего подразумевается распределение экономических ресурсов. Хотя саморегулируемой рыночной экономике в основном своими внутренними силами удается осуществлять эффективное распределение и использование ресурсов, однако в результате ряда негативных явлений, сопутствующих ее функционированию, не столь уж редко наблюдаемое нерациональное распределение ресурсов порождает острые проблемы. Решение проблем распределения ресурсов с соблюдением принципа социальной справедливости без вмешательства государства невозможно.

Регулирование распределения экономических ресурсов государство осуществляет как административным воздействием, так и главным образом с помощью экономических рычагов. Например, за загрязнение окружающей среды отходами производства государство устанавливает специальные налоги и штрафы, что повышает затраты предпринимателей на производство, но позволяет изыскать средства на экологические нужды.

При рассмотрении так называемого «внешнего эффекта» функционирования рыночной экономики большей частью приводят примеры для иллюстрации его негативных сторон, хотя он имеет и положительные аспекты. Так, устроители ветрозащитных полос производят значительный объем дополнительных затрат, причем их результатами пользуются и те, кто для таких мероприятий не затратил ничего. Учитывая этот более широкий эффект, государство поощряет создание ветрозащитных полос, выделяет субвенции.

В задачи государства входит и финансовое регулирование. Необходимым компонентом рыночной экономики является денежное обращение, регулируемое государством. Денежная же система, в свою очередь, представляет собой важнейший инструмент регулирования рыночной экономики государством. Это в значительной мере осуществляется через государственный бюджет. В условиях рыночной экономики средства государственного бюджета используются в основном в виде дотаций для содействия частному бизнесу, финансирования просвещения, здравоохранения, науки, культуры, искусства, социального страхования и социального обеспечения, покрытия затрат на оборону страны и охрану окружающей среды, содержание государственных органов власти и т. д.

Важное направление деятельности государства — защита интересов потребителей. Например, запрещена торговля медикаментами и продуктами питания без тщательной проверки и проведения экспертизы, реализация легковых автомобилей и автобусов без оснащения двигателя внутреннего сгорания прибором для контроля за выхлопными газами. Конструкторы обязаны конструировать новые модели легковых автомобилей с учетом стандартов безопасности и т. д.

Каждое современное государство ставит для себя приоритетом принцип гуманизма. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это гарантировано Конституцией РФ в Статье 7. Любое общество неоднородно и делиться на различные группы и общности. Социальная политика государства направлена на объединение, стабилизацию и согласование интересов и отношений между различными социальными группами. Практическая реализация социальной политики государства состоит из социального обеспечения и социального обслуживания. Социальное обеспечение — это пособия, субсидии, льготы и т.д., которые выплачиваются гражданам.

Социальная политика - система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Стратегия социальной политики - это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития. При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встает вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

создание условий для функционирования семьи, как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

Объектом социальной политики является все население страны. К субъектами социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Принципы социальной политики: 1 Социальной справедливости 2 Социальной ответственности 3 Социального партнерства 4 Социальных гарантий 5 Преемственности

Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 Г. № 195, ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178, ФЗ «О социальной защите инвалидов 1995 г. № 181 и др.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Проблемы экономики - это глобальные нарушения в развитии и ведении хозяйственной деятельности отдельных стран или всего мира. Как правило, к глобальным проблемам экономики относится разделение сообщества на полюса развития, глубокое истощение ресурсов планеты (в том числе и водных), проблемы с продовольствием, бедность, слабый научно-технический прогресс и так далее.

Глобальные проблемы экономики в мире

К глобальным можно отнести целую совокупность проблем, которые ставят под вопрос не только развитие планеты и каждого отдельно взятого государства в экономическом смысле, но существование человечества в целом. Здесь затрагиваются наиболее важные вопросы, которые требует срочного решения и полноценных мер со стороны мирового сообщества. Так, к наиболее важным проблемам экономики стоит отнести:

1. Проблема разных «полюсов» экономического развития, появление «Севера» и «Юга». Суть - глубокое разделение (в первую очередь в экономическом плане) между теми странами, которые уже развиты и теми, которые относятся к категории развивающихся. Последние нуждаются в помощи более «сильных коллег», снисхождения, более гибких условий. К примеру, развитые страны могут открыть доступ товарам из развивающихся стран без каких-либо серьезных условий, обеспечить стабильный приток инвестиционного капитала, реструктуризировать большую часть долгов и так далее.

Отсталость большинства стран опасна не только на внутреннем уровне, но и для экономики планеты в целом. Более отсталый «ЮГ» - это составная часть экономического пространства, поэтому его проблемы неизбежно становятся общими. К примеру, каждый год наблюдается все более активное перемещение людей из менее развитых стран в государства с высоким уровнем развития. В итоге возможен перенос ряда заболеваний, увеличение нагрузки на экономику, появление проблем с социальным обеспечением и так далее.

С 60-х годов в мире работает новая концепция, суть которой - активная помощь развивающимся странам с нестабильной экономикой. Основные идеи такой концепции следующие:

Создание льготного режима для стран, которые только идут по пути развития. Особенно это важно при формировании международных отношений;
- оказание реальное помощи на стабильной основе для решения, как социальных, так и экономических проблем. Все это позволяет снизить долговое бремя и помочь разобраться с текущими проблемами.


Уже к середине 80-х годов можно было видеть реальные результаты труда, которые позволили развивающимся странам продвинуться в своем развитии - укрепить суверенитет, добиться мирового признания, открыть международный рынок для своих товаров, увеличить объемы финансовой помощи и так далее. Но уже к завершению 80-х годов что-то произошло. Экономическая поддержка перестала быть эффективной. По сути, развитые страны вынуждены были признать поражение. Причины были две:

Снижение уровня единства развивающихся стран, которое было вызвано сильной разницей в развитии. На фоне других государств все больше стали выделяться мощные страны-экспортеры природных ресурсов (в первую очередь нефти), а также вновь образованные индустриальные страны;
- уровень диалога между странами развитыми и развивающимися заметно снизился, что привело к приостановке положительного процесса.

2. Проблема бедности - это, по сути, уже следствие явных «пробелов» в экономике и неспособности (или нежелании) правительства обеспечить свой народ. В такой ситуации появляется огромная пропасть между людьми, которые имеют неплохие средства для существования, и другой категорией жителей, находящихся за чертой бедности.

На сегодня выделяется два основных критерия этой проблемы - национальный и международный. В первом случае речь идет о населении, которое относится к наиболее бедному. Такие группы есть во многих странах мира и Россия не является исключением. Формулировка «за чертой бедности» подразумевает доход ниже прожиточного минимума. То есть человек не способен себе купить минимальный набор продуктов для полноценного питания. В развитых странах к бедным людям относят тех, кто имеет около 40-50% от средней зарплаты в стране.

При этом существуют международные критерии бедности, которые составляют около двух долларов на день (по ВВП ППС). Наиболее низкий уровень бедности (чрезвычайный) признается в том случае, когда доход опускается ниже отметки одного доллара в день.

В 80-х годах за чертой бедности проживало более двухсот миллионов людей. С начала 90-х годов прошлого века люди стали беднеть в странах постсоциалистического пространства. К примеру, только Молдавии было больше 60% бедных людей, а в Монголии эта цифра достигала 75%. Что касается России, то здесь процент населения с заработком менее доллара в сутки составляет около двух процентов.


3. Проблемы экономики и продовольственный кризис также плотно взаимосвязаны. Развивающиеся страны не способны обеспечить население жизненно важными продуктами питания. Это парадоксально, ведь природные ресурсы развивающихся государств весьма богаты, а сама экономика имеет большие перспективы.

Но проблема нехватки продовольствия все-таки существует и требует оперативного решения. В последние 50 лет удалось существенно снизить количество голодающих людей (почти на 50%). Но, несмотря на это, почти 800 миллионов человек все еще недоедает, а 4-5 миллионов детей умирают каждый год по причине последствий голодания.

Проблема голода перестала быть актуальной только для развитых стран, которым удалось полностью покрыть потребности своего населения. Но в целом на земном шаре наблюдается существенный разбег в продуктовом обеспечении. При этом планету можно разбить на четыре основные зоны по продовольственным проблемам:

1) Индустриальные государства, такие как Северная и Западная Европа, Австралия и Северная Америка. Такие регионы сегодня почти не знаю слова голод - продовольствия у них хватает.

2) Районы Средней Азии и южная часть Европы, страны Магриба и Латинской Америки, АСЕАН и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на должном уровне и приближается к минимальным нормам ВОЗ ООН.

3) Страны СНГ, Восточная часть Европы, Индонезия, Египет, Индия и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на минимальном уровне, но еще входит в норму отклонения по ВОЗ ООН.

4) Развивающиеся страны - это большая часть населения планеты (почти 80%). Вот здесь как раз и присутствуют наибольшие проблемы с продовольствием.

В 2007 году проблема с продовольствием выглядела следующим образом, но на сегодня она не сильно изменилась.

4. Энергетические проблемы неизбежно сказываются на экономическом развитии стран со слабой экономикой. При этом глобальная проблема с энергоресурсами проявилась наиболее остро в 70-х годах прошлого века, когда в мире разразился мощный энергетический кризис. В тот период стоимость нефти возросла почти в 15 раз. Все это создало огромные проблемы для экономик многих стран мира. Некоторым государствам удалось выйти из энергетической зависимости, но мировая экономика все равно испытывает острый дефицит ресурсов.

Основная причина энергетической проблемы - резкое увеличение потребления ресурсов. Особенно это актуально с начала 20-го века. С одной стороны открывались крупные месторождения на Аляске, в Западной Сибири, на шельфе Северного моря и так далее. С другой - с каждым годом увеличивался автомобильный парк, увеличивались потребности в экономической сфере.


Одновременно с этим человечество занялось разработкой новых месторождений. К примеру, в начале 80-х годов прошлого века запасы нефти исчислялись 1,2 триллионами тонн, а к началу 2000 годов они возросли почти до 1,8 триллионов тонн. Еще 30 лет назад казалось, что нефти хватит только на 20-30 лет, но с нынешним уровнем природных ресурсов эти опасения оказались напрасными.

Кроме перечисленных выше проблем экономики можно выделить проблему освоения Мирового океана, демографическую проблему, ухудшение экологии, острое истощение животного и растительного мира, глобальное потепление, угроза ядерной катастрофы на фоне гонки вооружений и так далее.

Решение глобальных проблем экономики

У каждой проблемы существуют свои пути решения. Вопрос лишь в том, насколько правительства развивающихся и развитых стран заинтересованы в сотрудничестве и восстановлении паритета. Проблемы, в свою очередь, могут быть решены следующим образом:

1. Проблема «Севера и Юга» имеет три основных пути решения:

- либеральный. Здесь бытует мнение, что основная проблема развивающихся стран - невозможность перейти на рыночный механизм экономики. Это значит, что для достижения цели основная задача развивающихся стран - четко придерживаться имеющегося курса и переходить на рыночную экономическую структуру, то есть делать упор на приватизацию государственных владений, либерализацию экономической отрасли и так далее;

- антиглобальный. В данной теории упор делается на том, что экономические отношения в большей степени неравноправны. При этом мировая экономика находится под контролем ряда монополий. Итогом становится эксплуатация Юга Севером. Есть мнение, что развитым странам много выгоднее загонять развивающиеся государства в «ловушку» или оставлять их на низком уровне развития с целью снижения цен на сырьевую продукцию. Следовательно, решением может быть только пересмотр системы мирового порядка и изменения сути взаимоотношений между Севером и Югом;

- структуральный. Последователи этой теории сходятся во мнении на том, что международные отношения в принципе не способствуют экономическому подъему развивающихся стран. Они также убеждены, что для достижения результатов подходы в экономики нужно менять в сторону рыночных отношений. С другой стороны должна быть реформирована и система международных отношений. Сторонники такой теории решения проблем настаивают, что торговые послабления со стороны развитых стран должны быть более серьезными.


2. Главное решение проблемы бедности - это экономический рост страны, повышение ВВП и, как следствие, рост фонда потребления. Но известны случаи, когда рост ВВП не способствовал снижению уровня бедности. К примеру, в Нигерии за 13 лет с 1990 по 2003 году удалось ежегодно увеличивать ВВП на 2-3%, но это не способствовало повышению занятости населения.

Второе решение проблемы - это международная и государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Подобный подход может помочь справиться с бедой, преодолеть ее общими усилиями. Хуже всего, когда со временем проявляется застойная бедность. Ее суть в том, что трудоспособное население привыкает жить на «шее» у государства и уже отказывается работать.

Сегодня проблеме бедности уделяется много внимания со стороны международного сообщества. Создается ряд организаций, готовых работать на общее благо и снижение общего уровня бедности и роста экономики развивающихся стран. Все это дает свои плоды, но только комплексное решение может помочь в решении проблемы.

3. Лучшее решение для борьбы с голодом - повышение урожайности в развивающихся странах, увеличение обрабатываемых наделов, поголовья скота и так далее. При этом особое внимание нужно уделить повышению уровня развития сельского хозяйства, усовершенствованию технологий, улучшению обработки почвы, засеву площадей высокоурожайными сортами растений и так далее. При этом большинство проблем сложно решить внутри страны - с ними нужно бороться коллегиально.


Большие надежды возлагаются на так называемую зеленую революцию, которая позволяет активно внедрять новую технику в сельскохозяйственной отрасли, использовать только высококачественные и высокоурожайные зерновые культуры, лучшие удобрения и так далее. Главное - участие страны в развитии данной отрасли, дополнительные вложения, как внутри страны, так и привлечение инвестиций извне. С помощью «зеленой революции» с проблемой голода было покончено во многих странах мира, в частности, в Филиппинах, Индии, Мексики и прочих.

4. Нехватка энергоресурсов. Главный путь в решении проблемы - это увеличение объемов разработки и добычи полезных ресурсов. Работа не должна останавливать даже в тот период, когда запасов кажется более чем достаточно. Мировое потребление нефти и газа с каждым годом растет. Только с 1995 по 2005 году уровень энергопотребления вырос на четыре миллиарда тонн условного топлива. В последнее время достиг своего предела добычи Китай, постепенно сокращает производство и Великобритания. В такой ситуации важно экономней расходовать энергоресурсы.


Второй важный вопрос - это перестройка экономики и снижение доли энергоемкого производства. К примеру, машиностроение требует почти в 10 раз меньше энергоресурсов, чем металлургия или топливно-энергетический комплекс. При этом качественная перестройка позволяет сэкономить до 20-25% энергии на долю ВВП.

Но большинство стран, к сожалению, не берет на вооружение упомянутые выше рекомендации. К примеру, в том же Китае, Индии, России и Украине доля цветной и черной металлургии, а также химической промышленности только растет. Хуже всего, что в процессе производства используется уже устаревшая техника. Таким образом, общее решение проблемы нехватки энергоресурсов еще долго будет

зависеть от траты энергии на единицу ВВП.

К прочим путям выхода из сложной ситуации можно отнести:

Отказ от гонки вооружений и от оружия, способного уничтожить планету. В первую очередь должно быть ликвидировано ядерное оружие;
- преодоление кризиса, связанного с неравноправным взаимодействием человека и природы. Особое внимание должно быть уделено вопросам защиты окружающей среды, осознанию факта истощения природных ресурсов и их защиты. При этом главная задача мирового сообщества - экономия мировых ресурсов, а также борьба с загрязнениями воды, почвы и воздуха;
- борьба с перенаселением в различных странах планеты, а также решение вопроса с демографическим кризисом в развитых странах;
- защита от негативных последствий НТР;
- решение проблем с алкоголизмом, онкологическим заболеваниями, наркоманией, СПИДом и так далее.

Проблемы экономики России и пути их решения

Мировая экономика складывается из множества экономик различных стран мира. При этом у каждой страны есть свои проблемы, которые требуют срочных решений от своего правительства. Не исключением является и Россия, в экономике которой можно выделить целый «ворох» проблем:

Чрезмерный упор на продажу сырьевой продукции. Это с одной стороны подавляет развитие других отраслей хозяйства, а другой не обеспечивает доступными энергоресурсами своих граждан, ведь большая часть топлива уходит за границу;

Монополизированный рынок, который приводит к повышению цен во всех отраслях экономики. Жизнь под «диктовку» монополий неизбежно приводит к снижению качества услуги и высокому уровню инфляции;
- централизация экономики РФ. В этом случае одни зарабатывают капитал, а другие его перераспределяют. Таким образом, предприниматели не заинтересованы в повышении качества продукции и росте производства;
- недостаточные темпы развития и слабая защита денежно-расчетной системы страны. Особенно страдает бюджетная сфера, касающаяся облуживания физических лиц;
- отсутствие стабильности в законодательной сфере, возможность двоякой трактовки многих законов;
- чрезмерный отток капитала за границу, который производится под самыми различными предлогами;


- недостаточное влияние экономического сектора на развитие страны;
- высокий уровень коррумпированности чиновников, а также регулярные правонарушения во всех отраслях деятельности (в том числе и на высшем уровне);
- смешивание коммерческой и государственной экономики;
- проблемы с трудоустройством молодых специалистов и людей после 50 лет;
- нерациональное использование средств бизнесменами и коммерческими структурами;
- низкий уровень подготовки специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов;
- недостаточный уровень развития здравоохранения в стране;
- низкий контроль со стороны государства за работой или бездеятельностью государственных служащих (в том числе крупных чиновников).

Решение проблем экономики России лежит исключительно в реформах, которые должны проходить в трех направлениях:

- экономическом. Особое внимание должно уделяться выравниванию условий конкуренции, определению порядка лицензирования, упрощению проверок и так далее;
- административном. Налаживание работы «верхушки» в управленческой сфере, борьба с коррупцией;

- социальном. Реформы в сфере здравоохранения, образования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Мы видели две основные модели организации экономики: основанную на рыночном механизме и командную.

Рыночный механизм - такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решении трех основных проблем экономики. При командной экономике концентрация ресурсов определяется правительством, приказывающим индивидам и формам выполнять государственные планы.

Сегодня ни один из этих видов не отражает реальность американской экономической системы в чистом виде. Она представляет “смешанную экономику”, в которой частные и общественные институты осуществляют экономический контроль: частная система посредством невидимой направляющей рыночного механизма, общественные институты - через администра­тивное регулирование и налоговые стимулы.

Рыночное решение основных экономических проблем. В ры­ночном механизме никто из индивидов или организаций созна­тельно не занимается решением триады экономических про­блем: “что”, “как” и “для кого”. Просто производители и по­требители встречаются на рынке и определяют цены и объем производства.

Не хаос, а экономический порядок. При ближайшем рассмот­рении видно, что рыночная система - система не хаоса и анар­хии. В ней есть определенный порядок. Рыночная экономика представляет собой отработанный механизм для неосознанной координации людей и фирм через систему цен и рынков. Без централизованного интеллекта он решает проблемы, которые сегодня не могут решить самые мощные ЭВМ. Никто его ни проектирует. Он просто развивается. Как и человеческое обще­ство, он меняется. Но он решает первейшую задачу любого общества - способность выжить.

Рыночный механизм. Каким образом работает автоматичес­кий рыночный механизм? Главное для понимания здесь то, что основные решения по ценам и распределению принимаются на рынках. Мы видим в рынке процесс, посредством которого продавцы и покупатели продуктов взаимодействуют, чтобы определить цену и количество последних.

В рыночной системе все имеет цену: каждый товар, каждая

услуга. Даже различные виды человеческого труда имеют цену, называемую уровнем зарплаты. Каждый из нас получает доход продажи и использует его для покупки того, что он хочет. Если какого-либо продукта нужно больше (скажем, пшеницы), покупатели станут больше ее покупать, продавцы поднимут цены на пшеницу, чтобы нормировать ограниченное предложение, а высокие цены заставят производить больше пшеницы. С другой стороны: что если товар (скажем, чай) имеется в количестве большем, чем люди хотят купить? Продавцы, озабоченные тем, как избавиться от запасов чая, снизят цены. По низким ценам люди будут покупать больше чая, а производители будут больше выпускать его в таких количествах. Таким образом, соотношения между продавцами и покупателями будут остановлены. То же характерно для рынка факторов производства, таких, как земля, труд, капитал.

Разрешение трех проблем. Если мы возьмем все разнообраз­ные рынки в совокупности, то получим широкую систему, обес­печивающую равновесие цен и производства путем проб и ошибок. Посредством согласований между покупателями и продав­цами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков эко­номике решает одновременно все три проблемы.

Первая из них - “что производить” - определяется голосованием посредством доллара потребителя... путем выбора покупки того или иного товара.

Вторая - “как производить” - определяется конкуренцией между различными производителями. Единственный путь для производителя выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль состоит в том, чтобы поддерживать издержки на минимальном уровне, используя наиболее эффективные методы производства.

Третья - “для кого производить” - обусловливается соотношением спроса и предложения на рынках факторов производства. Эти рынки определяют уровни заработной платы, ренты, процента и прибыли, т.е. источников, из которых складываются доходы людей.

Новое на сайте

>

Самое популярное