Домой Альфа Банк Основные экономические системы. Виды экономических систем

Основные экономические системы. Виды экономических систем

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные (рыночная экономика сво-бодной конкуренции (чистый капитализм ) и современная ры-ночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика это экономическая система, основаная на принципах свободного предпринимательства, многооб-разия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующи-ми субъектами, ограниченного вмешательства государства в хо-зяйственную деятельность. Она присуща социально-экономиче-ским системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад , рыночная экономика достигла иысокого уровня развития, стала цивилизованной и социаль-но ограниченной. Основные черты рыночной экономики пред-ставлены в таблице 2.1.

Таблица 2. Характеристика рыночной экономики

Основные черты рыночной экономики:
1) основа экономики — частная собственность на средства про-
изводства;
2) многообразие форм собственности и хозяйствования;
3) свободная конкуренция;
4) рыночный механизм ценообразования;
5) саморегулирование рыночной экономики;
6) договорные отношения между хозяйствующими субъект-
тами;
7) минимум вмешательства государства в экономику
Основные достоинства: Основные недостатки:
1) стимулирует высокую эффек- тивность производства; 2) справедливо распределяет доходы по результатам труда; 3) не требует большого аппарата управления и др. 1) усиливает социальное нера- венство в обществе; 2) вызывает нестабильность в экономике; 3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в совре-менную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

1) частная собственность на экономические ресурсы;

2) рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции ;

3) большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капи-тализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и вне-шним условиям.

Ее основные черты:

1) многообразие форм собственности;

2) развитие научно-технического прогресса;

3) активное воздействие государства на развитие националь-ной экономики.

Традиционная экономика это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.


Основные черты традиционной экономики:

1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

2) крайне примитивная технология, связанная с первичной об-работкой природных ресурсов;

3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

4) преобладание ручного труда.

Административно-командная экономика (централизо-ванно-плановая экономика) — это экономическая система,в которой основные экономические решения принимаются
государством, берущим на себя функции организатора хо-зяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государ-ства. Для административно-командной экономики характер-но централизованное директивное планирование, предприя-
тия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

Основные черты административно-командной эконо-мики:

1)основа — государственная собственность;

2) абсолютизация государственной собственности на эконо-мические и природные ресурсы;

3) жесткая централизация в распределении экономических ре-сурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного пред-принимательства.

Положительные стороны административно-командной эко-номики.

1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить дости-жение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

2. Административно-командная экономика в состоянии обес-печить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно воз-растающая заработная плата, бесплатное образование и меди-цинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйствен-ной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

3. Государство полностью контролирует производство и рас-пределение продукции, в результате чего исключаются свобод-ные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная экономика органично соединяет в себе пре-имущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степе-ни устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отри-цательные последствия.

Смешанная экономика — тип современной социально-эко-номической системы, складывающийся в развитых странах За-пада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу . Смешанная экономика но-сит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной соб-ственностью (20-25%).

На базе разнообразных форм собственности функциониру-ют различные типы хозяйства и предпринимательства (круп-ное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

Смешанная экономика — это рыночная система со свой-ственной ей социальной ориентацией экономики и общества и целом. Интересы личности с ее многосторонними потребно-стями выдвигаются в центр социально-экономического разви-тия страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная эко-номика в США характеризуется тем, что государственное ре-гулирование здесь представлено в значительно меньшей сте-пени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик.

Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей сте-пени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государ-ственно-частного предпринимательства через систему прави-тельственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт админист-ративно-командной экономики в форме государственного со-циализма . На современном этапе Россия начинает использо-вать основные элементы смешанной экономики.

2.2. Модели экономических систем:

Американская,шведская, японская. Российская модель переходной экономики.

Для каждой экономической системы характерны свои на-циональные модели организации хозяйства. Рассмотрим не-которые наиболее известные национальные модели экономи-ческих систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и куль-туры, обогащения наиболее активной части населения. Мало-обеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жиз-ни. Эта модель основана на высоком уровне производительно-сти труда и массовой ориентации на достижение личного успе-ха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной на-правленностью, ориентированной на сокращение имущест-венного неравенства за счет перераспределения национально-го дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной ос-нове, а функция обеспечения высокого уровня жизни (вклю-чая занятость, образование, социальное страхование) и мно-гих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

Главной для шведской модели является социальная направ-ленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели — сочетание относительно вы-соких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от рос-та производительности труда. За счет этого достигают сниже-ния себестоимости продукции и резкого повышения ее конку-рентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интере-сам конкретного человека, готовности населения идти на опре-деленные жертвы ради процветания страны. Еще одна особен-ность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

Японская модель экономики отличается развитым планиро-ванием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит реко-мендательный характер. Планы представляют собой государ-ственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдель-ные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при тгом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

Российская модель переходной экономики. После дли-тельного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 — начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача россий-ской модели переходной экономики — это формирование эффек-тивной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономике сложились не-благоприятными для России. Среди них:

1) высокая степень огосударствления экономики;

2) почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики ;

3) длительное существование нерыночной экономики, что ослаб-ляло хозяйственную инициативу большинства населения;

4) искаженная структура национальной экономики, где веду-щую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хо-зяйства была снижена;

5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сель-ского хозяйства.

Основные условия формирования рыночной экономики в России:

1) развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;

2) создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

3) эффективное государство, обеспечивающее надежную за-щиту прав собственности и создающее условия для эффек-тивного роста;

4) эффективная система социальной защиты населения;

5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке эконо-

2.3. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?

Любое общество независимо от того , насколько оно бога-то или бедно, решает три основных вопроса экономики: ка-кие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являют-ся решающими (рис. 2.1).

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в ка-ком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвес-ти их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хо-тело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в дан-ный момент производить: мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много де-шевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на-чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в бу-дущем поднимут производство и потребление?

Иногда выбор может быть достаточно трудным . Существу-ют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия боль-шей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производ-ства, но для этого необходимы перестройка национального хозяйства, модернизация производства.

Как должны быть произведены товары и услуги? Су-ществуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строитель-ства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие — государство. Решение о выпуске авто-мобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой — частные фирмы.

Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими про-дуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены об-щества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет — интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судь-бы? Решения данных проблем определяют цели общества, сти-мулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социаль-но-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предло-жение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом , голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять жела-ния потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится полу-чить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях кон-куренции производитель должен произвести и продать как мож-но больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребите-лей с учетом их доходов.

Краткие выводы

1. В последние полтора-два века в мире действовали сле-дующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-команд-ная и традиционная экономики. В последние полтора-два деся-тилетия появилась смешанная экономика.

2. В каждой системе существуют свои национальные моде-ли организации хозяйственного развития, т.к. страны различа-ются уровнем экономического развития, социальными и на-циональными условиями.

3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательст-ва, неравномерный переход к рыночным отношениям в раз-личных отраслях и регионах страны, высокая криминализа-ция экономики.

4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решают-ся в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.

Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Экономическая система ; типы экономических систем: тради-ционная экономика, рыночная экономика, административно-командная (централизованно-плановая) экономика, смешанная экономика; модели экономических систем: японская, южноко-рейская, американская, шведская; российская переходная эко-номика; основные экономические вопросы: что, как, для чего.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?

2. Раскройте сущность моделей экономических систем.

3. Каковы особенности российской модели переходной эко-номики (в отличие от административно-командной к рыноч-ной)?

4. Чем отличается японская модель от южнокорейской? Ка-кие элементы этих моделей могут быть использованы в России при создании рыночной экономики?

5. На какие три главных вопроса экономики постоянно стремится дать ответ экономическая теория и в чем заключает-ся их содержание?

6. Каким образом решаются три основных вопроса эконо-мики (что, как, для кого) в рыночной экономике и администра-тивно-командной?

7. В чем состоят особенности развития экономических сис-тем на современном этапе?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: типы, системы, традиция, обычаи, община, предпринимательство, собственность, многоукладность, само-регулирование, неравенство, план, планирование, администри-рование, централизация, концентрация, государство, модели.


Командная экономика - экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных - проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

    Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

    Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

    Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

    Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

    Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы

Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Нам, как жителям постсоветского пространства, крайне близка командная экономика как система, из которой мы уже несколько десятилетий пытаемся выйти. Давайте разберемся, почему так сложно перейти к рынку, и чем характерен плановый режим для обеих сторон бизнеса.

Понятие и виды экономических систем

Экономические системы с теоретической точки зрения представляют собой совокупность различных элементов рынка, которые при взаимодействии друг с другом образуют единую структуру внутри страны, в которой учитываются не только аспекты производства и потребления, но и также распределения благ и трудовых ресурсов.

Современные системы подразделены на три вида:

  • рыночная;
  • командная;
  • традиционная экономика.

Хотя с исторической точки зрения, если рассматривать развитие рынка поэтапно, они будут иметь следующую классификацию:

  • доиндустриальная экономика (времена процветания сельского хозяйства как основной ниши производства);
  • индустриальная (появилась с зарождением промышленности);
  • постиндустриальная (развивается и ныне, характерна процветанием сферы услуг и информационных технологий).

Но вернемся к современному пониманию экономической системы. Давайте попробуем для начала выделить основные ключевые моменты, характеризующие тот или иной вид, и в этом нам поможет таблица «Рыночная, командная, традиционная экономика: основные черты», которая представлена ниже.

Ну а теперь остановимся подробней на каждом пункте.

Характеристика рыночной экономики

Это наиболее популярная ныне система, которая характерна свободным формированием цен на продукцию и услуги в зависимости от соотношения спроса и предложения. Государство, как правило, абсолютно не вмешивается в экономические отношения между субъектами хозяйствования, и все участие правительства заключается в создании нормативно-правовых актов. Органы власти могут лишь следить за тем, чтобы последние соблюдались.

Вот поэтому рыночная и командная экономика - это абсолютно противоречивые друг другу системы, но об этом несколько позднее.

Но что качается невмешательства государства в рыночные процессы, то этот вопрос весьма спорный. Не всегда взаимоотношения спроса и предложения могут достичь так называемого консенсуса. Вот, например, в кризисные периоды на некоторые группы товаров и услуг абсолютно отсутствует спрос, поэтому единственным покупателем может выступить правительственный сектор, однако рыночная система экономики полностью исключает данную возможность.

Понятие традиционной экономики

Традиционная и командная экономика - это не одно и то же. Однако обе системы имеют некоторые схожие черты, хотя первая больше направлена на максимальное развитие собственных богатств национального хозяйства, поэтому ее отличительной особенностью является наиболее оптимальное развитие сельской промышленности.

Что касается ценностей в этой системе, то денежные знаки не имеют столь важного значения, как, например, товары первой необходимости. Поэтому зачастую традиционная экономика характеризуется отношениями, которые мы привыкли называть бартерным обменом.

На первый взгляд кажется, что стран с подобной системой хозяйственных отношений уже и не существует, однако на просторах Центральной Африки их более чем достаточно.

Понятие командной экономики

Для начала давайте определимся, на каких принципах основана командно-административная экономика, или как ее еще принято называть - плановая.

В рамках данной системы важную роль в хозяйственном регулировании страны играет непосредственно государство. Именно органы власти решают, какой товар, в каких количествах и по какой цене производить и реализовывать. Эти данные берутся отнюдь не из реального соотношения между спросом и предложением, а из плановых показателей согласно многолетним статистическим данным.

Признаки командной экономики

При соблюдении плановой экономической системы никогда не бывает переизбытка произведенных товаров, поскольку правительство вряд ли позволит нецелесообразно расходовать собственные ресурсы. Поэтому зачастую главным признаком командной экономики является дефицит некоторых товаров. Причем, как правило, этот товар везде идентичного качества, поскольку в таких странах нет смысла строить однотипные магазины на каждой улице и производить более дорогую продукцию, ведь все равно у покупателя выбора нет – он будет брать любую, какая осталась на полках.

Также признаком командной экономики является целесообразное расходование трудовых ресурсов. Объяснение этому очень простое: нет перепроизводства – нет сверхурочных часов в смене, нет переработки персонала.

Ну а благодаря постоянной поддержке государством предпринимательства имеют место и такие признаки командной экономики:

  • постоянные дотации;
  • лояльное налогообложение;
  • четкое планирование безубыточного рынка сбыта.

Итак, мы не только определили основы данной экономической системы, но и отвели роль государственному влиянию в ней. Теперь давайте постараемся понять, что же значит само производство и собственность как таковая для предпринимателей в условиях планового режима.

Роль собственности в командной экономике

Как мы уже выяснили, рыночная экономика направлена на частное производство, а традиционная - на коллективное. Ну а какие черты командной экономики указывают на преимущество той или иной формы собственности в данной системе? Несложно догадаться, что все производственные организации в подавляющем большинстве принадлежат правительственным органам. Здесь же права владения подразделяются как на общенациональные масштабы, так и на муниципальные.

Что касается кооперативных форм собственности, то они также имеют место в командной экономической системе, но, как правило, они распространяются не на производственные организации, из которых можно извлечь финансовую прибыль, а на субъекты ведения хозяйства с получением собственного блага. Иными словами – кооперативные жилищные фонды, гаражи, дошкольные учреждения довольно распространены в плановой экономической системе.

Частная собственность в командно-административном обществе распространяется на имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства и не более.

Плановая экономика в жизни населения

Как уже говорилось выше, командная экономика никоим образом не связана с людскими потребностями. Иными словами, если упростить процесс данной системы до двух действий, то выйдет приблизительно следующий алгоритм кругооборота продукции в обществе.

  1. Правительство решает, в каком соответствии, согласно отраслевым долям, должна производиться продукция.
  2. Произведенный товар распределяется по всей территории государства с учетом того предположения, что население равномерно потребляет на каждом географическом участке страны как продукты питания, так и лекарства, и даже бытовую технику в соответствии с выпущенными объемами.

Все мы понимаем, что данный подход не совсем корректный – возможно, кому-то на юге страны не нужен новый телевизор, но необходимо больше моющих средств для посуды, а кто-то из северян нуждается в большем количестве теплых носков. Но таковы реалии плановой экономики, которая более-менее успешно процветала в свое время на просторах многих сильных государств.

Что касается общего благосостояния населения, то при командной системе каждый человек зарабатывает пропорционально тому, какой объем труда он выполняет. Но, несмотря на это, уровень среднего оклада по стране остается довольно низким.

Примеры стран с плановой экономической системой

Командно-административная экономика начала свое активное и плодотворное развитие в послевоенные времена, а именно в 50-е годы ХХ столетия. На тот момент мир был подвержен страшнейшему производственному кризису, и поэтому такие социалистические страны, как Китай, Куба, ну и самый близкий нам по духу и пониманию – СССР, который перешел к плановым меркам еще в 1917 году, стали ярким примером данной системы.

Сложно говорить однозначно – эффективным ли было это решение в те времена. Если учесть, что вся промышленность находилась в плачевном состоянии, и проблематично было что-то урегулировать на одном соотношении спроса и предложения, то вполне вероятно, что политика вмешательства государства на тот момент была лучшим выходом из сложившегося положения.

Однако если сравнить статистические данные роста ВВП по паре послевоенных десятилетий между странами Западной Европы и государствами-представителями социализма, то мы увидим, что последние в разы отставали по темпу роста.

Положительные стороны командной экономики

Несмотря на все вышеперечисленные факторы, нельзя говорить, что командная система экономики не имеет никаких преимуществ.

Производителю нет необходимости тратить лишние как финансовые, так и трудовые ресурсы для продвижения своего товара – у него всегда есть выделенная государством квота, в которой нуждается население и которую обязательно купят. А сделают это потому, что правительство является единственным монополистом на коммерческом рынке, поэтому никакой конкуренции быть не может априори.

Что же касается социума, то плановая экономика исключает какие-либо классовые расслоения внутри общества. В реалиях данной системы нет бедняков и нет слишком богатых, поскольку заработные платы каждого стремятся к средней величине.

Теоретически можно сказать, что множество проблем, присутствующих в рыночной экономике, в рамках командного порядка легко решаются.

Недостатки командной экономики

Благодаря тому что всем производством руководит высшая власть, и делается это на равных правах и условиях по отношению к каждому субъекту хозяйствования, исключаются любые задатки конкурентной среды. Поэтому командная экономика сводит к нулю любые рвения предпринимателя улучшить свой продукт, ведь как бы он ни старался – большего материального блага ему все равно не получить.

А поскольку вся продукция распределяется равномерно по стране, то и заработные платы максимально уравниваются, поэтому у персонала напрочь исчезает любая заинтересованность в повышении качества своего труда. Если сотруднику данной категории положено иметь оклад в рамках определенной суммы – то, каким бы он ни был специалистом своего дела, большего он получить не сможет.

Сложности при выходе из плановой экономики

Сложно утверждать, какая система лучше – рыночная или командная экономика. Каждая по-своему хороша в определенных условиях: иногда вмешательство государства крайне необходимо, ну а порой важней качество произведенного детского питания в конкурентных условиях, чем равное распределение молока по всей стране.

Во всяком случае, период перехода от плановой системы к рыночной крайне сложен. Мы все стали свидетелями того, как это сказалось на практике после распада СССР. Понятно, что каждое государство не может стать успешным за считанные годы, поэтому в политэкономической теории и существует такое понятие, как переходная экономика. Она характеризуется нестабильностью, неопределенностью и деформацией всей хозяйственной национальной структуры, но в нашем мире все для общества, поэтому дальнейший бизнес мы должны построить сами.

Новое на сайте

>

Самое популярное