Домой Альфа Банк П 120 инструкции 162н. Расчеты по принятым обязательствам

П 120 инструкции 162н. Расчеты по принятым обязательствам

Наконец то свершилось! Минюст зарегистрировал Приказ Минфина РФ от 17.08.2015 № 127н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее – Приказ № 127н). Положения этого документа вступили в силу 19.09.2015 и применяются при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 года, если иное не пре­дусмотрено учетной политикой учреждения. Мы проанализировали все изменения и подготовили краткий анализ новшеств, актуальных для казенных учреждений.

Применение первичных учетных документов.

В обновленной Инструкции 162н пока сохранены ссылки на первичные учетные документы, утвержденные Приказом от 15.12.2010 № 173н. Напомним, что этот документ утратил силу в связи с изданием Приказа № 52н . Однако учреждения вправе применять старые формы первичных документов до внесения изменений в учетную политику на 2015 год с учетом своей организационно-технической готовности (п. 5 преамбулы к Инструкции № 162н, Письмо Минфина РФ от 10.06.2015 № 02 07 07/33768).


Изменения в Плане счетов.

План счетов бюджетного учета (приложение 1) скорректирован следующим образом:

  • добавлены новые счета:

* Аналитические счета по данной группе формируются по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета (кодам КОСГУ).

  • детализированы в разрезе статей (подстатей) КОСГУ следующие счета:

  • изменены наименования следующих счетов:

Новации в порядке применения Плана счетов.

Перенос остатков на начало года. Согласно поправкам, внесенным в п. 2 Инструкция 162н, при формировании остатков на начало текущего финансового года по счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» в 8 – 17 х разрядах номеров счетов нужно указывать нули.

Учет нефинансовых активов.

Неучтенные объекты НФА. Излишки нефинансовых активов, вы-явленные в ходе проведения инвентаризации, теперь следует называть неучтенными объектами. Соответствующие изменения Инструкции 162н внесены в п. 7, 12, 16, 23 . Напомним, что такие объекты принимаются к учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей ведения бухгалтерского учета на дату принятия к учету (п. 31 Инструкции № 157н ).

Основные средства. Типовые корреспонденции счетов по учету объектов основных средств дополнены следующими проводками:

* ОС учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента их демонтажа и (или) утилизации.

Согласно п. 10 Инструкции № 162н консервацию (расконсервацию) основного средства на срок более трех месяцев следует отражать в учете путем внесения записи в инвентарную карточку о консервации (расконсервации) объекта, без оформления бухгалтерских записей по соответствующим аналитическим счетам счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Нематериальные активы. Операции по принятию к учету безвозмездно полученных объектов нематериальных активов при закреплении права оперативного управления в случаях, предусмотренных законодательством РФ при получении их от резидентов РФ и физических лиц нерезидентов РФ, теперь отражаются так:

Данная корреспонденция счетов заменила прежнюю:

Дебет счета 0 102 30 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения»

Кредит счета 0 106 32 320 «Увеличение вложений в нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения»

Амортизация ОС и НМА. Из пункта 19 Инструкции № 162н исключены положения о том, что начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов отражается в учете по дебету счета 0 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения», поскольку этот счет в данном случае не применяется.

Непроизведенные активы. Согласно новой редакции Инструкции № 162н операции по принятию к учету земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, необходимо отражать следующей проводкой:


До внесения изменений Приказом от 29.08.2014 № 89н в п. 333 Инструкции № 157н земельные участки следовало учитывать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Теперь их учет ведется на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы».

Операции по отнесению произведенных вложений в улучшение объектов непроизведенных активов, не отделимых от них, следует отражать так:

Материальные запасы. Добавлена корреспонденция счетов по отражению в учете операций по принятию к учету материальных запасов в случае реорганизации казенного учреждения в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования:


Торговая наценка на товары. Расширен перечень бухгалтерских записей по отражению в учете суммы торговой наценки.

Недвижимое имущество учреждения в пути. В обновленной редакции п. 35 Инструкции № 162н указано, что новый счет 0 107 11 000 применяется для учета воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов.

Имущество казны. Инструкция 162н дополнена корреспонденциями счетов по принятию к учету имущества в состав казны, а также по учету драгоценных металлов и камней, ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – драгоценности), составляющих казну:

Изменения инструкции 162н:

Учет финансовых активов.

Денежные средства в пути. Инструкция № 162н дополнена бухгалтерскими записями по отражению в учете операций, связанных с движением денежных средств.

Неучтенные денежные средства. Согласно изменениям Инструкции 162н, операции по оприходованию неучтенных денежных средств, выявленных в ходе проведения инвентаризации, следует отражать так:

Денежные документы. Расширен перечень корреспонденций счетов по отражению в учете операций по поступлению (выбытию) денежных документов.

Денежные средства в иностранной валюте. Добавлены корреспонденции счетов по отражению в учете операций с иностранной валютой.

От редакции: о других новшествах, введенных Приказом № 127н, читайте в следующем номере журнала.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муници-пальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов го-сударственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, ор-ганов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

М. Алексеева ,
эксперт журнала
«Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение», №10, октябрь, 2015 г.

(в ред. Приказов Минфина России от 24.12.2012 N 174н,
от 17.08.2015 N 127н, от 30.11.2015 N 184н)

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, приказываю:
(в ред. Приказа Минфина России от 17.08.2015 N 127н)

1. Утвердить План счетов бюджетного учета согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Настоящий Приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 года.

4. Положения настоящего приказа применяются к:

а) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпорации при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;

б) государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также к государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям и (или) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее - организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств).

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части организации и ведения бюджетного учета в соответствии с положениями настоящего приказа.
(п. 4 в ред. Приказа Минфина России от 17.08.2015 N 127н)

5. Положения настоящей Инструкции в части первичных учетных документов применяются до внесения изменений в учетную политику субъекта учета на 2015 год согласно пункту 6 приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 2015, 6 февраля).
(п. 5 введен Приказом Минфина России от 17.08.2015 N 127н)

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
Министр финансов Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2011, N 6

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон N 83-ФЗ <1>, в соответствии с которым изменяется правовой статус бюджетных учреждений. Согласно поправкам, внесенным данным документом в Гражданский кодекс, государственное (муниципальное) учреждение может быть казенным, бюджетным и автономным. Для каждого типа учреждений Минфином были разработаны Инструкции по ведению бухгалтерского учета: N 162н <2> - для казенных учреждений, N 174н <3> - для бюджетных учреждений, N 183н <4> - для автономных учреждений. Порядок переноса остатков по счетам ранее действовавшей Инструкции N 148н <5> на счета новых Инструкций разъяснен в Письме Минфина России N 02-06-07/1546 <6>. О том, какие указания дало финансовое ведомство учреждениям, - в нашей статье.

<1> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
<5> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
<6> Письмо Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546 "О Методических рекомендациях по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа" (далее - Методические рекомендации).

С 2011 г. организация и ведение бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями осуществляются на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Единый план счетов, Инструкция N 157н).

Задача бухгалтера - составить рабочую таблицу соответствия счетов Инструкции N 148н счетам Инструкций N N 162н, 174н, 183н (в зависимости от типа государственного (муниципального) учреждения), применяемых в данном учреждении. В работе можно использовать Письма Минфина, в которых приведены таблицы соответствия плана счетов Инструкции N 148н новым Инструкциям по бухгалтерскому учету:

  • от 29.12.2010 N 02-06-07/5396 - для казенных учреждений, а также других участников бюджетного процесса;
  • от 29.12.2010 N 02-06-07/5397 - для бюджетных учреждений, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;
  • от 29.12.2010 N 02-06-07/5398 - для автономных учреждений.

При переносе остатков по счетам учета следует обратить внимание на следующие моменты:

  • все операции по переходу с Инструкции N 148н на Инструкции N N 162н, 174н, 183н следует осуществлять в межотчетный период после закрытия показателей счетов в рамках завершения операций 2010 г. и до отражения операций 2011 г.;
  • перевод остатков по счетам следует оформлять Справкой (ф. 0504833, которая утверждена Приказом Минфина России N 173н <7>).
<7> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

Переход на нормы Инструкции N 162н

В п. 1 Методических рекомендаций Минфин обращает внимание на то, что казенное учреждение, согласно положениям Федерального закона N 83-ФЗ, в переходный период может осуществлять приносящую доход деятельность с зачислением доходов от данной деятельности в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ либо без зачисления таковых. Поэтому от того, какое решение принято органами исполнительной власти и местного самоуправления в отношении данного учреждения, зависит схема переноса остатков по счетам бухгалтерского учета. Схематично данный перенос будет выглядеть следующим образом:

Наименование
деятельности
учреждения,
отражаемой в 18-м
разряде номера
счета
Осуществление приносящей
доход деятельности без
зачисления в доход бюджета
Осуществление приносящей
доход деятельности с
зачислением в доход бюджета
Код вида
деятельности
исходящего
остатка -
2010
Код вида
деятельности
входящего
остатка -
2011
Код вида
деятельности
исходящего
остатка -
2010
Код вида
деятельности
входящего
остатка - 2011
Бюджетная
деятельность
1 1 1 1
Приносящая доход
деятельность
2 2 2 1 <*>
Деятельность
со средствами,
находящимися
во временном
распоряжении
3 3 3 3
<*> За исключением остатков по счетам учета денежных средств учреждения.

Больше вопросов вызывает перенос остатков по счетам и оформление операций по перечислению доходов в доход бюджета бюджетной системы РФ в отношении тех учреждений, по которым принято решение, что с изменением их правового статуса они будут осуществлять приносящую доход деятельность с зачислением получаемых доходов в доход бюджета. На что следует обратить внимание таким учреждениям?

В п. 1 Методических рекомендаций финансисты указали, что при переносе остатков по счетам по приносящей доход деятельности код вида деятельности по счетам учета денежных средств не изменяется. Исходящие остатки по ним по состоянию на 01.01.2011 переносятся на счета Инструкции N 162н, содержащие в 18-м разряде номера счета код вида финансового обеспечения (деятельности) 2 - "Приносящая доход деятельность", следующим образом:

Указание по переносу Счет учета
денежных средств
согласно
Инструкции N 148н
Счет учета
денежных средств
согласно
Инструкции N 162н
По остаткам на лицевых счетах по
учету средств от приносящей доход
деятельности
2 201 01 000 2 201 11 000
,
перечисленных на лицевые счета
учреждения по учету средств
,
зачисленных на соответствующие
лицевые счета в 2011 г.
2 201 03 000 2 201 13 000

перечисленных на счета учреждения
по учету средств от приносящей
доход деятельности в кредитных
организациях (на банковские счета -
рублевые и (или) в иностранной
валюте), зачисленным на
соответствующие банковские счета
в 2011 г.
2 201 03 000 2 201 23 000
По остаткам наличных денежных
средств по приносящей доход
деятельности в кассе учреждения
2 201 04 000 2 201 34 000
По остаткам денежных средств
от приносящей доход деятельности
на аккредитивных счетах, открытых
учреждению
2 201 06 000 2 201 26 000
По остаткам денежных средств
от приносящей доход деятельности
на счетах в кредитных учреждениях
по операциям с иностранной валютой
2 201 07 000 2 201 27 000

Логичность переноса остатков по учету денежных средств становится очевидной при рассмотрении дальнейших операций, связанных с перечислением денежных средств в доход соответствующих бюджетов.

  1. В соответствии с п. 2.1 Методических рекомендаций бухгалтеру нужно сделать следующие записи в части закрытия остатков денежных средств по счетам их учета в связи с перечислением наличности в доход бюджета:
  • в сумме обязательств учреждения по перечислению в доход соответствующего бюджета остатков денежных средств, оформленных Справкой (ф. 0504833):
  • в сумме наличных денежных средств, внесенных учреждением на свой лицевой счет для операций со средствами от приносящей доход деятельности из кассы (на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными):

Дебет счета 2 210 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам"

Кредит счета 2 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения";

  • в сумме наличных денежных средств, зачисленных на лицевой счет учреждения по операциям со средствами от приносящей доход деятельности (на основании документов, прилагаемых к выписке с лицевого счета учреждения):

Кредит счетов 2 201 13 610 "Выбытия денежных средств учреждения в пути в органе казначейства", 2 210 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам".

Дополнительно в сумме поступлений денежных средств отражается увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду дохода соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по бюджетной классификации РФ 000 3 03 99010 00 0000 180 "Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям";

  • в сумме денежных средств, перечисленных с лицевого счета учреждения по операциям со средствами от приносящей доход деятельности в доход бюджета (на основании документов, прилагаемых к выписке из лицевого счета учреждения):

Дебет счета 2 401 10 180 "Прочие доходы"

Дополнительно в сумме выбытий денежных средств отражается уменьшение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения";

  • поступление денежных средств в доход соответствующего бюджета отражается так:

Одновременно администратор доходов Извещением (ф. 0504805) уведомляет казенное учреждение о поступлении перечисленных им денежных средств в доход бюджета. На основании указанного извещения казенное учреждение, осуществляющее отдельные полномочия администратора доходов соответствующего бюджета, отражает закрытие расчетов по доходам:

Кредит счета 1 205 80 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам".

  1. Следующим этапом является закрытие в связи с перечислением в доход бюджета сумм денежных средств, зачисленных по результатам деятельности учреждения до 1 января 2011 г. (на основании документов, прилагаемых к выписке из лицевого счета учреждения) на лицевой счет учреждения по операциям со средствами от приносящей доход деятельности (п. 2.2 Методических рекомендаций):
  • в сумме денежных средств, зачисленных на лицевой счет учреждения по операциям со средствами от приносящей доход деятельности:

Дебет счета 2 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"

Кредит счетов 2 201 13 610 "Выбытия денежных средств учреждения в пути в органе казначейства", 2 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Дополнительно в сумме поступлений денежных средств отражается увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду дохода соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по бюджетной классификации РФ 000 3 03 99010 00 0000 180 "Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям".

Одновременно на основании Справки (ф. 0504833) и документов, прилагаемых к выписке из лицевого счета учреждения, казенное учреждение отражает операции по расчетам с дебиторами:

Дебет счета 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Кредит соответствующего счета аналитического учета счета 1 205 00 000 "Расчеты по доходам", 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 1 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу", 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты", 1 304 02 000 "Расчеты с депонентами", 1 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда";

  • в сумме денежных средств, перечисленных с лицевых счетов учреждений в доход бюджета (на основании документов, прилагаемых к выписке из лицевого счета учреждения):

Дебет счета 2 303 05 830 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Кредит счета 2 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства".

Дополнительно в сумме выбытий денежных средств отражается уменьшение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду дохода соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по бюджетной классификации РФ 000 3 03 99010 00 0000 180 "Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям";

  • в сумме доходов, поступивших в бюджет:
<*> При этом в разрядах с 1-го по 17-й отражаются соответствующие разряды (с 1-го по 17-й) кода дохода соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по бюджетной классификации РФ 000 1 17 05000 00 0000 180 "Прочие неналоговые доходы".

Одновременно администратор доходов Извещением (ф. 0504805) уведомляет казенное учреждение о поступлении перечисленных им денежных средств в доход бюджета.

На основании указанного извещения отражаются внутриведомственные расчеты:

Пример 1 . По решению органов исполнительной власти бюджетное учреждение с 01.01.2011 изменило организационно-правовую форму, став казенным. Приносящая доход деятельность осуществляется организацией с зачислением доходов от платных услуг в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

В главной книге на конец периода имеются следующие остатки денежных средств, сформированные по результатам приносящей доход деятельности (цифры условные):

  • счет 2 201 01 000 "Денежные средства на счетах учреждения" - 156,358 тыс. руб.;
  • счет 2 201 03 000 "Денежные средства учреждения в пути" - 35,385 тыс. руб.;
  • счет 2 201 04 000 "Касса" - 6,375 тыс. руб.

Бухгалтер учреждения Справкой (ф. 0504833) оформил перенос остатков со счетов Инструкции N 148н на счета Инструкции N 162н следующим образом:

Наименование и основание
проводимой операции
Номер счета Сумма,
тыс. руб.
по дебету по кредиту
Перенос остатков денежных
средств, числящихся
на счетах учреждения
2 401 03 000 <*> 2 201 01 000 156,358
2 201 11 000 2 401 03 000 <*> 156,358
Перенос остатков денежных
средств учреждения,
находящихся в пути
2 401 03 000 <*> 2 201 03 000 35,385
2 201 13 000 2 401 03 000 <*> 35,385
Перенос остатков денежных
средств, числящихся в кассе
учреждения
2 401 03 000 <*> 2 201 04 000 6,375
2 201 34 000 2 401 03 000 <*> 6,375
<*> Использование данного счета не регламентировано Методическими рекомендациями, но, по мнению автора, счет может применяться на практике, так как является транзитным и используется только для переноса остатков.

В 2011 г. казенным учреждением в соответствии с Инструкцией N 162н и Методическими рекомендациями были сделаны следующие бухгалтерские записи по перечислению в доход бюджета остатков денежных средств:

Наименование и основание
проводимой операции
Номер счета Сумма,
тыс. руб.
по дебету по кредиту
Отражение обязательств
учреждения по перечислению
в доход бюджета остатков
денежных средств
1 205 81 560 1 303 05 730 196,118
Сдача денежных средств
из кассы учреждения
на лицевой счет
2 210 03 560 2 201 34 610 6,375
Зачисление денежных средств
учреждения на лицевой счет
2 201 11 510 2 210 03 660 6,375
Зачисление денежных средств
учреждения, ранее
находившихся в пути
2 201 11 510 2 201 13 610 33,375
Перечисление денежных
средств с лицевого счета
учреждения в доход бюджета
2 401 10 180 2 201 11 610 196,118
Отражение на основании
Извещения (ф. 0504805),
полученного
от администратора доходов,
закрытия расчетов
по доходам
1 303 05 830 1 205 81 660 196,118

Таким образом, после проведения операций по перечислению денежных средств в доход бюджета счета бухгалтерского учета денежных средств будут закрыты.

В п. 3 Методических рекомендаций финансовое ведомство указало, что при принятии учредителем решения о создании на 01.01.2012 государственного (муниципального) казенного учреждения путем изменения типа государственного (муниципального) бюджетного учреждения, по которому в 2011 г. не было принято решения о предоставлении ему субсидий из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, формирование входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам производится на начало 2012 г. в межотчетный период аналогично порядку, предусмотренному выше.

Операции по перечислению остатков денежных средств, сформированных по состоянию на 01.01.2012 на соответствующих счетах учреждения, а также средств, поступивших по результатам деятельности учреждения до указанной даты в доход соответствующего бюджета, отражаются в 2012 г. аналогичными бухгалтерскими записями, предусмотренными п. 2 Методических рекомендаций.

Переход на нормы Инструкций N N 174н и 183н

Переход на ведение бухгалтерского учета по нормам Инструкций N N 174н и 183н одинаков и приведен в п. 4 Методических рекомендаций. При переносе остатков со счетов ранее действовавшей Инструкции N 148н на счета Инструкций N N 174н и 183н следует учитывать нормы п. 21 Инструкции N 157н. В силу данного пункта деятельность бюджетных и автономных учреждений отражается по следующим кодам финансового обеспечения, указываемым в 18-м разряде номера бухгалтерского счета:

  • 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания";
  • 5 "Субсидии на иные цели";
  • 6 "Бюджетные инвестиции";
  • 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию".

Для справки. В силу п. 1 ст. 78.1 БК РФ субсидии предоставляются бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий в зависимости от уровня бюджета устанавливаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

  1. По счетам бюджетной деятельности:
  • содержащим в 8 - 14-м разрядах номера счета код целевой статьи расходов соответствующего бюджета на реализацию целевых программ, расходов, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, при условии наличия расчетов, требующих завершения в финансовом (2011) году и (или) осуществления в 2011 г. указанных расходов на те же самые цели, с финансовым обеспечением указанных расходов путем предоставления учреждению субсидии на иные цели, остатки переносятся на счета, содержащие код вида финансового обеспечения (деятельности) 5 - "Субсидии на иные цели";
  • по прочим счетам бюджетной деятельности, не перечисленным выше, остатки переносятся на счета, содержащие код вида финансового обеспечения (деятельности) 4 - "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания".
  1. По счетам со средствами во временном распоряжении , содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности 3 - "Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении", остатки следует перенести на аналогичный код вида финансового обеспечения (деятельности).
  2. По счетам приносящей доход деятельности , по которым велся учет операций, связанных с предоставлением платных услуг, осуществляется перенос остатков на код вида финансового обеспечения 2 - "Приносящая доход деятельность", за исключением остатков, сформированных в рамках деятельности учреждения со средствами ОМС.

Остатки по счетам, образовавшиеся от операций учреждения со средствами, получаемыми по программе ОМС, следует перенести на счета, имеющие код вида финансового обеспечения (деятельности) 7 - "Средства по обязательному медицинскому страхованию".

Далее следует отметить, что в соответствии с нормами п. п. 9, 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ <8> и ст. 3 Закона N 174-ФЗ <9> имущество за бюджетными и автономными учреждениями закрепляется на праве оперативного управления. Без согласия учредителя (собственника) учреждение не может распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств, выделенных ему учредителем (собственником) на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. При этом дополнительно бюджетным и автономным учреждением делаются бухгалтерские записи:

  1. по деятельности, связанной с бюджетными средствами:
  • в сумме исходящих остатков, числящихся по соответствующим счетам аналитического учета счетов 1 205 00 000 "Расчеты по доходам", 1 209 00 000 "Расчеты по недостачам", дебетовым остаткам счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджет", отражается задолженность учреждения по перечислению в доход бюджета денежных средств, поступивших от дебиторов прошлых лет:

Дебет счета 4 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"

Кредит счета 4 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет";

  • в сумме входящих остатков по счетам учета нефинансовых активов Единого плана счетов по аналитическим группам синтетических счетов объектов учета 10 "Недвижимое имущество учреждения" и 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения" в составе входящих остатков по счетам учреждения отражаются расчеты с учредителем:

Дебет счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (4 401 30 000, 5 401 30 000)

Кредит счета 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" (4 210 06 000, 5 210 06 000);

  1. по приносящей доход деятельности:

В сумме входящих остатков по счетам учета нефинансовых активов счетов объектов учета 10 "Недвижимое имущество учреждения" и 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения" в части расчетов с учредителем:

Дебет счета 2 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"

Кредит счета 2 210 06 000 "Расчеты с учредителем".

<8> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
<9> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Далее в соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций учреждение должно по факту формирования входящих остатков по состоянию на начало финансового года уведомить учредителя (в разрезе видов финансового обеспечения):

  • о суммах входящих остатков по расчетам с бюджетом в части обязательств учреждения по перечислению в доход бюджета денежных средств, поступивших от дебиторов прошлых лет;
  • об общей сумме входящих остатков по счетам учета нефинансовых активов по счетам 10 "Недвижимое имущество учреждения" и 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения", которые должны быть равны сумме входящих остатков по расчетам с учредителем.

Учредитель бюджетных и автономных учреждений на основании Справки (ф. 0504833) в сумме сформированных учреждением входящих остатков по расчетам с бюджетом в части обязательств учреждения по перечислению в бюджет доходов от уплаты (возврата) дебиторами прошлых лет денежных средств отражает в бюджетном учете входящие остатки по соответствующим счетам видов доходов: 1 205 20 000, 1 205 30 000, 1 205 40 000, 1 205 71 000, 1 205 72 000, 1 205 74 000, 1 205 81 000.

Дебет счета 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях"

Кредит счета 1 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".

Пример 2 . По решению органов исполнительной власти бюджетное учреждение с 01.01.2011 изменило организационно-правовую форму, став автономным. В 2010 г. бюджетные средства выделялись только на осуществление основного вида деятельности. Особо ценным движимым имуществом учреждения признаны транспортные средства, числящиеся на балансе на начало года.

В главной книге на 01.01.2011 имеются следующие исходящие остатки по счетам (цифры условные):

Бюджетная деятельность Приносящая доход
деятельность
Средства во временном
распоряжении
Номер счета Сумма,
тыс. руб.
Номер счета Сумма,
тыс. руб.
Номер счета Сумма,
тыс. руб.
1 101 01 000 16 500 683 2 101 01 000 25 450 723 3 201 02 000 12 893
1 101 05 000 2 500 983 2 101 04 000 600 859 3 304 01 000 12 893
1 104 02 000 8 359 128 2 104 02 000 16 159 837
1 104 05 000 173 892 2 104 04 000 145 934
1 105 03 000 5 349 2 105 05 000 45 789
1 205 02 000 12 367 2 201 01 000 157 893
1 209 04 000 153 2 201 04 000 3 453
1 401 03 000 10 486 515 2 205 03 000 143 483
2 209 04 000 6 789
2 302 22 000 15 689
2 401 03 000 10 087 529

Бухгалтер учреждения Справкой (ф. 0504833) оформил перенос остатков со счетов Инструкции N 148н на счета Инструкции N 183н:

Наименование и основание
проводимой операции
Номер счета Сумма,
тыс. руб.
по дебету по кредиту
Перенос остатков по основным
средствам учреждения
1 401 03 000
4 101 12 000
2 401 03 000
2 101 12 000
1 401 03 000
4 101 25 000
2 401 03 000
2 101 34 000
1 101 01 000
1 401 03 000
2 101 01 000
2 401 03 000
1 101 05 000
1 401 03 000
2 101 04 000
2 401 03 000
16 500 683
16 500 683
25 450 723
25 450 723
2 500 983
2 500 983
600 859
600 859
Перенос остатков по счетам
амортизации
1 104 02 000
1 401 03 000
2 104 02 000
2 401 03 000
1 104 05 000
1 401 03 000
1 401 03 000
4 104 12 000
2 401 03 000
2 104 12 000
1 401 03 000
4 104 25 000
8 359 128
8 359 128
16 159 837
16 159 837
173 892
173 892
Перенос остатков по
материальным запасам
учреждения
1 401 03 000
4 105 33 000
2 401 03 000
2 105 35 000
1 105 03 000
1 401 03 000
2 105 05 000
2 401 03 000
5 349
5 349
45 789
45 789
Перенос остатков по счетам
денежных средств
2 401 03 000
2 201 11 000
3 401 03 000
3 201 11 000
2 401 03 000
2 201 34 000
2 201 01 000
2 401 03 000
3 201 02 000
3 401 03 000
2 201 04 000
2 401 03 000
157 893
157 893
12 893
12 893
3 453
3 453
Перенос остатков по счетам
учета доходов
1 401 03 000
4 205 20 000
2 401 03 000
2 205 30 000
1 205 02 000
1 401 03 000
2 205 03 000
2 401 03 000
12 367
12 367
143 483
143 483
Перенос остатков по счетам
учета недостач
1 401 03 000
4 209 74 000
2 401 03 000
2 209 74 000
1 209 04 000
1 401 03 000
2 209 04 000
2 401 03 000
153
153
6 789
6 789
Перенос остатков по счетам
учета обязательств
2 302 22 000
2 401 03 000
3 304 01 000
3 401 03 000
2 401 03 000
2 302 34 000
3 401 03 000
3 304 01 000
15 689
15 689
12 893
12 893
Перенос остатков по
финансовому результату
1 401 03 000
1 401 03 000
2 401 03 000
2 401 03 000
1 401 03 000
1 401 30 000
2 401 03 000
2 401 30 000
10 486 515
10 486 515
10 087 529
10 087 529

В главной книге на 01.01.2011 отражены следующие входящие остатки по счетам:

Деятельность с целевыми
средствами
Деятельность по оказанию
услуг (выполнено работ)
Средства во временном
распоряжении
Номер счета Сумма,
тыс. руб.
Номер счета Сумма,
тыс. руб.
Номер счета Сумма,
тыс. руб.
4 101 12 000 16 500 683 2 101 12 000 25 450 723 3 201 11 000 12 893
4 101 25 000 2 500 983 2 101 34 000 600 859 3 304 01 000 12 893
4 104 12 000 8 359 128 2 104 12 000 16 159 837
4 104 25 000 173 892 2 104 34 000 145 934
4 105 33 000 5 349 2 105 35 000 45 789
4 205 20 000 12 367 2 201 11 000 157 893
4 209 74 000 153 2 201 34 000 3 453
4 401 30 000 10 486 515 2 205 30 000 143 483
2 209 74 000 6 789
2 302 34 000 15 689
2 401 30 000 10 087 529

При принятии учредителем решения о предоставлении бюджетному учреждению с 01.01.2012 субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ формирование входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам по состоянию на начало 2012 г. производится в порядке, аналогичном предусмотренному п. 4 Методических рекомендаций.

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности"

Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н
"Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2012 г., 17 августа, 30 ноября 2015 г., 16 ноября 2016 г., 31 октября 2017 г., 31 марта, 28 декабря 2018 г.

4. Положения настоящего приказа применяются к:

а) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпорации при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;

б) государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также к государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям и (или) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее - организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств).

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части организации и ведения бюджетного учета в соответствии с положениями настоящего приказа.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 17 августа 2015 г. N 127н приказ дополнен пунктом 5, применяющимся при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 г., если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения

5. Положения настоящей Инструкции в части первичных учетных документов применяются до внесения изменений в учетную политику субъекта учета на 2015 год согласно пункту 6 приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2015 г. регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 2015, 6 февраля).

Регистрационный N 19593

Утверждены План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению.

Ими устанавливается единый порядок ведения бюджетного учета в государственных и местных органах, государственных внебюджетных фондах, академиях наук, казенных учреждениях, иных юридических лицах, являющихся согласно БК РФ получателями бюджетных средств. План и инструкция также применяются финансовыми органами соответствующих бюджетов и органами Федерального казначейства.

Они разработаны на основе Единого плана счетов бухучета для государственных и муниципальных органов и учреждений, государственных академий наук, органов управления государственными внебюджетными фондами и Инструкции по его применению (приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н). Последние были приняты вместо Плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н) в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Разрешается вводить дополнительные аналитические коды в счета, чтобы получать информацию, необходимую внутренним и внешним пользователям бюджетной отчетности.

При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в очередные регистры бухучета не переходят.

Приказ вступает в силу с 1 января 2011 г. Он применяется к бюджетным учреждениям до принятия решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета.

Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"


Регистрационный N 19593


Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу с 10 февраля 2019 г. и и применяются при формировании учетной политики и показателей бюджетного учета, начиная с 2019 г.


Новое на сайте

>

Самое популярное