Домой Альфа Банк Понятие налоговых реформ и их классификация. Налоговая система в России в первой половине XIX века

Понятие налоговых реформ и их классификация. Налоговая система в России в первой половине XIX века

О роли и значении налогов знает, наверное, каждый человек. Именно эти средства используются для выполнения государством своих важнейших функций: охраны прав и свобод граждан, обеспечения безопасности, развития экономики и социальной сферы. Без налогов - важнейшего источника доходной части госбюджета - стало бы невозможным само его существование. Платить налоги на Руси начали довольно рано. Однако сама система претерпела существенные перемены. Многие монархи пытались провести налоговые реформы, с сутью и значением которых мы предлагаем ознакомиться.

Налоги Древней Руси

Налоговая система на Руси появилась намного позднее, чем в Греции или Риме. Как полагают исследователи, произошло это к концу IX века. Сначала сбор дани носил нерегулярный характер (князья со своей дружиной посещали побежденные народы и взыскивали с них средства в свою пользу по мере необходимости, например, перед запланированным очередным походом). Постепенно такая форма налога становится прямой и получает характер одного из основных источников княжеского дохода. Так, князь Олег обложил данью несколько племен:

  • Кривичей.
  • Мерю.
  • Ильменских славян.
  • Позднее - древлян.

Способов взимания дани было два:

  • Полюдье - князь с дружиной объезжал покоренные племена и собирал дань.
  • Повоз - плательщики дани сами привозили ее в Киев.

Суть налога на данном раннем этапе состояла в том, что племена, покорившиеся Киевской Руси, находились под защитой князя и были обязаны платить ему своеобразное вознаграждение.

Первые преобразования

Во времена первых князей размер дани был не регламентирован, чем они нередко злоупотребляли. Так, князь Игорь со своей дружиной собрал налоги с племени древлян дважды, за что был ими убит.

Его вдова жестоко отомстила убийцам мужа, велев убить представителей знати своенравного племени, а позднее - даже сожгла столицу, Искоростень. Рассмотрим налоговую реформу княгини Ольги:

  • Она ввела определенную сумму дани - урок.
  • Были установлены конкретные места сбора - погосты.

Согласно древнейшим источникам, такое преобразование произошло в 946 году. После уплаты налога каждое племя получало княжескую печать из глины, что защищало его от повторной уплаты дани. Такова была первая налоговая реформа в Древней Руси, которая, несомненно, была важна: она стала шагом на пути упорядочения системы налогов. Теперь каждое племя понимало, что определенный объем дани выплатить ему придется, но было уверено в своей защищенности от своеволия князей. Вместе с тем это преобразование способствовало укреплению централизованной княжеской власти.

Дальнейшее развитие

Рассмотрим, по какому пути пошли последующие налоговые реформы в Древней Руси:

  • В отдельных случаях взимание дани проводилось в натуральном выражении. Так, новгородцы были вынуждены платить по 300 гривен раз в год, эти средства использовались для содержания дружины. Известно, что гривна - это небольшой серебряный свиток.
  • Присутствовало и поземельное налогообложение.
  • Активно использовались судебные пошлины, представляющие собой систему штрафов в современном понимании. Например, за убийство чужого холопа убийца был обязан компенсировать хозяину раба его стоимость, а также заплатить пошлину, именуемую вирой, в княжескую казну.

Были и косвенные налоги, которые оплачивались купцами. Таких пошлин было несколько:

  • Гостиная - давала право владеть складскими помещениями.
  • Мыт - купцы платили при необходимости перевезти товар через горные заставы.
  • Перевоз - оплачивался торговцами при потребности переправить товары через реки.
  • Торговая - пошлина вносилась за получение возможности установки рынка.
  • Мера и вес - особые пошлины, которые взимались за непростые в те времена измерение и взвешивание товара.

Все эти виды налогов способствовали пополнению княжеской казны.

Эпоха монголо-татарского ига

Нашествие монголо-татар существенно изменило саму систему налогов. В период ига основным видом подати стал так называемый выход, особенности которого следующие:

  • Изначально взимался баскаками, доверенными лицами хана, позднее - русскими князьями.
  • Облагались таким налогом все мужчины и каждая голова скота.
  • Удельные князья собирали дань в своих уделах, потом передавали ее великому князю, который, в свою очередь, направлял собранные подати в Орду.
  • Сумма данного налога зависела от договоренности великого князя и хана.

Кроме выхода, жители Руси были обязаны выполнять другие действия принудительного характера:

  • Для чиновников Орды доставлять поводья.
  • Содержать ордынских послов.

Из-за тяжелой ситуации сбор налогов с населения в пользу княжеской казны стал практически невозможным. Однако большую роль продолжали играть пошлины, торговые сборы:

  • Платились они с каждого воза (деньга) или ладьи (алтын).
  • При этом если торговец приезжал без воза, но для торговой деятельности, он также платил деньгу.
  • Торговцы уплачивали в казну определенный процент с выручки (алтын с одного рубля).

Древние источники говорят нам о том, что в этот период пошлинами облагались и некоторые виды деятельности:

  • Клеймение лошадей.
  • Рыболовный промысел.
  • Выплавка серебра.

Уплачивалась также и пошлина с браков.

В XII столетии появляется профессия сборщика податей, осьменника. С XIII века в ходу уже знакомое нам слово «таможник», именно так именовали главного сборщика пошлин за занятие торговой деятельностью. Его помощник носил название мытника.

Правление Ивана III: прямые налоги

Налоговая реформа Ивана III в 1480 году прекратила уплату выхода татарам и положила начало новому этапу развития системы податей и сборов внутри Руси. Власть ордынских ханов осталась в прошлом, все земли сконцентрировались вокруг нового центра, коим стала Москва. И теперь государству необходимы были средства для восстановления, развития и укрепления. Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы Ивана III.

Посадские люди и черносошные крестьяне обязались уплачивать прямой налог, получивший название «данные деньги». Черносошные крестьяне, в отличие от крепостных, сами зависимыми не были, тягло они оплачивали в пользу государства, а не помещика. Посадские люди также относились к тягловым.

Появились и иные виды целевых налогов:

  • Пищальные (за их счет финансировалось производство пушек).
  • Засечные (целевые сборы на укрепление границ, возведение так называемых засек).
  • Стрелецкая подать (для поддержания регулярной армии).
  • Полоняничные (для выкупа пленных солдат).

Чтобы собирать налоги со всего населения, Иван III приказал провести первую на Руси перепись населения. Были подробно описаны все населенные пункты: их наименование, число жителей, род деятельности, угодья, количество хлебных посевов и скота. Все это помогало определить порядок уплаты налогов.

Развитие косвенных налогов

Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы в России времен Ивана III в части уплаты податей и пошлин. Развитие получили винные и таможенные откупы:

  • Винные выплачивали питейные заведения и торговцы спиртным, эта подать постепенно стала одним из основных источников государственного дохода.
  • Таможенные сборы взимались при ввозе и вывозе товара.

Оба вида налогов в дальнейшем получили развитие.

Первая российская налоговая декларация

Рассматривая налоговые реформы, следует обязательно уделить внимание Сошному письму, именно так называется самая первая на Руси налоговая декларация. Оно представляло собой описание земель в городах и селах, используемое для поземельного налогообложения. Именно это письмо помогло появиться посошной подати, взимаемой с каждой сохи - единицы измерения земельного участка, так и появился земельный налог. Интересно, что для его определения использовалось не только количество земли, но и ее плодородие. Земли делились на категории:

  • Добрая.
  • Средняя.
  • Худая.

При этом земли двух последних категорий могли быть приравнены к «доброй», если участки были велики по размеру. Составлением документа занимался писец, а также подьячий.

Времена Ивана Грозного

К периоду его правления остро ощущалась необходимость преобразований в финансовой системе страны, поэтому изменения в сфере налогов стали особенно своевременны и актуальны. В чем заключалась суть налоговой реформы Ивана Грозного:

  • Сфера налогообложения была подчинена насущным потребностям государства, укреплению его централизации.
  • Была отменена система «кормления». Теперь местные должностные лица лишались возможности жить за счет населения.
  • Не побоялся Иван IV лишить всемогущую церковь большого числа привычных привилегий. Были отменены выплаты в пользу монастырей налогов и торговых пошлин, которые составляли основную долю церковных доходов.
  • Появились новые налоги и сборы, в частности, пошлина на убой скота.
  • Этот монарх стал первым, кто ввел государственную монополию на реализацию крепкого спиртного. Появились так называемые царские кабаки, ставшие одним из ключевых доходов казны.
  • Многие имеющиеся налоги были существенно увеличены. Так, существенно возросла ставка так называемых ямских денег.

Отметим, что налоговая реформа Ивана Грозного совпадает по срокам с ведением Казанской войны, поэтому становится очевидным, что преобразованиями царь изыскивал всевозможные способы пополнения казны, ведь на содержание нормальной армии требовалось немало средств.

Значение преобразований

Реформы Ивана Грозного в области налогов позволили добиться единообразия в данном вопросе, поскольку до преобразований в связи с царившей ранее феодальной раздробленностью существовали различные налоги и повинности. Новое централизованное государство нуждалось в обновлении, что и было сделано при данном царе.

Также Ивану Грозному удалось создать сильную армию, лишить церковь части основных доходов. Продолжило развиваться таможенное законодательство, косвенные налоги стали боле значимы. При этом, несмотря на то, что налоговое бремя крестьян было увеличено, военные люди стали платить гораздо меньше, в отношении к ним применялись льготы. Итогом реформаторской деятельности Ивана IV в области налогов стал рост государственных доходов.

Петр I: преобразование косвенных налогов

Рассмотрим еще одну важнейшую веху в становлении налоговой системы, суть налоговой реформы Петра 1. Она носила комплексный характер. Необходимость совершенствования аппарата налогов была обусловлена тем, что уже первые годы правления молодого амбициозного императора ознаменовались серьезными финансовыми проблемами. Именно поэтому было принято решение о преобразовании системы косвенных налогов:

  • Увеличены ставки по ним.
  • Возросло число самих сборов.
  • Появились даже специальные лица, в обязанности которых входило изыскание источников государственной прибыли, они носили название «прибыльщики».

Новые налоги

Какие же налоги появились в этот период? Их довольно много:

  • Поземельный.
  • Водопойный.
  • Ледокольный.
  • Посаженный.
  • С печей.
  • Погребной и многие другие.

Налоги платили с кузниц, с сусляных и квасных напитков, с мыльного и кожевенного промыслов, с лавок, воскобоен, с продажи свечей. Всего в начале петровских преобразований появилось 40 новых налогов. Была усовершенствована и система таможенных сборов.

Необычные налоги

Говоря о сути налоговой реформы императора, который «прорубил окно в Европу», отметим самые странные и нелепые налоги и сборы:

  • Налог на бороды, от уплаты которого освобождалось только духовенств. Суть проста: если дворянин не жалел расставаться с бородой, он платил весьма приличную сумму.
  • Налог на бани: каждый владелец собственной бани был обязан платить за нее в казну, при этом размер ставки зависел от сословия.
  • Налог на глаза. Просуществовал недолго, был ограничен территорией Башкирии, но заслуживает упоминания как один из самых нелепых в истории: обладатели темных глаз (черных и карих) платили наименьшие суммы, затем следовали сероглазые, наконец, самыми крупными сборами облагались зеленоглазые и голубоглазые башкиры.

Налогообложению подергались также различные религиозные убеждения. Сборами облагались похороны, свадьбы, рождение детей.

Прямые налоги: преобразования Петра

Рассмотрим, какова суть налоговой реформы Петра 1. Целью таких преобразований было увеличение доходной части бюджета, именно поэтому новый налог получил название «поголовщины», он взимался с каждого человека. Сначала была проведена перепись населения, данные которой позволили определить число налогоплательщиков. Далее была рассчитана сумма налога: Петр 1 поделил необходимую для содержания армии сумму на число плательщиков. При этом размер выплат зависел от сословия: государственные крестьяне платили больше, чем владельческие. Таковы реформы в налоговой системе эпохи петровских преобразований. При всей своей жесткости (многим семьям попросту нечем было платить огромное число податей), они выполнили свое прямое назначение - позволили казне пополниться, а Петру - воплотить в жизнь идеи грандиозных преобразований.

Налоговая система прошла длительный путь, ее развитие продолжается и в наше время. Мы рассмотрели ключевые вехи проведения налоговой реформы. В завершение отметим, что с глубокой древности именно на плечи населения ложится необходимость содержания армии, оплата проведения военных кампаний и прочих преобразований.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

К какому типу относится налоговая реформа?
1 социальная реформа 2 экономическая реформа 3 политическая реформа

Потребительская корзина в России не включает в себя
1 транспортные расходы 2 квартплата 3 набор продуктов

Определи конечный этап законодательного процесса в современной России?
1 принятие закона в Совете Федерации 2 подписание закона Президентом 3 опубликование закона

Только в процессе общения в социуме у человека формируется
1 прямохождение 2 речь 3 инстинкт самосохранения

Указание на требуемые действия является такой формой как
1 дозволение 2 запрет 3 предписание

Какое высказывание не является верным?
1) Между мышлением и языком существует тесная связь.
2) Способности человека развиваются в процессе деятельности.
3) Вступление в эпоху ноосферы предполагает полное подчинение природы человеческой
цивилизации.

Ученные считают, что второй фазой становления личности является
1 интеграция 2 адаптация 3 индивидуализация

Выберите способы повышения эффективности производства.
а) неограниченное использование ресурсов
б) внедрение новой техники
в) дополнительное привлечение рабочей силы
г) повышение квалификации работников
д) разделение труда

Исключите лишнее понятие в ряду витальных ценностей человека: семья, здоровье, истина.
1 здоровье 2 истина 3 семья

Характеристика, какого финансового инструмента в решении проблемы дефицита
государственного бюджета представлена в тексте: «Данный финансовый инструмент возник, как
считают исследователи на основе ростовщичества. Первым период появления считается XVI век,
Страны -Франция и Голландия. В России стал использоваться данный инструмент в XIX веке.
Советское государство использовало его в основном принудительно и активно для решения
финансовых проблем. В России конца XX-начала XXI века это явление также имеет место быть,
но на добровольных условиях для населения»?
1 облигации 2 налоги 3 кредиты

Вставьте в текст вместо цифр подходящие слова из списка. Слова в списке даны в именительном
падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Ученые выделяю три ступени в развитии общества. Первая ступень – это (1) общество. В данном
обществе четко определяется принадлежность человека к определенному (2). В экономике
ведущую роль играет (3). Вторая ступень- это (4) общество. Здесь в экономике преобладает
(5).Главная роль в социальной жизни отводится такому слою людей, как (6). Третья ступень-это
(7) общество. Главным фактором развития экономики здесь является (8). Ведущую роль в
социальной жизни играют (9), создающие новые открытия и технологии.
Список слов:
а) сельское хозяйство
б) индустриальное
в) промышленность
г) традиционное
д) сословие
е) постиндустриальное
ж) бизнесмен
з) информация
и) ученые

С 1990 г. в РФ началась масштабная налоговая реформа. На рассмотрение в апреле был вынесен законопроект о сборах с граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства. В июне обсуждался нормативный акт по вопросам обязательных отчислений в бюджет предприятий, организаций и объединений.

Налоги и налоговые реформы в России: нормативная база

Ключевые положения действующей сегодня программы по сбору обязательных платежей в бюджет были утверждены в конце 1991-го. Тогда был принят главный закон, регламентирующий эту сферу. В нормативном акте были установлены налоги, пошлины, сборы и прочие отчисления, определены субъекты, их обязанности и права. Кроме этого, были приняты и другие законы по конкретным налогам, вступившие в действие с января 1992-го. Основные налоговые реформы, таким образом, прошли в начале последнего десятилетия прошлого века.

Структура

Реформа налоговой системы прошла при принятии более чем 20 нормативных актов. 21-го ноября 1992 года по указу президента был сформирован контролирующий самостоятельный орган - ФНС. На эту службу возлагались ключевые функции по разработке и последующей реализации налоговой политики страны. Законодательством было определено 4 группы сборов:

  1. Общегосударственные. Они устанавливались на федеральном уровне.
  2. Местные. Они определялись территориальными структурами власти, согласно законодательным актам субъектов.
  3. Республиканские сборы, налоги административных и национально-государственных образований. Они устанавливались по решению госорганов и законами соответствующих регионов.
  4. Общеобязательные республиканские и местные сборы и налоги.

Состав отчислений периодически изменялся в соответствии с решениями госорганов.

Первые проблемы

Проведенная в достаточно экстремальных условиях, налоговая реформа в России не смогла обеспечить создание идеального финансового института. По ходу последующих рыночных преобразований его изъяны становились все более заметными. В итоге стала существенно замедлять рост экономики страны. Ключевой проблемой в то время выступал дефицит бюджета. Он был обусловлен незначительными объемами поступлений в казну на фоне значительных расходных обязательств.

Изменения

К 1997 году в стране было установлено более 40 видов сборов и налогов, которые уплачивали организации и граждане. К этому моменту была сформирована трехуровневая структура. Она включала:


Второй этап

Новая налоговая реформа началась в 1999 году. Она ознаменовалась вступлением в силу первой части НК. Следует сказать, что Кодекс обсуждался достаточно долго. В общей части устанавливались обязанности и права субъектов, регламентировался процесс выполнения обязательств перед бюджетом, определялись правила контроля, ответственность за нарушения Кроме этого, были введены важнейшие инструменты института. Таким образом, в Кодексе были отражены основные аспекты налоговых реформ. Для обеспечения введения законодательства в действие было разработано и согласовано больше 40 нормативных документов. Важнейшим результатом того периода стало утверждение форм деклараций и инструкций по их составлению. Стоит, однако, отметить, что пока документ проходил через Думу, он утратил множество новаторских предложений. При этом механизмы и правила оказались в действительности далеко не безупречными. В этой связи в течение последних нескольких лет в НК было введено множество поправок.

Преобразования с 2000 года

С началом 21 века Правительством было предпринято несколько решительных шагов по изменению сложившейся ситуации в финансовом секторе страны. Были выработаны приоритетные направления налоговых реформ на среднесрочную перспективу (до 2004 года). В первую очередь предполагалось:

  1. Снижение избыточной нагрузки на субъектов, вследствие которой формировались предпосылки для уклонения от уплаты обязательных сумм.
  2. Ослабление фискального контроля государства в пользу стимулирующих функций системы налогов.
  3. Обеспечение равномерного распределения нагрузки на плательщиков.
  4. Сокращение числа и изменение направленности установленных налоговых льгот.

В рамках правительство ориентировалось на перераспределение поступлений в пользу федерального бюджета относительно региональных.

Цели налоговой реформы

Они заключаются не в том, чтобы собрать как можно больше платежей для решения бюджетного кризиса. Ключевой задачей сегодня выступает снижение уровня изъятий по мере уменьшения государственных обязательств. Налоговые реформы ориентированы на установление справедливого порядка взимания платежей с субъектов, действующих в различных экономических условиях. Утвержденные программы предполагают повышение уровня нейтральности. Налоги не должны существенно влиять на относительные цены, процессы создания накоплений и так далее. В результате должны снизиться издержки по исполнению законодательства не только для государства, но и для самих плательщиков.

Последующие преобразования

Для реализации указанных выше задач налоговые реформы в стране были продолжены. В частности, с января 2001 года было введено 4 главы второй части НК:

Последующие налоговые реформы на 2005 год предполагали:

  1. Снижение нагрузки на ФОТ. Это планировалось достичь за счет снижения ставки ЕСН. Предполагалось, что для доходов до 300 тыс. руб. она будет уменьшена до 26 %, от 300 до 600 - до 10 %, свыше 600 - до 2 %.
  2. Изменение режима начисления НДС. Предусматривалось, что ставка будет снижена до 16 %. Кроме этого, налоговые реформы предполагали пересмотр возврата сбора экспортерам. Кроме этого, активно обсуждалась возможность предоставления плательщикам электронных счетов-фактур.
  3. Изменение налогов на имущество. Предполагалось заменить существовавшие сборы на отчисления с недвижимости. Такая практика была, в частности, введена в Тверской области.
  4. Установление льготного режима для предприятий, работающих в пределах особых экономических территорий. Этим должна была обеспечиваться инновационная и инвестиционная деятельность.

Процессы взимания и контроля

Налоговые реформы ориентированы на гибкость и прозрачность, упрощение и уменьшение объема документооборота. Реализация поставленных задач предусматривает снижение нагрузки не только в фискальной, но и административной части. В частности, речь об уменьшении расходов плательщика по исполнению законодательства. Как показала практика, снижение фискальной нагрузки по некоторым налогам прошло вместе с одновременным увеличением административного давления. В частности, вырос объем финансовой отчетности, усложнился учет деятельности плательщика, усилился контроль госорганов. В этой связи были предприняты шаги по:

Заключение

Результаты реформирования системы налогов и сборов в целом оцениваются как положительные. В период по 2003 гг. доля нагрузки от ВВП постепенно снижалась с 34 % до 31 %. В результате проведенных мероприятий отмечается значительное изменение структуры поступлений. В первую очередь существенно увеличилась доля отчислений, связанных с использованием недр. Вместе с этим сократились поступления с прибыли предприятий, а НДФЛ повысился практически в полтора раза. Отмечается высокая доля сборов, предназначенных на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение. Их уровень находится в пределах 25 %.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кемеровский государственный университет

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория и история налогообложения

на тему: Налоговые реформы

Кемерово 2005

Введение

1. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы

2. Налоговые поправки

3. Виды налоговых реформ

4. Особенности налоговых преобразований в развивающихся странах

5. Налоговые реформы в странах с переходной экономикой

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие «налоговые реформы» занимает очень важное место в курсе налогообложения. В него входят такие вопросы как сущность, виды, особенности и цель налоговой реформы. В общем, все то, из чего и состоит налоговая реформа. Сущность раскрывает сам смысл налоговой реформы, дает понятие основных, самых распространенных и общепринятых видов налоговых реформ. Показывает особенности налоговых преобразований в развивающихся странах. Цель налоговой реформы необходима для того, чтобы показать, а зачем вообще нужно такое понятие как налоговая реформа, где она используется и для чего нужна в налогообложении, в обществе, жизни людей. В принципе эта тема достаточно изучена в налогообложении. Как об очень важной, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, которая ответила бы полностью на все вопросы и налогообложение не исключение.

Налоги и все с ними связанное входят в нашу жизнь с давних времен.

Аналогия всех когда-либо существовавших форм бытия категории «налог»: видов налогов и налоговых групп, способов их исчисления и сбора, налоговых льгот и мер наказания за неисполнение налоговых обязательств – позволяет составить мировую и отечественную «родословную» налогообложения. Методологическая основа становления и развития налоговедения заложена наукой о финансах. Исторически налоги, как практические формы привлечения ресурсов в государственное пользование, связывают с появлением государства и выполнением им экономических и других функций. С тех пор изменяется, причем существенно, лишь соотношение сумм отдельных видов государственных расходов в бюджетах разных государств, а также продуктивное или не продуктивное их использование.

Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Об этом свидетельствуют и первые реформы, обращенные на решение задач максимизации государственных доходов.

Цель написания данной контрольной работы – это дать представление о налоговых реформах, их видах, особенностях в развивающихся и странах с переходной экономикой, целях налоговой реформы.

1. Раскрыть суть понятия «налоговая реформа».

2. Охарактеризовать налоговые поправки.

3. Показать наиболее распространенные виды налоговых реформ.

4. Рассказать об особенностях налоговых преобразований в развивающихся странах.

5. Дать понятие о налоговых реформах в странах с переходной экономикой.

1. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы

Первые реформы появились в Древнем мире. Были обязательные платежи, которые, в принципе, напоминают ныне существующие налоги в их современном понимании. Первые реформы были обращены на решение задач максимизации государственных доходов.

Первой налоговой реформой была реформа императора Рима Октавиана Августа (63 г. до н. э. – ХIV в. н. э.).

Ошибочно предполагать, что, взяв либеральную модель рынка, можно без преобразований отношений собственности, без формирования рыночного правосознания граждан, без навыков рыночного менеджмента, без создания демократической системы управления государством превратить страну в процветающую державу. Необходимы длительные и последовательные реформации, осторожное проведение экспериментов, оценка их результатов и своевременная коррекции появляющихся негативных последствий. Эти результаты в свою очередь определяет политический выбор страны. Следовательно, не модели преобразований определяют их успехи, а то, на каком политическом, экономическом фундаменте и каким конкретно правительством они реализуются.

Налоговая реформа – это реформа в системе налогообложения, отмена старых, принятие новых, видоизменение уже существующих налогов. Причем в первую очередь, конечно, государство преследует цель пополнения бюджета, чтобы не было его дефицита. В разных странах, с разным историческим развитием, разным укладом экономической системы соответственно цели налоговой реформы отличаются. Каждое государство преследует свою цель, но при этом, налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран – участников того или иного международного объединения.

Последние года реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями.

Ее основная цель – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

Если взять для примера, бывший СССР, то в 1930 г. основным законодательным актом – постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» (Сборник законов СССР, 1930, № 46, ст. 476) – были проведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственное пользование. В 1931 г. принимается еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы 1 . В 1931 г. налог с оборота и отчисления от прибыли стали основными платежами в бюджет.

Основной вывод, который следует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., - это трансформационный крен налогов к их неналоговым формам. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, регулирующий многие налоговые правоотношения в стране.

В декабре 1991 г. проводится широкомасштабная налоговая реформа, принимаются Законы «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Эти системообразующие законодательные акты составили фундамент налоговой системы России.

Основными задачами налоговой реформы в недавнем прошлом в перспективе (2000-2001 гг.) в РФ являлись: существенное снижение налогового администрирования.

Снижение налогового бремени должно было быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота с изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли.

Упрощение налоговой системы предусматривалось посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа второстепенных налогов.

Улучшение налогового администрирования должно было быть основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

В других странах, например, цели налоговой реформы помимо всего прочего, преследуют стимулирование частных предприятий. За счет этого развивается рыночная экономика. Посредством налоговых льгот и аналогичных фискальных поощрений происходит стимулирование малого бизнеса. Помимо этого, таким образом, увеличивается приток ресурсов частных иностранных инвесторов, а реформы проводятся с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в другой стране.

Еще целью налоговой реформы является мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов. Эта цель более важная, какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт, средства связи и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры).

Но, как уже было сказано выше, государства в преследовании целей налоговой реформы не должны забывать о соглашении – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

2. Налоговые поправки

Сегодня среди экономистов нет единой точки зрения по поводу того, какое число налогов является оптимальным и каким должен быть рациональный размер совокупной налоговой нагрузки. Однако все экономисты согласны с тем, что налоги, с одной стороны, должны наполнять бюджет, а с другой – не препятствовать развитию бизнеса 1 .

В настоящее время проделана большая работа по разработке методики определения значений базовой доходности для отдельных видов бизнеса, размеров и числа коэффициентов для ее корректировки. Также устанавливаются особые льготы (Например, республика Коми).

Налоговые поправки вносятся на уже существующие налоги, они видоизменяются, ставка налога становятся либо больше, либо меньше. Индексируются ставки акцизов на некоторые виды продукции, может расширяться перечень подакцизной продукции.

Могут вноситься налоговые поправки на прямые и косвенные налоги, это зависит от политики государства. Решение о налоговых поправках принимает правительство страны. Соответственно изменения вносятся в федеральные законы. Какие-то налоги могут включить в себя другие, изменив количество налогов, но не их сумму обложения.

Например, в 1931 г. в СССР налог с оборота вобрал в себя: акцизы, промысловый налог, лесной доход, страховые и др. платежи, ранее уплачиваемые предприятиями. Отчисления от прибыли предприятия также стали включать – подоходный налог, платежи в векселей и др.

Налоговая реформа не затронула колхозов, продолжавших платить сельскохозяйственный налог. Но с этого года к ним стал применяться пропорциональный метод обложения, который действовал при взимании налогов с кооперации.

Дальнейшая трансформация налогов была связана с Великой Отечественной войной. В 1941 г. был введен военный налог (отменен в 1946 г.).

В том же году был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, для поддержки одиноких матерей (просуществовал до 90-х гг.) Налог с оборота был в то время основным платежом в бюджет (41% от суммы всех доходов бюджета в 1954 г.) 1 .

К 1985 г. сформировался единый фонд развития науки и техники (ЕФРНТ) и появились соответствующие изменения в системе формирования доходов бюджета.

Налоговая система, сформированная к началу 70-х гг., явилась прототипом налоговой системы образца 1991 г.

Конец 80-х гг. можно назвать периодом возрождения налоговой системы. Повышается ставка налога на кооперативы.

Дата публикации: 02.10.2013 16:26

Начало 1722 года принесло жителям России множество перемен. Они не только впервые праздновали диковинный праздник Новый год, но и ожидали невиданных налоговых преобразований. Прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же - петровские.

Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог.

Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.

Пополнить опустевшие запасы звонкой золотой монетой должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Основной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял бывший холоп Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, далее следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен. Особенно отличился бывший московский вице-губернатор Нестеров. Он носил звание оберфискала - генерального контролера и остался в истории самым смелым обличителем вельможных казнокрадов. Однако и сам впоследствии был уличен во взятках и колесован за это.

Каждый из этих выдумщиков выискивал новые объекты налогообложения, то есть придумывал новые налоги. И они как из худого решета сыпались на головы россиян. Начиная с 1704 года один за другим вводились такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.

Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией.

Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу.

И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей в России вплоть до 1887 года.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года.

Ревизии проводились регулярно и занимали по нескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными.

Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Все тогдашние владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов.

В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного - по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек.

Налоговая повинность превратились в самое мощное орудие контроля государства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати - значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.

Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

Первые рьяно пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.

Однако реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.

В петровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования и даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божьем. Указом 1705 года борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей, первостатейная купеческая - в 100 рублей, рядовая торговая - в 60 рублей, холопья - в 30 рублей. Крестьянин в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее одну копейку.

Пополнился список и старинных русских казенных монополий. К прежним, на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и... дубовые гробы.

Новое на сайте

>

Самое популярное