Домой Альфа Банк Рефинансирование коммерческих банков и его значение. Рефинансирование коммерческих банков центральным банком рф

Рефинансирование коммерческих банков и его значение. Рефинансирование коммерческих банков центральным банком рф

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

Операции на открытом рынке.

Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

· условий сделки - купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - операции РЕПО;

· объектов сделок - операции с государственными или частными бумагами;

· срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

· сферы проведения операций - охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

· способ установления ставок - определяемые центральным банком или рынком.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Петрозаводская банковская школа ЦБ России

Курсовая работа на тему:

Исполнитель – студент __ курса

№__ группы заочного отделения

________________________

Руководитель:

________________________

Петрозаводск, 1999 г.

1.Введение.

2.Виды рефинансирования, метод совершения и оформления операции.

1 Кредиты, предоставляемые банком – санатором.

2 Учётные (дисконтные) кредиты.

3 Ломбардные кредиты.

4 Кредиты овернайт.

5 Краткосрочные (корректирующие) кредиты.

3.Политика рефинансирования европейских центральных банков.

4. Выводы. Современное осуществление и направление рефинансирования.

Введение

Начиная с конца 70-х годов индустриально развитые страны стали постепенно переходить от использования инструментов прямого контроля к использованию косвенных инструментов денежно–кредитной политики. Последние выражается в том, что из пяти контролирует цену и бьём предложений своих обязательств – резервных денег, что оказывает большое воздействие на процентные ставки, количество денег, объём кредитования в банковской системе.

К инструментам косвенного воздействия можно отнести целый комплекс мер центральных банков по рыночному изменению денежно – пред. отношений в регулировании денежной массы, включающий в себя резервные требования коммерческим банкам, ломбардные кредиты, депозиты небанковских институтов, кредитные аукционы, первичную продажу ценных бумаг центрального банка (операции открытого рынка), валютные операции вторичного рынка (операции репо).

При проведении центральными банками денежно-кредитной политики применяются меры длительного и краткосрочного характера.

Долгосрочные инструменты обеспечивают реализацию стратегии денежно-кредитной политики и, как правило, являются в основном традиционными инструментами регулирования – политика обязательных резервов открытого рынка, рефинансирования, валютная политика.

Инструментами, применяемыми центральными банками для гибкого и оперативного управления банковской ликвидностью, являются валютная политика, операции с определёнными ценными бумагами, депозитные операции и прочие.

Специальные механизмы рефинансирования, включающие способы заимствования или депонирования средств, создаваемых по инициативе кредитных (финансовых) учреждений и действующих в рамках лимитов, устанавливаемых центральным банком. Кредитование комбанков с использованием этих механизмов обязательно осуществляется под залог ценных бумаг.

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве инструментов регулирования их ликвидности и потому по ним начисляются штрафные процентные ставки.

В соответствии с характером функционирования рефинансовые механизмы в настоящее время имеют относительно короткий срок. Долгосрочные операции нарушают принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью ком. банков со стороны центрального банка.

Развитие системы рефинансирования исторически предполагало желание центральных банков обеспечить стабильность финансовой системы. Варьирование сроков кредитов в банковской системе – один из старейших способов использования инструментов денежной политики.

Рефинансирование кредитных организаций

Рефинансирование центральным банком коммерческих банков – это предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Оно является важным направлением деятельности центрального банка. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции банка банков.

Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением рефинансирование всё чаще стало использоваться как инструмент предоставления финансовой помощи коммерческим банкам.

Кредиты рефинансирования дают им возможность свести до минимума запасы своих ликвидных средств, позволяя при необходимости позаимствовать их у центрального банка. Ссуды ЦБ являются источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощённых резервов. Однако доступ к кредитам не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов рефинансирования и их размер зависят от ряда факторов, и прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений на обращение в центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма их организации, но и уровень платёжеспособности. Кредиты рефинансирования различаются в зависимости от:

Методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

Формы обеспечения (учётные и ломбардные кредиты);

Сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. И краткосрочные – на 1 или несколько дней);

Целевого характера (корректирующие кредиты и продлённые сезонные кредиты).

Согласно ст. 36 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" кредиты могут предоставляться банкам в пределах общего объёма выдаваемых Банком России кредитов, определённого Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Кредиты, предоставляемые банку, отнесённому к категории финансово стабильных банков в соответствии с критериями, установленными письмом Банка России от 28.05.97 №457 "О критериях определения финансового состояния банков", осуществляющему мероприятия по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка, банкротство которого может угрожать стабильности банковской системы. Кредит, предоставляется банку – санатору на покрытие недостатка его ликвидности, обусловленного осуществлением мероприятий по финансовому оздоровлению проблемного банка.

Кредит предоставляется банку в валюте Российской Федерации в размере не более 50% от объёма финансовой помощи, которую планируется оказать проблемному банку, на срок до одного года по процентной ставке, устанавливаемой Советом директоров Банка России. Под указанной финансовой помощью для целей настоящего Положения понимается предоставление денежных средств банку на срок не менее одного года, в том числе на увеличение уставного капитала, в виде субординированных займов, кредитов, депозитов.

Процентная ставка по кредиту изменяется пропорционально изменению ставки рефинансирования Банка России. Указанное условие устанавливается в кредитном договоре.

Кредит предоставляется банку траншами по мере выполнения плана финансового оздоровления (санации) проблемного банка. Размер транша не может превышать 50% от суммы финансовой помощи, перечисленной банком – санатором на корреспондентский счёт проблемного банка. Транши перечисляются на корреспондентский счёт банка – санатора в трёхдневный срок после предоставления банком – санатором Банку России подтверждающих документов. Подтверждающими документами, в частности, являются соответствующие договоры, копии платёжных документов, выписка по корреспондентскому счёту проблемного банка, открытого в учреждении Банка России.

Кредит предоставляется на условиях срочности, возвратности, платности и обеспеченности.

Кредиты предоставляются в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением и кредитным договором. Решение о предоставлении кредита принимается Советом директоров Банка России на основании заявления банка - санатора, подготовленного с учетом требований настоящего Положения.

Банк России вправе пересмотреть условия кредитного договора в части размера траншей, величины процентной ставки с учетом выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению проблемного банка и изменения ситуации на финансовом рынке.

Порядок рассмотрения Банком России заявления банка - санатора, порядок бухгалтерского учета операций, связанных с получением и погашением кредита, и регламент предоставления кредита устанавливается отдельным нормативным актом Банка России.

Условия предоставления кредита

Банк России предоставляет кредит только банкам - санаторам, осуществляющим мероприятия по финансовому оздоровлению проблемных банков, банкротство которых может угрожать стабильности банковской системы.

Под банками, банкротство которых может угрожать стабильности банковской системы, понимаются банки, обладающие хотя бы одним из следующих признаков:

1) размер обязательств не менее 3,5 млн. руб.

2) размер обязательств по вкладам населения не менее 300 тыс. руб.

Кредиты предоставляются финансово стабильным банкам–сенаторам, обладающим достаточным капиталом и ресурсами, для осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка. Банк - санатор должен обладать следующими критериями:

1) иметь генеральную лицензию на осуществление банковских операций;

2) функционировать не менее 3 лет;

3) на шесть последних месячных отчётных дат относиться к категории финансово стабильных банков;

4) своевременно и в полном объёме выполнять обязательные резервные требования Банка России;

5) не иметь просроченной задолженности по своим обязательствам;

6) осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка не приведёт к нарушению пруденциальных норм деятельности со стороны банка – санатора.

Во исполнение статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг», и Положении Банка России №312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами».

Под рефинансированием Центральным банком коммерческих банков понимают предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в восстановлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий.

Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от:

  • - формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • - методов представления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов);
  • - сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 месяца и краткосрочные - на 1 или несколько дней);
  • - целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредитором последней инстанции.

Практикой Центральных банков зарубежных стран установлено, что эффективным механизм регулирования ликвидности банков может быть только при установлении по кредитам рефинансирования и депозитам штрафных процентных ставок: самых низких при депонировании средств (соответствующих самому низкому уровню процентов по депозитам денежного рынка) и самых высоких при кредитовании банков (соответствующих максимальному уровню по отношению к ставкам денежного рынка). Это позволяет центральному банку избежать роли брокера межбанковского рынка.

Обеспеченные кредиты Банка России можно разделить на 2 группы в зависимости от используемого обеспечения:

  • кредиты, обеспеченные рыночными активами
  • кредиты, обеспеченные нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями) или поручительствами кредитных организаций.

Объемы операций кредитования Банка России (в млн. руб.)

Месяц/год

Объем предоставленных внутридневных кредитов

Объем предоставленных кредитов овернайт

Объем предоставленных ломбардных кредитов

Объем предоставленных других кредитов

ИТОГО ЗА 2004 г.

ИТОГО ЗА 2005 г.

ИТОГО ЗА 2006 г.

ИТОГО ЗА 2007 г.

ИТОГО ЗА 2008 г.

ИТОГО ЗА 2009 г.

Сентябрь

Итого за 2010 г.

Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации, ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Банком России сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.

Ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, это процентная ставка, которую Центральный банк РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это ставка, сформированная рынком по некоторым наиболее активным операциям Центрального банка, и применяется для взаимодействия с коммерческими банками. На сегодня ставка рефинансирования - это некий «договорной» механизм выявления средней стоимости денег и применяется, прежде всего, в фискальных целях. На самом деле, ставка рефинансирования не является инструментом, который отражает рыночный характер операций. И она нужна только для понимания стоимости денег, так как в рыночной экономике без этого не обойдешься. Величина ставки рефинансирования может устанавливаться путем конкурсного отбора, а может и просто назначаться.

Ставка рефинансирования является и «неким» сопутствующим механизмом по сдерживанию инфляционных процессов в России. При снижении темпов инфляции, снижается и ставка рефинансирования.

Исходя из всего сказанного, можно констатировать, что ставка ЦБ России является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемые кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому, в своей процентной политике, коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку ЦБ России.

Влияют ли изменения ставки рефинансирования на финансовое положение населения? Да, влияют! В ситуации, когда понижается ставка ЦБ, с одной стороны выиграют заемщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков, лишаясь части прибыли от своих вложений. Каждое изменение ставки рефинансирования, это вестник того, что в ближайшем будущем возможны изменения (пересмотры) коммерческими банками процентных ставок по депозитам и кредитам. Анализ формирования процентных ставок по депозитам большинства ведущих коммерческих банков России подтверждает это. Ставка рефинансирования всегда доходит почти до уровня инфляции, а это значит, что помимо снижения прибылей, проценты по большинству депозитов оказываются ниже уровня инфляции и вклады постепенно еще и обесцениваются.

Ставки по кредитам «овернайт» и внутридневным кредитам используются Банком России при предоставлении кредитов банкам для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течение дня и для завершения операционного дня. Объемы подобных кредитов в условиях наличия свободной ликвидности невелики, и поэтому эти процентные ставки не оказывают определяющего влияния на изменение ситуации с ликвидностью на межбанковском кредитном рынке. Ставка по ломбардным аукционам при сложившемся уровне ликвидности банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка. В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России и операциям с облигациями Банка России с банками.

В настоящее время рефинансирование российских банков возможно следующими способами:

первичное публичное размещение акций - IPO. Крупные и средние банки присматриваются к такому виду финансирования как IPO. Участники рынка ожидают привлечь значительные средства через данный инструмент финансирования. IPO имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. Привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка, повысить значения коэффициентов достаточности капитала. Центральный банк РФ призвал отечественные кредитные организации к активному выходу на IPO. К инструменту IPO смогут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом.

Синдицированное кредитование и облигационные займы. Эти формы долгового финансирования активно использовались российскими банками в последние 8-10 лет. Облигационные займы и синдицированные кредиты являются более дешевым средством привлечения ресурсов, чем размещение акций. При выпуске облигаций банку необходимо предоставить инвесторам конкретную информацию о направлении вложений полученных средств. В российской практике облигационные средства привлекались на развитие факторинговой деятельности, ипотечное кредитование, потребительское кредитование, на финансирование программ агропромышленному комплексу.

Рефинансирование Банком России. Основным сдерживающим моментом для банков является, безусловно, достаточно высокая ставка привлечения средств регулятора рынка (в настоящее время, с 01.12.2008 г., - 13%). Большинство средних и крупных банков имеют возможность привлекать долговое финансирование под меньшие проценты. К рефинансированию ЦБ банки прибегают лишь в исключительных случаях недостатка ликвидности. Основным спросом в связи с этим пользуются именно внутридневные кредиты и операции прямого РЕПО (на 1 день). Более долгосрочные инструменты практически не используются. В то же время, позицию регулятора понять можно. Роль центрального банка заключается в том, чтобы выполнять функции "кредитора в последней инстанции", он не должен составлять конкуренцию другим источникам финансирования и тем самым искажать рыночные стимулы. В задачи Банка России так же не входят функции "банков развития", предоставляющих целевое финансирование банкам на кредитование тех или иных проектов (малый бизнес, агропромышленный комплекс и т.п.). В связи с этим критика Центрального Банка в завышении процентных ставок представляется не вполне обоснованной.

Кредиты центральных банков воздействуют на денежно-кредитный оборот. Так, коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.

Для предотвращения неожиданных последствий от выдачи кредитов центральным банком кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных лимитах.

Регулирование ставок денежного рынка осуществляется центральным банком посредством установления ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансирования понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам.

Кредиты центральных банков, выдаваемые в порядке рефинансирования коммерческих банков, можно классифицировать по разным критериям:

Таблица 1 Классификация кредитов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Критерий классификации

Виды кредитов

В зависимости от инструмента временного заимствования

Кредиты центрального банка

В зависимости от целевой направленности кредитования

На обеспечение ликвидности

На развитие определенных отраслей или целевых программ

В зависимости от формы обеспечения

Под залог ликвидных и высоколиквидных ценных бумаг

Под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организаций сферы материального производства и поручительства кредитных организаций

В зависимости от характера инициирования кредитов

Кредиты, предоставляемые на основе аукционов (по инициативе центрального банка)

Прямые кредиты центрального банка (по инициативе кредитных организаций)

В зависимости от сроков предоставления

Краткосрочные на несколько часов

"Внутридневные"

"Овернайт"

Среднесрочные до 1 месяца "Ломбардный кредит"

Долгосрочные до 1 года

С учетом того, что кредиты центральных банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивым клиентам.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) совместно с органами государственной власти осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной политики как части государственной экономической политики.

Как правило, такая политика проводится по двум направлениям:

проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации ЦБ осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;

проведение реструктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции ЦБ проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги.

Межбанковское кредитование. Межбанковское кредитование также как и финансирование ЦБ носит краткосрочный характер. Большинство кредитов укладываются в однодневный срок, максимум месяц. Многие банки предпочитают использовать данный вид финансового ресурса, т.к ставки на межбанковском рынке немного ниже, чем при использовании кредитов Банка России. Основное предназначение межбанковского кредитования в настоящее время - "корректировка" баланса и нормативных показателей для соответствия требованиям регулятора.

Депозиты. Депозиты и вклады юридических и физических лиц пока являются основным инструментом привлечения финансирования для российских банков. У крупных банков, больше возможностей привлекать ресурсы по разумным процентным ставкам, и депозиты остаются важным источником формирования ресурсной базы. В среднесрочной перспективе благодаря экономическому росту все банки будут остро нуждаться в привлечении средств, и депозиты останутся важным источником финансовых ресурсов.

Отправить другу

Рефинансирование банков является важнейшей функцией центральных банков, а также инструментом реализации денежно-кредитной политики государства. При использовании данного инструмента центральные банки осуществляют безналичную денежную эмиссию и регулируют денежное предложение экономике.

Рефинансирование банков имеет назначение на микро и макроуровне: как косвенный инструмент денежно-кредитного регулирования и воздействия на денежные агрегаты; способ регулирования банковской ликвидности; один из источников ресурсной базы банков для проведения активных операций.

В международной практике денежно-кредитного регулирования накоплен большой опыт в области рефинансирования банков. Формы и виды данных кредитов различают по широкому кругу критериев. Это сроки предоставления, обеспечение, целевое направление, механизм предоставления и др.

В России рефинансирование Центральным банком коммерческих банков в своем развитии проходит такие этапы: - С 1990 г. до 1995 г. осуществлялась выдача Центральным банком страны прямых целевых кредитов. - С середины 1990-х гг. на смену вышеназванного порядка приходит этап использования рыночных элементов в рефинансировании банков. - С конца 2008 г. начинается этап активизации рефинансирования и комбинирования как косвенных рыночных, так и прямых административных элементов в использовании данного инструмента денежно-кредитного регулирования.

В начале 1990-х гг. рефинансирование банков Центральным банком нашей страны еще не имело рыночного характера. Кредиты преимущественно выдавались лишь банкам, созданным на базе государственных, специализированных для поддержания предприятий приоритетных отраслей экономики - конверсионных, топливно- энергетического комплекса, агропромышленного комплекса.

Таким образом, данные кредиты имели строго целевой характер, что контролировалось Центральным банком, по ним устанавливалась процентная маржа в целях прямого ограничения доходности банка от размещения полученных ресурсов, обеспечения по таким кредитам им не требовалось.

Только к середине 1990-х гг. рефинансирование банков постепенно приобретает рыночную природу, присущую данному инструменту денежно-кредитного регулирования. Это выразилось в переходе к обеспеченному, ломбардному кредитованию - вначале предметом залога были только государственные долговые обязательства, позже Банк России расширяет ломбардный список.

Кроме того, рефинансирование банков стало осуществляться не только по фиксированным процентным ставкам, но и в форме кредитных аукционов. Кредитные аукционы имеют такие отличительные особенности в сравнении с прямыми целевыми кредитами Центрального банка: отбор коммерческих банков с учетом их финансовой устойчивости и, следовательно, возможностей погашения кредитов рефинансирования; участие банков - потенциальных заемщиков в формировании процентной ставки по кредиту рефинансирования; отсутствие прямых ограничений и контроля по направлениям использования полученного кредита.

В настоящее время именно аукционная форма предоставления кредитов рефинансирования получает наиболее широкое распространение в отечественной практике. Так, задолженность кредитных организаций перед Центральным банком РФ по кредитам рефинансирования под залог векселей финансово устойчивых эмитентов и под поручительство банков в конце 2013 г. составила 863,7 млрд руб., при этом лишь 56,9 млрд руб. пришлось на кредиты рефинансирования, размещенные по фиксированной процентной ставке, т.е. 6,6 % от совокупной задолженности по данному виду кредита.

По срокам кредиты рефинансирования Центрального банка РФ всегда носили ярко выраженный краткосрочный характер, использовались, главным образом, как регулятор банковской ликвидности, особую роль всегда имели внутридневные кредиты и кредиты овернайт, предназначенные для завершения расчетов с контрагентами при недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка.

В условиях финансового кризиса 2008-2009 гг. в РФ Банк России существенно изменяет политику рефинансирования кредитных организаций, направляя ее на устранение сформировавшегося впервые за долгие годы дефицита банковской ликвидности и пополнение ресурсной базы банков. Это выразилось в предоставлении банкам беззалоговых необеспеченных кредитов сроком до 6 месяцев, долгосрочных субординированных кредитов, которые были размещены на льготных условиях среди отдельных системообразующих банков - ОАО "Банк ВТБ", ОАО "Сбербанк России" и ОАО "Россельхозбанк", в увеличении сроков кредита рефинансирования до одного года.

Что касается субординированных кредитов, то они были предназначены для наращивания капитализации банков и получения возможности расширения кредитных операций, прежде всего, с организациями приоритетных отраслей экономики.

Как и в начале 1990-х гг., Банк России осуществляет контроль за целевым использованием данных кредитов через своих уполномоченных представителей во избежание направления полученных банками централизованных ресурсов на валютный рынок либо в другие сферы, что в конечном итоге может способствовать росту инфляции.

Таким образом, механизм рефинансирования банков Центральным банком РФ в кризисных условиях получает дальнейшее развитие, сочетая в себе как элементы косвенного характера - ломбардное кредитование, кредитные аукционы, так и прямого, административного характера - предоставление прямых необеспеченных кредитов, контроль за их целевым направлением, по аналогии с зарубежной практикой в подобных ситуациях.

Потребность банков в кредитах рефинансирования с учетом их предназначения, о котором говорилось выше, всегда зависит от состояния банковской ликвидности, выражающейся в наличии добровольных резервов, т.е. остатков денежных средств на корреспондентских счетах в Центральном банке РФ.

В последние годы в банковской системе России имеет место структурный дефицит совокупной ликвидности кредитных организаций, когда по мере развития, расширения банковских активных операций спрос на ликвидные средства банков превышает предложение этих средств, что отражает естественное состояние банков и не связано с кризисными явлениями, как, например, в конце 1990-х гг., в 2008 г.

Неслучайно объемы кредитов рефинансирования Центрального банка РФ постепенно увеличиваются, растет их доля в структуре активов баланса Центрального банка РФ. Так, если на начало 2011 г. доля кредитов рефинансирования в суммарных активах баланса Банка России составляла 3 %, то к началу 2013 г. увеличилась до 15 % и к концу 2013 г. уже достигла 17,5 %.

Наиболее распространенным по срокам и целевому назначению является внутридневной кредит Банка России, доля которого в общем объеме предоставленных банкам кредитов в 2013 г. составила 96,2 %, за период с 2010 г. по 2014 г. суммарно он вырос примерно в 2 раза. Таким образом, рефинансирование банков по-прежнему носит сверхкраткосрочный характер.

Вместе с тем в 2013 г. Банк России впервые проводит аукционы на нерегулярной основе по предоставлению кредитов рефинансирования, обеспеченных активами и поручительствами по плавающей процентной ставке на сроки 12 месяцев и 3 месяца. В качестве плавающего компонента при расчете стоимости кредита принимается значение ключевой ставки Банка России. В настоящее время ключевая ставка, введенная регулятором в сентябре 2013 г., является важнейшим индикатором денежно-кредитной политики. Ее значение соответствует уровню процентных ставок по операциям предоставления и изъятия ликвидности на аукционной основе сроком на одну неделю.

Альтернативными формами размещения ресурсов у банков в последние годы выступают операции прямого РЕПО, проводимые Банком России во взаимодействии с кредитными организациями, а также операции "валютный своп". За рубежом операции прямого РЕПО классифицируются как разновидность кредитов рефинансирования, поскольку имеют то же назначение - увеличение ликвидности банков - и базируются на тех же принципах срочности, возвратности и платности.

В России объектом операции РЕПО выступает широкий перечень ценных бумаг, который регулярно пополняется, как и ломбардный список Банка России. В перечне ценных бумаг, помимо государственных долговых обязательств, обязательства финансово-устойчивых организаций, в том числе банков, а также ипотечных агентств, субъектов РФ, международных финансово-кредитных организаций.

В качестве примера можно назвать облигации таких эмитентов, как ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Ростелеком", ОАО "Транснефть", ОАО "Норильский никель", ОАО «Банк "Зенит"», ОАО "МДМ Банк", ООО "Русфинанс банк", ОАО "Газпромбанк", Международный банк Реконструкции и развития и др.

Расширение перечня ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, входящих в ломбардный список Центрального банка РФ, способствует повышению доступности для банков кредитов рефинансирования и других инструментов предоставления ликвидности, выступает фактором роста объемов кредитования Банка России, а также предпосылкой для развития рынка ценных бумаг. За 2013 г. задолженность по операциям прямого РЕПО, проводимым на сроки 1 день и 1 неделя выросла с 1,8 трлн руб. до 2,4 трлн руб., т.е. в 1,3 раза, а среднедневное значение данного показателя увеличилось в 1,6 раза.

Одной из предпосылок существенного расширения объемов операций РЕПО в сравнении с традиционным рефинансированием было то, что с 2013 г. были внесены изменения в технологию операции, дающие право банкам осуществлять замену ценных бумаг, проданных Банку России, на другие ценные бумаги, предусмотренные в ломбардном списке, что важно заемщику с точки зрения управления портфелем ценных бумаг и поддержания его оптимальной структуры. Операции "валютный своп" использовались ограниченно, в основном в связи с нехваткой или отсутствием у банков ценных бумаг из ломбардного списка, принимаемых в качестве обеспечения по кредиту Банка России.

Развитие политики Центрального банка РФ в области рефинансирования проявляется и в расширении перечня предметов обеспечения кредитов для банков в целом. На протяжении ряда лет осуществляется кредитование банков под поручительство финансово устойчивых кредитных организаций, под залог прав требований по кредитным договорам, под залог золота в слитках. Все это дает банкам РФ дополнительные возможности для получения кредитов рефинансирования с учетом наличия конкретных видов ликвидных активов.

Что касается банков - поручителей по кредитам рефинансирования, то в настоящее время такой статус имеют 69 финансово-устойчивых банков РФ, таких, например, как, ОАО "АЛЬФА-БАНК", ОАО "Банк ВТБ", ЗАО "ЮниКредит Банк", ОАО "Сбербанк России", ОАО "Газпромбанк", ОАО АКБ "РОСБАНК" и многие другие.

Оценка экономического положения банков, выступающих в качестве поручителей, осуществляется Центральным банком РФ по отдельной методике, позволяющей изучить различные аспекты: капитальную базу банка, качество его активов, уровень ликвидности, рентабельность, уровень банковского менеджмента.

Таким образом, анализируя современное состояние рефинансирования банков Центральным банком РФ можно выявить следующие тенденции. В последние годы наблюдается увеличение объемов рефинансирования Центрального банка РФ и постепенное его превращение в важнейший и определяющий источник денежного предложения. Одновременно с этим происходит заметное снижение участия Банка России на внутреннем валютном рынке, благодаря которому долгие годы операции по покупке иностранной валюты являлись доминирующим направлением безналичной денежной эмиссии, что делало эмиссию непосредственно зависящей от внешнеэкономического фактора.

Кредиты рефинансирования Центрального банка РФ носят преимущественно краткосрочный характер, что следует считать совершенно естественным. Их основная роль - регулирование банковской ликвидности, использование данного инструмента в качестве источника фондирования активов банков на среднесрочной и долгосрочной основе осуществляется нерегулярно, как показывает отечественная практика.

В рефинансировании банков в России используются в основном рыночные элементы, такие как ломбардное кредитование, кредитные аукционы, плавающая процентная ставка Центрального банка РФ. Административные элементы применяются в условиях кризиса как временные меры - прямые целевые кредиты, необеспеченные кредиты, контроль за направлением использования кредита.

В условиях роста спроса банков на ликвидные средства становятся популярными альтернативные рефинансированию Банка России инструменты, такие как операции РЕПО, "валютный своп". Данные инструменты позволяют банкам оперативно управлять портфелями своих активов. В качестве важнейшего направления развития рефинансирования коммерческих банков Центральным банком РФ можно считать формирование единого пула обеспечения кредитов рефинансирования.

Представляется, что это позволит сформировать совокупный пул обеспечения, состоящий из рыночных активов - ценные бумаги из ломбардного списка, а также нерыночных -векселя, права требования по кредитным договорам, под которые банк сможет получить несколько кредитов. Причем "привязка" конкретного вида кредита рефинансирования к конкретному обеспечению осуществляться не будет, как в настоящее время, согласно действующему порядку кредитования Банка России.

В сформированном едином пуле обеспечения банки получают возможность заменять конкретные виды активов, а Центральный банк РФ, в свою очередь, контролирует только соотношение между стоимостью данного залогового пула и общей задолженностью по всем кредитам рефинансирования, предоставленным под единый пул. Таким образом, процедура кредитования банков Центральным банком РФ будет иметь более унифицированный характер, что полностью соответствует международной практике.

Тершукова Марина Борисовна - кандидат экономических наук, профессор

Новое на сайте

>

Самое популярное