Домой Альфа Банк Рса запасные части. Верховный суд рф признал стоимость автозапчастей по осаго необоснованной

Рса запасные части. Верховный суд рф признал стоимость автозапчастей по осаго необоснованной

Речь в статье пойдет о действительно самом громком решении в отношении рынка автострахования в текущем году, . Данным определением суд поставил точку в давнем споре Федеральной антимонопольной службы и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ФАС) с Российским Союзом Автостраховщиков (РСА).

Предыстория

Ранее ФАС Республики Татарстан обвинила РСА в нарушении антимонопольного законодательства, когда пользуясь своим доминирующим положением на рынке страховых услуг, РСА формировала справочники стоимости автозапчастей и нормо-часов для восстановительных работ по полисам ОСАГО с явным занижением стоимости и вынесла соответствующее предписание. РСА оспорил данное предписание в суде, но суд первой инстанции отказал и оставил предписание РСА в силе. В дальнейшем РСА обратился с апелляцией в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования РСА. Суд округа поддержал это решение. Антимонопольный орган подал кассационную жалобу в ВС РФ и она была удовлетворена. Так и появилось то самое определение N 306-КГ17-17947.

Что определил Верховный Суд

В первую очередь суд отмечает, что представители РСА не смогли пояснить, как именно формировались цены в справочнике, ссылаясь на то, что исследования проводились в соответствии с Единой Методикой Центробанка (ЕМ) и предписаниями регулятора. При этом ни регулятор, ни сами представители РСА не смогли пояснить, как именно они проверяли справочники, которые были подготовлены специалистами ЗАО ЦИТ «Автоинжиниринг», однако настаивали, что справочники они проверяли

В прежних решениях суды второй и третей инстанций (принявшие решения в пользу РСА) ссылались на то, что РСА не мог нарушить закон, так как является некоммерческой организацией и формированием справочников занимается на безвозмездной основе. Данная позиция не нашла понимания у ВС т.к. в соответствии с п. 5 ст. 4 закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается, в том числе, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. «Следовательно, в той мере, в которой РСА выступает коллективным представителем (объединением) продавцов финансовых услуг на рынке ОСАГО – страховщиков, связан с ними экономически, в том числе посредством формирования имущества РСА за счет членских взносов, и имеет возможность влиять на размер страхового возмещения, выплачиваемого потребителям, заявитель может рассматриваться в качестве хозяйствующего субъекта, вовлеченного в функционирование рынка страхования по ОСАГО и обладающего интересом в извлечении дохода из своего участия на указанном рынке» -говорится в определении суда.

Кроме того, суд отметил и прямые нарушения при составлении справочников, а именно в процессе сбора данных, которые должны собираться по населенным пунктам с численностью не менее одного миллиона человек, по всем административным центрам РФ. При формировании справочников использовались данные по 11-ти городам РФ и сами эти данные невозможно проверить и признать достоверными, а цены округлялись в меньшую сторону с учетом возможных скидок для оптовых клиентов (пункт 7.2.3 ЕМ предусматривает применение скидок для розничных клиентов).

В результате цены на запасные части и стоимость нормочаса по справочнику оказалась занижена. «Вопреки части 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции, со стороны РСА данные обстоятельства не опровергнуты и не представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что действия РСА при формировании справочников носили экономически обоснованный характер» – определил суд.

Таким образом, ВС оставил в силе решение Арбитражного суда республики Татарстан и предписание антимонопольной службы и РСА обязан устранить нарушения в справочнике.

Что это дает автомобилистам

Нужно понимать, что в данном случае решение является своего рода прецедентом и касается в первую очередь судов нижестоящих инстанций. Нас интересуют правовые последствия решения для ситуации конкретного отдельно взятого физического лица. В частности, решение дает повод судам нижних инстанций для рассмотрения дел, связанных со спорами относительно соответствия информации справочников действительности.

Наиболее важным в определении суда является признание прямой экономической заинтересованности РСА в занижении стоимости деталей и работ. Опираясь на данное определение можно отмести доводы судов о якобы незаинтересованности РСА.

Во-вторых, важным является и то, что несмотря на то, что спор касается справочника двухлетней давности (справочники обновляются раз в полгода), нельзя говорить о том, что обновленные справочники учли ошибки прежних и соответствуют реальности. Следует не забывать, что вместо того, чтобы устранять нарушения, РСА и Центробанк два года занимались отстаиванием своей позиции, которая оказалась незаконной.

Наличие недостоверных сведений о стоимости восстановительного ремонта в Справочниках подтверждается позицией Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте, который рекомендовал региональным центрам судэкспертиз не использовать Справочники, в которых отсутствуют ссылки на источники информации либо цены в которых отличаются более чем на 10% от цен в соответствующем регионе. Таким образом, у желающих оспорить стоимость автозапчастей и работ в справочнике, появляется реальная возможность сделать это, добившись проведения судебной экспертизы, не основанной на работе со справочниками РСА

ВС РФ.

«На вопрос судьи о том, каким образом и на основании каких документов и законов проводились исследования стоимости запчасти, нормочаса и лакокрасочных материалов, представитель РСА ответил: «Мы производили исследования так, как нам сказал ЦБ РФ», – рассказал АСН эксперт, который присутствовал на заседании судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. То, каким образом ЦБ или РСА проверяли справочники (которые для них сформировал ЗАО ЦИТ «Автоинжиниринг») ни регулятор, ни союз пояснить не смогли, отметил он. При этом представители обеих организаций утверждали, что справочники проверяли, добавил эксперт.

Как уже сообщало АСН, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан вынесло РСА предписание, в котором союз обвинялся в использовании своего доминирующего положения на рынке ОСАГО и занижении цен в справочниках запчастей. Союз обжаловал предписание в суде, однако первая инстанция отказала РСА в иске. Тогда союз обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования РСА. Суд округа поддержал это решение. Антимонопольный орган подал кассационную жалобу в ВС РФ и она была удовлетворена.

В своих решениях суды второй и третьей инстанций отметили, что РСА не мог нарушить закон о защите конкуренции, поскольку является некоммерческой организацией – профессиональным объединением страховщиков, наделенным полномочиями по формированию справочников на безвозмездной основе. Однако Верховный суд не разделил эту позицию. Согласно определению, в соответствии с п. 5 ст. 4 закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается в том числе некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

«Следовательно, в той мере, в которой РСА выступает коллективным представителем (объединением) продавцов финансовых услуг на рынке ОСАГО – страховщиков, связан с ними экономически, в том числе посредством формирования имущества РСА за счет членских взносов, и имеет возможность влиять на размер страхового возмещения, выплачиваемого потребителям, заявитель может рассматриваться в качестве хозяйствующего субъекта, вовлеченного в функционирование рынка страхования по ОСАГО и обладающего интересом в извлечении дохода из своего участия на указанном рынке», – заключил Верховный суд.

Кроме того, ВС указывает на прямые нарушения, которые были допущены союзом при составлении справочников. Так в соответствии с Единой методикой, в основу формирования справочников должны быть положены сведения о ценах, собранные в городах с численностью населения не менее 1 млн человек и во всех административных центрах субъектов РФ по каждому экономическому региону. «Однако сформированные РСА справочники основаны на исследовании цен, проведенном лишь в 11 городах. При этом невозможно провести проверку соответствия средней стоимости запасных частей и материалов, содержащихся в них источникам получения РСА информации», – отмечает ВС РФ.

Кроме того, цены в справочниках были скорректированы в сторону уменьшения с учетом возможных скидок, предоставляемых оптовым покупателям. «Однако пунктом 7.2.3. Единой методики предусмотрено применение скидок к розничным ценам, по которым услуги по ремонту оказываются потребителям и оплачиваются гражданами», – подчеркивает суд.

Цены отдельных запасных частей и нормочаса, указанных в справочниках, оказались существенно ниже цен, сложившихся на рынке, отметил ВС. «Вопреки части 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции, со стороны РСА данные обстоятельства не опровергнуты и не представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что действия РСА при формировании справочников носили экономически обоснованный характер», – заключил суд.

ВС РФ отменил решения судов второй и третьей инстанции и оставил в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан. Таким образом, постановление УФАС по РТ, согласно которому РСА обязан устранить нарушение (необоснованно заниженные цены в справочниках), также остается в силе.

Если человек попал в аварию, то он может получить справедливую страховую компенсацию по ОСАГО. Сегодня для расчета ущерба используется специальная государственная методика, которая называется ЕМРУ. Но какова структура этой методики? Какими законами регулируется ЕМРУ? И какая формула используется при определении суммы ущерба? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы. Также мы рассмотрим пример расчета страхового ущерба по ЕМРУ.

Единая методика расчета ущерба (ЕМРУ) — это специальный метод, с помощью которого можно рассчитать размер страховой компенсации по ОСАГО.

Фактически ЕМРУ представляет собой совокупность формул.

Единая методика расчета регулируется следующими документами:

  • Федеральный закон № 432-П . Представляет собой основной нормативный документ, в соответствии с которым рассчитывается размер денежной компенсации .
  • Федеральный закон № 433-П . Представляет собой дополнительный нормативный документ, который регулирует правила проведения независимой экспертизы, с помощью которой можно оценить размер ущерба и установить некоторые детали аварии.
  • БЦЗ . Представляет собой электронную базу данных, в которой хранится информация о стоимости тех или иных запчастей к большинству транспортных средств.

Разработкой законопроектов занимались Минтранс, Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). До введения ЕРМУ существовало более 5 рекомендуемых государственных методик, с помощью которых можно было определить размер ущерба.

Проблема заключалась в том, что эти методики плохо согласовывались друг с другом, что приводило к путанице. Еще одной проблемой было то, что разные методики давали разные результаты, а размер рекомендуемых выплат при использовании различных методик мог отличаться в 2-3 раза .

Из-за такой неразберихи многие недовольные автовладельцы подавали в суд на страховую компанию, а в 2013 году перед принятием закона количество подобных судебных исков составляло более 600 тысяч.

Принятие ЕМРУ позволило решить множество проблем:

  • Уменьшение нагрузки на судебные органы.
  • Увеличение уровня прозрачности между страховыми компаниями и автомобилистами.
  • Унификация расчетов.
  • Стабилизация экономической модели ОСАГО.
  • Повышение надежности страховых компании.


ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведенияопределение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее . С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт.

Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).

Также следует помнить, что ЕМРУ может использоваться только в том случае, если клиентом страховой компании является физическое лицо.

Методика имеет следующую структуру:

  • 7 основных глав , которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
  • 10 приложений , которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
  • Также существует специальная электронная база данных , которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.
Тип Номер Краткое название Информация
Глава основного закона 1 Порядок определения повреждений ТС Содержит общие сведения о ЕМРУ. Также здесь указывается, что ЕМРУ была создана для того, чтобы с ее помощью можно было бы рассчитать сумму страховой компенсации при повреждении любого ТС. Здесь же оговариваются некоторые основные понятия (доказательство, обследование ТС, результат обследований), которые используются для расчета страховых выплат. Здесь же указывается информация о том, что все обследования делятся на первичные (их осуществляет аварийный комиссар или техник страховщика) и дополнительные (их осуществляет судебные и независимые эксперты).
2 Исследование обстоятельств ДТП Эта глава оговаривает вопрос изучения обстоятельств ДТП. Обстоятельства аварии изучаются при помощи специальных экспертиз, с помощью которых можно установить ключевые детали аварии (на основании этих сведений в дальнейшем можно установить виновника аварии, степень виновности, тип нарушений, которые привели к аварии, объем нанесенных повреждений и так далее). Обычно для исследования обстоятельств аварии проводится 2 экспертизы. Первая экспертиза представляет собой экспертно-сопоставительный анализ документации, которая была составлена после ДТП. Вторая экспертиза — это научно-экспертный анализ ДТП, с помощью которого можно установить характер и тип нанесенных повреждений; на основании этих данных можно составить компьютерную модель, с помощью которой можно установить виновника аварии. Если одна из сторон не согласна с выводами предыдущих экспертиз, она может провести дополнительную экспертизу, чтобы уточнить некоторые детали, которые могут иметь значение при рассмотрении дела.
3 Определение уровня расходов на ремонт Содержит ряд алгоритмов, с помощью которых можно рассчитать итоговую стоимость ремонта транспортного средства. Здесь оговариваются такие статьи расходов — покупка новых автозапчастей (мотор, фары, бампер и так далее), покупка материалов (краска, грунтовка, абразивные материалы и так далее) и услуги техников.
4 Определения уровня износа при покупке новых деталей Данная глава содержит сведения, на основании которых можно рассчитать износ старых деталей. Дело в том, что многие детали со временем портятся, поэтому при определении уровня компенсации следует из полной стоимости каждой новой детали вычесть остаточную стоимость старой детали (с учетом износа).
5 Определение стоимости уцелевших деталей, если ТС уничтожено В данной главе расписывается методика, с помощью которой можно рассчитать стоимость некоторых запчастей при условии, что ТС полностью уничтожено (при этом существует возможность повторного использования этих неповрежденных деталей). Дело в том, что нанесенные повреждения могут быть такими сильными, что машину будет практически невозможно починить, однако при этом некоторые детали могут быть исправными. На основании данных, указанных в этой главе, можно рассчитать стоимость этих исправных запчастей.
6 Определение стоимости ТС до повреждения Содержит информацию о том, как с помощью методики рассчитать стоимость транспортного средства до аварии. С помощью этих сведений можно понять, а имеет ли вообще смысл заниматься восстановлением транспортного средства. Дело в том, что иногда повреждения могут быть такими сильными, что ремонт транспортного средства не имеет смысла (например, стоимость машины до аварии может быть намного ниже стоимости ремонта). Также в этой главе указывается методика расчета среднерыночной стоимости нового автомобиля, который аналогичен поврежденному. Если оказывается, что новая машина стоит намного дешевле ремонта поврежденной машины, то человеку просто вручают деньги на покупку нового транспортного средства (ведь подсчитать стоимость машины до аварии в большинстве случаев довольно трудно).
7 Порядок утверждения справочников для расчета средней стоимости поврежденных деталей В этой главе содержится список источников, с помощью которых техник или страховщик смогут подсчитать стоимость новых деталей. Дело в том, что при расчете ущерба используется множество параметров, которые могут меняться (например, рыночная стоимость деталей). В качестве нормативных документов, содержащих необходимую информацию, используются некоторые постановления Центробанка, электронная база запчастей, ценовые нормативы и некоторые другие документы, которые не противоречат ЕМРУ.
Приложение к закону 1 Фотосъемка ДТП и поврежденного автомобиля Содержит информацию о том, как и в каких случаях необходимо зафиксировать последствия аварии на фото- или видеоаппаратуру. Эта информация пригодится как в случае оформления стандартного протокола с привлечением сотрудников ГИБДД, так и в случае оформления европротокола без участия сотрудников автоинспекции. Также эти сведения могут пригодиться в случае судебного разбирательства.
2 Типовые повреждения ТС Содержит информацию, с помощью которой можно значительно упростить процедуру классификации нанесенных повреждений. Также в этом приложении указывается, что всего существует 32 характерных повреждения.
3 Затраты на восстановление кузова некоторых транспортных средств В этом пункте содержится информация, на основании которой можно рассчитать стоимость затрат на ремонт неметаллических кузовов некоторых транспортных средств. Дело в том, что кузов некоторых иностранных и отечественных машин делают не из металла, а из некоторых других материалов (например, из специального пластика), поэтому необходима дополнительная методика для расчета ремонта такого кузова.
4 Товарные рынки и границы экономических регионов Содержит информацию о том, к каким экономическим регионам относятся те или иные области (всего 13 регионов). Дело в том, что расчет среднерыночной стоимости деталей производится с учетом экономического региона (ведь, например, цена детали в Санкт-Петербурге может значительно отличаться от цены такой же детали во Владивостоке).
5 Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа При расчете степени износа используются 2 специальных коэффициента (в зависимости от типа и марки транспортного средства). В этом приложении можно узнать размер этих коэффициентов, чтобы верно подсчитать степень износа.
6 Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа очень старых деталей В некоторых случаях значения 2 поправочных коэффициентов (используются для расчета степени износа) могут быть уменьшены. В этом приложении указываются сведению о том, в каких конкретно случаях это может произойти; также здесь указывается степень уменьшения этих поправочных коэффициентов.
7 Список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа Для некоторых поврежденных деталей устанавливается нулевое значение износа. В этом приложении представлен список этих деталей (тормозные диски, рулевые колеса, наконечники рулевой тяги и так далее).
8 Справочник среднегодовых пробегов ТС (с учетом регионов) При расчете стоимости ремонта также учитывается пробег автомобиля. В этом приложении можно узнать среднегодовой пробег транспортных средств (учитывается тип ТС и регион проживания).
9 Понижающий коэффициент K, с помощью которого можно учесть время эксплутации ТС Стоимость страховой выплаты может быть немного уменьшена в зависимости от того, какое количество времени транспортное средство находится в эксплуатации. В этом приложении указывается размер этого понижающего коэффициента (размер коэффициента зависит от типа транспортного средства и срока эксплуатации).
10 Дополнительный коэффициент K, с помощью которого можно учесть характер механических повреждений Стоимость страховой выплаты может быть изменена в зависимости от характера механических повреждений. В этом приложении указывается размер поправочного коэффициента, а сам коэффициент зависит от степени механических повреждений.

Когда можно использовать единую методику расчета ущерба по ОСАГО?

Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:

  • Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
  • Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
  • Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
  • Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.


После аварии необходимо составить акт осмотра транспортного средства (обычно этот документ составляется экспертами при участии людей, которые попали в аварию).

Акт осмотра ТС должен включать в себя следующую информацию:

  • Причина проведения осмотра транспортного средства (в нашем случае это будет ДТП).
  • Точная дата начала и окончания осмотра ТС.
  • Точный адрес . Если авария произошла возле какого-либо дома — название улицы и номер дома, если авария произошла на перекрестке — названия улиц, если авария произошла вдали от каких-либо населенных пунктов — название трассы, номер километра и направление движения.
  • Полная информация о собственнике , а также информация о человеке, который находился за рулем во время аварии (ведь в общем случае за рулем может находиться не владелец авто, а какой-либо другой человек, например, друг владельца автомобиля).
  • Информация о транспортном средстве — комплектация, начало эксплуатации, пробег и так далее.
  • Информация о повреждениях, которые возникли до ДТП . Следует указать не только все старые повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее. Если был произведен ремонт или менялись запчасти — этот факт также необходимо отразить в акте.
  • Информация о повреждениях, которые возникли вследствие ДТП . Следует указать не только все имеющиеся повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее.
  • Если для проведения дополнительной экспертизы бралась какая-либо деталь на анализ, этот факт необходимо отразить в акте.
  • Также следует указать в акте текущее состояние автомобиля. Если автомобиль был эвакуирован — следует отразить в акте информацию о том, куда и как было эвакуировано транспортное средство.


Единая методика рассчетов ущерба содержит специальные правила, которые регулируют проведение специальных экспертиз, с помощью которых можно определить размер денежной компенсации.

ЕМРУ требует, чтобы эксперты соответствовали следующим требованиям:

  • У них должно быть высшее техническое образование.
  • Они должны пройти специальные экспертно-технические курсы. В конце они должны успешно сдать экзамен.
  • Они должны хотя бы 1 раз в 5 лет проходить курсы повышения квалификации.
  • Минимальный профильный стаж — 12 месяцев.
  • После получения лицензии на проведение экспертизы информация об эксперте вносится в специальный список техников-автоэкспертов. Этот список можно найти на сайте РСА . Из этого реестра можно узнать следующую информацию об эксперте — полное имя, город, юридический статус, сроки аккредитации, контактные данные и так далее.

Установление размера выплат — основная формула


Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации.

Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР + СМ + СД .
  • РК — это общий размер компенсации .
  • СР — это стоимость ремонта .
  • СМ — это стоимость материалов .
  • СД — это стоимость деталей , которые подлежат замене.
  • При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10% .
  • При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии .
  • Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов , указанных в приложении №3.
  • Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП . Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
  • Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ . Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД.

    Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут.

    И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.

  • Если общий размер компенсации превышает стоимость нового автомобиля той же марки и модели, то страховая компания выдаст деньги не на ремонт, а на покупку нового автомобиля . Зачастую этот подход используется, когда повреждений так много, что гораздо дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.


Давайте попробуем самостоятельно подсчитать размер ущерба:

  • Пусть у нас имеется автомобиль CHERY TIGGO (T11). Предположим, что машина была выпущена в 2012 году. Ее пробег составил 70 тысяч километров.
  • В марте 2016 года произошла авария.
  • Давайте подсчитаем сперва степень износа . Для этого можно воспользоваться специальной сложной формулой; также можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором. Вне зависимости от метода расчета мы получим степень износа, которая составляет 0,35 (или 35%).
  • Напомним, что размер компенсации считается по следующей формуле : размер компенсации (РК) = стоимость материалов (СМ) + стоимость ремонта (СР) + стоимость деталей (СД).
  • Рассчитаем сперва параметр СД (стоимость деталей ). Пусть нам следует купить бампер, правую фару и крепление для правой фары. Для этого зайдем на несколько сайтов и узнаем, сколько будет стоить одни и те же детали на разных сайтов (мы посетим 3 сайта). После этого следует расчитать среднее арифметическое (это и будет среднерыночная стоимость). Пусть бампер будет стоить на разных сайтах 3.600, 3.400 и 3.200 рублей — тогда среднее арифметическое будет 3.400 рублей. По такой же самой схеме рассчитаем стоимость фары и крепления для фары — пусть их среднерыночая цена будет составлять 3000 рублей и 800 рублей соответственно. Теперь сложим эти три цифры — получим 7.200 рублей. Теперь рассчитаем стоимость деталей с учетом износа: (1 — 0,35) * 7.200 = 4.680 рублей.
  • Рассчитаем теперь параметр СР (стоимость ремонта ). Пусть нам нужно лишь отремонтировать колесную арку и провести колесную балансировку. Пусть среднерыночная цена нормо-часа в 1 и 2 случае составляет по 1.000 рублей. Теперь откроем приложение №3 — там указано, что норматив составляет 3,0 и 0,1 в первом и втором случае соответстенно. Рассчитаем СР: СР = 3,0 * 1.000 + 0,1 * 1.000 = 3.100 рублей.
  • Теперь рассчитаем параметр СМ (стоимость материалов ). Пусть нам следует покрасить новый бампер и крепление для бампера. Предположим, что среднерыночная цена нормо-часа составляет 1.200 и 500 рублей соответственно. Откроем приложение — там указано, что норматив составляет 1,0 и 0,4 соответственно. Рассчитаем СМ: СМ = 1,0 * 1.200 + 0,4 * 500 = 1.200 + 200 = 1.400 рублей.
  • Теперь у нас есть все данные. Рассчитаем теперь размер страховой выплаты : РК = СМ + СР + СД = 1.400 + 3.100 + 4.680 = 9.180 рублей.

Видео по теме

Заключение

Теперь вы знаете о том, что из себя представляет ЕМРУ. Подведем итоги. Во-первых, ЕМРУ является основным методом, с помощью которого можно точно установить размер страховой компенсации при ДТП . Во-вторых, ЕМРУ представляет собой документ, который состоит из 7 глав и 10 приложений, где содержится вся основная информация о методике .

Стоимости запчастей на автомобиль по страховым полисам ОСАГО производится исходя из справочников средних цен, которые составляются Российской Страховой Ассоциацией. В эти справочники включены расценки на запчасти, средние цены на расходные материалы, нормочасы работ и их средние стоимости. Что такое РСА, как работать с данным органом и какие могут быть «подводные камни», рассмотрим в статье.

Что такое Российская Страховая Ассоциация?

Российская Страховая Ассоциация является некоммерческой организацией, с официальным статусом профессионального объединения страховых компаний, закрепленным в Федеральном законе №40 . Эта компания осуществляет контроль над рынком услуг обязательного страхования автотранспорта.

В ее задачи входит пресечение нарушений со стороны страховых компаний и слежка за профессионализмом их работы.

Справка! РСА регулирует некоторые спорные вопросы между страхователем и страховщиком в досудебном порядке, например, восстановление коэффициента за безаварийную езду.

Как работать с сервисом на сайте РСА?

Как обманывают страховые компании?

Страховые компании с большой неохотой расстаются с деньгами и часто занижают страховые выплаты (о том, как рассчитать положенные страховые выплаты, подробно рассказано ). Существует несколько основных методов занижения страховых компенсаций:

  1. При расчете стоимости запчастей учитываются аналоги, а не оригинальные запчасти . Чтобы обойти эту уловку страховщиков, требуется точно сверять номера из акта по компенсации с каталожными номерами запчастей пострадавшего автомобиля.
  2. Учитывается не полный перечень повреждений . Штатные оценщики страховых компаний часто записывают в акт только видимые повреждения автомобиля. Также они списывают на естественные износ сколы краски и небольшие деформации в районе основного повреждения. Такие действия являются незаконными. Единственным полноценным вариантом избежать такого обмана, является привлечение независимого эксперта.
  3. Завышение расчетного износа транспортного средства . По закону, износ считается с даты постановки автомобиля на учет в ГИБДД, но страховые компании, не редко, считают с 1-го января, причем года выпуска автомобиля.

    Так, например, машина куплена и поставлена на учет 20 июля 2017 года, а изготовлена в 2016 году, страховщик может рассчитать износ с 1-го января 2016 года, что будет незаконным, на что нужно прямо указать. Обычно такие правки в расчет вносятся в досудебном порядке.

  4. Занижение нормочасов . Некоторые страховые компании применяют коэффициент износа не только к запчастям, но и к нормочасам работы. Это является незаконным, на что следует указывать при согласовании акта размера компенсации.
  5. Отсутствие выплаты за утрату товарной стоимости транспортного средства (что такое и как ее подсчитать?). Ни одна страховая компания самостоятельно не включает этот пункт в акт расчета компенсации. И если на «возрастные» автомобили этот параметр практически не оказывает влияние, то на новые машины, до года, размер такой компенсации может составлять до 10% от цены нового автомобиля. Единственным способом включить этот пункт в расчет – независимая оценка.

В целом, несмотря на попытки РСА урегулировать вопросы расчета стоимости запчастей и размера страховой компенсации, имеющиеся инструменты автоматизации расчетов еще не совершены и могут использоваться только как ориентиры. Исключение составляют совсем незначительные повреждения, которые не требуют профессиональных знаний и навыков для оценки реального ущерба.

Многолетний опыт работы во всех областях юриспруденции и экономики

Новое на сайте

>

Самое популярное