Возмещение выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004г. №850-ПП возмещение выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате ЖКУ осуществляется Государственным казенным учреждением города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» (далее – ГКУ «ГЦЖС») в установленном Правительством Москвы порядке.
Порядок возмещения организациям выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате ЖКУ утвержден постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002г. №411-ПП.
Компенсационные выплаты за счет средств федерального и городского бюджетов производятся ГКУ «ГЦЖС» в адрес организации на основании договора о взаимодействии Городского центра жилищных субсидий и организации, получающей компенсацию, (далее – Договор) в соответствии с представленными организацией отчетами о выпадающих доходах.
На основании Договора с ГКУ «ГЦЖС», организация представляет в районный отдел ГКУ «ГЦЖС» (далее – РОЦЖС) отчеты о выпадающих доходах :
Для получения ежемесячных компенсаций – ежемесячно, до 5-го числа месяца (включительно), следующего за отчетным месяцем;
Для получения ежеквартальных компенсаций - ежеквартально, до 5-го числа месяца (включительно), следующего за отчетным кварталом. При этом за каждый месяц отчетного квартала составляется отдельный отчет.
Если последний день приема отчетов совпадает с нерабочим днем , то прием отчетов продлевается на один рабочий день.
Если в течение отчетного периода изменилась сумма, подлежащая компенсации за предшествующий отчетному период, то организация представляет в РОЦЖС корректировку ранее сданных отчетов о выпадающих доходах .
Отчеты и корректировки отчетов представляются организацией в электронном виде и сопровождаются итоговой ведомостью , содержащей итоговые суммы по каждой льготной категории.
Итоговая ведомость должна быть заверена печатью и подписью руководителя организации (или бухгалтера – при наличии доверенности).
ВНИМАНИЕ !!! Порядком возмещения выпадающих доходов установлено, что компенсационные выплаты организациям производятся ГКУ «ГЦЖС» за период, не превышающий 6 месяцев.
Для заключения Договора о возмещении льгот по жилищно-коммунальным услугам (кроме капитального ремонта)
Организация должна предоставить РОЦЖС по месту расположения многоквартирных домов (далее - МКД) следующие документы:
1. письмо на имя начальника ГКУ «ГЦЖС» с описью прилагаемых документов и адресами МКД;
- копию лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
3. при управлении многоквартирным домом ТСЖ (ТСН), ЖСК или иным специализированным кооперативом – протокол, содержащий сведения о выборе способа управления;
4. копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) с датой выдачи, не позднее 1 месяца от даты предоставления выписки в РОЦЖС;
5. два экземпляра Договора, оформленного со стороны Организации (вместе с приложением №1 «Список домов, принятых в управление» и приложением №2 «Сведения об организациях- участниках расчетов за жилищно-коммунальные услуги»);
6. копии договоров с приложениями, заключенных между Организацией и ресурсоснабжающими организациями - поставщиками коммунальных услуг (элекроснабжение, газ, холодное водоснабжение, отопление и горячее водоснабжение).
Если Организация претендует на получение в свой адрес возмещения выпадающих доходов по коммунальным услугам, то представленные копии договоров (или дополнительных соглашений к этим договорам) должны содержать положение о том, что Организация самостоятельно регулирует вопросы, связанные с начислением и получением выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по услугам элекроснабжения, газа, отопления или горячего водоснабжения;
7. доверенность на подписание отчетов о выпадающих доходах от предоставления льгот гражданам, оформленную на бухгалтера Организации или иное уполномоченное лицо (в случае, если отчеты подписывает не руководитель Организации).
При наличии заключенного Договора
, в случае изменения перечня МКД (принятия в управление МКД по новым адресам), Организация должна предоставить в РОЦЖС по месту нахождения многоквартирных домов:
1. письмо на имя начальника ГКУ «ГЦЖС» с описью прилагаемых документов и адресами МКД;
2. для Организации, которая осуществляет управление МКД на основании договора управления МКД:
- копию лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в случае если ранее она не была представлена в ГКУ «ГЦЖС»;
- копию договора управления МКД (по каждому адресу);
- копию протокола решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации (по каждому адресу) или копию протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации (по каждому адресу);
- для МКД новостройки - копию акта ввода МКД в эксплуатацию;
3. два экземпляра приложения №1 «Список домов, принятых в управление» и приложения №2 «Сведения об организациях - участниках расчетов за жилищно-коммунальные услуги»;
4. копии договоров с приложениями, заключенных между Организацией и ресурсоснабжающими организациями - поставщиками коммунальных услуг (элекроснабжение, газ, холодное водоснабжение, отопление и горячее водоснабжение).
Если Организация претендует на получение в свой адрес возмещения выпадающих доходов по коммунальным услугам, то представленные копии договоров (или дополнительных соглашений к этим договорам) должны содержать положение о том, что Организация самостоятельно регулирует вопросы, связанные с начислением и получением выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по услугам элекроснабжения, газа, отопления или горячего водоснабжения.
Отсутствие у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД свидетельствует о прекращении управления МКД.
В случае, если в уже обслуживаемом организацией доме(домах) меняется организация-получатель компенсации по какой-либо услуге , то организации необходимо представить в РОЦЖС:
1. письмо на имя начальника ГКУ "ГЦЖС" о внесении изменений в приложение 2 к Договору;
2. приложения №2 к Договору с учетом изменений;
3. копию документа, подтверждающего смену организации-получателя компенсаций.
Для заключения Договора о возмещении льгот по капитальному ремонту
Организация должна предоставить РОЦЖС по месту расположения МКД следующие документы:
1. письмо на имя начальника ГКУ «ГЦЖС» с описью прилагаемых документов;
2. два экземпляра договора, оформленного со стороны Организации;
3. копия письма Мосжилинспекции о внесении МКД в Реестр специальных счетов;
4. копия справки уполномоченного банка об открытии специального счета;
5. копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) с датой выдачи, не позднее 1 месяца от даты предоставления выписки в РОЦЖС - для Организаций, впервые обратившихся в РОЦЖС (если договор на возмещение льгот по ЖКУ не заключался);
6. доверенность на подписание отчетов о выпадающих доходах от предоставления льгот гражданам, оформленную на бухгалтера Организации или иное уполномоченное лицо (в случае, если отчеты подписывает не руководитель Организации) - для Организаций, впервые обратившихся в РОЦЖС.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО для Организации
, которая осуществляет управление МКД на основании договора управления МКД и обращается в РОЦЖС впервые
:
1. копия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
2. копия договора управления;
3. копия протокола решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или копия протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации;
4. копия акта ввода дома в эксплуатацию - для домов - новостроек.
При заключении Договора организации передаются : структура отчетов, корректировок отчетов, форма итоговой ведомости, справочная информация, необходимая для подготовки отчетов о выпадающих доходах.
Представленные Организацией копии документов должны быть обязательно заверены печатью и подписью руководителя Организации или иного лица имеющего полномочия (прилагается доверенность), с указанием даты заверения.
Согласно ст. 186 Гражданского кодекса РФ, если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.
Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
Для принятия решения ГКУ «ГЦЖС» оставляет за собой право запросить у Организации иные документы.
Бланк Договора для оформления можно получить в РОЦЖС или распечатать на сайте ГКУ «ГЦЖС» ().
Хотелось бы уточнить дату отражения выпадающего дохода в БУ и НУ, относительно сферы ЖКХ (потому как в примерах вы приводите услугу по пассажирским перевозкам, где сложно определить период оказания услуги), а в ЖКХ - по принципу рациональности - расчетный период - месяц и доход отражается последним днем каждого месяца. Когда будут получены эти средства с бюджета неизвестно, так как еще нет и договора с ГЦЖС на предоставление субсидий, а собственникам МКД уже услуги оказываются с учетом льгот; 2) Тариф на тех. обслуживание в УК - коммерческий (по договору с собственниками МКД), бюджет возместит по регулируемому городскому тарифу, принятому законодательно (он намного меньше). В этом случае УК отражает в части выпадающего дохода свой коммерческий тариф или городской? 3) По НДС не очень поняла: 1. Если субсидия получена в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, то НДС она не облагается (п. 2 ст. 154 НК РФ). 2. А вот если средства получены в качестве оплаты реализуемых товаров, работ или услуг, то такие средства нужно облагать НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). В нашем случае, по сути операции, бюджет частично (только в пределах городского тарифа) оплачивает услуги, реализуемые потребителям льгот. Так облагать или не облагать НДС выпадающий доход и с какого тарифа (коммерческого или городского)?
1. В бухгалтерском и налоговом учете доход отразите на дату фактического получения денежных средств из бюджета (п. 12 ПБУ 9/99 , , подп. 2 п. 4 ст. 271 , п. 2 ст. 273 НК РФ).
2. Городской (ведь УК исчисляет выручку именно по государственно регулируемой цене и у потребителей услуг не возникает дебиторской задолженности сверх регулируемого тарифа).
3. Нет, не облагать. Облагайте НДС выручку только в пределах городского тарифа. А сумму полученной компенсации НДС не облагайте. Компенсация убытков, полученная из бюджета в связи с применением организацией государственных регулируемых цен, не облагается НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ ).
Обоснование
Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)
Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию на возмещение выпадающих (недополученных) доходов
В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.
Налог на прибыль
У организации, которая получила субсидию на возмещение потерь в доходах, возникает экономическая выгода . Поэтому указанные средства включите в состав доходов от реализации на дату зачисления средств ( , подп. 2 п. 4 ст. 271 , п. 2 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 10 февраля 2015 г. № 03-03-06/4/5600 , ФНС России от 3 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20368).
НДС
А нужно ли платить НДС с полученной субсидии? Ответ на этот вопрос зависит от того, на какие цели выделены средства. Если субсидия получена в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, то НДС она не облагается (п. 2 ст. 154 НК РФ). А вот если средства получены в качестве оплаты реализуемых товаров, работ или услуг, то такие средства нужно облагать НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 8 февраля 2013 г. № 03-07-11/3144 , от 22 марта 2011 г. № 03-07-11/65 , от 9 июня 2011 г. № 03-03-06/1/337 .*
Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете поступления субсидии на возмещение недополученных доходов
ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке пассажиров. В I квартале «Альфа» оказывала услуги по перевозке в том числе льготной категории граждан. Недополученный доход составил 100 000 руб.
В апреле «Альфа» направляла в органы власти требование возместить недополученную за I квартал плату за проезд в сумме 100 000 руб.
Субсидия из бюджета в размере 100 000 руб. поступила во II квартале.
Бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки на момент поступления денежных средств:
Дебет 51 Кредит 76
– 100 000 руб. – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;
Дебет 76 Кредит 90-1
– 100 000 руб. – отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.
В налоговом учете данные средства бухгалтер включил в состав доходов. Сделал он это на дату зачисления средств.
Cтраница 1
Выпадающие доходы Звып, закладываемые в расчет условно-постоянных затрат ЭСО 3 0л, на период регулирования, отражают частный случай недостатка финансовых средств АО-энерго, возникшего по независящим от него причинам в предшествующий период регулирования. Следует учесть обратную ситуацию, характеризующуюся избытком финансовых средств АО-энерго. Поэтому Звып предлагается заменить величиной небаланса Знеб, которая может быть положительной, нулевой или отрицательной.
Весьма высокая по сравнению с принятыми в странах Запада, она была продиктована необходимостью компенсировать выпадающие доходы бюджета вследствие отмены налога с оборота.
Бюджетные компенсации - суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.
В целях недопущения утраты платежеспособности организаций жилищно-коммунального хозяйства при реализации Закона Российской Федерации Об основах федеральной жилищной политики, когда их хозяйственная деятельность не обеспечивает покрытие расходов на произведенные услуги, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления следует предусматривать механизм покрытия выпадающих доходов этих организаций.
В мировой практике в случаях, когда органами власти вышестоящего территориального уровня принимаются решения, в частности, по перераспределению полномочий между органами власти разных уровней, и другие, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов территориальных бюджетов, одновременно определяются источники покрытия дополнительных расходов и выпадающих доходов соответствующим бюджетам. Так, во Франции в связи с реформой децентрализации некоторых государственных полномочий в 1982 - 1983 гг. была определена компенсация местным бюджетам в связи с увеличением их расходов. Она была осуществлена путем использования следующих форм: предоставления дотаций, которые ежегодно индексировались; передачи местным бюджетам некоторых налогов и сборов; предоставления государственных налоговых льгот, затрагивающих интересы местных бюджетов.
Выпадающие доходы бюджета по налогу на добычу полезных ископаемых при применении коэффициента 0 7 на выработанность пластов составят 2 6 млрд. руб., которые будут компенсированы продолжением эксплуатации нерентабельных скважин.
Указанные целевые отчисления не включаются в состав экономически обоснованных тарифов и вносятся потребителями одновременно с оплатой электрической энергии продавцам на розничных рынках или АТС на оптовом рынке. Таким образом, производится компенсация выпадающих доходов продавцов электроэнергии.
В целом перевозки пассажиров являются убыточными. Возможности местных бюджетов не позволяют компенсировать выпадающие доходы транспортных предприятий.
При дифференциации налога с вводом коэффициента, учитывающего выработан-ность пластов, рентабельная разработка месторождения будет продолжена, что обеспечит более полное нефтеизвлечение из пластов и достижение проектной нефтеотдачи. Дополнительная добыча нефти по сравнению с первым вариантом составит за 2002 - 2010 гг. 25 8 млн.т. Выпадающие доходы бюджета по этому месторождению, наблюдающиеся в течение 3 - х лет (без учета остановки нерентабельного фонда скважин), компенсируются в последующие годы.
Отобранные для проведения эксперимента объекты представляли собой типичные городские населенные пункты, если рассматривать всю совокупность на территории РСФСР. Относительная компактность указанных городов позволяла в физическом и организационном отношениях провести необходимые количественные наблюдения, взять под непосредственный контроль водопотребление практически всех абонентов и получить репрезентативные, чистые результаты эксперимента, что в условиях крупных городов сделать практически невозможно. В крупных городах размер выпадающего дохода вследствие сокращения объема реализации воды (из-за уменьшения утечек) будет весьма высок и существенно отразится на результатах финансовой деятельности области в целом.
В качестве составляющей условно-постоянных затрат ЭСО на период регулирования рассматривается сумма общехозяйственных условно-постоянных затрат, выпадающих доходов, затрат на покупку электрической мощности. Она распределяется по диапазонам напряжений так, что каждая из составляющих участвует в формировании: а) первой ставки тарифа на электрическую мощность ЭСО, оплату по которой производят потребители всех диапазонов напряжений - ВН, СН, НН; б) второй ставки тарифа - дополнительной для потребителей, получающих электроэнергию из сетей СН и НН; в) третьей ставки тарифа - дополнительной для потребителей, получающих электроэнергию из сети НН. Но предлагаемый методикой подход справедлив лишь для общехозяйственных затрат ЭСО. Затраты на покупку электрической мощности (аналог затрат, связанных с эксплуатацией оборудования электростанций АО-энерго, приходящихся на электроэнергию) и выпадающие доходы ЭСО должны участвовать в формировании только первой ставки тарифа на электрическую мощность, поскольку относятся к потребителям региона всех диапазонов напряжений.
В результате государство вообще не получает доходов в бюджет. Россия, как ни одна другая страна, богата полезными ископаемыми. Одна эти богатства добыть, надо создать для инвестора условия, чтобы он был согласен на протяжении десятков лет вкладывать собственные, частные средства - сотни миллиардов долларов в разработку российских недр. Только в этом случае государство получает от реализации проектов, осуществляемых на деньги частных инвесторов, дополнительные, внеплановые доходы в бюджет. Поэтому, когда речь идет о договорах между государством и инвестором, нет и не может быть так называемых выпадающих доходов из бюджета, о которых часто любят говорить представители фискальных органов.
Страницы: 1
Термином «выпадающие доходы» достаточно активно пользуются специалисты финансово-бюджетной сферы, однако его нормативного определения не существует. Несмотря на это, данное понятие широко применяется в нормативных правовых актах.
В финансово-бюджетной сфере активно используется термин «выпадающие доходы». В статье мы рассмотрим вопрос о том, что под выпадающими доходами понимается в сфере ЖКХ, а также как УК осуществляется их налогообложение. Помимо общего описания мы приведем в тексте конкретные рекомендации бухгалтерским работникам по выстраиванию учетной политики.
При широком использовании понятия «выпадающие доходы» в нормативных правовых актах четкого определения для него не предусмотрено. В жилищно-коммунальном хозяйстве здесь подразумеваются доходы, которые получаются в качестве льгот по оплате ЖКУ. Это компенсационные льготы, которые предоставляют бюджеты на разных уровнях.
Чтобы понять сущность выпадающих доходов, нужно разобраться с особенностями отношений сторон, между которыми возникают такие обязательства. Здесь потребуется погрузиться в отношения органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне с организациями, предоставляющими услуги гражданам-льготникам. В части выпадающих доходов они регулируются пунктом 1 статьи 125 ГК РФ.
Из-за особого правового статуса льготы облагаются налогами по отдельным правилам. Опишем порядок налогообложения, который НК РФ предусматривается для выпадающих доходов в сфере ЖКХ. Обращаем внимание на то, что он во многом определяется следующими моментами:
- уровень той бюджетной системы, которая предоставляет льготу;
- организационно-правовая форма предприятия, предоставляющего льготы.
Налогообложение доходов регулируется главой 25 НК РФ. Напомним, что в плане взыскания налогов доходом считается экономическая выгода, полученная в денежном или натуральном виде и учитываемая в случае возможности оценить ее.
В пункте 1 статьи 248 НК РФ доходами называются:
- доходы от продажи товаров, услуг и имущественных прав (далее по тексту - доходы от реализации);
- внереализационные доходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 249 НК РФ доходами от реализации считается выручка от продажи того, что было произведено собственными силами или приобретено ранее у других участников рынка. Если в статье 249 доходы не указаны, то они считаются внереализационными. Их подробно описывает статья 250 НК РФ.
Статья поможет сформировать основные показатели активов и пассивов бухгалтерского баланса в УО и составить отчет о финансовых результатах.
В статье 251 НК РФ перечисляются доходы, которые не принимаются в расчет при налогообложении прибыли.
Особенностью выпадающих доходов является то, что у них имеется целевой характер. Статья 251 НК РФ исчерпывающе описывает средства, которые признаются целевым финансированием и не принимаются в расчет при обложении налогом прибыли.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ целевое финансирование не нужно учитывать при налогообложении прибыли. Участвующие в таких процессах налогоплательщики обязуются раздельно вести учет доходов и расходов, связанных с целевым выделением средств. Если организация такой учет не ведет, то целевые поступления считаются подлежащими обложению налогом.
В налогообложении целевыми могут признаваться средства, полученные как из бюджета, так и от организаций (граждан). По статье 251 НК (подпункт 14 пункта 1) целевым финансированием считается имущество, которое плательщик налогов получает и использует по назначению, указанному федеральным законодательством или источником средств. Это имущество может получаться в следующих видах:
- бюджетные деньги, выделяемые на выполнение капремонта в качестве долевого финансирования;
- многоквартирные дома по ФЗ-185 от 21 июля 2007 года, которые передаются УК, ТСЖ, ЖСК и другим специализированным организациям, выбранным собственниками квартир;
- общедомовое имущество в многоэтажках, передаваемое УК, ТСЖ, ЖСК и прочим организациям, обслуживающим дома в соответствии с ЖК РФ. В случае непосредственного управления МКД получателями становятся специализированные УО, которых собственники нанимают для выполнения работ по содержанию и ремонту общедомового имущества;
- средства владельцев квартир в МКД, поступающие УК и ТСЖ на выполнение капремонта общедомового имущества. Получателями здесь также могут быть специализированные НКО, которые работают по ЖК РФ и занимаются выполнением капитальных ремонтов.
В пункте 2 статьи 251 НК РФ целевые поступления не относятся к базе для расчета налога на прибыль (исключительным случаем тут является только получение подакцизных товаров). К этим поступлениям относятся бюджетные деньги и средства на содержание НКО, безвозмездно поступающие от прочих организаций и граждан. Они должны быть израсходованы по назначению, которое заранее указывается получателю.
Целевые средства на содержание НКО и ведение ими предусмотренной уставом деятельности, включают в себя:
- произведенные по законам РФ об НКО взносы учредителей, членов или участников общества;
- пожертвования, если они признаются таковыми гражданским законодательством РФ;
- доходы в качестве полученных в безвозмездном порядке услуг или работ, выполнение которых происходит с оформлением договоров;
- отчисления на создание резерва на ремонт (текущий или капитальный) общего имущества, которые по статье 324 НК РФ могут осуществляться в ТСЖ, ЖСК, гаражных, садово-огородных, строительных и прочих кооперативах их участниками.
Мы привели все эти нормы для того, чтобы показать отсутствие выпадающих доходов организаций из сферы жилищно-коммунального хозяйства в перечне доходов, не облагаемых налогами. Это значит, что выпадающие доходы в ЖКХ подлежат налогообложению по общим правилам. В связи с этим появляется вопрос - к какой категории нужно относить выпадающие доходы:
- выручка;
- внереализационные доходы.
Тут нет однозначного ответа. В дискуссиях обычно перевешивает мнение о том, что выпадающие доходы надо учитывать как выручку. Объясняется это принадлежностью выпадающих доходов к недополученной выручке от оказанных ЖКУ гражданам-льготникам. Мы считаем, что плательщик налогов сам может выбрать подходящий ему вариант учета этих поступлений для его последующего закрепления в учетной политике.
Деньги, которые налогоплательщики получают в качестве бюджетных субсидий для возмещения понесенных затрат, связанных с использованием регулируемых государством расценок на ЖКУ, не вносятся в налоговую базу по НДС. Это следует из пункта 2 статьи 154 НК РФ. В ней говорится о том, что в случае продажи товаров (услуг) с использованием государственных расценок и субсидий, а также льгот для отдельных категорий потребителей, налоговая база рассчитывается по фактической цене проданных товаров (услуг). Субсидии и льготы при расчете НДС учитывать не нужно.
Получается, что выпадающие доходы учитываются в налогообложении следующим образом:
- начисление налога на прибыль - по общим правилам;
- начисление НДС - на основе специальной нормы НК РФ.
Отдельно отметим, что в данном случае плательщик налогов не получает оснований для того, чтобы раздельно вести учет НДС. Такая обязанность сохраняется только за теми, кто осуществляет операции, как подпадающие, так и не подпадающие под этот налог. Выпадающие доходы нельзя причислить ни к одной из указанных категорий. Это бюджетные субсидии, выделяемые из-за применения регулируемых государством расценок, и для них раздельно вести учет НДС не нужно.
Установление тарифа в сфере энергетики - детально урегулированный законодательством процесс. В установленном порядке осуществляется сбор информации, расчеты, а затем производится утверждение тарифа. Процесс является ежегодным.Энергоснабжающие организации - коммерческие компании, цель которых получение прибыли от своей деятельности. Кроме того, энергохозяйство требует постоянного его поддержания в состоянии, позволяющем функционировать круглосуточно, а иногда - и в аварийном режиме. Следовательно, это затратный процесс.
С другой стороны, есть потребители энергоресурсов, и немалая их доля - граждане, интересы которых обязано соблюдать государство, в связи с чем все расчеты тарифов должны быть соотнесены, в том числе, с возможностью населения оплачивать потребляемую энергию.
В указанной ситуации у энергоснабжающих компаний возникают так называемые выпадающие доходы: не полученные энергосберегающими компаниями, но соотносимые с рыночными реалиями доходы, которые могут быть финансовыми потерями для таких компаний.
Фабула дела
Теплоснабжающая компания, в отношении которой было возбуждено дело о банкротстве, подала в суд иск о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей. Суд вынес решение об отказе в иске, судом второй инстанции указанное решение было оставлено в силе.
В рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции истцу было отказано в проведении экспертизы с целью определения экономически обоснованного тарифа, суд квалифицировал требования истца как требование о компенсации убытков, полагая, что убытки вытекают из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф и который не был признан недействительным. Следовательно, убытки взысканию не подлежат.
Суды первой и второй инстанций при вынесении судебных актов руководствовались и тем, что в силу действующего законодательства межтарифной является разница между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом, тогда как компании установлен один тариф (льготный тариф теплоснабжающей организации не был определен). Определенный тариф был квалифицирован как экономически обоснованный. При отсутствии льготного тарифа выпадающие доходы у компании отсутствуют.
Истец обратился в арбитражный суд третьей, кассационной инстанции. Доводами жалобы были: отказ суда в проведении экспертизы по делу и неверная квалификация требований истца.
Факты, на которые ссылалась теплоснабжающая организация относительно квалификации требований в качестве убытков: тариф определен нормативным правовым актом в установленном порядке; нормативно-правовым актом определен размер выпадающих доходов истца и сроки их выплат - следовательно, подтверждена экономическая необоснованность тарифа; компания находится в стадии банкротства, лишена статуса единой теплоснабжающей организации, в связи с чем иначе как в судебном порядке получить выпадающий доход не может. Компания настаивала и на том, что в ее деятельности были выпадающие доходы и при отсутствии утвержденного льготного тарифа.
Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебный акт: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2018 г. по делу № А03-21157/2016.
Позиция суда
1. Суд при вынесении постановления исследовал правовую природу убытков из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф (что являлось основной позицией по делу двух нижестоящих инстанций), а также вопрос о взыскании убытков в случае, если указанный нормативно-правовой акт не признан недействительным. Суд пришел к выводу, что квалификация в качестве убытков межтарифной разницы неприемлема ;
2. Судом констатированы: факт законности нормативно-правового акта, утвердившего один тариф; факт подтверждения отсутствия экономической обоснованности тарифа и необоснованность вывода судов нижестоящих инстанций о невозможности взыскания межтарифной разницы в условиях одного утвержденного тарифа;
3. Передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд кассационной инстанции счел необходимым указать на следующее:
4. Определение экономически обоснованного тарифа экспертным путем допускается, в том числе об этом ранее указывал Верховный суд;
a. При рассмотрении дела необходимо провести анализ действий государственного органа при установлении тарифа тем путем, которым он был установлен в рассматриваемой ситуации;
b. Вновь оценить правомерность действий лиц, участвующих в деле, в вопросе отнесения выпадающих расходов на 2018 год;
c. Суд отметил необходимость проведения правового анализа прекращения деятельности компании как единой теплоснабжающей организации в качестве обычного предпринимательского риска;
d. Суд констатировал, что обязанность по защите размера тарифа и подтверждение его экономической обоснованности лежит на ресурсоснабжающей организации, а законно определенные меры последующего тарифного регулирования предполагают компенсацию выпадающих доходов не органом, утвердившим тариф, а за счет потребителей ресурса.
Комментарии
1. Защита размера тарифа должна осуществлять на основе реальных экономических фактов и расчетов, закона и соблюдения порядка утверждения тарифа ;