Домой Альфа Банк Страны с традиционной системой хозяйствования. Командная экономика - это что такое? Преимущества, особенности и проблемы командной экономики

Страны с традиционной системой хозяйствования. Командная экономика - это что такое? Преимущества, особенности и проблемы командной экономики

Прочитаем информацию .

Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

В учебном пособии «Обществознание. Полный справочник» под редакцией П.А.Баранова дается такое определение:

«Экономическая система - установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта».

На сегодняшний день экономисты выделяют 4 типа экономических систем, используя такие основные критерии как — форма собственности на основные факторы производства и распределение ресурсов:

1. Традиционная экономическая система

  • земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общине, племени или в общем пользовании,
  • ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

2. Командная (централизованная или административная) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства,
  • ресурсы распределяет тоже государство.

3. Рыночная (капиталистическая) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.

4. Смешанная экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются государством и рынком. См. примечание ниже...

Типы экономических систем

Основные характерные черты

Традиционная

1.коллективная собственность (земля и капитал - основные факторы производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании)

2. главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей (не на продажу), т.е. преобладает (фермерство, подсобное хозяйство и др.)

3. экономический порядок - экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями

4.принцип распределения ресурсов и материальных благ - добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям.

5.развитие экономики - использование экстенсивной технологий в производстве, при которых используются простейшие орудия труда и ручной труд.

Командная (централизованная)

1.государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

2.главный мотив к производству - выполнение плана.

3.власть производителя.

4.принцип коллективизма в общественных отношениях.

5.централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

6.уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

7.экономический порядок - введение жестких административных и уголовно-правовых мер.

8.строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата.

Рыночная (капиталистическая)

1.различные виды собственности (включая частную собственность).

2.главный мотив к производству - получение прибыли.

3.власть потребителя.

4.принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5.свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6.предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7.личный интерес - главный мотив экономического поведения.

8.цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции.

Смешанная

1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов.

2.участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

4.экономический порядок - главные экономические вопросы решаются рынками.

5.рыночный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

6.главный мотив к производству - личный интерес и получение прибыли.

7.достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

8.восприимчивость к НТП (научно-техническом прогрессу).

Рассмотрим примеры .

Тип экономической системы

Традиционная (патриархальная)

В прошлом была характерна для первобытного общества.

В настоящее время черты традиционной экономики преобладают в отсталых странах Южной Америки, Азии и Африки и .
Америка : Аргентина, Барбадос, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминика (обе), Колумбия, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и др.

Азия : Азербайджан, Армения, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Киргизия, Лаос, Монголия, Сирия, Саудовская Аравия, Филиппины и др.
Почти все страны т. н. (Ангола, Зимбабве, Камерун, Либерия, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сомали, Судан, Центральноафриканская Республика, Чад, Республика Конго, Эфиопия и др.).

Википедия. Список стран по номинальному (абсолютному) значению валового внутреннего продукта в долларовом выражении, посчитанном с помощью рыночного либо установленного властями обменного курса.

Википедия. Экономическая система

Типы и модели экономических систем.

Википедия. Список государств и зависимых территорий Океании

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8

Экономические системы современных государств, а также те, что выстраивались в разных странах исторически, представлены в трех основных моделях - традиционной, командной, а также рыночной. Каждая из отмеченных систем хозяйственного управления характеризуется специфическими признаками. Рассмотрим особенности традиционной экономики как исторически наиболее ранней. Каковы ее наиболее примечательные характеристики?

Сущность экономической системы

Что такое экономическая система? Есть довольно много подходов к определению данного понятия. По одной из версий, под экономической системой следует понимать совокупность законов, норм, традиций, ценностей и институтов, посредством которых социум решает задачи, связанные с хозяйственным управлением, а также отвечает на вопросы о том, что производить, каким образом и для кого.

Касательно классификации - есть традиционная экономическая система, командная и рыночная. Изучим специфику каждой из них подробнее.

Особенности традиционной системы

Традиционная экономическая система характерна, если говорить о современном периоде, для слаборазвитых в хозяйственном плане государств. Она базируется на консервативных нормах и установках, касающихся способов управления хозяйством, понимания законов спроса и предложения и взаимодействия субъектов экономических активностей. Если говорить об истории развития человечества, традиционная экономическая система была характерна для раннефеодальных периодов, когда основу хозяйственных систем государств и социумов составляли ремесленнические производства, сельское хозяйство, элементарные формы торговли.

Не считая консервативных установок на уровне правил и норм, в ней наблюдается довольно медленное внедрение новых технологий. Первый фактор - сильная роль традиций - предопределяет нежелание граждан осваивать новые производства, модернизировать хозяйственный уклад социума. Второй - медленное внедрение новых технологий - становится причиной того, что даже при желании людей привносить что-то новое в экономику фактических возможностей для этого немного.

Социальное неравенство в традиционных системах

Традиционная экономическая система характеризуется авторитарным, главным образом, принципом распределения общественных благ. Основные ресурсы получает некая элита. Если говорить о племенных отношениях - вождь или группа таковых. Уровень жизни большинства субъектов социума при этом невысокий, так как экономические ресурсы концентрируются в руках правящей верхушки. Вместе с тем практического значения это может не иметь, так как консервативные установки на уровне идеологии могут предопределять отсутствие заинтересованности людей в каких-либо излишествах, социальной защите, предпринимательстве. Поэтому традиционный тип экономической системы в ряде случаев характеризуется весьма высокой устойчивостью. Есть не так много факторов, под влиянием которых в хозяйствах подобного типа могут происходить изменения. Механизмы революционных изменений изнутри, как правило, не формируются в силу консервативной идеологии.

Вероятность появления внешних субъектов, заинтересованных в том, чтобы в том или ином государстве с традиционной экономикой произошла трансформация хозяйственной модели, невелика. Во-первых, крупные игроки на международной бизнес-арене не всегда желают появления конкурентов. Во-вторых, им может быть выгоднее взаимодействовать именно с традиционной экономикой - как правило, размещение производств там, пусть и несложных технологически, чаще всего намного дешевле, чем в развитых странах.

Социальные характеристики традиционной экономики

Важнейший аспект, который полезно рассмотреть при изучении такого явления, как традиционная экономическая система, - характеристика данной модели в социальном контексте. Первое, о чем стоит сказать - в основе хозяйствования лежит общинный труд. Выпуск товаров осуществляется совместными усилиями. Выручка от их реализации распределяется среди людей, участвовавших в создании соответствующих продуктов. Продажа товаров осуществляется, как правило, при самых минимальных расценках в силу большой конкуренции, а также относительно небольшой покупательной способности граждан, которые их приобретают. В ряде случаев экономика локальных хозяйств может включать сервисные отрасли - например, связанные с ремонтом.

Производительность труда в традиционных сообществах не самая высокая. Выше мы отметили, что общественные блага в значительной степени могут концентрироваться в руках правящих элит. Вместе с тем во многих случаях государства выстраивают институты социальной защиты граждан, так как доходы, которые приносят локальные хозяйства, могут быть крайне невысокими, что создает угрозу политической нестабильности.

Отраслевая структура традиционных экономик

Основная отрасль в традиционных экономиках - сельское хозяйство. Для того чтобы организовывать производство, нужны, во-первых, инвестиции в необходимую инфраструктуру, во-вторых - желание людей заниматься чем-то иным, что может существенно отличаться от традиционных занятий, возможно, осваивать новые знания, навыки, компетенции. В сообществах рассматриваемого типа может отсутствовать в необходимой величине и то и другое.

Сельскохозяйственная отрасль также обычно не характеризуется инновационностью. Часто это обусловлено теплым климатом, при котором необходимость в существенной модернизации технологий выращивания и сбора плодов может отсутствовать. К тому же, в совершенствовании сельскохозяйственных работ могут быть не заинтересованы непосредственные покупатели соответствующей продукции. Дело в том, что, благодаря теплому климату и иным позитивным условиям выращивания плодов, сельхозпроизводители могут быть избавлены от необходимости использовать химические удобрения, генетически модифицировать продукцию, задействовать вещества, ускоряющие рост овощей и фруктов. Покупатели, таким образом, начинают привыкать к тому, что сельхозпродукция, поступающая с того или иного рынка, будет полностью экологичной. Они могут потерять интерес к приобретению плодов, которые выращены при задействовании инновационных подходов.

Что касается производственных секторов традиционной экономики, чаще всего это мелкие ремесленнические мастерские. Технологии выпуска товаров в них также, как правило, достаточно консервативны. И это также может быть обусловлено пожеланиями потенциальных покупателей товара. Многие из них предпочитают приобретать изделия, выпускаемые мастерами соответствующего профиля - посуду, предметы интерьера, мебель, - которые изготовлены вручную и при использовании естественных материалов.

Итак, основные признаки традиционной экономической системы: общинный уклад экономики, преобладание сельскохозяйственной продукции в структуре производимых товаров, наличие консервативных норм в общественном поведении, ограниченный доступ к новым технологиям. Соответствующая модель хозяйственного управления, в целом, допускает свободный товарооборот, и это делает возможным гражданам обеспечивать преимлемый уровень жизни для себя и своей семьи. В некоторых случаях значимой становится социальная роль государства.

Командная экономическая система

Изучив характерные черты традиционной экономической системы, исследуем также специфику командной модели управления национальным хозяйством. Главный ее признак - минимальная интенсивность свободных рыночных отношений. Управление ключевыми экономическими процессами осуществляет государство. Если говорить о ранних исторических периодах - феодал или рабовладелец. Хотя нужно отметить, что даже в соответствующие исторические этапы развития человечества свободный товарооборот редко имел ограничения. Если рассматривать положительные черты традиционной экономической системы, то можно выделить прежде всего непопулярность запретов на куплю-продажу товаров гражданами. Поэтому практические примеры выстраивания командной хозяйственной модели на уровне государства, до того как она появилась в СССР, Китае, странах Варшавского договора, Северной Корее, Албании, Кубе, в истории обнаружить сложно.

В большинстве государств экономика соответствующего типа была полностью или частично трансформирована в рыночную. Касательно оценок данного факта в экспертном сообществе идут самые активные дискуссии. Есть специалисты, которые уверены в том, что командная экономическая система не устоялась в мире в силу невысокой эффективности. Другие, обращая, в частности, внимание на опыт Китая, говорят о том, что соответствующая модель во многих аспектах превосходит любые иные, особенно если говорить о социальной ориентированности национального хозяйства. Отказ государств от командной экономики был, таким образом, продиктован скорее политическими причинами.

Характерной чертой традиционной экономической системы является неравенство в обществе. При командной хозяйственной модели оно не так выражено. Поэтому во многих государства соответствующая система управления экономикой имела большую популярность, а во многих современных странах - Китае, на Кубе, в значительной степени в Беларуси - работает до сих пор.

Командные принципы управления экономикой

Как мы отметили выше, признаком традиционной экономической системы является наличие консервативных норм, по которым осуществляется управление хозяйственными процессами. Каким образом государство решает соответствующие задачи при выстраивании командной модели?

Ключевым субъектом экономики в данном случае выступает некий политический институт. Его задача - формировать планы хозяйственного развития, а также обеспечивать их выполнение. Соответствующий политический институт определяет:

  • то, каковы вероятные потребности людей и социума в тех или иных ресурсах;
  • то, сколько продукции того или иного типа должны выпустить конкретные предприятия;
  • то, какие технологии должны задействоваться при выпуске товаров;
  • то, каким образом будет распределяться продукция.

Государство также решает вопросы с оптимальным размещением производств, каналов снабжения и сбыта. При командной экономической системе властью устанавливаются зарплаты, надбавки, желательные показатели рентабельности.

В некоторых случаях в хозяйственных системах государств могут внедряться принципы саморегуляции. Как правило, это выражается в разрешении заниматься предпринимательской деятельностью некоторым категориям граждан при условии, что соответствующие активности будут преимущественно связаны с удовлетворением личных потребностей, а не стремлением к получению как можно большей прибыли. В этом смысле традиционная и командная экономические системы могут иметь некоторую схожесть. В первом случае основой общественного производства становятся как раз те хозяйства, что функционируют на локальном уровне - частные мастерские, небольшие магазины, индивидуальный выпуск товаров. В случае с командной экономикой разрешенные формы предпринимательской деятельности, вероятнее всего, будут такими же.

Рыночная экономика

Итак, мы исследовали, что такое командная и традиционная экономическая система. Характеристика второй предопределяет ее выраженную несхожесть с первой. Главным образом потому, что субъекты социума и хозяйствования при ней имеют право относительно свободно вести экономические активности. В этом смысле признаки традиционной экономической системы делают ее ближе к рыночной, для которой, прежде всего, характерна практически неограниченная свобода участия граждан в отношениях купли-продажи. Уровень вовлечения государства в регулирование данных процессов минимален.

Рыночная экономическая система предполагает в стране развитых социальных институтов прежде всего участие граждан в политическом управлении. Рассматриваемая модель хозяйственного развития требует защищенности частной собственности. Традиционная, командная, рыночная экономические системы несхожи с точки зрения механизма распределения общественных благ. В первом случае основные ресурсы, как мы отметили выше, концентрируются в руках правящих кругов. При командной системе они распределяются государством.

Распространение общественных благ в рыночной экономике

Рыночная экономика предполагает, что общественные блага будут распространяться в обществе, исходя из саморегулирующихся механизмов спроса и предложения. Лучшие общественные блага должны, таким образом, приобретаться гражданами, у которых есть необходимые капиталы. В свою очередь, никто не запрещает другим людям вкладывать свой труд, основывать свой бизнес, развиваться как экономический субъект и приобретать такой же статус - человека с капиталами. В то время как, например, характерной чертой традиционной экономической системы является крайне сложный механизм повышения гражданами социального статуса. Несмотря на то что соответствующая модель хозяйственного развития не запрещает рыночные отношения, на практике возможности развития человеком собственного бизнеса либо капитализации своего труда сильно осложнены дефицитом доступа к технологиям, неразвитостью правовой базы, зачастую и неодобрением предпринимательских активностей со стороны окружающих.

Сочетаемость экономических систем

Важнейший момент, на который следует обратить внимание: рассмотренные нами типы экономической системы (традиционная, командная, рыночная) могут, во-первых, взаимно сочетаться, а во-вторых, если говорить о современном этапе развития человечества, они практически не встречаются в чистом виде, по крайней мере, на уровне национального хозяйства государства. Даже в развитых странах могут быть сообщества, в которых хозяйственные коммуникации могут иметь признаки традиционной экономики. Например - в России, а также во многих странах Западной Европы значительный процент ВВП обеспечивает сельское хозяйство. С точки зрения технологий данная отрасль вполне может отнесена к сегментам, развивающимся в рамках традиционной экономической модели.

Командные принципы хозяйственного управления сохраняются во многих государствах - Китае, Северной Корее, на Кубе, в значительной степени - в России, если говорить о государственных предприятиях, которые являются лидерами во многих отраслях. Таким образом, на практике в большинстве стран мира сформирована фактически смешанная модель экономики. Она может сочетать в себе признаки каждой из рассмотренных нами.

От чего зависит преобладание в государствах тех или иных элементов, что в наибольшей степени характеризуют рассмотренные нами типы экономических систем? Традиционная, командная, рыночная, смешанная модели, как правило, устанавливаются в силу социальных факторов, исторической специфики развития страны, влияния других государств, геополитического положения. Сложно выделить совокупность критериев, на которые государства во всех случаях могут ориентироваться при выборе оптимальных моделей управления экономикой.

Есть подходы, по которым совместимость хозяйственной системы страны с рыночными, командными либо традиционными принципами следует определять, исходя из цивилизационной принадлежности государства. Есть много стран формально независимых, имеющих свой язык и культуру, но, если следовать подобным точкам зрения, формирующих единую цивилизацию. В этом случае, даже при заметных различиях в политических приоритетах, им имеет смысл практиковать схожие подходы к управлению экономикой. Даже если подобные теории не рассматривать как руководящие, то можно проследить, что во многих государствах, близких по культуре, наблюдаются весьма схожие принципы выстраивания хозяйственных отношений. Например, экономические успехи азиатских государств - Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура - многие исследователи связывают, прежде всего, с развитой культурой дисциплины и трудолюбия в среде граждан. Если бы соответствующего базиса не было, западные инвесторы, которым часто приписывается определяющая роль в экономических успехах указанных стран, вероятно, не стали бы вкладываться в развитие новых высокотехнологичных производств на территориях, не слишком инфраструктурно развитых и не имеющих значительных природных ресурсов.

Отмеченная дисциплинированность азиатских народов, как считают исследователи, связана в первую очередь с огромной ролью консервативных установок в социализации, воспитании, восприятии мира, в коммуникации с другими людьми, что сложились в соответствующих обществах. Подобная характеристика - отличительная черта традиционной экономической системы. Однако в случае с национальными хозяйствами отмеченных азиатских государств речь идет об удачном сочетании консервативных подходов и полноценных рыночных механизмов.

Таким образом, на мировом рынке сложилось несколько форм хозяйствования. Это экономика традиционная, рыночная, командная и смешанные экономические системы. В основе первой - мелкотоварное производство, розничная торговля, индивидуальные предпринимательские активности с небольшими оборотами. При командной экономике ведущая роль в хозяйственном управлении принадлежит государству, в некоторых случаях разрешаются отдельные формы частного бизнеса, позволяющие гражданам удовлетворять личные потребности.

При рыночной модели управление экономическими процессами осуществляется при минимальном вмешательстве государства. Коммерческие коммуникации реализуются на основе законов спроса и предложения. Однако в чистом виде, если говорить о национальном хозяйстве отдельно взятой страны, традиционная, командная либо рыночная экономика практически не наблюдаются. Может быть некая базовая модель хозяйственного управления, но в большинстве случаев она будет включать в себя элементы других систем.

Основы финансовых знаний требуются человеку всю жизнь. Для ориентации в сложных вопросах современности уже в восьмом классе изучаются типы экономических систем. Таблица помогает разложить знания по полочкам и запомнить материал.

Определение экономической системы

Словосочетание "экономическая система" имеет несколько значений.

  1. Принятая и функционирующая схема принципов производства товаров, их последующего распределения и обмена, потребления пользователями.
  2. Систематизация экономической жизни.
  3. Вид устройства хозяйственной жизни в обществе, определяющий распределение недостающих ресурсов.

Потребитель и производитель стремятся к противоположным целям. Потребитель – к удовлетворению запросов с минимальными затратами. Производитель – к получению прибыли при уменьшении издержек.

Основные типы систем

Принято выделять три основных типа экономических систем:

1) традиционная;

2) рыночная;

3) командная.

Все чаще стали выделять четвёртый вид – смешанную. Ее также включает таблица "Типы экономических систем". 8 класс - время, когда дети знакомятся с этой информацией. Таблица представляет характеристики каждого вида, отличающиеся друг от друга ответами на главные вопросы экономического производства: что производить, для кого и как.

Традиционный тип

Само название говорит о критерии выделения: изготовление товаров основано на традициях. Принятый в обществе уклад, передающиеся навыки производства лежат в основе экономической системы. Социальные роли человека передаются по наследству, попытки изменить пресекаются и возникают крайне редко. Технологии производства ограничены, не меняются и производимые блага и услуги. Нововведения не приветствуются, так как посягают на подрыв устоявшегося уклада жизни.

Достоинства системы: стабильность, качественность товаров, предсказуемость развития. Её недостатки: отрицание прогресса, движение к застою, беззащитность перед внешними факторами.

В двадцать первом веке на этой ступени экономического развития находятся слаборазвитые страны.

Рыночный тип

При переходе на индустриальный уровень общественного прогресса формируется рыночная система. Она открывает простор для ответов на экономические запросы. Что, для кого и как изготовлять, решает производитель, ориентируясь на цены и спрос на товар. Собственный риск, а не традиционное решение лежит в основе хозяйствования.

Достоинства системы: стремление к прогрессу, свобода деятельности, личная ответственность и заинтересованность в получение прибыли, структура ценообразования. Её недостатки: неравномерность развития (спады и подъёмы), вероятность безработицы, риск, отрицание общественных интересов, ликвидация социальных гарантий.

В большей части стран мира в двадцатом веке установилась рыночная система.

Командный тип

Когда государство берёт на себя право принятия решений по главным экономическим вопросам, происходит переход к командному типу. Каждая производственная структура получает специальную директиву, касающуюся ее хозяйственной деятельности. Инициатива не приветствуется, пресекается. Государственная собственность на средства производства не позволяет быстро реагировать на изменяющиеся потребности членов общества.

Достоинства системы: стабильность, социальные гарантии, предсказуемость на уровне центрального управления, эффективность в перераспределении ресурсов, высокие моральные мотивы к труду. Её недостатки: ответственность центральной власти за составление планов, незаинтересованность трудящихся в итогах трудовой деятельности, дефицит некоторых товаров, жёсткий контроль и учёт.

Распространение система получила в двадцатом веке, классические примеры проявления – это Германия в тридцатые годы и СССР в эпоху функционирования социализма.

Смешанный тип

Попытка взять достоинства рыночной и командной систем и родить нечто новое без недостатков привела к формированию смешанного вида. Сравнив рыночный и командный типы экономических систем, таблица представляет достоинства каждой из них. Регулирование экономики государством гармонично сочетается со свободой производителей в решении главных экономических вопросов. На предпринимателей наложена ответственность за удовлетворение потребностей клиента. Государство призвано проводить социальную, налоговую и антимонопольную политику для роста экономики и улучшения жизни жителей страны.

Функции государства:

  • управление ценами;
  • создание условий для производства общественных благ;
  • антимонопольная деятельность;
  • законотворческая деятельность;
  • защита наиболее бесправных и уязвимых слоев населения;
  • макроэкономический контроль.

Сравнительные таблицы

Чётко показывает сравнение типов экономических систем таблица. Попробуем представить возможные структуры сопоставления достоинств и недостатков каждого типа экономики. Рассмотрим каждый вариант, его плюсы и минусы.

Можно представить в другом виде типы экономических систем. Таблица по обществознанию позволяет выделить основные критерии сравнивания.

Критерии сравнения Традиционная система Рыночная система Командная система
Что производить? Проблемы производства решаются согласно устоявшимся традициям. Товары, обладающие востребованностью. Блага для всего общества.
Для кого производить? Для потребителя конкретного товара. Для многообразия потребителей
Как производить? Решает предприниматель, ориентируясь на получение прибыли. Решают только центральные органы власти в государстве.
Обществу. Преобладает частная собственность, присутствует государственная и групповая. Преобладает государственная собственность.
Государства ещё нет или его роль заключается в сохранении традиций. Отводится роль «ночного сторожа»: охрана границ государства и правопорядка внутри страны. Все определяющие вопросы решаются на государственном уровне.

Такие критерии определяют основные типы экономических систем. Таблица может быть дополнена ещё смешанным видом. Этот тип экономической системы так отвечает на представленные вопросы.

Что производить? Для кого производить? Как производить? Кому принадлежит собственность? Какова роль государства в экономике?
Потребительские товары и общественные блага. Как для конкретных потребителей, так и для всего общества. Государство принимает решение о производстве благ, предприниматель - о выпуске товаров. Равноправие разнообразных видов, преобладание государственной и частной собственности. Регулирование цен; организация и обеспечение производства общественных благ; борьба с монополиями, защита конкуренции; законотворческая деятельность для защиты участников рыночных отношений; защита малоимущих, охрана от влияния внешних факторов всего населения; стимулирование роста и стабилизация экономики.

Можно провести и другие линии сравнения. Типы экономической системы таблица позволяет исследовать всесторонне. Для удобства восприятия она может быть повернута из вертикального в горизонтальное положение, то есть вопросы предстанут в первой горизонтальной строке, а названия типов систем в первом вертикальном столбце.

Дополнительные критерии сравнения

Чтобы углублённо сравнить типы экономических систем, таблица может содержать и другие критерии оценивания. Обычно этот материал подается на более высоком уровне обучения, характерном для старшеклассников или для учащихся, увлекающихся экономикой. Ниже приведены основные типы экономических систем. Таблица критериев позволяет сравнить их с учетом современных реалий.

Объём обобществления производства Вид бюджетного ограничения Преобладание формы собственности
Определяющий принцип хозяйствования Стимулы повышения производительности труда Существование конкуренции
Существование теневой экономики Способы ценообразования Способы контроля объектов производства
Регулирование экономики Обеспечение социальных гарантий Формирование заработной платы

Ответив на эти вопросы, можно всесторонне охарактеризовать типы экономических систем, плюсы и минусы таблица отразит для каждого вида.

Экономическая система

Экономическая система (англ. Economic system ) - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

  • социально-экономические отношения;
  • организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
  • хозяйственный механизм;
  • система стимулов и мотиваций участников;
  • экономические связи между предприятиями и организациями.

Основные типы экономических систем перечислены ниже.

Экономическая система в разных научных школах

Понятие экономической системы (её содержание, элементы и структура) зависит от экономической школы. В неоклассической парадигме описание экономической системы раскрывается через микро- и макроэкономические концепции. Предмет неоклассиков определяется как исследование поведение людей, максимизирующих свою полезность в среде ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях. Основными элементами являются: фирмы, домохозяйства, государство .

Экономические системы также изучаются с точки зрения других теоретических школ, непосредственно связанных с экономической теорией. С точки зрения исследователей современного постиндустриального общества , постиндустриальная экономика (неоэкономика, «информационное общество» или «общество знаний») рождается как особый технологический уклад, который существенно видоизменяет экономические и социальные системы в целом. В парадигме «экономики развития» выделяется специальная группа стран «третьего мира», где имеются ряд важных закономерностей: институциональная структура, особенности макроэкономической динамики, особая модель. Таким образом, экономика развития рассматривает класс специальных экономических систем. В отличие от господствующих концепций неоклассики и неоинституционализма , историческая школа делает акцент на исторически сложившихся различиях национальных экономических систем .

Параметры сравнения экономических систем

Технико-экономические и постэкономические параметры

Экономические системы изучаются с точки зрения технологических укладов . С точки зрения структуры это: доиндустриальные экономические системы, индустриальные и постиндустриальные экономические системы . Важным параметром для постиндустриальных систем является мера развития творческой деятельности и её роль в экономике. Для её измерения обычно используют измеряемые параметры уровня образования, например, доля лиц с высшим образованием, структура профессиональной занятости и т. п. Важнейшей характеристикой является оценка в экономической системе меры решения экологических проблем . Демографические параметры позволяют ответить на вопросы, связанные с приближением экономической системы к постиндустриальному обществу , причём прямое отношение к данным параметром имеют: продолжительность жизни, детская смертность, заболеваемость, иные параметры здоровья нации. Удельный вес постиндустриальных технологий обычно исчисляется по доле занятых в производстве различных отраслей в общей массе ВВП .

Соотношение плана и рынка (аллокация ресурсов)

Данные параметры особо актуальны для стран с переходной экономикой . Даётся характеристика механизмам государственного планирования экономики , развитие товарно-денежных отношений, меры развития натурального хозяйства , мера развития теневой экономики . Характеристика развития рынка: мера развития институтов рынка, мера рыночной самоорганизации (конкуренции), насыщенность рынка (отсутствие дефицита), структура рынка. Меры развития регулирования: антимонополистическое регулирование; мера развития государственного регулирования (селективное регулирование, антициклическое регулирование, программирование); мера развития регулирования со стороны общественных объединений . Более детальное изучение роли государства в экономике осуществляется в теории общественного выбора, которая рассматривает процесс принятия правительством решений, систему общественного договора (конституционная экономика) и проч. .

Параметры сравнения отношений собственности

При анализе экономических систем даётся характеристика соотношения долей государственных, кооперативных и частных предприятий . Тем не менее, такая характеристика формальна, для более глубокой характеристики экономической системы используются качественные и количественные характеристики описания сущности форм и способов контроля собственности и её присвоения. Например, для стран с переходной экономикой дать такую характеристику можно, ответив на следующие вопросы:

  • мера концентрации властных полномочий в руках бюрократического партийно-государственного аппарата и обособления государства от общества (трудящиеся не участвуют в присвоении общественного богатства);
  • степень централизации/децентрализации государственной собственности («перенос» некоторых функций управления на уровень предприятий) и, например, огосударствление кооперативной собственности;
  • мера разложения государственно-бюрократической пирамиды экономической власти и образование «замкнутых ведомственных систем», усиление власти на местах, в регионах.

С течением времени экономическая система может демократизироваться, когда больший объем полномочий управления собственностью и присвоения отходит предприятиям и частным лицам.

Важной характеристикой отношений собственности являются формы собственности, какова доля предприятий: находящихся полностью в государственной собственности; акционерных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках государства; кооперативов и коллективных предприятий; акционерных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках работников; акционерных предприятий, где контрольный пакет принадлежит частных лицам и частным корпорациям; частных личных предприятий, использующих наёмный труд ; основанных на личным труде собственников; предприятия, принадлежащие иностранцам; собственность общественных организаций; различные типы совместных предприятий .

Сравнительный анализ социальных параметров

Уровень и динамика реальных доходов . «Цена» получаемого реального дохода (продолжительность рабочей недели, фонд рабочего времени семьи, интенсивность труда). Качество потребления (насыщенность рынка, затраты времени в сфере потребления). Доля свободного времени , направления его использования. Качество и содержание труда. Развитие социально-культурной сферы, доступность её услуг. Развитие научно-образовательной сферы и её доступность .

Сравнительное исследование механизма функционирования экономических систем

Современная рыночная экономическая система

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако «дистанция» между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть «свою» роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

Отличительные черты:

  • многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных видах;
  • развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
  • ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;
  • изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
  • рост уровня образования (послешкольное);
  • новое отношение к труду (творческое);
  • повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
  • гуманизация экономики («человеческий потенциал»);
  • информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
  • ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
  • глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

Традиционная экономическая система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Преимущества традиционной экономики

  • стабильность;
  • предсказуемость;
  • добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

  • беззащитность перед внешними воздействиями;
  • неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство. В большинстве стран преобладает разрозненность населения в виде национальных(народных) групп. ВНП на душу населения не превышает 400 долларов. Экономика стран представлена в основном сельским хозяйством, редко горнодобывающей промышленностью. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран. В противовес этим государствам выступают страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.

Административно-командная система (плановая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли. ВНП на душу населения немного превышает 1000 долларов.

Смешанная система

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

  • обеспечение занятости;
  • полное использование производственных мощностей;
  • стабилизация цен;
  • параллельный рост заработной платы и производительности труда;
  • равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

Литература

  • Колганов А.И., Бузгалин А.В. Экономическая компаративистика: Сравнительный анализ экономических систем: Учебник. - М .: ИНФРА-М, 2009. - ISBN 5-16-002023-3
  • Нуреев Р.М. Очерки по истории иституционализма. - Ростов н/Д : "Содействие - XXI век"; Гуманитарные перспективы, 2010. - ISBN 978-5-91423-018-7
  • Видяпин В.И., Журавлёва Г.П., Петраков Н.Я. и др. Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций / Пер с общ.ред.- Н.Я. Петракова; Видяпина В.И.; Журавлёва Г.П.. - М .: ИНФРА-М, 2008. - ISBN 978-5-16-003402-7
  • Дынкин А.А., Королёв И.С., Хесин Е.С. и др. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред.- А.А. Дынкина, И.С. Королёва, Г.И. Мачавариани. - М .: Магистр, 2008. - ISBN 978-5-9776-0013-2

Примечания

Ссылки

  • Сайт Иноземцева В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия.
  • Ерохина Е. А. Теория экономического развития системно-синергетический подход.
  • Лийв Э. Х. Инфодинамика обобщённая энтропия и негэнтропия 1997

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

Новое на сайте

>

Самое популярное