Домой Альфа Банк Сущность фискальной политики и ее виды. Встроенные стабилизаторы

Сущность фискальной политики и ее виды. Встроенные стабилизаторы

Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на том, что уровень государственных закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования.

Встроенный стабилизатор - это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер. Эффективность стабилизатора определяется степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности. В частности, речь идет об автоматическом изменении налоговых поступлений, системе пособий по безработице, социальных выплатах. Рассмотрим по порядку действие этих стабилизаторов в автоматическом режиме саморегулирования.

Налоги как встроенный стабилизатор

Итак, известно, что сумма налогов находится в зависимости от величины доходов населения, всех хозяйствующих субъектов. Поэтому в условиях экономического подъема, когда растут доходы, в государственную казну автоматически увеличивается приток денежных поступлений от сбора налогов. Если доходы начнут сокращаться, то постепенно уменьшается и приток в казну поступлений.

Графическая иллюстрация обеспечения встроенной стабильности представлена на рис. 32.5.

Рис. 32.5. Встроенная стабильность

Государственные расходы (Р г) считаются заданными и не зависят от объема национального производства Q н.п. Они утверждаются в виде фиксированной величины парламентом страны. Одновременно парламент определяет величину налоговых ставок, а не сумму поступающих налогов. Последние зависят от уровня экономической активности.

В период роста и процветания автоматически возрастают налоговые поступления, в результате наблюдается избыток доходов над расходами (профицит). На рис. 32.5 такому положению соответствует объем производства, равный Q 2 . В период сокращения объема национального производства налоговые поступления автоматически сокращаются. Возникает дефицит. Такой ситуации соответствует объем производства, равный Q 3 .

Социальные выплаты в механизме стабилизации

В автоматическом режиме работают и такие стабилизационные механизмы, как пособия по безработице и социальные выплаты. При росте экономики и увеличении занятости, сопровождаемых повышением доходов, идет интенсивное пополнение фондов за счет налогов. Тем самым происходит сдерживание роста совокупного спроса и недопущение «перегрева» экономики. С наступлением периода спада совокупный спрос, напротив, поддерживается тем, что люди, потерявшие работу, начинают получать пособия по безработице. Это расширяет возможности покупательной способности населения и препятствует более быстрому свертыванию общественного производства. В таком же режиме функционируют и механизмы индексации доходов, социальных выплат. Роль внутренних стабилизаторов играют программы поддержки фермеров, сбережения корпораций, личные сбережения.

Необходимо помнить, что действенность многих внутренних стабилизаторов зависит от их «веса» в общем хозяйственном механизме национальной экономики. Те изменения в экономическом (деловом) цикле, которые сопряжены со сглаживанием пиковых подъемов и глубоких спадов, во многом обусловлены именно вступлением в действие стабилизаторов, встроенных в экономическую систему. Конечно, они в состоянии только уменьшить колебания цикла, т.е. не могут устранить их полностью.

В ходе экономического цикла и дискреционная фискальная политика не остается постоянной. В период спада проводится экспансионистская политика, способствующая повышению уровня экономической активности.

В период же подъема, напротив, применяется рестрикционная политика, ведущая к сдерживанию роста экономической активности.

Встроенный стабилизатор

Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer ) – это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее «перегреве» без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

Система встроенных стабилизаторов включает:

  • Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
  • Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
  • Программы помощи фермерам. Они действуют подобно «встроенным стабилизаторам».
  • Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики, являющейся более долгосрочной — укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны. Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок. Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

    Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика.

    Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

    www.m.economicportal.ru

    Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

    Недискреционная фискальная политика — автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства — только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы — механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.

    Встроенный стабилизатор — любая мера, которая автоматически увеличивает бюджетный дефицит в фазе спада и порождает его положительное сальдо (или сокращает дефицит бюджета) в фазе подъема. Действие системы таких автоматических стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:

    Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. При росте производства (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит, как известно, увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится налоговая система. При ее грамотном построении в условиях относительно небольшого прироста облагаемых доходов населения в бюджет начинают несравненно более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемого фирмами и домохозяйствами доходов серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру. Во время же спада налоговые поступления в бюджет автоматически резко сокращаются: значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не взимаются, а те экономические субъекты, кто остался «на плаву», перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у домохозяйств и фирм. А это помимо поддержания социальной стабильности в обществе открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и выхода из кризиса.

    Рассмотренный автоматически действующий (разумеется, лишь после его сознательного построения правительством) механизм может быть графически охарактеризован в виде двух наслаивающихся друг на друга синусоид, одна из которых (отражающая циклически колебания налоговых доходов бюджета Т) имеет большую амплитуду колебаний, нежели другая (которая описывает флуктуации облагаемых доходов Y).

    Однако для эффективного использования налогов в качестве встроенного стаби-лизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. В соответствии с теорией «эластичности налоговой системы» средние ставки налога в условиях инфляционного бума должны быть столь высоки, чтобы они могли быстро затормозить такой подъем. А в условиях рецессии средний уровень ставок должен быть столь невелик, чтобы низкий налоговый гнет открывал предприятиям возможность скорейшего выхода на траекторию оживления, а домохозяйствам — шанс не подорвать существенно свою покупательную способность.

    Показатель эластичности налоговых поступлений определяется отношением процентно-го изменения налоговых поступлений к процентному изменению объема национального дохода (или отношением их абсолютных показателей). Например, эмпирическим путем было установлено, что степень налогового реагирования в экономике ФРГ составляет 1.5. Это значит, что повышение (понижение) национального дохода на 1% обусловливает рост (сокращение) суммы поступлений от налогов в 1.5%.

    Степень налогового реагирования на конъюнктуру зависит от структуры налоговой системы. Различные налоги обладают различной степенью конъюнктурной эластичности. Наибольшей эластичностью обладает подоходный налог, поскольку степень прогрессии его наивысшая. Несколько меньше это свойство выражено у налога на прибыль (шкала со слабой прогрессией, а иногда и регрессией).

    Доходная эластичность налога с оборота обычно равна 1. Степень реакции у налога на имущество и налогов на потребление низка. Факторы — пропорциональная шкала обложения и независимость от колебаний конъюнктуры. Вывод: для достижения уровня эластичности налоговой системы, равного 1 (такой уровень считается достаточным для результативности рассматриваемого встроенного стабилизатора), необходимо повысить удельный вес подоходного налога и налога на прибыль корпораций в налоговой системе государства.

    Встроенным стабилизатором при изменении реального объема производства является также система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат — в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы автоматиче-ски — в соответствии с заранее утвержденными «правилами игры» — сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формиро-вание которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада — когда на «пульте управления» в правительстве «зажигается лампочка», означающая запредельное падение уровня жизни населения — автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства. Например, в случае нарастания безработицы сокращается потребительский спрос населения, что оказывает негативный мультипликативный эффект на объем производства. И если потерявшие рабочие места люди начинают получать пособие, то направление действия данного мультипликативного эффекта может кардинальным образом измениться. Еще в начале ХIХ века С. Сисмонди рассматривал в качестве мощного стабилизатора экономики присутствие в ее социальной структуре так называемого «праздного класса», который своим дополнительным спросом способен компенсировать нехватку покупательной способности у наемных работников и предпринимателей. Практическую же свою реализа-цию данный взгляд впервые получил в рамках известного «курса Рузвельта».

    Встроенным стабилизатором являются и программы помощи фермерам: автомати-чески нарастают закупки правительством излишков сельскохозяйственной продукции при запредельном падении цен на нее вследствие перепроизводства. Когда же надвигается сопровождающая экономический рост инфляция, эта продукция как бы сигналу компьютера «выбрасывается» со складов государства на рынок, и излишек денег поглощается послед-ним.

    Повышение уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Правда, в США в 1985 г. одно из изменений налогового законодательства как раз было направлено на то, чтобы инфляция автоматически не вела к увеличению государственных доходов. До этого изменения рост цен, действительно, сокращал дефицит бюджета и тем самым делал власти в некоторой степени заинтересованными в небольшой инфляции. Теперь подоходный налог индексируется на процент инфляции с тем, чтобы избегать попадания налогоплательщиков в более высокую категорию только в связи с ростом цен.

    Предотвращению инфляции содействует и то обстоятельство, что правительство стара-ется противодействовать индексации трансфертных программ, а также индексации цен на товары, приобретаемые в рамках госзаказа. В условиях же дефляции и усиливающейся безработицы доходная часть бюджета резко сокращается, а расходная растет — в том числе по причине роста реальных величин государственных закупок и трансфертных платежей.

    Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государст-венных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку расширяет покупательную активность домохозяйств и фирм -держателей государственных облигаций. Следовательно, формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.

    Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры. Их несомненным достоинст-вом является то, что внутренний лаг (лаг распознавания вместе с лагом решения) здесь равен нулю, а значит, сглаживание циклических колебаний экономики происходит намного быстрее, чем при использовании арсенала средств дискреционной политики. Автоматиче-ские стабилизаторы открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Получается, что ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов — это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Например, при повышении ставки подоходного налога до 100% в период подъема и снижении ее до нуля в период спада можно, конечно, добиться серьезного сглаживания экономической конъюнктуры. Однако такое сглаживание вовсе не означало бы достижения стабилизации, поскольку в первом случае экономическая активность была полностью парализована, а во втором подрыв финансовых возможностей бюджета неминуемо повлек бы за собой отказ государства от выполнения им своих неотъемлемых функций.

    Будучи ограниченными в своих параметрах, отмеченные выше стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им слишком помешать. В то же время признание факта наличия у встроенных стабилизаторов неких регулирующих пределов не должно приводить к недооценке их значения. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что отсутствие существенных компенсаций по безработице в 30-е гг. стало важным фактором, определившим глубину и продолжительность Великой депрессии. И то, что сегодня выплата таких компенсаций государством осуществляется сегодня в большинстве стран мира — наряду с сохранением системы прогрессивного налогообложения, разнообразных программ социального обеспечения и т.п., — делает повторение печального для стран с рыночной экономикой опыта 30-х гг. еще менее вероятным. Вместе с тем действие встроенных стабилизаторов все же целесообразно дополнять мерами и дискреционной фискальной политики.

    Большая Энциклопедия Нефти и Газа

    Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов.

    ПКН в интегральном исполнении выполняются как с питанием от стабилизаторов напряжения, так и с питанием от встроенных стабилизаторов тока на эмиттерных повторителях.

    В его состав входит освобождающийся (при прихвате породой) переводник / с крупной ленточной резьбой 2, трехсекционный корпус 6, встроенные стабилизаторы 4 и 8, цанговый кернодержатель-кернорватель 11, башмак 10, нижний переводник 9, внутренняя труба 7 с шариковым обратным клапаном 5 и шариковый подшипник 3, препятствующий проворачиванию внутренней трубы вместе с корпусом. Внутренняя труба функционирует как керно-приемник, отделяющийся только при демонтаже устройства. Она защищает керн от скручивания и прямого воздействия потоков промывочной жидкости. Оно изготовляется в пяти моделях, размером от 104 8 / 54 до 203 2 / 133 4 мм, по желанию заказчика оснащается аппаратурой для ориентирования керна. Количество секций и длина инструмента могут варьировать.

    Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора. Такое назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности расходов.

    Управление качеством базируется на принципах общей теории систем: обратной связи, гомеостаза, внешнего дополнения, динамического дополнения, управляющего воздействия, встроенного стабилизатора.

    Негосударственные (частные) пенсионные фонды в странах с развитой рыночной экономикой являются не только источником существенных инвестиций, но и неотъемлемым элементом системы встроенных стабилизаторов, сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу.

    В работе90 авторы также указывают, что стабильность латекса может быть повышена сополимеризацией с водорастворимыми мономерами, такими, как акриловая н метакриловая кислота, которые становятся своеобразными встроенными стабилизаторами.

    Другими словами, налоговая система, изображенная на рис. 12 — 3, обеспечивает некоторую стабильность в экономике, автоматически вызывая изменения величины налоговых поступлений и, следовательно, изменения в государственном бюджете, которые противодействуют одновременно и инфляции, и безработице. Встроенный стабилизатор — это любое воздействие, которое увеличивает дефицит государственного бюджета (или сокращает его избыток) в периоды спада и увеличивает его избыток (или уменьшает дефицит) в периоды инфляции без каких-либо специальных шагов со стороны политиков.

    АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ — встроенные, заранее предусмотренные органами управления государством экономические механизмы, автоматически ослабляющие воздействие колебаний спроса, экономической активности на макроэкономические параметры. Типичными встроенными стабилизаторами являются прогрессивные налоговые ставки, государственные льготы.

    Встроенная экономическая стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчает остроту колебаний в рамках деловых циклов. Однако встроенные стабилизаторы способны лишь уменьшить, но не устранить крупные изменения равновесного ВВП. Поэтому для преодоление инфляции или экономических спадов, если эти явления приобретают сколько-нибудь существенные масштабы, от правительства могут потребоваться дискреционные фискальные меры, то есть изменение налоговых ставок или величины государственных расходов.

    Некоторая стабилизация экономики может быть достигнута и без какого-либо вмешательства государства, за счет внутренних возможностей экономики, присущей ей автоматической, или встроенной, стабильности. В качестве встроенного стабилизатора выступает налоговая система. Налоги представляют собой потерю потенциальной покупательной способности, так называемую утечку из экономики. В период процветания, роста объема производства налоговые поступления возрастают за счет увеличения деловой активности, доходов населения и, являясь утечкой, сдерживают дальнейший подъем. При падении производства налоговые поступления снижаются, покупательная способность возрастает, увеличивается объем производства.

    Недостатком стабилизаторов КПтИ является необходимость применения водяного охлаждения и торкретирования поверхности, обращенной в топку. Однако использование встроенных стабилизаторов позволяет отказаться от огнеупорных туннелей, что значительно упрощает монтаж горелок.

    Тестовые задания ко второму разделу

    1. По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, в федеративном государстве налоги делятся:

    b) общегосударственные и местные.

    2. При регрессивном методе налогообложения:

    b) для каждого плательщика установлена равная ставка налога;

    3. Не относится к принципам А. Смита:

    a) справедливость налогообложения;

    d) целевое расходование средств.

    4. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта об­ложения — это:

    c) исчисленная сумма налога;

    d) налоговый оклад.

    5. Использование налогов в качестве встроенного стабилизатора экономики способствует:

    a)сглаживанию колебаний экономического цикла;

    b) увеличению доходов бюджета;

    c) сокращению расходов бюджета;

    d) снижению налогового бремени.

    6. Не относится к прямым реальным налогам:

    a) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

    b)налог на игорный бизнес;

    c) единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

    d) земельный налог.

    7. Величина налога на единицу измерения налоговой базы — это:

    b) налоговая ставка;

    c) налоговый оклад;

    d) единица обложения.

    8. Лицо, которое несет экономическое бремя налогообложения в конечном итоге, — это:

    c) налоговый агент;

    d) сборщик налога.

    9. Налоговыми резидентами в Российской Федерации (РФ) явля­ются:

    a)организации, зарегистрированные в РФ в течение 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев;

    b)физические лица, находящиеся в РФ не менее 183 дней в те­чение 12 следующих подряд месяцев;

    c) физические лица, находящиеся в РФ не более 183 дней в те­чение 12 следующих подряд месяцев;

    d) организации, имеющие источники доходов в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

    10. Признаки юридического характера, которые обосновывают взи­мание соответствующего налога:

    a) предмет налога;

    11. С позиции Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) из перечисленных элементов налога являются обязатель­ными:

    b) налоговая льгота;

    c) объект налогообложения;

    12. Под налогом понимается:

    a) коллективно безэквивалентный платеж;

    b) индивидуально безвозмездный платеж;

    c) индивидуально возмездный платеж;

    d) коллективно возмездный платеж.

    1. Период времени применительно к отдельным налогам, по окон­чании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, — это:
    2. a) календарный год;

      b) отчетный период;

      c) налоговый период;

      d) финансовый год.

      14. Известны следующие способы исчисления налогов:

      a) прямой и косвенный;

      b) кумулятивный и некумулятивный;

      c) затратный и валовой;

      d) наличный и безналичный.

      15. Исключите из перечисленных ниже налогов косвенный налог:

      a) налог на прибыль организаций;

      b) земельный налог;

      c) налог на имущество организаций;

      d) налог на добавленную стоимость (НДС).

      16. При прогрессивном методе налогообложения:

      a) для каждого плательщика установлена равная сумма налога;

    3. Дискреционная фискальная политика основана:
    4. a) на сознательном вмешательстве государства в налоговую си­стему и изменении объема государственных расходов с це­лью воздействия на экономический рост, безработицу и ин­фляцию;

      b) действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

      18. Налоговый оклад — это сумма:

      a) заработной платы, включая НДФЛ;

      b) заработной платы без НДФЛ;

      c) вносимая плательщиком в определенный бюджет по одному налогу;

      d) вносимая плательщиком в определенный бюджет по всем на­логам.

      19. Международное экономическое двойное налогообложение озна­чает, что:

      a) два разных лица облагаются налогом в отношении одного и того же дохода или капитала;

      b) один и тот же доход одного и того же лица облагается нало­гом более чем в одном государстве.

      20. Из перечисленных налогов не относится к прямым личным на­логам:

      b) транспортный налог;

      c) налог на прибыль организаций;

      d) налог на доходы организаций.

      21. Монопольное право государства на производство и (или) реали­зацию определенных товаров — это:

      a) акцизы на алкогольную продукцию;

      c) таможенная пошлина;

      d) фискальная монополия.

      22. Принцип горизонтальной справедливости означает, что налого­плательщики:

      a) с разным экономическим потенциалом должны нести разное налоговое бремя;

      b) с одинаковым экономическим потенциалом должны нести одинаковое налоговое бремя.

      23. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся:

      a) на закрепленные и регулирующие;

      b) федеральные, региональные и местные.

      24. Все неустранимые сомнения российского налогового законода­тельства трактуются в пользу:

      b) налоговых органов;

      d) по усмотрению суда.

      25. На каждую единицу обложения определен фиксированный, раз­мер налога, если налоговая ставка:

      26. В законодательном акте не является основанием для отказа на­логоплательщика от уплаты налога отсутствие:

      a) объекта налогообложения;

      b) налогового периода;

      c) налоговой льготы;

      d) срока уплаты налога.

      27. Физическое лицо или организация, на которые ложится зако­нодательно определенная обязанность уплачивать налоги, — это:

      a) носитель налога;

      28. Признаки фактического характера, которые обосновывают взи­мание соответствующего налога:

      b) объект налогообложения;

      c) налоговая база;

      d) налоговый период.

      29. При пропорциональном методе налогообложения:

      c) с ростом налоговой базы налоговые ставки возрастают;

      30. По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, в унитарном государстве налоги делятся:

      a) на федеральные, региональные и местные;

    5. Принцип вертикальной справедливости означает, что:
    6. a) налогоплательщики с разным экономическим потенциалом должны нести разное налоговое бремя;

      b) налогоплательщики с одинаковым экономическим потен­циалом должны нести одинаковое налоговое бремя.

      32. Налоги являются:

      a) частноправовыми доходами;

      b) общественно-правовыми доходами;

      c) и частноправовыми, и общественно-правовыми доходами;

      d) государственными и муниципальными доходами.

      33. Кривая Лаффера иллюстрирует:

      a) соотношение ставки налога и налогового оклада;

      b) соотношение налоговой базы и доходов бюджета;

      c) зависимость объема налоговых поступлений в бюджет госу­дарства от среднего уровня налоговых ставок в стране;

      d) соотношение налоговой базы и предоставление льгот.

      34. Технические приемы внесения налогоплательщиком или его агентом суммы налога в соответствующий бюджет или государ­ственный внебюджетный фонд — это порядок:

      a) уплаты налогов и сборов;

      b) исчисления налогов и сборов;

      c) зачета налогов и сборов;

      d) возврата налогов и сборов.

      35. К налоговым льготам не относятся:

      a) инвестиционный налоговый кредит;

      b) снижение ставки налога;

      c) отсрочка (рассрочка) налога;

      d) уклонение от уплаты налога.

      36. В финансовой практике выработаны два вида прогрессии:

      a) сложная и каскадная;

      b) простая и сложная;

      c) адвалорная и смешанная;

      d) скрытая и открытая.

      37. Автоматическая фискальная политика основана:

      38. Не являются специфической чертой налогов:

      c) законодательный характер;

      39. Налоговые агенты могут:

      a) удерживать налоги с заработной платы налогоплательщика;

      b) делать перерасчет ранее уплаченных сумм налогов;

      c) исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять налоги в бюджет;

      d) перечислять налоги в соответствующий бюджет.

      40. При равном методе налогообложения:

      d) с ростом налоговой базы налоговые ставки снижаются.

      41. Исключите из перечисленных ниже прямой налог:

      a) акцизы на отдельные виды товаров;

      42. Международное юридическое двойное налогообложение озна­чает, что:

      a) два различных лица облагаются налогом в отношении одного и того же дохода или капитала;

      a) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физи­ческих лиц;

      b) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

      c) обязательный, индивидуальный, безвозмездный пла­теж, взимаемый с организаций и физических лиц;

      d) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпри­нимателей.

      a) обязательный взнос или платеж, взимаемый с орга­низаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщи­ков сборов государственными органами юридически значимых действий;

      b) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физи­ческих лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государ­ственными органами юридически значимых действий;

      c) обязательный взнос, взимаемый только с организа­ций, уплата которого является одним из условий совер­шения в отношении плательщиков сборов государствен­ными органами значимых действий;

      d) обязательный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

    7. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:
    8. a) только юридические лица;

      b) организации и физические лица;

      c) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

      d) организации и индивидуальные предприниматели.

    9. Срок, установленный законодательством о налогах и сбо­рах, определяется:
    10. a) календарной датой;

      b) истечением периода времени, но не более года;

      c) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;

      d) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.

    11. Источник выплаты доходов налогоплательщику:
    12. a) организация или физическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

      b) юридическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

      c) организация, физическое лицо или иной источник, от которого налогоплательщик получает доход;

      d) государственное учреждение, выплачивающее доход налогоплательщику.

    13. Объектами налогообложения могут являться:
    14. a) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налого­плательщика возникает обязанность по уплате налога;

      b) объект, имеющий стоимостную характеристику, относя­щийся к имуществу, за исключением имущественных прав;

      c) объект, имеющий стоимостную характеристику и отно­сящийся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), за исключе­нием имущественных прав;

      d) только операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ.

      a) размер налога на единицу налогообложения;

      b) размер налога на налогооблагаемую базу;

      c) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

      d) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц.

      50. Налоговый период — это:

      a) календарный год, квартал, месяц, декада;

      b) календарный год или иной период времени примени­тельно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

      c) любой период времени применительно к отдельным налогам;

      d) год или квартал по согласованию с налоговыми органа­ми и в соответствии с учетной политикой организации.

      51. Налоговая база — это:

      a) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

      b) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;

      c) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;

      d) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории РФ.

      52. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность:

      a) по исчислению налогов налогоплательщика;

      b) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;

      c) по исчислению и удержанию налогов только у физи­ческих лиц и перечислению их в бюджет;

      d) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

    15. Какие функции налогов характеризуют следующие высказывания:
    16. a) Стэнли Фишер: «Налоги – это наша плата за цивилизованность общества»;

      b) Фома Аквинский: «Налоги – это дозволенная форма грабежа»;

      c) Адам Смит: «Налоги для тех, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы»;

      d) Карл Маркс: «Налоги – это взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти».

    17. Основными инструментами налоговой политики выступают:
    18. a) налоговый период;

      b) налоговая база;

      c) налоговые льготы;

      d) ставка рефинансирования ЦБР.

    19. К методам осуществления налоговой политики относят:
    20. a) введение дифференцированных налоговых ставок;

      b) увеличение денежной массы в обращении;

      c) изменение сферы распространения налогов;

      d) государственная поддержка субъектов малого предпринимательства.

    21. При такой налоговой политике государство устанавливает высокие ставки и вводит большое количество налогов:
  • При такой налоговой политике государство устанавливает высокие ставки и увеличивает социальные расходы:
  • a) политика максимальных налогов;

    c) политика экономического развития.

  • При такой налоговой политике государство предоставляет льготы для инвестиций в реальный сектор экономики и сокращает социальные расходы:
  • b) политика социальной направленности;

    59. Налоговая система представляет собой:

    a) совокупность урегулированных общественных отношений в сфере налогообложения;

    b) совокупность различных звеньев финансовых отношений;

    c) основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность бюджетов.

    60. К показателям эффективности налоговой системы относятся:

    a) доля государственного долга в ВВП;

    b) соотношение экспорта и импорта;

    c) доля налогов в ВВП;

    d) соотношение прямых и косвенных налогов.

    61. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

    a) с подачи заявления о ликвидации организации;

    b) с уплатой налога (сбора);

    c) со смертью учредителя организации;

    d) с подачей заявления о реорганизации организации.

    62. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента:

    a) списания банком денежных средств с расчетного сче­та налогоплательщика;

    b) предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налого­плательщика;

    c) предъявления в банк поручения на уплату налога и выполнения этого поручения банком на дату, установ­ленную законодательством для уплаты налога;

    d) предъявления в банк поручения на уплату налога независимо от наличия достаточного остатка денежных средств на счете налогоплательщика.

    63. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют пра­во присутствовать:

    a) при проведении выездной налоговой проверки;

    b) при проведении камеральной налоговой проверки;

    c) при составлении акта по выездной налоговой про­верке;

    d) при принятии решения по акту выездной налоговой проверки.

    64. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют пра­во получать от налоговых органов:

    a) только письменные разъяснения по вопросам при­менения законодательства о налогах и сборах;

    b) письменные разъяснения по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета;

    c) письменные разъяснения по вопросам ведения бухгалтерского учета;

    d) устные и письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

    65. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

    a) на своевременный зачет или возврат сумм излиш­не уплаченных или взысканных налогов;

    b) на зачет или возврат сумм излишне уплаченных или взысканных налогов после окончания налогового периода;

    c) только на зачет сумм излишне уплаченных или взыс­канных налогов после окончания налогового периода;

    d) только на возврат сумм излишне уплаченных или взысканных налогов после окончания налогового периода.

  • Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необ­ходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение:
  • c) пяти налоговых периодов;

    d) трех календарных лет.

    67. Налоговая декларация может быть представлена в нало­говый орган:

    b) лично налогоплательщиком;

    c) по почте или лично налогоплательщиком либо через его представителя;

    d) по почте или лично налогоплательщиком.

    68. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности:

    a) с шестнадцатилетнего возраста;

    b) с восемнадцатилетнего возраста;

    c) с момента получения дохода;

    d) с момента начала предпринимательской деятель­ности, носящей регулярный характер.

    69. Камеральная проверка проводится по месту нахождения:

    a) налоговых органов только на основе анализа пред­ставленных налоговых деклараций;

    b) налоговых органов на основе налоговых деклара­ций и документов, представленных налогоплательщиком;

    c) налогоплательщика только на основе анализа пред­ставленных налоговых деклараций и регистров бухгал­терского учета;

    d) налоговых органов на основе налоговых деклара­ций и документов в присутствии налогоплательщика.

    70. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отно­шении:

    a) всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

    b) только организаций и индивидуальных предпри­нимателей;

    c) всех налогоплательщиков и плательщиков сборов, за исключением налоговых агентов;

    d) всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, за исключением физических лиц.

    71. Основой для заключения международных налоговых соглашений выступают:

    a) конвенция Министерства финансов США;

    b) конвенция ОЭСР;

    c) конвенция ООН.

    72. Методы устранения двойного налогообложения:

    a) освобождение от налогообложения;

    b) ограничение максимального размера налога;

    c) возврат налога;

    73. Особенности применения международных налоговых соглашений:

    a) имеют обязательную силу в отношении всех стран;

    b) имеют обязательную силу в отношении стран, подписавших договор;

    c) действуют непосредственно;

    d) действуют при принятии нормативных актов на уровне государства — участника договора.

    Потребление, сбережение, инвестиции
    • Функциональное назначение и взаимосвязь потребления и сбережения
    • Функция потребления и функция сбережения. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению
    • Взаимосвязь сбережений и инвестиций в классической и Кейнсианской моделях макроэкономического равновесия
    • Автономные и производственные инвестиции. Эффект акселератора. Парадокс бережливости
    Экономика и государство
    • Ресурсы, объекты, формы, методы, концепции и инструменты государственного регулирования экономики
    Модели государственного регулирования рыночной экономики
    • Классическая модель взаимодействия экономики и государства
    • Кейнсианская модель государственного регулирования экономики
    • Неконсервативная модель государственного регулирования экономики
    Формирование экономической политики
    • Экономическая политика и фактор времени. Лаговая структура
    Государственное регулирование переходной экономики
    • Приоритеты в макроэкономических целях Российского правительства
    Природа кризиса переходной Российской экономики
    • Динамика ВВП России в период рыночных реформ. Кризис и депрессивная стабилизация Российской экономики
    • Структурные перекосы в Российской экономике. Противоречие между валютным укладом и отраслями, ориентированными на внутренний рынок
    • Ловушка равновесия на низком уровне, ее характерные черты
    • Теория трансформационного спада. Спад как "статистическая иллюзия"
    • Экономический кризис как следствие стратегических просчетов в экономической политике
    Антициклическое регулирование экономики
    • Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры
    • Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл
    Финансовая система Фискальная политика
    • Мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор
    • Фискальная политика, ориентированная на предложение. Эффект Лаффера
    Денежная система
    • Спрос на деньги в неоклассической теории. Количественная теория денег. Уравнение Фишера. Кембриджское уравнение
    • Кейнсианская теория спроса на деньги. Транзакционный и спекулятивный спрос на деньги. Теория выбора портфеля
    Денежно-кредитная политика
    • Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка
    • Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм
    • Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор
    • Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики
    Инфляция
    • Виды инфляции. Сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и непредвиденная инфляция
    • Инфляция спроса и инфляция издержек. Открытая и подавленная инфляция
    Антиинфляционная политика Безработица Политика занятости
    • Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
    Взаимосвязь инфляции и безработицы. Стагфляция Государственное регулирование экономического роста
    • Содержание и цели политики содействия экономическому росту
    Доходы населения и уровень жизни
    • Рыночная и уравнительная модели распределения доходов: равенство против эффективности
    • Неравенство доходов: причины и последствия. Кривая Лоренца
    Социальная политика
    • Цели и содержание государственной политики перераспределения доходов
    • Инструменты и модели перераспределительной политики государства
    • Государственный механизм регулирования доходов населения в России
    Общенациональное прогнозирование, планирование и программирование экономики
    • Типы и модели экономического планирования, их эволюция в XX веке. Индикативное планирование и государственный заказ
    • Место и роль прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Формы прогнозных заключений
    • Прогнозирование в планово-регулируемой и переходной экономике

    Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

    Недискреционная фискальная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.

    Встроенный стабилизатор - любая мера, которая автоматически увеличивает бюджетный дефицит в фазе спада и порождает его положительное сальдо (или сокращает дефицит бюджета) в фазе подъема. Действие системы таких автоматических стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:

      Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. При росте производства (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит, как известно, увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится налоговая система. При ее грамотном построении в условиях относительно небольшого прироста облагаемых доходов населения в бюджет начинают несравненно более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемого фирмами и домохозяйствами доходов серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру. Во время же спада налоговые поступления в бюджет автоматически резко сокращаются: значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не взимаются, а те экономические субъекты, кто остался "на плаву", перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у домохозяйств и фирм. А это помимо поддержания социальной стабильности в обществе открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и выхода из кризиса.

      Рассмотренный автоматически действующий (разумеется, лишь после его сознательного построения правительством) механизм может быть графически охарактеризован в виде двух наслаивающихся друг на друга синусоид, одна из которых (отражающая циклически колебания налоговых доходов бюджета Т ) имеет большую амплитуду колебаний, нежели другая (которая описывает флуктуации облагаемых доходов Y ).

      Однако для эффективного использования налогов в качестве встроенного стаби-лизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. В соответствии с теорией "эластичности налоговой системы" средние ставки налога в условиях инфляционного бума должны быть столь высоки, чтобы они могли быстро затормозить такой подъем. А в условиях рецессии средний уровень ставок должен быть столь невелик, чтобы низкий налоговый гнет открывал предприятиям возможность скорейшего выхода на траекторию оживления, а домохозяйствам - шанс не подорвать существенно свою покупательную способность.

      Показатель эластичности налоговых поступлений определяется отношением процентно-го изменения налоговых поступлений к процентному изменению объема национального дохода (или отношением их абсолютных показателей). Например, эмпирическим путем было установлено, что степень налогового реагирования в экономике ФРГ составляет 1.5. Это значит, что повышение (понижение) национального дохода на 1% обусловливает рост (сокращение) суммы поступлений от налогов в 1.5%.

      Степень налогового реагирования на конъюнктуру зависит от структуры налоговой системы. Различные налоги обладают различной степенью конъюнктурной эластичности. Наибольшей эластичностью обладает подоходный налог, поскольку степень прогрессии его наивысшая. Несколько меньше это свойство выражено у налога на прибыль (шкала со слабой прогрессией, а иногда и регрессией).

      Доходная эластичность налога с оборота обычно равна 1. Степень реакции у налога на имущество и налогов на потребление низка. Факторы - пропорциональная шкала обложения и независимость от колебаний конъюнктуры. Вывод: для достижения уровня эластичности налоговой системы, равного 1 (такой уровень считается достаточным для результативности рассматриваемого встроенного стабилизатора), необходимо повысить удельный вес подоходного налога и налога на прибыль корпораций в налоговой системе государства.

      Встроенным стабилизатором при изменении реального объема производства является также система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат - в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы автоматиче-ски - в соответствии с заранее утвержденными "правилами игры" - сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формиро-вание которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада - когда на "пульте управления" в правительстве "зажигается лампочка", означающая запредельное падение уровня жизни населения - автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства. Например, в случае нарастания безработицы сокращается потребительский спрос населения, что оказывает негативный мультипликативный эффект на объем производства. И если потерявшие рабочие места люди начинают получать пособие, то направление действия данного мультипликативного эффекта может кардинальным образом измениться. Еще в начале ХIХ века С. Сисмонди рассматривал в качестве мощного стабилизатора экономики присутствие в ее социальной структуре так называемого "праздного класса", который своим дополнительным спросом способен компенсировать нехватку покупательной способности у наемных работников и предпринимателей. Практическую же свою реализа-цию данный взгляд впервые получил в рамках известного "курса Рузвельта".

      Встроенным стабилизатором являются и программы помощи фермерам: автомати-чески нарастают закупки правительством излишков сельскохозяйственной продукции при запредельном падении цен на нее вследствие перепроизводства. Когда же надвигается сопровождающая экономический рост инфляция, эта продукция как бы сигналу компьютера "выбрасывается" со складов государства на рынок, и излишек денег поглощается послед-ним.

      Повышение уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Правда, в США в 1985 г. одно из изменений налогового законодательства как раз было направлено на то, чтобы инфляция автоматически не вела к увеличению государственных доходов. До этого изменения рост цен, действительно, сокращал дефицит бюджета и тем самым делал власти в некоторой степени заинтересованными в небольшой инфляции. Теперь подоходный налог индексируется на процент инфляции с тем, чтобы избегать попадания налогоплательщиков в более высокую категорию только в связи с ростом цен.

      Предотвращению инфляции содействует и то обстоятельство, что правительство стара-ется противодействовать индексации трансфертных программ, а также индексации цен на товары, приобретаемые в рамках госзаказа. В условиях же дефляции и усиливающейся безработицы доходная часть бюджета резко сокращается, а расходная растет - в том числе по причине роста реальных величин государственных закупок и трансфертных платежей.

    1. Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государст-венных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку расширяет покупательную активность домохозяйств и фирм -держателей государственных облигаций. Следовательно, формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.

    Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры. Их несомненным достоинст-вом является то, что внутренний лаг (лаг распознавания вместе с лагом решения) здесь равен нулю, а значит, сглаживание циклических колебаний экономики происходит намного быстрее, чем при использовании арсенала средств дискреционной политики. Автоматиче-ские стабилизаторы открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Получается, что ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов - это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Например, при повышении ставки подоходного налога до 100% в период подъема и снижении ее до нуля в период спада можно, конечно, добиться серьезного сглаживания экономической конъюнктуры. Однако такое сглаживание вовсе не означало бы достижения стабилизации, поскольку в первом случае экономическая активность была полностью парализована, а во втором подрыв финансовых возможностей бюджета неминуемо повлек бы за собой отказ государства от выполнения им своих неотъемлемых функций.

    Будучи ограниченными в своих параметрах, отмеченные выше стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им слишком помешать. В то же время признание факта наличия у встроенных стабилизаторов неких регулирующих пределов не должно приводить к недооценке их значения. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что отсутствие существенных компенсаций по безработице в 30-е гг. стало важным фактором, определившим глубину и продолжительность Великой депрессии. И то, что сегодня выплата таких компенсаций государством осуществляется сегодня в большинстве стран мира - наряду с сохранением системы прогрессивного налогообложения, разнообразных программ социального обеспечения и т.п., - делает повторение печального для стран с рыночной экономикой опыта 30-х гг. еще менее вероятным. Вместе с тем действие встроенных стабилизаторов все же целесообразно дополнять мерами и дискреционной фискальной политики.

    Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.

    Схема 1. Структура фискальной политики

    Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

    Инструментами фискальной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета - государственные закупки; трансферты и налоги. Государственные закупки товаров и услуг и трансферты - это расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также налогово-бюджетной политикой.

    Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют: стимулирующую фискальную политику, которая применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Ее мерами выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов; сдерживающую фискальную политику, которая используется при буме («перегреве» экономики) и направлена на сдерживание деловой активности с целью борьбы с инфляцией. Ее мерами служат сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.

    В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают: дискреционную и автоматическую фискальную политику. Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

    На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики, их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Т.е. встроенные стабилизаторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие, которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся: подоходный налог (включающий налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности.

    • 1. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия подоходных налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора, что усиливает стабилизационный эффект их воздействия на экономику. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
    • 2. Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов (изъятий из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, совокупные доходы растут, что увеличивает объем продаж и поступления от этих налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.
    • 3. Автоматическими стабилизаторами являются также пособия по безработице и по бедности, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже «черты бедности» - и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

    Увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

    Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

    Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

    Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Поэтому в развитых странах экономика примерно ? регулируется с помощью мер дискреционной фискальной политики и на ? - за счет встроенных стабилизаторов.

    Второй вид фискальной политики - недискреционная , или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

    Политика встроенных стабилизаторов - автоматическое изменение суммы налоговых поступлений в прямой зависимости от изменений чистого национального продукта без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. Основные встроенные стабилизаторы - прогрессивная система налогообложения; система пособий по безработице и различных социальных выплат; программы по поддержке малоимущих слоев, субсидии фермерам.

    На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

    На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада в экономике. Но присущие автоматической фискальной политике встроенные стабили­заторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить их они не в состоянии. Как и дискреционная политика, она не является панацеей от всех бед, хотя играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства. Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

    Одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

    В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть:

    Стимулирующей (экспансионистской);

    Сдерживающей (рестриктивной).

    Стимулирующая фискальная политика осуществляется в пери­од спада и предполагает снижение налогов и увеличение пра­вительственных расходов, что ведет к возникновению или уве­личению бюджетного дефицита.

    Сдерживающая фискальная политика применяется в период инфляции и предполагает бюджетный излишек как результат увеличения налогов и снижения правительственных расходов. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.

    Если экспансивная бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь когда рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими кредитно-денежными мерами, то это может вызвать экономический кризис.

    Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством:

    Если это "либеральный" курс, предполагающий широкое уча­стие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам;

    Если проводится "консервативный" курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыноч­ный механизм, то в целях стабилизации экономики более ши­роко используются налоги.

    Ограниченность возможностей фискальной политики обус­ловлена следующими обстоятельствами:

    Изменение (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживаю­щей политики, может противоречить другим целям расходования

    Государственных средств:

    Укреплению обороноспособности страны;

    Охране окружающей среды;

    Финансированию научных исследований и т. п.;

    Необходимость поддерживать твердый обменный курс и долго­срочный внешнеторговый баланс не позволяет проводить в полной мере такую фискальную политику, которая необходима исходя из существующих объемов производства, уровня заня­тости и цен;

    Максимальный эффект фискальная политика дает в кратко­срочном периоде - в долгосрочном плане фискальная полити­ка может приводить к негативным последствиям.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное