Домой Альфа Банк Утилизация люминесцентных ламп.

Утилизация люминесцентных ламп.

Используя люминесцентные лампы в учреждении, мы обычно не подозреваем о проблемах, которые могут возникнуть при проверке его экологической инспекцией. Ведь такие источники освещения содержат опасные для здоровья человека химические вещества – от 20 до 500 мг ртути (в зависимости от типа и технологии) в каждой лампе. Поэтому они относятся к первому, то есть наивысшему классу опасности, и их утилизация и хранение должны проводиться в соответствии с требованиями законодательства. Рассмотрим этот вопрос детально.

Чем опасны энергосберегающие люминесцентные лампы

В современном мире значительное распространение получили источники света двух классов: лампы накаливания и газоразрядные (ртутные, натриевые и ксеноновые, люминесцентные). Лампы дневного света используются практически в каждом доме и каждом служебном помещении. Энергосберегающие лампочки хотя и стоят дорого, но помогают сэкономить: они отличаются низким потреблением электроэнергии и высоким уровнем освещения. Такие лампы в четыре раза энергоэффективнее, нежели широко распространенные лампы накаливания, да и срок службы у них довольно большой. Они позволяют сэкономить на оплате электроэнергии, которая дорожает каждые полгода.

Но, работая в офисах, мы редко задумываемся, чем освещается это помещение, каким образом источник света может причинить вред здоровью человека. Следует заметить, что использование бытовой компактной люминесцентной лампы требует внимательного отношения к отработавшим свой срок приборам. Если не соблюдать определенные правила, возникнет вполне реальная угроза для здоровья человека и окружающей среды. Каждая разрядная лампа содержит токсичный металл – ртуть. Он считается одним из наиболее токсичных веществ, известных человеку. Пары ртути, содержащейся в энергосберегающих и люминесцентных лампах, относятся к первому классу опасности (чрезвычайно опасные вещества), поэтому такие лампы ни в коем случае нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором.

Энергосберегающие лампы, в том числе и люминесцентные, составляют особую опасность с позиций локального загрязнения окружающей среды. Европа готова отказаться от ртути. Например, органы власти в Норвегии и Швеции ввели запрет на использование ртути в производстве, а также на ее импорт и экспорт. Такой же запрет существует и в США с 2010 года.

Это значит, что в этих странах традиционно «ртутные отрасли» вынуждены будут обходиться без этого токсичного металла: нужно будет использовать альтернативные «безртутные» технологии в стоматологии, в проведении лабораторных анализов и в хлор-щелочной промышленности. Кроме того, для уменьшения оборота ртути в окружающей среде страны Евросоюза еще в 2007 году запретили изготовление термометров, содержащих ртуть. Кстати, в США ртутные термометры признали вне закона еще в 2002 году.

Каждый потребитель имеет право на информацию о продукции, о ее безопасности и о возможностях обращения с ней после того, как она выйдет из строя.

Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным акцентировать ваше внимание на использованных люминесцентных лампах.

Люминесцентные лампы нужно специально утилизировать или сдавать на утилизацию.

Законодательное регулирование и лицензирование

Охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека – неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Украины.

Базовым нормативным документом, определяющим правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений, является Закон от 25.06.91 г. № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды». Его задачей является регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизведения природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, предотвращение и ликвидация негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов.

Также Законом от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» регулируются общественные отношения в указанной сфере, определяются соответствующие права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан, устанавливается порядок организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине.

Государственное регулирование вопросов сбора, заготовки и утилизации опасных отходов осуществляется в соответствии с Законом от 05.03.98 г. № 187/98-ВР «Об отходах» (далее – Закон № 187). Законодательство об отходах состоит из Кодекса о недрах, Закона № 187, Законов от 30.06.95 г. № 255/95-ВР «Об обращении с радиоактивными отходами», от 05.05.99 г. № 619-XIV «О металлоломе», от 25.06.91 г. № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды», от 14.01.2000 г. № 1393-XIV «Об изъятии из обращения, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции», от 24.06.04 г. № 1875-IV «О жилищно-коммунальных услугах», от 25.06.92 г. № 2498-XII «О ветеринарной медицине», от 23.02.06 г. № 3503-IV «О химических источниках тока», от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и других нормативно-правовых актов.

Закон № 187 регулирует отношения, связанные с образованием, сбором и заготовкой, сортировкой, перевозкой, хранением, обработкой (переработкой), утилизацией, удалением, обезвреживанием и захоронением отходов, которые образуются в Украине, перевозятся по ее территории, вывозятся из нее, а также с перевозкой, обработкой и утилизацией отходов, которые ввозятся в Украину как вторичное сырье.

В соответствии со ст. 1 Закона № 187 отходы – это любые вещества, материалы и предметы, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не имеют дальнейшего использования по месту их образования или выявления и от которых их владелец избавляется, намерен или должен избавиться путем утилизации или удаления. Также к опасным отходам относятся отходы, имеющие такие физические, химические, биологические или иные опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые требуют специальных методов и средств обращения с ними.

Законом № 187 предусмотрена ответственность за правонарушения в сфере обращения с отходами. В частности, как сказано в ст. 42 разд. VIII, лица, виновные в нарушении законодательства об отходах, несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность при нарушении установленного порядка обращения с отходами, что привело или может привести к загрязнению окружающей природной среды, прямому или опосредованному вредному влиянию на здоровье человека и экономическим убыткам.

Согласно ст. 82 КУоАП нарушение требований по обращению с отходами при их сборе, перевозке, хранении, обработке, утилизации, обезвреживанию, удалению или захоронению влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 НМДГ.

В сфере обращения c отходами органами СЭС и экологическими инспекциями осуществляется государственный контроль соблюдения норм и правил по сбору, хранению и передаче на утилизацию люминесцентных ламп.

Обращаем внимание, что законодательство об отходах предусматривает размещение отходов только при наличии лицензии и разрешения в пределах установленных лимитов с соблюдением санитарных и экологических норм. Кроме разрешения на размещение отходов учреждению нужно специально оборудовать место для хранения (временного размещения) отработанных ламп.

Нужно ли бюджетному учреждению иметь лицензию и разрешение на хранение и лимиты на размещение отходов люминесцентных ламп?

Закон от 02.03.15 г. № 222-VIII «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 222) определяет исключительный перечень видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию. В этот перечень входят и операции в сфере обращения с опасными отходами. В ст. 7 Закона № 222 установлен унифицированный порядок лицензирования таких операций, надзора и контроля в сфере лицензирования, ответственность за нарушение законодательства в сфере лицензирования видов хозяйственной деятельности (ст. 2 п. 1 Закона № 222).

Если отработанные люминесцентные лампы не собираются на объекте учреждения для хранения (временного размещения), а сразу передаются по договору специализированному предприятию, имеющему лицензию на утилизацию такого вида отходов, то разрешение на размещение этих отходов учреждению получать не нужно. Отсутствие факта временного размещения можно подтвердить журналом учета отработанных люминесцентных ламп, в котором указываются: дата, когда перегорели лампы, дата их передачи специализированной организации на утилизацию и количество переданных ламп.

Правила утилизации ламп

Правила утилизации люминесцентных ламп для частных лиц и для организаций различаются.

Частные лица, которые используют люминесцентные лампы в своих квартирах, домах, должны бесплатно сдавать перегоревшие люминесцентные лампы в места, где есть специальные контейнеры согласно действующему законодательству Украины.

Нас же интересуют условия приемки и утилизации энергосберегающих ламп от организаций и юридических лиц. Взаимоотношения в этой сфере оформляются договором о предоставлении экологических услуг по изъятию отходов, в котором указывается:

  • наименование отходов, которые содержат такие составляющие или загрязнители, как ртуть, соединения ртути (отработанные люминесцентные лампы, содержащие ртуть), и подлежат изъятию;
  • класс опасности отходов, которые подлежат изъятию;
  • количество (шт., кг, т и т. п.);
  • агрегатное состояние отходов (твердое, пастообразное, жидкое и т. п.);
  • местонахождение отходов, наличие тары (возвратная или нет) и ее технические характеристики (тюк, контейнер, бочка, навалом на открытой площадке и т. п.);
  • периодичность очистки временного места размещения отходов на территории заказчика (один раз в год, в полугодие, поквартально, ежемесячно и т. п.);
  • условия и порядок загрузки и транспортировки в места специализированного обращения с отходами (силами заказчика, силами исполни­теля).

Также условия договора должны содержать: обязанности и права исполнителя, который изымает отходы и решает вопрос о дальнейшем обращении с ними (сбор, хранение, обработка (переработка), перевозка, утилизация, реализация, поставка перерабатывающим предприятиям на утилизацию и т. п.; обязанности и права заказчика, который передает исполнителю должным образом оформленное письмо-заявление на изъятие отходов, где указывает необходимую информацию; порядок и условия предоставления услуг, сроки, стоимость, прочие условия договора. Изъятие отходов проводится на риск исполнителя в порядке и на условиях, предусмотренных договором и действующим природоохранным законодательством Украины.

Факт передачи отработанных ламп оформляется актом приемки-передачи (см. образец на следующей странице), который подписывается бюджетным учреждением и представителем организации, принимающей отходы.

Далее организация, принимающая опасные отходы, решает вопрос о дальнейшем обращении с ними (сбор, хранение, обработка (переработка), перевозка, утилизация, поставка перерабатывающим предприятиям на утилизацию и т. п.

Бюджетное учреждение списывает люминесцентные лампы, пришедшие в негодность. Нужно ли платить эконалог?

Еще раз напоминаем: бюджетное учреждение, использующее люминесцентные лампы в своей обычной деятельности как пользователь, должно заключить договор на передачу отработанных ламп со специализированным предприятием, которое имеет лицензию на утилизацию такого вида отходов и занимается их приемкой и утилизацией. Если отработанные люминесцентные лампы не собираются на объекте учреждения для хранения (временного размещения), а сразу передаются по договору специализированному предприятию, то сбор за загрязнение окружающей природной среды с него не взимается.

1 из 1

Бухгалтерский учет

Основным нормативным документом, регулирующим порядок учета запасов вообще и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (далее – МБП), в частности, является НП(С)БУГС 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.10 г. № 1202. Кроме того, в вопросах учета этих материальных ценностей следует руководствоваться Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11).

Напомним, что к МБП относятся предметы, которые используются не более одного года или в течение операционного цикла, если он больше одного года. Но какие конкретно материальные ценности следует учитывать в составе МБП? Ответ на этот вопрос прописан в Порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденном приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219. Так, для учета МБП, в том числе спецназначения, предназначен субсчет . На этом субсчете учитывают, в том числе, хозяйственные материалы, которые используются для текущих нужд учреждений (электрические лампы, мыло, щетки и т. п.).

Обратите внимание : указанный субсчет также целесообразно применять для учета канцтоваров, а также бланков документов (в т. ч.бланков удостоверений, студенческих билетов, документов об образовании и т. п.), которые не относятся к бланкам строгой отчетности.

Начиная с 2017 года порядок списания – единый для всех запасов, в том числе и для МБП. Главная цель внедрения новых Плана счетов и Типовой корреспонденции – отражение всех хозяйственных операций в соответствии с требованиями НП(С)БУГС. Таким образом, в зависимости от направлений использования МБП их стоимость следует отражать по следующим субсчетам учета расходов:

  • 8013 «Материальные расходы» – в случае использования МБП в процессе основной деятельности учреждения и на выполнение программ;
  • 8113 «Материальные расходы» – расходование МБП в процессе предоставления услуг, изготовления продукции или выполнения работ.

Напомним, что по каждому из этих субсчетов следует вести аналитический учет в разрезе источников финансирования (по меньшей мере, необходимо разделять расходы, осуществленные за счет средств общего фонда и специального фонда по его видам).

Итак, в целях обеспечения достоверности данных бухучета и финотчетности следует соблюдать требования действующего законодательства: одновременно с уменьшением активов отражать увеличение расходов.

Порядок отражения в учете операций с люминесцентными лампами покажем в таблице:

(грн.)

Оприходование приобретенных ламп и других нефинансовых активов (зачисление в состав первоначальной стоимости запасов расходов, предусмотренных НП(С)БУГС 123 «Запасы»)

1812 (1822) «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»


Отражение сумм НДС, если налог включен в налоговый кредит

6311 (6321) «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»

2113 (2123) «Расчеты по авансам, выданным поставщикам, подрядчикам за товары, работы и услуги»,
2116 (2126) «Дебиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами»,
6211 (6221) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Списание ламп

8013 (8113) «Материальные расходы»

1812 (1822) «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

Документальное оформление поступления, движения и выбытия

Все хозяйственные операции по поступлению, движению и выбытию компактных люминесцентных ламп оформляются первичными документами. Типовые формы учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению утверждены приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.

Приемка и оприходование проводятся на основании документов, полученных от поставщиков (счетов-фактур, накладных и т. п.), а также согласно Акту о приемке материалов типовой формы № З-1. Выбытие оформляется накладными (требованиями) по типовой форме № З-3, раздаточными ведомостями и Актами списания (типовая форма № З-2). Количественный учет движения в местах их хранения ведется материально ответственным лицом. Для этого применяется Книга складского учета запасов по типовой форме № З-9 (п. 3 разд. I Методрекомендаций № 11).

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 11, 14 разд. V Методрекомендаций № 11 аналитический учет МБП осуществляется материально ответственным лицом в разрезе их наименований и количества. Также законодательством предусмот¬рено ведение аналитического учета (как и всех других запасов) по источникам их поступления: отдельно учитываются МБП, приобретенные за счет средств общего фонда, и отдельно – МБП, приобретенные за счет средств спецфонда.

После передачи люминесцентных ламп в эксплуатацию их списывают c баланса с последующей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и ответственным лицам в течение срока их фактического использования. Однако теперь порядок ведения оперативного учета МБП действующим законодательством не регламентирован. Поэтому каждое бюджетное учреждение должно самостоятельно прописать порядок его ведения в приказе об учетной политике. В частности, нужно определить порядок осуществления оперативного учета МБП, а в отдельном приложении к приказу об учетной политике установить форму документа для такого учета. За основу можно взять форму Книги складского учета запасов. Ответственным может быть завхоз, завскладом или другое лицо, назначенное руководителем учреждения.

Выводы

Люминесцентные лампы относятся к первому классу опасности, поэтому их нужно специально утилизировать или сдавать на утилизацию.

Бюджетное учреждение должно заключить договор о предоставлении экологических услуг по изъятию отходов (в частности, люминесцентных ламп) с предприятием, имеющим специальную лицензию на сбор, заготовку и утилизацию опасных отходов и разрешение в пределах установленных лимитов, с соблюдением санитарных и экологических норм на размещение отходов.

Если отработанные люминесцентные лампы не собираются на объекте бюджетного учреждения для хранения (временного размещения), а сразу передаются по договору специализированному предприятию, то сбор за загрязнение окружающей природной среды с него не взимается.

Организация может списывать материальные ценности разными способами. Существуют разные формы документов, но чаще всего составляется подобающий ситуации акт. Как в 2019 году составить акт на списание запасов?

Приобретая материальные ценности, организация принимает их к учету. При невозможности дальнейшего использования объектов из учета их надлежит исключить.

Причем факт снятия с баланса должен подтверждаться документально. В качестве подтверждения составляется акт, подтверждающий списание материальных запасов. Как в 2019 году выглядит этот документ?

Основные моменты

Списывание ненужного организации или пришедшего в непригодность имущества осуществляется разнообразными способами. Зависимо это от формы собственности конкретного предприятия.

Ведение деятельности в частном порядке позволяет руководителю самостоятельно устанавливать правила и порядок списания. Государственные организации осуществляют списание в соответствии с нормами действующего законодательства.

Руководитель организации, относящейся к государственной собственности, не вправе независимо принимать решение о списывании материальных запасов.

При единоличном решении велика вероятность реализации противозаконных деяний, устремленных на извлечение или завладение имущественными ценностями.

Потому законодательно предусмотрено создание особой комиссии, каковая анализирует целесообразность списывания имущества и по факту составляет специальный акт.

Готовый документ отдается в органы, исполняющие контроль над деятельностью подобного рода со стороны госучреждений.

При наличии сомнений относительно указанных фактов, может назначаться инвентаризационная проверка для доказательства уместности списания.

Для коммерческих организаций применение унифицированной формы при списывании запасов не обязательно.

Но, тем не менее, акт списания в самостоятельно утвержденной форме должен присутствовать, если иных подобных документов не предусмотрено.

Не обоснованное снятие имущества с учета не позволяет признать расходы подтвержденными с налоговой точки зрения. А, кроме того, отсутствие документального сопровождения ведет к искажению бухгалтерского учета.

Определения

Акт списания материальных запасов – специальный документ, в каком отображен факт действительного выбывания материалов. Списывают ценности посредством создания акта по утвержденному формату.

Для бухгалтера данный документ становится основанием осуществления проводок для изъятия материалов с балансового учета. Надобность составления документа предопределяется руководителем.

Процесс списывания осуществляется специально организованной комиссией. Форма акта 0504230 содержит в себе такие пункты:

  • название организации, осуществляющей списание;
  • наименование структурного подразделения;
  • ресурсы, с каких списываются объекты;
  • данные ;
  • состав действующей комиссии.

Комиссия формируется строго в соответствии с , утверждающего ее состав.

Основной обязанностью членов комиссии является сопоставление количества выбывающих материалов с объемом, списанным со склада.

Также комиссия определяет достоверность причины списания и фиксирует результаты осмотра имущества. Наличествует ряд характеристик, нужных для точного описания списываемых объектов.

К таковым относятся:

  • наименование;
  • единицы измерения;
  • величина расхода;
  • стоимость;
  • действительный объем списывания;
  • предназначение расходов;
  • вид бухгалтерской проводки.

Составленный акт заверяется подписями всех участников комиссии. Но подлинность этот документ обретает лишь после утверждения со стороны руководства.

Назначение документа

Акт списания материальных запасов имеет лишь одно основное предназначение. На его основании выполняются бухгалтерские проводки по выбытию имущественных ценностей.

То есть бумага становится подтверждением, что предметы списаны и снятие их с учета обоснованно. Форма акта такова, что позволяет отобразить все необходимые данные.

Так обязательно указываются реквизиты приказа руководителя, на основании которого был составлен сей документ. Четко определяется местонахождение списываемых материалов и ответственное за их сохранность лицо.

Табличная часть документа позволяет отобразить точное количество списываемых запасов, их названия и направление расходования.

В акте прописывается и общая сумма стоимости списываемых запасов. Столь подробное указание сведений предотвращает возникновение вопросов относительно обоснованности и целесообразности списания.

Правовая база

При выбытии с обращения материальных ценностей списывание сопровождается первичными документами.

Перечень таковых, употребляемых по большей части для казенных учреждений, приведен в п.25 Инструкции, ратифицированной Приказом Минфина РФ №162н от 6.12.2010.

В некоторых случаях, например в коммерческих организациях, списывание материальных запасов может проводиться на основании:

  • форм, утвержденных Приказом Минфина РФ №173н от 15.12.2010;
  • самостоятельно разработанных и утвержденных форм.

Передаются матзапасы для починки ОС на основе ведомости по форме 0504210. Таковая становится основанием для списывания материалов с балансового учета при присутствии документов, удостоверяющих факт исполнения работ.

Так списываются материальные запасы и продукты питания в бюджетных учреждениях на основании таких форм как:

В отдельных случаях бюджетные организации могут применять неунифицированные формы документов. Например, когда подходящий типовой бланк не предусмотрен для конкретной ситуации.

Но в этом случае обязательные реквизиты документа оформляются в соответствии с требованиями п.6 и п.7 Инструкции №157н.

В бюджетных учреждениях факт проверки выдачи материальных запасов и их действительного расходования может также удостоверяться формой, утвержденной (ред. от 9.06.2001). Это форма 230, Акт о списании материальных запасов.

Образец заполнения

Заполнение акта о списании матзапасов особой сложности не представляет. Внимание надобно уделить сопутствующим процедурам. А именно правильности формирования комиссии.

Утвердить таковую может только руководитель распорядительным документом. Также необходимо приложить к акту списания все необходимые документы, удостоверяющие фактическое израсходование материалов, при наличии.

Составление акта списания материальных запасов в 2019 году происходит согласно ранее утвержденному порядку. Бюджетные учреждения соблюдают строгий регламент и используют утвержденные бланки.

Остальные организации могут самостоятельно разрабатывать бланки документов, но при желании вправе применять унифицированные образцы.

Используемые для работы предметы, как и любой инвентарь, приходят в негодность. Чтобы исключить их из имущества организации, необходимо провести процедуру . Для государственных учреждений действует Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н, который регламентирует, в том числе, и бланки документов, необходимых для утилизации. Образец акта на списание материалов в производство зависит от вида списываемого имущества. Так, существуют:

  • акт о списании материальных запасов;
  • акт об утилизации мягкого и хозяйственного инвентаря.

Образец акта на списание ТМЦ различается не только видом актива, но и формой бланка.

Образец по форме ОКУД 0504143

Скачать бесплатно бланк акта на списание материальных ценностей можно по ссылке ниже.

Форма ОКУД 0504143 в виде таблицы

Образец акта ОКУД 0504230

Форма ОКУД 0504230 в виде таблицы

Вы также можете скачать бланк акта на списание материалов в Excel.

Основание для составления

Основанием для составления может быть:

  • проведенная инвентаризация, в ходе которой выяснилось, что некоторые из объектов учета необходимо утилизировать;
  • инициатива ответственных за использование ценностей лиц (МОЛ).

Причина списания материалов в акте на списание зависит от того, какие именно материальные ценности предполагается списать. Например, утилизация мягкого инвентаря может быть обусловлена износом вещи, канцелярские товары должны быть переданы по ведомости от МОЛа непосредственному пользователю (ведомость выдачи ценностей на нужды учреждения по форме 0504210), посуда вносится согласно книге регистрации боя посуды (код формы 0504044). В случае уничтожения предметов инвентаря по утвержденным документам требуется их приложить.

Ответственными лицами являются члены комиссии по поступлению и выбытию активов. Они назначаются приказом руководителя учреждения.

Образец заполнения

Приведем образец акта списания материальных ценностей, пришедших в негодность, на примере столовой детского учреждения.

Шаг 1. Заполняем номер и дату, наименование организации, структурное подразделение, код по ОКПО, ИНН и КПП учреждения, материально ответственное лицо, членов комиссии по поступлению и выбытию активов, реквизиты приказа, на основании которого действует комиссия.

Шаг 2. Комиссия в присутствии (в нашем случае) заведующего столовой проверяет, действительно ли ценности пришли в негодность, что и удостоверяет подписями. Принимает решение о необходимости исключить из ценностей предметы, не удовлетворяющие требованиям к ним.

Шаг 3. После заполнения всех необходимых полей заполняется последний лист с подписью председателя и членов комиссии. Ими могут быть административный персонал организации, работники бухгалтерии, иные специалисты.

Оформляется в двух экземплярах. Один из них передается в соответствующую службу с целью отражения данных в бухгалтерском учете. Второй остается у материально ответственного лица как документ, подтверждающий выбытие материала.

Скачать готовый образец

Сколько хранить

Документ хранится в архиве учреждения не менее пяти лет.

Ответственность

Комиссия несет ответственность за составление документов, проверку материалов, установление полного износа или непригодности ценностей.

Запасы, стоящие на балансе компании, нельзя утилизировать без составления соответствующих бумаг в присутствии членов специально созванной группы, иначе ответственные лица будут отвечать в пределах своего договора об индивидуальной материальной ответственности.

Заведение здравоохранения планирует списать с баланса в связи с непригодностью для дальнейшего использования бактерицидную лампу, которая учитывалась в составе малоценных необоротных материальных активов (на субсчете 113). Какими документами следует оформить эту операцию? И что делать дальше с ультрафиолетовой (бактерицидной) лампой?

Ультрафиолетовые бактерицидные облучатели часто в народе называют просто бактерицидными лампами. Это устройства, оборудованные бактерицидными ультрафиолетовыми лампами, которые применяются в помещениях для обеззараживания воздуха и открытых поверхностей объектов с целью снижения количества микроорганизмов и профилактики инфекционных заболеваний.

Обязательным условием использования облучателей с ультрафиолетовыми бактерицидным лампами является исключение возможности вредного воздействия на человека избыточного излучения, чрезмерной концентрации озона и паров ртути.

Теперь к вопросам учетным.

Бактерицидные облучатели стоимостью до 6000 грн. (без учета НДС) следует учитывать в составе прочих необоротных активов на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы».

Процедура списания таких облучателей почти ничем не отличается от списания других необоротных активов. По общему правилу эту операцию следует оформлять Актом о списании основных средств по типовой форме № ОЗ-3 (бюджет) , утвержденной приказом Главного управления Госказначейства от 02.12.97 г. № 125/70 .

В то же время существует нюанс, на который нужно обязательно обратить внимание при списании бактерицидного облучателя. Так, учреждение должно позаботиться об изъятии бактерицидной лампы и обеспечить ее дальнейшую утилизацию. Почему это так важно? Да потому, что такие лампы, как и более привычные люминесцентные, внутри содержат пары ртути. В свою очередь, соединения ртути включены в раздел А Желтого перечня отходов, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120 , а следовательно, являются опасными отходами .

Таким образом, при ликвидации непригодного для дальнейшего использования бактерицидного облучателя необходимо изъять бактерицидную лампу. Ее следует хранить в металлическом ящике в специально выделенном отдельном помещении. Если же целостность такой лампы была нарушена, в результате чего произошло попадание ртути в помещение, необходимо немедленно провести тщательную демеркуризацию помещения с привлечением специализированной организации.

Имейте в виду: оприходовать на баланс отработанные бактерицидные лампы не нужно . Ведь обязательным условием признания запасов активами согласно п. 1 разд. ІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 , является вероятность получения будущих экономических выгод от их использования. Тогда как утилизация бактерицидных ламп предвещает бюджетному учреждению лишь дополнительные расходы.

Кстати, расходы на оплату услуг по вывозу отходов, их утилизации и обезвреживанию следует планировать и осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». На это указывает п. 14 п.п. 2.2.4 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 .

Однако то, что не нужно вести бухгалтерский учет таких отходов, еще не говорит об отсутствии необходимости их учета вообще. Наоборот, вести количественный учет отходов (в том числе и отработанных бактерицидных ламп) необходимо. И четкое указание на это содержат нормы действующего законодательства. В частности, субъекты хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами обязаны согласно п. «г» ч. 1 ст. 17 Закона Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР выявлять и вести первичный текущий учет количества, типа и состава отходов, которые образуются, собираются, хранятся, утилизируются, и подавать о них статистическую отчетность в установленном порядке. Требования к такому учету определены Порядком ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденным постановлением КМУ от 01.11.99 г. № 2034 . А конкретно, п. 4 этого Порядка требует вести первичный учет отходов согласно типовым формам. Такой формой является типовая форма № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары», утвержденная приказом Минприроды от 07.07.2008 г. № 342 . Этим же приказом утверждена и Инструкция по заполнению типовой формы первичной учетной документации № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары».

Введение типовой формы № 1-ВТ в учреждении осуществляется по приказу руководителя , образец которого приведен в приложении 1 к указанной Инструкции . Именно этим приказом должно быть назначено лицо, ответственное за ведение первичного учета отходов в учреждении. А последнее на основании данных предварительного обследования должно составить перечень мест, где ведется первичный учет, перечень конкретных видов отходов по каждому из этих мест, а также определить периодичность осуществления учета.

Заметим: форма № 1-ВТ не является статистической отчетностью. Это внутренний документ, предназначенный исключительно для ведения первичного учета отходов. Поэтому подавать форму № 1-ВТ в статистические органы не нужно .

В то же время отсутствие такого учета грозит должностным лицам учреждения админштрафом (за нарушение правил ведения первичного учета отходов) в размере от 3 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 51 до 85 грн.). Это предусмотрено ст. 82 1 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

И в завершение несколько слов о налогообложении. А вернее, об отсутствии оснований для обложения экологическим налогом операций по временному размещению на территории учреждения таких отходов, как отработанные бактерицидные лампы. Так, в соответствии с п.п. 240.1.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее - НКУ ) плательщиками эконалога являются субъекты хозяйствования, которые осуществляют размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья , размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования). Поэтому субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях исключительно отходы, которые по требованиям бухгалтерского учета учитываются как вторичное сырье, не являются плательщиками налога за размещение отходов ( п. 240.5 НКУ ). На это указала и Государственная фискальная служба в

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Правильно подобранное освещение – неотъемлемый фактор гигиены труда и его безопасности. Рациональное освещение создается достижением определенных регламентируемых параметров – оптимальной освещенности, минимальном слепящем действии, правильном направлении света. Все это влияет на выбор видов и количества используемых в учреждении осветительных приборов.

Что относится к осветительным приборам?

В настоящее время производители предлагают огромное количество самых разнообразных приспособлений для освещения помещений. Но именно к осветительным приборам относятся:
·приборы наружного освещения (фонари, прожекторы);
·приборы внутреннего освещения (светильники, люстры, бра, торшеры, настольные лампы и т.д.);
·специализированные осветительные приборы (например, лампа-фотовспышка, лампы для проекторов, кварцевые лампы для бактерицидного облучения, световое сценическое оборудование и др.);
·декоративные осветительные приборы (например, гирлянды).
Освещение при помощи осветительных приборов называют искусственным освещением в отличие от естественного солнечного света.

Нормирование освещения

Основные требования к искусственному освещению отражены в Санитарных правилах и нормах «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 », утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 № 34 (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03).
Согласно п. 3.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта. Искусственное освещение помещений подразделяется на общее и комбинированное (п. 3.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (п. 3.1.4) устанавливает нормированные значения освещенности на рабочей поверхности (в точках ее минимального значения) внутри помещений.

Выбор ламп освещения

Согласно п. 3.1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 для общего и местного искусственного освещения следует использовать источники света с цветовой коррелированной температурой от 2400 °K до 6800 °K<*>.
<*> Единицей измерения цветовой температуры служит Кельвин (К). Световое излучение начинается с черного цвета, т.е. это отсутствие цветов вообще. Это означает, что интенсивность излучения, насыщенность и цветовой тон равны 0 К.

Интенсивность ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 320–400 нм не должна превышать 0,03 Вт/м2, при этом наличие в спектре излучения длин волн менее 320 нм не допускается.
Световые приборы для общего и местного освещения, предназначенные к эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения прямого излучения.
В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.

Новое на сайте

>

Самое популярное