Домой Банки Декрет номер 3 о тунеядстве. Лукашенко отправил на доработку скандальный «закон о тунеядцах

Декрет номер 3 о тунеядстве. Лукашенко отправил на доработку скандальный «закон о тунеядцах



«И пусть сегодня декрет № 3 юридически не отменён, формально его действие приостановлено - Министерство по налогам и сборам не взыскивает сбор за 2016 год и не применяет никаких санкций к полумиллиону неплательщиков. Более того, начался возврат некоторым категориям граждан уплаченного сбора за 2015 год», - написала на своей странице в Фейсбук депутат Палаты представителей Анна Канопацкая.

Она также опубликовала стенограмму обсуждения депутатами в мае 2015 года нашумевшего декрета по тунеядству. «Палата представителей прошлого созыва обсуждала тунеядский декрет. Здесь не было единогласного "одобрямс"», - пояснила Анна Канопацкая.

Декрет по тунеядству на рассмотрение в палате представителей 6 мая 2015 года «в соответствии со статьей 101 Конституции" представила тогдашний министр труда Марианна Щеткина. По ее словам, при разработке декрета был "проанализирован исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, его нормы практически встроены в законодательство республики с учетом льгот, преференций, особенностей налогообложения», а «положения декрета основные на конституционной обязанности граждан Беларуси принимать участие в финансировании государственных расходов посредство уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей».

Марианна Щеткина, отвечая на вопросы депутатов, рассказала, что при подготовке декрета "обрабатывались и разрабатывались различные подходы".

- Один из подходов был такой, что если люди не работают, не платят налоги, то пускай, допустим, они полностью платят за детский сад, пусть они полную стоимость возмещают по здравоохранению и так далее. Но это очень дорого и очень сложно, - отметила тогдашний министр труда.

По ее словам, в 2013 году в стране было почти 60 тысяч человек, которые "не имеют желания работать и не видят смысла работать".

- Но мы все прекрасно понимаем, что все мы живем на определенные доходы. И кто бы как бы ни относился к деньгам, но без денег в магазин ты не пойдешь. Поэтому соответственно встает вопрос: откуда у людей доходы? - задалась вопросом Марианна Щеткина. - Речь идет не о том, чтобы взять и наполнить бюджет деньгами. Вовсе нет. Речь идет о том, чтобы человек легально работал и участвовал в финансировании государственных расходов и, соответственно, имел те же самые права, то есть мы все обладаем абсолютно одинаковыми правами.

У министра поинтересовались, удастся ли заставить работать тех, кто не хочет работать.

- Если люди сегодня платить не могут, не хотят, это же тоже будет исключительная мера. Штраф тоже на них не действует. И это не платят, тогда, пожалуйста, на 15 суток по решению суда на арест. Но ты не будешь сидеть и смотреть в окно, а ты будешь привлечен к общественно-полезным работам. Пожалуйста, подметай асфальт, убирай листья. Местные органы власти определят, что нужно сделать для того, чтобы это обществу было полезно, - отметила министр.

При обсуждении декрета депутат Ольга Политико обратила внимание на рост безработицы, сокращение вакансий (такая ситуация на рынке труда была в 2015 и 2016 годах, в прошлом году она начала выравниваться), на рост числа тех, кто трудится на неполной занятости. Кроме того, депутат отметила, что в Беларуси небольшое пособие по безработице.

«Мы, конечно, понимаем, что пособие по безработице не должно быть настолько большим, чтобы у человека не было никаких стимулов трудоустраиваться. Но в тоже время он не должен умереть с голоду. Особенно сейчас, когда все труднее найти работу», - сказала депутат и уточнила, не планируется ли повысить пособие по безработице или усилить оказание социальной адресной помощи. Министр ответила, что «никто с голоду не умрет» и что необходимости в повышении выплат официально нетрудоустроенным нет, многие подпадают под действие адресной социальной помощи.

Депутат Николай Колтунов отметил, что для «людей, которые не хотят сегодня работать, 20 базовых величин заплатить никакого труда не составит и в дальнейшем». «Не лучше ли сделать для них те же расценки, как в частных клиниках, поликлиниках, больницах, и пускай они ходят, лечатся, водят детей в садики и все остальное, чтобы снять это напряжение в обществе», - сказал депутат. Он также обратил внимание на тех, кто накопил денег, открыл счет в банке и живет на проценты, «но его тоже могут причислить к тунеядцам».

- Если сегодня, наверное, у человека лежат миллионы (до деноминации - Прим. ред.) в кассе и он на них живет, я думаю, что 3600 для него несложно заплатить, потому что он же тоже ходит и пользуется всеми благами. То есть у этого же человека тоже должна быть какая-то социальная обязанность, - сказала министр. Марианна Щеткина привела пример с владельцами квартир, которые сдают их в аренду: если уплачивают налог на сумму больше 20 базовых величин, то им не нужно платить налог на тунеядство. «Живите так, как вы хотите - демократическое общество», - отметила министр.

При этом Марианна Щеткина заявила, что «декрет временный».

- Временный почему? Потому что как только заработает интегрированная информационная система, которая будет введена в нашей стране (работы уже начаты), тогда, когда будут социальные электронные карты, где информация о каждом человеке будет на социальной карте, тогда будем платить все по-разному, в зависимости от того, какой вклад мы вносим, - рассказала экс-глава ведомства. - Поэтому просто эта работа начата чуть пораньше. Но я думаю, что она только пользу даст, мы, по крайней мере, будем знать, что, чего и как предпринимать и какие меры.

Тогдашний заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам палаты представителей Лариса Богданкевич отметила, что «занятое население считает, что декрет своевременный и будет способствовать восстановлению ценности труда и трудящегося человека, а также восстановлению конституционной справедливости о равенстве перед законом».

«Был один депутат (не буду называть его фамилию), так он конкретно внес предложение: для тех, кто обманывает, не платит налоги, но живет или вообще не хочет работать, создать резервации. Но эта мысль, конечно... Депутаты посмеялись, но не поддержали, безусловно», - отметил тогдашний заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Виктор Гуминский.

Напомним, ранее Анна Канопацкая обратилась в Министерство по налогам и сборам с просьбой рассказать о расходах, связанных с обслуживанием декрета № 3. Налоговая потраченную сумму назвать не смогла, потому что не учитывает администрирование декрета как отдельную строку расходов.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» никто не собирался «спускать на тормозах». Напротив, готовится его новая редакция, предусматривающая гораздо более широкий контроль за занятостью и доходами населения, чем в первоначальном варианте. Эти вопросы обсуждались на совещании у Президента Беларуси 3 августа по итогам доклада о демографической ситуации и содействии занятости населения.

Власти осознают роль человеческого капитала и надеются сохранить и увеличить динамику прироста населения. Правда, пока она оставляет желать лучшего: на 1 июля 2017 г. в республике проживало всего 9495,5 тыс. человек - почти на 682 тыс. меньше, чем на начало 1996 г. Хотя в 2014-2016 гг. наблюдалось некоторое улуч-шение, в текущем году снова начался спад. Однако Президент уверен, что Беларусь может прокормить 20 млн. человек, а для начал нужно достичь 15 млн. населения. «Это экономическая безопасность нашей страны, мощь нашего государства, а она всегда в людях », - сказал Александр Лукашенко.

В этом вопросе государство обязано действовать на опережение, прогнозировать будущие процессы и вовремя на них реагировать. «Создание условий для стимулирования рождаемости, обеспечение людей работой, рост их благосостояния - основные правительст-венные задачи, задачи местных органов власти, которые надо решать. За решение этих социальных вопросов спрос жесточайший с любого чиновника», - заявил Президент.

Второй, не менее важный вопрос - содействие занятости населения. «Каждый, кто хочет работать, должен иметь такую возможность. Поэтому органам власти нужно оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Активно налаживать переобучение граждан, содействовать им в организации своего дела», - заявил глава государства. Основной тезис властей: «каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет».

Для реализации такой кон-цепции важным инструментом по-прежнему остается Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Новая его редакция должна быть готова к октябрю текущего года.

Волна протестов против декрета не заставила власти изменить свое мнение. «Об-щество должно знать, что никакой отмены декрета быть не может , - заявил Президент. - Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тыс. мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тыс. где? Поэтому Декрет № 3 - это 300 тыс. тех, кто дол-жен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология ».

По мнению Президента, местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на мес-тах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения дан-ной проблемы. Активное учас-тие в разработке новой редакции декрета, наряду с правительством, должны принять и депутаты. «Устраняться от этой проблемы депутату нельзя », - заявил глава государства.

Интересно, что до недавних пор, разработка и принятие указов и декретов обычно вполне обходились без участия парламентариев. Но, оказывается, это тоже «их хлеб» - наверное, на случай, если придется объясняться с населением.

Новым подходом по стимулированию занятости населения станет реализация норм новой редакции Декрета № 3 силами местных органов влас-ти. Правительство также пред-лагает реализовать принцип «не работаешь - платишь за услуги». Предполагается, что трудоспособные граждане, которые не заняты в экономике, будут оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги по стоимости, обеспечивающей возмещение затрат на их оказание.

Теперь изучаются все варианты, по которым могла бы строиться работа в этом направлении. Также в правительстве разрабатывают перечень таких услуг. Для реализации новых подходов создается Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич после совещания у главы государства пояснила, что к концу 2018 г. все граждане страны должны получить ID-карты, позволяющие определять, платит ли человек налоги и отчисления в ФСЗН. Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут платить за те услуги, которые финансируются государством. Если человек не работает, «то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги», сообщила министр.

Поскольку Президент под-держал такую концепцию, остается доработать новую редакцию Декрета № 3, а также как можно быстрее разработать интегрированную сервисно--рас-четную систему, которая будет охватывать различные сферы жизни общества. При этом реализацию норм нового дек-рета предполагается передать в компетенцию местных органов власти. Именно им в недалеком будущем придется раз-бираться с недовольством населения, оценивать, кто и по какой причине оказался в «труд-ной жизненной ситуации» и можно ли ему чем-либо помочь.

Таким образом, власти отнюдь не намерены «спускать на тормозах» Декрет № 3, как надеялись иные граждане. Напротив, чиновники собираются извлечь кое-какие уроки из весенних событий и взыскивать с неработающего по раз-ным причинам населения деньги более эффективно на качественно новом уровне. Надо полагать, разработчики и авторы проекта заранее уверены, что их детище не будет противоречить нормам Конституции, гарантирующим белорусам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (ст. 49). Правда, во многих странах имеются подобные системы, например, обязательное страхование здоровья в Литве. Но одновременно там имеется целый ряд других механизмов, например, пособие по безработице, на которое человек может прожить. К тому же в ЕС, США и постсоветских странах государство не объявляло себя «социальным» и не воспитывало в населении годами патерналистские на-строения. Так что теперь нам придется заплатить не столько за социальные услуги, сколько за избавление от иллюзий.

Обратим внимание еще на одну деталь. На совещании говорилось не только о демографии, занятости и оплате социальных услуг. Также поднимались темы декларирования доходов и имущества и уклонения от уплаты налогов. Принято решение уделить этим вопросам большее внимание. Это стоит сделать и гражданам, которые в азарте обсуждения «налога на тунеядцев» не обратили внимания на пункт 15 Декрета № 3. Между тем в нем предусмотрено, что в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан. Если налоговики установят, что кто-то живет не по легальным средствам, т.е. его расходы превышают доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то гражданину будет направлено письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Если пояснения не будут даны в установленный 30- дневный срок или их содержание окажется неубедительным, гражданину придется уплатить налог с суммы превышения расходов над доходами.

Инструкция о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе, утв. постановлением МНС от 31.08.2015 № 22, и новая редакция Закона «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» открывают широкие воз-можности для выявления лиц, живущих не по средствам, и взыскания с них налогов. Это могло бы пополнить казну куда существеннее, чем пресловутый «налог на тунеядцев», если, конечно, контролирующие ор-ганы всерьез начнут использовать эти механизмы. Правда, тогда, скорее всего, окажутся затронутыми интересы не без-работных и домохозяек, а весьма важных, возможно, даже влиятельных особ. Но у них-то деньги на уплату налогов как раз имеются.


Подробнее на сайте Экономической газеты:

Декрет «О содействии занятости населения», который изложил в новой редакции скандальный декрет «о тунеядцах».

Фото из архива

В Беларуси создадут базу «тунеядцев»

Одно из главных новшеств документа - отмена сбора на финансирование государственных расходов или, проще говоря, налога «на тунеядцев». Тем, кто его уже успел заплатить, вернут деньги.

В ближайшее время будет создана база данных трудоспособных граждан, которые не заняты в экономике.

Как пояснил на пресс-коференции в Минске заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович , база данных будет создана в два этапа. На первом этапе - на основе республиканских информационных ресурсов. На втором этапе база будет откорректирована с учетом информации, полученной от местных исполнительных органов власти.

За декрет будут отвечать на местах

Для реализации декрета при местных органах власти будут созданы специальные комиссии. В их состав войдут депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, представители милиции, ЖКХ, общественных объединений и так далее.

«Основанием для работы комиссии будет база данных тех людей, которые трудоспособны, но не заняты в экономике. Комиссии будут приглашать их, чтобы определить, в какой ситуации оказался человек. Комиссия увидит этого человека с его проблемами. То есть, при реализации декрета будет комплексный подход к решению всех проблем людей. Документ имеет социальную окраску» , - рассказала сайт депутат Палаты представителей, член постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Тамара Красовская , которая участвовала в межведомственной рабочей группе по разработке нового декрета.

По ее словам, комиссии будут применять индивидуальный подход к гражданам, которые попали в базу данных.

«Если мы видим, что на рынке труда нет таких специальностей, которыми обладает этот человек, то ему будут предлагать переобучиться, получить другую квалификацию. А прежде чем он будет ее получать, он может поучаствовать в каких-либо работах. То есть все будет делаться для того, чтобы люди сегодня жили достойно» , - отметила Тамара Красовская.

«Тунеядцы» заплатят по полной

Тем же трудоспособным гражданам, которые все же не будут заняты в экономике, с начала следующего года придется полностью платить за субсидируемые государством услуги. Список таких услуг до 1 апреля этого года .

При разработке декрета предлагалось взимать по полной за коммунальные услуги. «На межведомственной рабочей группе шла речь только об услугах ЖКХ» , - рассказала Тамара Красовская.

В связи с этим возникает вопрос, как будет осуществляться эта норма, если в одной квартире проживают как работающие, так и «тунеядцы».

«Такие люди будут приглашаться в комиссию, где будет уточняться, почему они не работают. И когда будет видно, что человек действительно не хочет работать, ведет такой образ жизни, что живет за счет мамы, тогда было такое предложение, чтобы разделить лицевые счета. Мама будет за себя платить, а сын - за себя. Это предложение. А как будет - определит Совет министров» , - объяснила Тамара Красовская.

При этом у комиссии будет право полностью либо частично освободить «тунеядцев» от стопроцентного возмещения затрат на услуги в связи «с нахождением в трудной жизненной ситуации» .

Эксперты критикуют

Ряд экспертов раскритиковали декрет.

Юрист и председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин в комментарии для БелаПАН отметил декларативность документа.

«Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», - сказал эксперт.

Балыкин также подверг сомнению экономический смысл документа на фоне того, что государство и так декларирует намерения о движении к полному возмещению населением стоимости услуг ЖКХ.

А эксперт аналитического центра «Стратегия», политолог Валерий Карбалевич предположил, что «в новом декрете заложены мины, которые начнут взрываться со вступлением его в силу в 2019 году» .

Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать декрет «о тунеядцах» неудачным, поэтому, чтобы сохранить лицо, они разработали новый документ.

«Государство увидело неэффективность декрета № 3, она была очевидна, потому как взимание сбора оказалось невозможным в большинстве случаев. Взыскивать его стало себе дороже, да и издержки по администрированию были выше возможной выгоды. С другой стороны, признать декрет неудачным у государства не хватило политической воли и сил - пытались сохранить лицо» , - полагает Сергей Балыкин.

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

Декрет №3

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня . Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень )

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Хотите найти работу? Смотрите вакансии в Минске по ссылке:

25 января Александр Лукашенко подписал Декрет №1 «О содействии занятости населения». Фактически это версия Декрета «о дармоедах 2.0.» Медиа-Полесье вспомнило историю вопроса и изучило, что нового несёт новый документ для жителей Беларуси.

, Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан 2 апреля 2015 года. Нормативный акт устанавливал обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, уплатить сбор в размере 20 базовых величин.

Долгое время жители Беларуси не обращали внимания на принятый документ. Ведь госорганы чуть ли не ежедневно принимают различные нормативные акты, в которых мало кто разбирается. А многие думали, что их не настигнет рука государства, и просто жили себе прежней жизнью.

Но в декабре 2016 года к потенциальным тунеядцам стали приходить «письма счастья» из налоговой с требованием уплатить 20 базовых величин сбора.

Нарушителей ожидали штрафные санкции и даже административный арест на 15 суток с обязательным привлечением к общественным работам.

Оказалось, что всё время со дня подписания Декрета №3 государственная машина с завидным упорством искала дармоедов, чиновники различного уровня и из различных ведомств сверяли информацию и составляли электронные базы данных. Планировалось, что на чистую воду выведут около 400 тысяч человек, уклоняющихся от финансирования госрасходов, а с них соберут около 100 миллионов долларов сбора.

Причём, декрет не учитывал множества жизненных ситуаций, в тунеядцы записывали больных людей, «дембелей», людей, которые ухаживали за больными родственниками, выпускников вузов, которые не успели распределиться на работу.

Всё это вызвало справедливое возмущение у населения Беларуси. Люди не понимали, за что они должны платить, указывали, что во всех странах государство помогает безработным, а не отбирает у них последние деньги.

Сначала белорусы возмущались на кухнях и в соцсетях, затем стали судиться с налоговыми инспекциями и собирать подписи за отмену документа.

Сроки рассылки извещений несколько раз переносились. В Декрет вносились изменения, чтобы расширить список тех, кого освободят от уплаты сбора, а местным органам власти было дано право освобождать от уплаты налога граждан, попавших в тяжёлые жизненные ситуации.

Минздрав разработал инструкцию, которая даёт право учреждениям здравоохранения выдавать справки, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан для предоставления в налоговые органы. Изменения в свои нормативные акты вносили и другие белорусские ведомства.

Независимые эксперты уверяли, что Декрет №3 необходимо отменить, так как расходы, связанные с его выполнением, могут в 100 раз превысить запланированный сбор (затраты на работу контролирующих органов, судов и органов МВД).

Весной 2017 года по стране прокатились массовые выступления граждан против «дармоедскоего» декрета. Таких многочисленных протестов в стране не было с середины 90-х годов. К акциям подключились регионы. Оказалось, что в малых городах работы нет, а цифры официально зарегистрированной безработицы удивляют своей мизерностью. Да и по данным статистики, с момента принятия Декрета на 155.500 человек уменьшилось число занятых в экономике страны.

Белорусские власти были озадачены такой реакцией. Начались многочисленные заседания комиссий, на которых чиновники решали судьбу «тунеядцев», были организованы серии встреч населения с депутатами и чиновниками разного уровня, выездные приёмы осуществляли министры и сотрудники Администрации президента.

Наиболее активных участников протестов штрафовали или садили на «сутки». Президент страны неоднократно требовал трудоустроить всех безработных. В конце концов, Александр Лукашенко приостановил действие Декрета №3, но заявил, что он не отменяется, а будет значительно доработан.

Сроки принятия доработанного документа также переносились. В итоге 25 января 2018 года Президент подписал Декрет №1, в котором предусмотрены меры по содействию занятости населения.

СПРАВКА “МП”

За время действия Декрета №3 было разослано 470 тысяч уведомлений на уплату сбора на финансирование госрасходов. 109 нормативных актов было принято и изменено в стране для реализации Декрета. 62700 белорусов заплатили «налог на тунеядство» на сумму 18.6 миллионов рублей. 15 200 человек вернули уплаченный сбор (на сумму 4,5 миллиона рублей). Более 63 тысяч человек подписали петицию об отмене декрета. По некоторым данным на составление базы о тунеядцах было затрачено 500 тысяч долларов.

Причём, Декрет был подписан вечером, однако чиновники начали быстро на него реагировать и давать комментарии. Например, было сказано, что людям, которые оплатили «дармоедский» сбор, вернут деньги, и налоговая уже определила порядок их возврата (до этого эти средства вернуть было трудно). А потенциальные «тунеядцы» будут полностью оплачивать услуги, субсидируемые государством (например, ЖКХ).

Еврорадио рассмотрело , чем отличаются «антидармоедские декреты»:

Отличие первое. Цель декрета

Декрет №3

В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путём уплаты налогов, пошлин и иных платежей.

Декрет №1

В целях активизации деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию занятости, проведению мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

Вывод: Меняется позиционирование Декрета. Первый был про "социальное иждивенчество", нынешний вариант о "стимулировании занятости" и "ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни".

Отличие второе. Кто такой тунеядец?

Декрет №3

Граждане, не участвующие в финансировании государственных расходов или участвующие в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде.

Декрет №1

Пока не известно. Совет Министров должен определить порядок отнесения трудоспособных граждан к незанятым в экономике.

Вывод: в Декрете не прописан объект, на который он направлен.

Отличие третье. Ресоциализация

Декрет №3

В тексте декрета "ресоциализация" не фигурирует, как и "лица ведущие асоциальный образ жизни".

Декрет №1

Со слов о «ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни» начинается текст декрета. Известно, что будут созданы комиссии, им будет предоставлено право принимать решения о необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

Вывод: Похоже, что «ресоциализация» - это отправление людей в ЛТП, раньше это было возможно только по решению суда.

Отличие четвёртое. Что возьмут с тунеядцев?

Декрет №3

20 базовых величин.

Декрет №1

В Декрете это не определено. До 1 апреля Совет министров должен определить список услуг, которые придётся возмещать, а также условия их предоставления. Известно, что, как минимум, это будут услуги ЖКХ.

Вывод: Пока неизвестно, кто точно подпадает, а кто освобождается, кто признаётся финансирующим госрасходы и на кого не распространяется документ. Нет списка услуг, которые придётся оплачивать по экономически обоснованным тарифам. И совершенно не ясно, как будет действовать механизм оплаты и условия предоставления услуг, которые придётся возмещать.

Правительство до 1 апреля должно придумать и воплотить механизмы, с помощью которых будет работать этот Декрет, кто под него подпадает, а кто освобождается. То есть за три месяца правительство должно придумать то, что ему не удалось сделать на протяжении 34 месяцев, пока действовал прежний "декрет о тунеядцах".

БДГ отмечает, что новая редакция Декрета переносит ответственность за реализацию всей этой стимуляции занятости на местный уровень. Предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий. А правительству поручено сформулировать, чем эти комиссии конкретно займутся.

В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, ЖКХ, внутренних дел, других подразделений исполкома. В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений – такая информация о комиссарах оговорена в Декрете.

Именно комиссия будет принимать решение о полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, от обязанности уплаты госуслуг по полным тарифам. А также – о необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

Как эта комиссия будет способствовать содействию занятости, непонятно. Возможно, она просто будет дублировать функции существующих «бирж труда».

Что касается уплаты «тунеядцами» полных тарифов на госуслуги, то в этом вопросе очень много неясного. Медицина и образование в Беларуси по Конституции бесплатны. Тарифы же ЖКХ и так стремятся к 100% возмещению гражданами (за исключением отопления). Да и как справедливо распределить эти тарифы, если, например, в квартире проживают два работающих и один дармоед? Есть ещё тарифы на проезд в общественном транспорте, которые также субсидируются государством, так что, возможно, тунеядцы будут покупать талончики по особым документам, увеличивающим тариф.

И ещё раз можно вернуться к формулировке цели Декрета №1: «В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путём уплаты налогов, пошлин и иных платежей.

Издание «Солидарность» подчёркивает ущербность такого подхода, достаточно открыть закон о государственном бюджете на 2018 год. В этом документе чётко написано, что доходная его часть» составляет около 10,4 миллиардов долларов .

Самый крупный источник поступлений – это налоги. А именно доходы от налога на добавленную стоимость (НДС). То есть, все товары, которые мы покупаем в магазинах, все услуги, которыми мы пользуемся, облагаются НДС, который может достигать 20%.

И НДС приносит в государственный бюджет около 5,4 миллиарда долларов ежегодно. То есть, более половины доходов казны финансируется за счёт покупок белорусских граждан и юридических лиц. И совсем не важно, работает среднестатистический гражданин или нет – он является полноправным налогоплательщиком просто из-за того, что ходит за покупками в ближайший магазин.

Новое на сайте

>

Самое популярное