12.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
12.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.
12.1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА.
Фина́нсы (мн. от лат. finanсia - приказ о выплате) – это фонды денежных средств, возникающие в процессе общественного воспроизводства у основных экономических субъектов и используемые для общегосударственных нужд и нужд общественного воспроизводства. Обычно речь идёт о:
· целевых фондах государства (общегосударственные или централизованные финансы) и
· децентрализованных финансах хозяйствующих субъектов (предприятий).
В процессе формирования и использования этих фондов денежных средств возникают финансовые отношения. С помощью финансовых отношений государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях стимулирования наиболее эффективного процесса хозяйствования.
Финансовая система государства это система экономических отношений связанная с формированием и использованием фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных нужд и нужд расширенного воспроизводства, а также учреждения, осуществляющие управление и контроль за использованием денежных средств из этих фондов.
Общегосударственные финансы включают в себя:
1. Бюджетную систему (государственные и местные бюджеты).
2. Государственные внебюджетные целевые фонды;
3. Государственный кредит;
4. Государственные фонды страхования
Задачи, решаемые системой общегосударственных финансов:
· Развитие производственной сферы
· Развитие социальной сферы (культура, спорт, образование и пр.)
· Обеспечение финансовыми ресурсами нужд обороны, управления страной, правоохранительная деятельность.
В странах рыночной экономики производственная сфера развивается и совершенствуется за счет самофинансирования, привлечение кредитных и иных ресурсов. Государство осуществляет поддержку лишь приоритетных отраслей экономики и осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие отраслей и производств, обеспечивающих развитие НТП.
2. Отраслей, выпускающих экспортную или дефицитную продукцию;
3. Развитие отраслей и производств, имеющих общенациональное значение (энергетика, некоторые отрасли добывающей промышленности и сельское хозяйство)
12.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
Государственный бюджem (от анг. budget - чемодан, мешок с деньгами.) - ведущее звено финансовой системы. Через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти - парламентами.
Основные функции государственного бюджета. Государственный бюджет современных зарубежных стран выполняет следующие основные функции:
1 перераспределение национального дохода. Через государственный бюджет перераспределяется около 50% ВВП. Бюджет широко используется для:
· межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов. Таким образом совершенствуются межотраслевые пропорции и обеспечивается выделение приоритетных отраслей экономики.
· территориального перераспределения финансовых ресурсов. Посредством налоговой системы изымаются финансовые ресурсы из регионов, где они имеются в относительно избыточном объеме и направляются в ресурсодефицитные регионы, обеспечивая тем самым их развитие. Как правило, это области, бедные природными ресурсами или пострадавшие экологически и т.п.
· перераспределение доходов между различными группами населения посредством налоговой системы и системы социальных трансфертов.
Используя бюджет, государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода.
2 государственное регулирование и стимулирование экономики . Перераспределение национального дохода в значительной мере позволяет реализовать следующую функцию государственного бюджета - государственное регулирование и стимулирование экономики.
3 финансовое обеспечение социальной политики . Государственный бюджет стал крупным источником средств для воспроизводства рабочей силы. По мере научно-технического прогресса воспроизводство рабочей силы все в большей степени зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.
4 реализация всех этих функций дополняется осуществлением контроля за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств . Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов
П ериод, в течение которого действует утвержденный бюджет,называется бюджетный год .
Композиция бюджета. В широком смысле слова бюджет - баланс, в одной стороне которого находятся все доходы, в другой - расходы. (вертикальная и горизонтальная композиция бюджета)
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Можно выделить следующие основные источники доходной части бюджета: налоги, государственные займы, доходы от использования государственной собственности; доходы от приватизации; гранты или дары; денежная эмиссия.
1) Главный метод перераспределения национального дохода - налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих (доходы, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему) доходов.
2) Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. Существуют два пути получения государственных займов: 1) государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства; 2) кредиты, полученные у центрального банка и других, кредитных учреждений. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. И часто ведет к росту налогов. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями. получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений. Поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда.
3) доходы от использования государственной собственности;
4) доходы от приватизации;
5) гранты (дары) от иностранных правительств или международных организаций. Гранты могут предоставляться либо для финансирования реализации определенного проекта, либо просто для поддержания бюджета дружественных государств, испытывающих трудности. Гранты не считаются статьей финансирования бюджета и показываются в его доходной части, а не "под чертой". Если грант предназначен для приобретения средств производства, он считается капитальным. Все остальные гранты относятся к текущим. Гранты отличаются от займов тем, что по грантам не наступает контрактного обязательства выплачивать полученные суммы.
6) при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.
В зависимости от государственного устройства страны различают:
а) в унитарном государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов;
б) в федеративном государстве - доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;
Расходы государственного бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций.
С начала XX века основная тенденция в области расходов государственного бюджета - постоянное их увеличение. Скачкообразный рост расходов происходит в периоды войн, когда они увеличиваются в десятки раз. Однако, во второй половине XX в. удельный вес военных расходов сократился и возросли социальные расходы, затраты по вмешательству в экономику.
Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой подразделяются на следующие пять групп:
1 социальные цели;
2 вмешательство в экономику;
3 военные;
5 предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.
Основные в государственном бюджете расходы военные, на вмешательство в экономику и на социальные цели.
I. Затраты на социальные цели включают расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят по многочисленным социальным программам. В США насчитывается около 100 таких программ, в Великобритании - несколько десятков. Затраты на социальное страхование в значительной мере финансируются за счет самих трудящихся.
2. Быстро растущей группой государственных расходов являются затраты по вмешательству в экономику (бюджетное финансирование). Например затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР от 50 до 70% всех затрат на научные исследования), на экономическую и социальную инфраструктуру, поддержку сельского хозяйства, государственных отраслей экономики, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства и регионах страны, на стимулирование экспорта.
Повысились субсидии частным фирмам, особенно в так называемых районах развития. К ним относятся районы с высоким уровнем безработицы и замедленным экономическим ростом.
В некоторых странах выдаются субсидии на занятость предпринимателям на вновь принятых работников. Значительные ресурсы из государственного бюджета предоставляются сельскому хозяйству. В странах Европейского Союза (ЕС) поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.
Активная помощь оказывается также экспортным фирмам, что значительно облегчает их положение в условиях острой конкурентной борьбы на мировых рынках. стимулирует относительно высокие темпы экономического роста, но и смягчает ее циклические колебания. Удельный вес расходов государственных бюджетов по вмешательству в экономику увеличился с 15-17% в середине 50-х до 20% в середине 60-х и 22-25% в 80-90-х годах.
3. На военные расходы в ведущих зарубежных странах приходится до 20 общей суммы расходов государственного бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные военные расходы. Прямые военные расходы отражаются в военных бюджетах - отграниченной части государственного бюджета. Они включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание милитаристских блоков (НАТО).
Прямые военные расходы резко возрастают в периоды войн и в условиях милитаризации экономики.
К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, контрибуции и репарации, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших. а также военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств. и
4. Расходы на содержание государственного аппарата управления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, различных министерств и ведомств. В целом расходы на государственный аппарат занимают 4-5% общей суммы расходов бюджета.
5. Расходы по внешнеэкономической деятельности.
6. Расходы по обслуживанию государственного долга
Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.
Возможны 3 варианта состояния бюджетного фонда:
· сбалансированное состояние, когда доходы равны расходам;
· профицит , когда доходы превышают расходы;
· дефицит, когда расходы превышают доходы.
Наиболее типичное – дефицит.
12.3. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.
Налоги - обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц, носящие фискальный характер.
Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях рыночных отношений. Обосновал их необходимость и первым сформулировал основные принципы (правила) налогообложения А.Смит.
Рисунок 12.1 – Принципы налогообложения
равномерность или принцип справедливости - подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам, т. е. соответственно доходу, участвовать в содержании правительства;
определенность - налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика;
удобство - каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить его;
экономия - каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из доходов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
· налог должен взиматься с доходов, а не с капитала . Чрезвычайно важно, чтобы налогообложение не наносило ущерба национальному капиталу. Налогообложение любой страны не должно превышать наиболее высоких налоговых ставок, существующих в настоящее время в развитых странах. В результате будет исключена опасность лишения страны путем налогообложения части ее капитала.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют три функции: фискальную, регулирующую и стимулирующую.
1. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. XX в. характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти.
Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обусловливает регулирующую функцию.
2. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала.
3. Стимулирующая. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющееся для предпринимателей определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей
В современном государстве существуют различные виды налогов (рисунок 12.2.)
Прямые - подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других.
Косвенные - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные - во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения. В налоговых поступлениях в госбюджет Республики Беларусь преобладают косвенные налоги. Это свидетельствует о том, что налоговая система страны выполняет в большей степени фискальную, нежели стимулирующую функцию.
Рисунок 12.2 – Виды налогов
Особенно важна классификация в зависимости от объекта налогообложения и его цели:
1 подоходный налог с населения. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения - от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета.
2 налог на прибыль корпораций. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого налогообложения в западных странах - постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета, в 1998 г. - 12%.
Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Доля этого налога в общих доходах бюджета колеблетсяот 5,5% во Франции и Германии, до 10-11% в Великобритании.
3 налог на добавленную стоимость (НДС ). Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) НДС - важнейшая составная часть налоговых систем 42 государств, в том числе 17 европейских (действует во всех странах ЕС). Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС.
4 акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин).
5 таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного разделения труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращением таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)", созданием зон беспошлинной торговли в странах ЕС, ЕАСТ и др.
Налоговые платежи являются важнейшим инструментом государственного макроэкономического регулирования. Налоги должны обеспечивать доходную часть бюджета финансовыми ресурсами и одновременно они не должны быть слишком высокими, чтобы сохранялись стимулы развития производства у национальных производителей. Увеличение налоговой ставки свыше ее оптимальной величины приведет к сокращению объемов национального производства и снижению суммы налоговых поступлений в бюджет государства. Это было показано советником президента Р.Рейгана А.Лаффером
Рисунок 12.3 – Кривая Лаффера
Используя налоговую функцию: Т = t Y, А.Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max .). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y) (рис.12.3). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) А. Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).
12.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.
Как мы уже отмечали из трех возможных состояний бюджетного фонда наиболее типичным для современного государства является состояние дефицита. Дефицит государственного бюджета может покрываться за счет заимствований государства. Государственные заимствования приводят к появлению такого явления, как государственный долг.
Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Осуществление государственных займов у резидентов порождают внутренний долг и у нерезидентов – внешний долг. Сумма внешнего и внутреннего долга – это национальный долг страны.
Виды государственного долга:
- Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам;
- текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил;
Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.
Показатель величины государственного долга отражается в СНС и государство контролирует этот важнейший макроэкономический показатель. МВФ рассчитал и установил критические значения величины государственного долга. Внешний долг страны не должен превышать:
· 60%к ВВП;
· отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение) – 220 %;
· отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг - 25 %.
Каждое государство осуществляет управление государственным долгом для того, чтобы его величина не превысила критическое значение.
Управление государственным долгом – это система мер направленных на обслуживание долга (выплата % по нему) и его погашение.
Финансирование расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга осуществляется за счет:
1 увеличения налогов (основной, но не единственный источник);
2 продажа государственной собственности;
3 прибыль, если средства использованы производительно;
4 осуществление новых займов.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.,
Наличие государственного долга имеет следующие реальные негативные последствия:
· погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче;
· повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу может подорвать действие экономических стимулов развития национального производства;
· займы правительства в национальной банковской системе для уплаты процентов по государственному долгу приводят к сокращению инвестиций внутри страны;
· наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности ее экономики.
12.5. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ.
С целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией, государство осуществляет фискальную, или бюджетно-налоговую политику.
Фискальная политика представляет собой систему мер, которую предпринимает правительство для стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой).
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.
Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
По методам осуществления различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов.
Автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется , но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. Т.е происходит естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла
К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог; 2) пособие по безработице.
Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, и, следовательно, величина налоговых поступлений уменьшается. В условиях экономического роста растет занятость, увеличиваются объемы выпуска, растет прибыль, налоговые поступления при прогрессивной системе налогообложения увеличиваются даже при неизменной ставке налога. Увеличение налогов сокращает величину совокупных расходов и оказывает антиинфляционное воздействие на экономику. Поскольку экономический рост сопровождается ростом занятости, уменьшаются трансфертные государственные платежи (пособия по безработице, по бедности), что также сдерживает развитие инфляции. Наоборот, в условиях экономического спада налоговые поступления автоматически снижаются, а трансфертные платежи возрастают (пособия по безработице), что содействует увеличению совокупных расходов и снижению уровня безработицы.
Такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.
Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу (рис.12.3).
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида дискреционной фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) применяется при спаде (рис.12.4 (фискальная экспансия)) и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Она сокращает рецессионный разрыв выпуска и снижает уровень безработицы, направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. (рис.12.4). Она имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.
Рисунок 12.4 – Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Фискальная политика в Республике Беларусь является сдерживающей, что связано с инфляционными процессами в национальной экономике. Современная бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь предполагает сокращение расходов государственного бюджета и увеличение его доходов главным образом за счет неналоговых инструментов (использование механизмов приватизации, стимулирования деловой активности).
Кроме того, проводится совершенствование и налоговой политики. Это обусловлено тем, что бюджетно-налоговая политика государство носила до сих пор фискально-защитный характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень защиты населения. Это предполагало высокую налоговую нагрузку на экономику. В связи с этим произошло снижение темпов развития производства, снизилась собираемость налоговых платежей, произошло ухудшение собираемости налогов. Дальнейшее реформирование налоговой системы в республике предполагает дальнейшее упрощение системы налогообложения и снижение налоговой нагрузки основных субъектов хозяйствования.
Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.
Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы:
- только фискальная ;
- фискальная и регулирующая (присущие высокоразвитым рыночным отношениям);
- многофункциональное проявление сущности налогов (кроме фискальной и регулирующей функции выделяются, по меньшей мере, контрольная и распределительная функции).
Наиболее логичным видится выделение четырех функций налога :
- фискальной;
- распределительной (социальной);
- контрольной;
- регулирующей:
- стимулирующая;
- дестимулирующая;
- воспроизводственная.
Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.
Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фискальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.
Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:
- использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы - большие налоги»;
- повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достижение большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
- использование повышенных акцизов и на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
- применение ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок (например, при обложении личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобождаются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
- использование компенсационных и накопительных социальных платежей (в России - ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.
Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция не только обеспечивает регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.
Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной - через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.
Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение , и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство - налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.
А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три подфункции:
- стимулирующую;
- дестимулирующую;
- воспроизводственную.
Подробнее о подфункциях
Стимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым категориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организации, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.
Вместе с тем стимулировать можно не только развитие определенных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, например посредством установления на них льготного порядка налогообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налоговый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъектов, но это лишь один из аспектов для стимулирования их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработанного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не помогут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.
Дестимулирующая подфункция , напротив, заключается в формировании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. Повышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.
Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие производства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не безграничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.
Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посредством увеличения доли косвенного налогообложения можно дестимулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных пошлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, рекомендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится недостаточно обоснованным, поскольку при стимулировании развития определенных производств, отраслей и территорий сдерживается развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.
Наверняка вы слышали это слово в репортажах, интервью, читали в газетах или публицистической литературе. Но что это - фискальный? Давайте разбираться вместе.
Фискальный это...
Слово относится к официальным, сфера его применения по большей части - финансы. Представим значения данного прилагательного:
- Принадлежащий казне государства, служащий фиску. Это то же, что и государственная казна. Ранее - частный бюджет римского императора.
- Все, что относится к фискальству, фискалу. Последним словом в царской России именовался чиновник, призванный следить за работой административных организаций. Из-за специфики его работы фискалом также называли доносчика или ябеду. Отсюда фискальство - это деятельность такого лица. Это может быть написание доносов, жалоб, распространение слухов.
- Налоговый, финансовый, имеющий отношение к накоплению государственных доходов.
Происходит от существительного "фискал". Его истоки - лат. fiscus - "касса", "казна".
Распространенные синонимы слова "фискальный" - это:
- казенный;
- ябеднический;
- налоговый.
Перейдем к частным случаям.
Фискальный агент
Данное словосочетание имеет ряд определений:
- Представитель одного из финансовых национальных институтов США, который консультирует какую-либо организацию, объединение.
- Третье лицо, работающее от имени эмитента облигаций при оплате последних подписчиками.
- В тех же Соединенных Штатах агент, который имеет правомочие собирать налоги и прочие сборы от имени государства.
Фискальная политика
Зная значение слова "фискальный", мы можем догадаться, чем характерен одноименный тип ведения политики. Это один из главных видов вмешательства государства в сферу экономики, цель которого - уменьшение колебаний бизнес-циклов, установка стабильной системы за короткий срок.
Инструменты фискальной политики - прибыль и растраты государственного бюджета, в частности, госзакупки, трансферты, налоги.
Фискальный чек
Данный термин обозначает кассовый чек с фискальными признаками. Аппарат, который выдает этот документ, обязательно должен быть зарегистрирован в отделении налоговой инспекции.
Основные признаки фискального чека следующие:
- Наличие информации об ИНН.
- Пропечатка данных о регистрационном номере
- Фискальный признак. Последним служат различные стилистические вариации написания буквы "Ф".
Итак, фискальный - это слово, имеющее не одно значение. Мы рассмотрели его синонимы, а также разобрали чеки, агентов, политику, которые определяются этим прилагательным.
Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):
- фискальную;
- регулирующую;
- социальную:
- контрольную.
Фискальная функция налогов
Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
Рис. 3.2. Функции налогов
Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.
Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.
Однако обслуживание за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.
Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.
Регулирующая функция налогов
Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.
Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.
Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.
В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:
- снижение налоговой ставки;
- сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
- возврат ранее уплаченного налога или его части;
- отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
- зачет ранее уплаченного налога;
- замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.
Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.
Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.
Социальная функция налогов
Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.
К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.
Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.
Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:
- функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
- антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.
Контрольная функция налогов
Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.
Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.
По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.
Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и . Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.
Налоговая система - система,основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
· Фискальная
· Распределительная
· Регулирующая
· Контрольная
Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
Деньги государству нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством нее реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
В составе фискальной можно выделить контрольную функцию. Через налоги государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность организаций и граждан, источники доходов и расходов. Денежной оценкой сумм налогов можно количественно сопоставить показатели доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
С первого взгляда может показаться, что чем выше ставки налогов, тем больше средств попадет в бюджет, способствуя увеличению государственных доходов. Однако это не совсем так. Ни предприниматель, ни индивидуальный работник не хотят работать при чрезмерно высоких ставках налогов, так как не видят для себя в этом никакой выгоды. В то же время низкие ставки налогов создадут дефицит государственного бюджета и сократят социальные трансферты правительства. Поэтому нужны грамотные и всесторонне осмысленные подходы при осуществлении фискальной функции налогообложения.
Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы - это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.
Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.
Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха.