Домой Банки Горелышева м.а. специальные налоговые режимы для сельхозпроизводителей: есхн и усн

Горелышева м.а. специальные налоговые режимы для сельхозпроизводителей: есхн и усн

Какую отчётность должен сдавать начинающий фермер? Зарегистрировался только в этом году, свою деятельность только начал, какие налоги должен платить, если прибыли никакой(сами понимаете только начало)?

Перечень налогов при УСН и ЕСХН одинаков:

Единый налог при УСН (или ЕСХН),

Транспортный налог (при ЕСХН предусмотрены льготы для сельхозтехники),

Страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование,

НДФЛ (в качестве налогового агента),

Земельный налог,

Негативное воздействие на окружающую среду.

Данные налоги предприниматель должен оплачивать при наличии налогооблагаемой базы (например, ЕСХН /УСН – при наличии дохода, транспортный налог – при наличии транспорта, НДФЛ и страховые взносы – при выплате дохода наёмным работникам и т.д.)

При выборе системы налогообложения обратите внимание на список расходов, которые можно признавать в налоговом учете.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочник: ЕСХН. ПЕРЕХОД, ИСЧИСЛЕНИЕ, УПЛАТА. ВИТАЛИЙ СЕМЕНИХИН

2. Какие налоги заменяет ЕСХН у индивидуальных предпринимателей

Рассмотрим, от каких налогов освобождаются индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН.

Однако для начала отметим, что право на уплату единого сельскохозяйственного налога распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Напомню, что в настоящее время правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлены Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В случае если он перейдет на уплату единого сельхозналога, он будет освобожден от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц по предпринимательской деятельности, налога на имущество физических лиц по имуществу, используемому для предпринимательства.

Он также не признается плательщиком налога на добавленную стоимость за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, и если уплачивает его как участник договора простого товарищества.*

5.2. Подача уведомления

Переход на уплату ЕСХН носит уведомительный порядок. Поэтому в инспекцию необходимо подать уведомление. Сделать это надо не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого сельхозпроизводитель переходит на этот спецрежим. Ждать разрешения или запрета на применение спецрежима от налоговиков не нужно. Ведь, как уже говорилось, порядок перехода уведомительный. Форма (форма № 26.11) уведомления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждена приказом ФНС России от 28 января 2013 г. № ММВ-7-3/41@ .

  • ПФР – 2013–2014 годы – 21 процент;
  • ФСС РФ – 2013–2014 годы – 2,4 процента;
  • ФФОМС России – 2013–2014 годы – 3,7 процента;

Итого общий тариф:

в 2013 и 2014 году – 27,1 процента.

Тарифы в ПФР распределяются в порядке, установленном в пункте 5 статьи 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Для лиц 1966 года рождения и старше на 2013–2014 годы страховая часть равна 21 проценту (из них солидарная часть тарифа – 5%, индивидуальная часть тарифа – 16%).

Для лиц 1967 года рождения и моложе на 2013–2014 годы страховая часть равна 15 процентам (из них солидарная часть тарифа – 5%, а индивидуальная часть тарифа – 10%). При этом накопительная часть составляет 6 процентов. С 1 января 2014 года накопительная часть будет составлять 2 процента, а индивидуальная часть соответственно увеличится до 14 процентов ().

Индивидуальные предприниматели, которые не выплачивают вознаграждений физическим лицам, исчисляют и уплачивают страховые взносы в особом порядке, установленном Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.* Расчет суммы своих страховых взносов за расчетный период они производят самостоятельно. В отличие от плательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, у индивидуала-одиночки размер страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование не зависит от величины полученного им дохода. Ему не нужно определять объекты обложения страховыми взносами и базу для их начисления. Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР и ФОМС, производится исходя из стоимости страхового года, на что указывает часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Соответственно, расчет по форме РСВ-2 в ПФР с 1 января 2012 года обязаны представлять лишь главы КФХ.

Справочник «ЕСХН. Переход, исчисление, уплата»

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:

– налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости см. Как рассчитать налог на имущество ;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходовконтролируемых иностранных компаний , дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК РФ , письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:

– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558 , и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212 , от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103 ;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной . Об этом сказано в Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н , и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10 , от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09 .

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Такие правила установлены пунктами и статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке (ЕНВД, ЕСХН) перечислять экологические платежи. Деятельность организации связана с природопользованием

Да, должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (). При этом обязанность по перечислению экологических платежей не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.* Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 . Несмотря на то что это письмо адресовано организациям на ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

Налоговые агенты

Организации (в т. ч. автономные учреждения) на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

  • НДС ();
  • НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ);
  • налога на прибыль (п. , ст. 275, НК РФ).

2) расходы на добровольное страхование (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ):

  • транспорта (в т. ч. арендованного) и грузов;
  • основных средств производственного назначения (в т. ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в т. ч. арендованных);
  • товарно-материальных запасов, урожая сельхозкультур и животных;
  • другого имущества, которое используется в деятельности, направленной на получение доходов;
  • рисков при выполнении строительно-монтажных работ;
  • ответственности за причинение вреда, если добровольное страхование является условием деятельности организации в соответствии с международными требованиями;

3) расходы на питание работников, занятых на сельхозработах (подп. 22 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

4) расходы на питание экипажей морских и речных судов (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

5) расходы на информационно-консультативные услуги (подп. 25 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

6) расходы в виде штрафов (пеней, санкций) за нарушение договоров, уплаченных по решениям суда, а также расходы на возмещение причиненного ущерба ();

7) расходы на подготовку специалистов (при условии, что с обучающимися заключены договоры на обучение, предусматривающие их работу в организации в течение не менее трех лет по специальности после окончания обучения) (подп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

9) расходы на приобретение молодняка скота и птицы, продуктивного скота, мальков рыбы (подп. 32 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

10) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству (подп. 33 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

11) расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции (подп. 41 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

12) расходы в виде потерь:

  • от падежа птицы и животных в пределах норм , утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 560 (подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
  • от вынужденного убоя птицы и животных в пределах);

    14) расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий (подп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

    15) таможенные платежи, уплачиваемые при вывозе товаров с территории России и не подлежащие возврату (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).*

    В то же время в отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация не вправе учитывать:
    1) расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (подп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
    2) расходы на НИОКР (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);абз.1 п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ).*

    Затраты на приобретение имущественных прав на земельные участки включайте в состав расходов равными долями (в последние дни отчетных (налоговых) периодов) при соблюдении следующих условий:

    • расходы оплачены;
    • факт подачи документов на госрегистрацию приобретенных прав документально подтвержден (у организации есть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов);
    • приобретенные земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

    Такой порядок предусмотрен абзацами , , пункта 4.1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-11/5154 .

    Олег Хороший

    начальник отдела налогообложения прибыли организаций

    департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    Срок подачи уведомления

    По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку ().

    Из этого правила есть исключение. Оно касается организаций Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. При переходе на упрощенку с 2015 года им разрешено подавать уведомления позже – до 1 февраля 2015 года включительно. А если их участником является публично-правовое образование (или их имущество находится в собственности публично-правового образования), такие организации могут уведомить инспекцию о переходе на упрощенку еще позже – до 1 апреля 2015 года включительно.

    Такой порядок предусмотрен абзацами пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

    Вновь создаваемые организации могут подать уведомление о переходе на упрощенку одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты начинайте применять спецрежим.* Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

    Организации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, применять упрощенку не вправе ().

    Если организация применяла ЕНВД и переходит на упрощенку с начала того месяца, в котором она перестала быть плательщиком этого налога, в ячейке «Признак налогоплательщика» следует указать код 2, а в ячейке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» – код 3.

    Если организация направила уведомление о переходе на упрощенку позже установленных сроков, инспекция ответит ей сообщением о допущенном нарушении. В этом случае применять упрощенку организация не сможет (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

    Если в период между подачей уведомления о переходе на упрощенку и 31 декабря налогоплательщик решил поменять объект налогообложения, он тоже должен уведомить об этом налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

    Елена Попова,

    государственный советник налоговой службы РФ I ранга

    С уважением,

    Татьяна Гнедышева, эксперт Системы Главбух.

    Ответ утвержден Александром Родионовым,

    заместителем руководителя экспертной поддержки.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ: ЕСХН И УСН

Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей и принципов специальных налоговых режимов, в частности, единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Из вышеперечисленного делается вывод о целесообразности выбора одного из предложенных режимов налогообложения.

SPESIAL TAX REGIMES FOR AGRICULTURAL PRIDUCERS: UAT AND STS

Gorelusheva Mary Alexandrovna
Ulyanovsk State Agriculcural Academy named after P.A. Stolypin
4th year student of economic faculty


Abstract
The article is devoted to the characteristics and principles of special tax regimes, in particular, the unified agricultural tax and the simplified taxation system for agricultural producers. From the above it is concluded the feasibility of selecting one of the proposed tax regimes.

Научный руководитель: Лаврова Елена Евгеньевна,

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина, старший преподаватель, к.э.н.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Рассмотрим их основные принципы (Рис.1).

Рисунок 1.

Оба специальных режима призваны в первую очередь, упростить процедуру налогообложения – множество налогов, существующих на общем режиме, заменяются одним. Это делает порядок их исчисления и уплаты более удобным и простым. Каждый спецрежим должен создавать благоприятный налоговый климат, иметь более мягкие и выгодные для плательщика условия, иначе его применение будет бессмысленным. Принцип добровольности предусматривает, что каждая сельскохозяйственная организация сама решает, оставаться ли ей на общем режиме налогообложения или переходить на специальный. Однако законодательство устанавливает ограничения по виду деятельности и масштабу налогоплательщика, который имеет возможность перейти на спецрежим. Сосуществование – все режимы предусматривают применение как единого налога, так и других обязательных взносов (например, страховых). Также следует помнить, что единый налог каждого специального налогового режима заменяет несколько других из общей системы. Учет особенностей экономических условий каждого субъекта – этот принцип реализуется при помощи введения различных корректирующих коэффициентов.

Начнем с более детального описания единого сельскохозяйственного налога. Он предназначен для применения на предприятиях рыбоводческой и аграрной отрасли для уменьшения налоговой нагрузки. Однако для организаций существуют ограничения на применение данного специального режима, его не могут применять:

    производители подакцизных товаров (табак);

    предприятия, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова которых составляет менее 70% от всего дохода;

    казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Налоги уплачиваются во 2 квартале не позднее 25 июля и 4 квартале (по итогам года) не позднее 31 марта. Если сельскохозяйственное предприятие просрочило сдачу отчетности, ему будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 рублей .

Что же касается сельскохозяйственных предприятий, желающих выбрать УСН, стоит помнить, что положениями для отказа в этом могут служить следующие особенности:

    среднегодовая численность работников в организации превышает 100 человек;

    организации, производящие подакцизные товары (табачная продукция);

    организации-участники соглашений о разделе продукции;

    организации, перешедшие на ЕСХН либо не уведомившие об этом в установленные сроки;

    организации, доля участия в которой других организаций не превышает 25 %;

    организации, у которых остаточная стоимость основных средств более 100 млн. руб. (с 2017 года - 150 млн. рублей);

    казенные и бюджетные учреждения;

    иностранные организации;

    организации, чей годовой доход превышает 79,74 млн. руб. (с 2017 года - 120 млн. руб.);

    организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Декларация заполняется следующим образом: в 1 квартале – не позднее 25 апреля; во 2 квартале – не позднее 25 июля; в 3 квартале – не позднее 25 октября; в 4 квартале (по итогам года) – не позднее 30 апреля. Штрафы по поводу просроченной сдачи отчетности аналогичны с предыдущей системой налогообложения .

Проанализируем основные моменты, касающиеся уплаты налогов предприятиями, применяющих УСН и ЕСХН (Таблица 1):

Таблица 1 – Сравнительные характеристики ЕСХН и УСН

*для республики Крым и города федерального значения Севастополя в период в 2016 году – 0,5%, с 2017 по 2021 гг. – 4% .

Безусловно, для сельхозпредприятий выгодно применять упрощенную систему налогообложения, поскольку упрощенно ведется бухгалтерский и налоговый учет, отсутствует необходимость предоставления бухгалтерской отчетности в ИФНС, есть возможность выбрать объект налогообложения, три налога заменяются на один, декларации подаются всего лишь 1 раз в год, можно уменьшить налоговую базу на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету .

Чтобы подтвердить свои слова на практике, прибегнем к статистическим данным (Таблица 2).

В данной таблице рассмотрены Ульяновские сельскохозяйственные товаропроизводители, которые выбрали при ведении своей хозяйственной деятельности упрощенный и единый сельскохозяйственный налог. Однако при проведении общего анализа были выявлены и предприятия с общей системой налогообложения.

Таблица 2 – Распределение сельскохозяйственных предприятий по выбранному специальному налоговому режиму: ЕСХН и УСН

* оставшаяся часть(28%) принадлежит предприятиям с ОСН, они выплачивают 50% необходимых налогов;

**низкая налоговая нагрузка у предприятий с ОСН (треть от общего количества).

Как видим из таблицы, единый сельхозналог уплачивается в основном средними предприятиями со средним уровнем прибыльности, причем далеко не в полном размере, хотя начисленная налоговая нагрузка ниже, чем при УСН. При упрощенной системе налогообложения количество уплаченных налогов выше, да и объем «добросовестных» предприятий больше. Но здесь следует учесть во внимание, что данный специальный режим выбирают в основном крупные предприятия с высоким уровнем прибыльности, которые могут себе позволить более высокий уровень налоговой нагрузки, чем при ЕСХН .


Причинами такого перехода может стать, например, расширение сферы деятельности фирмы или коммерсанта, предполагающее снижение доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции.
Переход с ЕСХН на упрощенный режим налогообложения возможен только в добровольном порядке, поскольку при потере права на применение ЕСХН его налогоплательщик автоматически считается переведенным на общий режим налогообложения. До 1 января 2007 г. переход с системы ЕСХН на упрощенный режим налогообложения был вообще невозможен, поскольку в НК РФ отсутствовали положения, позволяющие осуществлять такую смену налоговых режимов. Разъяснения по этому поводу давали специалисты Министерства финансов РФ в Письме от 29.06.2006 N 03-1104/1/10.
Пункт 3 ст. 346.3 НК РФ запрещает организациям и индивидуальным предпринимателям, уплачивающим ЕСХН, менять налоговый режим до окончания налогового периода, которым в соответствии с нормами ст. 346.7 НК РФ является календарный год. Это в полной мере относится и к переходу на "упрощенку". Следовательно, перейти на УСН плательщик ЕСХН вправе только с начала следующего календарного года. При этом плательщик ЕСХН, принявший решение о переходе, должен уведомить свой налоговый орган о смене режима, причем это необходимо сделать не позднее 15 января года, в котором предполагается перейти на УСНО.
Обратите внимание! Если плательщик ЕСХН утрачивает право на уплату ЕСХН (например, доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам налогового периода составила менее 70%), он обязан сообщить в налоговый орган о смене режима налогообложения (о переходе на общий режим налогообложения) не позднее 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода. В налоговый орган должно быть направлено сообщение. Если же смена режима осуществляется в добровольном порядке, в налоговый орган необходимо направить уведомление.
Для плательщиков единого сельскохозяйственного налога нормами гл. 26.2 НК РФ не предусмотрен особый переход на упрощенный налоговый режим. Это означает, что в соответствии с положениями ст. 346.13 организация или индивидуальный предприниматель - плательщики ЕСХН должны подать в срок с 1 по 30 ноября года, предшествующего году применения упрощенной системы налогообложения, заявление о переходе в соответствии с нормами гл. 26.2.
При переходе на УСН деятельность налогоплательщика должна соответствовать критериям, установленным положениями ст. 346.13 НК РФ. Это означает, что за девять месяцев года, предшествующего году перехода на "упрощенку", величина доходов налогоплательщика не должна превышать 15 млн руб., скорректированных на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен.
На 2009 г. значение коэффициента-дефлятора составляет 1,538, в силу чего предельная величина размера доходов, ограничивающих право перехода на "упрощенку", сегодня составляет 23 070 000 руб.
Более того, помимо доходного ограничения сельскохозяйственный производитель, решивший сменить налоговый режим, должен отвечать и иным критериям, установленным для применения упрощенной системы налогообложения. К ним, в частности, относятся среднесписочная численность сотрудников организации за отчетный (налоговый) период, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов и прочие критерии. Из всех ограничений, относящихся к применению упрощенной системы налогообложения, для плательщиков - индивидуальных предпринимателей является обязательным лишь один - ограничение численности сотрудников.
Совмещение УСН И ЕСХН невозможно, запрет на это установлен как в гл. 26.1, так и в гл. 26.2 НК РФ.
При переходе с ЕСХН на "упрощенку" налоговое законодательство не предусматривает особых переходных моментов. Исключение касается лишь порядка определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. В данном случае остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется как разница между остаточной стоимостью и расходами на приобретение данных активов, которые были признаны в налоговом учете в период применения системы ЕСХН.
В соответствии с положениями ст. 346.5 НК РФ расходы на основные средства и нематериальные активы, приобретенные до перехода на систему ЕСХН, принимаются в налоговом учете сельскохозяйственного производителя в следующем порядке:
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения системы ЕСХН;
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования - от трех до пятнадцати лет включительно:
50% остаточной стоимости - в течение первого календарного года применения ЕСХН;
30% остаточной стоимости - в течение второго календарного года применения
ЕСХН;
20% остаточной стоимости - в течение третьего календарного года применения ЕСХН.
При этом расходы на приобретение (сооружение) основных средств и нематериальных активов в течение налогового периода признаются равными долями.
Как уже отмечалось, перечень расходов, принимаемых к налоговому учету на системе ЕСХН, несколько шире, чем перечень расходов, установленных гл. 26.2 НК РФ. В качестве примера можно привести расходы на страхование. В соответствии с упрощенным налоговым режимом в целях налогового учета могут быть приняты только расходы по обязательному страхованию, расходы на добровольное страхование не учитываются в составе налоговой базы при исчислении единого налога.
Попытки "упрощенцев" включать в налоговую базу расходы по добровольному страхованию своих сотрудников всегда заканчиваются провалом.
Аргументация плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, обычно сводится к тому, что в соответствии с положениями ст. 346.16 НК РФ расходы на оплату труда сотрудников учитываются в соответствии со ст. 255 Кодекса. В силу этого, по мнению "упрощенца", расходы на добровольное страхование могут быть учтены в пределах лимита в качестве расходов на оплату труда. Однако и Минфин России, и налоговые органы твердо стоят на следующей позиции: нормы гл. 25 НК РФ не являются первостепенными по отношению к упрощенной системе налогообложения. Поэтому налогообложение "упрощенцев" в соответствии с нормами статей, регулирующих порядок налогообложения прибыли организаций, должно происходить лишь в пределах, установленных рамками гл. 26.2 НК РФ. Поскольку перечень расходов в соответствии с положениями ст. 346.16 НК РФ является закрытым, то и признать в налоговом учете данный вид расходов " упрощенец" не вправе.
Однако нормы гл. 26.1 предполагают более широкий перечень расходов на страхование. Так, в соответствии со ст. 346.5 НК РФ перечень расходов на страхование плательщиков ЕСХН включает все виды обязательного страхования, а также расходы на добровольное страхование:
средств транспорта (в т.ч. арендованного);
грузов;
основных средств производственного назначения (в т.ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
товарно-материальных запасов;
урожая сельскохозяйственных культур и животных;
ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.
Поэтому при принятии решения о переходе на упрощенный режим плательщику ЕСХН необходимо решить, в каком порядке он будет осуществлять расходы на страхование - ограничится перечнем гл. 26.2 НК РФ или будет осуществлять и добровольное страхование, не уменьшая налоговую базу по единому налогу в связи с применением упрощенного налогового режима.
При переходе на УСН расходы, непосредственно относящиеся к производству сельскохозяйственной продукции, могут быть учтены на основании ст. 254 НК РФ в качестве материальных расходов. При этом с 1 января 2009 г. для целей налогообложения "упрощенцев" расходы на приобретение материально-производственных запасов учитываются в составе расходов на дату оплаты.
Как определено ст. 346.25 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие переход с ЕСХН на УСН, должны определить остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов на дату такого перехода, т. е. на 1 января года, с которого решено применять упрощенный налоговый режим в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ.
Нормами гл. 26.2 НК РФ предусмотрено, что при переходе на упрощенный налоговый режим с ЕСХН остаточная стоимость определяется как разница между остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов на дату перехода на ЕСХН и суммой расходов, признанной в учете сельскохозяйственного товаропроизводителя в период применения ЕСХН.
При этом порядок признания расходов по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным (сооруженным) до момента перехода на систему ЕСХН, аналогичен порядку признания расходов на основные средства и нематериальные активы в соответствии с правилами упрощенной системы.
Обратите внимание! При переходе на УСН бывший плательщик ЕСХН обязан подать налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением ЕСХН в общеустановленный срок, т.е. в соответствии с положениями ст. 346.10 НК РФ не позднее 31 марта.
Согласно положениям ст. 346.24 НК РФ "упрощенцы" ведут налоговый учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения".
Переход на УСН после реорганизации
В соответствии с положениями ст. 57 ГК РФ существует пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. В результате проведения реорганизации "старая" фирма может перестать существовать, а на ее месте может появиться одна или несколько организаций. Поэтому возникает вопрос: в каком порядке следует осуществлять налогообложение вновь созданных организаций, если до момента проведения реорганизации они находились на упрощенном режиме налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ?
Согласно ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь созданных в процессе реорганизации юридических лиц. Исключение составляет лишь такая форма реорганизации, как присоединение, при которой "старая" компания считается реорганизованной с момента внесения записи в государственный реестр о прекращении деятельности присоединившегося юридического лица. Иначе говоря, реорганизованная компания, присоединившая к себе другую фирму, не теряет право на применение упрощенной системы налогообложения. При этом не имеет значения, какую систему налогообложения применяло присоединившееся юридическое лицо.
При присоединении активы и обязательства компании переходят к организации, применяющей упрощенный налоговый режим согласно нормам ст. 58 ГК РФ, по передаточному акту.
Положения гл. 26.2 НК РФ, регулирующие упрощенный режим налогообложения, не содержат особого порядка применения УСН при проведении реорганизации, касающегося не только самого перехода, но и учета активов и обязательств, переходящих к вновь созданному юридическому лицу в порядке правопреемства.
Минфин России в Письме от 09.11.2006 N 03-11-04/2/233 разъяснил, что на организации, созданные в результате реорганизации, распространяется общий порядок применения упрощенной системы налогообложения, установленный положениями ст. 346.13 НК РФ, т.е. применяется тот же порядок, что и на вновь созданные организации.
При этом, как указали налоговые органы в Письме от 04.10.2006 N ГВ-6-02/982@, организация, созданная в результате реорганизации, вправе в пятидневный срок подать заявление о переходе на упрощенный налоговый режим в соответствии с гл. 26.2 НК РФ при условии, что она не относится к экономическим субъектам, для которых применение упрощенной системы налогообложения запрещено нормами п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Получается, что в соответствии с позицией финансового ведомства, изложенной в Письме от 17.08.2006 N 03-11-02/180, к организации, созданной в результате реорганизации, не может перейти право применения упрощенной системы налогообложения в порядке правопреемства.
Однако судебные органы придерживаются противоположной точки зрения: к фирме, созданной в результате реорганизации, переходит право применения упрощенной системы налогообложения. При этом заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения таким налогоплательщикам подавать не требуется. Примером такой позиции арбитров могут считаться Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2008 N А33-1638/08-Ф02-2803/08 по делу N А33-1638/08, Уральского округа от 05.06.2008 N Ф09-4028/08-С3 по делу N А76-6966/2007, Центрального округа от 27.12.2006 по делу N А09-3921/06-20. Свою позицию судебные органы основывают на том, что при реорганизации юридического лица все его активы и обязательства переходят к новому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства, т. е. абсолютно все права и обязанности, в т.ч. право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.
О том, что организация-правопреемник, применяющая упрощенный налоговый режим, обязана исполнять обязанности присоединенных юридических лиц по уплате налогов и штрафов, говорится и в Письме Минфина России от 13.04.2007 N 03-1104/2/101. Однако согласно некоторым судебным решениям реорганизованное лицо не вправе применять упрощенный налоговый режим в порядке правопреемства без подачи соответствующего заявления.
Таким образом, вопросы применения упрощенной системы налогообложения при проведении реорганизационных мероприятий остаются нерешенными в действующем налоговом законодательстве, и если у вас возникает подобная ситуация, то наилучшим вариантом действий будет тот, который сложился именно в вашем регионе согласно практике рассмотрения данного вопроса в суде.
Неоднозначна позиция налогового законодательства и в отношении права применения УСН, если до момента реорганизации компания применяла общий режим налогообложения. Как указал Минфин России в Письме от 22.05.2006 N 03-11-04/2/115, преобразованная организация, до момента реорганизации применявшая общий режим налогообложения, вправе перейти на УСН лишь с начала года, следующего за годом, в котором была проведена реорганизация. Такой вывод финансовое ведомство основывает на правопреемстве общего режима налогообложения реорганизованной организации. Данная позиция прямо противоположна ранее изложенной точке зрения Минфина России, в соответствии с которой на созданные в результате реорганизации организации не распространяется право правопреемства упрощенной системы налогообложения. Это, впрочем, еще раз доказывает неоднозначность данной проблемы в налоговом законодательстве. Исходя из данной трактовки, получается, что по окончании года, в котором была проведена реорганизация, организация должна подать заявление о переходе на упрощенный налоговый режим в соответствии с гл. 26.2 НК РФ при соблюдении условий, указанных в положениях ст. 346.12 НК РФ, в срок с 1 по 30 ноября.
Обратите внимание! Помимо проблемы обоснованности правопреемства в отношении права применять УСН, необходимо помнить: в случаях проведения реорганизации в форме присоединения, слияния увеличиваются активы организации, а именно стоимость основных средств и нематериальных активов, а также численность работников. Это означает, что в результате реорганизации фирма может вообще потерять право на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ.
В соответствии с положениями ст. 50 НК РФ при реорганизации юридического лица в форме выделения из его состава нескольких юридических лиц у последних не возникает обязанности по уплате налогов и сборов, а также штрафов и пеней по налоговым обязательствам реорганизованного лица. В остальных случаях право правопреемства налоговых обязательств сохраняется. При этом, если в соответствии с налоговым законодательством правопреемниками являются несколько юридических лиц (например, при разделении организации), доля участия каждого вновь созданного юридического лица определяется в соответствии с разделительным балансом.
Организациям, применяющим УСН, Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" позволяет не вести бухгалтерский учет и не представлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме. Они в обязательном порядке ведут лишь бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов. Однако при проведении реорганизации в формах, требующих составления разделительного баланса, им придется его составить, поскольку гражданское законодательство отдельно не предусматривает порядок проведения реорганизации для юридических лиц, применяющих упрощенный налоговый режим.
Касаясь вопросов реорганизации и порядка применения УСН при ее проведении, необходимо отметить еще несколько важных особенностей, касающихся налогового учета данных юридических лиц.
Согласно положениям ст. 346.18 НК РФ организация, созданная в результате реорганизации, вправе учесть в составе налоговой базы суммы убытка, полученные компанией до момента реорганизации. Иначе говоря, новая организация получает право правопреемства, распространяющееся на учет убытков. Если данным правом обладают несколько юридических лиц, признание убытков будет происходить в соответствии с разделительным балансом реорганизованной организации.
Можно воспользоваться и правом перенесения убытков. Правда, это касается лишь фирм-правопреемников, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". Данное положение прямо следует из налогового законодательства.
По мнению финансового ведомства, основные средства и нематериальные активы, переданные при проведении реорганизации, не могут быть признаны в качестве расходов организации, применяющей УСН, уменьшающих налоговую базу, поскольку не оплачены налогоплательщиком и получены в порядке правопреемства.
Как уже отмечалось, гл. 26.2 НК РФ не предусмотрен особый порядок применения упрощенной системы налогообложения при проведении реорганизации юридического лица. Минфин России в Письме от 04.10.2002 N 04-00-11 указал, что в данном случае может быть применен порядок налогообложения, установленный ст. 277 НК РФ. В соответствии с нормами данной статьи при проведении реорганизации не возникает налогооблагаемый доход. Более того, по мнению финансистов, при проведении процедур реорганизации фирмы, применяющие упрощенный налоговый режим, вправе использовать положения гл. 25 НК РФ, регулирующие данный вопрос.
Переход с объекта " доходы минус расходы" на объект " доходы"
Согласно гл. 26.2 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели - "упрощенцы" вправе применять один из двух объектов налогообложения: либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Выбор объекта налогообложения "спецрежимник" осуществляет самостоятельно. Однако случается, что в процессе ведения хозяйственной деятельности у "упрощенца" возникает необходимость смены объекта налогообложения.
Напомним, фирма или индивидуальный предприниматель, решившие перейти на "упрощенку", должны подать в налоговый орган заявление о переходе, причем сделать это нужно в срок с 1 по 30 ноября года, предшествующего году начала применения упрощенной системы налогообложения. В соответствии с положениями ст. 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется в момент подачи заявления о переходе на упрощенный налоговый режим.
Если после подачи заявления организация и индивидуальный предприниматель решат изменить объект налогообложения, им необходимо известить об этом налоговый орган не позднее 20 декабря года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения.
Форма заявления о переходе на УСН утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". Уведомление же о смене объекта налогообложения утвержденной формы не имеет. Поэтому налогоплательщик вправе представить указанное уведомление в налоговый орган в произвольной форме.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие переход с иных режимов налогообложения на упрощенный налоговый режим, вправе после подачи соответствующего заявления представить в налоговый орган уведомление о смене объекта налогообложения еще до момента начала предпринимательской деятельности на УСН.
Обратите внимание! Для вновь созданных организаций и индивидуальных предпринимателей такая возможность не предусмотрена, поскольку при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе они считаются перешедшими на упрощенный налоговый режим с даты регистрации в качестве налогоплательщика.
Возможность ежегодной смены объекта налогообложения "упрощенцы" получили лишь с 1 января 2009 г. До указанной даты поменять объект налогообложения, выбранный при начале применения УСН, можно было только по истечении трех лет применения "упрощенки".
" Налоговые" изменения гл. 26.2 НК РФ, касающиеся смены объекта налогообложения, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., а это означает, что уже с 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели вправе изменить свой объект налогообложения (при условии, что соответствующее заявление ими было подано в налоговую инспекцию до 20 декабря 2008 г.).
При этом положения ст. 346.14 НК РФ четко указывают: менять объект налогообложения плательщики единого налога в течение года не вправе. Значит, организации и индивидуальные предприниматели, созданные в течение года и перешедшие на упрощенный режим налогообложения с момента постановки на налоговый учет, смогут изменить объект налогообложения уже с 1 января следующего года.
Таким образом, с внесением указанных поправок процедура смены объекта налогообложения значительно упростилась. Однако не все налогоплательщики вправе самостоятельно осуществлять выбор объекта налогообложения. В соответствии с положениями п. 3 ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики - участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом обязаны применять объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". В противном случае налоговое законодательство запрещает указанным налогоплательщикам участвовать в данных договорах. На данный факт указал Минфин России в Письме от 17.12.2008 N 03-11-04/2/196.
Плательщики единого налога при УСНО независимо от выбранного объекта налогообложения в целях налогового учета применяют кассовый метод признания доходов и расходов. На данное положение указывают нормы ст. 346.17 НК РФ. Это означает, что порядок учета доходов при смене объекта налогообложения с доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, на объект "доходы" не изменится. Более того, положения налогового законодательства Российской Федерации не содержат особых требований учета при смене объекта налогообложения "доходы минус расходы" на объект " доходы".
Плательщики единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения учитывают доходы в соответствии с положениями ст. 346.15 НК РФ, нормы которой во многом ссылаются на нормы гл. 25 НК РФ. Так, доходы плательщика единого налога формируются за счет доходов от реализации, предусмотренных ст. 249 НК РФ, и внереализационных доходов, указанных в ст. 250 Кодекса. Как и в случае с плательщиками налога на прибыль организаций, плательщики единого налога в связи с применением УСН учитывают при налогообложении доходы, полученные в соответствии с положениями ст. 251 НК РФ.
Таким образом, при смене объекта налогообложения "доходы минус расходы" на объект "доходы" "упрощенцы" продолжают учитывать доходы в том же порядке, однако право учета расходов на них больше не распространяется. Единственной статьей расходов, на которую может быть уменьшена сумма налога, являются уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование и выплаченные пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с положениями ст. 346.21 НК РФ. При этом, как указал Минфин России в Письме от 15.01.2007 N 03-11-04/2/6, при переходе с объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов" на объект налогообложения "доходы" плательщики единого налога вправе учесть при исчислении налога суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пособий по временной нетрудоспособности, начисленные в период применения объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов", выплаченные в период применения специального режима с объектом налогообложения "доходы".
При возврате на прежний объект налогообложения организация или индивидуальный предприниматель смогут учесть в качестве расходов убытки прошлых лет, если с момента их получения прошло не более десяти лет. Данное положение относится только к убыткам, полученным в период применения УСН с объектом "доходы минус расходы". Расходы, понесенные в период применения УСН с объектом "доходы", не смогут уменьшить налоговую базу при возврате на объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". Об этом прямо говорится в п. 4 ст. 346.17 НК РФ.
Налоговое законодательство не содержит требование о восстановлении стоимости основных средств, приобретенных и полностью списанных в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" при переходе на иной объект налогообложения. На данный факт указал и Минфин России в Письме от 19.03.2008 N 0311-04/2/54.
Переход с объекта " доходы" на объект " доходы минус расходы"
Как уже отмечалось, выбор объекта налогообложения при использовании УСН происходит в момент начала ее применения. При этом компания или индивидуальный предприниматель, желающие перейти на специальный налоговый режим с начала следующего года, должны подать в налоговые органы соответствующее заявление. Причем сделать это нужно в сроки, отведенные законом, - с 1 по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщик планирует начать применение упрощенной системы налогообложения.
В заявлении хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает и указывает объект налогообложения, в соответствии с которым будет происходить налогообложение его предпринимательской деятельности.
Причем если до начала налогового периода организация или индивидуальный предприниматель решат изменить изначально указанный в заявлении объект налогообложения, они обязаны сообщить об этом в налоговый орган не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала применения упрощенной системы налогообложения. На данный факт указывают положения ст. 346.13 НК РФ.
Форма заявления при переходе на упрощенный налоговый режим носит рекомендательный характер и утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3- 22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". При этом положениями гл. 26.2 НК РФ не предусмотрена специальная форма уведомления, которое должно быть представлено в налоговый орган при смене объекта налогообложения. Это означает, что в принципе налогоплательщик вправе уведомить налоговиков о смене объекта налогообложения в произвольной форме.
Для вновь созданных организаций и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей смена объекта налогообложения до момента начала предпринимательской деятельности не предусмотрена. В соответствии с положениями ст. 346.13 НК РФ указанные субъекты считаются применяющими упрощенный режим налогообложения с момента постановки на налоговый учет, если в пятидневный срок после даты постановки на учет в качестве налогоплательщика они подали соответствующее заявление о переходе на упрощенный налоговый режим. Согласно положениям п. 6 ст. 6.1 НК РФ в данном случае имеются в виду рабочие дни.
Обратите внимание! Непредставление заявления в налоговый орган в пятидневный срок или неподача его вовсе не являются основанием для отказа фискальными органами в применении упрощенной системы налогообложения. Однако не исключено, что право применение "упрощенки" в такой ситуации налогоплательщику придется отстаивать в суде.
О том, что переход на УСНО носит добровольный и уведомительный характер и что нарушение п. 2 ст. 346.13 НК РФ не является основанием для отказа в применении упрощенной системы налогообложения, заявил Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 17.07.2008 N 9104/08 по делу N А40-36538/07-108-184.
Положения ст. 346.14 НК РФ дают налогоплательщикам право менять объект налогообложения ежегодно, вне зависимости от "стажа" применения УСН. Однако это справедливо лишь с 1 января 2009 г. - до указанной даты сменить объект налогообложения можно было не ранее трех лет с момента начала применения УСН. Такая позиция закона накладывала на "упрощенцев" жесткое ограничение и создавала неоднозначность толкования правовых норм, особенно для налогоплательщиков, начавших применять упрощенный налоговый режим в течение календарного года.
Внесенные поправки значительно упростили процедуру смены объекта налогообложения. Более того, новые правила смены объекта распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., а это означает, что уже с 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, начавшие применять упрощенную систему налогообложения и успевшие уведомить о смене объекта налоговые органы до 20 декабря 2008 г., в 2009 г. смогут изменить объект налогообложения.
Обратите внимание! Право свободного выбора объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения распространяется не на все категории налогоплательщиков. Так, в соответствии с положениями п. 3 ст. 346.14 НК РФ участники договора о совместной деятельности, а также договоров доверительного управления имуществом обязаны применять объект налогообложения "доходы минус расходы".
В противном случае указанные категории "упрощенцев" должны либо прекратить свое участие в указанных договорах, либо производить налогообложение в соответствии с общей системой налогообложения.
Итак, рассмотрим переход с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы минус расходы". Положения гл. 26.2 НК РФ не предусматривают особый порядок учета доходов и расходов при смене объекта налогообложения. Однако в случае смены объекта налогообложения "доходы" на объект "доходы минус расходы" налогоплательщики на основании п. 4 ст. 346.17 НК РФ не вправе учесть расходы, понесенные в период применения УСНО с объектом налогообложения "доходы", в составе налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы".
Например, как указал Минфин России в Письме от 22.04.2008 N 03-11-04/2/75, налогоплательщик, сменивший объект налогообложения с доходов на доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, не вправе учесть в расходах, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, заработную плату, а также взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные в период применения упрощенного режима с объектом налогообложения "доходы", выплаченные в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы минус расходы". Анализируя позицию законодателя и финансового ведомства по данному вопросу, можно говорить: в данном случае происходит нарушение кассового метода признания доходов и расходов в налоговом учете плательщика единого налога, поскольку положения п. 4 ст. 346.17 НК РФ прямо указывают на действие принципа начисления.
В соответствии с Письмом Минфина России от 15.01.2007 N 03-11-04/2/6, если плательщик единого налога осуществляет обратный переход, т.е. с объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, на объект налогообложения "доходы", такая возможность допустима: налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога на величину уплаченных страховых взносов в период применения упрощенного режима с объектом налогообложения "доходы", но начисленных в период применения объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов".
Согласно п. 4 ст. 346.17 НК РФ, а также Письму ФНС России от 28.11.2007 N СК-6- 02/912@ на дату перехода с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов" остаточная стоимость приобретенных в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы" не определяется. Аналогичное правило действует и в отношении нематериальных активов.
Обратите внимание! До 1 января 2008 г. плательщики единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения при смене объекта налогообложения с доходов на доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, могли определять остаточную стоимость основных средств на дату перехода по правилам бухгалтерского учета. Пункт 4 ст. 346.17 НК РФ запретил налогоплательщикам определять остаточную стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы", при переходе на объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов".
Поэтому, если организация или индивидуальный предприниматель заранее планируют перейти со следующего года с одного объекта налогообложения на другой, им следует повременить с оплатой и вводом в эксплуатацию основных средств. Однако и в этом случае могут возникнуть спорные ситуации с налоговыми органами, поскольку, как уже отмечалось, расходы, относящиеся (а не оплаченные) к периоду применения упрощенного режима с объектом налогообложения "доходы", не уменьшают налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи применением специального режима с объектом "доходы минус расходы".
Обратите внимание! Не подлежат учету в составе налоговой базы по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы минус расходы" расходы на приобретение объекта недвижимого имущества в период применения объекта налогообложения "доходы" в случае его реализации в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Такую точку зрения озвучил Минфин России в Письмах от 09.04.2008 N 03-11-04/2/69, от 01.02.2008 N 03-11-04/2/25.
Таким образом, при переходе с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы минус расходы" налогоплательщик не вправе учесть в составе налоговой базы расходы, понесенные (относящиеся) в период применения "упрощенки" с объектом налогообложения "доходы". Однако если объект налогообложения менялся неоднократно (например, сначала "доходы минус расходы", затем "доходы", а затем снова "доходы минус расходы"), налогоплательщик вправе учесть в составе налоговой базы убытки прошлых лет, полученные им в период применения УСН с объектом "доходы минус расходы". Порядок признания убытков прошлых лет в налоговом учете плательщика единого налога регулируется положениями п. п. 6 и 7 ст. 346.18 НК РФ.

А также затрагивали темы использования общего режима. На самом же деле, есть еще один спецрежим – единый сельскохозяйственный налог (или сокращенно ЕСХН).

Его, как понятно из названия, может применять довольно узкий круг налогоплательщиков, но рассказать о нем все же стоит. Во-первых, среди читателей, есть те, кто занимается сельским хозяйством. Во-вторых, информация может пригодиться тем, кто только собирается заняться бизнесом именно в этой сфере. Тем более что у нас в стране в последнее время тема сельского хозяйства и импортозамещения достаточно активно развивается – об этом, наверное, слышали все, кто хоть иногда смотрит телевизор и читает новости.

Итак, ЕСХН – специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных производителей.

Каковы его особенности? Разберемся по порядку.

Общие условия применения

На самом деле, прочитав эту статью, вы сами поймете, что ЕСХН очень похож на упрощенку с базой «доходы — расходы». И это правда. Среди общих условий использования ЕСХН отметим:

  • Налог могут использовать и юрлица, и ИП. Главное, они должны соответствовать определенным критериям – о них расскажу позже;
  • Режим является добровольным – если вы соответствуете критериям, то можете перейти на него, а можете остаться на другом режиме. Здесь вы сами определяете для себя, что лучше.
  • Юрлица, уплачивающие ЕСХН, освобождаются от :
    • Налога на прибыль;
    • Налога на имущество;
  • ИП, уплачивающие ЕСХН, не платят :
    • НДФЛ;
    • Налог на имущество, которое непосредственно задействовано в бизнесе;

Обратите внимание, что освобождение от НДС не касается НДС по внешнеторговым операциям.

  • Все правила применения ЕСХН относятся также к одной специфической разновидности организации бизнеса — к крестьянским (фермерским) хозяйствам .

Кто может стать плательщиком ЕСХН

Как я уже сказала, что перейти на ЕСХН могут и юрлица, и ИП. Но для этого надо соответствовать определенным критериям. Каким именно?

Налогоплательщиком по этому спецрежиму может быть только сельскохозяйственный товаропроизводитель. Кто это такой?

Согласно НК РФ, с/х товаропроизводителем признаются :

  • юрлица и ИП, занимающиеся производством с/х продукции, ее переработкой (подразумевается как первичная так и последующая (то есть уже промышленная) переработка) и реализацией этой продукции. Здесь важно, чтобы доходы по этой деятельности были равны как минимум 70% от всех доходов налогоплательщика.
  • с/х потребительские кооперативы (садоводческие, огороднические, животноводческие, а также перерабатывающие с/х продукцию, сбывающие ее или работающие в сфере снабжения с/х). При этом критерий по доле доходов в 70% здесь также сохраняется!
  • рыбохозяйства, рыбохозяйственные организации и ИП, если:
    • средняя численность работников за налоговый период не больше 300 человек;
    • если доля «профильных» доходов (реализация улова и рыной продукции) составляет как минимум все те же 70% от общих доходов;
    • если они занимаются рыболовством на судах, которые находятся в их собственности или используются по договору фрахтования.

Что же считается с/х продукцией? В это понятие включают:

  • продукты растениеводства (причем не только сельского, но и лесного хозяйства);
  • продукты животноводства (в т. ч. выращивание / доращивание рыб и иных биологических водных ресурсов);
  • улов водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из них.

Подведем итог. Чтобы применять ЕСХН, надо отвечать следующим критериям:

  1. Заниматься производством / переработкой / реализацией с/х продукции.
  2. Доля доходов от этой деятельности должна быть равна как минимум 70% от всех доходов.
  3. Для рыбохозяйств есть дополнительные ограничения в виде численности работников (до 300 человек) и наличию собственных и арендованных судов.

ЕСХН не вправе применять:

  • Те, кто производит подакцизные товары;
  • Те, кто работает в игорном бизнесе;
  • Казенные и бюджетные учреждения.

Переход на ЕСХН и уход со спецрежима

Перейти на ЕСХН можно:

  • С начала года, подав соответствующее уведомление;
  • С даты постановки на налоговый учет – для только что зарегистрированных юрлиц или ИП.

Уведомление составляется по . Тем, кто принял решение перейти на ЕСХН с нового года, уведомить налоговую надо до 31 декабря текущего года. При этом в бланке необходимо проставить долю доходов от реализации с/х продукции во всех доходах текущего года. Только что зарегистрированным юр. лицам или ИП на подачу уведомления дается 30 дней с даты постановки на учет.

Если вы не подали уведомление № 26.1-1 в установленные сроки, то платить налог по ЕСХН вы не можете. Кстати, если все-таки перешли на ЕСХН, то сделать возврат на иной режим налогообложения до конца года нельзя.

Возращение на другой режим происходит в трех случаях:

  1. Вы добровольно отказываетесь от ЕСХН. Делается это только со следующего года, на подачу уведомления дается время до 15 января нового года;
  2. Вы перестаете соответствовать какому-либо из обязательных критериев. В этой ситуации вы в месячный срок уведомляете налоговую об утрате права на использование ЕСХН ;
  3. Вы прекращаете деятельность, по которой использовался спецрежим ЕСХН. Налоговая извещается об этом в срок до 15 дней с даты прекращения такой деятельности.

Основные параметры ЕСХН

Как любой налог, ЕСХН характеризуется стандартными параметрами: он имеет свою базу, ставку, правила расчета и форму декларации. Рассмотрим основные моменты:

Объект: доходы минус расходы.

Порядок определения и признания доходов / расходов: прописан в ст. 346.5 НК РФ. Расходы представлены, как и на упрощенке, в виде определенного перечня. Кроме того, их также надо подтвердить первичкой, ну и экономическую обоснованность никто не отменял.

Налоговая база: сумма доходов минус сумма расходов в денежном выражении. Суммы доходов / расходов в валюте переводятся в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему в день получения дохода или осуществления расхода. Доходы в натуральной форме принимаются в расчет в суммах, соответствующих их рыночной стоимости. Суммы доходов / расходов считаются нарастающим итогом сначала года. Из базы по налогу разрешается вычесть убытки прошлых лет (перенос возможен в течение 10 лет после периода, к которому относится убыток).

Налоговый период – год, отчетный – полугодие.

Ставка: стандартная ставка 6%. По республике Крым и г. Севастополь она может быть снижена в 2017-2021 годах – до 4%.

Порядок исчисления:

Налог = (доходы – расходы) * 6% (или иную ставку, если она используется)

По итогам полугодия рассчитывается авансовый платеж, уплачивается он в срок до 25 календарных дней после завершения периода.

Плюсы и минусы ЕСХН

Плюсы ЕСХН:

  • Добровольный переход на режим и уход с него;
  • Возможность снизить свою налоговую нагрузку – фактически это УСН-Доходы минус расходы, только максимальная стандартная ставка гораздо ниже – всего 6%;
  • Минимум отчетности – декларация подается только раз в год, ИП дополнительно ведут только КУДИР;
  • Оптимальные сроки уплаты налога: авансовый платеж делается по итогам полугодия, окончательный расчет – по итогам года. Это очень удобно для тех, кто работает в с/х, ведь именно эта отрасль часто характеризуется ярко выраженной сезонностью в получении доходов, которая связана с сезонностью производства.

Минусы ЕСХН:

  • Необходимость соблюдать несколько критериев, особенно критерия по доле выручки в 70%;
  • Четкое ограничение статей расходов – они должны соответствовать списку из НК РФ.

Заключение

Выбирать или не выбирать этот спецрежим, каждый с/х производитель решает сам. Так как режим добровольный, вы можете остаться, например, и на УСН. Но тут важно учесть вот что. На УСН-Доходы минус расходы стандартная ставка равна 15% (регионы могут снизить ее), на ЕСХН она изначально составляет 6%. Это первое «За» в пользу ЕСХН. И второе «За» ЕСХН – отчетный период в виде полугодия. На УСН авансовые платежи делаются после каждого квартала. Согласитесь, что для некоторых предпринимателей, эти условия могут быть очень привлекательными.

Единый сельскохозяйственный налог - это специальный налоговый режим для ИП и организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.

На ЕСХН к сельскохозяйственной продукции относится: продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, а также продукция животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

Условия применения

Осуществлять предпринимательскую деятельность на ЕСХН могут:

1. Организации и ИП с долей дохода от реализации сельхозпродукции не менее 70 % от всего дохода.

2. Рыбохозяйственные организации и ИП при условии:

  • Если средняя численность работников не превышает 300 человек.
  • Доля дохода от реализации рыбной продукции не менее 70 % от всего дохода.
  • Если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договоров фрахтования.

НЕ вправе применять ЕСХН:

  1. Организации и ИП, не производящие сельхозпродукцию, а только осуществляющие ее первичную и последующую переработку.
  2. Организации и ИП, производящие подакцизные товары, занимающиеся игорным бизнесом.
  3. Казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Переход на ЕСХН

Осуществляется на добровольной основе через подачу уведомления в налоговую: для ИП - по месту жительства, для организации - по месту нахождения. Подать уведомление можно одновременно с документами на регистрацию, либо в течении 30 дней после даты постановки на учёт.

Уже действующие организации, ИП подают уведомление не позднее 31 декабря текущего года, ведь перейти на ЕСХН они могут только с начала следующего года.

Если у вас нет желания и времени вникать в сложности расчета расчета налогов, заниматься подготовкой отчётности и походами в налоговую, можете воспользоваться этим , который автоматически производит все расчёты и вовремя отправляет по интернету платежи и отчётность в ФНС.

Утрата права и снятие с учёта ЕСХН

Уведомление о прекращении деятельности ЕСХН - с качать .

Сообщение об утрате права на ЕСХН - с качать .

Уведомление об отказе от применения ЕСХН - с качать .

Не важно, как именно прекратилась ваша деятельность на ЕСХН, в любом случае обязательно подаётся в налоговую уведомление по форме 26.1-7 в течении 15 дней после прекращения такой деятельности. А в зависимости от причины прекращения деятельности, дополнительно к этому уведомлению в налоговую подаётся либо форма № 26.1-2, либо форма № 26.1-3.

1) При нарушении требований применения ЕСХН - теряется право работать дальше на этом режиме.

А главное требование для этой системы налогообложения, напомню, гласит, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна быть не менее 70 % от всего дохода.

При утрате права применения ЕСХН нужно подать в налоговую уведомление по форме 26.1-2.

Самое неприятное здесь, как и в случае утраты права на патент на ПСН, что при этом вы автоматически становитесь на общую систему налогообложения (ОСНО), и весь доход от сельскохозяйственной деятельности за текущий год будет обложен соответствующими налогами (НДФЛ 13%, НДС, налог на имущество).

2) Сняться с учёта ЕСХН и перейти на другой режим налогообложения можно только с начала календарного года, подав уведомление по форме 26.1-3 в налоговую (ИП - по месту жительства, организации - по месту нахождения) не позднее 15 января того года, в котором планируется перейти на иной режим.

Расчёт налога ЕСХН и убытки

Расчёт по формуле:

ЕСХН налог = (Доходы - расходы) * 6 %, где 6 % - налоговая ставка

(Доходы - расходы) - это налоговая база, которую можно уменьшить на сумму прошлогодних убытков.

По поводу убытков:

  • Убыток (как целиком, так и частично) можно перенести на следующий год (включить в расходы), либо на какой-то другой из следующих 10 лет.
  • При наличии нескольких убытков - переносятся в той последовательности,

    В которой были получены.

  • Налогоплательщик должен хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка, в течение всего срока его погашения.
  • Убыток должен быть получен при нахождении на ЕСХН, то есть нельзя учитывать убытки, полученные при применении других режимов.

Также важно учитывать один момент:

Дело в том, что ваши расходы должны быть документально оформлены и подтверждены.

Учёт расходов надлежащим образом должен вестись в Книге учёта дохода и расходов (КУДиР)

А подтверждением расходов являются, например, кассовые чеки, платежные документы, квитанции, товарные накладные, акты выполнения работ и указания услуг, заключённые договоры и др.

При этом не все расходы могут быть учтены. А какие именно и в каком порядке, смотрите здесь « ». Фиксированные страховые взносы за себя и за работников налогоплательщик ЕСХН может включить в состав расходов.

Отчётность и уплата налога ЕСХН

Отчётность на ЕСХН. Отчётность в виде декларации (См. ) сдаётся один раз в год не позднее 31 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (год).

В случае прекращения деятельности до окончания налогового периода, декларация подаётся не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.

Также ИП на ЕСХН должны вести , предназначенную для этого режима.

Уплата налога ЕСХН . Налоговый кодекс РФ вводит понятия: отчётный период (полугодие) и налоговый период (год). Соответственно, оплачивать налог ЕСХН необходимо 2 раза в год:

1) Авансовый платёж в течение 25 дней со дня окончания отчётного периода (полугодие),

2) Налог по итогам года не позднее 31 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом, учитывая уже уплаченный авансовый платёж.

ПРИМЕР РАСЧЁТА НАЛОГА ЕСХН ПО ЭТИМ ДВУМ ПЛАТЕЖАМ

Некий ИП за первые 6 месяцев работы имеет: Доходы - 300 000 руб., Расходы - 170 000 руб.

ЕСХН авансовый платёж = (300 000 руб. - 170 000 руб.) * 6 % = 7 800 руб.

В следующие 6 месяцев работы некий ИП имеет: Доходы - 400 000 руб., Расходы - 250 000 руб.

Так как доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с начала года,

Складываем их суммы за весь год, тогда:

Налог по итогам года = (700 000 руб. - 420 000 руб.) * 6 % - 7 800 руб. = 9 000 руб.

Новое на сайте

>

Самое популярное