Домой Банки Государственные финансы и финансовая политика государства. Функции, роль и особенности государственных финансов

Государственные финансы и финансовая политика государства. Функции, роль и особенности государственных финансов

  • Вопрос 10: Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления
  • Вопрос 15. Финансовый рынок, его значение в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
  • 21. Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Пути повышения действенности финансового контроля в Российской Федерации.
  • 22. Содержание и организация государственного финансового контроля. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля в Российской Федерации.
  • Вопрос 23. Направления повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами в рф
  • Вопрос 24. Понятие социального обеспечения, его финансовые механизмы.
  • Сущностные признаки
  • Вопрос 25. Пенсионное обеспечение, его уровни и финансовые механизмы
  • 26. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание, значение, классификация.
  • Вопрос 27. Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом
  • Вопрос 28. Бюджетная система рф: структура, принципы и правовые основы построения и функционирования.
  • Вопрос 29. Содержание и формы организации межбюджетных отношений. Направления реформирования межбюджетных отношений в рф
  • Вопрос 30: Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: необходимость, методы, нормативно-правовое обеспечение.
  • 31. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, их назначение, формы и условия предоставления.
  • 34. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, их значение, особенности расчета и предоставления.
  • Вопрос 35. Межбюджетные трансферты местным бюджетам: содержание, значение, формы и условия предоставления.
  • 37. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета
  • 39. Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
  • 43. Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, особенности их формирования и использования на федеральном и региональном уровнях.
  • 44. Управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: содержание, задачи, принципы, субъекты и их функции.
  • 45. Основы бюджетного планирования: содержание, задачи, принципы, правовая и информационная база, методы. Направления совершенствования бюджетного планирования в Российской Федерации.
  • 46. Необходимость, содержание и этапы бюджетного прогнозирования. Виды бюджетных прогнозов, их характеристика.
  • Вопрос 47: Методика планирования и краткосрочного прогнозирования поступления доходов бюджетов.
  • 48.Бюджетный процесс в рф: задачи, этапы, участники и их полномочия
  • 49 Финансовые органы, их функции и роль в бюджетном процессе
  • 50 Контрольно-счетные органы в Российской Федерации, их функции и роль в бюджетном процессе.
  • 51.Методологические и организационные основы составления проекта федерального бюджета
  • 56. Исполнение бюджетов по расходам, характеристика основных этапов.
  • 57. Направления реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.
  • 59. Экономические основы построения и уплаты налога на добавленную стоимость.
  • 60. Основы исчисления и уплаты акцизов. Проблемы индексации ставок акцизов.
  • 61. Налог на прибыль организаций: фискальное и экономическое значение, основы исчисления и уплаты, направления совершенствования.
  • 62. Платежи за пользование природными ресурсами: значение, состав, порядок исчисления и уплаты, разграничение между бюджетами бюджетной системы в Российской Федерации.
  • 63. Налог на доходы физических лиц, основы исчисления и уплаты, пути совершенствования.
  • 64. Налоги на имущество физических и юридических лиц, особенности их исчисления и уплаты, пути совершенствования.
  • 65.Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: понятие, классификации, формы, правовые основы. Повышение эффективности расходов бюджетов.
  • 66) Расходные обязательства, их виды. Разграничение расходных обязательств публично-правовых образований. Реестр расходных обязательств, его назначение, структура.
  • 67. Публичные нормативные обязательства, их виды. Расходы бюджетов на исполнение публичных нормативных обязательств: состав, формы, направления повышения эффективности.
  • 71.Сметное финансирование казенных учреждений: содержание, принципы, правовое обеспечение. Назначение, порядок составления и утверждения бюджетной сметы.
  • 72.Бюджетная классификация Российской Федерации: назначение, состав, направления совершенствования.
  • 73.Бюджетный учет, его содержание, задачи, правовое регулирование.
  • 74.План счетов бюджетного учета, порядок его применения субъектами бюджетного учета.
  • Вопрос 10: Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления

    Государственные финансы являются составной частью общей финансовой систем и являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.

    Государственные финансы представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

    Государственные финансы – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

    Государственные финансы - форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.

    Государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.

    Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства, и направление их на финансирование общегосударственных нужд.

    Финансовые ресурсы государства формируются за счёт: налогов; сборов; госпошлин; сумм, полученных от выкупа госпредприятий; доходов от предприятий и хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности и т.п.

    Структура государственных финансов:

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    Региональные бюджеты и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

    Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, но и как один из ведущих экономических рычагов государства.

    Финансы субъектов РФ - совокупность денежный отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.

    Эти отношения складываются между органами гоcyдарственной власти субъектов РФ и населением, живущим на теppитoрии данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами.

    Финансы субъектов РФ включают:

    Средства бюджета субъекта РФ;

    Государственные цепные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;

    Другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.

    В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта.

      Государственные доходы: понятие, виды. Резервы роста государственных доходов в Российской Федерации.

    Доходы государства

      от личных доходов граждан.

    В зависимости оттерриториального уровня доходы подразделяются на:

      федеральные;

      доходы субъектов Федерации;

    В зависимости от

      налоговые;

      неналоговые.

      Государственные расходы, их виды, формы. Направления повышения эффективности государственных расходов в Российской Федерации.

    Доходы государства - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

    В системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

      от государственного или муниципального хозяйства;

      от предприятий и организаций негосударственных форм собственности;

      от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

      от личных доходов граждан.

    В зависимости оттерриториального уровня доходы подразделяются на:

      федеральные;

      доходы субъектов Федерации;

      местные доходы муниципальных образований.

    В зависимости отюридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:

      налоговые;

      неналоговые.

    На увеличение государственных доходов оказывают влияние такие факторы как: - рост ВВП; - изменение объемов импорта; - изменение структуры объемных показателей; - изменение экспортных цен на природный газ. Вместе с тем, государственные доходы уменьшатся в результате: - изменения цены на нефть; - изменения объемов экспорта; - снижения курса рубля по отношению к доллару США.

      Муниципальные финансы, их содержание, состав, особенности организации, роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

    Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

    Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

    Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования.

    К доходам местного бюджета относятся:

      доходы от местных налогов и сборов

      отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов

      отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов

      безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней

      доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

      часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

      штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

      добровольные пожертвования

      иные законные поступления.

    Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

    Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений

    Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в т.ч. путем выпуска муниципальных облигаций

      Финансовое регулирование, его роль и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях.

    финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

    Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

    Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.

    Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

      налоговое регулирование

      амортизационная политика

      различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей

    Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования, финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.

    Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

    Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, эффективность такого регулирования достаточно высока.


    Государственные финансы являются важнейшей сферой финансовой системы государства. Через них государство влияет на экономическое и социальное развитие страны в целом, отдельных ее регионов и социальных групп населения.
    По своей экономической сущности государственные финансы - это совокупность распределительно-перераспределительных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства, предназначенных для обеспечения выполнения государством возложенных на него функций.
    С помощью государственных финансов государство распределяет и перераспределяет значительную часть валового внутреннего продукта, который является основным объектом финансовых отношений. Субъектами государственных финансов, с одной стороны, является государство, с другой - население и субъекты хозяйствования. В Украине государственные финансы как основная сфера финансовой системы страны опосредствуют около 80 % всех финансовых ресурсов и охватывают разнообразные финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность.
    В состав государственных финансов входят такие звенья: совокупность всех бюджетов государства; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной формы собственности; государственный кредит. По уровням государственные финансы подразделяются на: общегосударственные и местные (табл.5.1.).
    Общегосударственные финансы формируют финансовую базу деятельности высших органов государственной власти и управления. Они предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые имеют общенациональный характер и отражают интересы всего государства. Они являются инструментом влияния на социально-экономическое развитие страны. Общегосударственные финансы осуществляют распределение и перераспределение ВВП между отдельными регионами страны и отраслями экономики с целью сбалансированного их развития. Таким образом, общегосударственные финансы способствуют оптимизации территориального и отраслевого развития страны.
    Местные финансы - это финансовая база деятельности местных органов власти и управления. Основное назначение местных финансов состоит в обеспечении финансовой независимости местных органов самоуправления. Местные финансы обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах и их внутритерриториальное перераспределение.
    Функционирование государственных финансов неотделимо от государства. Их необходимость обусловлена тем, что при любом типе экономической системы основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены через рыночный механизм, то есть через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином, с учетом объективных причин. К этим потребностям относятся, в частности, структурное преобразование экономики, защита внешней среды, обороноспособность, правопорядок, проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовка кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и др.
    Исходя из этого, государство строит свою финансовую политику, определяя уровень вмешательства в хозяйственную деятельность производственных структур и социального обеспечения своих граждан. От этих факторов зависит, какая часть ВВП должна сосредотачиваться в государственных финансовых институтах.
    Таблица 5.1.
    Состав государственных финансов
    .
    Уровни
    Звенья
    Бюджет
    государства,
    в т.ч. Внебюджетные
    целевые
    фонды
    в т. ч. Государственный
    кредит
    в т.ч. Финансы
    государств.
    сектора
    в т.ч.
    Общегосу-
    дарственные
    финансы

    Государст-
    венный бюджет
    Общегосудар-
    ственные
    фонды
    Государствен-
    ные
    займы Финансы
    государств.
    предприятий
    и организаций
    Местные
    финансы

    Местные
    бюджеты
    Региональные
    фонды
    Местные
    займы Финансы
    коммунальн.
    предприятий
    и
    организаций
    Впервые функции государства и государственных финансов в условиях рыночной экономики были сформулированы американским ученым- экономистом Ричардом Масгрейвом в работе (1978г.). Таких функций три:
    Предоставление общественных товаров и услуг или регулирование процесса, в соответствии с которым определяется состав общественных товаров и услуг, то есть - осуществляется распределение ограниченных производственных факторов (рабочей силы и капиталов) между общественным и частным секторами (алокационная функция).
    Корректирование распределения доходов и имущества (дистрибутивная функция).
    Поддержка высокого уровня занятости при достаточной стабильности цен (стабилизационная функция).
    Алокационная фукция. Государство может влиять на распределение ограниченных народнохозяйственных ресурсов с помощью таких способов:
    обоснование и осуществление права собственности;
    прямое предоставление государством определенных благ, которые финансируются из бюджета за счет общих налогов или специальных сборов (например, строительство и эксплуатация дорог и других объектов инфраструктуры, государственные заказы на осуществление научных исследований);
    использование налогов и сборов как инструмента управления производством или потреблением (налоговые льготы для инвестиций по охране окружающей природной среды, сборы за очистку воды)
    государственные субсидии предприятиям (вместо налоговых льгот), удешевление кредитов за счет бюджетных средств, предоставление общественных благ по ценам ниже себестоимости;
    другие.
    Дистрибутивная функция. Государство влияет на распределение и перераспределение доходов и имущества граждан при проведении мероприятий относительно предоставления государственной помощи незащищенным слоям населения, при формировании налоговой политики. При этом могут быть использованы следующие элементы:
    налоги как инструмент перераспределения (в форме прогрессивного налога на доходы, налоги на имущество);
    прямое предоставление общественных благ без участия пользователя в расходах (образование, государственная система здравоохранения);
    предоставление различных видов денежной помощи, стипендий студентам, субсидий на оплату жилища и коммунальных услуг;
    административное регулирование минимальной заработной платы, введение обязательного социального страхования;
    другие.
    Стабилизационная функция. Государство осуществляет мероприятия, направленные на более эффективное использование производственных ресурсов, обеспечение уровня занятости и стабилизацию цен. Инструментами обеспечения стабилизационной политики являются:
    изменение объемов и структуры государственных расходов;
    изменение видов и ставок налогов и сборов, тарифов;
    мероприятия в сфере государственного долга, изменение структуры государственного долга и источников его финансирования;
    осуществление определенной политики заработной платы и занятости, решение проблем государственного сектора как работодателя;
    другие.
    Анализ теоретических концепций и практики промышленно развитых стран показывает, что в условиях рыночной экономики государство берет на себя решение тех задач, которые не могут быть решены частным сектором, или решаются им неэффективно. Поэтому государственный сектор является необходимым для того, чтобы общество оставалось жизнеспособным.
    Государство корректирует неспособность рынка, предоставляя общественные блага и осуществляя мероприятия против негативных внешних влияний. В условиях некачественной конкуренции государство проводит политику защиты потребителя, организовывая предоставление соответствующей информации или вмешиваясь в процессы формирования цен частными производителями монополистами. Исходя из этого, сам факт существования государства можно рассматривать как.
    Функционирование сферы государственных финансов характеризуется такими финансовыми категориями:
    государственные доходы;
    государственные расходы;
    государственный кредит.

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Университет)

    Кафедра международных валютных и кредитных отношений

    По дисциплине: «Финансы»

    На тему: «Государственные финансы: понятие, структура, функции»

    Выполнила:

    Студентка 3 МЭО

    6 академ. гр.

    Пантух Э.Б.

    Проверила:

    Доцент, к.э.н.

    Москва 2010 г.

    1. Введение…………………………………………………………………………..стр. 3

    2. Понятие государственных финансов…………………………………………стр. 4

    3. Функции государственных финансов……..…………………………………стр. 10

    4. Структура государственных финансов………………………………………стр.13

    5. Заключение……………………………………………………………………….стр.17

    6. Литература………………………………………………………………………..стр.19

    Введение

    Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.

    Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.

    Термин государственные финансы раскрывает понятие сущности государственного управления, рассматривает основные типы и формы государства и органов его власти, помогает определить структуру и компетенции органов законодательной и исполнительной власти, определяет роль судебной власти, систему органов местного самоуправления и многое другое.

    Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития экономики любой страны должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих.

    I. Понятие государственных финансов

    На заре человеческого общества государства не существовало. Люди совместно владели и распоряжались материальными ресурсами, а добываемые средства существования распределялись по полу и возрасту. С появлением индивидуального производства, частной собственности и социального расслоения возникает государство.

    Государство - это не только и не столько наименование территории, где проживают люди, объединенные языком, культурой, традициями. Государство - это особая публичная власть, в состав которой входят особые институты: армия, полиция, различные принудительные учреждения, организации, разрабатывающие и принимающие законы, и т. д. Они становятся «государством» благодаря деятельности людей, наделенных определенными знаниями и опытом. Важнейшая их особенность заключается в том, что они, выполняя властные функции в обществе, не производят привычных благ (одежды, обуви, продуктов питания). Вместе с тем для осуществления своих функций эти люди должны есть, пить, обуваться, одеваться, платить за средства передвижения. Поэтому с возникновением государства появилась необходимость отыскания ресурсов для его содержания. Первоначально это были вещественные подати населения, в дальнейшем, с появлением товарно-денежных отношений, - денежные платежи. Совокупность этих денежных ресурсов и получила название «государственные финансы».

    Сам термин «финансы» на латыни означает «платеж», «доход». Впервые в этом значении его начали использовать торговцы в средневековой Италии; в дальнейшем оно стало применяться дня обозначения денежных ресурсов, используемых для содержания государства.

    Таким образом, государственные финансы (Public finance) - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Это могут быть правительственные расходы на любом уровне, включая инвестиции, социальные выплаты, занятость в государственном секторе и правительственные закупки; а также доходы, например, налоги или оплата государственных услуг.

    Государственные финансы являются составной частью финансовой системы страны. Впервые термин « Государственные финансы» стал применяться во Франции в 16 в. Сущность государственных финансов определяется господствующим способом производства и классовой природой государства.

    В рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах государственные финансы служат орудием дополнительной эксплуатации трудящихся, т. к. основная тяжесть налогов и сборов падает на них, а добытые т. о. денежные средства идут на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов.

    В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы имели главным образом натуральную форму. Труд рабов и производимые ими продукты служили средством покрытия большей части потребностей рабовладельческого государства. Важным источником пополнения армии рабов и казны являлись военные грабежи и дань с покорённых народов. При феодализме решающим источником государственных ресурсов стали труд крепостных крестьян и производимые ими продукты. С созданием централизованных государств и ростом их расходов появилась система регулярных общегосударственных налогов и пошлин, казна государства стала отделяться от личных средств главы государства, а сами средства всё более принимать денежную форму. Принудительные сборы и займы уступили место государственным займам и централизованным выпускам денег в обращение. В итоге сложилась (в современном её понимании) сложная система государственные финансы.

    При капитализме в его домонополистический период назначение государственные финансы сводилось главным образом к обеспечению материальных условий существования и функционирования государства. Расходы государства шли на содержание его органов, армии и флота, ведение войн, колониальные экспедиции и выплаты по государственному долгу, на общественные работы, финансирование ж.-д. строительства. Покрывались они путём изъятия части доходов у населения через налоги, государственные займы и бумажно-денежную эмиссию. В период империализма и особенно общего кризиса капитализма роль государственные финансы в перераспределении денежных средств резко возросла.

    Обострение противоречий империализма, развитие государственного монополистического капитализма вызвали колоссальное увеличение государственных расходов, налогового обложения и государственного долга. Государство активно вмешивается в процесс капиталистического воспроизводства. Государственные финансышироко используются для стимулирования и регулирования капиталистической экономики. В связи с этим роль их в распределении и перераспределении национального дохода повышается. В США и Великобритании доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет, возросла в 60-х гг. до 40%. Главной причиной роста в империалистических странах государственных расходов, налогов и государственного долга является милитаризация экономики, гонка вооружений. Через систему государственных финансов происходит перераспределение доходов и накоплений в пользу монополий и, прежде всего, магнатов военно-промышленных концернов, обогащающихся на военных поставках, прямых бюджетных субсидиях, открытых и скрытых налоговых) льготах. Финансовая система капиталистических государств находится в состоянии глубокого кризиса. Имеет место громадный рост военных расходов, хроническая дефицитность государственных бюджетов, рост государственного долга, налогов, хроническая инфляция, непроизводительное расточение финансовых ресурсов.

    В странах, завоевавших после 2-й мировой войны 1939-45 политическую независимость и вставших на путь борьбы за экономическую самостоятельность, государственные финансы используются для проведения индустриализации и аграрных преобразований, ликвидации последствий колониализма в области образования, здравоохранения, культуры и т. д.

    При социализме государственные финансы превращаются в одно из важнейших орудий экономической и финансовой политики государства, осуществления социалистических преобразований. В СССР в переходный период от капитализма к социализму государственные финансы использовались главным образом для проведения социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, осуществления культурной революции и ускоренного развития национальных республик.

    В СССР и др. социалистических странах за счёт государственных финансов обеспечиваются финансовые потребности расширенного социалистического воспроизводства, подъём материального и культурного уровня жизни народа, содержание органов государственной власти, укрепление обороноспособности страны. Государственные финансы тесно связаны с материальным производством. Они включают в себя общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное имущественное, личное и социальное страхование) и финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства. Финансы государственных социалистических предприятий и отраслей народного хозяйства служат исходной базой государственные финансы и главным источником ресурсов финансовой системы, а государственный бюджет - её ведущим и направляющим звеном. В связи с экономической реформой, проводимой в СССР с 1966, и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, повышается удельный вес в государственных финансов предприятий и отраслей народного хозяйства. В 1966 из общей массы прибыли в 47 млрд. руб. оставалось в распоряжении предприятий 11,9 млрд. руб. (или 25%), а по плану 1971 из 88,6 млрд. руб. прибыли у них должно остаться 35,8 млрд. руб. (или 40%). Собственные ресурсы предприятий, направляемые на финансирование плановых затрат, возросли с 33,5 млрд. в 1965 до 75,7 млрд. руб. по плану 1971. По-прежнему ведущую роль в системе государственных финансов играет государственный бюджет, который аккумулирует свыше 50% национального дохода и связывает в единое целое движение всех финансовых ресурсов социалистического общества. С построением социализма и вступлением СССР в период строительства коммунизма Государственные финансы используются для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических производственных отношений, для всё более полного удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей трудящихся, развития и упрочения сотрудничества и взаимопомощи социалистических государств.

    За последние годы внутренняя структура каждой из составляющих финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы, демократизации всех процессов, идущих в обществе. Так, существенно расширено содержание государственных финансов. Еще 5 - К) лет назад государственные финансы практически отождествлялись с государственным бюджетом, бюджетное устройство России больше соответствовало унитарному государству, для которого свойственны максимальная централизация финансовых и бюджетных ресурсов на уровне центрального правительства (70 - 80 %) и значительно менее существенная доля - на субнациональном уровне.

    В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых - государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 89 субфедеральных бюджетов, и один уровень - муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.

    Понятие государственных финансов, во-первых, существенно расширено вступившим в силу Бюджетным кодексом РФ за счет законодательного определения трехуровневой бюджетной системы, отдельного вынесения категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Во-вторых, конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование муниципальных финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание государственных финансов дополнено категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах.

    Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе. Поэтому каждая страна имеет «свои» государственные финансы, отражающие особенности «своего» государства. Так, в феодальной Франции государственная власть не отделялась от королевской, и финансы государства являлись финансами короля. На свое содержание французский король Генрих IV (1554-1610 гг.) расходовал около половины доходов. А расходы короля Людовика XIV (1643- 1715 гг.) достигли такого уровня, что он запретил о них говорить, сделал их государственной тайной. С развитием общества изменяются функции государства, а отсюда - и его роль в жизни общества. На отдельных этапах развития государство может аккумулировать в своих руках до 50-60 % всех доходов общества, на других - ограничиться 10-15 %. В одних странах государство выполняет не только политические функции, но и является непосредственным организатором экономического развития, в других вмешивается в экономику эпизодически, в исключительных случаях. Поэтому совершенно очевидно, что в первом случае государство должно обладать значительно большими финансами, чем во втором.

    В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

    II. Функции государственных финансов.

    Обычно функции государственных финансов возникают на основе экономических функций государства, к которым традиционно относят следующие:

    1) охрана института права, защита общественного спокойствия и предотвращение конфликтов; 2) защита прав частной собственности, ее спецификация и регистрация;
3) обеспечение возможности и путей свободного обмена товарами и услугами;
4) создание и защита механизмов обмена информацией в широком смысле слова;
5) сохранение и разработка измерительных стандартов, включая меры, весы, эталоны, а также деньги (поддержание стабильности используемой денежной единицы как наиболее универсального инструмента и мерила обменных операций);
6) производство общественных благ (где общественные издержки окажутся ниже частных на единицу блага).

    1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

    2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

    3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

    4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

    5. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

    Решающее значение имеют следующие функции:

    Суть первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управление госсектором, программирование и т.п.).

    Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

    Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

    И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют государственные финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.

    Рис 1. Основные функции государственных финансов.

    Выполнение этих четырех функций возлагается на современную финансовую систему, структура которой в зависимости от поставленных конкретных задач отражена на рис.2. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.

    III. Структура государственных финансов.

    Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают государственный бюджет (в федеративных государствах - федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в западной терминологии - специальные правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий, бюджеты региональных и местных органов власти.Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев финансового регулирования государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

    Рис 2. Структура государственных финансов.

    Наиболее важную роль играет государственный бюджет. Государственный бюджет, или бюджет центрального (федерального) правительства, представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы. За их счет финансируются государственные целевые программы, проводятся мероприятия по стабилизации экономики, финансированию социальной сферы, выполнению международной и внутригосударственных обязательств, обеспечению обороноспособности страны и содержанию вооруженных сил, государственному управлению.

    Помимо бюджетных средств в государственные финансы включены также финансы предприятий, находящихся в госсобственности. Они формируются либо за счет бюджета центрального правительства, например бюджет военных предприятий, либо за счет самих предприятий, если они являются рентабельными - например почта, телеграф, телефон и ряд других, и могут формировать поступления в госбюджет. Финансы государственных унитарных предприятий отличаются особенностями, вытекающими из экономических условий хозяйствования в конкретной стране. Так, в России финансы государственных унитарных предприятий состоят из финансов предприятий (организаций, учреждений), основанных на праве хозяйств, ведения или оперативного управления, и финансов казенных предприятий, основанных только на праве оперативного управления.

    Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению - для финансирования целевых программ как центральным правительством, так и региональными и местными органами власти. Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти, но организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно. К ним относятся: государственные внебюджетные фонды социального назначения, формируемые для реализации конституционных прав граждан (на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья, на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случаях безработицы, потери кормильца, рождения и воспитания детей и т.п.); другие целевые федеральные и региональные фонды (инновационные, экологические, региональные, развития и т.д.), находящиеся в ведении министерств и ведомств, а также субъектов РФ.

    Бюджеты региональных и местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных администраций. Как правило, возможности последних ограничены и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства.

    Главным источником государственных доходов служит национальный доход. Но в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств и событий (война, крупное стихийное бедствие и т.п.) в качестве источника формирования государственных доходов выступает ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы и т.п.) вовлекаются в хозяйственный оборот. Центральное место в государственных доходах занимают налоги; наряду с ними постепенно увеличиваются поступления от эксплуатации государственной собственности (дивиденды), от продажи (сдачи в аренду) государственные имущества; в связи с ростом бюджета дефицита расширяются масштабы государственных заимствований.

    Важное понятие - государственный кредит, который позволяет мобилизовывать (заимствовать) временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, которые на платной и возвратной основе поступают в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти для финансирования расходов, не обеспеченный бюджетнымидоходами. Государственные заимствования осуществляются путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

    Государственные расходы выражены финансовыми отношениями, возникающими в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной). Расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества при развитии экономики и социальной сферы, осуществлении государственного управления, охраны государственных границ, поддержании внутреннего порядка в стране и т.п. Здесь гocударство выполняет свои функции как непосредственно через систему органов управления, так и через принадлежащие ему предприятия, организации, учреждения. Государственные расходы состоят из прямых расходов государства (через систему бюджетных и внебюджетных фондов) и расходов государственных унитарных предприятий, осуществляемых в целях регулирования экономики путем инвестирования реального бизнеса, формирования государственных внебюджетных фондов социального назначения, удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, соответственно преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.

    Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. Основные составляющие государственных финансов России приведены в таблице на рис. 3.

    Консолидированный бюджет РФ Гос внебюджетные фонды Финансовые ресурсы ЦБ РФ Финансы гос предприятий Поступления из-за рубежа
    Федеральный бюджет Пенсионный фонд Золотовалютные резервы Финансы государственных унитарных предприятий Иностранные займы
    Бюджеты субъектов РФ Фонд обязательного медицинского страхования Прибыль от банковской деятельности Акции акционерных обществ, которые находятся в государственной собственности Финансовые ресурсы организаций, находящихся за рубежом
    Местные бюджеты Фонд социального страхования Доходы от выпуска ценных бумаг Финансы государственных корпораций
    Денежная эмиссия

    Рис. 3. Основные составляющие государственных финансов России

    Заключение

    Государственные финансы – это, с одной стороны, экономическая категория, а с другой – реальный субъективный финансовый инструмент воздействия органов государственной власти на те или сферы жизнедеятельности общества. Итак, принято подразделение государственных финансов на центральные, региональные и местные, которые, в свою очередь, подразделяются на бюджеты, внебюджетные фонды и государственный кредит.

    Государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Экономическая роль государства заключается в реформировании отношений собственности, вертикали федеративного устройства в социально-экономической сфере, институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.

    Государственные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной рыночной экономики. Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Они способствуют решению общеэкономических задач, и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе.

    Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях - распределительной и контрольной. Их роль в реформировании российской экономики сводится к основным факторам: экономической стабилизации; адаптации к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.

    Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанный на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне.

    Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики и нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Сторонники рестриктивной финансовой политики уделяют основное внимание регулированию темпов роста денежной массы, сокращению государственных расходов, невмешательству государства в решение основных экономических проблем и относятся к школе монетаризма. Сторонники экспансионистской финансовой политики уделяют первоочередное внимание регулированию цен, налогов, процентных ставок, повышению эффективности и расширению масштабов государственного инвестиционного финансирования и относятся к кейнсианской школе.

    Для стабилизации экономики и финансовой системы в современных условиях необходимо: обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей; реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы; стабилизировать валютный курс рубля; ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок; повысить инвестиционную активность государственного и частного секторов экономики в развитии производства; принять комплекс мер по стабилизации и повышению жизненного уровня населения.

    Литература

    1. Афанасьев М.Пю Модернизация государственных финансов: учебное пособие. Москва ГУ ВШЭ, 2007;

    2. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для вузов. М. Финансы и статистика, 2007.-476с.


    3. Бабич А.М. . Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для вузов. М. Финансы ЮНИТИ, 2005.-687с.


    4. Батяева Т.А. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие для вузов. М. Инфра-М НФПК, 2006.-302с.


    5. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие для вузов. М. Форум, 2006.-413с.


    6. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для вузов. М.: КНОРУС, 2008.-560с.


    7. Cумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования, 1996

    8. Галицкая С.В. Государственные финансы, 1998

    9. Колпаков Г.М. Финансы, денежное обращение. Кредит. Учебное пособие для вузов. М. Финансы и статистика, 2006.-494с.


    10.Липсиц И.В. Экономика. Учебное пособие для вузов. М.Омега-Л,2007-656с.


    11.Фетисов В.Д. Финансы и кредит. Учебное пособие для вузов. М.ЮНИТИ-ДАНА,2006-399с.


    12.Финансы: учебник/ под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. М. Финансы и статистика, 2006.-504с.


    13.Финансы: учебник/ под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.-682с.


    14.Финансы. Учебное пособие для вузов. М.ЮНИТИ-ДАНА,2007-703с.


    15.Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие для


    Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства.
    Государственные финансы - важнейший рычаг, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются, главным образом, за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья. Структура государственных финансов представлена на рис. 15.
    Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местных уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство мобилизует значительную часть национального дохода.
    Государство не только мобилизует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.


    Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
    Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.
    В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.
    К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.
    Внебюджетные фонды в Российской Федерации являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
    Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
    Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура.
    Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, так как именно финансы выступают неотъемлемым связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, выражают определенную сферу производственных отношений, относятся к базисной категории и носят объективный характер.
    В условиях рыночной экономики основными формами финансовых ресурсов служат налоги, займы, эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляет систему государственных доходов. Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
    Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.
    Современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как на определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества финансируется только государством, например, атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, почта, телеграф и некоторые другие.
    Финансы отражают уровень развития производительных сил и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.
    Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, которые необходимы всему обществу для достижения стратегических целей, - обеспечения благосостояния общества и экономического роста. Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:
    • это всегда денежные отношения;
    • эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
    • эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
    Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.
    К сфере государственных финансов относятся отношения между:
    • государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней;
    • гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат;
    • организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета;
    • отдельными звеньями бюджетной системы;
    • государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.
    С развитием различных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

    Еще по теме Государственные финансы. Понятие и сущность государственных финансов:

    1. №4. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации)
    2. Понятие и значение государственных финансов. Государственный бюджет
    3. 2.3.1. Социально-экономическая сущность государственных и муниципальных финансов
    4. 31. Сущность государственных финансов, их роль и значение.
    5. Неизвестный. Деньги, кредит, банки. Финансы. Инвестиции. Финансы организаций. Ответы на государственный экзамен, 2015
    6. Тема 1. История финансов. Понятие финансов Возникновение финансов
    7. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

    Сущность государственных финансов проявляется в их функциях . Под функциями понимается процесс реализации государственных финансов и результаты их функционирования. Вопрос о количестве и содержании функций государственных финансов, как правило, не рассматривается. Исследователи сосредоточили свое внимание в основном на функциях финансов вообще, которые, кстати, несмотря на многообразие различных взглядов, носят спорный характер. Некоторые известные финансисты, как, например, A.M. Бирман, выделяли три основные функции: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем и распределительную. А.М. Александров и Э.А. Вознесенский утверждали, что финансы представляют собой формирование денежных фондов, использование денежных фондов и контроль за тем и другим. Б.Е. Пеньков придерживается мнения, что финансы выполняют распределительную (перераспределительную), воспроизводственную, стимулирующую и контролирующую функции. И.Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение. Такое обилие точек зрения свидетельствует, прежде всего, о сложности проблемы.

    Вместе с тем никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один: валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. Отсюда следует, что мнение ряда авторов о функциях и финансах в целом (и применительно к государственным финансам в особенности) не лишено научных оснований.

    Представляется, что современный уровень понимания проблемы позволяет на основе обобщения соответствующих экономических взглядов говорить о восьми функциях государственных финансов : распределительной, перераспределительной, воспроизводственной, регулирующей, стимулирующей, плановой (или прогнозной), контролирующей и социальной.

    В процессе реализации распределительной функции государственных финансов происходит первичное распределение полученных унитарными предприятиями денежных доходов. Осуществляется распределение национального дохода среди участников материального производства. Он подразделяется на зарплату ра бочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства, с одной стороны, и доходов предприятий сферы материального производства - с другой. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, достаточных для удовлетворения и развития потребностей государства, на которые расходуются государственные финансы. Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

    Перераспределительная функция государственных финансов связана, в первую очередь, с межотраслевым и территориальным распределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий. Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами экономики, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и хозяйствования, а также социальными группами населения. Речь при этом идет о вторичном распределении той части доходов предприятий, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов.

    Воспроизводственная функция государственных финансов благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. Для этого необходимо оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления. При этом роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержание экономического роста, реформирования структуры экономики, развития ключевых отраслей хозяйства, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на рабочую силу. Это, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет федерального бюджета и бюджетов других уровней поддерживается спрос, происходит финансирование социальных мероприятий, программ и т.п.

    Противоречивое воздействие на процесс воспроизводства оказывают военные расходы. Они дают заметный импульс развитию промышленности, новой техники и технологий. В то же время длительная гонка вооружений истощает экономику, приводит к внутрихозяйственным диспропорциям, изменяет структуру производства, порождает другие негативные явления.

    Регулирующая функция государственных финансов тесно связана с другими их функциями. Так, через государственные расходы, государственный кредит и другие механизмы государство влияет на процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных процессов применяются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование фондового рынка.

    В системе экономического регулирования через государственные финансы важное место могли бы занять государственные заказы за счет средств федерального и региональных бюджетов. Государственные заказы, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии. Очевидно, что нужно решительно преодолевать сложившуюся порочную практику задержки с оплатой выполненных государственных заказов.

    Стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационно – инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства. Примером применения государственных финансов в качестве стимула может служить реализация ряда федеральных целевых программ, особенно президентских.

    Другой важной задачей в свете рассматриваемого аспекта могла бы стать поддержка предпринимательства, взаимодействие государства с корпорациями и их альянсами – финансово-промышленными группами (ФПГ).

    Государственная поддержка предпринимательства призвана включать в себя прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, a также участие государства в соучредительстве при организации новых предприятий. Существенна роль государства в формировании и регулировании рынка труда, при предоставлении выгодных госзаказов.

    Плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований, а также с помощью бюджетных и внебюджетных фондов. Правда, в реформенные годы отношение части общества, включая видных государственных деятелей и представителей государственных органов различных уровней, к планированию было, мягко говоря, не самым прогрессивным. Полагаем, что с течением времени, по мере развития рыночной экономики и активизации роли государства в этом процессе, будет происходить осознание этими слоями общества полезности и объективной необходимости повышения значения плановой (прогнозной) функции государственных финансов Особенно это важно в связи с переходом страны к среднесрочному, а в будущем и долгосрочному финансовому планированию (прогнозированию).

    В настоящее время большую роль могла бы играть и регулирующая функция государственных финансов, в ходе реализации которой используется широкий набор инструментов.

    Ядром системы могло бы стать индикативное планирование.

    Но для этого следует законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов, а также порядок разработки и ее реализации. Этим целям способствовало бы принятие Федерального закона «О планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».

    Переход страны к новым экономическим отношениям породил большие трудности. Структурные преобразования вызвали в свое время значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются как минимум две тенденции.

    Первая тенденция. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если при административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас - не более 40%. Крупные средства перераспределяются ныне через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

    Вторая тенденция. Невмешательство государства в экономику сохраняется. Это подтверждается следующими цифрами. В 80-е гг. более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, а в последние годы - не более 12%. Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в последние годы бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием. Только в бюджете 2006 г. впервые создан инвестиционный фонд в сумме около 70 млрд. руб. с целью финансирования крупных инфраструктурных проектов на долевой основе совместно с частным бизнесом, об эффективности и значении которого пока говорить преждевременно.

    Контрольная функция государственных финансов тесно связана со всеми остальными, особенно с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного которое не было бы связано с контролем над формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только одна функция контроля.

    С помощью финансов государство распределяет валовой внутренний продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль над обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

    Контрольная функция государственных финансов - прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку государственные финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как указанная функция – лишь контроль реального денежного оборота.

    Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, расходованием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

    Объектом контрольной функции государственных финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий . Такой контроль называют государственным (вневедомственным). Его осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

    Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание, его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Кроме Федерального Собрания Российской Федерации органом государственного финансового контроля в стране является Счетная палата Российском Федерации. Имеются также контрольные и финансовые органы исполнительной власти. Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Агентство по налогам и сборам России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

    Большими полномочиями, в том числе и по контролю в сфере финансов, располагает Главное контрольное управление Президента России. Оно привлекает к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, обобщает практику изменения законодательства России в сфере контрольной деятельности, вносит предложения по его совершенствованию.

    Важным органом финансового контроля в современных условиях становится Главное управление Федерального казначейства Минфина России, созданное в декабре 1992 г. как единая централизованная система, включая территориальные органы на местах. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль над исполнением республиканского бюджета государственных внебюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и состоянии бюджетной системы. Для выполнения указанных задач органы казначейства наделяются большими правами. Они могут производить проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности и хозяйствования, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

    Наряду с новыми контрольными органами в России продолжает действовать контрольно-ревизионная служба Минфина России и ведомственный финансовый контроль. К органам государственного финансового контроля относятся также Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и контрольно-ревизионные структуры федеральных органов исполнительной власти, которые контролируют находящиеся в их ведении или непосредственном подчинении организации по основным направлениям деятельности этих институтов.

    В изменяющихся условиях становления правового государства, формирование системы финансового контроля не является кратковременным процессом с заранее данными параметрами. Организация и функционирование эффективной системы финансов и контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики, при котором совершенствование системы финансового контроля не может осуществляться автономно, но лишь как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма.

    Государственный финансовый контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования экономики. Посредством государственного финансового контроля выявляются отклонения от утвержденных показателей бюджета и нарушения законности, факты нецелевого и неэффективного использования финансовых ресурсов и государственной собственности. Это позволяет своевременно принять корректирующие меры, привлечь к ответственности виновных лиц, получить компенсацию за причиненный государству ущерб и провести мероприятия по предотвращению нарушений в будущем.

    Важный инструмент этой политики - двухуровневая система государственного финансового контроля. Первый уровень – внешний контроль, который возложен на несколько государственных органов и учреждений, в том числе конституционный орган - Счетную палату Российской Федерации. Второй уровень - внутренний контроль, который проводят органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с действующим законодательством.

    Счетная палата РФ нуждается в придании ей статуса высшего постоянно действующего органа государственного финансового контроля. Ей явно необходимы права разрабатывать и проводить соответствующую политику, координировать деятельность федеральных органов по ее осуществлению. У нее должно быть больше, чем сейчас, реальных прав в борьбе с хищениями, финансовыми злоупотреблениями, коррупцией. В случае выявления нарушений в исполнении бюджетного законодательства у Счетной палаты должно быть право обращаться с исками в суд по защите интересов государства. Ей необходимо предоставить право безакцептного (бесспорного) списания средств со счетов злостных нарушителей бюджетного процесса в пользу федерального бюджета или получателей средств федерального бюджета в объеме допущенных нарушений. Это относится к тем случаям, когда представления и предписания Счетной палаты не выполняются, а предусмотренные ныне законом меры по приостановлению всех видов финансовых, платежных и расчетных операций нарушителей могут оказаться преждевременными.

    Социальная функция государственных финансов способствует решению многочисленных социальных проблем. Здесь и регулирование трудовых отношений, и проведение государственной политики в области заработной платы, и регулирование цен на социально значимые товары и услуги, и содействие трудоустройству незанятого населения, и вопросы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п.

    Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявиться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп.

    В качестве социального партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов, коллективных и частных интересов предпринимательских структур, социальных групп. Оно должно разрешать социальные конфликты, сотрудничать с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

    Государственные финансы имеют ряд особенностей. Они проявляются, прежде всего, в формировании финансов. Как известно, источниками здесь на 80-90% выступают налоговые поступления и на 10-20% - неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Особую специфику составляет создание централизованных фондов, включая такие значимые, как пенсионные фонды, фонд социального страхования, медицинского страхования и др. Свои особенности существуют и в практике использования государственных финансов. Они идут на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Важную особенность составляет то, что они применяются при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем. Понятно, что данный перечень специфических свойств государственных финансов далеко не полный. Однако и он дает определенное представление не только об их самой общей характеристике, но и значении для развития общества и его экономики.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное