Домой Банки Использование налогов в качестве встроенного стабилизатора экономики. Финансовая политика

Использование налогов в качестве встроенного стабилизатора экономики. Финансовая политика

В условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществля­ется как денежно-кредитной, так и фис­кальной политикой. Фискальная политика государства представляет собой фор­мирование государственного бюджета через систему налогообло­жения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занято­сти, снижения темпов инфляции).

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж. М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной по­литики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Современные экономисты, да­же подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное мани­пулирование налогами и правительственными (государственными) расхода­
ми с целью изменения реального объема национального производ­ства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономи­ческого роста.

Анализ равновесного объема национального продукта и ма­нипулирования государственными расходами позволяет с пози­ций роста совокупных расходов выявить, что включение в них го­сударственных расходов вызывает сдвиг кривой С + J вверх и ве­дет к росту национального продукта, причем здесь срабатывает эффект мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов рассчитывается следующим образом:



где M g - мультипликатор государственных расходов; AJ - при­рост доходов (прирост национального продукта); AG - прирост государственных расходов; МРС -предельная склонность к по­треблению.

Что произойдет, если правительство вводит единый налог (од­новременно выплачиваемый)? Каково его воздействие на объем на­ционального производства?

Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение в свою очередь сопровож­дается снижением объемов потребления и сбережения на каждом


уровне национального продукта. Размер сокращения определяет­ся величиной МРС и MPS. Например, Т (налог) - 20 ед., МРС - 3/4, соответственно С (потребительские расходы) сократились на 15 ед, S (сбережения) на 5 ед. Изменение величины национально­го продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора:

Потребительские расходы уменьшаются на величину AT X МРС и соответственно уменьшают равновесный объем производ­ства на AJ:

где налоговый мультипликатор М Т будет равен

В дискреционной политике мы сталкиваемся с понятием «мультипликатор сбалансированного бюджета»: равные увеличе­ния государственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта на ту же величину, то есть мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Например, рост налогов на 20 ед. вызывает уменьшение дохода на 20 ед. и потребительских расходов на 15 ед. (МРС = 3/4). На­циональный продукт сокращается на 60 ед. (коэффициент мульти­пликации равен 3). Рост государственных расходов на 20 ед. вызы­вает рост национального продукта на 80 ед. (мультипликатор государственных расходов равен = Чистый прирост национального продукта равен 20 = ΔT = ΔG.

Фискальная политика используется для регулирования ста­билизации экономики в двух основных направлениях: преодоле­ние спада и сдерживание подъема.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в госу­дарственный бюджет в периоды измене­ния объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автома-


тически. Сюда относятся прогрессивная система налогообложе­ния, система государственных трансфертов (страхование по безра­ботице), система участия в прибылях.

По мере роста объема национального продукта идут пропор­циональные приросты налоговых поступлений. Так, увеличива­ются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов на до­ходы корпораций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздейст­вие: во время экономического подъема сокращаются, во время спада возрастают.

Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изме­нения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.

Контрольные вопросы

1. Что включает понятие «финансовое хозяйство»? В чем его отличие
от понятий «финансы», «финансовая система», «финансовая наука»?

2. Американский экономист Р. Масгрейв в качестве функций финан­сового хозяйства называет аллокацию, перераспределение, стаби­лизацию. В отечественной экономической литературе принято назы­вать распределительную и контрольную функции финансов (см.: Фи­нансы/Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1993. - С. 21-25). Проком­ментируйте это различие, изложите содержание функций.

3. В чем исходное противоречие самого бюджета как финансового
институционального явления?

4. Каковы тенденции отдельных видов государственных расходов?
Чем вызвана неодинаковость темпов их развития?

5. Почему система субсидий (субвенций) противоречит рыночному
механизму?

6. Какой компонент государственных финансов (расходы или дохо­ды) имеет более сильный регулирующий эффект? Как вы можете это
объяснить?

7. Почему налоговые доходы являются преимущественной формой
поступления средств в бюджет по сравнению с неналоговыми?

8. Перечислите принципы налоговой системы.

9. Какие виды классификаций налогов вы знаете?

10. Должен ли подоходный налог иметь прогрессивную или регрес­сивную шкалу? По какой шкале определяется в настоящее время по­
доходный налог в России?

11. Почему столь противоречива современная ситуация с налоговой системой в России? Каковы, по вашему мнению, причины труднос­тей формирования налоговой системы в России?

12. Перечислите косвенные виды российских налогов в порядке их
значимости как финансового источника для бюджета.

13. Дайте определение налогов. Какие функции в экономике выпол­няют налоги?

14. Дайте характеристику прямых и косвенных налогов.

15. Что собой представляют налоговые ставки, их виды?

16. Какие налоговые ставки являются оптимальными, то есть не сни­жают стимулов предпринимательской деятельности?

17. Вызывают ли высокие налоги рост дефицита государственного бюджета?

18. Понятие фискальной политики. С какими проблемами приходит­ся сталкиваться в осуществлении фискальной политики в России?

19. Каким образом государственные расходы воздействуют на объ­ем национального производства? Всегда ли желателен их рост?

20. Дайте определение налогового мультипликатора. Чему равен
мультипликатор сбалансированного бюджета?

21. В чем сущность дискреционной фискальной политики? Каковы
ее разновидности? Есть ли возможность ее использования в эконо­мике России?

22. В чем состоит недискреционная фискальная политика? Какие
элементы фискальной системы России относятся к «встроенным
стабилизаторам»?

ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ

(built-in stabilizers) Все экономические механизмы, которые действуют как ограничители колебаний в экономике автоматически, без принятия специальных решений. Наглядным примером таких стабилизаторов является государственный бюджет (budget). При падении национального дохода поступления в бюджет при существующих ставках прямого и косвенного налогообложения автоматически уменьшаются; при росте уровня безработицы действующая система социального обеспечения гарантирует, что объемы выплат социальных пособий возрастут. В результате бюджетный дефицит увеличивается, а сокращение поступлений в бюджет ограничивается. Аналогичным образом при росте национального дохода бюджетный дефицит сокращается. Преимущество встроенных стабилизаторов перед обдуманными политическими мерами состоит в том, что они действуют автоматически и без промедления. Когда возникает необходимость в целенаправленном принятии политических мер, всегда требуется время для сбора соответствующей информации и для технического и политического преодоления разногласий по поводу этих мер. Недостатком встроенных стабилизаторов является то, что они могут лишь уменьшить размах колебаний, но не в состоянии полностью устранить их. Для дальнейшей стабилизации (stabilization) требуется обдуманная корректировка политики, основанная на прогнозах будущего состояния экономики, которые, как известно, не отличаются высокой надежностью. Некоторые экономисты уверены, что в действительности частичная стабилизация является, вероятно, максимальным результатом, которого можно ожидать от встроенных стабилизаторов.


  • - Подчеркнутые тоном голоса или жестикуляцией части фразы, которые складываются в команды, так что их воспринимают не сознательно, а только подсознательно...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Подчеpкнyтые тоном голоса или жестикyляцией части фpазы, котоpые складываются в команды, так что их воспpинимают не сознательно, а только подсознательно...

    Словарь нейролингвистического программирования

  • - Экономические меры, предпринимаемые в условиях свободной рыночной экономики с целью ограничить колебания цен, объемов производства, занятости и т. д. К таким мерам относят введение прогрессивного подоходного...

    Словарь бизнес терминов

  • - англ. automatic stabilizers самонастраивающийся механизм экономический системы государства, реализующий зависимость бюджетных поступлений от уровня экономической активности участников рынка...

    Словарь бизнес терминов

  • - экономические меры, предпринимаемые государством в условиях свободной рыночной экономики с целью ограничить колебания цен, объемов производства, занятости и...

    Большой экономический словарь

  • - экономические рычаги, которые позволяют сглаживать колебания доходов и цен без постоянного прямого вмешательства государства...

    Большой экономический словарь

  • - см. СТАБИЛИЗАТОРЫ, АВТОМАТИЧЕСКИЕ...

    Большой экономический словарь

  • - См.: "встроенные" стабилизаторы...

    Экономический словарь

  • - См.: встроенные стабилизаторы...

    Экономический словарь

  • - вещества, к-рые вводят в состав пластмасс, резин, лаков, красок, клеёв для торможения нежелат. изменения их свойств, происходящего гл. обр. в результате деструкции...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - Экономические меры, предпринимаемые в условиях свободной рыночной экономики с целью ограничить колебания цен, объемов производства, занятости и т.д. К таким мерам относят введение...

    Финансовый словарь

  • - Все экономические механизмы, которые действуют как ограничители колебаний в экономике автоматически, без принятия специальных решений...

    Экономический словарь

  • - "...Наноструктурированные стабилизаторы: стабилизаторы, поверхностная активность которых обеспечивается наличием наночастиц химической или техногенной природы..." Источник: " ОДМ 218.1.004-2011...

    Официальная терминология

  • - титана, см. Титановые сплавы...

    Большая Советская энциклопедия

  • - вещества, которые вводят в состав пластмасс, резин, лаков, красок, клеев для торможения их старения, происходящего главным образом в результате деструкции...

    Большой энциклопедический словарь

  • - научно-технические и культурные достижения, способствующие развитию и закреплению письменной традиции...

    Грамматологический словарь

"ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ" в книгах

Из книги Пищевые добавки автора Автор неизвестен

Вред и польза: эмульгаторы, стабилизаторы, загустители

Из книги Ешь то, не ешь это! Вкусно и без риска для жизни. 100 рецептов безопасного фаст-фуда автора Синельникова А. А.

Эмульгаторы и стабилизаторы эмульсий и суспензий

автора

4. Стабилизаторы, эмульгаторы, загустители (E-400 – E-481)

Из книги Пищевые добавки, красители и консерванты автора Кулинария Автор неизвестен -

Стабилизаторы напряжения

Из книги Электричество на даче автора Печкарева Анна Владимировна

Стабилизаторы напряжения Поскольку пониженное или, напротив, повышенное напряжение в сети достаточно опасно для большинства электрических приборов, желательно приобрести стабилизатор напряжения. Он позволит защитить дорогостоящее оборудование от порчи. Ведь после

Альфа-стабилизаторы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Стабилизаторы полимерных материалов

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Экономические стабилизаторы Самуэльсона.

Из книги Пауль Энтони Самуэльсон автора Красова Ольга

Экономические стабилизаторы Самуэльсона. Сложность управления смешанной экономикой обусловлена природой двух форм собственности: частной, подчиняющейся законам рыночной конкуренции и стихийного ценообразования, и государственной, управляемой на основе

Стабилизаторы поясницы, что общего между позвоночником и останкинской башней

Из книги Изометрическая гимнастика для занятых людей автора Борщенко Игорь Анатольевич

Стабилизаторы поясницы, что общего между позвоночником и останкинской башней Даже самая красивая башня без мощного фундамента или наружной поддержки окажется у ваших ног. Все мы помним, как несколько лет назад падала Останкинская телебашня, и лишь восстановление

Стабилизаторы мембран тучных клеток

Из книги Справочник основных лекарственных средств автора Храмова Елена Юрьевна

Стабилизаторы мембран тучных клеток Стабилизаторы мембран тучных клеток – это лекарственные средства, которые противодействуют поступлению кальция в тучные клетки и приводят таким образом к уменьшению выработки гистамина. Они оказывают противоаллергическое влияние

Стабилизаторы поясницы. Что общего между позвоночником и Останкинской башней

Из книги Позвоночник без боли [Курс изометрической гимнастики] автора Борщенко Игорь Анатольевич

Стабилизаторы поясницы. Что общего между позвоночником и Останкинской башней Даже самая красивая башня без мощного фундамента или наружной поддержки окажется у ваших ног. Все мы помним, как несколько лет назад падала Останкинская телебашня, и лишь восстановление мощных

Загустители, стабилизаторы, эмульгаторы (Е400-Е499)

Из книги Продукты без тайн! автора Малахова Лилия Петровна

Загустители, стабилизаторы, эмульгаторы (Е400-Е499) Загустители, стабилизаторы, эмульгаторы придают продукту необходимую консистенцию, пластичность и способствуют равномерному распределению вводимых добавок. Их используют в тех случаях, когда продукту, состоящему из

Растительные смолы, эмульгаторы, стабилизаторы и прочее

Из книги История нашего обмана, или Как питаться, чем лечиться, как не облучиться, чтобы остаться здоровым автора Мизун Юрий Гаврилович

Растительные смолы, эмульгаторы, стабилизаторы и прочее Е-400 - альгиновая кислота. Побочных воздействий не вызывает.Е-401 - альгинат натрия. См. Е-400.Е-402 - альгинат калия. См. Е-400.Е-403 - альгинат аммония. См. Е-400.Е-404 - альгинат кальция. См. Е-400.Е-405 - альгинат пропиленгликоля.

Стабилизаторы и загустители

Из книги Думай правильно, худей без усилий автора Стил Таня

Стабилизаторы и загустители Понятно из названия, что эти вещества повышают вязкость. Их коды – Е400–Е499. Их практически всегда добавляют в продукты с пониженной жирностью – майонезы и йогурты. Густая консистенция создает иллюзию качественного продукта. Эти

Приложение 9 Микросхемы-стабилизаторы. Справочные и электрические характеристики

Из книги автора

Приложение 9 Микросхемы-стабилизаторы. Справочные и электрические характеристики В табл. П9.1 представлены полные аналоги по электрическим

Встроенные стабилизаторы представляют собой вид инструментария, созданного с целью упредить "перегрев" экономической системы при неконтролируемом росте показателей. Кроме того, этот экономический механизм позволяет избежать или снизить отрицательные последствия во время спада, не требуя при этом каких-либо активных действий со стороны политического или экономического управления. Зачастую рассматриваются на примере фискальной политики, но могут включать в себя и инструментарий другого рода. При определенной поддержке со стороны государства и действиях на упреждение позволяют избежать ситуации, в рамках которой действителен профицит бюджета, но экономические показатели сокращаются.

Цикличность колебаний экономики и место встроенных стабилизаторов

Пожалуй, даже далекий от экономики человек слышал о "длинных волнах" Кондратьева. Согласно этой теории, постоянное движение вверх, то есть рост экономических показателей, сокращение дефицита бюджета, наращивание темпов производства, возможно только до определенного момента (пик или верхний экстремум на линии экономического колебания). После этого наступает спад. Заводы изготавливают больше, чем покупают потребители, в условии довольства сокращается КПД рабочей силы, замедляется прогресс. Наступает падение, затем рецессия и дно, от которого после этого стартует новый подъем. Волна находится между двумя экстремумами этой функции и может продолжаться 60 лет, 8 или 2 года, в зависимости от ее длинны.

Где в этой схеме тот самый "рычаг"

Автоматический стабилизатор существует вне зависимости от положения политического строя или курса государственного аппарата. Предотвращает ускорение наступления "перегрева" и смягчает падение, что позволяет свести колебания к менее острой фазе. На практике это превращает экономику с резкими скачками в 8-10 лет в более спокойную модель. Впрочем, это возможно только в том случае, если происходит своеобразная "обратная связь" между выбранной моделью развития экономики государства и встроенными стабилизаторами.

Корреляция показателей

То есть такой тормоз существует вне зависимости от действий правительства, но его эффективность и курс находятся в прямой корреляции. При этом важно избегать политики "закручивания гаек", поскольку она противоречит другим целям фискального инструментария, стимулированию вариативности предложения и объемов производства.

Бюджетная политика в качестве "стандартного" ответа

Что такое профицит бюджета простым языком? Фактически речь идет о положительном сальдо государственного баланса. То есть страна тратит меньше, чем получает, из-за чего появляется определенный запас денег. Это кажется весьма приятным показателем, но лишь до определенного момента. Без соответствующего перераспределения средств, например, на пособия, социальную обеспеченность, государственные предприятия или дотации, это просто изъятие денег из экономического оборота, мертвый груз, который будет бесполезен на этапе инфляции. Промедление с решением по данному вопросу приведет к тому, что контрагенты выплатят налоги, но те не будут потрачены. По факту компании просто потеряют огромный капитал.

Вопрос налогов

Задача эффективной бюджетной политики государства заключается в том, чтобы упразднить риск такого сценария. Например, наиболее простым и успешным внутренним стабилизатором являются налоговое обложение. Можно заявить: "Как же так, ведь налоги устанавливает государство, где же тут автоматизм?". Однако речь идет о прогрессивной ставке, которая считается одной из наиболее эффективных. При угрозе чрезмерного профицита такая система автоматически повышает норму стяжения с ключевых игроков и ослабляет ее при этапе падения в экономической системе.

Виды и различия внутренних стабилизаторов

Существует не менее трех основных категорий рычагов торможения экономики, а именно:

  • Налогообложение. Сложная формулировка "недискреционная фискальная политика" означает лишь то, что уже было нами изложено: выше налоги во время подъема, а ниже - при падении. Сюда же следует добавить варианты стяжения, зависящие от продаж, а также прибыли физических лиц и корпораций.
  • Пособие по безработице. Имеет множество вариантов. Вернувшись к вопросу о том, что такое профицит бюджета простым языком, можно сказать, что это нежелание безработных работать. Во время подъема такие дотации сокращают, включая ограничивание потребительского потенциала и спрос при "перегреве", а при падении увеличивают. Люди получают от государства больше, тратят чаще, что в итоге способствует продуктивности контрагентов, а цели фискальной политики выполнены.
  • Бюджетные правила. Имеет смысл только в том случае, если коррумпированность государственного аппарата находится на низком уровне. Такие правила созданы для перераспределения бюджета во время различных фаз цикла колебания экономики. Например, перед пиковым состоянием часть средств отправляется в резервный фонд, который обеспечит "мягкую подушку" при падении. Это возможно, если капитал не осядет в частном секторе до той самой рецессии.

Встроенные стабилизаторы экономики созданы для привнесения порядка в хаос любой модели, которая больше, чем маленькое домохозяйство. Но если аппарат не использует такой инструментарий в полную силу, то появляются нецелесообразные траты при экономическом подъеме, воровство капитала, создание льготных налогов для ключевых корпораций, которые должны платить больше.

Суть антицикличной политики государства

В 1862-м году Клеман Жюгляр, проанализировав положение дел во Франции, пришел к выводу, что кризис следует рассматривать, как нечто закономерное. То есть упадок в экономике произойдет в любом случае, вопрос в том, будет ли государство к нему готово, и насколько тяжело он скажется на состоянии модели, в целом. Антицикличная политика призвана повысить эффективность внутренних стабилизаторов. Например, упразднение бюрократичной волокиты вокруг налогового обложения и перенос документооборота в виртуальное пространство. Оперативность и эффективность внутренних стабилизаторов вырастет. Поскольку деньги поступают в бюджет быстрее, скорость их распределения также увеличивается. Впрочем, непосредственно сама антицикличная политика подразумевает гораздо больше различных инструментов, включая и те, которые направлены на упразднение коррупции. Однако охватить их все в рамках одной статьи невозможно.

Преимущества поддержки такого механизма

Бюджетная политика государства становится более эффективной и своевременной - вот ключевое преимущество поддержки внутренних стабилизаторов. Вместо простоя деньги возвращаются в экономику и приносят прибыль, а модель начинает работать лучше. Остальные плюсы "тормозов" можно описать таким образом:

  • Оперативность. Пока законопроект проходит несколько чтений и корректировок, прогрессивная ставка налогообложения уже работает. Аппарат только анализирует положение ключевых "китов" на рынке, а бюджет уже пополняется за счет более высокого стяжения с "пополневших" корпораций.
  • Широкий охват. Стабилизатор поправляет ситуацию в целом. При эффективной работе бедные в условиях экономического падения не оказываются в еще более плачевном состоянии, а тратят средства резервного фонда, собранного за счет избытка капитала несколько лет назад.
  • Отсутствие отрицательных последствий. В отличие от обоюдоострой политики "закручивания гаек", стабилизаторы позволяют поправить ситуацию без критических последствий. Да, корпорации станут платить больше, но за счет роста спроса со стороны потребителей, получивших дотации, прибыль станет значительно выше (в долгосрочной перспективе).

Как видим, при эффективной модели построения политики государственного аппарата стабилизаторы позволяют продлить подъем и сократить стагнацию, что практически всегда приводит к удовлетворительному результату.

Как показывает исторический опыт, дискреционная бюджетно- налоговая политика при определенных условиях может усилить дефицитность государственного бюджета. Правительство не может точно предсказать размеры грядущих бюджетных поступлений и необходимых расходов. Оно лишь регулирует налоговые ставки, формы и объемы трансфертных выплат, а также задает приоритеты в структуре государственных заказов и закупок. Однако даже при отлаженной процедуре принятия финансовых решений реальные уровни поступлений в бюджет и расходов сильнейшим образом зависят от стадии делового цикла, в которой пребывает экономическая система. Не случайно монетаристы, опираясь на факты существования лагов, ошибок прогнозирования, оппортунизма политических лидеров, отвергают дискреционную фискальную политику. По этим причинам они призывают

избегать изменения законов в сфере государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей. На практике уровень госрасходов и налогов может изменяться без всяких изменений законодательства - в том случае, если сами эти законы, регулирующие размеры государственных расходов и налогов, составлены так, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - механизмы, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры. Ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов - это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику.

Встроенный стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию автоматически увеличивать бюджетный дефицит в период спада и порождать его положительное сальдо (или сокращать дефицит бюджета) в период подъема. Действие системы подобных стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:

1) Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. В случае увеличения данного объема (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится прогрессивная шкала налогообложения. В результате ее действия в бюджет начинают более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление. Вследствие этого относительно сокращаются потребительские расходы домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на дальнейшую экономическую активность. Во время же спада налоговые поступления автоматически резко сокращаются (значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не платятся, а те, кто остался «на плаву», перечисляют в бюджет меньший процент своих доходов). Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у населения и фирм. А это открывает в определенный момент дополнительные возможности сбережений, инвестиций, обновления основного капитала и выхода из кризиса.

Однако для эффективного использования налогов в качестве встроенного стабилизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. Показатель эластичности налоговых поступлений определяется отношением процентного изменения налоговых поступлений к процентному изменению объема национального дохода (а иногда отношением их абсолютных показателей).Эмпирическим исследованием было установлено, что степень налогового реагирования в экономике ФРГ составляет 1.5. Это значит, что повышение (понижение)

национального дохода на 1\% обусловливает рост (сокращение) суммы поступлений от налогов в 1.5\%.

Степень налогового реагирования на конъюнктуру зависит от структуры налоговой системы. Различные налоги обладают различной степенью конъюнктурной эластичности. Наибольшей эластичностью обладает подоходный налог - поскольку степень прогрессии его наивысшая. Несколько меньше это свойство выражено у налога на прибыль (шкала со слабой прогрессией, а иногда и регрессией).

Доходная эластичность налога с оборота обычно равна 1. Степень реакции у налога на имущество и налогов на потребление низка. Факторы - пропорциональная шкала обложения и независимость от колебаний конъюнктуры. Вывод: для достижения уровня эластичности налоговой системы, равного 1 (такой уровень считается достаточным для результативности рассматриваемого встроенного стабилизатора), необходимо поднять роль подоходного налога и налога на прибыль корпораций в налоговой системе государства.

Встроенным стабилизатором при изменении реального объема производства является также система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат - в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формирование которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства.

Встроенным стабилизатором являются и программы помощи фермерам: скупка правительством излишков сельскохозяйственной продукции при падении цен на нее и угрозе перепроизводства. Когда же надвигается сопровождающая экономический рост инфляция, эта продукция

«выбрасывается» со складов государства на рынок, и излишек денег поглощается последним.

2) Повышение уровня цен при отсутствии индексации ставок налоговых налогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Правда, в США в 1985 г. одно из изменений налогового законодательства как раз было направлено на то, чтобы инфляция автоматически не вела к увеличению государственных доходов. До этого изменения рост цен, действительно, сокращал дефицит бюджета и тем самым делал власти в некоторой степени заинтересованными в небольшой инфляции. Теперь подоходный налог индексируется на процент инфляции с тем, чтобы избегать попадания налогоплательщиков в более высокую категорию только в связи с ростом цен.

Предотвращению инфляции содействует и то обстоятельство, что правительство старается противодействовать индексации трансфертных программ, а также индексации цен на товары, приобретаемые в рамках госзаказа. В условиях же дефляции и усиливающейся безработицы доходная

часть бюджета резко сокращается, а расходная растет - в том числе по причине роста реальных величин государственных закупок и трансфертных платежей.

3) Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку создает дополнительные финансовые условия для сбережений и инвестиций домохозяйств и фирм держателей государственных облигаций. Поэтому формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.

Качествами встроенных стабилизаторов обладают также сбережения корпораций и личные сбережения. Если повышаются доходы корпораций или домохозяйств, то это вовсе не означает незамедлительного роста выплат по дивидендам или потребительских расходов. Сказывается весьма замедленная реакция их на повышение доходов, что стабилизирует экономику в условиях экономического подъема. Следовательно, не только государство, но и частные субъекты экономической системы имеют свои встроенные стабилизаторы.

Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные финансовые стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры. Они открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Данные стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им слишком помешать. Поэтому их оправданно дополнять мерами и дискреционной фискальной политики.

Структурная политика

До сих пор мы рассматривали такие мероприятия стабилизационной политики, которые сдвигают кривую совокупного спроса. О необходимости осуществления структурной политики говорят тогда, когда неудовлетворительное состояние экономики связано с совокупным предложением: низкая производительность труда и неудовлетворительное качество продукции, часто случающиеся трудовые конфликты (забастовки). На этом основании структурную политику называют также политикой предложения. Отцами-основателями структурной политики признаны президент США в 1981–1989 гг. Рональд Рейган и премьер- министр Великобритании в 1979–1990 гг. Маргарет Тэтчер, которые осуществляли ее в годы своего правления.

С позиций политики предложения положительный эффект снижения налогов состоит в стимулировании не спроса на блага, а интенсификации производства (замена свободного времени рабочим; см. параграф 6.1). К мероприятиям структурной политики относятся разгосударствление экономики, участие государства в финансировании НИР, в переподготовке и повышении квалификации работников, смягчение ограничений на условия заключения трудовых договоров и требований по охране окружающей среды. Одним из важнейших направлений структурной политики является создание современных социально-экономических институтов, обеспечивающих благоприятные условия для развития бизнеса в стране.

Примером в целом успешной структурной политики в начале XXI в. служит принятая в 2003 г. социал-демократическим правительством ФРГ во главе с канцлером Г. Шредером "Программа 2010" (Agenda, 2010) с девизом: "Больше самоответственности, меньше государства". В соответствии с ней были изменены институциональные условия функционирования рынка труда, системы государственной поддержки здравоохранения и социального обеспечения. Отмена законодательно установленной минимальной ставки заработной платы, сокращения сроков выплаты пособий по безработице и расширение прав предпринимателей при сокращении штатов привели к снижению безработных с 5,3 до 3,1 млн при увеличении пенсионного возраста с 65 до 67 лет. "Программа 2010" предусматривала создание более благоприятных условий для организации и ведения мелкого бизнеса за счет облегчения налогообложения и регистрации. Налог на прибыль корпораций снизился с 53 до 45% и увеличен размер необлагаемого годового дохода работников. В течение пяти лет предусматривалось увеличить государственные расходы на школьное и высшее образование.

Структурные реформы, как правило, встречают активное сопротивление со стороны различных групп граждан. Р. Рейган пошел на увольнение 11300 авиадиспетчеров, участвовавших в забастовке с требованием повысить заработную плату; после этого профсоюзное движение в США заметно ослабло. С значительно большим забастовочным движением пришлось столкнуться М. Тэтчер. В 1979 г. количество забастовок в Великобритании достигло 4583, приведших к потере более 29 млн рабочих дней.

В последующие годы количество забастовок стабильно снижалось: 1221 в 1984 г. и 630 в 1990 г. Число членов профсоюзов сократилось с 13,5 млн в 1979 г. до 10 млн в 1990 г. В ФРГ против "Программы 2010" профсоюзы тоже бастовали и проводили многотысячные демонстрации; считается, что она стала началом конца канцлерства Г. Шредера. Но после реализации ее основных задач ФРГ стала локомотивом европейской экономики. В своей речи 30.11.2005 при вступлении в должность канцлера А. Меркель в частности сказала: "Я благодарна канцлеру Шредеру за то, что он “Программой 2010” мужественно и решительно открыл двери для

приспособления нашей социальной системы к новому времени". Социологический опрос, проведенный через 10 лет после принятия этой программы, показал, что 44% немцев оценивают ее положительно и 43% отрицательно .

В России давно назревшие структурные реформы позволяли откладывать высокие мировые цены на энергоносители. Снижение более чем вдвое цены нефти осенью 2014 г. заставило Правительство РФ обратить особое внимание на структурную политику .

Встроенные стабилизаторы

Стабилизация экономической конъюнктуры посредством усиления притоков в народнохозяйственный кругооборот в периоды рецессии и оттоков в периоды экспансии экономической активности обеспечивается нс только дискреционными (проводимыми по усмотрению властей) решениями правительства, но и автоматическим действием некоторых социальных инструментов, встроенных государством в рыночный механизм, – так называемыми встроенными стабилизаторами. Пол Самуэльсон назвал встроенные стабилизаторы "первой линией обороны". В качестве типичного встроенного стабилизатора выступает прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ей в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов. Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим, а также система поддержания цен на продукцию фермеров.

В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства. К встроенным стабилизаторам относится Стабилизационный фонд или Фонд будущих поколений. Он формируется в странах, бюджетные доходы которых существенно зависят от экспорта сырьевых и энергетических ресурсов, и выполняет роль амортизатора при резких колебаниях мировых цен. В России Стабилизационный фонд был основан 1 января 2004 г. Он аккумулировал доходы от вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на ее добычу при мировой цене нефти, превышающей базовую (заложенную при формировании бюджета). Средства этого Фонда могли быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Если накопленный объем средств Фонда становится более 500 млрд руб., сумма превышения могла быть использована на иные цели.

Когда в 2005 г. Стабилизационный фонд России впервые превысил 500 млрд руб., часть денег была направлена на выплату внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. В 2008 г. Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния; первый наследовал функции Стабилизационного фонда, а второй предназначался для софинансирования добровольных пенсионных накоплений и покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда. В 2009–2010 гг. Резервный фонд был полностью использован по своему назначению и стал восстанавливаться в последующие годы по мере повышения цен на нефть. В 2014–2015 гг. Резервный фонд снова сыграл роль антикризисной подушки.

  • Abendzeitung. Miinchen, 13.03.2013.
  • "Во многом именно $50 за баррель являются главной надеждой сторонников структурных реформ в правительстве РФ, возврат цен к уровню $100 может повторить сценарий самоуспокоения 2011–2012 гг.". Цит. по: премьер-министра России И. Шувалова на форуме "Давос 2015".

Новое на сайте

>

Самое популярное