Домой Банки Изменение учетной политики. Когда можно изменять и дополнять учетную политику

Изменение учетной политики. Когда можно изменять и дополнять учетную политику

Учетная политика (УП) применяется на предприятии последовательно из года в год. Но возникают ситуации, когда необходимо вносить изменения. Рассмотрим причины, по которым может понадобится обновить такой документ, а также порядок их оформления.

Под таким изменением подразумевается корректировка уже имеющихся методов учета. Причиной этого может быть:

  1. Разработка и внедрение новых способов ведения учета. Эти нововведения оправданы в том случае, если повышают достоверность и качество информации, либо уменьшают трудоемкость процесса. Например, компания переходит на электронный документооборот с поставщиками и покупателями.
  2. Нововведения в законодательстве. Например, компания применяет метод учета, который отменяется на законодательном уровне. В этой ситуации, также необходимо внести поправки.
  3. Смена условий деятельности. Изменение учетной политики организации может быть следствием реорганизации предприятия, смены собственника или смены вида деятельности. Допустим, организация меняет сферу деятельности с торговли на строительство, что необходимо отразить в документе.

Когда нововведения вступают в силу

Если изменяются методы учета по инициативе бюджетной организации, нововведения вступают в силу с начала следующего года (ч.

7 ст. 8 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011).

Если вносятся поправки в закон, то корректировки вступают в силу тогда, когда вступает в действие новый правовой акт.

В бухгалтерской отчетности раскройте и поясните все новые положения УП, если эти поправки существенно повлияли на финансовый результат организации (п. 16 ПБУ 1/2008).

В пояснениях требуется указать:

  • почему поменялась содержание документа в отчетном году. Например, смена способа списания ТМЦ (так как это привело к увеличению достоверности информации), номер закона, вступление силу которого повлекло поправки или смена деятельности компании;
  • какие именно корректировки внесены;
  • как отражаются последствия сделанных корректировок в отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с нововведениями. Если компания не является субъектом малого предпринимательства, то необходимо также сделать ретроспективный расчет.

Как оформить нововведения

Изменение учетной политики должно вводится приказом руководителя бюджетной организации.

В документе укажите причины и пункты, которые меняете.

Приведем образец внесения изменений в учетную политику,сделанных в связи с изменениями в законодательстве — например, вступил в силу новый приказ Минфина.

Как внести дополнения

Случается, что в течение года компании возникают новые операции, методы учета которых не отражены в учетной политике. Например организация, которая выполняла услуги, начала продавать покупные товары, и новый порядок учета товаров необходимо отразить в документе. В этом случает его дополняют (п. 10 ПБУ 1/2008).

Такие дополнения вводятся аналогично любым другим изменениям. Вносить их можно в любое время, в том числе и в середине года.

Разберем на примере внесение дополнений в УП. Организация впервые привлекла заемные средства, в учетной политике порядок учета займов не отражен. Приказом были внесены дополнения.

III. Изменение учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

(см. текст в предыдущей)

существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

текст в предыдущей)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

(см. текст в предыдущей)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Как составить учетную политику для целей бухучета

Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008). Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Для чего нужна учетная политика

Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.

Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:
— полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
— своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
— приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).

Сдача в инспекцию

В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят (ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.

Состав учетной политики

Учетная политика должна включать в себя:
— рабочий план счетов;
— формы первичных документов;
— регистры бухучета;
— формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
— порядок проведения инвентаризации;
— методы оценки активов и обязательств;
— порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008.

Кто должен разрабатывать учетную политику

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель).

Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008.

Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме .

Ситуация: обязана ли организация, применяющая упрощенку, разрабатывать учетную политику для целей бухучета?

Ответ: да, обязана.

Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому организация, применяющая упрощенку, обязана разработать и утвердить учетную политику для целей бухучета.

Такие выводы позволяют сделать положения пунктов 1–3 ПБУ 1/2008 и статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Когда и как часто утверждать учетную политику

Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008.

Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

Выбор способов ведения учета

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.

Однако в нормативных документах имеются способы учета не для всех операций. В таком случае разработайте свою методику исходя из положений других ПБУ или правил МСФО.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7 ПБУ 1/2008.

Перечень возможных вариантов ведения учета, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице .

Организации, которые относятся к категории микропредприятий или социально ориентированных некоммерческих организаций, могут вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи) или в общем порядке – с применением метода двойной записи. Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008.

Ситуация: можно ли в учетной политике для целей бухучета закрепить различные способы оценки для разных групп материально-производственных запасов?

Ответ: да, можно.

Для каждой группы (вида) материально-производственных запасов организация вправе выбрать наиболее удобный способ их оценки при выбытии (списании в производство) (п. 16 ПБУ 5/01). Каждый из выбранных способов применительно к каждой группе материально-производственных запасов нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Внесение изменений и дополнений

Учетную политику можно менять или дополнять только в трех случаях. Первый: меняются требования законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета, федеральные или отраслевые стандарты.

Второй случай: организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, которые позволят повысить качество информации об объекте бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных).

И третий случай: существенно меняются условия деятельности организации (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т. д.). Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Информация об учетной политике в отчетности

Информацию об учетной политике нужно раскрывать в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Там же потребуется привести сведения об измененной учетной политике.

Так, обновив учетную политику в отчетном году, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию:
— причину изменения;
— содержание обновленных или новых пунктов;
— порядок того, как будут отражены последствия изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);
— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – в той степени, в которой это практически возможно.

Такой порядок предусмотрен пунктом 21 ПБУ 1/2008.

При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, нужно показывать в бухгалтерской отчетности обособленно (п. 16 ПБУ 1/2008).

Главная — Статьи

Когда можно изменять и дополнять учетную политику

Все организации обязаны составить и утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента своей госрегистрации (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций»). Данный срок установлен законодательством по бухучету и применяется прежде всего для бухгалтерской учетной политики. Однако поскольку в НК РФ не прописаны сроки утверждения учетной политики для целей налогового учета, то необходимо руководствоваться нормами других отраслей законодательства, в том числе и бухгалтерского (п. 1 ст. 11 НК РФ). Соответственно разработать налоговую политику лучше в тот же срок, что и политику для целей бухучета. Что касается предпринимателей, то они бухучет вести не обязаны, поэтому бухгалтерской политики у них не будет. А вот налоговую надо утвердить в том же порядке, что и организации.

После того как учетная политика составлена и утверждена, ежегодно пересматривать и корректировать ее нет необходимости. Документ будет применяться последовательно из года в год. Но иногда все же нужно вносить в него поправки, и далее мы расскажем об этих случаях. Сразу отметим, для того чтобы внести изменения или дополнения, заново утверждать учетную политику нет необходимости. Достаточно подготовить приказ о внесении изменений (дополнений) в политику и в нем указать все поправки. Но если вам удобнее издать новую политику, можете поступить и так, запрета нет.

Изменились нормы законодательства, регулирующие учет

Корректировка политики может потребоваться в связи с новшествами в законодательстве.

Например, если изменились нормы, регулирующие бухгалтерский или налоговый учет, федеральные стандарты и пр. В связи с этим вам нужно как-то изменить организацию учета (абз. 6 ст. 313 НК РФ, абз. 2 п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Вы можете внести изменения в учетную политику в любое время, как вам станет известно о новшествах. Они начнут действовать в порядке, указанном в нормативном акте, который их вводит (п. 12 ПБУ 1/2008).

Примечание. Изменить учетную политику из-за новшеств в законодательстве можно в любое время в течение года. Поправки начнут действовать в порядке, указанном в документе, который их вносит.

Так, с 1 июля на территории Москвы вводится торговый сбор (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62). Его будут платить «упрощенцы», осуществляющие торговлю через торговые объекты (магазины, склады и пр.) хотя бы раз в квартал (п. 1 ст. 412 и ст. 413 НК РФ). Сумму уплаченного торгового сбора можно будет учесть при УСН. Так вот, если вы применяете УСН с объектом доходы минус расходы, то вы вправе списать сумму сбора в затраты на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ — как траты на уплату налогов и сборов. Если же вы работаете на УСН с объектом доходы, то величину торгового сбора вы можете поставить в вычет по единому налогу (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Однако если у вас несколько видов деятельности, то сократить базу вы вправе только по той деятельности, в отношении которой уплачивался сбор (письмо Минфина России от 27.03.2015 № 03-11-11/16902). Соответственно вам нужно вести раздельный учет доходов и сумм налога, который уплачивается в отношении бизнеса, подпадающего под торговый сбор. Таким образом, в связи с этими изменениями уже в июне вы можете прописать порядок раздельного учета доходов в учетной политике для целей налогового учета. Примерный образец таких поправок мы представили ниже.

Вы решили перейти на более выгодную систему учета

Еще одна причина поправить учетную политику — вы хотите поменять применяемые способы учета на более выгодные, повышающие достоверность данных и снижающие трудоемкость. Допустим, вы решили перейти на компьютерную обработку данных или сменить форму применяемых документов (регистров, «первички») на предусмотренные программой (абз. 3 п. 10 ПБУ 1/2008, подп. 2 п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Обратите внимание! Поменять способы учета в учетной политике на более выгодные можно только в конце года, издав приказ руководителя, например, 31 декабря. Изменения начнут действовать с нового года.

Так вот, в подобных ситуациях поправки в учетную политику вносите в конце года. Например, 31 декабря текущего года. Использовать новые правила вы сможете с начала нового года. Поскольку способы ведения учета, избранные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Если вы внесете поправки раньше, то действовать они все равно начнут только с нового года. Примерный образец оформления изменений в этом случае мы представили ниже.

У вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было

Помимо изменений в учетную политику, можно внести еще дополнения. Это может потребоваться, если у вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было, и в связи с этим понадобились правки в учете (абз. 7 ст. 313 НК РФ, письма Минфина России от 14.04.2009 № 03-03-06/1/240 и от 03.10.2008 № 03-03-06/2/136). Допустим, если ваша организация раньше оказывала услуги, а теперь начала продавать товары, тогда ей потребуется установить порядок их учета.

Обратите внимание! Дополнять учетную политику можно в любое время. Это может потребоваться, например, если у вас появились новые операции или виды деятельности и вам понадобилось регламентировать порядок их учета.

Так вот, в подобных случаях можете без проблем внести дополнения в учетную политику, как только это потребуется. Применять новшества можно с момента, когда они были утверждены (абз. 5 п. 10 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Образец дополнений мы привели выше.

Любой экономический объект должен самостоятельно формировать учетную политику. При этом должны учитываться федеральные и отраслевые нормы.

На сегодняшний день проекты некоторых стандартов еще не вступили в силу, поэтому, формируя учетную политику организации, в первую очередь нужно опираться на вышеупомянутый закон и Инструкции №157н и №183н к нему.

В соответствии с законодательством, право на ведение упрощенного налогового и бухгалтерского учета дано предприятиям, подходящим под критерии, изложенные в пункте 4 статьи 6 Федерального законодательства. В частности к таковым относятся предприятия малого бизнеса. Критерии таких компаний обозначены в статье 4 ФЗ. Однако, если фирма должна проходить обязательные аудиторские проверки в соответствии с пп.1 п. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, то для нее невозможно применение упрощенного учета.

В основе упрощенного учета для микро-предприятий лежит использование различных методов оценки расходов компании, в отличии от основной формы, где расходы рассчитывались как сумма всех имевших место затрат.

Основным плюсом такого учета является возможность реально снизить налоговые расходы фирмы. Это достигается путем снижения указанной в декларации прибыли и расходов. Из отчетности исключаются резкие скачки расходов. Это позволяет снизить внимание налоговой инспекции к фирме.

Основными приемами , позволяющими снизить налоговые претензии, являются:

  • составление списка прямых и косвенных затрат;
  • распределение трат на спецодежду и производственный инвентарь.

Ошибки

Наиболее частым замечанием к учетной политике любой организации является отсутствие разделения ошибок по уровням существенности. В то же время, от того, насколько существенна ошибка, зависит очень многое. В случае, если в утвержденной отчетности допущена существенная ошибка, необходимо прибегнуть к ретроспективному пересчету. Это ликвидирует следы каких-либо недочетов.

Предприятия, использующие упрощенный учет, имеют право любые ошибки исправлять как несущественные. В этом случае они не должны вносить правки в свою политику.

Формирование резерва долгов

В 2018 году изменения здесь минимальны. Организация по-прежнему вправе самостоятельно принимать решение касательно создания резерва долгов. Изменения коснулись лимита резерва. Он составил 10 процентов от общей выручки за отчетный период или же за прошедший год. Выбирается больший показатель. Нормативы требуется своевременно обновлять.

Раздельный учет при оказании услуг иностранцам

В соответствии с законодательством (№244-ФЗ от 03.07. 2016 года, действует с начала текущего года) предоставление услуг через интернет также попадает под налоговый контроль.

Место предоставления услуги указывается в соответствии с местом деятельности клиента. Список услуг содержится в ст. 174.2 НК РФ .

Поэтому российские продавцы больше не обязаны оплачивать НДС, ведь такие операции не подлежат налогообложению. Это ставит предприятие перед необходимостью вести раздельный учет НДС.

Правила проведения такого учета изложены в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ .

Стоит обратить внимание на так называемое «правило 5%». Его суть заключается в том, что если затраты на реализацию услуг за рубежом составляют менее 5% от общих расходов компании, она имеет право не осуществлять раздельный учет.

К закреплению в политике налогового учета требуется принять:

  • порядок производства учета ;
  • сведения об использовании «правила 5%».

Что нужно зафиксировать

Есть ряд аспектов, которые необходимо зафиксировать в учетной политике любой компании на 2018 год:

  1. Способ списания спецодежды и инвентаря . Постепенное списание расходов позволит уменьшить налоговые выплаты и будет абсолютно законным. Особенно рекомендуется данный метод компаниям, работающим в убыток.
  2. Резерв по сомнительной задолженности . Это еще один необходимый аспект политики учета на 2018 год.
  3. Перечень затрат – прямых и косвенных . Так как строгих требований в этом аспекте законом не предусмотрено, что именно считать таковыми затратами решает непосредственно бухгалтер. Чаще всего сюда приписывают материальные расходы, оплату труда и амортизацию средств.

Образец

Требования к внесению изменений в политику учета компании контролируются законодательством. Корректировки вносятся при:

  1. Обновлении требований к .
  2. Изменении способа учета.
  3. Крупных изменениях в работе организации.

Вносить корректировки в процесс отчетности можно с начала подотчетного года. Это сделано для большей сопоставимости отчетов. Впрочем, при наличии веских причин, корректировки могут быть внесены и позднее.

Подробно разъясняет алгоритм изменения политики учета. Оформляется специальный , который устанавливает необходимые поправки и утверждает их.

Таким образом, по состоянию на 2018 год, в учетную политику компаний придется внести ряд изменений . Это необходимо сделать во избежание проблем с налоговыми службами, для оптимизации расходов и процессов отчетности. При внесении изменений бухгалтерам стоит быть крайне внимательными – от правильности их действий зависит дальнейшая работа фирмы.

Учетная политика, принятая фирмой, должна применяться последовательно из года в год. Поэтому организации вовсе не обязательно ежегодно издавать приказ об ее утверждении. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения. Дополнение учетной политики возможно в случае изменения законодательства, разработки фирмой новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации в случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности. О внесении изменений и дополнений в учетную политику рассказывает А.А. Луцкая, бухгалтер-консультант.

Учетная политика является основополагающим документом, на основании которого ведется финансовый учет предприятия. Содержащаяся в нем информация - инструмент ведения бухгалтерского учета внутри организации, внутренний свод законов и правил учетного процесса организации. После вступления в силу главы 25 НК РФ перед предприятиями встала необходимость формирования также учетной политики для целей налогообложения, целью которой является установление порядка формирования баз для исчисления различных видов налогов, а также порядка их исчисления.

В бухгалтерском учете под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики организации в соответствии с ПБУ 1/98 раскрывают в ней способы начисления амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции (работ, услуг), доходов и расходов. При этом также утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета). Одновременно приложениями к учетной политике для целей налогообложения утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, которые налогоплательщик разрабатывает самостоятельно.

В ряде норм главы 25 НК РФ содержится прямое указание на необходимость отражения в учетной политике для целей налогообложения применяемых налогоплательщиком методологических приемов и способов налогового учета (порядок признания доходов и расходов, специальные коэффициенты, предельные величины расходов и др.) как обязательных элементов учетной политики.

В главе 25 НК РФ также предусмотрены методы, правила и способы, обязательность отражения которых в учетной политике для целей налогообложения при этом не установлена. Налогоплательщик может определить самостоятельно те положения, которые он включит в свою учетную политику для целей налогообложения. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со статьей 313 НК РФ решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. Так, например, при желании предприятия перейти с метода определения выручки "по отгрузке" на метод "по оплате" для целей исчисления НДС предприятие столкнется с ограничением, вводимым статьей 167 НК РФ, согласно которому "учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации" .

Рассмотрим еще один пример, касающийся изменения учетной политики в целях налогообложения для исчисления налога на прибыль: в середине года произошла реорганизация юридического лица путем присоединения другого юридического лица, которое применяет отличный порядок уплаты налога на прибыль. В соответствии с письмом УМНС по г. Москве от 20.08.2003 № 26-12/45486, при реорганизации юридического лица путем присоединения применяется порядок уплаты налога на прибыль, используемый в организации, к которой произошло присоединение юридических лиц. Этот порядок применяется до конца налогового периода, в котором произошло присоединение.

Учетная политика, принятая фирмой, должна применяться последовательно из года в год. Поэтому организации вовсе не обязательно ежегодно издавать приказ об утверждении учетной политики. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения. Дополнение учетной политики возможно в случае невнесения в нее какой-либо информации, которая ранее не считалась существенной, а с определенного момента организация не может не отразить информацию о ней, так как начинает осуществлять операции, связанные с данной информацией. Например, при формировании учетной политики не были предусмотрены виды расходов будущих периодов. Но в какой-то момент организация, приобретя лицензию на определенный вид деятельности, решила, что данные затраты для нее - расходы будущих периодов.

Согласно ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можно в трех случаях:

  • изменилось законодательство РФ или поменялись нормативные акты по бухучету;
  • фирма разработала новые способы ведения бухгалтерского учета;
  • существенно изменились условия деятельности фирмы.

В последнем случае изменения в учетной политике могут быть связаны с реорганизацией предприятия - слиянием, разделением, присоединением. Исходя из положений подпунктов 20 и 21 ПБУ 1/98, для сопоставимости информации, данные за предыдущий год, которые переносятся в отчетность текущего года, надо представить так, будто бы новая учетная политика применялась и в прошлом году. Другими словами, необходимо обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо провести количественную оценку изменений в отчетности. При этом в учете никакие записи не делаются, а корректировки отражаются только в бухгалтерской отчетности.

Необходимо отметить также, что, в случае изменения учетной политики эта сопоставимость достигается с помощью ретроспективного способа, предполагающего составление отчетности таким методом, как если бы новая учетная политика применялась организацией с начала учета (возникновения) фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения.

Ряд специалистов Минфина России в своих публикациях в специализированной литературе приводят мнение, что изменения в учетной политике регулируются за счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации, то есть капитала организации, ссылаясь при этом на пункты 20, 21 ПБУ 1/98. Хотя напрямую из этих пунктов такой вывод не следует.

Рассмотрим следующий пример.

Пример

До 2004 года ООО "Омега" распределяло свои косвенные затраты в бухгалтерском учете пропорционально объемам выполненных работ по договорам (заказам) в натуральных показателях (часах). Для сближения бухгалтерского и налогового учета затрат было принято решение внести изменения в учетную политику предприятия и с 1 января 2004 года в бухгалтерском учете использовать вариант списания всех управленческих и коммерческих расходов на себестоимость реализованной продукции текущего периода в соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Таким образом, при составлении годового бухгалтерского отчета за 2004 год организация должна будет сделать корректировки бухгалтерской отчетности (не внося исправления в бухгалтерский учет) и рассчитать, как изменятся финансовые результаты, если бы такой способ использовался в течение предшествующего отчетного периода. Сумма корректировок вносится в бухгалтерскую отчетность и списывается на нераспределенную прибыль (убыток) прошлых лет по состоянию на начало отчетного периода.

Пример (продолжение)

На 31.12.2003 остаток НЗП ООО "Омега" составил 200 000 руб., в т.ч. общехозяйственные расходы - 73 000 руб.

Следовательно, при составлении годовой отчетности за текущий год необходимо скорректировать отчетность на 1 января 2004 года: увеличить сумму себестоимости реализованной продукции 2003 года и уменьшить прибыль прошлых лет на 73 000 руб.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать причину изменения учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения в учетную политику также оформляются приказом или распоряжением руководителя до 31 декабря текущего года и вводятся только с начала нового отчетного года. Кроме этого их нужно отразить и в пояснительной записке.

В пояснительной записке* ООО "Омега" необходимо будет отметить, что в связи с изменением в 2004 году учетной политики при начислении износа основных средств были пересчитаны и скорректированы сумма начисленного износа основных средств и прибыль прошлых лет за 2003 год.

Примечание:
* Подробнее о составлении пояснительной записки читайте

Пересчет, выполненный в пояснительной записке, привел к изменению соответствующих статей отчетности текущего отчетного года.

Таким образом, учетная политика фирмы остается неизменной в течение всего года. Однако в некоторых случаях организация может столкнуться с ситуацией, когда какие-либо нормы отражения операций в бухгалтерском учете первоначально не были установлены в учетной политике, появились новые участки бухгалтерского учета или новые виды деятельности.

Появление новых участков бухгалтерского учета может быть связано с открытием филиала, с появлением новых объектов учета (например, нематериальных активов), с необходимостью ведения раздельного учета по товарам, облагаемым и не облагаемым НДС, и так далее. Во всех перечисленных случаях вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года.

Дело в том, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций, которые возникли в деятельности фирмы впервые, не является изменением учетной политики (п. 16 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации").

При этом никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику фирмы нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлено.

Отметим, что применять такой порядок можно и при внесении изменений и дополнений в налоговую учетную политику. НК РФ никаких ограничений на этот счет не содержит.

Если же фирма утвердила учетную политику сразу, что называется, на все случаи жизни, то впервые возникшие события, по которым ранее были приняты неверные решения, приведут к изменениям учетной политики. И тогда соответствующие изменения можно будет внести не ранее чем с 1 января следующего года. В связи с этим не стоит заранее выбирать способы ведения учета по тем хозяйственным операциям, которых у вас нет на момент формирования учетной политики.

Еще раз напоминаем, что все изменения, произошедшие в учетной политике, а также оказавшие влияние на финансовый результат деятельности предприятия должны быть отражены в пояснительной записке к финансовой отчетности за соответствующий период.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что учетная политика - это внутренний документ организации, не подлежащий обязательному представлению в налоговые органы.

Никаким законом и никакими нормативными актами никогда не было предусмотрено, что организация до начала нового финансового года обязана представлять учетную политику в налоговые или другие органы.

Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации, да и то только в том случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности.

Когда в учетной политике организации разработанные положения соответствуют действующему законодательству, то ссылаясь на нее можно выиграть споры с проверяющими органами. Однако, если учетная политика будет противоречить законодательству, то положения ее можно считать недействительными. Кроме того, налоговая может доначислить налоги. Поэтому организациям нужно тщательно следить за тем, какая политика у них действует в настоящее время и соответствуют ли ее положения действующим законодательным актам. В статье подробно разберем цели учетной политики, а также какие положения в ней следует предусмотреть для того, чтобы избежать споров с налоговыми органами.

Нужно ли ежегодно утверждать учетную политику

Ежегодно менять или составлять новую учетною политику не нужно. Сделать это потребуется только тогда, когда произошли изменения в законах. К примеру, Налоговый кодекс предусмотрел для компаний выбрать один из способов учета. Составить политику заново потребуется, например, когда компания меняет способ учета. Однако утверждать учетную политику каждый раз вовсе не обязательно. Для этого можно внести нужные изменения, издав соответствующий приказ.

Следует помнить, что оштрафовать на не внесение изменений в учетную политику не могут. Главное, чтобы учет в организации осуществлялся по новым правилам.

Для того, чтобы внести изменения в политику, действовать нужно следующим образом:

  • Первоначально готовят текст, содержащий изменения и их обоснование;
  • Определяют дату вступления изменений в силу;
  • Проверяют не нарушается ли время применения отдельных методов;
  • Подготовленные изменения утверждают приказом руководителя.

Учетная политика для малых предприятий

Обязанность по ведению бухучета существует у каждой организации, независимо от того, является ли она малым бизнесом. Однако, операции компании вправе отражать разными способами. Такие способы, применительно к своей организации и нужно закрепить в учетной политике, а значит составлять такой документ нужно абсолютно всем компаниям. Для малого бизнеса существуют упрощенные способы ведения учета, но чтобы его применять, необходимо прописать их в учетной политике.

Штраф за то, что в организации нет учетной политики составляет 200 рублей. Но, налоговые органы при проверке могут произвести свой расчет расходов, так как утвержденного способа в учетной политике компании не существует.

Учетная политика и бухгалтерская программа

Некоторые компании не уделяют особого внимания учетной политике и используют разработанные шаблоны ежегодно. Кроме того, изменения в законодательстве такие организации также не вносят. Настроенная бухгалтерская программа по такой учетной политике будет формировать операции по устаревшим алгоритмам. Распространена также и такая ситуация, когда в политику изменения внесли, а в программу нет. Такая ошибка в учете является одной из самых распространенных. Последствия по таким ошибка достаточно серьезные, компании могут грозить штрафы приличных размеров.

Расхождения наиболее часто встречаются при проверке:

  • Прямых расходов, а именно порядок их списания;
  • Способа учета запасов;
  • Списания транспортных расходов.

Учетная политика для целей налогообложения

Прямые расходы в учетной политике

Организации, оплачивающие налог на прибыль, должны закрепить в учетной политике все прямые расходы. Перечень расходов должен совпадать с тем списком, который есть в бухгалтерской программе. Если два этих перечня совпадать не будут, то учтенные в программе расходы будут списаны как косвенные. Примером могут служить расходы на заработную плату. Если в учетной политике сказано, что вся зарплаты относится к прямым расходам, а в программе только зарплата подразделения, то разница будет списана в косвенные расходы.

Учет МПЗ в учетной политике

Порядок учета МПЗ необходимо предусмотреть в учетной политике. Существует несколько способов учета:

  • По средней стоимости;
  • ФИФО;
  • По стоимости единицы запасов.

Важно, чтобы выбранный способ в учетной политике совпадал с тем, что установлен в программе бухгалтера. При этом, учитывать нужно такие особенности:

  1. Для каждого из запасов можно установить свой способ. Например, по материалам – ФИФО, а по товарам – по средней стоимости. Но не каждая программа такую возможность предусматривает, поэтому в учетной политике нужно прописать единый способ.
  2. В некоторых программах не предусмотрена установка различных методов оценки запасов для бухгалтерского и для налогового учетов. Эту особенность нужно учесть при составлении учетной политики, для того, чтобы методы оценки совпадали.

Важно! Расхождения в способах учета МПЗ могут привести к тому, что налоговые органы пересчитают себестоимость. Это в свою очередь может привести к снижению расходов, списанных компанией при расчете налога на прибыль. В этом случае налоговая доначислит налог, а также наложит штраф на организацию.

Транспортные расходы в учетной политике

Учет транспортных расходов можно вести следующими способами:

  • Включая в стоимость запасов;
  • Учитывая отдельно.

При составлении учетной политики опираться также нужно на программу бухгалтера. Если программой не предусмотрены настройки по учету транспортных расходов, то приход доставки должен сопровождаться определенными действиями.

Например, учетная политика содержит положение, что доставка включается в стоимость МПЗ. В этом случае в программе расходы будут отражаться отдельным документом.

МПЗ можно учитывать и на отдельном счете. При этом, затраты в конце месяца будут списываться пропорционально стоимости запасов, переданных в течение месяца в производство. В программе товары и материалы будут оформляться через поступление, а расходы по доставке фиксироваться отдельным документом поступления.

Несовпадение способов учета транспортных расходов в учетной политике с настройками программы также могут привести к доначислению налога и штрафам для компании. Так как при проверке налоговики пересчитают налог на прибыль, основываясь на способ учета, отраженный в учетной политике.

Цели учетной политики

Таким образом, основными целями учетной политики для организации являются следующие:

  • Закрепление выбранных способов ведения учета;
  • Формирование объективной картины деятельности предприятия для достижения наиболее эффективного ведения учета;
  • Урегулирование споров с налоговыми проверяющими органами, ссылаясь на утвержденный документ.

Следует помнить, что такой документ как учетная политика является основой ведения учета в организации, если его проигнорировать или составить не учитывая нормы действующего законодательства, то могут возникнуть споры с налоговыми органами, которые приведут к увеличению налоговой базы и начислению штрафов.

Законодательная база

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Можно ли утверждать учетную политику ежегодно?

Ответ: Можно, запретов для этого со стороны законодательства нет, но и требований делать это ежегодно тоже нет.

На основании Закона РФ "О бухгалтерском учете" от 29 ноября 1996 г. и п. 10 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" изменения в учетной политике организации производятся в случаях:

  • - изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • - разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • - существенного изменения условий деятельности.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Все изменения учетной политики должны вводиться с 1 января (с начала финансового года). При этом все изменения утверждаются соответствующим организационно-распорядительным документом (п. 11, 12 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). При изменении или дополнении учетной политики в отношении отдельных операций нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые в уже действующую учетную политику предприятия.

Обязательное изменение учетной политики производится при изменении законодательства, связанного с регулированием бухгалтерского учета. При этом возможны две ситуации:

  • а) когда законодательно предлагаются к использованию новые варианты по отдельным вопросам бухгалтерского учета (предприятию следует выбрать один из вариантов и закрепить его как отдельное положение по учетной политике);
  • б) когда в обязательном порядке устанавливаются новые способы либо исключаются ранее существовавшие (предприятию следует отменить ранее установленные способы, если они противоречат новому законодательству, и принять иные способы) Клинов Н. А./В новый год с новой учетной политикой//Финансовая газета - N 9, март 2009 г., с. 9-14..

Изменение учетной политики предприятия может быть произведено в любой период времени (независимо от окончания отчетного года).

Добровольное изменение учетной политики возможно:

  • 1. При разработке новых способов ведения бухгалтерского учета (в целях обеспечения более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации, а также в целях меньшей трудоемкости учетного процесса);
  • 2. В случае существенного изменения условий хозяйственной деятельности (при: реорганизация предприятия и изменении видов деятельности).

Последствия добровольного изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке данных, включенных в бухгалтерскую отчетность, за прошедший отчетный период. При этом числовые показатели корректируются как минимум за два года. В данном случае действует принцип сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи в бухгалтерском учете не производятся.

Все изменения учетной политики разъясняются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Изменения в учетной политике на следующий финансовый год раскрываются в пояснительной записке, предоставляемой пользователям с бухгалтерской отчетностью за текущий год. Аргументированное добровольное изменение учетной политики в течение текущего года разъясняется в пояснительной записке в составе текущей отчетности (в т.ч. квартальной), поскольку нередко сопряжено с необходимостью корректировки отчетных данных с начала года. При этом если изменения учетной политики оказывают или способны оказать существенное влияние на принятие решений пользователей о финансовом положении организации, то данные изменения подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Данная информация должна содержать:

  • · причину изменения учетной политики;
  • · оценку последствий изменения в стоимостном выражении;
  • · указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Новое на сайте

>

Самое популярное