Домой Банки К обслуживающим производствам относятся. Расходы на обслуживающие производства и хозяйства

К обслуживающим производствам относятся. Расходы на обслуживающие производства и хозяйства

Счет 29 используется производственными предприятиями, которые владеют собственными обслуживающими хозяйствами. Здесь собирается информация о затратах, возникающих в процессе выпуска продукции или выполнения работ (оказания услуг), которые необходимы для осуществления основного вида деятельности организации. С какой целью создаются обслуживающие хозяйства и как производят их учет, узнаем из статьи.

Понятие и предназначение

Производственная структура любого промышленного предприятия строится на взаимосвязи его подразделений. Сюда входят зависимые и дочерние организации, представительства и филиалы, а также отдельные линии по изготовлению продукции. Среди них выделяют крупные промышленные подразделения (заводы), а также составные его части – отделы (цехи), участки, бригады. Производственная структура может включать в себя обслуживающее хозяйство. Его подразделения не участвуют в создании продукции на продажу, но обеспечивают нужды основного и вспомогательного производства.

Основная задача обслуживающего хозяйства – обеспечение непрерывного и оптимального функционирования вспомогательного и основного производства, при помощи удовлетворения различных промышленных потребностей. При необходимости его цехи могут взять на себя часть заказов. Такое порой случается при поломке оборудования или при надобности совершить увеличенные поставки продукции.

Состав обслуживающего производства

Это промышленное подразделение играет важную роль в процессах выполнения изделий по основному виду деятельности предприятия. Обслуживающее производство способно обеспечить полуфабрикатами, материалами и различными услугами все остальные отделы. Обычно это подразделение состоит из:

  • Транспортного цеха – оказывает услуги по транспортировке грузов, оборудования, МПЗ и прочих необходимых для производства материальных ценностей. Важно то, что перевозка осуществляется только внутри предприятия. По структуре может подразделяться на участки (эксплуатационный, диспетчерский, ремонтный и т. п.).
  • Службы сбыта и снабжения – обеспечивает необходимыми МПЗ, оборудованием, проводит работы по утилизации материалов и прочих ценностей, которые не пригодны к использованию. Осуществляет сбыт невостребованных МПЗ.
  • Складского хозяйства – сохраняет и собирает материалы и оборудование, которые в дальнейшем могут пригодиться основному или вспомогательному производству.
  • Бытовых помещений и отделов общественного питания.

Кроме того, многие крупные промышленные предприятия имеют свой социально-культурный комплекс, состоящий из детских учреждений (лагеря, сады), домов культуры или баз отдыха, общежитий для сотрудников. Расходы на содержание таких помещений вплоть до коммунальных услуг также отражаются в части затрат обслуживающего производства.

Бухгалтерский счет 29

Большое количество информации о деятельности обслуживающего хозяйства предполагает выделение отдельного счета для сбора данных и фиксирования их в бухучете. В разделе III Типового плана счетов располагается 29 счет, который и служит для таких целей. Он имеет активную структуру, т. к. отражается в активах баланса. В процессе совершения хозяйственных операций происходят записи, которые в дебете означают увеличение прямых расходов на деятельность обслуживающего производства, а в кредите – их списание, распределение по статьям.

Этот счет, подобно другим счетам III раздела, за период накапливает расходы. В конце же месяца происходит списание сумм в дебет других счетов. Таким образом, сальдо на конец периода не образуется. Счет 29 имеет отличительную особенность – на нем учитывают только прямые расходы, которые связаны с непосредственным функционированием обслуживающих хозяйств и подразделений.

Аналитический учет

Обслуживающее производство может состоять из множества подразделений. Деятельность каждого из них должна документироваться. Для этих целей открываются субсчета 29 счета, которые предназначаются для сбора информации на определенном участке и по схожим целям. Предприятие может вести учет касательно обслуживающего хозяйства на следующих аналитических счетах:

  • 29/1 «ЖКХ» – для учета расходов по содержанию жилищных объектов (общежитий, коммунальных хозяйств) на балансе предприятия;
  • 29/2 «Сельские хозяйства подсобные» – сбор затрат, направленных на откорм птицы или скота, выращивание сельскохозяйственных культур ;
  • 29/3 «Обслуживание бытовое» – для учета расходов на содержание бытовых организаций и его персонала (бани, парикмахерские, прачечные и прочее);
  • 29/4 «Детские дошкольные учреждения» – сбор информации о затратах детских дошкольных учреждений;
  • 29/5 «Содержание санаториев и прочих оздоровительных учреждений»;
  • 29/6 «Культурные учреждения» – для учета затрат на содержание принадлежащих предприятию дворцов культуры и расходов на проведение развлекательных мероприятий;
  • 29/7 «Подразделения общепита» – содержание столовых, буфетов на балансе предприятия.

Аналитический учет затрат на производство, осуществления работ (оказания услуг) обслуживающими подразделениями должен быть организован по каждому из видов деятельности обособлено.

Дебет счета 29

Читателю уже известно, что счет 29 – активный. Это значит, что любое поступление средств будет отражено в дебете. В данном случае поступлением считается образование новых расходов обслуживающего производства. Здесь указывают прямые затраты, которые возникли в связи с выполнением работ или изготовлением продукции для собственных нужд. Суммы использованных материалов и прочих ценностей списываются с кредита счетов их учета в дебет 29. Расходы вспомогательного производства в случае их возникновения также списывают проводкой Дт 29 Кт 23.

Стоит знать, что общехозяйственные расходы, возникшие в результате изготовления продукции или оказания услуг (выполнения работ) не учитываются в составе прямых затрат обслуживающего производства, если предназначались для собственных нужд (за исключением строительства и капитального ремонта). Если же результат деятельности был передан сторонней организации, то часть общехозяйственных расходов списывают на прямые затраты обслуживающего производства: Дт 29 Кт 26.

Кредит счета 29

Затраты на выпуск продукции или выполнение работ обслуживающим производством должны быть учтены в финансовом результате деятельности предприятия. Их списание производят по кредиту счета 29. Кроме того, в этой части также учитывают суммы фактической себестоимости произведенной продукции или оказанных услуг.

Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» при этом взаимодействует со счетами учета ТМЦ или затрат подразделений. Если результаты деятельности направлены на продажу сторонней организации, то суммы списывают в дебет счета 90.

Типовые операции по счету 29

Поняв принцип взаимодействия счета 29 с другими счетами бухучета в процессе совершения хозяйственных операций, можно приступить к рассмотрению типовых проводок.

Контировки по счету 29
Дт Кт Характеристика хозяйственной операции
29 71 Расходы обслуживающего производства списаны на подотчетное лицо
29 28 В себестоимость продукции включены потери от брака, произведенного обслуживающим хозяйством
45 29 Изготовленная обслуживающим производством продукция отгружена стороннему предприятию
90.2 29 Списана себестоимость реализованной продукции, изготовленной обслуживающим производством
80 29 Незавершенное производство обслуживающего хозяйства в полном объеме передано члену товарищества
97 29 Затраты обслуживающего производства включены в состав расходов будущего периода
29 11 Списана стоимость молодняка, используемого для нужд обслуживающего хозяйства

Пример составления проводок по счету 29

Рассмотрим ситуацию, в которой предприятие содержит оздоровительный детский лагерь. Постепенно будут формироваться статьи затрат, которые нужно будет отражать в данных бухгалтерского учета. Например: по итогам первой смены отдыха детей возникли следующие расходы:

  • амортизация ОС на сумму 3200 р.;
  • пользование коммунальными услугами – 21 000 р. (НДС 3784 р.);
  • заработная плата персоналу – 100 000 р.;
  • обязательные взносы – 22 000 р.

Счет 29 пополнится следующими записями:

  1. Дт 29 Кт 02 на 3200 р. – отражена сумма амортизации имущества лагеря;
  2. Дт 29 Кт 60 на 17 216 р. – учтены расходы на коммунальные услуги (без НДС);
  3. Дт 19 Кт 60 на 3784 р. – принят к учету НДС по коммунальным платежам;
  4. Дт 29 Кт 70 на 100 000 р. – начислена заработная плата персоналу лагеря;
  5. Дт 29 Кт 69 на 22 000 р. – проведена сумма взносов во внебюджетные фонды.

Учет затрат на производство (в данном случае на оказание воспитательных и оздоровительных услуг) отразился в дебете 29 счета. Конечный результат будет списан на счет 91.

Обслуживание собственных производств

Как будут выглядеть проводки, если обслуживающее производство будет осуществлять работу с целью обеспечить основное или вспомогательное производство необходимыми материалами или прочими средствами? Отразить операции такого типа достаточно просто. Для начала следует отнести в дебет счета 29 расходы, связанные с процессом изготовления продукции на обслуживающем производстве (стоимость материалов, заработной платы, потребленной электроэнергии и прочее). После завершения процесса все накопленные затраты в связи с выполнением этой задачи списывают в дебет счета учета основного или вспомогательного производства.

29 счет бухгалтерского учета служит для отражения информации о деятельности обслуживающего производства или хозяйства, которое порой образует большой комплекс подразделений различной направленности. После накопления в дебете счета затраты подлежат списанию в зависимости от характера их возникновения. Счет закрывается, а с нового месяца начинается все заново.

"Бухгалтерский учет", 2007, N 5

Наличие у предприятия столовых, баз отдыха, общежитий важно для создания комфортных условий труда и отдыха работников. Как организовать учет, чтобы обслуживающие производства и хозяйства не стали головной болью для бухгалтера?

Целью создания объектов обслуживающих производств и хозяйств является поддержание социального статуса компании и создание дополнительного стимула для качественной и эффективной работы сотрудников. При этом деятельность каждого такого объекта (детского сада, поликлиники, бассейна, базы отдыха и пр.) может считаться обслуживающей производство лишь в том случае, если она не была прописана в уставе как отдельный вид деятельности.

Обслуживающие хозяйства являются структурными подразделениями организации. Они могут быть либо выделены на самостоятельный баланс, либо состоять на едином балансе головной организации. В первом случае сбор информации о финансово-хозяйственной деятельности объекта осуществляется с использованием счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты". Во втором случае вся информация о затратах, связанных с деятельностью такого объекта, отражается на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (см. пример 1).

Пример 1 . Завод имеет на балансе плавательный бассейн, услугами которого работники этого завода пользуются на льготных условиях. Сумма наличной платы за предоставленные услуги, поступившая от работников в январе 2007 г., составила в общей сложности 20 160 руб. (в том числе НДС 3075 руб.). При этом затраты в этом месяце составили: на оплату труда сотрудникам бассейна - 48 000 руб.; на отчисления ЕСН (26%), в ФСС (1,3%) - 13 104 руб.; прочие расходы на содержание бассейна - 9400 руб.

В учете были сделаны следующие записи:

К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

начислена заработная плата сотрудникам бассейна;

Д-т сч. 29 "Обслуживающие производства и хозяйства",

К-т сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

начислены обязательства по социальному страхованию;

Д-т сч. 29 "Обслуживающие производства и хозяйства",

К-т сч. 02 "Амортизация основных средств", 10 "Материалы", 25 "Общепроизводственные расходы" и т.д.

списаны прочие расходы;

Д-т сч. 50 "Касса",

К-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"

поступили денежные средства в кассу от сотрудников за услуги бассейна по льготным ценам;

Д-т сч. 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",

К-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Выручка"

отражена выручка от реализации услуг по льготным ценам;

Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. "НДС",

начислен НДС;

Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Себестоимость",

К-т сч. 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"

списана себестоимость услуг за январь;

Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки",

К-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Сальдо доходов и расходов"

отражен убыток от деятельности бассейна за январь.

При использовании продукции обслуживающих хозяйств в основном и вспомогательном производствах возникает необходимость перераспределения понесенных затрат. Базой распределения в этом случае может быть величина прямых затрат.

Льготы по оплате услуг, оказываемых обслуживающими производствами и хозяйствами

В ситуации, рассмотренной в примере 1, работники пользуются бассейном на льготных условиях. Нужно заметить, что льготные цены являются своего рода "ловушкой" для целей налогообложения, так как при их применении возникает множество "если":

  • во-первых, учесть расходы для целей налогообложения прибыли можно только в случае упоминания о таких льготах в трудовом контракте или коллективном договоре (п. 25 ст. 270 НК РФ);
  • во-вторых, если льготная цена отличается от рыночной более чем на 20%, то налоговая база по НДС будет увеличена до рыночной цены (ст. 40 НК РФ). Более того, налог, исчисленный с разницы, для целей налогообложения прибыли приниматься не будет;
  • в-третьих, если будет доказана взаимозависимость лиц, с работника необходимо будет взыскать НДФЛ с материальной выгоды.

Размер материальной выгоды определяет продавец как превышение обычной продажной стоимости идентичных (однородных) товаров над той стоимостью, по которой организация реализовала эти товары физическому лицу. И хотя работники в этом случае не попадают в перечень взаимозависимых лиц, который приводится в п. 1 ст. 20 НК РФ <1>, п. 2 той же статьи предусматривает право суда признавать лица взаимозависимыми по иным основаниям.

<1> В соответствии с п. 1 ст. 20 НК РФ к ним относятся: организации, если доля участия одной из них в другой превышает 20%; физические лица, одно из которых подчиняется другому по должностному положению; лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Например , ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" предлагала считать взаимозависимыми участников сделки, связанных трудовыми отношениями.

Если обслуживающие хозяйства оказывают услуги (реализуют товары, работы) работникам организации бесплатно, необходимо предусмотреть оформление данных выплат локальным актом (трудовым контрактом или коллективным договором), чтобы можно было учесть все расходы для целей налогообложения прибыли (п. 25 ст. 255 НК РФ). Кроме того, данные "выплаты" облагаются НДФЛ и ЕСН как доходы, выплаченные в натуральной форме, облагаются НДС с рыночной стоимости данных услуг (товаров, работ).

Расходы обслуживающих хозяйств и производств в целях налогообложения прибыли

Порядок отражения в налоговом учете расходов, понесенных обслуживающими хозяйствами и производствами, зависит от двух обстоятельств: от потребителя услуг, от возмездности оказываемых услуг.

Если потребителями услуг, оказываемых обслуживающими хозяйствами, являются исключительно члены трудового коллектива организации, а сами услуги оказываются безвозмездно, то все расходы, понесенные обслуживающим хозяйством, будут включаться в расходы в полном объеме в соответствии с пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В тех случаях, когда работники оплачивают услуги, пусть даже на льготных условиях, необходимо пользоваться нормами ст. 275.1 НК РФ, предписывающей налогоплательщику определять налоговую базу по налогу на прибыль по деятельности подразделений, связанных с обслуживающими производствами и хозяйствами, отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Расходы обслуживающих хозяйств градообразующими предприятиями

Налоговый кодекс РФ не содержит критериев отнесения предприятий к градообразующим. Тем не менее их можно вывести из разъяснительных документов, нормативных актов.

Так, в частности, Методические рекомендации по применению главы 25 Налогового кодекса РФ (утв. Приказом МНС России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98) дают разъяснение, что понятие "градообразующие организации" приведено в ст. 132 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Градообразующими признаются организации, в которых работает более половины населения города (села, поселка и т.д.), в котором расположено это предприятие. Причем численность работников определяется с учетом членов их семей. Но критерий численности работников не является определяющим при признании предприятия градообразующим. Конечное решение принимается местной администрацией.

Многие градообразующие предприятия имеют обслуживающие предприятия и хозяйства, расходуя значительные средства на различные социальные объекты. Налоговый кодекс РФ в ст. 264 определяет перечень обслуживающих хозяйств, по которым градообразующие предприятия имеют право учесть расходы в целях налогообложения прибыли. В этот перечень входят:

  • жилищный фонд;
  • учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта;
  • детские дошкольные учреждения;
  • детские лагеря отдыха;
  • дома и общежития для приезжих;
  • дома престарелых и инвалидов.

Градообразующие предприятия вправе учитывать для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание перечисленных объектов.

Органы местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика могут устанавливать нормативы расходов на содержание социальной базы. В Москве и Санкт-Петербурге нормативы утверждаются органами исполнительной власти данных субъектов Федерации.

Если расходы градообразующего предприятия превышают нормативы, установленные органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика, то в целях исчисления налога на прибыль расходы признаются только в пределах норм (см. пример 2).

Пример 2 . Предприятие имеет статус градообразующего. На его балансе находится несколько объектов социальной структуры, в том числе общежитие и поликлиника. За 2006 г. фактические затраты на содержание общежития и поликлиники составили:

  • по общежитию - 1 200 000 руб.;
  • по поликлинике - 800 000 руб.

Согласно нормативам, утвержденным местной администрацией, годовые затраты должны составлять:

  • по общежитию - 1 000 000 руб.;
  • по поликлинике - 900 000 руб.

В целях налогообложения организация может учесть фактические расходы только в пределах норматива. Поэтому общая сумма расходов, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль 2006 г., составит 1 800 000 руб. (800 000 + 1 000 000).

Аналогичная ситуация с вычетом НДС. Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ, если в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, то суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

В тех случаях, когда органами местного самоуправления нормативы вообще не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов. Последние должны находиться на территории того же города (района) и быть подведомственными местной администрации.

Убытки от деятельности обслуживающих хозяйств

Далеко не во всех случаях обслуживающие производства и хозяйства приносят прибыль. Во многих случаях имеют место убытки. Убытки по обслуживающим хозяйствам определяются как разность между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих хозяйств и их расходов.

С 1 января 2006 г. с внесением изменений в ст. 275.1 НК РФ порядок учета убытков обслуживающих производств и хозяйств в целях налогообложения уже не зависит от того, является организация градообразующей или нет. Ранее для градообразующих предприятий существовали особые правила.

Для определения убытка, признаваемого при налогообложении прибыли, нужно сравнить отдельные ее показатели и условия, в которых работает организация, с данными по предприятиям, для которых такая деятельность является основной и которые находятся на территории того же муниципального округа. Убыток в этом случае будет признаваться для целей налогообложения при единовременном соблюдении следующих требований:

  • цены на услуги должны соответствовать стоимости аналогичных услуг у специализированных организаций;
  • расходы по содержанию обслуживающих хозяйств не могут превышать обычные затраты по аналогичным объектам у специализированных организаций;
  • условия оказания услуг равны или близки к тем, в которых работают специализированные организации.

Если не выполняется хотя бы одно из этих требований, убыток не учитывается в целях налогообложения. Кроме того, перечисленные условия должны выполняться в отношении каждого объекта обслуживающих производств и хозяйств, числящихся на балансе предприятия.

Однако организация может уменьшать на его сумму прибыль, которая будет получена от обслуживающих хозяйств в течение десяти лет (см. пример 3). Следует помнить о том, что на сумму этого убытка нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль, полученную от реализации прочих товаров (работ, услуг) и внереализационных операций.

Пример 3 . Предприятие имеет на своем балансе столовую, где питаются только его работники. Выручка от продажи готовой продукции столовой за декабрь 2006 г. составила 250 000 руб. (в том числе НДС по ставкам 10% и 18% на сумму 32 000 руб.). В декабре предприятие в связи с работой столовой понесло следующие расходы:

  • по оплате труда - 40 000 руб.;
  • амортизация оборудования - 12 540 руб.;
  • материальные расходы (расходы на сырье, хозтовары) - 126 700 руб.;
  • коммунальные расходы (электроэнергия, вода, газ) - 34 600 руб.;
  • прочие расходы (телефон, транспортные расходы, ремонт и т.д.) - 8545 руб.

Заполнение бухгалтерией предприятия регистров налогового учета зависит от того, имеются ли у предприятия подтверждающие данные специализированных организаций или нормативы расходов, установленные органами муниципальной власти. Если "лимиты" соблюдены, то убыток признается для целей налогообложения. Соответственно, не возникает разниц между данными бухгалтерского и налогового учета.

В противном случае убыток признается в полном размере только в бухгалтерском учете. Поэтому возникают временные разницы в сумме 21 441 руб., приводящие к образованию отложенного налогового актива. В бухгалтерском учете составляется запись:

Д-т сч. 09 "Отложенные налоговые активы",

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"

5145,84 руб. (21 441 x 24%)

начислен отложенный налоговый актив.

Бухгалтером предприятия сформирован налоговый регистр "Финансовые результаты обслуживающих производств и хозяйств".

Если в последующих налоговых периодах столовая предприятия получит прибыль, то необходимо будет отразить погашение отложенного налогового актива. В том случае, когда в течение 10 лет по данному виду деятельности не будет прибыли, по истечении этого срока отложенный налоговый актив будет списан.

При невозможности выполнения перечисленных выше условий налогоплательщику в случае получения убытка следует руководствоваться нормативами на содержание аналогичных объектов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Федерации по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщик, которому принадлежит несколько объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяет по ним общую налоговую базу. Она рассчитывается с учетом показателей деятельности каждого из этих подразделений.

Н.А.Соколова

Санкт-Петербургский

государственный университет

И.Н.Томшинская

Санкт-Петербургский

торгово-экономический институт

Порядок налогообложения расходов обслуживающих производств и хозяйств (далее - обслуживающие хозяйства) установлен в подпункте 32 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Такие затраты должны быть связаны с реализацией обслуживающими хозяйствами товаров (работ, услуг). Отметим, что в этой статье установлена необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов, которые относятся к деятельности обслуживающих хозяйств.
Обратим внимание, что обслуживающие хозяйства могут передавать товары или услуги основным или вспомогательным цехам организации. Затраты по такой продукции можно включать в расходы организации в обычном порядке.
Убытки по обслуживающим хозяйствам определяются как разность между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих хозяйств и их расходов. Порядок учета этих убытков в целях налогообложения зависит от того, является организация градообразующей или нет. Кроме того, следует учитывать, что перечень объектов обслуживающих хозяйств также различен для градообразующих и иных организаций.

Критерии отнесения организаций к градообразующим организациям
Отметим, что в НК РФ не указано, какие организации являются градообразующими. В связи с этим МНС России в Методических рекомендации по применению главы 25 НК РФ, утвержденных приказом от 26.02.2002 № БГ-3-02/98, разъяснило, что понятие "градообразующие организации" приведено в статье 132 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон № 6-ФЗ). Согласно этой статье, градообразующими признаются организации, в которых работает более половины населения города (села, поселка и т. д.), в котором расположено это предприятие. Численность работников определяется с учетом членов их семей. Обратим внимание, что такой критерий установлен именно для целей Закона № 6-ФЗ. Поскольку в НК РФ не содержится ссылки на этот закон, использование показателя, на который указало МНС России, по нашему мнению, не является обязательным.
Отметим, что в действующем законодательстве есть и другие признаки отнесения организаций к градообразующим. В пункте 3 постановления Правительства РФ от 29.08.94 № 1001 "О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими" (далее - Постановление № 1001) установлено, что к таким организациям относятся:
- организации, на которых занято не менее 30 процентов от общего числа работающих на предприятиях города или поселка;
- организации, которые имеют на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30 процентов населения города или поселка.
По нашему мнению, для признания организации градообразующей достаточно соответствовать только одному из показателей. Критерии, которые определены в Постановлении № 1001, относятся к тем предприятиям, в капитале которых имеются доли, принадлежащие Российской Федерации или ее субъектам, а также к государственным предприятиям.
Обратим внимание, что этим постановлением могут руководствоваться лишь неплатежеспособные организации с неудовлетворительной структурой баланса. Причем предприятию не достаточно самому определить финансовые показатели. Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной должно быть принято Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Отметим, что решение о признании организации градообразующей принимается местной администрацией. Поскольку для платежеспособных организаций не установлены критерии, то этот орган власти может признать организацию градообразующей на основании иных показателей.

Расходы обычной организации
В статье 264 НК РФ приведен исчерпывающий перечень объектов, которые в целях налогообложения относятся к жилищно-коммунальному хозяйству и социально-культурной сфере.

Объекты жилищно-коммунального хозяйства
Объекты социально-культурной сферы
1. Жилой фонд
2. Гостиницы, кроме туристических
3. Дома и общежития для приезжих
4. Объекты внешнего благоустройства
5. Искусственные сооружения
6. Бассейны
7. Сооружения и оборудование пляжей
8. Объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения
9. Участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, которые предназначены для технического обслуживания и ремонта:- объектов жилищно-коммунального хозяйства;- объектов социально-культурной сферы
1. Учреждения здравоохранения
2. Объекты культуры
3. Детские дошкольные учреждения
4. Детские лагеря отдыха
5. Санатории (профилактории)
6. Базы отдыха
7. Пансионаты
8. Объекты физкультуры и спорта, в том числе:- треки, ипподромы, конюшни;- теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон;- оздоровительные центры
9. Бани и сауны

Обратим внимание, что этот перечень вызывает множество вопросов. Например, не ясно, какие объекты относятся к искусственным сооружениям.
К обслуживающим хозяйствам помимо объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы относится также подсобное хозяйство, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные производства и службы, которые осуществляют реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам. Отметим, что многие подразделения организации могут оказывать такие услуги. Поэтому возможны споры с налоговой инспекцией по отнесению отдельных вспомогательных производств к обслуживающим хозяйствам.
В связи с этим обратим внимание, что в перечне обслуживающих хозяйств не указаны объекты общепита. В соответствии с инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" могут отражаться расходы:
- жилищно-коммунального хозяйства;
- пошивочных и других мастерских бытового обслуживания;
- столовых и буфетов;
- детских дошкольных учреждений;
- домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения;
- научно-исследовательских и конструкторских подразделений.
По правилам бухгалтерского учета затраты отражаются на счете 29, если деятельность этих объектов не связана с производством продукции (выполнением работ или оказанием услуг), ради которого создавалась организация. Следовательно, в большинстве случаев расходы по столовым, буфетам, мастерским бытового обслуживания и т. п. подразделениям будут относиться в бухгалтерском учете к затратам обслуживающих хозяйств. В НК РФ также приведен открытый перечень таких хозяйств. Поэтому налоговая инспекция может требовать учитывать затраты по этим объектам в целях налогообложения по правилам, которые установлены для обслуживающих хозяйств.
Если организация не является градообразующей, то нужно сравнить отдельные ее показатели и условия, в которых она работает, с данными по предприятиям, для которых такая деятельность является основной. Убыток от обслуживающих хозяйств признается в целях налогообложения при одновременном соблюдении трех требований:
- цены на услуги должны соответствовать стоимости аналогичных услуг у специализированных организаций;
- расходы по содержанию обслуживающих хозяйств не могут превышать обычные затраты по аналогичным объектам у специализированных организаций;
- условия оказания услуг равны или близки к тем, в которых работают специализированные организации.
Если не выполняется хотя бы одно из этих требований, то убыток не учитывается в целях налогообложения. Однако организация может уменьшать на его сумму прибыль, которая будет получена от обслуживающих хозяйств в течение десяти лет. Таким образом, на сумму этого убытка нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль, которая получена от реализации остальных товаров (работ, услуг) и внереализационных операций.

Обратим внимание, что из текста статьи 264 НК РФ нельзя сделать однозначный вывод о том, в каком случае убыток может быть перенесен на десять лет. С одной стороны, уместно говорить о переносе убытка, если он признан, то есть при выполнении всех трех требований сопоставимости услуг. При этом организация сможет учесть убытки обслуживающих хозяйств только в будущем, если получит прибыль от использования этих объектов. Поскольку обычно обслуживающие хозяйства являются стабильно убыточными, то сделать это практически невозможно.
С другой стороны, можно сделать вывод о переносе убытка при невыполнении указанных требований. При этом если доказываются условия сопоставимости услуг, то организация может полностью учесть убыток в текущем отчетном периоде. Отметим, что в письме Минфина России от 11.03.2002 № 04-02-04/33 говорится о переносе убытка на срок до десяти лет, в случае если не выполняются условия сопоставимости. Кроме того, такой подход четко указан в тексте изменений к главе 25 НК РФ, которые сейчас рассматриваются Государственной Думой.
По нашему мнению, если соблюдаются приведенные выше требования, то организация вправе на сумму убытков уменьшить налогооблагаемую прибыль того отчетного (налогового) периода, в котором он получен. В противном случае на этот убыток можно уменьшить прибыль от деятельности обслуживающих хозяйств в течение десяти лет.

Отметим, что доказать условия сопоставимости услуг будет весьма сложно. Приведем перечень вопросов и проблем, которые надо решить для доказательства сопоставимости.

№ п/п
Вопросы и проблемы
Примечания
1
Должна быть специализированная организации, которая оказывает услуги с использованием объектов обслуживающих хозяйств.
В НК РФ не установлено, на какой территории должна вести деятельность эта организация. По нашему мнению, она должна работать в том же городе (поселке), что и предприятие.
2
Услуги с использованием объектов обслуживающих хозяйств должны быть основным видом деятельности для специализированной организации.
Нужно получить документальное подтверждение основного вида деятельности специализированной организации. Например, это можно сделать на основании кодов ОКОНХ.
3
Необходимо получить у специализированной организации или в местной администрации расценки на услуги.
В НК РФ не указано, что понимается под соответствием стоимости услуг. По нашему мнению, цены на услуги обслуживающих хозяйств должны быть равны стоимости услуг, которые оказывают специализированные организации.
4
Нужно получить данные об обычных расходах специализированных организаций по отдельным объектам обслуживающих хозяйств.
По нашему мнению, необходимо сравнивать удельные затраты. Например, расходы на квадратный метр площади жилфонда, койко-место и т. п.Отметим, что если у предприятия расходы больше, чем у специализированной организации, то убытки вообще не могут учитываться при налогообложении, так как предприятие не выполняет требование о сопоставимости.Могут возникать споры о том, какие расходы являются "обычными".
5
Необходимо подтвердить близость условий, в которых оказывает услуги предприятие и специализированная организация.
В НК РФ не содержится ни одного критерия оценки "близости" условий. Под этим может пониматься состояние жилфонда, детских садов и т. д.Для подтверждения этого условия у бухгалтера и налогового инспектора как правило не имеется соответствующих профессиональных знаний. Поэтому мы рекомендуем получить в местной администрации заключение о близости условий, в которых работает предприятие и специализированная организация.

На основании приведенного анализа можно сделать вывод, что соответствовать всем трем требованиям для учета убытка обслуживающих хозяйств в целях налогообложения крайне сложно.

Пример 1
ОАО "Комбинат № 3" содержит на своем балансе жилфонд и санаторий. За шесть месяцев 2002 года у этой организации показатели деятельности, включая обслуживающие хозяйства, составили:
- доходы от реализации - 10 000 000 рублей;
- расходы на производство и реализацию - 8 500 000 рублей;
- внереализационные доходы - 500 000 рублей.
При этом выручка от реализации услуг по обслуживающим хозяйствам составила:
- по жилфонду - 200 000 рублей;
- по санаторию - 100 000 рублей.
Расходы по этим объектам за шесть месяцев 2002 году равны:
- по жилфонду - 1 000 000 рублей;
- по санаторию - 80 000 рублей.
Таким образом, убыток по обслуживающим хозяйствам у ОАО "Комбинат № 3" составил:
(1 000 000 рублей - 200 000 рублей) + (80 000 рублей - 100 000 рублей) = 780 000 рублей.
За шесть месяцев 2002 года прибыль ОАО "Комбинат № 3" составит:
10 000 000 рублей + 500 000 рублей - 8 500 000 рублей = 2 000 000 рублей.
Услуги, которые оказывает ОАО "Комбинат № 3" не соответствуют услугам специализированной организации. Поэтому в целях налогообложения прибыли нельзя учесть полученный убыток (780 000 рублей).
Следовательно, налогооблагаемая прибыль ОАО "Комбинат № 3" за шесть месяцев 2002 года будет равна:
2 000 000 рублей + 780 000 рублей = 2 780 000 рублей.

Расходы у градообразующей организации
Организация, которая является градообразующей, вправе учесть при налогообложении расходы на содержание обслуживающих хозяйств. Однако если они превышают нормативы на содержание аналогичных хозяйств, то в целях исчисления налога на прибыль расходы признаются только в пределах норм. Эти нормативы утверждаются администрацией района или города, в котором находится организация. Отметим, что сверхлимитный размер расходов не учитывается при налогообложении в соответствии с пунктом 13 статьи 270 НК РФ.
Возможна ситуация, когда местная администрация не утверждает такие нормативы. При этом организация может применить порядок определения расходов на содержание обслуживающих хозяйств, который действует для аналогичных объектов. Они должны находиться на территории того же города (района) и быть подведомственными той же администрации. По нашему мнению, из этих норм НК РФ нельзя сделать вывод, что определять расходы организации надо в пределах затрат по содержанию аналогичных объектов.
Для градообразующих организаций в статье 264 НК РФ приведен другой перечень обслуживающих хозяйств, по которым можно учесть расходы в целях налогообложения. К таким объектам относятся:
- жилищный фонд;
- учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта;
- детские дошкольные учреждения;
- детские лагеря отдыха;
- дома и общежития для приезжих;
- дома престарелых и инвалидов.
Отметим, что вышеперечисленные объекты полностью соответствуют тем, которые определены в подпункте "б" пункта 1 статьи 6 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Поэтому градообразующие организации могут учитывать расходы обслуживающих хозяйств по тем же объектам, что и до 1 января 2002 года.

Пример 2
ОАО "Промконструкция" имеет статус градообразующей организации. На ее балансе находится жилфонд и поликлиника.
За шесть месяцев 2002 года фактические затраты на содержание этих объектов составили:
- по жилфонду - 600 000 рублей;
- по поликлинике - 400 000 рублей.
Согласно нормативам, которые утверждены местной администрацией, затраты ОАО "Промконструкция" за шесть месяцев должны составлять:
- по жилфонду - 500 000 рублей;
- по поликлинике - 450 000 рублей.
В целях налогообложения организация может учесть фактические расходы по поликлинике (400 000 рублей) и затраты по жилфонду в пределах норматива (500 000 рублей). Общая сумма расходов, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль за шесть месяцев 2002 года, составит:
400 000 рублей + 500 000 рублей = 900 000 рублей.
Расходы на содержание жилфонда в сумме 100 000 рублей (600 000 - 500 000) при налогообложении не учитываются.

А.С. Богословский, эксперт АГ "РАДА"
Материал предоставлен

Доходы и расходы обслуживающих производств (больницы, детские лагеря и т. д.) определяют отдельно от общей налоговой базы. Связано это с тем, что убыток от их деятельности учитывается при расчете налога на прибыль в особом порядке. Он применяется и в случае, если объекты сданы в аренду. С этим соглашаются и чиновники.

Что такое обслуживающее производство (хозяйство)

К обслуживающим производствам и хозяйствам (далее - ОПХ) могут относиться следующие подразделения организаций (ст. 275.1 Налогового кодекса РФ):

Объекты жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), например гостиница, общежитие;

Объекты социально-культурной сферы (медсанчасть, пансионат и др.);

Подсобные хозяйства;

Учебно-курсовые комбинаты и др.

При этом деятельность таких подразделений не может быть основной для организации. Она должна носить вспомогательный характер (письмо Минфина России от 25 марта 2005 г. № 03-03-01-04/425).

Отметим, что объекты, отвечающие признакам обслуживающего производства (например, общежитие), могут арендоваться или быть переданными в аренду. По мнению чиновников финансового ведомства, и в этом случае налоговую базу по таким объектам рассчитывают отдельно от налоговой базы, определяемой в общем порядке.

Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 9 марта 2011 г. № 03-03-06/1/129, от 21 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/109.

Для кого предназначены услуги обслуживающих производств

Товары (работы, услуги) обслуживающих производств должны предназначаться одновременно как своим работникам, так и сторонним лицам. Это следует из буквального прочтения части 2 статьи 275.1 Налогового кодекса РФ.

К примеру, если пансионат оказывает услуги только работникам предприятия или только сторонним лицам, он не признается объектом ОПХ.

Однако контролирующие органы считают, что данное обстоятельство не относится к квалифицирующему признаку обслуживающего производства. Если подразделение подпадает под определение объекта обслуживания, оно должно признаваться таковым в любом случае. Независимо от того, для кого предназначены его товары, работы, услуги (письма Минфина России от 25 марта 2005 г. № 03-03-01-04/4-25, ФНС России от 23 сентября 2005 г. № 02-1-08/200@).

Арбитры придерживаются той же точки зрения (определение ВАС РФ от 30 октября 2007 г. № 12325/07, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 октября 2008 г. № А42-4459/2007). Поэтому безопаснее учитывать эту позицию и применять к таким подразделениям нормы, относящиеся к ОПХ.

Если на предприятии есть медпункты и объекты общепита

Такие подразделения не относятся к обслуживающим производствам (хозяйствам). Но только в том случае, если оказывают услуги исключительно работникам предприятия. Затраты на их содержание учитываются единовременно как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 7, 48 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Согласен с этим и Минфин России (письма от 18 марта 2011 г. № 03-03-06/1/146, от 14 ноября 2005 г. № 03-03-04/4/86). При этом чиновники подчеркнули, что деятельность медпунктов должна быть обусловлена требованиями трудового законодательства (ст. 212, 213 Трудового кодекса РФ). В отношении иной деятельности медпунктов налоговая база определяется отдельно согласно статье 275.1 Налогового кодекса РФ.

Определяем финансовый результат подразделения

Итак, прибыль (убыток) обслуживающего производства определяется отдельно от финансового результата по иным видам деятельности (ч. 1 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ). Следовательно, по каждому подразделению необходимо рассчитать относящиеся к нему:

Доходы от реализации и внереализационные доходы;

Расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Данные доходы и расходы определяются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 27 октября 2008 г. № 03-03-06/1/603, от 28 февраля 2008 г. № 03-03-05/14). Например, налоги на землю и имущество, уплачиваемые по объектам обслуживающих производств, учитываются в налоговой базе данных подразделений.

Учитываем прибыль (убыток)

Положительная разница между доходами и расходами (прибыль) обслуживающего производства облагается в общеустановленном порядке. Она увеличивает прибыль предприятия, налог с которой уплачивается по ставке 20 процентов (п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ).

Убыток обслуживающего хозяйства уменьшает облагаемую по ставке 20 процентов прибыль (увеличивает общий убыток) лишь при определенных условиях. Если они не выполняются, погасить убыток можно в течение десяти лет и только за счет будущей прибыли данного подразделения (ч. 5, 6 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ).

Условия для учета убытка в текущем периоде

Чтобы учесть убыток обслуживающего производства в общей налоговой базе, необходимо соблюсти три условия (ч. 5 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ).

1. Стоимость реализуемых подразделением предприятия товаров (работ, услуг) сопоставима со стоимостью подобных товаров (работ, услуг), реализуемых специализированными организациями (то есть организациями, для которых данный вид деятельности признается основным - это, как правило, различного рода ГУПы, МУПы, предприятия коммунального хозяйства, бюджетные учреждения);

2. Расходы на содержание объектов ОПХ не превышают обычных расходов спецорганизаций на обслуживание аналогичных объектов;

3. Условия деятельности обслуживающих производств и спецорганизаций существенно не отличаются.

При этом выполнение данных условий должно быть подтверждено документально (постановление Президиума ВАС РФ от 25 ноября 2008 г. № 7841/08).

Из сложившейся практики обслуживающие производства сравнивают со спецорганизациями, которые находятся в том же муниципальном образовании.

Однако в открытых источниках информации о деятельности таких организаций может не быть. Также вполне вероятно, что сама организация откажется ее предоставить. Ведь она не обязана это делать.

В данном случае учесть убыток обслуживающего производства в общей налоговой базе будет затруднительно. Погашать его придется в следующих периодах за счет прибыли этого подразделения.

Если спецорганизация отсутствует

На практике не исключены ситуации, когда спецорганизации на территории муниципального образования по местонахождению обслуживающего производства отсутствуют. По мнению ВАС РФ, это не должно ставить предприятие в неравное положение с иными организациями, по местонахождению которых спецорганизации имеются.

Поэтому для учета в общей налоговой базе расходов подразделений ОПХ достаточно соблюсти требования статьи 252 Налогового кодекса РФ. При этом данные расходы отражаются в полной сумме. Такой вывод следует из уже упомянутого постановления Президиума ВАС РФ от 25 ноября 2008 г. № 7841/08.

>|Согласно статье 252 Налогового кодекса РФ, расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.|<

Отметим, что до 1 января 2011 года в таких случаях убыток обслуживающего подразделения также можно было учесть единовременно. Однако этот убыток рассчитывался исходя из расходов подразделения, которые не превышали нормативов, утвержденных органом власти данного субъекта РФ (ч. 9 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ в соответствующей редакции).

Особенности для градообразующих предприятий

Некоторые предприятия имеют статус градообразующих. То есть численность работников таких предприятий превышает 25 процентов от работающего населения соответствующего населенного пункта. Это следует из пункта 1 статьи 169 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее - Закон № 127-ФЗ).

Такие организации вправе признать в общей налоговой базе фактические расходы на содержание некоторых обслуживающих производств. Это касается объектов ЖКХ и социально-культурной сферы. По остальным обслуживающим подразделениям (например, подсобным хозяйствам) убытки признаются в общем порядке (ч. 7 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ).

При этом существует позиция, согласно которой численность работников следует определять исходя из количества специалистов подразделений предприятия, находящихся в соответствующем населенном пункте. Однако, по мнению чиновников финансового ведомства, в расчет необходимо брать общее количество работников предприятия. Включая специалистов филиалов и иных обособленных подразделений.

Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/219, от 31 марта 2011 г. № 03-03-06/1/192. Безусловно, данный подход более выгоден организациям.

Отметим также, что до 1 января 2011 года часть 7 статьи 275.1 Налогового кодекса РФ действовала несколько в иной редакции. Расходы обслуживающих подразделений признавались для целей налогообложения только в пределах нормативов, утвержденных органами местного самоуправления. При этом содержащиеся в данной норме правила распространялись на любые предприятия, общая численность работников которых превышала 5000 человек.

>|Предприятие приравнивается к градообразующему, если численность его работников более 5000 человек (п. 2 ст. 169 Закона № 127-ФЗ).|<

Однако Минфин России считал, что пункт 2 статьи 169 Закона № 127-ФЗ неприменим для целей статьи 275.1 Налогового кодекса РФ (письма от 18 апреля 2008 г. № 03-03-05/40, от 8 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/71). В свою очередь арбитражные суды с этим не соглашались (определение ВАС РФ от 10 января 2008 г. № 10888/04, постановление ФАС Московского округа от 3 марта 2009 г. № КА-А40/999-09).

Важно запомнить

Объекты общепита и медпункты, которые обслуживают только работников предприятия, не относятся к обслуживающим хозяйствам. Прибыль (убыток) обслуживающего производства определяется отдельно от финансового результата по иным видам деятельности. При этом убыток подразделения учитывается в общей налоговой базе при соблюдении определенных условий. В противном случае он погашается только за счет будущей прибыли этого же подразделения. Градообразующие организации расходы объектов ЖКХ и социально-культурной сферы списывают в общем порядке.

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №6, июнь 2011 г.

Если обслуживающие производства и хозяйства производят продукцию, которую потребляют сотрудники организации, ее сначала оприходуйте, а затем стоимость продукции спишите на затраты соответствующего структурного подразделения. Если организация учитывает готовую продукцию по фактической себестоимости , делайте проводки:

Дебет 43 Кредит 29
- оприходована продукция обслуживающих производств и хозяйств;

Дебет 23 (25, 26, 29, 44... ) Кредит 43
- учтена стоимость произведенной обслуживающим производством и хозяйством продукции в составе расходов соответствующих структурных подразделений.

Если организация учитывает готовую продукцию по нормативной себестоимости, делайте проводки:

Дебет 43 (43 субсчет «Готовая продукция по нормативной себестоимости») Кредит 40 (29)
- оприходована продукция обслуживающих производств и хозяйств по нормативной себестоимости;

Дебет 23 (25, 26, 29, 44... ) Кредит 43 (43 субсчет «Готовая продукция по нормативной себестоимости»)
- учтена нормативная себестоимость произведенной обслуживающим производством и хозяйством продукции в составе расходов соответствующих структурных подразделений.

Подробнее о том, как вести учет готовой продукции по нормативной себестоимости, см. Как вести учет затрат на производство продукции (работ, услуг) нормативным способом .

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 29, 40, 43).

Если обслуживающие производства и хозяйства реализуют продукцию, оказывают услуги (выполняют работы) другим организациям и гражданам, в момент их реализации (предоставления) сделайте проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1 (91-1)
- отражен доход от продажи продукции, услуг (работ) обслуживающих производств и хозяйств;

Дебет 90-2 (91-2) Кредит 29 (43)
- учтена стоимость продукции, услуг (работ) обслуживающих производств и хозяйств, уменьшающих доходы от их продажи;

Дебет 90-3 (91-2) Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС на стоимость проданных услуг (работ) (если данная операция облагается НДС ).

Подробнее о том, как учитывать доходы и расходы при реализации услуг (работ), см. Как отразить в учете реализацию работ (услуг) .

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.

Если обслуживающие производства и хозяйства одновременно оказывали услуги (выполняли работы) нескольким подразделениям организации, их стоимость нужно распределить. Это необходимо, чтобы знать, какая стоимость услуг обслуживающих производств и хозяйств будет увеличивать затраты соответствующего подразделения организации. То есть, какая сумма будет отнесена в дебет счетов 20, 25, 26, 29 и т. д. Порядок распределения расходов разработайте самостоятельно. Например, расходы можно распределять пропорционально зарплате сотрудников, работающих в соответствующих подразделениях организации, обслуживаемых обслуживающими производствами и хозяйствами. Выбранный вариант закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Сальдо на конец месяца по счету 29 будет показывать стоимость незавершенного производства (Инструкция к плану счетов). Такая ситуация может возникнуть, когда работы или услуги на конец месяца не завершены (п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

ОСНО

Налоговый учет доходов и расходов по деятельности обслуживающих производств и хозяйств ведите обособленно от других видов деятельности в соответствии с правилами статьи 275.1 Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении затрат обслуживающих производств и хозяйств

ООО «Альфа», помимо основных подразделений, имеет обслуживающее производство - столовую, которая предоставляет питание всем сотрудникам организации на платной основе, а также другим лицам.

В марте затраты столовой составили 277 080 руб., в том числе:

  • материальные расходы на приготовление пищи - 75 000 руб.;
  • зарплата (в т. ч. взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) рабочих - 52 080 руб.;
  • амортизация оборудования столовой - 150 000 руб.

На начало и конец месяца остатков незавершенного производства в столовой нет.

В марте сотрудникам организации столовая реализовала продукцию на 217 370 руб. (в т. ч. НДС - 33 158 руб.). Выручка от реализации продукции другим лицам составила 144 914 руб. (в т. ч. НДС - 22 106 руб.).

В учетной политике для целей бухучета установлено, что затраты столовой распределяются пропорционально полученной выручке.

В бухучете затраты столовой и предоставление питания бухгалтер отразил так.

В марте:

Дебет 29 Кредит 10
- 75 000 руб. - переданы продукты для приготовления обедов;

Дебет 29 Кредит 70 (69)
- 52 080 руб. - начислена зарплата сотрудникам столовой (страховые взносы и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с зарплаты сотрудников столовой);

Дебет 29 Кредит 02
- 150 000 руб. - учтена амортизация, начисленная по оборудованию, используемому в столовой;

Дебет 73 Кредит 91-1
- 217 370 руб. - реализована продукция столовой сотрудникам организации;

Дебет 76 Кредит 91-1
- 144 914 руб. - реализована продукция столовой другим лицам;

Дебет 91-2 Кредит 29
- 278 680 руб. - учтена в составе расходов стоимость реализованной продукции столовой;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 55 264 руб. (33 158 руб. + 22 106 руб.) - начислен НДС с реализации продукции столовой.

Так как столовая является обслуживающим производством, в налоговом учете бухгалтер рассчитал финансовый результат от ее деятельности обособленно. В составе доходов при расчете налога на прибыль он учел 307 020 руб. (217 370 руб. + 144 914 руб. - 55 264 руб.), в составе расходов - 277 080 руб.

УСН

Если организация платит единый налог с доходов, расходы обслуживающих производств и хозяйств налоговую базу не уменьшают. Такие организации не учитывают никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). При этом, если обслуживающие производства и хозяйства реализуют продукцию, оказывают услуги (выполняют работы) другим организациям и гражданам, при расчете единого налога будет учитываться только доход от их реализации (п. 1 ст. 346.15 и ст. 249 НК РФ).

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, затраты обслуживающих производств и хозяйств учитывайте в порядке , предусмотренном в статье 346.17 Налогового кодекса РФ. При этом расходы должны входить в перечень затрат, которые можно учитывать при расчете единого налога (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Этот порядок применяйте и если обслуживающие производства и хозяйства реализуют продукцию, оказывают услуги (выполняют работы) другим организациям и гражданам (ст. 346.17 НК РФ).

ЕНВД

В отношении услуг, которые обслуживающие производства и хозяйства оказывают сторонним потребителям, в муниципальных образованиях, где расположены эти подразделения, может быть предусмотрено применение ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ). В таком случае организация вправе перевести деятельность своих вспомогательных подразделений на этот специальный налоговый режим. Для этого она должна встать на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД .

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход по конкретному виду деятельности организации (п. 1, 2 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на определение налоговой базы по ЕНВД расходы обслуживающих производств и хозяйств не влияют.

Если организация применяет ЕНВД в отношении основной деятельности и в отношении деятельности обслуживающих производств и хозяйств, налоги нужно рассчитывать отдельно по каждому виду деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).

Если организация совмещает ЕНВД с упрощенкой, организуйте раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, осуществляемой в рамках каждого из специальных налоговых режимов (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Если организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, по затратам обслуживающих производств и хозяйств, услуги (работы) которых потреблялись в деятельности, переведенной на ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, необходимо организовать раздельный учет для налога на прибыль и НДС (п. 9 ст. 274, п. 7 ст. 346.26 и п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ).

Часть затрат обслуживающих производств и хозяйств, которые относятся к деятельности на общей системе налогообложения, будет увеличивать расходы по налогу на прибыль . Часть затрат обслуживающих производств и хозяйств, относящуюся к деятельности на ЕНВД, при налогообложении не учитывайте (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

Для учета входного НДС по затратам обслуживающих производств и хозяйств, относящимся к обоим видам деятельности, также организуйте раздельный учет. Часть НДС, относящуюся к деятельности на общей системе налогообложения, можно принять к вычету при соблюдении общих условий , установленных статьей 171 Налогового кодекса РФ. Часть НДС, относящуюся к деятельности на ЕНВД, необходимо учесть в стоимости услуг (работ) (п. 4,и 4.1 ст. 170 НК РФ).

Новое на сайте

>

Самое популярное