Домой Банки Модель социально-экономического развития германии.

Модель социально-экономического развития германии.

Зарубежная Европа отличается большим региональным разно­образием. Одни из государств - членов ЕС, входят в число наиболее развитых и богатых государств мира, другие являются странами со средним уровнем развития. Внутри многих стран также есть ярко выраженные различия между регионами.

В настоящее время диспропорции в уровнях социально-эконо­мического развития между регионами ЕС довольно значительны. Так, ВВП на душу населения между 10 наиболее «бедными» и наиболее «богатыми» регионами отличаются более чем в четыре раза. Расши­рение ЕС только обострило имевшиеся региональные различия.

На сегодняшней день в региональном развитии Европы наме­тились две противоположные тенденции. С одной стороны, в ЕС складывается конкуренция между регионами. Многие крупные известные фирмы переводят часть своего производства в другие стра­ны Евросоюза, в основном в ЦВЕ, где более низкий уровень зара­ботной платы и налоговой нагрузки снижает общие издержки про­изводства (этот процесс называется делокализацией).

С другой стороны, в Едином европейском акте, одном из основополагающих документов ЕС, поставлена цель сокращения разры­ва между различными регионами ЕС и уменьшения отставания ре­гионов, находящихся в менее благоприятных условиях. Для дости­жения этой цели в Евросоюзе проводится целенаправленная регио­нальная политика, которая осуществляется через Европейский фонд регионального развития, Европейский социальный фонд и Европей­ский инвестиционный банк.

В настоящее время существует три основных направления ре­гиональной политики в ЕС: развитие и структурная перестройка районов с уровнем благосостояния ниже 75 % среднего по ЕС; под­держка районов, меняющих свою хозяйственную специализацию (особенно старопромышленных и сельскохозяйственных); большие средства тратятся на развитие человеческого капитала.

Ежегодные расходы на региональную политику являются вто­рой по величине статьей европейского бюджета (около 35 %), при том они постоянно увеличиваются. Как и сельскохозяйственная политика, это направление совместной деятельности европейских государств является предметом жестких споров на международном уровне, в том числе и внутри ЕС, особенно по поводу распределе­ния средств между старыми и новыми членами ЕС.

3.3. Модели социально-экономического развития стран Европы

Социально-экономическое устройство стран Западной Европы имеет много общих черт. Это, прежде всего, единый макрорынок, развитый частный сектор, высокая доля малого и среднего бизнеса, свобода предпринимательства и конкуренции, мощная банковская система и, главное, - социальная защищенность граждан на основе широкого государственного финансирования социальной сферы. Ведущие страны Старого Света перераспределяют через свои госу­дарственные бюджеты от 31 % (Ирландия) до 54 % (Франция) свое­го ВВП. Однако на первом месте по этому показателю находится Швеция, через госбюджет которой перераспределяется государ­ственных расходов и трансфертных платежей на сумму, равную почти 60 % ее ВВП. Таким образом, европейская экономическая модель, в отличие, например, от американской, характеризуется большей ориентацией на социальную сферу (в США доля госу­дарственных расходов составляет 30 % ВВП) и поэтому называется социально ориентированной, а европейская экономика - социальным рыночным хозяйством. Но это означает, что европейская экономи­ка несет большую общественную нагрузку на свой бизнес, чем американская, что приводит одновременно и к большей нагрузке на конкурентоспособность бизнеса. Неслучайно средняя ставка налогообложения в Европе выше, чем в США.

В экономике многих европейских стран имеется значительный государственный сектор, и государство принимает прямое участие в производстве товаров и услуг. Так, доля госпредприятий во Фран­ции, Италии, Великобритании в начале 80-х годов XX в. составляла 15-25 % ВВП, 20-45 % - капвложений, 10-25 % - численности за­нятых. В ФРГ эти показатели были на уровне 10-12 %, а в США -значительно меньше. Известно, что уровень производительности труда, эффективности и конкурентоспособности производства на государственных предприятиях обычно намного меньше, чем на ча­стных, прежде всего, из-за избыточной занятости и не всегда высо­кокачественного менеджмента. Так, в Австрии, например, уровень производительности труда на госпредприятиях составляет всего 35 % от средних общенациональных показателей. Следует отметить, что, начиная с 80-х годов, в европейских странах идет приватизация го­сударственных предприятий, и государственный сектор в экономи­ке интенсивно сокращается. В настоящее время наибольший гос­сектор среди стран ЕС имеют (по нисходящей): Франция, Италия (около 20 %), Австрия, Испания и Португалия.

Для европейских стран характерен т. н. дирижизм в государ­ственной экономической политике, что выражается в управлении гос­предприятиями, а также в практике государственного планирования экономики таких стран, как Франция, Швеция, Италия. Правда, это планирование не похоже на советское - централизованное и дирек­тивное. Оно не командное, и тем более, не директивное, а индика­тивное, указующее, намечающее всего лишь основные ориентиры для будущего производства. Тем не менее, это важная составляю­щая прямого госрегулирования экономики на базе пятилетних и го­довых планов производства.

Хотя социально-экономическое устройство стран Западной Ев­ропы имеет много общих черт, вряд ли правильно говорить о суще­ствовании единой западноевропейской социально-экономической модели. Ведь она представлена в жизни разными модификациями, которые достаточно сильно различаются: англо-саксонсая модель, реализуемая в Великобритании и Ирландии существенно отличает­ся от германской модели, а последняя, в свою очередь, весьма непо­хожа на французскую модель госкапитализма.

  • 6. Лабораторный практикум
  • 7. Практические занятия (семинары)
  • 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_____________________________
  • 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
  • 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
  • 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
  • Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по курсу «Экономика» проблемы всемирного хозяйства и современные международные отношения
  • Часть I. Интернационализация и глобализация мировой хозяйственной жизни
  • Тема 1. Долгосрочные тенденции мирового хозяйственного развития
  • Литература
  • Основные модели социально-экономического роста в современную эпоху
  • Методические рекомендации
  • Современный рынок и его основы
  • Литература
  • Принципы менеджмента.
  • Литература
  • Тема III. Японская школа менеджмента - эффективность и качество
  • Литература
  • Тема IV. Восточный (азиатский) стиль управления - слагаемые стратегии успеха
  • Литература
  • Методические рекомендации
  • Базовые принципы трех школ менеджмента западный/американский или классический менеджмент
  • Японский менеджмент
  • Восточный/азиатский/китайский менеджмент
  • Три основных типа современного менеджмента: критерии организации
  • Основная литература по курсу
  • Учебные задания к семинарским занятиям по курсу «Экономика»
  • Тема 1. Интернационализация и глобализация мировой хозяйственной жизни. Долгосрочные тенденции мирового хозяйственного развития
  • Методические рекомендации
  • Контрольные вопросы для подготовки к семинару:
  • Тема 2. Основные модели социально-экономического роста в современную. Эпоху
  • Примерный перечень вопросов к экзамену
  • Тематика творческих работ по курсу «Экономика»
  • Учебно-методическое пособие по курсу «Экономика»
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • Кардинальные сдвиги в условиях международной специализации.
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • I.I.2. Транснациональный предпринимательский капитал.
  • I.I.3. Интеграционные процессы в современном мире как непосредственная форма реализации движения к открытой экономике.
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • I.I.4. Структурные сдвиги во всемирном хозяйстве и международном экономическом обмене. Новые и традиционные отрасли.
  • Мировые рынки наукоемкой продукции и конкурентная борьба на них.
  • I.I.5. Эволюция и проблемы развития мировой валютно-финансовой системы. Возникновение, становление, основные этапы и закономерности развития.
  • Сфера международного кредита и основные тенденции развития рынка ссудных капиталов.
  • Международный кризис задолженности и его урегулирование - проблемы и перспективы.
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • Мировой финансово-экономический кризис: взгляд на проблемы, противоречия и перспективы урегулирования
  • I.II. Основные модели социально-экономического развития в современную эпоху.
  • I.II.1. Категория оптимальности общественного развития и формы ее реализации в современных общественных моделях.
  • I.II.2. Американская модель и ее особенности.
  • I.II.3. Социал-демократическая модель общественных отношений.
  • I.II.4. Японское "экономическое чудо" - слагаемые стратегии успеха.
  • I.II.5. Стратегии социально-экономического роста и прогресса новых индустриальных стран
  • Новые индустриальные страны (нис): стратегии роста и их реализация, проблемы, перспективы
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • II. Современный рынок и основы его функционирования
  • II.I. Принципы маркетинга
  • II.I.1. Основы формирования рынка
  • Предпосылки создания рыночной экономики в переходный период.
  • Отношения собственности, их эволюция и роль в развитии современного рынка. "Экономика участия"
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • II.I.2. Маркетинг как рыночная дисциплина Современная конкуренция и понятие конкурентоспособного товара.
  • Основные принципы маркетинга и этапы эволюции маркетинговой стратегии
  • Концепция жизненного цикла товара /продукта
  • Внутренняя и внешняя среда маркетинга
  • Целеполагание - основа стратегического планирования в маркетинге.
  • Исследование рынков как базис целеполагания.
  • Оценка экспортных возможностей предприятия.
  • II.I. Ценовая политика.
  • II.I.4. Информационное обеспечение экспортного маркетинга.
  • Прогнозирование рынков.
  • Защита интеллектуальной собственности предприятия.
  • II.I.5. Фосстис - формирование спроса и стимулирование сбыта.
  • II.II. Принципы современного менеджмента. Сопоставительный анализ трех школ менеджмента и оптимизация стратегии управления организацией и персоналом.
  • II.II. 1. Управление человеческими ресурсами - ядро системы современного менеджмента. Общие подходы и механизмы их реализации.
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • II.II.2. Западный стиль управления - особенности теории и практики
  • Базовые принципы трех школ менеджмента западный/американский или классический менеджмент
  • Японский менеджмент
  • Три основных типа современного менеджмента: критерии организации
  • Психология производственного поведения, условия мотивации и использование теорий личности в процессе управления
  • Формирование организационной структуры компании и комплектование штатов
  • Контекст организаций. Стратегии адаптации к неопределенной окружающей среде.
  • Руководство организацией и персоналом - основные концепции.
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • II.II.З. Японская школа менеджмента - эффективность и качество
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • Контрольные вопросы для самоподготовки:
  • Перечень принятых сокращений основных терминов
  • Сведения о преподавателе игнацкая марина анатольевна
  • I.II. Основные модели социально-экономического развития в современную эпоху.

    I.II.1. Категория оптимальности общественного развития и формы ее реализации в современных общественных моделях.

    Основные идеи и направления эволюции моделей развития современного мира дадут вам наиболее полное и адекватное представление оглавных закономерностях, тенденциях и перспективах развития обществ с социально-ориентированной рыночной экономикой (в том числе и особенно с учетом требований эпохи ИР).

    Практической целью, которую следует реализовать в ходе изучения моделей социально-экономического роста и прогресса, является поиск оптимального пути развития рыночной экономики в условиях информационной революции.

    Оптимальная модель стала продуктом длительной эволюции в XX веке. Она реализует себя в системе регулируемой рыночной социально-ориентированной экономики. Основными направлениями развития или составными частями формирования этой модели стали:

      структурные сдвиги в функционирующем капитале акционерных компаний, фирм, корпораций, сопровождавшиеся дальнейшим размежеванием капитала-собственности и капитала-функиии, а также изменениями в них самих;

      развитие системы экономического регулирования и вызревание в ее рамках оптимальной формы соединения рыночных регуляторов с плановой формой ведения предпринимательства;

      процессы социализации системы экономического управления и отношений собственности.

    Все эти три компоненты образуют единую, взаимосвязанную систему, хотя каждому направлению развития и присуща определенная автономность.

    Структурные сдвиги в функционирующем акционерном капитале, как основной форме предпринимательства, сопровождаются ростом удельного веса заемных средств и отражают изменения в соотношении производительного, торгового и банковского капиталов в сторону повышения роли последнего и укрепления его лидирующего положения. Усложнение системы экономической организации и управления сопровождалось их дальнейшей децентрализацией, размежеванием функций между высшими и низшими звеньями управленческой цепи и формированием новых жестких требований к управленческому персоналу на всех уровнях.

    Система экономического управления и регулирования в современном виде складывается из трех основных элементов:

      планового ведения хозяйства на локальном уровне (то есть на уровне предприятий, компаний и т.п.);

      регулирования в масштабах отрасли или экономического комплекса на уровне концернов, финансово-промышленных групп, различных объединений и ассоциаций;

      государственного экономического регулирования, призванного обеспечить в масштабах всей экономики максимально возможную пропорциональность, непрерывность и синхронность производства, то есть решить те задачи регулирования, которые структуры среднего уровня реализовать не могут.

    В рамках этих регулирующих структур функционирует рынок и рыночные механизмы, которые связывают локальные структуры между собой через систему товарно-денежных отношений. Регулирование всего комплекса рыночных связей способствует минимальному проявлению их негативных сторон, сохраняя и стимулируя в то же самое время их преимущества - режим конкуренции, противодействие монополизации, утилизацию достижений НТП в производстве и т.п.

    Сдвиги в системе менеджмента и экономического регулирования непосредственно связаны с новой ролью человеческого фактора в условиях НТР и особенно ИР. Значение модели экономической демократии или, как ее еще называют, экономики участия состоит в снятии основного противоречия, порожденного прежним отчуждением работника от систем управления и отношений распределения, в его включении в данные системы и в формировании на этой базе современной высшей ступени трудовой мотивации как безальтернативного фактора общей социально-экономической эффективности. Экономическая демократия проложила путь к формированию основ экономического самоуправления. Эти сдвиги в организационных структурах сопровождаются прогрессивными изменениями в отношениях распределения, происходящими при активной государственной политике в области доходов.

    Охарактеризованные тенденции проявляются на национальных уровнях в многовариантной форме, воплощая национальную специфику и общую неравномерность развития. Этим можно объяснить различия в степени участия государства в процессе воспроизводства, в условиях и методах его регулирования, в конкретных формах и степени реализации модели экономической демократии, в структурных параметрах и особенностях функционирующего капитала, в области социальной политики и во многом другом.

    На практике такой поиск оптимальности, с разными вариантами которого вы познакомитесь, естественно, до сих пор далек от совершенства, однако, вместе с тем, он дает четкие представления о том, какие именно объективные закономерности лежат в основе социально - экономического прогресса вне зависимости от конкретно-национальной специфики. Особое внимание в этой связи рекомендуется уделить современным стратегиям НИС, которые демонстрируют быструю и эффективную интеграцию в структуру современного всемирного хозяйства и МРТ.

    Анализируя категорию оптимальности, примените критерии, предложенные американским философом Э.Фроммом, который писал о том, что со временем на смену всяческим "капитализмам" и "социализмам" придет единое общество, которое вберет в себя все достоинства этих систем и избавится от их недостатков. Э.Фромм назвал его обществом РГЭ - обществом разума, гуманизма и экологии. По существу те же высшие, критерии были заданы и нашим великим соотечественником В.И. Вернадским, который говорил о наступлении эпохи ноосферы - единой культурно-природной общепланетарной системы, которая и будет представлять собой среду обитания человечества.

    Конкретизация указанных высших критериев оптимальности лежит в плоскости реальных итогов социального развития и прогресса того или иного общества, о котором судят по достигнутому уровню его социализации, то есть по степени и по качеству удовлетворения непосредственных потребностей человека, а также по укреплению гуманных начал во всех сферах жизни.

    Таким образом, категорию оптимальности предлагается трактовать на основе общей социально-экономической эффективности роста, в обеспечении которого наиболее существенной становится социальная отдача и экологическая составляющая. Оптимальными могут считаться такие модели общественного устройства, которые прошли проверку временем и исторической практикой, доказав свою социальную, экологическую и экономическую эффективность. Как правило, именно о них в повседневной жизни люди вспоминают чаще всего, когда речь идет о достигнутом высоком качестве жизни и прогрессивных путях развития общества в целом (например, знаменитый американский стандарт и воплощение "американской мечты").

    Вместе с тем, существенно отметить, что знание опыта подобных моделей еще не гарантирует автоматически их эффективности в условиях иных обществ. Опасность здесь кроется в чисто механическом перенесении на чужую почву в конкретно-исторические реалии других стран и народов того, что составляет национальную специфику. Однако, даже в этом случае остаются общие закономерности, черты, характеристики и параметры развития, без которых путь к цивилизованному обществу и социально-ориентированному рынку реализован быть просто не может. Именно на них и рекомендуется сосредоточить свое внимание, в первую очередь.

    Для практической реализации категории оптимальности развития требуется постоянное, взятое в динамике соотнесение совокупных затрат общества в целом (а не только его финансовых вложений) с достигаемыми результатами - социальными, экологическими и экономическими, а также - со сроками такой реализации. Задача оптимизации социально-экономического роста подразумевает сведение к минимуму совокупных общественных затрат при максимизации результатов, среди которых вперед выходит социальная и экологическая отдача, причем за исторически кратчайшие сроки.

    В современном мире существуют многообразные пути реализации поставленной цели, что можно проследить через выделение наиболее существенных характеристик предлагаемых к изучению моделей. В общем виде здесь выделяются два основных направления как исторически сложившиеся тенденции развития:

      первое выдвигает на передний план права и свободы индивидуального человека;

      второе - человека коллективного, то есть взятого в контексте семьи, общины, клана, нации, государства, страны как основополагающих категорий; здесь речь идет об основном подходе социал-демократической традиции, которая придерживается той исходной предпосылки, что не только сами граждане, но и общество в целом должно позаботиться о нуждах своих членов.

    Американская модель:

      ставка на Личность и ее деловые качества;

      всемерное поощрение предпринимательства посредством государственной экономической и социальной политики; правовое государство;

      государственные социальные программы - расходы государства на социальные нужды общества составляют более 18% ВВП;

      максимальное развитие демократии, в основе которой лежат права личности, и ее институтов (что одновременно является и проблемой данной модели).

    "Шведский социализм":

      основной упор на реализацию принципов социальной справедливости, которая трактуется как равномерность в распределении доходов и полная занятость;

      мощные социальные программы - государственные расходы на социальные нужды составляли 34% ВВП;

      демократизация общества посредством роста роли профсоюзов;

      основные проблемы связаны со снижением темпов роста и общей эффективности в условиях чрезмерной централизации государственной власти и ее социальной функции (функциональная перегрузка государства).

    Японская стратегия роста:

      основной упор на достижение максимальных темпов экономического роста, что обеспечило выход в лидирующую группу стран мирового экономического сообщества;

      роль государства в социальном обеспечении общества минимальна - на социальные расходы идет 9-11% ВВП;

      главные социальные функции - у компаний (система пожизненного найма; все социальные блага с гарантией, в том числе прямые выплаты из корпоративных прибылей до пяти бонусов в год, при том, что бонус равен среднемесячной зарплате);

      проблемы связаны с максимальной социальной ценой данного типа социально-экономических отношений (развитые страны Запада ее платить не хотят в ущерб демократии).

    Стратегии новых индустриальных стран:

      японская модель в миниатюре, основанная на максимизации темпов экономического роста посредством реализации стратегии поиска собственной экономической ниши на мировом рынке;

      прорыв в мировую экономическую элиту обеспечивается за счет максимальной открытости рыночного хозяйства при жестко-авторитарном типе государственной власти (исходная посылка: до демократизации сначала надо дорасти экономически);

      новый элемент, которого до сих пор нет в полном объеме ни в одной стране с развитой экономикой: беспрецедентная система поощрения деловой активности с помощью налогообложения, в котором основной упор делается на снижение налогов на прибыль, хотя во всем мире практикуется прогрессивное налогообложение; низкие налоги рассматриваются как мощный стимул к труду, новаторству, деловой активности и к максимизации числа предпринимателей;

      проблемы связаны с социальными издержками роста и низким уровнем политической демократизации общества.

  • 4.Показатели, характеризующие состояние и развитие национальной и мировой экономики, участие страны в мировой экономике
  • 5.Система потенциала мировой экономики. Использование потенциала мировой экономики
  • 6.Развитые страны рыночной экономики: основные признаки и особенности.
  • 7.Модели экономического развития развитых стран рыночной экономики.
  • 8.Общие черты и особенности экономик развивающихся стран
  • 9.Формирование группы новых индустриальных стран
  • 10.Особенности развития 1)ближневосточных стран-экспортеров нефти и 2)среднеразвитых стран развивающегося мира
  • 11.Развитие наименее развитых стран Тропической Африки
  • 12.Образование группы стран с переходной экономикой. Варианты перехода к рыночной экономике
  • 13.Особенности экономического развития стран Центральной и Восточной Европы
  • 14.Специфика экономического развития стран снг
  • 15.Россия в современной 1)мировой экономике и 2)международном разделении труда
  • 16.Международные экономические отношения: признаки, формы
  • 17.Современные тенденции в развитии междунар. Экономических отношений
  • 18.Сущность и эволюция мирового рынка. Этапы развития мирового рынка
  • 19.Функции и структура мирового рынка
  • 20.Мировые цены и их функции. Множественность мировых цен. Методы образования мировых цен
  • 21. Особенности современного мирового рынка и тенденции его развития
  • 22.Международная торговля. Показатели, характеризующие состояние и развитие международной торговли
  • 23.Динамикаи структура международной торговли товарами
  • 24.Внешнеторговая политика государства
  • 25.Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговлей
  • 26.Динамика и структура международной торговли услугами
  • 27.Роль гатт и вто в регулировании международной торговли
  • 28.Понятие и причины международной миграции капитала
  • Причины международной миграции капитала
  • 29.Формы международного движения капиталов
  • 30.Современные тенденции развития международной миграции капитала
  • 31.Государственное и международное регулирование миграции капиталов
  • 32.Свободные экономические зоны (сэз) в мировой экономике
  • 33.Внешний долг страны: сущность и причины возникновения. Основные показатели и масштабы международной задолженности
  • 34.Механизм урегулирования внешней задолженности
  • 35.Международная миграция рабочей силы: понятие, причины, виды, последствия
  • 36.Направления и центры международной миграции рабочей силы
  • 37.Регулирование международной миграции рабочей силы. Миграционная политика
  • 38.Мировая валютная система и ее развитие в современных условиях
  • 39.Платежный баланс и его регулирование
  • 41.Интеграционные процессы в западной европе и на американском континенте
  • 7.Модели экономического развития развитых стран рыночной экономики.

    Известны различные модели экономического развития (модель Германии, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии, России, Японии и других стран) . Но при всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.

    Общими для всех стран с растущей и развивающейся экономикой являются рост стоимости и качества человеческого капитала за счет высоких в него инвестиций и эффективного самовоспроизводства, пониженный уровень коррупции, эффективное управление, эффективность инновационной системы, высокая конкурентоспособность экономики, стабильный рост ВВП и ВНД в долгосрочном периоде, повышение качества жизни населения.

    С другой стороны для всех успешных стран мира характерно циклическое развитие экономики со спадами, кризисами и долгосрочным ростом.

    В развитых странах создан значительный сектор экономики знаний и индустрия знаний

    Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором роста и развития индустрии знаний. Его удельный вес составляет до 80% их национального богатства.

    Ведущие страны мира с инновационной экономикой создали благоприятные для быстрого воплощения идей ученых и инноваторов в конкурентоспособную продукцию и высокие технологии.

    Высокие инвестиции в человеческий капитал обеспечивают им лидерство в науке, образовании, медицине, высоких технологиях и в индустрии знаний.

    Развитые страны значительно опережают другие страны по стоимости и качеству накопленного национального человеческого капитала, по уровню и качеству жизни, в основных рейтингах по ВВП и ВНД на душу населения (за исключением небольших нефтедобывающих стран), по конкурентоспособности экономик, индексу экономической свободы и других

    8.Общие черты и особенности экономик развивающихся стран

      наличие многоукладной экономики с различными формами собственности

      относительно низкий уровень производительных сил

      высокий уровень зависимости от мирового хозяйства

      преимущественно аграрно-сырьевая направленность в экономическом развитии и монокультурность экспорта

      низкий уровень производимого ВВП. значит, часть населения находится за чертой бедности, имеет признаки нищеты

      эти страны(многие) прошлом колониальные или полуколониальные

      низкий уровень производительности труда

      высокие темпы роста населения

      подчинённое положение стран 3го мира в системе междунар. Экон. отношений

    9.Формирование группы новых индустриальных стран

    Новые индустриальные страны (НИС ) - группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

    Исходные новые индустриальные страны:

      НИС «первой волны» : Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их ещё называют «4 азиатских тигра» или «4 азиатских дракона»); из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину,Бразилию и Мексику

    Новейшие индустриальные страны:

      НИС «второй волны» : Малайзия, Таиланд, Чили

      НИС «третьей волны» : Индонезия, также Турция

      НИС «четвертой волны» : Филиппины, также Иран

    Перспективные индустриальные страны из Группы одиннадцати :

      Нигерия, Египет, Пакистан, Бангладеш, Вьетнам

    Существует две основные модели НИС :

      Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.

      Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.

    Общие черты новых и новейших индустриальных стран:

      демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

      ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

      экспортоориентированная экономика (Азиатская модель) ;

      активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

      образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

      большое внимание уделяется образованию;

      использование высоких технологий;

      привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

      главная визитная карточка - производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.


    План

      Социально-экономические модели развитых стран ……….………...…2

    1.1 Особенности социально-экономической модели развитых стран…..…2

    1.2 Социально-экономическая модель развития США……………………..4

    1.3 Особенности социально-экономической модели развития Японии…...9

    1.4 Особенности социально-экономического развития стран ЕС………...13

    2 Международное движение капитала…………………………....………14

    2.1 Теории международной миграции капитала……………………………14

    2.2 Мировые инвестиции………………………………………………...…..16

    2.3 Вывоз капитала и его формы…………………………………………….17

    2.4 Роль ТНК в мировом инвестиционном процессе………………………18

    2.5 Интернационализация рынка капиталов и проблемы его регулирования ……………………………………………………………….…. 20

    Литература……………………………………………………………….……27

    1 Социально-экономические модели развитых стран.

    1.1 Особенности социально-экономической модели развитых стран.

    1. Хозяйственный механизм развитых стран включает три уровня: спонтанно-рыночный, корпоративный, государственный. Им соответствуют развитая система рыночных отношений, наличие мощных корпораций и диверсифицированные методы государственного регулирования. Их сочетание обусловливает гибкость, быструю приспособляемость к меняющимся условиям воспроизводства и в целом высокую эффективность хозяйственной деятельности. Нынешний этап характеризуется либерализацией рыночного уровня - стимулированием частной инициативы и усилением роли конкуренции.

    2. Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам, функционирующим как ТНК. Исключение составляет группа некоторых малых стран (Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Португалия, Финляндия), в которых нет ТНК мирового класса, ведущую роль играют средние по международным меркам фирмы. Характерно также широкое распространение мелкого и среднего бизнеса, как фактора стабильности экономики, и связанное с ним постоянное воспроизводство среднего класса как важного фактора социальной стабильности.

    3. Важнейшими целями государственного регулирования являются: формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества. Важнейшие средства госрегулирования: административно-правовой инструментарий (развитые системы хозяйственного права); государственные финансы (средства госбюджета и централизованных фондов социального страхования); денежно-кредитный инструментарий (учетная ставка ЦБ, изменение нормы минимальных резервов, операции на «открытом рынке»); государственная собственность. Последняя играла существенную роль в послевоенные годы в Западной Европе и Японии, тогда как в США, Канаде, Австралии, Швейцарии ее роль всегда была небольшой. Общей тенденцией с начала 60-х гг. является снижение роли госсобственности с 9% до 7% в ВВП, которая концентрируется в основном в сфере инфраструктуры. Временным исключением является «социалистический эксперимент» 1982-1986гг. во Франции. Основные направления госрегулирования: регулирование инвестиций, сбыта продукции услуг, рынка труда и НИОКР. Различия между странами по степени госрегулирования определяются интенсивностью перераспределительных функций государства через его финансы: наиболее интенсивно - в Западной Европе, в значительно меньшей степени - в США и Японии. Это находит отражение в экономической и социальной политике государств - в структуре доходов и расходов госбюджета, в уровне налогообложения. В целом налоги составляют около 1/3 ВВП США, Японии, Канады и Австралии, в западноевропейских странах 40-50%, а в Швеции Дании - выше 50%.

    4. Уровень социальной ориентации государства в странах Западной Европы выше, чем в США и Японии. Чрезмерность социальных гарантий ведет к увеличению налогового бремени, что снижает стимулы к эффективному труду. Кроме того, рост расходов на развитие экономики, социальной и военной сфер приводит к дефициту государственных бюджетов и инфляции. Общей тенденцией для моделей развитых стран является дерегулирование экономики, включающее: распродажу части государственной собственности, ограничение и сокращение бюджетных расходов, снижение налогов.

    5. Для модели экономически развитых стран характерна цикличность общественного воспроизводства, причем, короткие 4-7-летние циклы сочетаются с длинными, около50 лет.

    6. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. 7. Лидерство развитых стран в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

    1.2 Социально-экономическая модель развития США. США - одна из крупнейших стран мира: площадь ее 9,7 млн. кв. км., население - 270 млн. человек. По количеству производимых товаров и услуг США превосходит любое другое государство в мире. В конце 90-х гг. ВВП США оценивался почти в 8 трлн. долл., что составляло 21% совокупного ВВП мира и значительно превосходило ближайшие соответствующие показатели других стран: Китай - 12%, Япония - 7%, ФРГ - 5%. ВВП на душу населения США составляет 30 тыс. долл.

    Страна богата природными ресурсами: нефтью, природным газом, каменным углем, цветными и драгоценными металлами. Климатические условия и плодородные почвы благоприятствуют ведению высокопроизводительного сельского хозяйства.

    Для американской нации традиционны дух предприимчивости, социальная активность и готовность к труду и лишениям во имя достижения цели. Принцип индивидуальной ответственности за собственное благосостояние в сочетании с традиционной верой в то, что личные усилия и удача могут обогатить каждого - важнейший элемент общественной психологии.

    Важным фактором социально-экономического процветания и устойчивости США является отсутствие социально-политических потрясений со времен великой депрессии 1929-1933 гг., которую удалось преодолеть без утраты демократической формы правления и усиления милитаризма. К этому можно добавить и такую черту американской модели как приспособляемость к меняющимся условиям развития, т. е. способность своевременно осознавать сложные экономические и социально-политические проблемы и разрешать их на основе демократических принципов.

    В экономике США основополагающей является идеология частного предпринимательства и ограничение государственного вмешательства. Основные принципы экономической политики - поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции. Главная роль в экономике принадлежит нескольким сотням больших и сверхбольших корпораций и банков, между которыми традиционны отношения союза и сотрудничества. Их деятельность немыслима без среды, которую формируют миллионы мелких и средних фирм, активно поддерживаемых государством (льготным кредитованием, например). Более высокая, чем в других развитых странах конкурентная среда обеспечивается действенной антимонопольной политикой, нормативную базу которой заложил антитрестовский закон Шермана, принятый еще в 1890г. С тех пор был принят еще ряд законодательных актов по ограничению монополий. В 1914г. была образована Федеральная торговая комиссия - исполнительный орган, контролирующий и обеспечивающий свободу предпринимательства и конкуренции и получение предприятиями правовой информации об изменениях антитрестовского законодательства.

    К концу XX века в структуре хозяйства США наблюдается явное доминирование сферы услуг. В этой сфере производится 76% ВВП, свыше 20% приходится на промышленность и строительство и около 3% - на продукцию сельского хозяйства.

    Главным фактором экономического роста США является научно-технический прогресс. США - лидер в ведущих и новейших областях науки и техники - телекоммуникаций, компьютеризации, аэрокосмической техники, ядерной и нетрадиционной энергетики, биотехнологии, военной техники. Обладая самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, США занимают первое место в мире по суммарным объемам НИОКР, активно поддерживаемых компаниями и государством. За последние четыре десятилетия удельный вес расходов федерального бюджета на науку, космос и технологии вырос в 11 раз: с 0,1% в 1950 г. до 1,1% в середине 1990-х гг. Росту научно-технического потенциала способствует предоставление налоговых льгот и увеличение ассигнований из бюджета на образование и подготовку научных кадров, а также проведение администрацией США целенаправленной иммиграционной политики по привлечению научных, инженерных и управленческих кадров со всего мира. Большое значение имеет инновационный бизнес, объединяющий науку и предпринимательство. Его центры - территориально-производственные комплексы: технопарки, технополисы и т.п.- формируются при активной поддержке федерального правительства и местных властей.

    Важным фактором экономического роста является увеличение численности и улучшение качества трудовых ресурсов. Показатели последнего: массовость образования, качество обучения, связь образования с фундаментальными и прикладными исследованиями. 90-е гг. отмечены в США ростом занятости, уровень безработицы оказался самым низким за последнюю четверть века - ниже 5% в 1997 г. (7,5% в 1992 г.). До 30-х гг. в США практически не было государственной социальной политики: отсутствовала система социального страхования, пособий по безработице, бедности и т. д., бесплатное здравоохранение, бесплатное образование было ограниченным. Она зародилась в годы Великой депрессии и стала важнейшим элементом общественной жизни. 90-е годы отмечены функционированием огромного количества дорогостоящих социальных программ, таких как "Медикер" (оплата медуслуг для неработоспособных) и "Медикейд" (то же для бедных) и др. Так, социальные расходы на душу населения только на здравоохранение составляли в 1992 г. 1364 долл. (418 долл. В 1970 г.). Растет и количество получателей разного рода льгот и пособий, среди которых возмещение расходов на медицинскую помощь, образование, оплату жилья, пособия на детей, по бедности и т. д. Социальные

    программы - важнейший фактор стабильности общества, но их чрезмерность

    стимулирует социальное иждивенчество, увеличение налогового бремени для среднего класса, разрастание слоя социальных чиновников. В последнее время задачей государственной социальной политики является повышение эффективности системы социального обеспечения. Это предполагает приведение ее в соответствие с политикой стимулирования занятости и бюджетной политикой, изменение структуры ассигнований в сторону приоритета финансирование образования и системы профессиональной подготовки и переобучения, повышения уровня занятости.

    В структуре промышленного производства США ведущую роль играют:

    Машиностроение, особенно электронное (преимущественно изделия промышленного и военного назначения), электротехническое, транспортное (автомобилестроение, авиаракетно-космическая техника);

    Химическая промышленность, связанная с переработкой нефти природного газа;

    Самая крупная добывающая промышленность среди развитых стран: каменный уголь, природный газ, газовый концентрат, нефть.

    Высокий уровень развития аграрного сектора сочетается с устойчивым ростом сельскохозяйственного производства и самой высокой в мире производительностью труда. В сельском хозяйстве используются сложные и высокопродуктивные машины, достигнут высокий уровень развития инфраструктуры, а также защита и поддержка государством сельскохозяйственного производства.

    США занимают первое место в мире по объему внешней торговли товарами и услугами. Экспорт всегда превышает импорт, что приводит к систематическому дефициту платежного баланса по текущим операциям. В структуре экспорта 50% составляет готовая промышленная продукция, затем - продукты сельского хозяйства, а также услуги, в первую очередь связанные с информационными технологиями. Увеличивается значение импорта в экономике США, так, в 90-е гг. его доля во внутреннем потреблении бытовой электроники, обуви и ряда других потребительских товаров превысила 80%, металлообрабатывающих станков и нефти - 50%, черных металлов и текстиля -20%. Основными торговыми партнерами США выступают страны - члены НАФТА, государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Западной Европы и Латинской Америки.Социально -экономические аспекты развития предприятий и воздействие на них изменений налогообложения малого бизнесаДипломная работа >> Финансовые науки

    ... социально -экономическое развитие страны и особенно механизмы социальной защиты, социального обеспечения... социальных , экзистенциальных. На формирование моделей экономического поведения предпринимателей оказывают влияние различные социально -экономические ...

  • Социально -экономическая сущность научно-технического прогресса и инноваций в современной мировой

    Реферат >> Экономическая теория

    Рассматривая вопросы планирования развития социально -экономической составляющей развитых стран , можно сделать... Социально -экономическая модель инновационного мультипликатора Он включает в себя комбинацию следующих коэффициентов: темпы промышленного развития ...

  • Социально -экономическая модель Республики Беларусь

    Задача >> Экономика

    Начали упоминать как о модели – белорусской модели социально -экономического развития . Тема, которую я... страны . Таким образом, объектом исследования является модели рыночной экономики, а предметом - особенности формирования социально -экономической модели ...

  • РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

    Более 30 государств Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна.

    Критерии включения страны в группу развитых:

    1. Высокий уровень социально экономического развития

    2. Рыночная система хозяйствования

    3. Открытость экономики

    4. Преобладание отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП

    5. Переход в промышленности от добывающих и металлоемких отраслей к новым высокотехнологичным наукоемких отраслям

    6. Высокий уровень механизации и продуктивности сельско-хозяйственного производства

    7. Высокое качество и уровень жизни населения.

    Промышленно развитые страны характеризуются интенсивным развитием экономики, высоким уровнем развития производительных сил, капиталистическим способом производства (единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений), ростом производства, не владеющие средствами производства рабочие продают свою рабочую силу. До XIX в. существовала свободная конкуренция, потом был осуществлен переход к олигополии. Наблюдается централизация и укрупнение производства, развитая тенденции к монополизации, увеличение доли финансового капитала.

    Промышленно развитые страны выделяются среди всех подсистем по уровню экономического развития ВВП на душу населения, который почти в 5 раз превышает среднемировой уровень, наличием гражданского общества, характерными общественными отношениями, связанными с социальной структурой общества.

    В конце XX в. доля 23 промышленно развитых стран с населением 14,1 % от населения мира составила 53,4 % в мировом валовом продукте и 67,6 % – в мировом экспорте товаров и услуг. Удельный вес Европейского союза (ЕС) в составе 15 государств несколько ниже доли США – 20,3 % мирового ВВП, в мировом экспорте товаров и услуг доля ЕС превосходила долю США в 2,8 раза и равнялась 39,3 % в том же году. В группе развитых стран можно выделить «Большую семерку» (США, Японии, Германии,Франции, Италии, Великобритании и Канады) стран, занимающих ведущие позиции в мировой экономике, совместные решения которых в значительной мере влияют на ее развитие.

    Доля «Большой семерки» ведущих стран мира в составе США, Японии, Германии,Франции, Италии, Великобритании и Канады в мировом валовом продукте и мировом экспорте товаров и услуг соответственно составила в 1999 г. 45,8 и 48,9 %. Сопоставление долей стран в мировом валовом продукте и мировом экспорте позволяет определить уровень их участия в международном разделении труда и роль внешнего рынка в национальной экономике. Если страна имеет долю в мировом ВВП выше, чем в мировом экспорте, то это указывает на преобладание внутреннего рынка в ее экономическом развитии, как, например, в США и Японии. Что касается других стран «Большой семерки», то они более втянуты в международное разделение труда и более зависимы от внешнего рынка.

    Хозяйственные механизмы

    Хозяйственный механизм включает в себя систему экономических взаимодействий и надстроечных форм, наиболее тесно связанных с воспроизводственным процессом. В системе экономических взаимодействий во всех развитых странах выделяются три основных блока отношений и соответствующих им форм регулирования. Первый блок – это стихийный рыночный механизм, который формировался в течение многих предшествующих веков и в наиболее полной степени реализовал свой потенциал к середине XIX в., в условиях свободно- конкурентного рыночно-капиталистического хозяйства. Свойственные этой хозяйственной системе механизмы экономического регулирования основаны на свободном изменении рыночных цен в условиях колебания спроса и предложения и на конкуренции производителей, стремящихся увеличить свои доходы, главным образом, за счёт снижения издержек. Данным механизмам регулирования и в настоящее время подчинена подавляющая часть хозяйствующих субъектов в развитых странах, особенно предприятия малого бизнеса, доля которых в общем числе предприятий остаётся преобладающей.

    Второй блок – это экономические отношения, возникающие в условиях монополизации хозяйства. Монопольные фирмы, а чаще – различные их объединения или участники олигополистических структур, начиная с рубежа XIX-ХХ вв., ставят под свой контроль рыночные взаимодействия; основным методом регулирования хозяйственных процессов становится экономическая политика крупнейших фирм, устанавливающих цены, формирующих спрос и определяющих динамику предложения. В то же время, формируется разветвлённая система взаимодействия малого и крупного бизнеса, возникают различные формы их кооперации и координации хозяйственной деятельности. Часто крупнейшие фирмы взаимодействуют с десятками тысяч малых и средних контрагентов, предоставляя им заказы на производство деталей и различного рода полуфабрикатов и включая их, тем самым, в орбиту своего экономического влияния, даже если юридически эти контрагенты остаются полностью самостоятельными.

    Третий блок системы экономических взаимодействий и регулирования в развитых странах– это государственное воздействие на хозяйственные процессы, которое получило развитие ещё в первой половине ХХ в., но особенно усилилось после II мировой войны. Основным инструментом хозяйственного регулирования при этом становится государственная экономическая политика, осуществляемая в координации с политикой крупных фирм и приобретающая форму государственно-монополистического хозяйственного механизма. Одним из основных обобщающих показателей расширения экономических функций государства является динамика доли государственных расходов в общей величине валового продукта, которая по совокупности развитых стран составляла в 1870 г.- 9%, в 1920 г.- 17%, в 1940 г. – 20%, в 1980 г. – 45%, в 2000 г.- примерно 50%, а в настоящее время превышает половину валового продукта.

    Роль государства в хозяйственном механизме отражается также в показателях доли государственного сектора в производстве валового продукта (у большинства развитых стран – в интервале 7-10%). Как правило, в рамках этого сектора функционируют предприятия отраслей инфраструктуры – энергетики, транспорта, связи, коммунального хозяйства, а также предприятия новейших отраслей на стадии становления, пока они нерентабельны и не привлекательны для частного бизнеса. Взаимодействие хозяйственных механизмов развитых стран обеспечивается посредством общих принципов организации налоговых систем; в большинстве стран этой группы доля налогов в валовом продукте составляет от 35 до 50%. В США, Японии, Канаде и Австралии этот показатель тяготеет к нижней границе данного интервала; у западноевропейских стран – к верхней. В странах Западной Европы проводится политика «социального государства» и «социально-ориентированного рынка» - здесь в расходах центральных (федеральных) бюджетов на социальные нужды приходится 60-80%. В США бо льший упор делается на индивидуализм, частную инициативу и предприимчивость – здесь удельный вес социальных расходов – порядка 55% расходной части федерального бюджета. Ещё ниже эта цифра в Японии – примерно 45%; решение значительной части социальных вопросов в этой стране по традиции возлагается на фирмы (в соответствии с практикой «пожизненного найма» и установкой «фирма – одна семья»). Отмеченные особенности отражают важные элементы специфики так называемых «моделей», различных вариантов организации и функционирования хозяйственного механизма в рамках «триады» ведущих развитых стран.

    Важное место в системе современного хозяйственного механизма занимает также бюджетная и денежно-кредитная политика государства, ставшая ключевым элементом антикризисного регулирования экономики. В первые послевоенные десятилетия наблюдалась асинхронность кризисов в ряде ведущих стран, объяснявшаяся различиями в их экономическом развитии после II мировой войны. К 60-м гг. произошло выравнивание объёмов и темпов воспроизводства и наметилась тенденция к синхронизации

    Цикличности; к настоящему времени в большинстве развитых стран утвердился тип воспроизводства с умеренными и достаточно близкими темпами роста. В то же время, стало проявляться влияние различного рода структурных кризисов – в 70-е гг. в наибольшей степени сказывалось воздействие энергетического и сырьевого кризиса; в 80-е – экологического; в 90-е – глобальных финансовых проблем, также требующих совершенствования механизмов государственного регулирования экономики.

    Социально-экономические модели

    К основным социально-экономическим моделям современности относят англосаксонскую либеральную (протестантский капитализм), обобщенную западноевропейскую социал-демократическую (континентальную) модель (католико-протестантский капитализм), дальневосточную патриархально-корпоративную (конфуцианский капитализм), мусульманскую авторитарную. 1

    Безусловно, в рамках каждой из перечисленных моделей можно выделить существенные отличия между отдельными странами и группами стран. Так, континентальная модель включает шведское «государство всеобщего благосостояния», немецкое социальное рыночное хозяйство, французский дирижизм, итальянский кооперативизм. Существенные отличия имеются между социально - экономическими моделями стран Юго-Восточной Азии. Мусульманская авторитарная модель в наиболее выраженном виде принята лишь в нескольких странах Среднего Востока.

    Таким образом, каждая страна имеет свой тип влияния экономики на социальную сферу. Рассмотрим наиболее известные национальные модели на примере конкретных государств.

    Первая модель, используемая в США, построена на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства товаров и услуг. Государственная собственность в США практически полностью отсутствует, что заметно отличает американскую экономику от экономики других развитых стран.

    Главные достоинства американской модели:

    Большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;

    Высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала.

    Принципиально важным является повышение степени приоритетности в бюджете данного государства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение. Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации - массовую ориентацию на достижение личного успеха.

    Вторая модель рыночной экономики - японская. Ей свойственны:

    Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей;

    Дух коллективизма и патернализма на производстве;

    Внушительный упор на человеческий фактор.

    Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста так называемых азиатских молодых тигров - Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи.

    Третья модель - латиноамериканская. Ее характеризуют:

    Сильное и не всегда грамотное вмешательство государство в экономику;

    Коррупция, даже криминализация общества, включая хозяйственные связи;

    Ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих две предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.

    Четвертая модель капиталистической экономики - африканская - базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В странах Африки, использующих эту модель, наблюдается, прежде всего, малограмотность и даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцы вряд ли вообще могут создать современную экономику.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное