Домой Банки Мультипликатор налогов.

Мультипликатор налогов.

Налоговый мультипликатор (MRT) - это коэффициент, показывающий, насколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение. жарочная поверхность EZ-Т47 P-L , к тому же в киеве

Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS):

В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется.

Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:

(1.5)

Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.

Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора.

Государственные расходы - это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. Закупки государства в свою очередь подразделяются на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Расходы идут на военные, экономические, социальные цели, на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность, на содержание аппарата управления.

Направленность воздействия государственных расходов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию налогов. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. При изменении государственных расходов получается мультипликативный эффект-цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения на единицу:

, (1.7)

где Myg - мультипликатор государственных расходов;

Изменение государственных расходов.

Если прирост государственных расходов равен 10 ед., а прирост ВНП составил 20 ед., то это значит, что мультипликатор государственных расходов равен 2 ед. Т.е. каждый рубль государственных расходов обеспечивает приращение ВНП в 2 ед.

(1.8)

Также мультипликатор государственных расходов можно найти, зная предельную склонность к сбережениям.

где MPS - предельная склонность к сбережениям.

Зная величину мультипликатора можно прогнозировать увеличение (уменьшение) ВНП в результате увеличения (уменьшения) правительственных закупок. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Целями фискальной политики являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста ; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую . Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводятсдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую . Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие какпроцент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия . Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.

Налоговый мультипликатор (m t) - это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

Налогообложение и его принципы. Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства; во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.

Основным элементом налогообложения являются налоги. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему . В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом); равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования); однократность (недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза); стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными); простота и доступность для восприятия; гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики).

К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают; налоги должны зависеть от размера получаемого дохода: у кого он больше, тот и уплачивает большую сумму налога.

В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трехзвенной. В странах с федеральным устройством (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (на уровне штатов, земель) и местном; в государствах с унитарным устройством (Франция, Республика Беларусь) - на двух уровнях: общегосударственном и местном.

Налоги в экономике выполняют фискальную и регулирующую функции. Первая обеспечивает поступление средств в государственную казну, вторая заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платежеспособный спрос населения и т.д.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право, т.е. совокупность юридических норм, правил, законов, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их исчисления, взимания, отмены и т.д. В налоговом праве предусматриваются и меры наказания за нарушения налогового законодательства. В основном это денежные штрафы, пеня, которые взыскиваются с плательщика за сокрытие или занижение доходов, подлежащих налогообложению, несвоевременную уплату налогов и другие нарушения.


Как уже было отмечено, основная цель налогообложения - это регулирование совокупного спроса. Чтобы оценить степень воздействия налогов на совокупный спрос, используется налоговый мультипликатор. Налоговый мультипликатор выражает степень изменения совокупного спроса в зависимости от величины налога. Отразим принцип действия налогового мультипликатора на рис. 18.1. Горизонтальная ось показывает объем национального дохода (N1). а вертикальная - величину совокупных расходов (АЕ). Биссектриса указывает на равенство совокупных расходов и национального дохода, а две остальные наклонные сплошные линии - на уровни расходов в экономике. Увеличение налога вызывает, в первую очередь, сокращение потребления и инвестиций, а вместе с ними и совокупных расходов. Как мы видим на рис. 18.1, небольшое уменьшение совокупных доходов, вызванное усилением налогообложения (oi (C+l)i+G+Kx до (C+1)2+G+Nx), вызывает большее сокращение как совокупных расходов (с ЛЕ, до АЕ?). гак и национального дохода (с Nli до Nl2). Формула расчета налогового мультипликатора имеет следующий вид: Например, если в экономике сложились условия, при которых МРС = 80%, a MPS = 20%, то коэффициент мультипликации равен минус четырем: - 0,8 / 0,2 = - 4. Это означает, что любой введенный налог вызовет четырехкратное сокращение совокупного спроса. Однако если налог будет уменьшен или отменен, то совокупный спрос увеличится в четыре раза по отношению к однократному сокращению налогу.

При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в государственную казну, которая выражается кривой Лаффера.

Согласно кривой Лаффера при ставке r = 0 налоговые поступления равны нулю. По мере возрастания ставки налога они увеличиваются. При ставке r 0 государство получает максимальную сумму налоговых поступлений R 0 . Дальнейшее возрастание налоговой ставки будет сопровождаться уменьшением налоговых поступлений. Это объясняется тем, что чрезмерно высокие налоговые ставки сдерживают развитие производства, что сужает базу налогообложения (уменьшается величина национального дохода, облагаемая налогом). При ставке налога, равной 100 %, производство становится бессмысленным.

Проблема заключается в том, что правильно определить величину r 0 чрезвычайно трудно. Лаффер считал, что ставка подоходного налога не должна быть выше 50 %.

Сила эффекта мультипликатор а. Если значения этих показателей относительно постоянны, то определить мультипликатор не составит труда.

Поскольку Y = С + I, то прирост дохода(Y) будет равен, соответственно, сумме прироста потребления(C) и прироста инвестиций(I).

Предельную склонность к потреблению следует рассчитывать для того, чтобы определить уровень производства продукции. Если общие расходы равны или почти равны сумме денежных средств, которая необходима для закупки определенного объема продукции, то уровень производства является равновесным.

Расчет предельной склонности к потреблению продукции необходим для определения потребляемой доли изменения в общем доходе. Как правило, величина предельной склонности получается меньше единицы. Если известен показатель предельности склонности к сбережению, то составьте пропорцию, из которой будет видно, что величины обратно пропорциональны друг другу.

Источники:

  • Расчет предельной склонности к потреблению в 2019

Налоговый мультипликатор - отрицательный коэффициент, который показывает изменение национального дохода в зависимости от изменения налогов. Увеличение налогов ведет к снижению доходов населения.

Сущность налогового мультипликатора

В экономике действуют так называемые мультипликационные эффекты. Она возникают в тех случаях, когда изменение расходов ведет к большему изменению равновесного ВВП.

Наиболее известным является Кейнса. Он отражает насколько возрастает уровень доходов в результате роста государственных и иных расходов.

Налоговый мультипликатор обладает меньшим воздействием на уменьшение спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Он имеет следующий эффект - при росте налогов сокращается валовый национальный продукт, при снижении - он растет. Стоит отметить, что между изменением налоговой ставки и национального дохода всегда присутствует временной промежуток от нескольких месяцев до года.

Более сильное влияние государственных расходов на внутреннее потребление обусловлено их непосредственным вхождением в совокупный спрос.

Каким образом действует налоговый мультипликатор? Так, при снижении налогов для населения у потребителей появляется возможность больше тратить, соответственно, они увеличивают свои расходы на потребительские товары. Снижение налоговой нагрузки для предпринимателей стимулирует рост инвестиционных вложений.

Воздействие госрасходов и налогов на величину дохода и потребления является главным при выборе государством инструментов фискальной (бюджетно-налоговой) политики. При приоритетном расширении государственного сектора экономики увеличиваются и расходы. Это приводит к увеличению доходов населения, производства товаров, а также к снижению безработицы. Однако такие положительные эффекты достигаются только в том случае, если рост госрасходов обусловлен не только увеличением налоговой нагрузки.

Более сильное влияние государственных расходов на внутренне потребление обусловлено тем, что они непосредственно входят в совокупный спрос и их изменения отражаются на его величине.

При необходимости сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги. Сегодня бюджетно-фискальная политика является одним из основных средств достижения устойчивого поступательного экономического развития.

Если госрасходы и налоги одновременно увеличиваются на одну и ту же величину, то равновесное производство также возрастет на ту же величину. При сбалансированном бюджете мультипликатор всегда равен единице.

Расчет налогового мультипикатора

Изменение налоговой политики обычно имеет возможность оказать влияние на экономику разнонаправленное воздействие. Именно налоговый мультипликатор позволяет перевести меры воздействия в количественную величину. Он равен отношению предельной способности к предельной способности с минусовым значением.

Например, значение предельной способности к потреблению составляет 0.9, а к сбережению - 0.3. Тогда налоговый мультипликатор будет равен -3. Соответственно, рост налогов на 1 долл. уменьшает на 3 долл.

Как и мультипликатор государственных расходов, налоговый мультипликатор может действовать в обоих направлениях.

Как ни парадоксально это может показаться, хотя российская мультипликация по праву считается одной из лучших в мире, мультипликаторов в стране – считанные единицы. При этом всегда находится множество желающих получить эту увлекательную творческую профессию.

Начальный этап подготовки мультипликатора

Молодые люди, мечтающие о профессии мультипликатора, скорее всего, представляют себя в будущем художниками-постановщиками анимационных фильмов. Однако эта сфера деятельности предполагает и другую, интересную, но кропотливую работу по созданию многочисленных изображений, из которых и состоит мультфильм, в технических цехах киностудии.

Готовят специалистов для работы в цехах лишь в одном учебном заведении Российской Федерации. Это Московский профессиональный художественный лицей анимационной кинематографии №333. Прием в него ведется на базе полного среднего образования. Однако поступить сюда далеко не просто. Для начала абитуриент должен представить на конкурс не менее 10 творческих работ, а затем сдать экзамены по рисунку, раскадровке и языку. На протяжении двух лет обучения студенты изучают как классические художественные дисциплины (академический рисунок, живопись и т.д.), так и предметы, относящиеся непосредственно к процессу создания анимации: например, фазовка и прорисовка. По окончании лицея, выпускникам присваивается квалификация «художник-мультипликатор».

Кроме этого уникального учебного заведения, существует немало профессиональных лицеев, где проходит подготовка по специальности «дизайнер со знанием компьютерной графики и анимации». Туда также можно поступить после окончания 11-ти классов, успешно сдав экзамены по рисунку, живописи и русскому языку. Разумеется, здесь не учат классической анимации, но ведь большинство современных студий давно не работают по старой технологии. Она является гораздо более дорогостоящей, чем компьютерная, и настоящих специалистов по ней немного. Так что знание современных компьютерных технологий, используемых для создания анимации, даже более актуально.

Путь к вершинам профессии

Те, кто хочет приблизиться к вершинам профессии, создавая собственные анимационные фильмы, могут продолжить образование в высших учебных заведениях. Базовым вузом, где готовят художников-мультипликаторов, является Всесоюзный государственный институт кинематографии. Правда, поступить туда очень трудно. Конкурс в него огромен, а отбор очень строг. Абитуриенты, поступающие на специальности «художник мультипликационного фильма» или «художник компьютерной графики и анимации», сначала должны представить работы для участия в предварительном творческом конкурсе. После его успешного прохождения им предстоит выдержать экзамены по живописи, рисунку, композиции, истории, русскому языку и литературе.

Дальнейшая судьба художника-мультипликатора зависит исключительно от его таланта и трудолюбия. Если ему удастся создать действительно яркие, интересные, самобытные анимационные фильмы для детей и взрослых – ему будут рады на любой киностудии.

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Если инвестиции и чистый экспорт не изменяются, то ключевое значение для повышения совокупного спроса и решения проблемы безработицы имеют госрасходы (G) и налоговые отчисления (T).

Когда госрасходы увеличиваются на ∆G, то линия AD сдвигается на ∆G, а равновесный объем производства увеличивается на ∆Y=∆G ∙k μ =∆G∙ (рис. 21).

При сокращении налогов на ∆Т, располагаемый доход увеличится на ∆Т, а потребительские расходы и спрос увеличатся на ∆Т∙МРС. Следовательно, линия AD поднимается на эту величину, что приведет к росту дохода ∆Y на ∆Т∙МРС∙ .

МРС∙ – налоговый мультипликатор k μ Т . Обратим внимание на то, что величина налогового мультипликатора меньше мультипликатора госрасходов k μ G , потому что МРС∙ Т = k μ G – 1.

Следовательно, политика госрасходов сильнее налоговой политики . При ∆G=∆Т будет наблюдаться равенство ∆G=∆Y – ситуация мультипликатора сбалансированного бюджета, равного единице. Прирост госрасходов (∆G) на определенную величину при условии их финансирования за счет увеличения налогов на такую величину приводит к росту ВВП (∆Y) на такую же величину (∆G=∆Т=∆Y). Это содержание известной теоремы Т. Хаавельмо.

Согласно теореме Хаавельмо при сбалансированном бюджете, когда ∆G=∆Т, дополнительная нагрузка на бюджет порождает неодинаковые последствия в зависимости от того, растут ли госрасходы при неизменных налогах или при снижающихся налогах. ВВП растет в большей степени при росте госрасходов, чем при снижении налогов. Это опровергает знаменитую в экономической теории теорему эквивалентности Рикардо-Барро, согласно которой снижение налогов при неизменных госрасходах не влияет на национальные сбережения и экономический рост. (Правда, Д. Рикардо затем отказался от этого положения, как противоречившего практике).

Если будем учитывать влияние на доход всех факторов (C, I, G, NX), то получим сложный мультипликатор автономных расходов μ е:

μ е , где

t’ – ставка налогообложения,

МРМ – предельная склонность к импорту (),

MLR – предельная норма утечки.

Сложный налоговый мультипликатор μ t рассчитывается по формуле:

μ t .

Типовые задачи на эффект мультипликатор и на принцип эффективного спроса.

Решение. Т=t*Y, тогда С=0,7(Y-0,13Y)+50.

С=0,61Y+50, а S=Y–C= – 50 +0,39Y.

2. Потребительская функция имеет вид С=40+0,75(Y–Т). определить объем сбережений, если ставка подоходного налога равна 20% и общий доход Y=300.

Решение. S=(Y–Т)–C, а (Y–Т)=Y–t*Y=300-0,2*300. Откуда Y–Т=240, а S=240-40-0,75*240=20.

3. При С=0,6(Y–Т), I=120, G=100, t=0.25 на рынке установилось равновесие, но существующие производственные мощности позволяют увеличить ВВП (Y) в 1,25 раза. Как государство должно изменить расходы и (или) ставку подоходного налога t, чтобы обеспечить полное использование производственных мощностей при сбалансированном госбюджете?

Решение. Y=0,6(Y-0,25*Y)+120+100 → Y=400. Следовательно, потенциально высокий Yп=400*1,25=500.

Применяя теорему Хаавельмо, получим: Yп=0,6(Yп–tп*Yп)+120+G. Поскольку G=tп*Yп, тогда 500=0,6(500–tп*500)+120+ tп*500 → tп=0,4; G=200.

Решение: ∆Y=∆I∙μ I =(-50)∙ = -200 млрд. EUR.

5. В экономике, где С=0,8Y госрасходы увеличиваются на 1. Как изменится Y?

Решение: ∆Y=∆G∙μ G =1∙ = 5. Величина дохода будет равна Y+5.

Вопросы для контроля и задания

1. В экономике данной страны склонность к потреблению составляет 80% располагаемого дохода граждан. Как изменится ВВП страны, если инвестиции увеличатся на 100 млрд. крон?

2. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВВП, если государство увеличивает свои закупки (G) на 2 млрд. долл. не изменяя налоговые поступления? Известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,75, а предельная склонность к импорту – 0.

Как рассчитать мультипликатор налогов

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов , т.е. не зависящих от уровня дохода. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид: С = С + m рc (Y – Т ).

Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (РД = ЛД – Т). Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов — увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если мрc = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100$ составит 400$ (D Y = D С х 1/(1- мрc) = 80 х 5 = 400), а не 500$, как в случае изменения государственных закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов.

Подставив формулу (2) в формулу (1) и несколько перегруппировав, получим:

Þ

Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку (1 – m рc) есть не что иное, как m рs (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор налогов можно записать и как (- m рc / m рs). В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 — 0.8) = — 0.8 / 0.2 = — 4). Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим функцию потребления: в функцию национального дохода Y= С + I + G , получим: Y = С + m рc (Y – Т ) + I + G, откуда . Если обозначить мультипликатор автономных налогов К Т, то и, следовательно D Y = К Т D Т

Следует обратить внимание на 2 момента:

1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (DТ= — 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$ (DY = — mрc /(1 – mрc) х (DТ) = — 0.8/(1 – 0.2) х 100 = — 4 х (-100) = 400)

2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок (очевидно, что

Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюджета для автономных (аккордных) налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (D G = D Т). Как следует из нашего примера, одновременный рост и государственных закупок, и автономных налогов на $100 привел к росту национального дохода Y на $100, что означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (100: 100 = 1).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: ,

а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: .

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .

Следовательно .

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

. Т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода , причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов .

Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликатор трансфертов.

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам

Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в

себя различного вида социальные выплаты : пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии .

Трансферты являются автономной величиной , поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: D Тr = D РД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна m рс /(1– m рс) или m рс / m р s . Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов :

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

gumanitarist.narod.ru

Мультипликатор связан со смещением графика государственных автономных расходов, и изменение чистых налогов на 1 долл. смещает прямую совокупных расходов на менее чем 1 долл. Для расчета налогового мультипликатора (Л/() используем уравнение (19-17) - определение изменения дохода вследствие изменения налогообложения (при неизменности автономного потребления, инвестиций и государственных расходов). Новое значение /умножим на - Ь и на 1/(1 - Ь), что и даст нам величину изменения дохода. Следовательно, налоговый мультипликатор равен -Ь/(- Ь), или -МРС/ (1 - МРС), причем он отрицателен (так как график совокупных расходов имеет отрицательный наклон вследствие увеличения чистых налогов) и меньше, чем 1/(1 - Ь).

Для подведения итога повторим, что три мультипликатора играют важную роль в традиционной кейнсианской модели. Один из них - мультипликатор автономных расходов, М = 1/(1 - МРС). Он показывает, насколько изменится равновесный реальный доход вслед за изменением чистых совокупных автономных расходов домашних хозяйств, фирм и государства. Изменения государственных расходов ведут к возникновению эффекта мультипликатора, которые точно соответствуют величине мультипликатора автономных расходов поэтому мультипликатор государственных расходов равен М = М = 1/(1 МРС). Изменения автономных аккордных налогов сокращают чистые автономные расходы, так что налоговый мультипликатор отрицателен и равняется Mt = - МРС/(- МРС).

Рисунок 20-22 иллюстрирует воздействие такой бюджетно-налоговой политики в модели IS-LM. Рост государственных расходов приводит к сдвигу вправо графика IS. При начальной равновесной процентной ставке (г) реальный доход увеличится. Насколько увеличится доход В главе 19 все экономические факторы (кроме реального дохода) принимались постоянными величинами и рост государственных расходов приводил к увеличению реального дохода. Денежный мультипликатор был равен М - /

Предположим, что вместо увеличения государственных расходов были снижены налоги. В этом случае график IS вновь сместился бы вправо. Величина, на которую сместится график, была бы равна величине снижения налоговых ставок, умноженной на мультипликатор налогов, т. е. Л/ - -МРС/(- МРС). В результате увеличится равновесный уровень реального дохода. Однако окончательная величина прироста будет меньше расстояния, на которое сместится график IS. Причиной этого будет тот факт, что при увеличении объема реального дохода также увеличится спрос на деньги и по-

Очень проста причина того, что равновесный уровень реального дохода в модели IS-LMв результате проведения экспансионистской бюджетно-налоговой политики (увеличения государственных расходов или снижения налоговых ставок) вырастет iw меньшую величину, чем предписывается традиционным эффектом мультипликатора. Когда реальный доход начинает расти, то же происходит и с объемом спроса на деньги, и с равновесной процентной ставкой. Повышение процентной ставки приводит к сокращению инвестиций фирм. В результате реальный доход уменьшается на величину, рапную сокращению ожидаемых инвестиций в соответствии с эффектом мультипликатора.

Отметим, что снижение налогообложения имело бы тот же результат. Единственное различие состояло бы в том, что график IS сдвинулся бы вправо на величину снижения налогов, умноженную на налоговый мультипликатор (МРС/(МРС)). Таким образом, снижение налогов приводит к увеличению совокупного спроса. В итоге увеличение любой части ожидаемых совокупных расходов приведет к росту совокупного спроса. Например, увеличение автономного потребления или инвестиций приведет к смещению кривой IS вправо, сдвигая таким образом весь график совокупного спроса. (В качестве дополнения как было показано в разделе Международный обзор в главе 19, увеличение экспорта или снижение импорта приведет к тем же результатам.)

В момент написания акции продаются с мультипликатором 16 х, то есть доходность акций составляет 6,25%. Доходность по эмитируемым облигациям в настоящее время равна 8,75%, то есть с учетом налоговой экономии обходятся компании в 5,8%. А это означает, что в настоящее время (1987 г. - Примеч. переводчика) цена заемных средств только чуть ниже цены привлечения акционерного капитала.

Что такое мультипликатор сбалансированного бюджета Свяжите ответ на этот вопрос с вашим ответом на вопрос 8. Объясните следующее утверждение Одинаковое увеличение государственных расходов и налоговых поступлений на п долларов приведет к возрастанию ВВП на п долларов. Справедливо ли оно во всех случаях, независимо от величины ПСС

Потребление (Са) 1. Уровень ВВП 2. График 1. Благосостояние 2. Уровень цен 3. Ожидания 4. Задолженность 5. Налоговые ставки Мультипликатор =

Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Мультипликатор государственных расходов.

Роль налогов в формировании доходов бюджета. Налоговый мультипликатор.

Применение налоговых рычагов требует учета эффекта мультипликатора со-

Налоговый мультипликатор показывает масштабы снижения (увеличения) объёмов ВВП при увеличении (снижении) объёмов налоговых платежей.

Избыточную доходность, приносимую акциями с низким мультипликатором цена/прибыль, трудно подтвердить, применяя объяснение, используемое в отношении акций небольших фирм (т. е. риск акций с низким мультипликатором цена/прибыль занижается в модели САРМ). Акции с низким мультипликатором цена/прибыль, как правило, принадлежат фирмам с низкими темпами роста, имеющим большой размер, отличающимся устойчивостью бизнеса, которые работают скорее над сокращением риска, чем над его повышением. Единственно возможное объяснение этому явлению, совместимое с эффективным рынком, состоит в том, что низкие мультипликаторы цена/прибыль обеспечивают высокие дивиденды, которые создали бы повышенную налоговую нагрузку, поскольку дивиденды облагаются по более высоким ставкам.

Таким образом, проблемы, создаваемые фирмами, обладающими различными стандартами для налоговых и бухгалтерских целей, становятся значительно серьезнее, если мы сосредоточиваемся на объявляемой прибыли (как в том случае, когда мы применяем мультипликаторы), чем при использовании денежных потоков. Однако если бы у нас был выбор, то мы основывали бы свои оценки на налоговых, а не на отчетных книгах.

Единообразие. При проведении сравнительной оценки фирм в определенной группе для каждой фирмы вычисляется мультипликатор, а затем эти мультипликаторы сравнивают для вынесения мнения относительно того, какие фирмы переоценены, а какие - недооценены. Чтобы сравнения имели хоть какой-нибудь смысл, мультипликатор должен быть определен единообразно среди всех фирм в данной группе. Таким образом, если отслеживающий РЕ используется для одной фирмы, то его нужно точно таким же образом использовать и для всех других фирм. При использовании текущего РЕ для сравнения фирм в определенной группе одна из проблем состоит в том, что у разных фирм налоговые годы могут заканчиваться в разные

В случае с использованием таких показателей, как прибыль и балансовая стоимость, существует другой компонент, о котором стоит позаботиться. Этим компонентом являются стандарты бухгалтерского учета, используемые для оценки прибыли и балансовой стоимости. Различия в стандартах могут привести к очень разным значениям прибыли и балансовой стоимости для сопоставимых фирм. Данное обстоятельство сильно затрудняет сравнение мультипликаторов фирм на разных рынках при отличающихся стандартах бухгалтерского учета. Причем даже в пределах одной страны - США - недоразумения в процессе сопоставления мультипликаторов выручки могут возникнуть из-за того, что одни фирмы используют различающиеся между собой правила бухгалтерского учета (скажем, в разрезе начисления износа и расходов) для отчетных и налоговых целей, а другие их не используют.

Фирмы, которые принимают различающиеся между собой правила для отчетных и налоговых целей, обычно декларируют своим акционерам более высокую прибыль, чем налоговым властям. Когда на базе мультипликатора цена/ прибыль такие фирмы сравниваются с фирмами, у которых отчеты и налоги ведутся на одних и тех же принципах, то они выглядят более дешевыми (имеют более низкий РЕ).

Средний коэффициент бета публично торгуемых фирм, функционирующих в том же бизнесе, равен 1,15, а средний мультипликатор долг/ собственный капитал этих фирм составляет 25% (при этом налоговая ставка равна 40%). Частная фирма полностью финансируется обыкновенными акциями, т. е. не имеет долгов.

Государство вводит аккордный налог с населения, равный 16 млрд р. Свои доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями которых определяет предельная склонность к потреблению МРС. Примем ее равной 3/4. С учетом МРС введение налога в 16 млрд р. вызовет уменьшение потребления на 12 млрд р., что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Прямая С] + I + G сдвинется вниз, в положение i +1 + G. Уменьшение расходов и спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке EI при объеме выпуска Q2- Как видно из рисунка, расстояние между Qi и Q больше, чем разница по вертикали между прямыми С + I + G и GI + I + G, т.е. больше 12 млрд р., что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на МРС 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен

Предположим, государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был У, то после его взимания располагаемый доход можно рассчитать так У - tY = (- t)Y (автономные налоги не будем учитывать при расчетах). Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС 1, а теперь (1 - 0 МРС, т.е. новая предельная склонность к потреблению МРС = (1 - О МРС. Величина МРС определяет наклон кривой С + I + G. Уменьшение этого показателя до МРС приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к сдвигу ее в положение С + I + G. Точка равновесия переместится из Е в 2 что приведет к сокращению объема национального производства с Qi до 2- С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле

Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов, полученное в результате введения подоходного налога, на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода

TOP — мультипликатор в экономической модели, не учитывающей чистые налоговые поступления правительства, импорта, определяемый с учетом предположения о независимости инвестиций от уровня дохода. Представляет величину, обратную предельной склонности к сбережению.

СЛОЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР — мультипликатор, показывающий, как изменение ЧНП вызывает изменение объема сбережений, чистого размера налоговых поступлений и объема импорта.

Сущность и цели бюджетно-налоговой политики. Налоговая система и ее эффективность. Налоги и их виды. Налоговые методы регулирования экономики. Налоговый мультипликатор. Эффект Лаффера. Бюджет структура и функции. Бюджетный федерализм. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дискреционная и недискриционная политика. Экспансионистская и рестриктивная политика. Дилемма выбора инструментов фискальной политики. Бюджетный дефицит. Источники финансирования дефицита федерального бюджета. Государственный долг внутренний и внешний.

Мультипликатор (multiplier) — отношение изменения равновесного ВВП к изменению объема инвестиций любого другого компонента графика совокупных расходов или чистого объема налоговых поступлений число, на которое следует умножить изменение любого компонента совокупных расходов или совокупного спроса, чтобы получить результирующее изменение равновесного ВВП.

Сложный мультипликатор (omplex multiplier) - мультипликатор, при котором изменение ВВП вызывает изменение не только объема сбережений, но также и чистого размера налоговых поступлений и объема импорта.

Эффект мультипликатора (multiplier effe t) - влияние, которое изменение в объеме совокупных расходов оказывает на равновесный ВВП (влияние, вызванное изменением в объеме потребления, инвестиций, чистом объеме налоговых поступлений, объеме правительственных расходов на товары и услуги или в объеме экспорта).

Подобно инвестициям и государственным расходам налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Однако их влияние на совокупный спрос гораздо слабее, ибо при росте налога сокращаются как потребление, так и сбережения. Отсюда и налоговый мультипликатор будет меньше, чем мультипликатор государственных расходов он определяется по формуле Мг=МдМРС.

ПРОСТОЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР simple multiplier)- мультипликатор в такой экономической модели, которая отличается отсутствием чистых налоговых поступлений у правительства, отсутствием импорта, а также тем, что инвестиции здесь не зависят от уровня дохода равен единице, деленной на предельную склонность к сбережениям.

Как продемонстрировано на рисунке 18.15, этот мультипликатор чувствителен к налоговой ставке. На рисунке 18.16 показано, что он также чувствителен к коэффициенту реинвестирования (формулируемому в виде процента от EBITDA). Однако изменение нормы реинвестирования при поддержании фиксированных темпов роста эквивалентно изменению доходности капитала. В результате, при существующих значениях коэффициента реинвестирования и темпов роста мы предполагаем, что доходность капитала равна 10,24%

Мультипликаторы ценность предприятия/EBITDA сильно различаются по указанным фирмам, и многие из них имеют отрицательные чистые капитальные затраты, что в какой-то степени отражает зрелость отрасли, а в другой степени — неравномерную природу реинвестиций. Многие из них также не платят налоги, поскольку они терпят убытки. Мы построили регрессию мультипликатора ценность предприятия/EBITDA по налоговой ставке и износу, представленному в виде процентной доли EBITDA

Инйми словами, повышение стоимости капитала и снижение ожидаемых темпов роста уменьшают все эти мультипликаторы. Повышение нормы реинвестиций снижает последние два мультипликатора, но не влияет на мультипликатор F FF (поскольку он рассчитывается уже после учета реинвестиций). Повышение налоговой ставки будет влиять только на последний мультипликатор, так как в первых двух из них прибыль учитывается после уплаты налогов.

Не переведенный пока на русский язык учебник Ш. Пратта, Р. Рейли и Р. Швейса1 Оценивая бизнес. Анализ и оценка закрытых компаний (далее - Оценивая бизнес. , или учебник Пратта), который был написан специально для профессиональных оценщиков. В учебнике Пратта оценке по мультипликаторам посвящена отдельная глава, но в ней описываются лишь базовые, наиболее часто встречающиеся мультипликаторы. Гораздо большая ценность книги заключается в том, что в ней даются подробные инструкции по применению к мультипликаторам различных корректировок, таких как скидка за низкую ликвидность, премия за контрольный пакет и т. п. Пожалуй, по этой теме учебник Пратта является на сегодняшний день лучшим источником. Книга написана с большим вниманием к деталям и с технически точной проработкой нюансов. С другой стороны, она имеет ярко выраженный юридический уклон большое внимание уделено здесь тому, какие подходы к оценке принимаются и не принимаются американскими налоговыми и судебными органами. С этой точки зрения для российского читателя эта книга является несколько избыточной. Кроме того, в учебнике Пратта рассматривается исключительно американская специфика и не затрагивается проблематика работы с компаниями из других стран.

Новое на сайте

>

Самое популярное