Домой Банки Налогообложение конспект лекций. Евгений Богданов - Налоги и налогообложение (Конспект лекций)

Налогообложение конспект лекций. Евгений Богданов - Налоги и налогообложение (Конспект лекций)

Принципы налогообложения . Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения выделяются экономические, юридические и организационные принципы.

Экономические принципы впервые были сформулированы Адамом Смтом в его работе « Исследование о природе и причинах богатства народов». В настоящее время они претерпели некоторые изменения. У разных авторов они называются по-разному. Приведем самые распространенные трактовки экономических принципов.

Первый принцип справедливости (равенства налогообложения). Согласно этому принципу каждый налогоплательщик должен уплачивать налоги соразмерно получаемым доходам (стоимости имущества). Обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками. Данный принцип имеет две составляющие. Первая рассматривает налогообложение «по вертикали»:

Сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов (имущества) налогоплательщика. С повышением дохода должны увеличиваться налоговые ставки. Вместе с тем, лицо, получающее больше благ от государства, должно платить налоги в больших размерах.

Вторая составляющая трактует справедливость как равенство налогов при равных доходах.

Второй принцип «соразмерности». Он предусматривает гармонизацию интересов государства и налогоплательщика. Налоги не должны быть непосильным бременем для налогоплательщика, а их сумма должна обеспечивать потребности государственных расходов.

Третий принцип «определенности». Это понятие включает наличие исчерпывающей информации о сроках платежа, суммах подлежащих уплате, способах платежа.

Четвертый принцип «удобства». Он предполагает, что налог должен взиматься в то время, тем способом, в тех платежных документах, которые наиболее удобны для налогоплательщика.

Пятый принцип «экономичности». Расходы на сбор налогов не должны превышать собранных налоговых сумм. На самом деле, расходы должны быть минимальными. Причем, это должно относиться не только к налоговым органам. В современных системах налогообложения актуальным является рассмотрение и учет затрат на обслуживание налоговых платежей налогоплательщиками. Сложное налоговое законодательство, сложный налоговый и бухгалтерский учет, сложные налоговые исчисления, потребности в специальной вычислительной технике, - все это накладные расходы, которые являются непроизводительными расходами.

Налогообложение осуществляется исходя из следующих методов налогообложения: метод равного налогообложения, метод пропорционального налогообложения, метод прогрессивного налогообложения и метод регрессивного налогообложения. Метод равного налогообложения предусматривает одинаковую сумму налога с каждого налогоплательщика независимо от его доходов и имущественного положения.


Метод пропорционального налогообложения - предусматривает одинаковую налоговую ставку для всех налогоплательщиков. При этом, сумма налога увеличивается пропорционально полученному доходу, чем больше сумма дохода, стоимость имущества, тем,при равной ставке, больше сумма налога (НДФЛ – 13%).

Метод прогрессивного налогообложения - предполагает увеличение налоговой ставки при увеличении суммы дохода (стоимости имущества) и, как следствие, увеличение в установленной законодательством прогрессии суммы налога. Такая система используется для изъятия сверх доходов, снижения разрыва между самыми низкими и самыми высокими доходами.

Следующая группа принципов связана с налоговым правом и именуется «юридическими принципами». Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения. Рассмотрим группу «юридических принципов», которые лежат в основе налоговых систем развитых стран.

Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед законом. Недопускается налоговая дискриминация исходя из политических, религиозных, идеологических, этнических, национальных различий. При установлении налогов может учитываться только фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.

Принцип установления налогов законами . Закон – является высшим юридическим документом, утверждение которого связано с процедурой демократического управления в государстве. Установление налогов законами означает, что устанавливать налоги должны представительные и законодательные органы власти при соблюдении всех демократических процедур предусмотренных Конституцией и Законодательством. Это является гарантией от произвола в налоговой сфере исполнительной власти.

Принцип отрицания обратной силы введения налоговых законов . Введение налоговых законов «задним числом», наносящих ущерб налогоплательщикам категорически запрщено. Введение задним числом налоговых законов улучшающих положение налогоплательщиков разрешено законодательством.

Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным. Данный принцип означает приоритет налогового законодательства в вопросах налогообложения над неналоговым. Такая ситуация возможна в случае противоречий в законодательных актах.

Принцип наличия установленных законодательством всех элементов налога. Этот принцип устанавливает порядок, когда отсутствие икакого-либо элемента в налоге, позволяет налогоплательщику на законном основании налог не уплачивать.

К категории «юридических принципов» можно отнести большую группу принципов, которые положены в основу налоговых систем многих стран и продекларированы в налоговом законодательстве Российской Федерации (см. НК РФ).

Организационные принципы - это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой.

Принцип единства налоговой системы выражается в запрете на установление налогов или сборов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Недопустимо введение налогов или сборов в регионах или муниципалитетах приводящих к пополнению бюджетов одних за счет других территорий.

Принцип равенства правовых статусов субъектов страны иногда трактуется как принцип «налогового федерализма». В основу этого принципа положено разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти в области налоготворчества и бюджетных отношений. Налоговая система должна предоставлять определенную свободу в формировании бюджетов всех уровней.

Принцип подвижности (эластичности) предполагает возможности для оперативного изменения налоговой нагрузки и налоговых отношений, обусловленных изменениями экономической обстановки. Например, изменения котировок на фондовых биржах, уровня цен на энергоносители, политической обстановки в мире, - требуют корректировки в проведении налоговой политики. Эластичность налогообложения может использоваться также в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Принцип стабильности выражается в стабильном и понятном налоговом законодательстве. Критерием минимальной стабильности налоговой системы служит налоговый период, в течение которого изменения недопустимы. Максимальным сроком может стать период до нового реформирования налоговой системы.

Принцип множественности налогов обоснован необходимостью перераспределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками. Во-вторых, наличие разнонаправленных налогов позволяет осуществить равномерное и справедливое налогообложение всех форм доходов и имущества.

Принцип исчерпывающего перечня налогов предусматривает ограничения в отношении действующего перечня налогов. Законодательством должно быть запрещено введение не предусмотренных в налоговых законах налогов. Этот принцип играет большую роль в реализации принципа стабильности налоговой системы.

Принцип гармонизации налоговых систем предполагает унификацию налоговых систем, в том числе, налогового законодательства и самих налогов в разных странах. Сходство налоговых систем в разных странах позволяет наиболее эффективно осуществлять внешнюю экономическую политику государства.

Принцип резидентства соблюдается во всех экономически развитых странах. Налоговыми резидентами в Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации. В налоговом лексиконе применяется этот термин также в отношении организаций. Однако в Российском налоговом законодательстве определение этого термина отсутствует

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. Имеет право: на получение отсрочки или рассрочки налогового платежа; на списание, при определенных условиях, безнадежных долгов по налогам и сборам; на возврат или зачет излишне уплаченных сумм налога; на соблюдение налоговой тайны.

Принцип приоритета международного налогового права над государственным правом. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите и охарактеризуйте общие налоговые теории.

2. Перечислите и охарактеризуйте частные налоговые теории.

3. Дайте характеристику развития налоговых теорий в 20 в.

4. Приведите примеры влияния налогов на рынок труда.

5. Обоснуйте влияние налогов на экономику.

6. Какова роль экологических налогов в охране окружающей среды?

7. Какова роль налогов в рациональном природопользовании?

8. Охарактеризуйте теорию предельных налогов. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

9. Опишите влияние налогов на сглаживание социального неравенства. Кривая Лоренца

10. Назовите функции налогов.

11. Дайте характеристику фискальной, экономической, социальной, экологической, международной функциям налогов.

12. Дайте характеристику экономическим принципам налогообложения.

13. Дайте характеристику юридическим принципам налогообложения.

14. Дайте характеристику организационным принципам налогообложения.

Налоги и налогообложение

Преподаватель : Самоделко Людмила Сергеевна , Захарова Александра Вячеславовна

Семинар 1 (11.02.2015)

Литература: НК РФ

Зачет : письменный , 3 части : тесты , задачи , развернутый ответ

Виды налоговых ставок:

  1. Процентные (адвалорные)
  2. Специфические (в рублях)
  3. Смешанные (% + рубли)

Лекция 1 (14.02.2015)

Понятие налогов, функции, классификация

Возникновение налогов напрямую связано с возникновением государства, потому что государство для выполнения своих функций должно иметь определенные доходы и эти доходы формируются за счет налоговых платежей. Таким образом, между государством, гражданами и хозяйствующими субъектами возникают налоговые отношения.

Налоговые отношения являются частью финансовых отношений, т.к. их признаком является денежный характер. Процесс отчуждения части средств налогоплательщиков происходит на условиях безвозвратности.

Налог - обязательный , индивидуальный и безвозмездный платеж , который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований

Вместе с налогами государством взимаются также такие платежи как пошлины и сборы . Они существенно отличаются по своей сути от налогов. Это плата за гос. услуги.

Функции налогов :

  • Фискальная (пополнение бюджета)
  • Регулирующая (распределительная, экономическая)
    • Стимулирующая (реализуется с помощью льгот ставок, методов налогообложения)
    • Дестимулирующая
    • Воспроизводственная
  • Контрольная
  • Внешне-политическая

Классификация налогов

По критерию налогоплательщиков:

  • Налоги с юридических лиц
  • Налоги с физических лиц
  • Универсальный налог

По компетенции органов власти:

  • Федеральные
  • Региональные
  • Местные

По степени переложения и методу налогообложения:

  • Прямые
  • Косвенные

По звеньям бюджетной системы:

  • Закрепленные
  • Регулирующие

По методу исчисления:

  • Пропорциональные
  • Прогрессивные
  • Регрессивные

По источнику уплаты (включению) налоговых обязательств:

  • Доход
  • Себестоимость
  • Выручка
  • Налоги из чистой прибыли

Система налогов и сборов в РФ

Федеральные налоги (ст. 13 НК РФ):

  • Акцизы
  • Налог на прибыль организаций
  • Государственная пошлина
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог

Региональные налоги:

  • Налог на имущество организаций
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог

Местные налоги:

  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц
  • Торговый сбор

Специальный налоговый режим:

  1. Единый сельскохозяйственный налог
  2. Упрошенная система налогообложения
  3. Единый налог на вмененный доход
  4. Система налогообложения соглашений о разделе продукции
  5. Патентная система налогообложения

Правовая база: НК РФ, Таможенный кодекс, лесной кодекс, законодательные акты регионов и муниципальных органов власти

Элементы налога :

  1. Налогоплательщики (ст . 19)
    1. Налоговый агент - лицо , на которое возложена обязанность по исчислению , удержанию и перечислению налогов в бюджет (ст . 24)
    2. Консолидированный налогоплательщик
  2. Объект налогообложения - юридические основания , на основании которых возникают обязанности по уплате налога
  3. Налоговая база - стоимостная характеристика объекта налогообложения
  4. Налоговый период (ст . 55)
  5. Налоговая ставка
  6. Порядок исчисления налога
  7. Порядок и сроки уплаты налога

Дополнительные элементы налога :

  1. Налоговые льготы
  2. Порядок удержания и возврата
  3. Ответственность за налоговые правонарушения
  4. Источник уплаты налога
  5. Единица налогообложения
  6. Предмет налога
  7. Налоговый оклад

Семинар 2 (25.02.2015)

Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений, осмотра помещений, отчетности и т.д. Налоговая инспекция обязана соблюдать налоговую тайну.

Процедура налогового контроля:

  1. Постановка на учет

Подлежат постановке на учет по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, по месту нахождения имущества налогоплательщика и транспортных средств. Физическим лицам присваивается ИНН. Прочих ставят на учет в Единый государственный реестр.

2. Проверки

2.1. Камеральная налоговая проверка

Проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и других документов. Проводится 3 месяца со дня подачи декларации, не требует решения руководства налогового органа.

2.2. Выездная налоговая проверка

Проводится на основании решения руководителя налогового органа, длится не более двух месяцев, по решению вышестоящего налогового органа не более 4-х месяцев, в исключительных случаях 6 месяцев. Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По окончании проверки составляется акт.

Лекция 2 (28.02.2015)

Участники налоговых отношений:

  • Хозяйствующие субъекты: организации и физические лица
  • Органы государственной (законодательной и исполнительной) власти
  • Государственные внебюджетные фонды
  • Лица, обеспечивающие перечисление и сбор налогов (банки, судебные приставы)
  • Законные и уполномоченные представители налогоплательщика

Взаимозависимые лица (ст . 20 НК , 103.1) - юридические и физические лица , между которыми могут возникнуть такие отношения , которые влияют на экономический результат и условия деятельности

Налоговая система РФ

Элементы налоговой системы:

  • Совокупность налогов и сборов
  • Система налоговых правоотношений
  • Участники налоговых правоотношений
  • Нормативно-правовая база сферы налогообложения
    • Нормативные правовые акты
      • Законы (Конституция, законодательство о налогах и сборах (федеральное законодательство, НК, законодательство субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, а также международные договоры))
      • Подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, приказы, инструкции, методические указания ФНС, Минфина, таможенных служб)
    • Ненормативные правовые акты
      • Решения, постановления арбитражных судов, президиума высшего арбитражного суда, конституционного суда и других органов исполнительной и судебной власти (правоприменительная практика)

Принципы построения и функционирования налоговой системы

  1. Презумпция невиновности (противоречия и неясности актов толкуются в пользу налогоплательщика), ст. 3
  2. Законодательные налоговые акты вступают в силу не ранее чем через месяц со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода за исключением случаев, предусмотренных НК (введение новых налогов предусмотрено не ранее 1-го января года за их принятием, ст. 5, п. 1)
  3. Защита интересов налогоплательщиков (законодательные изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, а улучшающие могут иметь обратную силу)

Система налогов и сборов в РФ имеет 3 звена:

  1. Федеральное
  2. Региональное
  3. Местное

Все эти налоги уплачиваются при использовании общего режима налогообложения.

Для субъектов малого предпринимательства установлены специальные налоговые режимы, а также освобождение от уплаты налога на прибыль, НДС, НДФЛ (для ИП), налога на имущество, ст. 18.

Налоговая обязанность и налоговый контроль

Исполнение налоговой обязанности (ст. 44) осуществляется добровольно или принудительно. Моментом исполнения налоговой обязанности считается момент предъявления в банк поручения на уплату налога.

Принудительно НО взыскиваются следующими способами:

  1. За счет денежных средств налогоплательщика
  2. За счет имущества налогоплательщика

Способы обеспечения налоговой обязанности (гл. 11):

  1. Залог имущества
  2. Поручительство
  3. Приостановление операций по счетам в банке
  4. Арест имущества

Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по соблюдению налогового законодательства

Он проводится в следующих формах:

  • Налоговые проверки
  • Получение объяснений налогоплательщика
  • Проверка данных учета и отчетности
  • Осмотр помещений

Налоговые проверки бывают (ст. 88, 89):

  • Выездными
  • Камеральными

Декларация является основным документом налоговой отчетности.

НДФЛ

Плательщики НДФЛ по экономическому смыслу (гл. 23):

  • Лица, получающие доходы по трудовым или иным договорам

С правовой точки зрения:

  • Резиденты
  • Нерезиденты

Ставки НДФЛ:

Объектом налогообложения являются все доходы налогоплательщика в натуральной, денежной форме и в форме материальной выгоды.

Материальная выгода (ст. 212) может появляться на следующих основаниях:

  • Ссуда в банке
  • Приобретение товаров по цене ниже рыночной
  • Приобретение ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг

Налоговая база формируется с учетом полученных доходов, уменьшенных на величину расходов.

Расходы: вычеты, скидки.

Существует ряд доходов, которые не облагаются НДФЛ: социальные выплаты, государственные пособия, материальная помощь при чрезвычайных обстоятельствах, оплата путевок на лечение и отдых, оплата обучения работодателем и др. (ст. 217).

Льготы по НДФЛ делятся на:

  • Доходы, освобождаемые от налогов в полной мере
  • Доходы, освобождаемые от налогообложения частично (подарки от организаций (до 4 тыс), оплата медикаментов, вычеты, "налоговый кредит")

Виды вычетов:

  • Стандартные
  • Социальные
  • Имущественные
  • Профессиональные

Семинар 3 (04.03.2015)

Налоговый вычет — это сумма , которая уменьшает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу ), с которого уплачивается налог

Резидентом является физическое лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев.

Пример: физическое лицо - резидент РФ, получило доходы на территории РФ в размере 100 тыс руб. Доходы из-за рубежа составили 3 000$, курс 60 руб. По доходам из-за рубежа был уплачен налог в размере 20%. Какую сумму налогов уплатит физ. лицо?

  1. 100 тыс. * 13% = 13 тыс
  2. (3 000$ * 60)*(13%-20%), отрицат, налога нет
  3. (3 000$ * 60)*(13%-20%), дивиденды = 180 000*8%

Стандартный налоговый вычет

  • 3 000 руб (Чернобыльцы, Маяк, инвалиды ВОВ)
  • 500 руб (герои России, участники блокады Ленинграда, инвалиды детства)
  • на детей (1 400 - первый, 1 400 - второй, 3 000 - третий)

Выбирается один из двух (наибольший), вычет на детей предоставляется независимо от предоставления 1-го или 2-го.

Стандартный вычет предоставляется до тех пор, пока совокупный доход налогоплательщика не превышает 280 тыс руб в год.

Семинар 4 (18.03.2015)

Физическое лицо является резидентом РФ, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей, ежемесячный доход налогоплательщика 30 тыс руб. В феврале и декабре была получена премия в размере 15 и 10 тыс соответственно. В марте доход составил 23 тыс руб, а больничный лист 5 тыс руб.

Сформировать налоговую базу по НДФЛ за каждый месяц и определить сумму НДФЛ в бюджет

Больничный

Вычеты на детей не предоставляются с 10-го месяца, т.к. совокупный доход превысит 280 тыс

Физическое лицо имеет ежемесячный доход в размере 40 тыс руб. У него на иждивении имеется несовершеннолетний ребенок. Лицо участвовало в боевых действиях на терриитории РФ, является героем России. Определить налоговую базу и НДФЛ за каждый месяц (решено в Excel)

Социальные налоговые вычеты

Социальные налоговые вычеты:

1. Вычет 120 000 руб включает:

  • затраты на собственное обучение
  • затраты на собственное лечение, лечение супруга, детей, родителей

2. Вычет 50 000 руб включает:

  • затраты на обучение каждого ребенка, брата на очном отделении

3. Вычет по сумме дорогостоящего лечения:

В соответствии с перечнем дорогостоящих видов лечения

4. Вычет 25% от дохода на благотворительность

Две группы:

  • на благотворительность (до 25% от дохода)
  • вторая группа (до 120 000 руб)
    • На лечение себя, супруга и детей
    • На обучение
    • На негосударственное пенсионное обеспечение

Можно отдавать на благотворительность до 25% от дохода, при этом можно получить вычет в размере 13% от суммы.

Отдельно выделяется вычет на обучение детей (не более 50 тыс руб на каждого ребенка)

Семинар 5 (25.03.2015)

Физическое лицо, резидент РФ имеет совокупный доход за год в размере 400 тыс руб. Затраты на собственное лечение составили 70 тыс. руб, затраты на обучение детей составили 40 и 60 тыс. на каждого ребенка. Затраты на собственное образование 60 тыс. руб за налоговый период. Необходимо рассчитать сумму НДФЛ, которое физическое лицо сможет вернуть из бюджета.

  1. 400 000х13%=52 000 - сумма НДФЛ уплаченная
  2. Вычеты:
    1. Лечение
    2. Обучение (40 000 и 50 000) = 90 000
    3. Социальный для налогоплательщика: 70 000 и 60 000 = 130 000, но Макс 120 000
  3. НБ с учетом вычетов: 400 000 - 90 000 - 120 000 = 190 000
  4. Сумма НДФЛ к уплате с учетом вычета: 190 000х13% = 24 700
  5. НДФЛ к возврату 52 000 - 24 700 = 27 300

Имущественные налоговые вычеты

  1. При приобретении имущества, на квартиру, не более 2 млн руб в жизни, вычет периодически увеличивается плюс на сумму процентов по ипотеке, вычет применяется до тех пор, пока не будет использован полностью
  2. При продаже имущества

Физическое лицо приобрело объект недвижимости (комнату) стоимостью 1 млн руб. Доход налогоплательщика за 2014 г. составил 400 000 руб. Определить сумму НДФЛ к возврату за 2014 г. и рассчитать, сколько лет физическое лицо будет применять имущественный вычет.

400 000 х 13% = 52 000 - НДФЛ уплаченный

Вычет = 1 млн руб

400 000 - 400 000 = 0 (остаток 600 000)

НДФЛ к возврату 52 000 - 0 = 52 000

Документы:

Свидетельство о собственности

Вычет при продаже имущества:

  1. Жилое (не более 1 млн руб)
  2. Прочее (автомобили, гаражи и пр.) или 250 000 при сроке менее 3-х лет, если более, то в размере фактически полученных средств при продаже
  3. Или в размере затраченных средств при приобретении

Физическое лицо приобрело квартиру за 900 тыс. руб, срок владения менее 3-х и продало за 900 тыс. руб. Налога нет

Квартира приватизирована, 900 000, применяем вычет 1 000 000, вычет 900 000, налог не платим

Приобрели за 2 млн руб, продали за 3 млн. руб, срок владения до 3-х лет используем вычет в размере затраченных средств при приобретении 2 млн: 3 000 000 - 2 000 000 = 1 000 000 х 13% = 130 000 руб

Приобрели за 2 млн руб, продали за 3 млн. руб, срок владения более 3-х лет: 3 000 000 - 3 000 000 = 0. Налога нет.

Лекция 3 (28.03.2015)

Кирова Елена Александровна

Налог на прибыль организаций

Экономическая сущность

Прибыль является одним из наиболее важных показателей финансово-хозяйственной деятельности, прибыль является целью функционирования организации и источником уплаты налогов.

Прибыль организации характеризует конечный финансовый результат деятельности. Часть прибыли изымается государством в форме налога на прибыль и, таким образом, является источником дохода государства.

1/300 учетной ставки процента в день - пеня при задолженности по любым налогам.

Налог на прибыль - прямой пропорциональный налог, сумма напрямую зависит от объема прибыли.

Текущая ставка налога на прибыль в РФ - 20%

Налогоплательщики:

  1. Российские организации
    1. Организации, являющие ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков
  2. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянное представительство

Не являются налогоплательщиками:

  1. Участники проекта Сколково
  2. FIFA, Олимпийские игры
  3. Организации, применяющие специальный налоговый режим

Объект налогообложения - полученная налогоплательщиком прибыль

Федеральным законом устанавливается порядок определения доходов, их классификациям и перечень доходов, принимаемых при исчислении налога на прибыль.

Под доходом от реализации понимается выручка от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных. А также выручка от реализации имущества.

Любые доходы от реализации - реализационные доходы. Кроме реализационных доходов учитываются также внереализационные доходы.

Внереализационные доходы (ст. 250): полученная арендная плата, полученные проценты по кредитам, полученные дивиденды, полученные штрафы, пени, неустойки, подарки.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (ст. 251): имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти, средства целевого финансировании

Расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль (ст. 252): все вычитаемые расходы должны быть обоснованы и обязательно документально подтверждены. Это принципиальное положение ст. 252.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. К вычету принимаются любые документально подтвержденные расходы, если они произведены для осуществления деятельности, направленные на получение доходов.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы или документами косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, учитываемые при налогообложении в организации можно разделить на 3 группы:

  1. Расходы, связанные с производством и реализацией товаров (реализационные расходы)
    1. Материальные расходы
      1. Затраты на сырье
      2. Материалы
      3. Топливо
      4. Приобретение запасных частей и комплектующих изделий
      5. Приобретение воды и энергии
      6. Услуги сторонних организаций и т.д.
    2. Расходы на оплату труда
      1. Любые начисления работникам в денежной и материальной форме
      2. Стимулирующие начисления работникам
    3. Сумма начисленной амортизации
    4. Прочие расходы (нормированные)
      1. Коммандировочные
      2. Представительские
      3. На рекламу
  2. Внереализационные расходы
  3. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения (ст. 270)

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес и стоимостью выше 40 тыс. руб.

Не относятся к нематериальным активам:

  • Не давшие положительного результата научно исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
  • Интеллектуальные и деловые качества персонала и руководства

Первоначальная стоимость НМА рассчитывается, исходя из стоимости их приобретения, а также дополнительных расходов, связанных с их введением в использование.

Амортизация начисляется со следующего месяца, следующего за введением в использование.

Выделяются 2 метода начисления амортизации:

  1. Линейный
  2. Нелинейный (позволяет списывать амортизацию в больших суммах в первые годы эксплуатации)

При начислении амортизации нелинейным методом для каждой амортизационной группы определяется суммарный баланс, который рассчитывается, как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе на 1 число налогового периода. В дальнейшем суммарный баланс каждой амортизационной группы определяется на 1-е число месяца, для которого начисляется амортизация. При вводе в эксплуатацию основных средств суммарный баланс амортизационной группы увеличивается на их первоначальную стоимость с 1-го числа следующего месяца.

Сумма начисленной амортизации определяется следующим образом:

А = Вх(К/100)

А - сумма начисленной амортизации

В - суммарный баланс соответствующей амортизационной группы

К - норма амортизации для соответствующей амортизационной группы

При нелинейном методе К смотреть в Кодексе (ст. 259).

При суммарном балансе амортизационной группы 20 тыс руб и менее, прекращается начисление амортизации, сумма списывается на внереализационные расходы.

Амортизационная премия как льгота по налогу на прибыль.

Амортизационная премия применяется в следующем размере:

Для основных средств 1-ой и 2-ой амортизационной группы применяется амортизационная премия до 10% от стоимости приобретенных ОС.

8-9-10 - до 10%

Применяя амортизационную премию при приобретении ОС налогоплательщик может сумму амортизационной премии сразу же списать на текущие расходы. На оставшуюся сумму приобретенных основных средств начислять амортизацию принятым методом. Основные средства, относящиеся к 8, 9, 10 группе амортизируются только линейным методом.

Приобретены ОС стоимостью 300 тыс. руб. Относятся ко 2-ой группе. Амортизационная премия - 10%.

Прочие расходы

К прочим расходам относятся расходы на ремонт ОС, на НИОКР (есть льгота, см. НК прочее) и др. расходы. Выделяются прочие расходы связанные с производством и реализацией. Учитываются суммы налогов, таможенных пошлин, сборов, страховые взносы (ОМС), командировочные расходы, представительские расходы.

Представительские расходы не должны превышать 4% от расходов на оплату труда. Расходы на рекламу не должны превышать 1% от выручки.

В прочие относятся расходы на юридические, консультационные и информационные услуги.

При исчислении налога учитываются расходы, которые напрямую не связаны с реализацией продукции. К ним относятся: расходы в виде процентов по долговым обязательствам, судебные расходы, уплаченные штрафы, суммы безнадежных долгов, потерь от стихийных бедствий и пожаров и т.д.

Порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения

  1. Метод начисления
  2. Кассовый метод

Метод начисления предполагает признание доходов в том отчетном периоде, в котором они имели место, не зависимо от фактического поступления денежных средств и иного имущества.

Для доходов от реализации датой получения дохода признается день отгрузки, не зависимо от фактического поступления денежных средств в их оплату.

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают, исходя из условий сделок.

Налогоплательщики самостоятельно выбирают метод признания доходов и расходов и прописывают его в учетной политике. При этом закон ограничил круг налогоплательщиков, которые могут применять кассовый метод (сумма выручки за 4 предыдущих квартала не превысила 1 млн руб за каждый квартал). Датой получения дохода по кассовому методу считается день поступления средств на счета в банках или в кассу, расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

  1. Перенос убытков на будущие периоды

Рассмотреть порядок переноса убытков на будущие периоды

Ставки налога на прибыль

Основная ставка налога на прибыль распределяется следующем образом:

  • 2% в Федеральный бюджет
  • 18% в бюджет субъекта РФ

Субъекты РФ имеют право применять льготы, снижая ставку до 13,5%.

Пониженные ставки применяются по некоторым видам ценных бумаг и видам деятельности.

Налоговым периодом является календарный год, отчетный период выбирает налогоплательщик, отчетным периодом по налогу на прибыль установлен 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики могут исчислять ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае отчетным периодом признаются месяц, 2, 3 и т.д. до окончания календарного года.

Порядок уплаты налога

В течение года предприятие вносит авансовые платежи по налогу на прибыль. Есть 3 системы внесения авансовых платежей. По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму налогового платежа, исходя из налоговой ставки и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного, а затем налогового периода.

Семинар 6 (22.04.2015)

Виды доходов:

  • доходы от основной деятельности
  • внереализационные доходы

Лекция 4 (25.04.2015)

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Введен впервые во Франции во второй половине XX века. На сегодняшний день НДС выполняет скорее не регулирующую, а фискальную функцию.

Достоинства НДС:

  • Мощная фискальная функция
  • Регулирующая функция (в случае кризиса перепроизводства)
  • Незаметен для конечного потребителя товара

Недостатки НДС:

  • Обременителен для конечного потребителя товара
  • В случае кризиса производства налог еще более усугубляет экономическое положение субъектов
  • Сложное администрирование

Сущность НДС заключается в том, что он состоит из двух частей : объекта и вычета . В зависимости от того, как формируются объекты или вычеты, будет формироваться обязанность либо по уплате НДС, либо по возмещении его из бюджета.

Добавленная стоимость = з/п + взносы во внебюджетные фонды + амортизация + прочие расходы организации + прибыль

Добавленная стоимость = стоимость товара - материалы

В расчете НДС сформировалось 2 метода:

  1. Затратный
  2. Зачетный

Пример (механизм уплаты НДС по ставке 10%)

Стоимость сырья 10 тыс

Себестоимость продукции 15 тыс

Прибыль 5 тыс

Торговая наценка 40%

Наценка оптовой базы 25%

Этап движения товара

Цена покупки

Цена продажи

НДС в бюджет

Ст. покупки

НДС при покуп

Ст. продажи

НДС при прод

1. Производитель сырья

2. Обрабатывающее предприятие

3. Оптовый продавец

4. Розничный продавец

5. Конечный потребитель

Формула расчета НДС: НДС к уплате = НДС начисленный - НДС уплаченный

Налогоплательщики НДС:

  1. Юридические лица
  2. Индивидуальные предприниматели
  3. Лица, перемещающие товар через государственную границу

Хозяйствующие субъекты могут быть освобождены от уплаты НДС по следующим основаниям:

  1. Уплата налогов по специальному налоговому режиму
  2. Когда объем выручки от реализации товаров, работ, услуг не превышает установленного норматива (ст. 145)

Условия: выручка от реализации ТРУ без НДС за 3 предшествующих месяца не превышает 2 млн; отсутствие реализации подакцизных товаров

Период освобождения: не менее 12 мес; необходимо подтверждать условие: каждый месяц производится расчет выручки за предыдущие 3 месяца

  1. Операции не являются объектом налогообложения (ст. 39; ст. 146, п. 2, ст. 149)

Выручка от реализации за

Январь 400 тыс руб

Февраль 500 тыс руб

Март 600 тыс руб

Апрель 900 тыс руб

Определить, имеет ли право на освобождение по ст. 145.

Налогоплательщик после уведомления налогового органа (заявления) получает право на освобождение с 1-го апреля по 31 марта следующего года.

Объект налогообложения

  1. Реализациия ТРУ имущества на территории РФ: продажа на возмездной основе, безвозмездная передача товаров и услуг
  2. Передача ТРУ внутри предприятия для собственных нужд
  3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
  4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ

Не признается реализацией товаров:

  1. Передача жилых помещений физ. лицам в домах гос. и муниципального жилфонда
  2. Операции, связанные с обращением валюты
  3. Изъятие конфискованного имущества
  4. И др. (Ст. 39, п. 3)

Не признается объектом налогообложения:

  • Безвозмездная передача органам гос. власти
  • Реализация земельных участков
  • И др. (Ст. 146, п. 2)

Место реализации для целей НДС:

  • Место нахождения недвижимого имущества
  • Место фактического осуществления и производства работ/услуг
  • Место экономической деятельности покупателя услуг

Льготы (ст. 149)

  • Льготирование товаров
  • Льготные услуги
  • Льготные работы

Важным моментом предоставления льгот является возможность отказа от них (перечень ограничен). Льготы предоставляются при соблюдении следующих условий:

  1. Раздельный учет облагаемых и необлагаемых товаров
  2. Лицензия на осуществление необлагаемых видов деятельности

Ставки налога (ст. 164):

  1. Базовая 18%
  2. Льготная 10% (на группы товаров по правительственному перечню, детские товары по перечню, периодические книжные издания, связанные с образованием и культурой, медицинские и лекарственные средства, с/х животные)
  3. Специальная 0% (товары на экспорт, реализация драгоценных металлов госфондам и Центральному Банку, работы в космическом пространстве)
  4. Расчетные ставки:

При 18% расчетная ставка = 18/118

При 0% расчетная ставка = 10/110

Для обоснования нулевой ставки в отношении экспортируемых ТРУ необходимо представить следующие документы не позднее 180 дней с даты поставки (ст. 165):

  1. Контракт
  2. Грузовая таможенная декларация
  3. Копии транспортных и товаро-сопроводительных документов

Налоговая база

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, работ и услуг в разрежённы ставок. Для этого выручка складывается из всех доходов по оплате ТРУ, как в денежной, так и в натуральной форме.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: либо дата отгрузки, либо день оплаты товара.

Вычеты

Принимаются по следующим товарам, работам, услугам (гл. 25):

  • ТРУ для производственной деятельности
  • ТРУ для перепродажи
  • ТРУ по расходам на командировки
  • Представительские расходы
  • Авансовые платежи

Условия для принятия НДС уплаченного к вычету:

  • Суммы налога должны быть уплачены при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
  • ТРУ и имущество приобретаются для признаваемых объектом обложения операций
  • Суммы НДС должны быть отражены в счете-фактуре

Не принимаются к вычету НДС, но учитываются в стоимости товаров, работ и услуг, если налогоплательщики, либо операции освобождены от НДС.

Налоговый период - квартал. Порядок и сроки уплаты: до 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Кроме того, НДС вносится авансовыми платежами ежемесячно.

Семинар 7 (29.04.2015)

Существенно:

  • у НДФЛ нет копеек (округлять)
  • вычет применяется только к доходу в 13%

Вычет 4000 по каждому основанию на налоговый период (год ):

Материальная помощь

Заводской конкурс

Семинар 8 (13.05.2015)

В столовой варят кашу на молоке. Закуплено молока на 260 руб, крупы на 145 руб. Стоимость всей реализованной каши составила 528 руб. Суммы указаны без учета НДС. Необходимо рассчитать сумму НДС, которую столовая должна перечислить в бюджет при условии, что при приобретении продуктов использовалась ставка 10%, а при реализации 18%.

260+145=405. 405*0,10 = 40,5, округляем до большего 41.

При продаже 528*18% = 95

95-41 =54 руб.

В бюджет нужно перечислить 54 руб.

Предприятие Сорозко оприходовало свежие овощи, за купленные у с/х предприятия за 450 тыс руб. Часть продукции на сумму 200 тыс руб была переработана и заморожена, после чего продана за 280 тыс руб.

оптовому продавцу торговому предприятию Оптовик, которое реализовало всю продукцию на сумму 400 тыс руб. Оставшуюся часть овощной продукции предприятие Сорозко переработало в овощные консервы и реализовало в розницу на сумму 380 тыс руб. Все суммы указаны без учета НДС

Необходимо определить НДС к перечислению в бюджет предприятиями Сорозко и оптовик.

НДС уплаченный = 45

НДС полученный = 28+38=66

НДС к уплате = 66-45=21

НДС упл = 28

НДС получ = 40

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Финансы и менеджмент»

Бельская е.В.

Налоги и налогообложение

Краткий конспект лекций для слушателей РЦПК

Тула 2006

Основы налогообложения

Тема 1.Сущность налога. Функции налога

Налоги – это тот источник дохода, который позволяет существовать государству как институту власти, выполняя перед обществом свои обязанности.

Налоги оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления.

      производство;

      распределение;

    • потребление.

Налоги возникают и функционируют на второй фазе – распределения (перераспределения), где и проявляется их экономическая сущность в форме прямого изъятия государством определенной части совокупного общественного продукта для формирования централизованных финансовых результатов (бюджета).

Через функции проявляется внутреннее свойство, признаки и основные черты финансовой категории налогов.

Основные функции налогов:

    фискальная – обеспечение государства необходимыми ресурсами: формируется казна, т.е. бюджет;

    распределительная (социальная) – состоит в перераспределении доходов между различными категориями населения;

    регулирующая – налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Тема 2. Налоговая система государства. Принципы построения. Основные понятия налоговой системы

Налоговая система страны – это совокупность норм, правил, законодательных актов, на основе которых происходит взимание налогов, пошлин на территории данного государства и регулирование взаимоотношений, определение полномочий сторон, участвующих в процессе налогообложения.

Принципы налогообложения были разработаны и провозглашены Адамом Смитом и на сегодняшний день являются действующими.

    принцип равномерности – каждый должен платить по возможности;

    принцип определенности – налогоплательщик должен точно знать, когда, сколько и где заплатить налог, размер налога должен быть четко указан;

    принцип удобства – учитывает интересы налогоплательщика, налог взимается в то время, таким способом, какой удобен для налогоплательщика;

    принцип экономичности – затраты на сборы налогов должны быть меньше суммы собранных налогов.

Основные принципы системы налогообложения в РФ закреплены в ст.3 части 1 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от 31 июля 1998 г. (Федеральный закон № 146-ФЗ).

    принцип всеобщности и равенства налогообложения в независимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

    принцип экономической обоснованности налогов и сборов и определенности;

    принцип сохранения единого экономического пространства РФ при установлении налогов и сборов;

    принцип определенности – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, обладающие установленными НК принципами налогов и сборов, не предусмотренные НК РФ. Должны быть определены все элементы налогообложения;

    акты законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке платить;

    принцип однократности налогообложения – один субъект уплачивает налог с одного объекта один раз за один период. Нельзя обложить один и тот же объект дважды.

Налоговая политика государства – это система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Выделяют 3 типа налоговой политики государства:

      политика «максимальных» налогов;

      политика «разумных» налогов;

      налоговая политика, предусматривающая высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите.

Налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является условием для осуществления каких-либо разрешительных действий органами государственной власти.

Признаки налога:

    обязанность платежа, которым обременяются организации и физические лица в соответствии с законом;

    индивидуальная безвозмездность платежа, не предполагающая получение конкретным плательщиком эквивалентной выгоды, а также его безвозвратность;

    принудительность взимания, выражающаяся в возможности применения карательных мер в отношении неисправного плательщика;

    взимание в целях финансирования деятельности публичной власти.

Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств.

Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, выступающие как налоговые резиденты РФ.

Налоговый резидент – это физическое лицо, проживающее на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Пеня – это денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты налога в более поздний срок по сравнению с установленным законодательством. Определяется в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования от суммы неуплаченного налога за каждый день просрочки. Взимается с юридических лиц в бесспорном порядке, с физических – только в судебном.

Недоимка – это сумма налога (сбора), не уплаченная в срок.

Налоговый агент – лицо, на которое возложена обязанность по исчислению и перечислению налогов налогоплательщика в соответствующий бюджет.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

#### ## ## # ##
# # # # # ## # #
# # # # # ## #
# ### # # # # ##
# # # # # # #
# # # # #### # #
# ## ## # ##

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Сущность акцизов, их классификация и типы, принципы налогообложения и определение его объектов. Основные операции, признаваемые объектами налогообложением акцизами. Базы, период и ставки, порядок исчисления и налоговые вычеты, сроки и порядок уплаты.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2014

    Исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения в Российской Федерации. Плательщики и порядок расчета акцизов по твердой, адвалорной, комбинированной ставке. Уплата авансового платежа. Уплата акцизов в соответствующие бюджеты.

    реферат , добавлен 17.01.2015

    Порядок исчисления, срок уплаты акцизов. Налогоплательщики и объекты налогообложения акцизами. Сумма налога и вычеты. Сроки и порядок уплаты налога. Объект налогообложения и налоговая база по налогу на доходы физических лиц. Статус налогоплательщика.

    реферат , добавлен 28.01.2009

    Плательщики единого социального налога и объект налогообложения. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. Исчисление и уплата налога налогоплательщиками – работодателями. Сроки уплаты налога, порядок сдачи отчетности. Обособленные организации.

    дипломная работа , добавлен 03.08.2008

    Классификация, состав акцизных товаров. Объект налогообложения акцизом. Операции, освобождаемые от налогообложения. Механизм исчисления и основания уплаты акциза. Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности. Акцизный контроль в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2016

    Лицензирование производства и оборота спиртосодержащей продукции. Налогоплательщики и объект налогообложения, порядок и сроки уплаты сбора и представления отчетности. Определение стоимости добытых полезных ископаемых. Исчисление и сроки уплаты налога.

    контрольная работа , добавлен 06.07.2009

    Налог на доходы физических лиц. Плательщики НДФЛ. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговые ставки. Налоговые вычеты. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ в бюджет. Исчисление, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2006

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с ЮЛ и ФЛ) по ставке установленной законодательством.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д.

В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства.

Изъятие государством в пользу общества ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

С экономической точки зрения , налоги – инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

С юридической точки зрения, налоговые отношения – система специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а с другой субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет в соответствии с налоговым законодательством.

Можно выделить два направления, регулирующих доходность государства в сфере налогообложения:

а) первый, заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета.

б) второй, заключается в стимулировании по средством рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики. В этом проявляется ее регулирующая функция.

Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

    Работники своим трудом создающие материальные и нематериальные блага, и получающие определенный доход.

    Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала действующего в сфере предпринимательства.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательный платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков ЮЛ и ФЛ.

Классификация налогов

I. Финансово-экономический признак.

1. По способу изъятия:

Косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По переложению налогового бремени:

Перелагаемые (косвенные);

Неперелагаемые (прямые).

3. По способу обложения:

Налоги с ЮЛ;

Налоги с ФЛ.

Общие налоги.

4. По объекту обложения:

Имущественные;

Рентные;

С выручки;

Налоги на потребление.

5. По единице налогообложения:

Экономические налоги;

Расчетные.

6. По налоговым ставкам:

Прогрессивные;

Регрессивные;

Пропорциональные;

Твердые;

Кратные МРОТ.

7. По сфере функционирования:

Общеобязательные;

Специальные.

8. По целевой направленности:

Абстрактные;

Конкретные.

9. По способу выражения:

Налично-денежные;

Безналичные.

10. По общему признаку налогового источника:

Налоги на доходы;

Налоги на расходы;

11. По источнику уплаты:

Индивидуальные;

Включаемые в себестоимость;

За счет балансовой прибыли;

За счет чистой прибыли;

С выручки.

12. По способу обложения и взимания:

Кадастровые;

Декларационные;

Новое на сайте

>

Самое популярное