Домой Банки Налогообложение садовых и дачных товариществ. Налогообложение СНТ

Налогообложение садовых и дачных товариществ. Налогообложение СНТ

В. ВОРОБЬЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

В налоговые органы поступает множество обращений граждан - членов садоводческих некоммерческих товариществ с просьбой разъяснить некоторые назревшие вопросы налогообложения. В частности, в них говорится о сложностях составления налоговой отчетности, поскольку такие товарищества, как правило, не имеют в штате квалифицированных бухгалтерских кадров и имущества на балансе, не занимаются предпринимательской деятельностью и соответственно не имеют никаких доходов. Отмечается, что представление деклараций в налоговые органы требует дополнительных расходов. Поступает много писем с просьбой разъяснить причины отмены с 1 января 2005 г. льготы по ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных товариществ лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Высказываются предложения, направленные на снятие социальной напряженности в связи с увеличением в 2005 г. земельного налога ввиду изменения порядка его исчисления на основании кадастровой стоимости земельных участков. А в ряде обращений предлагается полностью освободить садоводческие некоммерческие товарищества от уплаты каких-либо налогов. Кроме того, возникает вопрос, почему в уплату налогов филиалы Сбербанка России не принимают от садоводческих некоммерческих товариществ наличные денежные средства. Публикуемое разъяснение поможет разобраться в этих вопросах.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение - это общее понятие, объединяющее несколько видов организаций, имеющих ряд общих признаков: во-первых, данные организации некоммерческие (т.е. не преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности); во-вторых, это объединение граждан, а не организаций; в-третьих, объединение формируется на добровольной основе; в-четвертых, целью объединения является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (обеспечение водой, электроэнергией, вывоз мусора и т.д.). Такие объединения создаются, как правило, городскими жителями на добровольных началах для содействия своим членам в решении общих хозяйственных и социальных задач.

Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных объединений регулируется Федеральным законом от 15.04.98 г. № 66-ФЗ (ред. от 2.11.04 г.) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ), которым предусмотрено несколько возможных форм организаций для коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством. Это садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов. В некоммерческом товариществе оно является совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и являющегося собственностью самого товарищества); в потребительском кооперативе и некоммерческом партнерстве - находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица.

Закон № 66-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, устанавливает порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Наиболее распространенной является садоводческое некоммерческое товарищество.

Согласно п. 2 ст. 6 и п. 4 ст. 14 Закона № 66-ФЗ садоводческое некоммерческое товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием. После государственной регистрации земельный участок предоставляется ему первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации, застройки территории данного товарищества и вынесения указанного проекта в натуру членам садоводческого товарищества выделяются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому некоммерческому товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.

Также следует иметь в виду, что поддержка садоводов и садоводческих товариществ осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. 35 и 36 Закона № 66-ФЗ.

Обязанность по уплате налогов

Статьей 3 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих полное освобождение лиц, в том числе и садоводческих объединений, признаваемых налогоплательщиками в установленном законодательством порядке, от уплаты налогов и (или) сборов.

Представление налоговых деклараций

Для налогоплательщиков важно не только внести в бюджет соответствующую сумму налога, но и грамотно составить налоговую декларацию и представить ее в налоговый орган в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом правильно составленная и своевременно представленная декларация является гарантией того, что у организации не будет впоследствии проблем.

В соответствии с п.п. 3, 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Она представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Следовательно, отсутствие у организации или физического лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате не лишает указанных лиц статуса налогоплательщика и соответственно не освобождает их от обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по соответствующим налогам.

Изложенное подтверждается информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.03 г. № 71.

Таким образом, отсутствие у садоводческих некоммерческих товариществ по итогам конкретного налогового периода объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате не освобождает их от обязанности представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, НДС, ЕСН и др.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Согласно ст. 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль. Статьей 11 Кодекса российские организации определены как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к ним относятся в том числе и некоммерческие организации. При этом глава 25 НК РФ, регулирующая порядок обложения налогом на прибыль организаций, не предусматривает льгот для некоммерческих организаций.

На основании ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как разница между полученными доходами от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационными доходами и расходами, связанными с производством и реализацией, и внереализационными расходами.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ все налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей. Следовательно, на садоводческие некоммерческие товарищества, которые являются плательщиками налога на прибыль организаций, распространяются положения п. 1 ст. 289 Кодекса.

Вместе с тем п. 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, т.е. не имевшие в течение отчетного года доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а осуществляющие деятельность только за счет целевых поступлений, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (года) - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, некоммерческие организации (в том числе садоводческие некоммерческие товарищества), у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода. В состав этой декларации входят:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;
  • лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» (без приложений);
  • лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».
Декларация составляется по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7.02.06 г. № 24н.

Декларация по НДС

Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС.

Формы налоговой декларации по НДС утверждены приказом Минфина России от 28.12.05 г. № 163н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения». Периодичность представления в налоговые органы налоговой декларации по НДС зависит от выручки, полученной налогоплательщиком за отчетный месяц.

Согласно п. 6 ст. 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При отсутствии операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщики представляют налоговую декларацию по НДС в налоговые органы по месту учета за налоговый период, установленный п. 2 ст. 163 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 163 НК РФ для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.

Указанные налогоплательщики представляют в налоговый орган титульный лист, разделы 1.1 и 2.1 декларации. При заполнении строк и граф разделов 1.1 и 2.1 декларации ставятся прочерки.

Таким образом, налоговую декларацию по НДС необходимо ежеквартально представлять в налоговый орган даже в том случае, если в истекшем налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовали объекты налогообложения. Изложенное подтверждается решением ВАС РФ от 3.02.04 г. № 16125/03.

Следовательно, указанные разделы формы декларации по НДС представляются налогоплательщиками (в том числе и некоммерческими организациями), не ведущими финансово-хозяйственной деятельности, один раз в квартал (четыре раза в год).

Некоммерческие организации (в том числе садоводческие некоммерческие товарищества), у которых возникают обязательства по уплате налога, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета по итогам отчетного (налогового) периода.

О плате за пользование водными объектами

Одним из актуальных является вопрос о том, являются ли садоводческие и огороднические объединения граждан, имеющие на своей территории собственную артезианскую скважину и добывающие на основании лицензии на водопользование подземную пресную воду, плательщиками платы за пользование водными объектами. При этом, как правило, вода используется только в своем хозяйстве.

В этой связи следует отметить, что с 1 января 2005 г. вступила в силу глава 25.2 «Водный налог» НК РФ. В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, которые находятся в собственности граждан, объектом обложения водным налогом не признается.

Таким образом, с 1 января 2005 г. садоводческие некоммерческие товарищества плательщиками водного налога не являются.

Однако необходимо иметь в виду, что они являлись плательщиками платы за пользование водными объектами в 2002, 2003 и 2004 гг. на основании Федерального закона от 6.05.98 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

О системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Согласно ст. 346.2 НК РФ плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 г. № 66-ФЗ (ред. от 2.11.04 г.) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Таким образом, такие объединения не осуществляют деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Следовательно, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан не могут быть переведены на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Форма уплаты налогов

Что касается уплаты налогов садоводческими некоммерческими товариществами путем открытия банковских счетов, необходимо отметить следующее.

Открытие счета в банке согласно главе 45 «Банковский счет» ГК РФ обусловлено заключением между банком и заинтересованным лицом (клиентом банка) договора банковского счета.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Понуждение юридического лица к заключению договора банковского счета законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Как следует из положений п. 2 ст. 45 НК РФ, допускается уплата налога наличными денежными средствами через кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Однако такое право в силу п. 3 ст. 58 НК РФ предоставлено только налогоплательщикам или налоговым агентам, являющимся физическими лицами. При этом они должны иметь счет в банке.

На налогоплательщиков – юридических лиц право выбора уплаты налогов не распространяется, в связи с чем они в обязательном порядке должны производить уплату налогов в безналичной форме, в порядке, установленном применительно к каждому налогу, но не противоречащем требованиям ст. 58 НК РФ. Таким образом, садоводческие некоммерческие товарищества, являющиеся юридическими лицами, уплату налогов производят только в безналичном порядке.

Согласно письму Банка России и МНС России от 12.11.02 г. № 151-Т/ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов» налогоплательщикам-организациям запрещено при уплате налогов и сборов вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В этой связи отказ филиалов Сбербанка России принимать наличные денежные средства в уплату налогов садоводческими некоммерческими товариществами является правомерным.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Какие налоги платит СНТ в 2019 году?

Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) - это специальное некоммерческое объединение, которое может создаваться гражданами РФ на добровольных началах для того, чтобы члены этой организации могли вместе решать определенные хозяйственные задачи в садоводстве. Следует понимать, что фактически любое СНТ является юридическим лицом, которое обязано платить налоги на общих основаниях, а для уплаты этих налогов обычно используются членские взносы участников СНТ. Но какие налоги платит СНТ в 2019 году? Любое садовое некоммерческое товарищество обязано платить 4 видов налогов:

  • Платит ли СНТ налог на имущество? Да, СНТ обязано уплачивать налог на все имущество, которым оно владеет. Следует понимать, что налог на имущество является региональным налогом, поэтому его размер устанавливается региональным законодательством. Также следует помнить, что налог не может быть выше 2,2%.
  • Земельный налог. Каждый владелец земельного участка также обязан платить налог на землю. Этот налог также является региональным. В среднем его размер составляет 0,1 - 0,5%, а налоговой базой в таком случае является кадастровая стоимость участка. В некоторых регионах налог может состоять из двух частей - какие-то объекты облагаются одним налогом, а другие объекты - другим налогом.
  • Налог на земли общего пользования в СНТ. Этот налог фактически является разновидностью земельного налога. Объектом налогообложения является земля, которая находится в коллективной собственности и не используется для садоводства (это могут быть дороги, парки, детские площадки и так далее). Правила тут все те же - налог является региональным, средний размер налога составляет 0,1 - 0,5% и так далее. Следует помнить, что в 2019 году вступит в силу закон, согласно которому коллективную собственность можно будет переводить в долевую. После перевода общей земли в личную собственность необходимо будет платить налог на эту землю на общих основаниях
  • НДФЛ. Если СНТ заключается с кем-либо трудовой , то после получения денег такой человек обязан заплатить НДФЛ на общих основаниях.
  • В некоторых случаях также придется заплатить водный налог. Впрочем, в большинстве случаев СНТ не платят налог на воду, поскольку использование воды для полива огородов и садовых участков не облагается налогом.


Подача деклараций

Теперь вы знаете о том, какие налоги должно платить СНТ в РФ и как устроено налогообложение СНТ. Узнаем, как СНТ должны подавать налоговые декларации:

  • СНТ в конце каждого налогового периода заполняет налоговую декларацию на общих основаниях. После этого декларации передается в ФНС России по месту . Если декларация не содержит ошибок, то ФНС подписывает ее и ставит печать. После этого председателю СНТ приходит оповещение о том, что Федеральная налоговая служба приняла декларацию. После этого нужно заплатить все налоги согласно данным, которые указаны в декларации.
  • Если в течение налогового периода у СНТ не возникает обязательств по уплате некоторых налогов, то СНТ должна отразить этот факт в налоговой декларации. Если этого не сделать, то СНТ может быть оштрафована.
  • Для покрытия налогов обычно используются целевые и членские взносы, которые делают участники СНТ.

Бухучет в СНТ имеет свою специфику и особенности. О том, как организовать бухгалтерский учет при различных системах налогообложения, поговорим далее. И конечно, не обойдем вниманием изменения, которые произошли в правовом регулировании деятельности СНТ с 01.01.2019.

Понятие СНТ

СНТ (садовое некоммерческое товарищество) — некоммерческая структура, учрежденная на добровольных началах с целью помощи ее членам в решении различных хозяйственных и социальных задач при ведении огородничества, садоводства или дачного хозяйства. К числу таких вопросов относится обеспечение участников объединения водой, электричеством, теплом, газом и пр.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность СНТ, с 2019 года является закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества...» от 29.07.2017 № 217-ФЗ. До этого действовал закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На СНТ не распространяется действие закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (п. 3 ст. 1 закона № 7-ФЗ). Но для целей применения нормативов бухучета СНТ рассматривается как некоммерческая структура.

Порядок ведения бухгалтерского учета в СНТ отдельными положениями законодательства не определен. Поэтому необходимо руководствоваться едиными нормами в сфере бухучета, на основании которых следует разработать локальный нормативный документ — учетную политику компании .

Нюансы учета основных средств в СНТ

Учет основных средств (ОС) регламентируется нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утверждено приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н). Согласно п. 4 данного положения некоммерческие организации (далее — НКО) принимают к учету ОС в случае, если объект используется в деятельности, направленной на достижение целей создания НКО, включая предпринимательскую деятельность. Также единовременно должны выполняться следующие условия:

  • срок предполагаемого использования объекта ОС более года;
  • объект приобретен с целью дальнейшего использования, а не для перепродажи.

Объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из сумм фактических расходов, понесенных в процессе приобретения, строительства или изготовления актива. К ним относятся суммы оплачиваемые продавцу по договору купли-продажи объекта, а также расходы на транспортировку, информационно-консультационные услуги, невозмещаемые налоги и пр.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если основное средство приобретается строго для некоммерческой деятельности (то есть с его использованием не планируют связывать получение облагаемой НДС выручки), то сумма входного НДС включается в стоимость объекта (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Все затраты на приобретение объекта ОС собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а по факту введения в эксплуатацию актива счет 08 кредитуется в дебет счета 01 «Основные средства организации».

Проводки при этом выглядят следующим образом:

Дт 08 Кт 60 — куплен объект ОС у продавца (включая суммы НДС);

Дт 08 Кт 60, 76 — отражены прямые затраты на закупку актива (транспортные, консультационные и проч.);

Дт 01 Кт 08 — актив введен в эксплуатацию;

ВАЖНО! Использование средств из целевых взносов на осуществление капвложений следует отражать с применением счета 83 (согласно инструкции к Плану счетов бухучета, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Дт 86 Кт 83 — целевые средства, направленные на капвложения, учтены как увеличение добавочного капитала;

Дт 83 Кт 01 — отражено выбытие объекта капвложения, купленного за счет целевых поступлений.

Все операции по движению объектов ОС оформляются первичными документами. Какими именно, см. в материале «Документальное оформление движения основных средств» .

В бухгалтерском учете объекты ОС стоимостной оценкой менее 40 000 руб. могут быть учтены в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01).

ВАЖНО! Амортизация по объектам ОС, приобретенным за счет целевых поступлений и используемых в некоммерческой деятельности, не начисляется (п. 17 разд. 3 ПБУ 6/01, подп. 2 п. 2 ст. 264 НК РФ). Сумма износа рассчитывается линейным способом и учитывается на забалансовом счете 010 «Износ ОС» по итогам года. Переоценка таких активов также не производится.

При выбытии ОС, приобретенных за счет целевого финансирования, источники финансирования не погашаются и не учитываются в финансовых результатах компании. В бухучете такая операция оформляется записью Дт 83 Кт 01.

При этом если СНТ приобрело объект ОС за счет средств от предпринимательской деятельности и использует его для получения дохода, то на данное имущество начисляется амортизация, и оно учитывается отдельно от целевого. Амортизация в таком случае списывается в затраты проводкой Дт 20 Кт 02.

Если же СНТ получило объект ОС за счет целевых средств, но использует его в коммерческой деятельности, то стоимость актива признается доходом НКО (п. 14 ст. 250 НК РФ). Стоимость имущества в данном случае погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Учет целевых средств в СНТ

Бюджет СНТ формируется из средств, вносимых членами СНТ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.01.2019 принимать от участников взносы СНТ может только на расчетный счет, не в кассу (ст. 14 закона № 217-ФЗ). ККТ при приеме взносов не применяется. Взносы не являются платой за товары, работы, услуги, а значит, не подпадают под понятие «расчеты» в смысле закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Схожие разъяснения даны в письме Минфина от 11.09.2018 № 03-01-15/65041 в отношении целевых взносов ТСН.

К таким взносам относятся:

  • членские взносы — периодически вносимые членами объединения денежные средства, которые направляются на текущие расходы организации;
  • целевые взносы — денежные средства, расходование которых может быть направлено на приобретение объектов общего пользования.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.01.2019 СНТ больше не собирают с участников вступительные взносы. Вступительные взносы, уплаченные ранее, участникам не возвращаются (п. 31 ст. 54 закона № 217-ФЗ).

В бухучете для отражения движения данных взносов используется счет 86 «Целевое финансирование». Для разделения взносов удобнее ввести отдельные субсчета, например, 86.1 «Членские взносы», 86.2 «Целевые взносы». Для учета взаиморасчетов с членами СНТ используется счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».

СНТ приходует и расходует денежные средства на основании приходно-расходной сметы, утвержденной на общем собрании членами товарищества (п. 8 ст. 14 закона № 217-ФЗ). Взносы могут быть израсходованы строго на определенную статью сметы. Унифицированной формы сметы не существует, и руководство товарищества разрабатывает ее самостоятельно.

Произведенные расходы можно отражать по дебету стандартных счетов издержек (20, 26), но возможно и сразу отражать по дебету счета 86, минуя счета учета затрат, с выбором субсчета в зависимости от вида издержек.

Пример

Сметой СНТ «Ромашка» предусмотрены следующие платежи: членские взносы — 150 руб. с сотки, целевые взносы на оборудование площадки для сбора мусора — 1 000 руб.

СНТ «Ромашка» приняло в члены нового садовода — Фадеева Н. А. Его участок равен 5 соткам. Он внес все взносы в кассу объединения: 750 руб. (150 × 5 сот.) — членские; 1 000 руб. — целевые. Бухгалтер отразил данные взносы в учете следующим образом:

Дт 50 Кт 76 — 1 750 руб. — поступили в кассу взносы Фадеева Н. А.

Дт 76 Кт 86.2 — 750 руб. — начислены членские взносы в составе целевых средств;

Дт 76 Кт 86.3 — 1 000 руб. — начислены целевые взносы.

За месяц СНТ «Ромашка» понесло следующие расходы:

Дт 86.2 Кт 70 — 15 000 руб. — оплата труда председателя и бухгалтера;

Дт 86.2 Кт 69 — 4 500 руб. — взносы с ФОТ;

Дт 86.2 Кт 71 — 500 руб. — закуплены канцтовары;

Дт 86.3 Кт 10 — 23 800 руб. — списаны материалы и баки на оборудование площадки для мусора;

Дт 86.3 Кт 60 — 3 200 руб. — услуги по установке забора и бетонировании площадки под мусор.

Учет прочих доходов и расходов в СНТ

  1. Учет доходов.

Согласно ст. 5 закона № 217-ФЗ граждане имеют право вести свое хозяйство в индивидуальном порядке и не вступать в ряды участников СНТ. При этом они вправе пользоваться объектами инфраструктуры СНТ за плату, предусмотренную заключенным договором.

Такие платежи не относятся к целевым взносам, учитываются в составе доходов товарищества и подлежат налогообложению.

Кроме того СНТ вправе заниматься коммерческой деятельностью ради достижения основной цели создания товарищества.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти доходы будут подпадать по сферу действия закона «О ККТ» и потребуют от СНТ применения кассового аппарата.

Записи в учете отражаются в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утверждено приказом Минфина от 06.05.1999 № 32н) и методическими рекомендациями к нему:

Дт 62 Кт 90.1 — реализация услуг.

  1. Учет расходов.

СНТ обязаны вести раздельный учет расходов целевых и коммерческих (п. 2 ст. 251 НК РФ). Учет предпринимательских издержек удобнее всего организовать на счетах 20 и 26.

При этом косвенные расходы необходимо распределить. Косвенные затраты — те издержки, которые относятся к нескольким видам деятельности или ко всей деятельности НКО.

  1. По объему выручки. В таком случае процент издержек, относящихся к коммерческой выручке, определяется по формуле:

Вк / (Вк + Цп) × 100,

Вк — выручка от коммерческой деятельности;

Цп — целевые поступления.

  1. По удельному весу затрат на оплату труда сотрудников. Тогда процент издержек, относящихся к коммерческой деятельности, будет равен:

ФОТк / (ФОТк + ФОТц) × 100,

ФОТк — фонд оплаты труда сотрудников, занятых в коммерческой деятельности;

ФОТц — оплата труда «целевого» персонала.

Кроме того, у СНТ допускается списание косвенных затрат, таких как расходы на содержание самой организации, зарплату администрации, содержание помещений, сооружений и транспорта, имеющих отношение к уставной деятельности, только за счет целевых взносов (письмо УМНС России по г. Москве от 22.01.2003 № 26-12/4743).

В налоговом учете (далее — НУ) допускается распределение затрат пропорционально выручке (п. 1 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 16.03.2015 № 03-03-10/13805 и от 25.06.2015 № 03-03-10/36660). В связи с этим удобнее выбрать единый вариант «по объему выручки» и закрепить его как элемент учетной политики.

Все косвенные издержки, собранные на счете 26 «Косвенные расходы», по итогам месяца распределяются между видами деятельности записями:

Дт 86.2 Кт 26 — косвенные издержки распределены к текущей уставной деятельности;

Дт 86.3 Кт 26 — косвенные затраты отнесены к целевым программам;

Дт 20 Кт 26 — косвенные расходы предпринимательской деятельности распределены в производство;

Дт 90.2 Кт 20 —издержки отнесены на себестоимость по коммерческой выручке.

  1. Учет финансовых результатов.

По итогам каждого месяца СНТ закрывает 90-е счета на счет 99 прибыли (убытки), а по итогам отчетного периода сальдо 99 учитывается в составе нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на счете 84. Но поскольку предпринимательская деятельность осуществляется для достижения целей уставной деятельности, то полученная прибыль не распределяется между участниками, а относится на счет целевого финансирования уставной деятельности НКО записью Дт 84 Кт 86.

Особенности бухгалтерского учета в СНТ при УСН

Чтобы снизить налоговое бремя и освободиться от уплаты НДС (за исключением ввозного НДС), налога на прибыль и налога на имущество (за исключением недвижимости, стоимость которой определяется Роскадастром), СНТ по коммерческой деятельности вправе выбрать специальный режим в виде упрощенного налога (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), выбрав один из доступных вариантов объекта налогообложения: доходы или доходы за вычетом расходов.

В данном случае учет целевых поступлений и расходов ведется также на счете 86 «Целевое финансирование» и не подлежит налогообложению (подп. 1 п. 1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Учет доходов и расходов от коммерческой деятельности ведется в книге учета доходов и расходов кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Деятельность садовых некоммерческих товариществ находится в особом правовом поле и регулируется специальным федеральным законом.

Статус деятельности организации определяет и особенности ее налогообложения. СНТ не освобождается от уплаты налога на прибыль, НДС и пр. Но в базу при подсчете данных налогов не включаются целевые средства, направленные на осуществление уставной деятельности товарищества.

СНТ также вправе применять УСН. При этом особенностью является исключение сумм целевых средств из доходов для целей обложения УСН.

В связи с тем, что целевые средства не учитываются при налогообложении, СНТ необходимо организовать раздельный учет доходов и расходов, выделив для этого специальный счет 86 «Целевое финансирование».

Земли общего пользования в садоводческих некоммерческих товариществах - это дороги, проезды, подъездные пути, проходы, разворотные и детские площадки, используя которые, садоводы попадают на свои садовые участки. Также к землям общего пользования относят линии водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, охрана и организация отдыха и прочие общие для владельцев земельных участков потребности.

Часто возникает путаница между налогом на земли общего пользования в СНТ и налогом на земельный участок члена СНТ. Сами участки, принадлежащие членам СНТ, облагаются стандартным земельным налогом. С земель же общего пользования в СНТ также взимается свой сбор. Он делится на всех членов-владельцев земельных участков в СНТ равномерным образом.

Более конкретный нормативно-правовой акт в области налогообложения членов садовых некоммерческих товариществ - это Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Пункт 6 статьи 19 вышеназванного закона обязует членов СНТ своевременно платить членские и другие взносы, предусмотренные законом и уставом подобного объединения, налоги и платежи.

При ведении садоводства необходимо заключить договор с садовым товариществом на использование общего имущества. Порядок оплаты в таком случае должен быть обусловлен договором в соответствии с пунктом 2 статьи 8 вышеназванного законодательного документа.

Земельные налоги являются сборами в . Они устанавливаются Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов. Вводить их в действие и прекращать взимание допускается только в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов.

Кто должен платить налог?

Новое на сайте

>

Самое популярное