Домой Банки Налоговая ставка. Виды налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты

Налоговая ставка. Виды налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). При этом одним из обязательных элементов налогообложения названа налоговая ставка. О том, что такое ставка налога расскажем в нашей консультации.

Налоговая ставка - это…

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Это значит, что налоговая ставка - это по НК РФ показатель, связывающий между собой величину исчисленного налога и налоговую базу, исходя из которой налог рассчитывается. Налоговая ставка может быть установлена как в рублях, так и в процентах. К примеру, налоговая база по налогу на прибыль - это денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ (п. 1 ст. 274 НК РФ). Соответственно, налоговая ставка устанавливается в % от величины налоговой базы (ст. 284 НК РФ). В общем случае процентная ставка налога на прибыль составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

А налоговая база для большинства транспортных средств, имеющих двигатели, - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Следовательно, ставка в виде % здесь уже не применима. Налоговая ставка по таким объектам устанавливается в рублях с каждой лошадиной силы (ст. 361 НК РФ).

Как налоговые ставки устанавливаются

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам — соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в тех пределах, которые установлены НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Это означает, что в любом случае ставка налога и метод обложения установлены Налоговым кодексом, но по региональным и местным налогам ставки могут быть увеличены или уменьшены в пределах, предоставленных НК РФ.

К примеру, транспортный налог - налог региональный (ст. 14 НК РФ). Налоговым кодексом РФ в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно налоговая ставка установлена в размере 5 рублей с каждой лошадиной силы (п. 1 ст. 361 НК РФ). При этом указано, что такая ставка законами субъектов РФ может быть увеличена или уменьшена, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств (

Налоговая ставка в системе налоговых элементов

Налоговая система основана на законодательных актах государства, которые устанавливают определенные методы построения, а также взимания налогов, т.е. определяются налоговые элементы.

К данным элементам относятся:

  • субъект налога - лицо, которое в соответствии с законодательством обязано уплачивать налог. При этом налоговое бремя через механизм цен может быть переложено на иное лицо в связи с этим рассматривают и нижеследующий элемент.
  • носитель налога – это то лицо, которое по факту производит уплату налога;
  • объект налога – имущество либо доход, с которого производится начисление налога (ценные бумаги, заработная плата, недвижимое имущество, прибыль, товары и проч.);
  • источник налога – тот доход, за счет которого производится уплата налога;
  • ставка налога - важнейший элемент налога, с помощью которого определяется величина налога в расчете на единицу измерения налоговой базы.

При расчете налога ставка - это та величина, на которую умножается налоговый объект. По определенным налогам ставки могут быть установлены в нескольких вариантах (например, ставка по НДС общая - 20%, льготная - 10%). Ставка может устанавливаться по методу налоговых тарифов - в виде перечня (в процентах или твердых суммах), - по которым облагаются товары или услуги и т.д. Типичным примером применения налоговых тарифов могут служить таможенные тарифы.

Налоговая ставка - это обязательный элемент налога и один из главных критериев расчета наряду с налоговой базой, объектом налогообложения, налоговым периодом и прочих.

Замечание 1

Нужно отметить важное условие - только когда определена полностью вся совокупность указанных выше элементов, налог можно считать установленным.

Установление размеров налоговых ставок само по себе является универсальным государственным инструментом регулирования экономики. Так ставки по некоторым налогам, имеющим существенное значение для субъектов хозяйствования (пошлины, акцизы), устанавливаются Правительством оперативно в зависимости от экономических условий.

Основные типы налоговых ставок

Налоговые ставки по методу начисления могут быть четырех видов:

  • пропорциональные,
  • твердые,
  • регрессивные,
  • прогрессивные.

Пропорциональная ставка налога выражается в определенном заранее проценте от базы налогообложения независимо от ее объема (НДС, налог на прибыль, налог на имущество).

Пропорциональные ставки в основном применяются в случаях применения в качестве налоговой базы стоимостных характеристик объекта налогообложения. Этот тип ставок весьма универсален, так как не требует индексации при сохранении общей направленности государственной политики налогообложения.

Твёрдые ставки налогов устанавливаются в абсолютном размере на единицу обложения или на весь объект. Твердые ставки не зависят от размеров налоговой базы. Данную ставку иногда называют реальным налогом.

С позиции начисления налогоплательщиком, а также контроля налоговыми органами твердые ставки достаточно элементарны. Они применяются тогда, когда налоговая база является количественной характеристикой объекта налогообложения, кроме стоимостной характеристики. Основной недостаток данного вида ставки налога заключается в том, что при росте инфляции эту ставку необходимо периодически повышать.

Прогрессивная ставка налога растет по мере роста уровня налоговой базы. Существует два вида прогрессивной ставки: сложная и простая.

При простой прогрессивной ставке величина ее растет при росте налоговой базы по всей сумме дохода.

При сложной прогрессивной ставке база налогообложения делится на части, у каждой из этих частей для начисления налога применяется собственная ставка. При этом налоговая ставка повышается только для той части налога, которая выросла по сравнению с предыдущим налоговым периодом.

Регрессивная налоговая ставка снижается по мере роста налоговой базы. Регрессивные ставки нужны в тех случаях, когда государство стимулирует подобный рост.

Определение 1

Налоговая ставка, которая выражается в процентах к уровню дохода плательщика, носит название налоговой квоты.

Законодательством РФ предусмотрено большое количество налогов и соответствующих им ставок. Грамотная политика государства в аспекте их утверждения предопределяет эффективность бюджетной политики и развития национальной хозяйственной системы в целом. Какова специфика определения их величины? Какими могут быть основания для классификации налоговых ставок?

Что такое налоговая ставка?

Изучим особенности такого явления, как налоговая ставка. Под данным термином чаще всего понимаются начисления в расчете на единицу измерения соответствующей базы для того или иного вида сбора в бюджет. Обозначение налоговых ставок чаще всего осуществляется с помощью процентов. Например, ставка НДФЛ в России составляет 13%, НДС — 18%.

В ряде случаев соответствующий показатель определяется в виде десятичных чисел. Для НДФЛ и НДС это будет 0,13 и 0,18 соответственно. Законами также может быть предусмотрена 0 налоговая ставка (нулевая) для российских налогоплательщиков. Это может наблюдаться на примере нулевой величины НДС для предприятий, работающих при УСН. Далее мы рассмотрим данную особенность подробнее.

Виды ставок

Рассмотрим, какие есть основные виды налоговых ставок. В мировой экономической науке есть большое количество подходов к определению соответствующих показателей.

В числе самых распространенных оснований для классификации налоговых ставок — степень обременения для плательщика. В рамках данного критерия показатели могут быть:

  • базовыми (это ставки, которые не предполагают отнесения плательщика к какой-либо специфической категории с целью применения льгот и иных преференций);
  • пониженными (это показатели, которые определяются, в свою очередь, с учетом льготного или дающего право на преференции статуса налогоплательщика, вплоть до нулевой налоговой ставки);
  • повышенными (данного типа ставки предполагают, что деятельность плательщика характеризуется признаками, дающими государству право взимать с него больше налогов).

Другое основание для классификации рассматриваемых показателей — метод их установления. Так, налоговые ставки могут быть:

  • абсолютными (предполагают, что величина сбора определяется для каждой из единиц налогообложения в фиксированных значениях);
  • относительными (их величина прямо пропорциональна величине единицы налогообложения).

Если говорить о РФ, то можно выделить такое основание для классификации ставок, как отнесение налога к типу федеральных, региональных или местных. Таким образом, будет различаться юрисдикция утверждения соответствующих показателей. Для ставки определяются высшими органами государственной власти, для региональных — соответствующими структурами на уровне субъекта РФ, для местных — муниципальными учреждениями.

Основные налоговые ставки в РФ

Изучим основные налоговые ставки, установленные НК РФ. В числе самых распространенных видов сборов в российский бюджет:

  • НДФЛ;
  • на прибыль организаций;
  • на выручку (прибыль) по УСН;
  • ЕНВД;
  • транспортный налог;
  • имущественный сбор для организаций;
  • налог на недвижимость для граждан;
  • земельный налог.

Изучим их специфику подробнее.

НДФЛ

Налоговые ставки по налогам на доходы физических лиц, или НДФЛ, в России — 13% для 30% — для граждан, не имеющих такового статуса. Критерий, по которому плательщики относятся к первой категории — нахождение в России основную часть дней года. При этом не важно, является ли человек гражданином РФ, или он иностранец.

НДФЛ в России платится с самых разных доходов, которые получает человек: с зарплаты, выполнения подрядных работ и услуг, продажи имущества и т. д. Особенность данного сбора в том, что в отношении него установлены различные вычеты — социальные, имущественные, стандартные. То есть у гражданина, уплачивающего НДФЛ, есть возможность уменьшить соответствующий сбор по предусмотренным законом основаниям.

Ставка НДФЛ, исходя из оснований для классификации, определенных нами выше, может быть отнесена к категории базовых и относительных. Вместе с тем в том случае, если плательщик не имеет статуса резидента РФ, то она вполне может быть классифицирована как повышенная, так как ее размер увеличивается более чем в 2 раза.

Налог на прибыль организаций

Данный налог платят, в основном, крупные бизнесы с большими оборотами. Малые и средние предприятия стараются работать в режиме УСН. По данному сбору налоговые ставки в 2015 году составляют 20% для всех видов доходов предприятий. Законодательство не определяет каких-либо льгот для организаций, которые обязаны осуществлять соответствующие перечисления в бюджет, как при уплате НДФЛ для некоторых категорий плательщиков.

По тем основаниям для классификации ставок, которые определены нами выше, ту, что установлена для налога на прибыль, можно отнести к категории базовых и относительных.

НДС

Ставка налога на добавленную стоимость, НДС, в России — 18%. При этом платят его не все. Для фирм, работающих по УСН, установлена 0 налоговая ставка в отношении НДС. Между этим сбором и НДФЛ можно провести некоторую аналогию — законом предусмотрены различные основания для вычетов при исчислении и организациями.

Ставки по НДС можно классифицировать как относительные и базовые.

Налоги при УСН

Упрощенная система налогообложения, или УСН, — интереснейшее явление. Данного типа сборы призваны в значительной степени снизить налоговую нагрузку для предприятий, особенно это важно для начинающих бизнесов. Собственно, использовать ее могут только те организации, обороты которых относительно невелики — в пределах 60 млн. руб. в год. Законодательством РФ определено 2 типа ставок для УСН: при взимании налога с выручки предприятия — 6%, при сборах с прибыли — 15%. Предприниматель сам выбирает одну из двух указанных схем расчетов с государством.

Для предприятий, работающих при УСН, как мы отметили выше, установлена 0 налоговая ставка для НДС. Однако фирма может самостоятельно формировать документы, в силу которых у нее может возникнуть обязательство по уплате соответствующего сбора. можно отнести к базовым и относительным.

Ставки, установленные для УСН, можно отнести к пониженным (они устанавливаются как альтернатива тем, что определены для налога на прибыль) и относительным. Но некоторые юристы все же склонны классифицировать их как базовые, так как соответствующий сбор относится к отдельной категории.

УСН и сборы в государственные фонды для ИП

Полезно будет изучить корреляцию между УСН и сборами в государственные фонды — ПФР и ФФОМС, которые уплачивают за себя индивидуальные предприниматели. Данные платежи ИП осуществляют вне зависимости от того, есть у них прибыль или нет. Поэтому соответствующий тип налогов вполне можно отнести к категории абсолютных, так как их величина фиксированная (определяется на год). Например, в 2015 году соответствующая сумма составляет порядка 22 тыс. руб. Особенность законодательного регулирования уплаты сборов в государственные фонды в том, что данные платежи могут быть полностью зачтены в счет уплаты ИП налогов по УСН. Фактически, образуется 0 налоговая ставка для УСН. Данная полезнейшая особенность находит весьма положительную оценку в среде российских предпринимателей.

ЕНВД

Некоторые компании, работающие в РФ, предпочитают вести деятельность в рамках режима ЕНВД (единого налога на вмененный доход). Ставка в рамках данного типа сборов устанавливается федеральным законодательством, сейчас она составляет 15%. Но кроме нее в формуле расчета данного налога задействуются базовая доходность, физические показатели, а также коэффициенты — К1 и К2. Какова специфика правового регулирования данного сбора? Базовая доходность, физические показатели и первый коэффициент устанавливаются в федеральных законах, второй — в региональных. Работа предприятия в режиме ЕНВД предполагает, что оно уплачивает фиксированный сбор в бюджет безотносительно доходов. Ставка по данному налогу относится, таким образом, к абсолютным и базовым.

Транспортный налог

Интересен транспортный налог, относящийся к категории региональных. Ставка по нему может определяться, исходя из самых разных критериев: года выпуска автомобиля или иного транспортного средства, мощности двигателя, вместимости, отнесения к той или иной категории. Теоретически некоторые из соответствующих показателей, установленных законодательствами разных регионов, могут различаться очень значительно. Например, для легковых машин, обладающих двигателем с мощностью до 100 лошадиных сил, налоговая ставка транспортного сбора может составлять от 1 до 25 руб. за одну л. с. Однако показатели, о которых идет речь, могут быть уменьшены или увеличены властями субъектов РФ не более чем в 10 раз относительно цифр, зафиксированных в НК РФ.

Ставку по транспортному налогу можно классифицировать как относительную и базовую. Но законом предусмотрены основания, позволяющие в ряде случаев классифицировать некоторые разновидности соответствующих показателей по данному сбору как повышающие или понижающие.

Имущественный налог для организаций

Налог на имущество предприятий относится к категории региональных. Что это значит? Прежде всего то, что налоговая ставка на имущество фиксируется на уровне законов субъектов РФ. Однако в Налоговом Кодексе определен предельный ее показатель — 2,2%. Имущественный сбор уплачивают: российские организации (если у них в собственности есть движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе), иностранные компании (при владении недвижимостью).

Если соотнести рассматриваемый сбор и виды налоговых ставок, определенные нами в начале статьи, то мы можем классифицировать соответствующий показатель как относительный и базовый.

Налог на имущество для граждан

Необходимость уплаты налога на имущество установлена законодательством РФ также и в отношении граждан. Данное обязательство в частности должны выполнять владельцы квартир, комнат и домов. Ставки налога на недвижимость для граждан устанавливаются муниципальными властями — в интервале 0,1-0,3% от кадастровой стоимости жилья.

При этом до 2019 года в формуле исчисления соответствующих платежей применяются понижающие коэффициенты, облегчающие адаптацию граждан к данному налоговому обременению. Также при определении величины имущественных сборов для граждан используются вычеты в виде уменьшения площади жилья на заданное количество квадратных метров и пропорционального снижения его кадастровой стоимости.

В соответствии с отмеченной нами классификацией ставки по имущественному налогу для граждан можно отнести к относительным и базовым. Рассматриваемый сбор относится к категории местных. К этой категории принадлежит также земельный налог. Изучим его специфику.

Земельный налог

Как и в случае с налогом на имущество для граждан, ставки в отношении рассматриваемого сбора фиксируются в муниципальных правовых актах. Их величина не может превышать 1,5%, если речь идет о землях: используемых в сельском хозяйстве, в жилищном строительстве, а также в качестве дачных и садоводческих участков. Для остальных категорий земель предельная величина показателя — 0,3%.

Ставки по рассматриваемому сбору можно отнести к относительным и базовым. Показатель в 0,3% некоторые юристы относят к понижающим.

Изменения в налоговом законодательстве в 2015 году

Итак, в России утверждены самые разнообразные виды сборов и соответствующие им налоговые ставки. 2015 год характеризуется заметными активностями законодателя в аспекте корректировки данных показателей — на том или ином уровне регулирования обязательств налогоплательщиков перед государством.

Возможно, наиболее заметные корректировки в налоговом законодательстве коснулись имущественных сборов, которые должны перечислять государству граждане. Выше мы отметили, что данного типа налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости жилья. Но до 2015 года величина сбора определялась которая в общем случае существенно ниже.

Заметные изменения характеризуют также транспортный налог. Дело в том, что с 2015 года соответствующий сбор для дорогих автомобилей (от 3 млн. руб. и выше) рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Таким образом, год, в котором значительно реформировалась соответствующая налоговая ставка, — 2015. Транспортный налог владельцы дорогих автомобилей будут платить в рамках более строгих критериев.

  • 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как подотрасли финансового права.
  • 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
  • 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
  • 12. Правотворчество и законотворчество. Правотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.
  • 13. Реализация права. Особенности реализации налогового права.
  • 14. Юридическое определение и правовые признаки налогов, сборов и пошлин.
  • 15. Применение права. Правоприменительные полномочия органов налогового контроля.
  • 16. Правовые основания установления налогов. Правовые элементы налогов.
  • 5. Порядок исчисления налога.
  • 19. Правовые основы исполнения налоговой обязанности.
  • 20. Правовые основы принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов.
  • 21. Правовые основы специальных налоговых режимов.
  • 22. Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.
  • 23. Понятие, виды и принципы юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • 2) Дисциплинарная.
  • 24. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • 1. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
  • 3 Фазы развития налогового консалтинга:
  • 2. Порядок распределения между организациями обязанностей по уплате налогов и сборов при различных формах реорганизации.
  • 3. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
  • 1) По принадлежности к уровню власти:
  • 2) По методу взимания:
  • 3) По субъекту уплаты:
  • 4) По способу обложения:
  • 5) По объекту:
  • 6) По применяемой ставке:
  • 7) По назначению:
  • 8) По срокам уплаты:
  • 11) По уровню установления и изъятия:
  • 4. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документы.
  • 5. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
  • 1) Понятие «риск»; 3 результата.
  • 2) У налогоплательщиков может быть возможность попасть в рисковую ситуацию.
  • 3) Классификации.
  • 6. Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
  • 1. Подготовка:
  • 7. Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции.
  • 8. Налоговый контроль: назначение, методы, формы осуществления. Пути повышения эффективности его в рф.
  • 9. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: задачи, функции и организационная структура.
  • 10. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
  • 1) Финансовые:
  • 2) Экономико-хозяйственные:
  • 3) Этические:
  • 4) Принципы налогового администрирования:
  • 11. Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций типы консультационных организаций.
  • 12. Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию.
  • 1. Объективность и беспристрастность;
  • 2. Независимость консультанта;
  • 3. Конфиденциальность;
  • 4. Законность;
  • 5. Профессионализм/Профессиональная компетентность;
  • 13. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
  • 14. Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
  • 1. Независимость.
  • 2A) Персональная ответственность.
  • 2B) Материальная ответственность.
  • 3. Внимание и добросовестность.
  • 4. Конфиденциальность.
  • 16. Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
  • 4 Вида оплаты труда:
  • 17. Оформление и реализация материалов налоговых проверок.
  • 18. Выездная налоговая проверка, ее назначение, порядок планирования, порядок проведения и реализации материалов.
  • 19. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
  • 20. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
  • 21. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • 22. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
  • 23. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
  • 25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.
  • 1. Акцизы: сущность, налогоплательщики, элементы налога, механизм исчисления и уплаты.
  • 3. Ндс: налоговые вычеты и порядок их применения.
  • 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
  • 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
  • 1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации.
  • 2) Внереализационные доходы.
  • 3) Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в цкелях налогообложения
  • 9. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
  • 2. Внереализационные расходы
  • 3. Расходы не учитываемые в целях налогообложения
  • 10. Земельный налог: механизм исчисления и уплаты, перспективы развития
  • 11. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: назначение, сфера применения, механизм исчисления и уплаты, перспективы замены патентной формой налогообложения.
  • 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
  • 14. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и их влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
  • 15. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог): назначение, механизм исчисления и уплаты, перспективы развития.
  • 16. Налогообложение доходов организаций в виде дивидендов.
  • 17. Страховые взносы во внебюджетные государственные фонды социального назначения: назначение, объект обложения, порядок исчисления и уплаты. Порядок администрирования страховых взносов.
  • 18. Имущественные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 19. Система налоговых вычетов по ндфл. Характеристика, условия и порядок применения стандартных налоговых вычетов.
  • 20. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, необлагаемые доходы, налоговые ставки.
  • 21. Действующий механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
  • 22. Социальные налоговые вычеты по ндфл: назначение, состав, условия и порядок применения.
  • 23. Специфика налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.
  • 24. Налог на имущество физических лиц: действующий механизм исчисления, современные проблемы и пути их решения.
  • 25. Упрощенная система налогообложения: назначение, механизм исчисления и уплаты единого налога, перспективы развития.
  • 24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

    Понятие

    Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Формы и виды налоговых ставок

    Виды

    В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:

    1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.

    2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.

    3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.

      Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

      Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.

      Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

    Формы

    Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).

    Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).

    Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).

    Роль налоговой ставки в реализации функций налогов

    Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

    По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

    25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.

    Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного н\пл.

    Функции налога:

    Необходимо выделить 4 основных функции:

    Фискальную;

    Регулирующую;

    Социальную;

    Контрольную.

    1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).

    С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

    2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.

    3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).

    Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

    Снижение налоговой ставки;

    Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);

    Возврат ранее уплаченного налога или его части;

    Отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

    Зачет ранее уплаченного налога;

    Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

    Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).

    Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

    6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Вопрос №3.

    Налоги и сборы : неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, бизнес процессов, да и вообще жизни любого человека. Налоги и сборы являются основным способом пополнения бюджета страны и ее регионов. Невыполнение налоговых обязательств может повлечь за собой штрафные санкции со стороны государства. Поэтому базовые знания о налоговой системе просто необходимы каждому, тем более предпринимателю. Далее рассмотрим: какие налоги и сборы применяются в РФ, их классификацию и виды, а также специальные налоговые режимы.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

    основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
    Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы:
    — лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);
    — лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.
    налоговая ставка: 9%,13% ,15%,30%,35%

    Налог на прибыль организаций

    Это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.
    Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения.
    Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25. Налогового кодекса РФ.
    Плательщики:
    — Все российские юридические лица (ООО, АО, ПАО и пр.)
    — Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ
    — Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора
    — Иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения
    налоговая ставка :
    2% в федеральный бюджет (3% в 2017 — 2020 годах); 0% для отдельных категорий налогоплательщиков.
    18% в бюджет субъекта РФ (17 % в 2017 — 2020 годах). Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5% (12,5 % в 2017 — 2020 годах).

    Налог на добавленную стоимость (НДС)

    Это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Сумма НДС, которую налогоплательщик-продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций.
    Плательщиками НДС признаются:
    организации (в том числе некоммерческие)
    предприниматели
    налоговая ставка: (0%, 10%, 20% )

    Акцизы

    Налогоплательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):
    -организации;
    -индивидуальные предприниматели;
    -лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
    Организации и иные лица, указанные в статье 179 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции (с подакцизными товарами), подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
    Смотри .

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

    В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия — стандарту организации.
    Плательщики: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами
    Налоговым Кодексом определено, что указанные лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по отдельному основанию - в качестве налогоплательщика НДПИ.

    Водный налог

    Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» .

    РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

    Налог на имущество организаций

    Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ.
    Налоговую ставку порядок и сроки уплаты налога определяют законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в пределах, установленных указанной главой НК РФ, .
    Налоговые ставки не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.
    Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

    Транспортный налог

    Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).
    Организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно . Физическим лицам сумма налога, подлежащая уплате исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

    Налог на игорный бизнес

    Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр. Согласно действующему законодательству, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит обязательному лицензированию. Такая лицензия действует бессрочно.

    МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

    Торговый сбор

    Устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества (статьи 411, 412 главы 33 Налогового Кодекса Российской Федерации — далее НК РФ).
    К объектам осуществления торговли относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, а также объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков (статья 413 НК РФ).
    Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели.

    Земельный налог

    Порядок налогообложения земельных участков в Российской Федерации определен гл. 31 НК РФ. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
    Плательщиками земельного налога признаются физические лица и организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя): не более 0,3% и 1,5%.

    Налог на имущество физических лиц

    Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество. Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
    1) жилой дом;
    2) жилое помещение (квартира, комната);
    3) гараж, машино-место;
    4) единый недвижимый комплекс;
    5) объект незавершенного строительства;
    6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
    В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, в которых в качестве налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1% , 2%, 0,5%

    ОТРАСЛЕВЫЕ НАЛОГОВЫЕ СБОРЫ И ПЛАТЕЖИ

    Сборы за пользование объектами животного мира

    Объектами обложения признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) в соответствии с установленным перечнем, – при изъятии их из среды обитания.
    Плательщики: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
    Согласно ст. 333.3 НК РФ ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира отдельно.

    Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов

    Объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с установленным перечнем, – изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в том числе объекты, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.
    Плательщики: физические лица, индивидуальные предприниматели и организации, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
    Ставки сбора установлены в рублях за 1 тонну разрешенного к вылову объекта в зависимости от бассейна, в котором разрешен вылов объектов водных биологических ресурсов.

    Регулярные платежи за пользование недрами

    Совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования недрами:
    — Разовые платежи уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии).
    — Сбор за участие в конкурсе (аукционе) уплачивается при регистрации заявки.
    — Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ.
    Подробнее см. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ


    При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.
    ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ).

    Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:

    Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
    Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения
    Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно

    Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.
    В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
    Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное