Домой Банки Обнаженная леди годива. Обнаженная всадница леди годива

Обнаженная леди годива. Обнаженная всадница леди годива

Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы – миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.

Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу.


Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)

Небесная кара была мгновенной – он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.

Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни.
Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера – монаха монастыря Святого Албана – только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события – 10 июля 1040 года.


На картине художника Эдмунда Лейтона изображен момент, когда леди принимает свое благородное решение. 1892 г.

В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.
Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.


Памятник Годиве в центре города Ковентри.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов – мерсийцев, а на юге племя саксов – хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» – языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа
Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков».

Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды.

Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника.

Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.

Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.


Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.


Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.

Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан, на гобелене, на полотнах живописцев.


Эдвард Генри Корбулд (1815 - 1904) Леди Годива.



Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.


Marshall Claxton 1850 г.Леди Годива.


Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива.



Сальвадор Дали.Леди Годива.



Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы - миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Годива (англ. Godiva от латинизированного др.-англ. Godgyfu, Godgifu — «подаренная Богом»; 980—1067) — англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая, согласно легенде, проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Великобритании ради того чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных.


Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она не один раз обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так горячо просит.

Граф думал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу. Небесная кара была мгновенной - он ослеп.

Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.


Жюль Жозеф Лефевр. Леди Годива


Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни. Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера - монаха монастыря Святого Албана - только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события - 10 июля 1040 года.


Леди Годива. Старинная гравюра


В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.

Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов - мерсийцев, а на юге племя саксов - хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» - языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа

Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков». Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святой Осбурги в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника - вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника. Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.


На фотографии запечатлена актриса и каскадерша Эмили Кокс (Emily Cox) во время съемок исторического воссоздания легенды леди Годивы на площади Святой Анны (St. Ann’s Square) в Манчестере.


Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна - современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице - обнаженной женщине на коне.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.

Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в костюмы дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.

Интересные факты

В честь леди Годивы был назван астероид 3018 Годива.

Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник — леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.

Грэм Джойс в книге "Правда жизни" / "The Facts of Life" 2002 года пишет о том как в Ковентри был установлен памятник леди Годиве. Так же есть эпизод где одна из главных героинь, очарованная поступком леди Годивы, повторяет ее подвиг.

Как это ни странно звучит, но иногда в честь Леди Годивы получают свое название магазины одежды.

Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан…

Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы»)

Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива»)

Питер Гэбриэл упоминает имя Леди Годивы в своей песне Modern Love: «For Lady Godiva I came incognito / But her driver had stolen her red hot magneto».

Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» (Ну а ежели кто не ещё а уже / И душа как та леди верхом в неглиже"

Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».

Британская группа Placebo упоминает в своей песне «Peeping Tom» Подглядывающего Тома, который следит на расстоянии за неизвестной девушкой.

Группа Velvet Underground, упоминает имя Леди Годивы в своей песне «Lady Godiva’s Operation».

Группа Boney M в 1993 году записала песню «Lady Godiva». Впервые она была опубликована в том же году на альбоме More Gold.

Группа Mother Love Bone издала песню «Lady Godiva Blues» на альбоме Mother Love Bone 1992 года и на переиздании альбома Apple.

2 серия («Волшебное ню») 7 сезона сериала "Зачарованные" про Леди Годиву.

В повести Сергея Лукьяненко «Недотепа» упоминается леди Кадива, которая тоже проехала обнаженной по улицам города, чтобы её муж отменил налоги. И проезжала она не один раз.

В первом эпизоде сериала «Черное зеркало» обыгрывается история леди Годивы.

Английский видеоблогер и певец Alex Day записал песню «Lady Godiva», в которой рассказывается легенда о графине.

У немецкой метал-группы Heaven Shall Burn есть песня Godiva, а также фрагмент картины Джона Кольера “Леди Годива” изображен на обложке альбома Veto.

Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о леди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на Рождество.

Шоколад "Godiva" официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.

Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.


Edward Henry Corbould (1815-1905). Lady Godiva


John Thomas (1813 - 1862). Lady Godiva. Maidstone Museum, Kent, England


Уильям Холман Хант (1827-1910). Леди Годива. 1857

Годива (англ. Godiva от латинизированного др.-англ. Godgyfu, Godgifu — «подаренная Богом»; 980—1067) — англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая, согласно легенде, проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Великобритании ради того чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных.

Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. В то время правил последний англосаксонский король Англии - Эдуард Исповедник. Денег ему, как и многим другим монаршим особам, всегда не хватало, и пополнял казну он, скажем прямо, не самым оригинальным способом - повышением налогов. Следить же за тем, чтобы деньги были вовремя собраны в Ковентри и окрестностях и доставлены по назначению, обязан был все тот же граф Мерсийский. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива всё-таки пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая её за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и, сдержав своё слово, снизил налоги. Существует и такая версия: когда леди Годива совершала свою знаменитую конную прогулку, рыночная площадь была полна народу. Однако наготы ее никто не заметил, потому что от глаз горожан ее скрыл чудесный покров, ниспосланный Девой Марией.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описана в сохранившихся в Англии летописях.

Леди Годива (Godiva - латинизированная форма староанглийского имени Годгифыо, что значит «подарок Бога»; всего же существует 17 различных написаний ее имени) действительно жила в Англии в Ковентри в середине XI века. Историки рассказывают, что примерно в 1028 (по одной из версий - в 1030) году, будучи к этому моменту богатой вдовой, она серьезно заболела и, полагая, что близок ее смертный час, завещала все свое немалых размеров состояние монастырю в городке Или (завещание хранится в архивах Ковентри). Но с болезнью удалось справиться, и через некоторое время Годива вышла замуж за англосаксонского аристократа, графа Мерсии и лорда Ковентри, Леофрика III.

Могущественный граф Мерсии также не чужд был высоких материй. Вскоре, в 1043 году граф и графиня основали монастырь бенедиктинского ордена в Ковентри - одном из городов, находившихся во владениях графа. Леофрик наделил монастырь землей и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. . Монастырь в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвертый по величине средневековый английский город. 4 октября монастырская церковь была освящена именами святого Петра, святого Осбурга, Всех святых и Девы Марии, в которую Годива верила безгранично. Позднее благодаря ее дарам - золоту и драгоценностям - церковь монастыря стала одной из богатейших в Англии.

Графиня пережила графа на десять лет и была могущественной и благочестивой правительницей. После смерти мужа леди Годива продолжала покровительствовать церкви, оказывая поддержку по крайней мере еще полудюжине монастырей. Она была очень набожна и жертвовала церкви земли и деньги. Находясь на смертном одре, передала все свои владения церкви. После смерти и граф Леофрик, и леди Годива были похоронены в построенном ими монастыре. Но все эти подробности биографии благородной аристократки сегодня известны разве что историкам-медиевистам.

Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь. О событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает завистник славы и богатства Ковентри — монах монастыря святого Албана (Abbey of St Albans) Роджер Вендровер (Roger of Wendover) в 1215-1235 году в известнейшей хронике The Flores Historiarum (Flowers of History); согласно его словам, события происходили 10 июля 1040 года. Возможно, автор использовал какой-то ныне утерянный источник. А может, и сам решил таким образом прославить эту замечательную женщину. Последующие летописцы неизменно украшали пикантную историю новыми подробностями. В дальнейшем народная молва только дополняла это предание.

По одной версии, во время проезда Годивы по площади смущенные горожане не поднимали на нее глаз (в это, зная натуру человека, пусть даже и средневекового, как-то верится с трудом).

По другой, она приказала жителям Ковентри сидеть дома за закрытыми ставнями (в то, что послушались абсолютно все, также не очень-то верится) в то утро, когда собиралась проехать по улицам, и таким образом избавила себя от оскорбительных взглядов простолюдинов.

По третьей - тело леди Годивы невозможно было разглядеть, поскольку оно скрывалось под ниспосланным Богом непрозрачным покровом.

И наконец, есть предположение, что нагота Годивы была символической - на ее платье во время проезда через рыночную площадь не было драгоценных украшений и атрибутов власти, что было недопустимым для знатных особ по существовавшим тогда обычаям.

Считается, что легенда о леди Годиве возникла на основе языческих ритуалов плодородия, которые еще долго сохранялись в Европе и иногда смешивались с христианскими традициями. Мистерии с участием женщин-жриц встречаются во многих дохристианских культурах (нередко при этом жрецы были обнаженными или одевались в особые одеяния). В том числе это происходило и у кельтов. Обряды, связанные с землей, урожаем, плодовитостью, были распространены у друидов. Скорее всего, отголоски древних верований и обычаев, веками существовавших на этой земле, и отразились в легенде о Годиве.

Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри начиная с 1057 года налог действительно не взимался, однако срок в 17 лет явно не говорит в пользу реальности описываемых в легенде событий. В любом случае начиная с с 1218 в Ковентри проводится ежегодная ярмарка, открываемая на Троицу (первое воскресенье после Пятидесятницы) и продолжающаяся целую неделю и до конца XVII века Ковентри практически не платило налогов.

Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился взглянуть из окна на голую всадницу — и в тот же миг ослеп.

Вроде бы история про Тома известна с 1586 года, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту (Adam van Noort) изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина. Есть мнение, что в оригинальной картине могло и не быть силуэта в окне. Упоминание о любопытном случае впервые появилось в 1634 году трое солдат из Нориджа (Norwich) приехали в Ковентри и один из них записал легенду в дневнике. Эта запись содержит некое упоминание о возможном зрителе, но было настолько расплывчатым, что нашли ее только задним числом. Он состоит всего из двух строк, вероятно, от утерянной баллады:

Her fayre long hayre did much offend

The wantons glancing Eye.

На ее сверкающие длинные волосы

взглянул преступно распутный глаз

Вполне возможно, что нечто подобное и было в той балладе, основанной на старой записи монаха Роджера из Албанского аббатства и его неизвестного источника, однако в первоначальном тексте хроники до изменения ее Ричардом Графтоном (Richard Grafton) говорилось, что Годива проехала через молчащий толпу на рынке, прикрывшись распущенными волосами. Так или иначе, но в 1659 году, в городе появилась деревянная статуя человека, смотрящего из окна, и путешественникам рассказывали, что негодный человек, который выглянул из окна полюбоваться голой красавицей, тут же упал мертвым. Позднее, сверхъестественное наказание было уменьшено до ослепления.

Неспроста, образ Годивы, как "гения целомудрия", "луча света", возникает у Александра Грина, который почти в каждом своем произведении пытался решить общечеловеческие, нравственно-философские проблемы добра и зла, благородства и подлости, любви и ненависти.

В начале третьей главы романа "Джесси и Моргиана" Грин пишет:

«Джесси обошла все нижние комнаты; зашла даже в кабинет Тренгана, стоявший после его смерти нетронутым, и обратила внимание на картину «Леди Годива». По безлюдной улице ехала на коне, шагом, измученная, нагая женщина, - прекрасная, со слезами в глазах, стараясь скрыть наготу плащом длинных волос. Слуга, который вел ее коня за узду, шел, опустив голову. Хотя наглухо были закрыты ставни окон, существовал один человек, видевший леди Годиву, - сам зритель картины; и это показалось Джесси обманом. «Как же так, - сказала она, - из сострадания и деликатности жители того города заперли ставни и не выходили на улицу, пока несчастная наказанная леди мучилась от холода и стыда; и жителей тех, верно, было не более двух или трех тысяч, - а, сколько теперь зрителей видело Годиву на полотне?! И я в том числе. О, те жители были деликатнее нас! Если уж изображать случай с Годивой, то надо быть верным его духу: нарисуй внутренность дома с закрытыми ставнями, где в трепете и негодовании - потому что слышат медленный стук копыт - столпились жильцы; они молчат, насупясь; один из них говорит рукой: «Ни слова об этом. Тс-с!» Но в щель ставни проник бледный луч света. Это и есть Годива».

Сперва сюжет был достаточно популярен только в песенном и литературном жанре, известны лишь пара гравюр, картина, сделанная по приказу городских властей и деревянное резное изображение в церкви. Также археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. Правда, на этих витражах легендарная леди изображена в парадном платье. Позднее, уже в XVIII веке леди Годива дважды изображалась на отчеканенной в Ковентри полупенсовой монете.

Действительный пик популярности приходит в Викторианскую эпоху, когда художники наперебой бросились на этот сюжет, позволяющий и безвозбранно рисовать обнаженную женскую фигуру и крайне популярный у публики, благодаря сочетанию сразу трех "фетишей" - обнаженная женщина, распущенные прекрасные волосы и красивый конь.

8 августа 2011, 18:03

Джон Кольер. Леди Годива 1898 Леди Годива, как ни странно - реально существовавшая личность. Это англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая согласно легенде проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Великобритании ради того, чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных. Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива всё-таки пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая ее за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и, сдержав своё слово, снизил налоги. Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился выглянуть из окна и в тот же миг ослеп. Э. Лендсиер. Молитва Леди Годивы 1865 Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре. Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают. Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает завистник славы и богатства Ковентри - монах монастыря святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году, и согласно ей события происходили 10 июля 1040 года. В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри начиная с 1057 года налог действительно не взимался, однако срок в 17 лет явно не говорит в пользу реальности описываемых в легенде событий. "Леди Годива" Жюль-Жозеф Лефевр. 1898г. Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина. Однако при этом Леди Годива стала одной из легендарных женщин Средневековья. Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри. В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века, а участницы - в костюмы Евы. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы. Мисс "Леди Годива" 1929 Мисс "Леди Годива" 2006 Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. В честь леди Годивы был назван астероид 3018 Годива. Как это ни странно звучит, но иногда в честь Леди Годивы получают свое название магазины одежды. Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан… Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы») Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь - как Леди Годива») Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Почему не падает небо» («Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже» Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva». Британская группа Placebo упоминает в своей песне «Peeping Tom» Подглядывающего Тома, который следит на расстоянии за неизвестной девушкой. Группа Velvet Underground, упоминает имя Леди Годивы в своей песне «Lady Godiva’s Operation». Группа Boney M в 1993 году записала песню «Lady Godiva». Впервые она была опубликована в том же году на альбоме «More Gold». Группа Mother Love Bone издала песню «Lady Godiva Blues» на альбоме «Mother Love Bone» 1992 года и на переиздании альбома «Apple». 2 серия («Волшебное ню») 7 сезона сериала Зачарованные про Леди Годиву.

Новое на сайте

>

Самое популярное