Домой Банки Образец заявления в налоговую по взаимозачету пеньи. Как составить и подать заявление для зачета переплаты по налогам

Образец заявления в налоговую по взаимозачету пеньи. Как составить и подать заявление для зачета переплаты по налогам

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

(см. текст в предыдущей редакции)

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

8. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8.1. В случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4 , абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса.

В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4 , абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

(см. текст в предыдущей редакции)

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Согласно новой редакции ст. 78 НК РФ процедура зачета излишне уплаченных сумм распространяется на авансовые платежи и штрафы. Поэтому теперь возможно подавать заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных авансовых платежей и штрафов. На авансовые платежи порядок применения зачета (возврата) суды распространяли и ранее (см. п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 98), теперь это закреплено в п. 14 ст. 78 НК РФ.

Налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем ему известном факте излишней уплаты налога и сумме переплаты по налогу в течение 10 дней, а не в течение месяца, как ранее. Но ст. 78 НК РФ по-прежнему не устанавливает никаких последствий нарушения налоговым органом данного срока. Поэтому налоговые органы вряд ли будут уведомлять налогоплательщика о каждом факте переплаты, и излишне уплаченные суммы лучше отслеживать самостоятельно.

После обнаружения переплаты по налогу возможно проведение сверки, о проведении которой может заявить как налоговый орган, так и налогоплательщик (раньше это право было предоставлено только налоговому органу). Результаты этой сверки необходимо оформить актом (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Отметим, что значение сверки - это определение конкретной суммы переплаты. Однако это не означает, что в дальнейшем налогоплательщик не может обратиться с заявлением о зачете на большую сумму, если уже после проведения сверки выяснится, что переплата возникла в большем размере. Кроме того, наличие акта сверки не является обязательным условием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы. Налоговый орган не вправе отказать в проведении зачета (возврата) только на том основании, что акт сверки отсутствует (см. Постановление ФАС Центрального округа от 28.11.2003 N А14-2583-03/109/24, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2005 N Ф04-566/2005(8711-А27-33)).

Зачет излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам по-прежнему будет проводиться на основании заявления налогоплательщика. Подавать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты. Ранее этот срок в ст. 78 НК РФ указан не был, однако судебной практикой поддерживалось мнение, что срок составляет три года, так же как и для подачи заявления на возврат переплаты (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2004 N 2046/04). Теперь же этот срок установлен прямо в НК РФ.

Сроки для проведения зачета в счет предстоящих платежей увеличились: вместо прежних 5 дней налоговый орган может принимать решение в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта сверки (если сверка проводилась) (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Новая редакция п. 5 ст. 78 НК РФ предоставляет налоговому органу право проводить зачет переплаты по налогу в счет погашения недоимки по иным налогам, а также задолженности по пеням и штрафам самостоятельно в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения им переплаты, или подписания акта сверки (если сверка проводилась), или вступления в силу решения суда. Прежняя редакция п. 5 ст. 78 НК РФ позволяла налоговому органу самостоятельно зачесть переплату лишь в счет погашения недоимки по налогу. В счет погашения недоимки по пеням переплата по налогу не могла быть направлена без соответствующего заявления налогоплательщика (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2005 N Ф04-8679/2005(17509-А27-35), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2006 N А05-8548/2005-12 и др.).

В то же время согласно абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ налогоплательщик в таком случае вправе самостоятельно подать письменное заявление о зачете суммы переплаты в счет погашения недоимки (задолженности по пеням и штрафам). Следовательно, при наличии такого заявления налоговый орган не сможет в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачесть переплату в счет погашения иных задолженностей налогоплательщика.

В новой редакции ст. 78 НК РФ по-прежнему прямо не урегулирован вопрос о возможности зачета переплаты в счет будущих платежей при наличии недоимки. Если налогоплательщик подаст заявление о зачете будущих платежей, налоговый орган, основываясь на п. 5 ст. 78 НК РФ, может провести такой зачет, но только на сумму, оставшуюся после погашения недоимки. Однако в п. 4 ст. 78 НК РФ такого ограничения не предусмотрено. Поэтому в дальнейшем по этому вопросу возможны споры.

Начиная с 1 января 2008 г. изменится порядок зачета излишне уплаченных сумм. Он будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов (а не бюджетов, как сейчас). Федеральные налоги будут зачитываться в счет федеральных, региональные в счет региональных, местные в счет местных (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Например, налог на прибыль организаций является федеральным налогом (п. 5 ст. 13 НК РФ), однако уплачивается в два бюджета: федеральный и региональный (п. 1 ст. 284 НК РФ). Если сейчас, например, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет недоимки по НДС только в той части, в которой переплата зачислена в федеральный бюджет, то после 1 января 2008 г. в счет погашения недоимки по НДС можно будет направить всю сумму переплаты по налогу на прибыль, поскольку оба налога являются федеральными. Обратная ситуация - переплату по налогу на прибыль сейчас возможно зачесть в счет недоимки по налогу на имущество организаций (в той части, в какой переплата зачислена в региональный бюджет). После 1 января 2008 года переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по налогу на имущество направить будет нельзя, поскольку налог на прибыль - федеральный, а налог на имущество организаций - региональный (п. 1 ст. 14 НК РФ).

Срок для проведения возврата излишне уплаченной суммы налога не изменился. Возврат излишне уплаченной суммы налога по-прежнему осуществляется в течение месяца с момента получения заявления налогоплательщика. Но оговорены сроки принятия решения о возврате и направления поручения о возврате налога в территориальный орган Федерального казначейства (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления или проведения сверки). Ранее эти сроки не устанавливались. Как и прежде, если налог не возвращен по истечении месяца со дня получения заявления о возврате, на сумму возвращенного налога начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Однако теперь в соответствии с порядком, предусмотренным п. 10 , п. 11 и п. 12 ст. 78 НК РФ, проценты за несвоевременный возврат рассчитываются после истечения месяца со дня подачи заявления и по день фактического возврата денежных средства на счет налогоплательщика.

В п. 13 ст. 78 НК РФ устанавливается, что зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.

Переходные положения

С 1 января 2007 года и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов возвращаются (зачитываются) за счет сумм, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет (п. п. 2 и 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). То есть до 1 января 2008 года налог, причитающийся к уплате в федеральный бюджет, например НДС, можно зачесть только в счет переплаты по налогу, подлежащему перечислению в федеральный бюджет (НДС, часть налога на прибыль и т.п.). После этой даты будет производиться зачет федеральных налогов в счет федеральных (например, налога на прибыль в счет ЕСН), региональных в счет региональных (например, налог на имущество организаций в счет транспортного налога) и местные в счет местных.

Зачет (возврат) излишне уплаченных до 1 января 2007 г. сумм налога будет осуществляться по правилам, действующим до 2007 года (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Поэтому новые правила (новые сроки на проведение зачета, право налогового органа самостоятельно провести зачет переплаты в счет задолженности по пеням и штрафам) будут применяться только в том случае, если сумма, подлежащая зачету (возврату), была уплачена уже после 31 декабря 2006 г.

В то же время в Письме от 21.03.2007 N 03-02-07/2-54 Минфин РФ разъяснил, что новые п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ обеспечивают дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков и согласно п. 3 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу. Выражается это в следующем. Проценты начисляются налогоплательщику за каждый день просрочки. Однако, поскольку определенное время занимает сама процедура возврата, проценты могут быть уплачены не в полном объеме (без учета тех дней, которые прошли с момента принятия решения до момента фактического возврата). Поэтому п. 12 ст. 78 и п. 7 ст. 79 НК РФ устанавливают, что налоговый орган в таком случае должен самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Эта сумма рассчитывается исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного (взысканного) налога. Следовательно, при возврате налогоплательщику сумм, излишне уплаченных (или взысканных) до 1 января 2007 г. (если был нарушен срок их возврата), налоговый орган также обязан самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанных по день фактического возврата.

Сумма переплаты, уплаченная до 1 января 2007 года в иностранной валюте и подлежащая зачету (возврату) после 31 декабря 2006 года, будет возвращаться (зачитываться) в рублях. Пересчет должен быть произведен на день излишней уплаты (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

У вас возникла переплата по налогу (взносам), штрафам или пеням? Чтобы распорядиться этой суммой, можно подать в налоговую инспекцию заявление о зачете или заявление о возврате. Мы попросили специалиста ФНС Григоренко Екатерину Сергеевну ответить на вопросы, связанные с заполнением этих бланков, и прояснить некоторые процедурные моменты зачета и возврата переплаты.

- Екатерина Сергеевна, многие читатели интересуются, почему в ИФНС им обещают проведение зачета переплаты не ранее чем через месяц, если НК РФ отводит на рассмотрение заявления 10 дней с даты его подачи?

Видите ли, срок на принятие решения о зачете и срок проведения зачета - это разные понятия. Действительно, по общему правилу решение налогового органа по заявлению о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается в течение 10 рабочих дней. Но этот срок может отсчитываться как со дня получения заявления налогоплательщика, так и со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. То есть срок всего процесса проведения зачета может складываться не только из срока, отведенного на принятие решения налоговым органом.

Что касается сроков проведения сверки, то нужно учитывать следующее. Если расхождений между данными налогоплательщика и данными ИФНС нет, срок проведения, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать 10 рабочих дней.

А в случае выявления расхождений этот срок может быть увеличен до 15 рабочих дней. Таким образом, с учетом проведения сверки срок всего процесса проведения зачета как раз и составляет около месяца.

- У организации есть переплата по налогу на прибыль и долги по страховым взносам. Зачесть переплату в счет их погашения организация не может. Будет ли недоимка по взносам помехой для возврата налоговой переплаты?

Действительно, организация не сможет провести такой зачет. А вот вернуть переплату по налогу на прибыль, подав заявление, можно. Факт наличия задолженности по страховым взносам на возврат налога никак не повлияет. В НК РФ установлено только одно ограничение. Вернуть излишне уплаченный налог при наличии недоимки по другим налогам того же вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам можно только после зачет налоговой переплаты в счет погашения недоимки (задолженности).

- По НДС у организации числится недоимка как у налогоплательщика и переплата как у налогового агента (по ошибке перечислено больше, чем удержано). Организация хочет произвести зачет переплаты в счет недоимки. Возможен ли такой зачет?

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Правила зачета сумм излишне уплаченных налогов, установленные в ст. 78 НК РФ, распространяются и на налоговых агентов. Прямого запрета на проведение зачета между суммами НДС, подлежащими уплате налогоплательщиком и налоговым агентом, в законодательстве нет.

Каких-либо разъяснений о возможности такого зачета ФНС не выпускала. Но можно провести аналогию с другим агентским налогом - НДФЛ. Так, ФНС в Письме от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@ разъясняла, что перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ. И в отношении этой ошибочно перечисленной суммы может быть подано заявление о зачете.

Таким образом, в ситуации, когда налоговый агент по ошибке перечислил НДС в большей сумме, чем удержал, можно сказать, что излишне уплаченная сумма - это собственные средства налогоплательщика. Поэтому полагаю, что проведение такого зачета возможно.

Этот подход поддерживается и судами. Да, НК РФ разграничивает обязанности налогоплательщика по уплате НДС и обязанности налогового агента по удержанию и уплате НДС. Но это не означает невозможности зачета излишне уплаченных сумм НДС для налогоплательщика и для налогового агента.

- А как организации оформить заявление о зачете переплаты по агентскому НДС в счет недоимки, числящейся по НДС как у налогоплательщика? В форме заявления предусмотрено указание КБК излишне уплаченного налога и КБК налога, по которому числится недоимка, но в этом случае КБК будет один и тот же - 182 103 01000 01 1000 110.

Одно и то же юридическое лицо, в зависимости от возлагаемых на него обязанностей, может одновременно являться как налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При этом плательщику открываются несколько карточек в информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» (карточек РСБ) с указанием соответствующего значения статуса плательщика и КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору.

НДС, уплачиваемый организацией в качестве налогоплательщика, и НДС, перечисляемый налоговым агентом, поступают на один и тот же КБК. И именно его необходимо будет указать в заявлении о зачете. Других особенностей при заполнении заявления на зачет нет.

- То есть, даже если в заявлении о зачете не будет указан статус плательщика НДС, налоговая инспекция поймет, что организация хочет зачесть переплату по агентскому НДС в счет недоимки по «собственному» НДС?

Указание таких сведений, как статус плательщика НДС (налоговый агент или налогоплательщик), в заявлении о зачете не предусмотрено. Следовательно, налоговый орган при принятии решения должен исходить из имеющейся у него информации о переплате по агентскому налогу в счет недоимки по НДС. При этом остальные реквизиты должны быть указаны корректным образом.

- Екатерина Сергеевна, зачет возможен и в противоположной ситуации? Переплату по «собственному» НДС организация может направить в счет будущих платежей по агентскому НДС, уплачиваемому, скажем, в связи с арендой госимущества или в связи с приобретением работ (услуг) у иностранного контрагента?

По поводу возможности такого зачета сложились две противоположные позиции. Первая не допускает проведение зачета. Поскольку НК РФ не предусматривает для налогоплательщика возможность возмещения НДС путем зачета в счет уплаты сумм налога, перечисляемых за другое юридическое лицо в качестве агента. А для агента - возможность исполнения обязанности по перечислению удержанного налога путем зачета.

Но есть и вторая позиция, находившая поддержку в судах. Она основана на том, что НК РФ рассматривает НДС как налог, пополняемый различными способами: уплатой плательщиком и удержанием через налогового агента. При этом отсутствует прямая норма, запрещающая зачет между видами налоговых поступлений. НДС, перечисляемый налогоплательщиком, и НДС налогового агента - один и тот же федеральный налог. Следовательно, отказ инспекции в проведении зачета налога неправомерен.

Таким образом, если налоговый орган откажет в зачете переплаты НДС в счет агентского НДС (в связи с арендой госимущества либо в связи с приобретением работ (услуг) у иностранного контрагента), организация, вероятно, сможет оспорить такой отказ в суде.

- Сумма излишне уплаченного налога может быть, в частности, зачтена в счет погашения задолженности по штрафам за налоговые правонарушения. При этом в п. 1 ст. 78 НК РФ в отношении штрафов оговорки о наличии переплаты по налогу именно соответствующего вида нет. Может ли организация направить переплату по налогу на прибыль в счет погашения штрафа по ст. 122 НК РФ по налогу на имущество?

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборам, а также пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Проводя аналогию с пенями, налоговый орган использует такое же правило и при зачете штрафов, относящихся к конкретным налогам. Хотя это и не следует из буквального прочтения п. 1 ст. 78 НК РФ.

Таким образом, организация не сможет направить переплату по налогу на прибыль в счет погашения штрафа по ст. 122 НК РФ по налогу на имущество. Ведь налог на прибыль является федеральным, а налог на имущество - региональным. Но например, штраф по ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль или любому другому федеральному налогу может быть погашен за счет переплаты налога на прибыль.

- Можно ли направить переплату по налогу (скажем, по НДС) в счет уплаты штрафа, зачисляемого на отдельный КБК 182 1 16 03010 01 6000 140, например начисленного по ст. 126 НК РФ за непредставление документов в ИФНС?

НК РФ допускает возможность зачета излишне уплаченного налога в счет погашения штрафа (вне зависимости от конкретного вида налогового правонарушения). Однако на практике проведение зачета переплаты по налогу возможно только в счет погашения тех штрафов, которые можно соотнести с конкретными видами налогов (федеральным, региональным, местным). Причем, как отмечалось выше, с соблюдением правила о соответствии вида налога.

Таким образом, в проведении зачета переплаты по НДС в счет уплаты штрафа по ст. 126 НК РФ за непредставление документов, скорее всего, будет отказано.

- В заявлении о зачете излишне уплаченного налога есть поле «Налоговый (расчетный) период (код)», где нужно указывать период возникновения переплаты.

Екатерина Сергеевна, наших читателей интересует, как заполнять это поле, если переплата возникла нарастающим итогом по окончании нескольких налоговых периодов. Можно ли здесь указать период возникновения первой или последней излишне уплаченной суммы либо вообще оставить это поле пустым?

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в пределах 3 лет со дня уплаты. Из заявления о зачете должно быть понятно, какую именно переплату налогоплательщик хочет направить на погашение имеющейся задолженности или в счет уплаты предстоящих платежей. С этой целью в заявлении как раз и указывают налоговый (расчетный) период возникновения переплаты наряду с суммой и КБК излишне уплаченного налога.

Формой заявления о зачете не предусмотрена возможность зачета общей суммы переплаты, образовавшейся нарастающим итогом. И оставление поля «Налоговый (расчетный) период (код)» пустым также не допускается. Очевидно, что нельзя указать период перечисления лишь первой или последней излишне уплаченной суммы, ведь при зачете учитываться будет не только эта сумма.

Поэтому в случае, когда налогоплательщик хочет зачесть сумму переплаты, образовавшейся нарастающим итогом по окончании нескольких налоговых периодов, ему необходимо подавать несколько заявлений на конкретные суммы и за конкретные периоды. В ином случае проведение зачета будет невозможно.

- А если налогоплательщик захочет вернуть переплату, накопившуюся за несколько налоговых периодов, то ему тоже нужно будет подать несколько заявлений о возврате?

Да, все верно. Подход будет аналогичный. Оформлять отдельное заявление нужно будет в отношении каждого периода, по итогам которого излишне уплаченную сумму налогоплательщик хочет вернуть.

- Екатерина Сергеевна, допустим, упрощенец в 2018 г. сначала по ошибке перечислил в большей сумме авансовый платеж за I квартал, а потом переплатил еще и аванс за полугодие. В таком случае для возврата переплаты можно оформить одно заявление, указав в поле «Налоговый (расчетный) период (код)» КВ.02.2018? Ведь авансовые платежи по УСН считаются нарастающим итогом.

Нет, так поступить нельзя. Установленные правила применяются не только в отношении зачета или возврата переплаченных налогов, но и по излишне уплаченным авансовым платежам. Поэтому, если переплата образовалась из-за излишнего перечисления авансовых платежей по нескольким расчетным периодам в течение 1 года, для ее зачета (возврата) также необходимо подавать несколько заявлений, правильно указывая период возникновения переплаты.

- Если оставлять пустым поле «Налоговый (расчетный) период (код)» нельзя, то как его заполнить в заявлении на возврат излишне уплаченной суммы штрафа, начисленного по ст. 126 НК РФ? С каким-либо налоговым периодом такие штрафы не связаны.

Действительно, понятие налогового периода связано именно с налогом, сроком его уплаты и по отношению к штрафам по ст. 126 НК РФ оно неприменимо. Кроме того, определить и конкретную дату совершения правонарушения по ст. 126 НК РФ также не представляется возможным. Полагаю, что в заявлении на возврат правильным будет в поле «Налоговый (расчетный) период (код)» указать 00.00.0000.

- Организация хочет зачесть часть суммы излишне уплаченного налога на прибыль в счет погашения недоимки по НДС. А оставшуюся часть переплаты по налогу на прибыль - направить в счет будущих платежей также по НДС. Можно ли подать одно заявление о зачете переплаты с КБК налога на прибыль на КБК НДС?

В заявлении о зачете, оформленном с целью погашения недоимки за счет переплаты, нужно ставить код 1. А в случае направления переплаты в счет будущих платежей - код 2. Поэтому в рассмотренной ситуации в налоговый орган необходимо подать два заявления с разными кодами.

- Екатерина Сергеевна, допустим, организация все-таки подала одно заявление о зачете с просьбой направить на погашение недоимки по НДС переплату по налогу на прибыль в сумме, превышающей размер этой недоимки. Налоговая инспекция проведет такой зачет?

НК РФ не содержит условия о том, что сумма переплаты должна соотноситься с размером недоимки. Налогоплательщик может самостоятельно распорядиться имеющейся переплатой. Поэтому по причине несовпадения размеров переплаты и недоимки отказа в проведении зачета быть не должно. Соответственно, в результате такого зачета у организации появится переплата по КБК НДС.

В 2020 году изменились документы, которыми юридические и физические лица должны пользоваться для зачета и возврата переплаты по налогам. Рассмотрим, как сейчас выглядит форма заявления о зачете переплаты по налогу и как правильно заполнять этот документ.

Бланки заявлений, используемых для осуществления зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, утверждены приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ . Ими должны пользоваться и физические, и юридические лица. Но с 2020 года в приказ ФНС были внесены небольшие изменения, о которых необходимо помнить.

Когда понадобятся новые формы

Согласно статье 78 НК РФ , налогоплательщики, у которых образовалась переплата, могут по-разному распорядиться излишне уплаченными суммами:

  • зачесть их как будущие платежи;
  • погасить недоимку по иным обязательным выплатам;
  • сократить или полностью закрыть задолженность по пеням и штрафам за правонарушения;
  • потребовать возврат средств.

Эти правила распространяются на все введенные в РФ сборы и налоги, в том числе госпошлину (с некоторыми особенностями, перечисленными в статье 333.40 НК РФ ), НДС, авансовые платежи. Однако надо понимать, что налоговая служба не станет возвращать или производить зачет излишне уплаченной суммы в счет будущих платежей до тех пор, пока не будут погашены задолженности.

Образец заявления на зачет излишне уплаченного налога

Если налогоплательщик решил перераспределить свои деньги, ему необходимо написать заявление о зачете налога. Бланк этого документа представлен в приказе ФНС от приложение № 9. Скачать его можно внизу страницы.

Как заполнить такой документ

Допустим, ООО «Колосок» подало декларацию по транспортному налогу за 2018 год, но при его уплате допустило ошибку, заплатив на 3112 рублей больше. Организация обращается в межрайонную ИФНС, просит зачет переплаты по налогам; заявление пишет,чтобы ей зачли переплаченную сумму в счет предстоящих платежей по налогу на имущество организаций. Рассмотрим пошагово заполнение такого документа.

Шаг 1. Традиционно в самом верху следует указать ИНН и КПП. Идентификационный номер у ИП состоит из 12 цифр, поэтому свободных клеточек оставаться не должно. Организации вписывают в соответствующие поля только 10 цифр, в оставшиеся две ставят прочерки. Когда заполняется строка, предназначенная для КПП, заявители должны действовать также: есть цифры — вписать их, нет — поставить прочерки.

Шаг 2. Прописываем номер обращения. Здесь проставляют то число, сколько раз в текущем году они обращались за зачетом. Не забываем про прочерки, если количество вписываемых цифр меньше, чем клеток.

Шаг 3. Вписываем код налогового органа, куда будет отправляться обращение. Это должна быть инспекция ФНС по месту учета ИП или организации. В консолидированной группе налогоплательщиков о зачете переплаты по налогу на прибыль должен просить ответственный участник этой группы.

Шаг 4. Прописываем полное наименование организации-заявителя, например, общество с ограниченной ответственностью «Колосок». Оставшиеся клеточки заполняем прочерками. Ни одна из них остаться пустой не должна. При заполнении этого поля индивидуальным предпринимателем ему необходимо указать фамилию, имя и отчество, если оно имеется. Кроме того, следует указать статус заявителя, в качестве кого он обращается, в соответствии с указаниями:

  • налогоплательщик - код "1";
  • плательщик сбора - код "2";
  • плательщик страховых взносов - код "3";
  • налоговый агент - код "4".

Шаг 5. Указываем статью НК РФ, на основании которой можно произвести зачет. Она будет зависеть от того, по какому платежу образовалась переплата. ФНС оставила 5 клеточек для указания конкретной статьи. Если какие-то из них не нужны, необходимо поставить прочерки. Вот какие могут быть варианты заполнения этого поля:

  • — для зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора, страховых взносов, пеней, штрафа;
  • — для возврата излишне взысканных сумм;
  • — для возмещения НДС;
  • — для возврата переплаты по акцизу;
  • — для возврата или зачета государственной пошлины.

Шаг 6. Записываем, по чему именно образовалась переплата - налогу, сбору, страховым взносам, пеням, штрафам.

Шаг 7. Заявитель уточняет, за какой период образовалась переплата. Разработчики предоставили для указания кода 10 знакомест, из которых две точки. Первые два из них могут быть заполнены одним из следующих вариантов:

  • МС — месячный;
  • КВ — квартальный;
  • ПЛ — полугодовой;
  • ГД — годовой.

Конкретные значения будут зависеть от предусмотренного законодательством отчетного периода для того платежа, по которому планируется осуществить зачет.

В 4-м и 5-м знакоместах отчетный период уточняется:

  • если для платежа утвержден месячный расчетный период, то в предусмотренных графах вписывают числовое значение месяца (от 01 до 12);
  • если квартальный — указывают значение квартала (от 01 до 04);
  • для платежей с полугодовым отчетным периодом вводятся значения 01 или 02, в зависимости от полугодия;
  • для годового сбора предусмотрены нулевые значения, то есть в обеих клеточках надо проставить «0».

Последние четыре знакоместа предназначены для указания конкретного года, например 2020.

Вместо буквенно-цифровых комбинаций может быть записана и конкретная дата, например 25.01.2019. Такая запись допускается, если законодательство предусматривает конкретную дату уплаты сбора или предоставления декларации.

Примеры заполнения расчетного периода: «МС.02.2019», «КВ.03.2019», «ПЛ.01.2019», «ГД.00.2019», «04.05.2019».

Шаг 8. Вписываем код по ОКТМО. Если вы его не знаете или забыли, можно позвонить в ИФНС по месту учета либо на сайте nalog.ru узнать нужный код по наименованию муниципального образования.

Шаг 9. Безошибочно вводим КБК для уплаты соответствующего платежа, используя Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н. Узнать код можно также с помощью сайта ФНС либо посмотреть его на ранее заполненном платежном поручении.

Шаг 10. Уточняем, в какую ИФНС были перечислены лишние средства.

Шаг 11. На первом листе остается заполнить, на каком количестве листов подается заявление и сколько приложено листов подтверждающих документов, а также указать данные о самом заявителе. Мы рекомендуем оставить эти два небольших раздела на потом.

Продолжим заполнение на втором листе. В самом первом поле, где требуется указать фамилию, имя и отчество, ставим прочерки. Ниже указываем, что надо сделать с переплатой, — погасить задолженность или оставить средства в счет предстоящих платежей.

Шаг 12. Записываем конкретную сумму, которую заявитель хочет зачесть. Она указывается цифрами, без текстовой расшифровки.

Шаг 13. Заполняем период для того платежа, по которому планируется осуществить зачет. В нашем случае налог на имущество организаций ежеквартальный, поэтому вписываем тот квартал, в счет которого должна пойти переплата.

Шаг 14. Вновь записываем код ОКТМО. Как правило, он дублируется.

Шаг 15. Уточняем КБК для перечисления средств, в счет которого пойдет лишняя сумма. У нас он отличается от прошлого КБК, поскольку налоги разные. Если переплата пойдет в счет будущих платежей по одному и тому же сбору, то КБК совпадают. Исключение в случае, если ранее были изменены коды по решению Минфина. Напомним также, что зачет может осуществляться по определенным правилам: они должны относиться к одному виду: федеральным, региональным или местным. Зачесть федеральную часть налога на прибыль в счет предстоящих платежей торгового сбора, например, нельзя.

Шаг 16. Код ИФНС, которая принимает поступления, как правило, дублируется.

Шаг 17. Поскольку больше никаких переплат нет, в нашем примере следующие строки не заполняются. Там можно поставить пробелы. Также организации и ИП не заполняют третий лист. Он предназначен для физических лиц, не зарегистрированные в качестве ИП, которые не указали ИНН.

Шаг 18. Возвращаемся к первому листу и вписываем количество страниц и приложений. В предусмотренных полях заявители указывают соответствующие данные.

Шаг 19. Последняя часть заявления не должна вызвать проблем при заполнении. Здесь необходимо уточнить, кто и когда подает обращение, а также указать контактный номер телефона. Правая часть остается незаполненной: она предназначена для отметок инспекторов ФНС.

Как вернуть деньги

Если предприниматель (компания) решил вернуть сумму переплаты, ему надо воспользоваться другой формой из приказа ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, предложенной в приложении № 8. В нем содержится бланк для возврата лишней суммы.

Правила заполнения этого документа примерно такие же. Поэтому детально рассматривать их не будем, а приведем пример заполненного документа. Допустим, ООО «Колосок» переплатило НДС за первый квартал 2020 года на сумму 15 732 рубля и теперь хочет вернуть ее. Вот как будет выглядеть обращение руководителя ООО.

Когда и как подавать обращение

Согласно статье 78 НК РФ , обращаться за зачетом и возвратом можно в течение 3 лет с даты уплаты сбора. Доставить документы можно тремя способами:

  • лично;
  • по почте ценным письмом с описью;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет.

Получив такое заявление, налоговый орган решает, удовлетворить его или нет. О своем решении служба уведомляет предпринимателя в течение 10 дней со дня получения обращения. Как правило, если инициатива исходит от организации или ИП, в ФНС делают сверку расчетов. Если же переплату обнаружит сам проверяющий, то от сверки могут отказаться. От обязанности подать заявление предприниматель не освобождается.

Переплата по налогам - это излишне уплаченные или ошибочно перечисленные деньги организации в пользу государственного бюджета. Что делать, если обнаружена переплата по налогу на прибыль, как зачесть или вернуть ее. Разберем этот вопрос подробно.

В реальной жизни без ошибок не живет ни один бухгалтер — это обычная плата за профессионализм. Сначала ошибки — потом опыт. Переплата в бюджет — весьма распространенная проблема. Для начала разберемся, в каких случаях она возникает. Теоретически может быть несколько вариантов:

  • ошибка бухгалтера, например, в сумме указан лишний ноль;
  • сумма дважды перечислена в бюджет, например, из-за ошибки банка;
  • фактическая хозяйственная деятельность организации в течение отчетного года не соответствовала планируемой, например, получены убытки, а не доход, но авансовые платежи перечислены в бюджет.

В первую очередь нужно решить, что делать: возвращать излишне уплаченную в бюджет сумму на счет организации или проводить зачет в счет уплаты недоимки или будущих платежей.

Возможные варианты действий

Процедура возврата и зачета регулируется статьей 78 НК РФ. Для удобства представим ее в виде схемы.

Поэтапно всю процедуру можно представить таким образом:

  1. Устанавливаем факт излишней уплаты в бюджет.
  2. Проверяем, есть ли недоимка по любому из налогов, пени или штрафы, в счет которых инспекция может зачесть излишне уплаченные суммы.
  3. Проверяем, не нужно ли одновременно уточнить декларацию.
  4. Определяем наши предпочтения, доступно два варианта: возврат или зачет средств.
  5. Проводим сверку по платежам в бюджет.
  6. Готовим необходимые заявления.
  7. Отправляем в инспекцию необходимый пакет документов.

Как выявить

Прежде чем приступить к заполнению заявления на возврат или зачет налогов, необходимо выявить, существует ли эта заветная сумма или это просто бухгалтерская описка в учете. Итак, как выявить переплаченную сумму по налогам.

Шаг № 1. Проверяем свою бухгалтерию.

Конечно, в первую очередь необходимо проверить правильность регистрации операций в бухгалтерском учете организации. Вполне возможно, что ошибка закралась не в платежном поручении, а в том, как бухгалтер составил проводку. Особое внимание следует обратить на порядок регистрации проводок в специализированных программах по ведению бухучета.

Что проверить? Бухгалтерские счета и аналитику по ним (КБК, субсчет, КОСГУ, вид платежа и прочее). Пересортица по КБК или типу операции (пеня, налог, штраф) — это самые распространенные ошибки в бухгалтерских программах.

После проверки обязательно сформируйте оборотно-сальдовую ведомость и карточку счета за интересующий вас период. Это необходимо, чтобы проверить, исправлены ошибки или нет.

Шаг № 2. Сверяемся с банком.

Если ошибок в бухучете не обнаружено, проверьте банковские выписки. Верно ли разнесены операции в учете, правильно ли банк исполнил платежные поручения.

В банковской выписке можно выверить получателя налога, КБК и другие реквизиты оплаты, именно по этим показателям сверьте данные бухгалтерского учета. Обнаруженные ошибки исправьте в учете. При ошибке банка обратитесь в территориальное отделение для решения проблемы. Стоит отметить, что банковские ошибки — это единичные случаи.

Шаг № 3. Сверка с ФНС по налогам и взносам.

По итогам сверки с ФНС определяем переплаченную сумму по налогам. Теперь решаем, что выбрать: зачесть или оформить возврат налогов.

Как зачесть

По общим правилам, любой федеральный налог, в том числе на прибыль, можно зачесть в счет будущих платежей по любому другому федеральному платежу или штрафов и пеней в федеральный бюджет. При этом имеющаяся недоимка погашается инспекцией самостоятельно и не требует участия организации. Однако за последней сохраняется право подать обращение на зачет переплаты по налогам, заявление для этого подается в инспекцию по месту учета организации в бумажном или электронном виде.

Для отражения операции зачета, согласно плану счетов, утвержденному Приказом 94н, для бюджетных учреждений используются счета по аналогии.

Заявление о зачете

Обратите внимание, что чиновники утвердили новые унифицированные бланки заявлений. Так, заявление на зачет налогов следует заполнять в новом формате КНД 1150057, утвержденном Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (ред. от 30.11.2018). Использовать произвольную форму обращения в ФНС теперь не рекомендуется.

Как заполнить

В первую очередь отметим, что подавать заявление на зачет требуется отдельно по каждому виду налога, сбора или взноса. Объединить фискальные платежи в одном документе нельзя.

Если организация зарегистрирована сразу в нескольких ИФНС, например имеет несколько филиалов или обособленных подразделений, то подать документ следует именно в то отделение инспекции, в котором возникла переплата по налогам.

Инструкция по заполнению:

  1. В шапке документа указываем ИНН и КПП налогоплательщика-заявителя.
  2. Номер заявления — это порядковый номер для текущего года.
  3. Статус плательщика: для организации это либо «1» — налогоплательщик, либо «4» — налоговый агент.
  4. Внесите статью НК РФ, в соответствии с которой осуществляем зачет. Укажите в поле номер статьи: «176» — для зачета НДС, «203» — для акциза и «78» — для остальных фискальных платежей (налогов, сборов, взносов).
  5. Вид платежа выберите из предложенного перечня. Например, для зачета по налогу на прибыль выбираем «1», для зачета пеней по НДС — «4».
  6. Затем определяем период либо конкретную дату, за которую образовалась переплаченная сумма. Например, за январь 2020 г. — МС.01.2019, за 1 квартал 2020 — КВ.01.2019, за 1 полугодие — ПЛ.01.2019, за год — ГД.00.2019. Конкретную дату указываем, если законодательством установлена точная дата подачи декларации или уплаты налога. Например, 28.03.2019 для уплаты налога на прибыль.
  7. ОКТМО — код соответствует коду места постановки налогоплательщика на учет.
  8. Укажите КБК соответствующий налогу, сбору, взносу, по которому выявлена переплата.
  9. На втором листе документа укажите переплаченную сумму в рублях и копейках. Затем определите, на что следует перенаправить платеж: «1» — на недоимку, «2» — на будущие периоды. Укажите налоговый период для зачета в счет будущих платежей.
  10. Впишите ОКТМО по месту зачисления платежа.
  11. КБК налога, сбора, взноса, в счет которого производится зачет.
  12. Последнюю страницу (раздел «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем») учреждения не заполняют.

Образец заполнения

Как вернуть

Возвратом денежных средств имеет смысл заниматься, когда вы уверены, что у организации нет долгов по оплате налогов, уплате пеней и штрафов. В идеале нужно получить акт сверки с налоговой инспекцией. Имейте в виду, возврат произведут только после погашения имеющейся недоимки. В противном случае заявление на возврат отклонят.

Если руководитель организации принял решение, что излишне уплаченную сумму требуется вернуть, необходимо заполнить заявление на возврат переплаты по налогам, сроки перечисления на расчетный счет организации при этом исчисляются с момента подачи заявления и составляют не более одного календарного месяца.

Возврат переплаченной суммы нужно отразить стандартной проводкой.

Обратите внимание, что претендовать на возврат денежных средств из бюджета следует с учетом сложившихся обстоятельств. Например, по ежемесячным платежам, таким как страховые взносы или НДФЛ, возвращать переплаченные суммы не имеет смысла, ведь уже в следующем месяце организация снова начислит заработную плату и исчислит платежи в счет страхового обеспечения. Однако если речь идет о реорганизуемой или ликвидируемой компании, то возврат оправдан.

Также следует учитывать плановые показатели деятельности компании. Например, если бюджетное учреждение ранее оказывало платные услуги. По итогам предоставленной отчетности в ФНС была выявлена излишне уплаченная сумма НДС. Однако предпринимательская деятельность прекращена по решению учредителя. Напомним, что бюджетники освобождены от уплаты НДС по деятельности, финансируемой за счет субсидий. Следовательно, обязанности исчислять и уплачивать НДС в текущем периоде у учреждения нет. И зачесть переплату в счет будущих начислений НДС не получится (платные услуги прекращены). Именно в таком случае нужно оформить заявление на возврат переплаты по налогу.

Но даже в такой ситуации учреждение вправе перебросить излишне уплаченные деньга на другие платежи. Например, на погашение задолженности по транспортному, земельному налогу или же по налогу на имущество. Следовательно, решение должно отвечать и положениям законодательства и удовлетворять потребности налогоплательщика.

Заявление о возврате

Подчеркнем, что заявление на возврат переплаты налога, образец и бланк которого можно скачать ниже, обязательно к составлению, а подать его можно в письменной или электронной форме.

Повторимся, что бланк КНД 1150058 «Заявление на возврат налога» изменен. Используйте в работе форму, утвержденную Приложением № 8 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (ред. от 30.11.2018).

Заявление на возврат налога, актуальный бланк

Как заполнить заявление на возврат налога

Заявление на возврат налога заполняется по аналогичным правилам. Обратите внимание, что сама обновленная форма КНД 1150058 уже содержит детальные инструкции и подсказки к заполнению.

Документ может быть оформлен только в отношении конкретного фискального платежа. Объединить несколько видов переплат в одном заявлении на возврат нельзя. Даже если налогоплательщик возвращает излишне уплаченные пени и штрафы по одному сбору, то придется подготовить два заявления на возврат. Одно — для пени по налогу, второе заявление — на возврат штрафа. Так как для каждого платежа определяется соответствующий код бюджетной классификации — КБК.

Заявление на возврат налога подавайте именно в то отделение ФНС, в котором налогоплательщик поставлен на учет. Если переплаченная сумма выявлена по обособленному подразделению, заявите о ней в ИФНС по месту постановки на учет ОП.

Инструкция по заполнению заявления на возврат налога, ключевые аспекты:

  1. КПП следует указывать код, присвоенный организации либо обособленному подразделению в налоговом органе, в который подаете заявление на возврат налога.
  2. Верно укажите причину образования переплаты. Доступно несколько вариантов на выбор. Например, при излишней уплате укажите в заявлении на возврат налога код «1». Если же налогоплательщик претендует на возмещение НДС или акцизов из бюджета, то впишите «3».
  3. Детализируйте вид платежа, по которому оформляете возврат денежных средств из бюджета. Если возвращаете сумму по основному обязательству, пропишите в заявлении на возврат «1», для возмещения излишне уплаченных пеней — «4», по штрафам — «5».
  4. В раздел «Сведения о счете» заявления на возврат налога внесите необходимую информацию о банковской организации, в которой открыт соответствующий расчетный счет. Затем укажите вид счета, согласно расшифровке, обозначенной в пункте 6 правил заполнения (смотри саму форму КНД 1150058). Получатель — это организация-заявитель.

Обратите внимание, что для учреждений бюджетной сферы предусмотрены исключительные правила заполнения. Так, к примеру, бюджетное учреждение в пункте «Наименование банка» должно указать наименование органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет. Номер счета — это стандартные 20 знаков. А вот получатель платежа для бюджетников — это не наименование организации, как например, должны прописать НКО или коммерческие фирмы. В данном пункте необходимо указать код «3» и вписать наименование органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов. В большинстве случаев это территориальное отделение органа Федерального казначейства.

Номер лицевого счета и КБК зачисления НКО и коммерческие фирмы не указывают. А вот учреждениям госсектора заполнять пункты обязательно. Номер лицевого счета — это уникальный номер (может содержать не только цифры, но и латинские буквы). А вот КБК определяется для каждого типа учреждения в индивидуальном порядке:

  • автономные проставляют нули в коде бюджетной классификации;
  • бюджетные — указывают КБК 00000000000000000130;
  • казенные — заполняют КБК в соответствии с Приказом Минфина № 132н.

Последний раздел заявления на возврат налога заполнять не нужно. Он предназначен для физических лиц.

Образец заполнения заявления для бюджетного учреждения

Особые случаи

Иногда происходит излишняя уплата по федеральному налогу и недоплата по тому, который регулируется субъектом, то есть платежи осуществляются на разные уровни бюджетной системы. Это называют нарушением межбюджетного регулирования, и такие случаи регулируются не статьей 78 НК РФ, а и Бюджетным кодексом.

Прежде всего в такой ситуации необходимо уточнить платеж по налогу, из-за которого возникла проблема. А затем для исправления положения написать и направить в налоговую инспекцию письмо об уточнении реквизитов платежного поручения в части кода бюджетной классификации. Составляется оно в свободной форме, а подается в письменном или электронной виде.

Письмо об уточнении реквизитов

При составлении такого письма вы можете воспользоваться предоставленным шаблоном, указав данные и реквизиты вашей организации.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Новое на сайте

>

Самое популярное