Домой Банки Основные экономические школы (теории). Тесты по экономике

Основные экономические школы (теории). Тесты по экономике

Экономические школы — системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию и пытающихся объяснить основные законы экономического развития общества и предложить определенные пути преодоления противоречий и основные направления дальнейшего развития общества.

В 1615 г. впервые появился термин «политэкономия» в книге Монкретьена с одноименным названием, хотя науки еще не было. Наука формируется тогда, когда появляется основной вопрос, на которой эта наука должна дать ответ. Вопрос, который встал перед человечеством, можно сформулировать так: «Что такое богатство, и каким образом его можно увеличить?». Разные Э. ш. давали разные ответы на этот вопрос. Основными Э. ш., которые пытались найти ответ на него, считаются меркантилисты, физиократы, классическая школа политической экономии, марксизм, маржинализм. В начале XX в. другой вопрос становится наиболее актуальным: «Что лежит в основе функционирования экономической системы, и насколько сильным должно быть вмешательство государства в регулирование экономики?» Ведущими школами, которые по-разному отвечали на этот вопрос, являются кейнсианство, неоклассицизм, монетаризм и институционализм .

Меркантилизм — первая сформировавшаяся Э. ш., представители которой считали основным источником богатства страны внешнюю торговлю, т. е. сферу обращения. В период между XVI— XVIII вв. основные европейские страны находились под влиянием экономической теории меркантилизма. Меркантилисты считали, что нации, подобно торговцам, должны конкурировать между собой за получение прибыли. Следовательно, правительство, по их мнению, должно поддерживать такими законами, которые позволяют делать издержки на зарплату и другие ресурсы низкими, а цены на экспортные товары (продаваемые в другие страны) — высокими. Так можно достичь «благоприятного торгового баланса»» т. е. притока денежных средств из-за границы.

«Благоприятный торговый баланс» являет собой ситуацию, при которой экспорт превышает импорт, т. е. вывоз превышает ввоз. Такое превышение, которое похоже на прибыль продавца, приведет к увеличению национального запаса золота и серебра. Как считало большинство людей того времени, такой запас и является реальной мерой благосостояния наций. Для достижения «благоприятного торгового баланса» основные европейские страны пытались захватить колонии. Они считали, что те смогут обеспечить метрополии дешевой рабочей силой, сырьем и создать рынок для сбыта произведенных товаров. Например, для достижения этих целей в своих американских колониях Англией был принят Закон о навигации. Он защищал британскую промышленность, запретив колониям производить шляпы, шерстяные изделия, кованое железо и другие товары. Закон также содержал список особых товаров, в основном сырьевых, которые не могли продаваться ни в одну страну, кроме Англии. Возмущение этим законом было настолько велико* что его назвали одной из главных причин Войны за независимость. В зависимости от ответа на вопрос, что такое богатство, сформировалось два направления в меркантилизме: ранний (денежный) и поздний (торговый). Сторонники раннего меркантилизма полагали, что богатство страны можно увеличить путем ввоза в страну золота, в то время как сторонники позднего направления полагали, что богатство страны увеличивается путем расширения межнациональной торговли, т. е. ввоз товаров из-за границы должен превышать вывоз товаров, поскольку именно потребительные стоимости, воплощенные в товаре, они считали действительным богатством страны. Несмотря на различные подходы к ответу на этот вопрос и ранние и поздние меркантилисты искали ответ на этот вопрос в сфере торговли, т. е. обмена. И сейчас есть сторонники борьбы за «благоприятный торговый баланс». Они считают, что федеральное правительство должно максимально препятствовать импорту и поощрять экспорт. Их называют неомеркантилистами. Именно они являются главными сторонниками протекционизма в международной торговле . Их оппоненты выступают за отмену всевозможных барьеров в международной экономической деятельности.

Физиократы — Э. ш. , представители которой видели основной источник богатства страны в сельском хозяйстве. Главный представитель и родоначальник этой школы — врач Ф. Кенэ . Новым в учении этой школы было то, что источником богатства они считали производство в сельском хозяйстве. Они впервые определили существенные и несущественные сферы экономики, ранжировали их по значимости в экономической жизни страны. Именно поэтому Маркс назвал их «действительными отцами политэкономии». Огромной личной заслугой Кенэ было создание математических таблиц для решения экономических задач. Предложения группы французских философов и экономистов XVIII в. сводились к тому, что общество должно отойти от практики поддержки бизнеса и промышленности и не обращать на них внимания. Они считали, что только продукция сельского хозяйства и другие природные ресурсы являются истинным источником богатства, так как они даны от Бога, а задача человека — правильно использовать этот источник богатства и преумножать его, в этом случае у правительства нет особых причин помогать бизнесу и промышленности увеличивать свою прибыль. Другими словами, так как реальное богатство происходит от « земли», то лучшее, что может сделать любое правительство, — это не трогать предпринимателей и позволить событиям развиваться своим естественным образом. Эта идея нашла свое отражение в высказывании «laisser faire» (свобода действии). Классическая политическая экономия — Э. ш., представители которой впервые в истории экономической мысли обосновали тезис о главенствующей роли сферы производства. Ее представители: У. Петти (математик), А. Смит (философ), Д. Рикардо (биржевой делец) и С. Сисмонди. Петти считается родоначальником экономической арифметики, или, выражаясь современным языком, статистики. Классики рассматривали производство как таковое, в отличие от своих предшественников, и в нем видели основной источник увеличения и создания богатства. Это был огромный шаг в экономической науке. Они впервые рассматривали процесс производства в широком смысле, как процесс воспроизводства, состоящий из четырех основных этапов: производство, обмен, распределение, потребление. Представители классической школы политической экономии сделали справедливый вывод о неравномерном распределении доходов в обществе и представили наиболее удачное объяснение ренты, которое лежит в основе современной теории рентных отношений.

Заслугой Смита считается его постулат о саморегулировании рынка, который получил название «невидимой руки Смита». Фактически это было развитие уже известного подхода «laisser faire». Наиболее значительная работа Смита «Исследование о природе и причине богатства народов», Рикардо — «Начало политической экономии». Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда пошло название классической школы политической экономии.

Марксизм — Э. ш., основоположником которой был К. Маркс. Считая себя последователем классической политической экономии, Марксе развивает трудовую теорию стоимости и впервые создает учение о прибавочной стоимости. Он считает, что излишек продукта, или новая стоимость, рождается непосредственно из процесса производства и создается трудом человека, его рабочей силой. Общественно-экономическую формацию Маркс определяет как взаимодействие производительных сил и связывающих их производственных отношений. Маркс считал, что развитие производительных сил опережает связывающие их производственные отношения, что неизбежно приводит к конфликту, разрешить который можно лишь насильственным, или революционным, путем, за которым следует смена общественно-экономической формации. Маркс соединил достижения своих предшественников (классической политической экономии) с необходимостью объяснить противоречия того времени, однако не смог выявить внутренние источники разрешения этих противоречий в самой капиталистической системе.

Маржинализм — одна из ведущих школ неоклассической экономической мысли, зародившаяся во второй половине XIX в. Представители этой школы утверждают, что экономическая стоимость определяется ценой последней единицы поступившего на рынок товара. С XVII в. конкурировали две концепции: трудовая теория стоимости Петти, Рикардо, Смита и теория полезности, которую позже назвали «примитивной теорией полезности» (товар стоит тем дороже, чем он полезнее). В такой примитивной формулировке ее разбил Смит: «Воздух, вода ничего не стоят, и, наоборот, вещи бесполезные, такие как алмазы и бриллианты, стоят дорого». Благодаря Смиту теория полезности была раскритикована и долгое время не получала развития. Только в XIX в. представители австрийского маржинализма вновь обратились к теории полезности и сделали вывод, что наряду с полезностью товара нужно говорить о его редкости, разрешив таким образом противоречие теории полезности, на которое обращал внимание Смит. Маржиналисты утверждали, что существует наиболее напряженная потребность воды: напиться, умыться, помыть сапоги и т. д. Ошибка примитивной теории полезности в том, что они брали самую напряженную потребность при определении ценообразующего фактора. На самом деле, говорит Менгер, именно последняя, наименее напряженная потребность, на которую еще хватает запасов блага, и есть решающий фактор при определении цены. Поскольку воды более чем достаточно, последняя наименее напряженная (а это и есть предельная) полезность воды ничего не стоит. Обратное происходит с бриллиантами — их мало, поэтому предельная полезность их высока. Бем-Баверк приводит историю одинокого земледельца: первый мешок зерна удовлетворяет самую напряженную потребность — голод, второй — наесться, третий — курам, четвертый — приготовить хлебную водку, пятый — на корм попугаям, болтовню которых приятно слушать.

Если земледелец решил обменять зерно на рыбу, он откажется от наименее напряженной потребности в зерне. Рыбак поступит так же. Поэтому, говорят австрийцы, в хозяйстве каждого индивида формируется субъективная оценка блага. Потом они выходят на рынок, где формируется в процессе конкуренции объективная оценка ценности, т. е. цена. Заслугой маржиналистов считается введение субъективных оценок в экономическую теорию. Австрийцы считали, что все экономические отношения субъективны. Каждому человеку свойственно оценивать сегодняшнюю потребность выше, чем завтрашнюю. Человек занимается предпринимательством ради потребления. Он откажется от потребления сегодня в пользу будущего и за это должен получить компенсацию от общества в виде процента. При обмене в натуральном хозяйстве можно согласиться с австрийцами, но при развитом рынке товары уже производятся для продажи. Тем не менее австрийцы дали толчок к рассмотрению субъективных оценок, отрицать которые невозможно, например, категория ожидания важна при инфляционных ожиданиях, причем не только в рыночном хозяйстве. Субъективные ожидания оказывают воздействие на объективные явления.

Кейнсианство — одно из основных направлений экономической мысли XX в., заложенное работами Дж. Кейнса. Представители этой школы рассматривали вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин. Само развитие экономических отношений поставило перед учеными экономистами новые проблемы, которые различные школы и направления в экономической мысли решают по-разному. Так, с возникновением необходимости регулирования рыночных отношений встает вопрос о роли государства. Известный экономист нашего столетия Кейнс (1883—1946) своей работой «Общая теория занятости, процента и денег» определяет одно из основных направлений в современной экономической мысли, названное в его честь кейнсианством. Он утверждал, что капиталистическая рыночная система не в состоянии сама решить многие проблемы, поэтому необходима сильная власть государства, которое могло бы регулировать эти рыночные отношения и непосредственно воздействовать на них. Таким способом он предлагал найти выход из кризиса, который разразился в Америке в 1929—1931 гг., и, надо сказать, его выводы были небезуспешно применены на практике.

Неоклассическая школа — одно из ведущих направлений экономической мысли XX в., выросшее на выводах классической школы и теории маржинализма. Главный представитель неоклассической школы — А. Маршалл (1842—1924) (самая известная работа — «Теория спроса и предложения ») и его последователи сформировали свою концепцию предельной полезности и предельной производительности и представили наиболее разработанную теорию рыночного предпринимательства в условиях совершенной конкуренции, механизм свободного ценообразования и конкуренции. Поскольку наиболее удачными были попытки представителей этой школы объяснить экономические явления и закономерности на микроуровне, свое даьнейшее развитие неоклассическое направление получило в рамках неоклассического синтеза, обогащенного кейнсианской макроэкономической теорией.

Монетаризм — одно из основных течений современного неоклассического направления, виднейшим представителем которого является М. Фридмен. Основной тезис монетаристов — « деньги — главный и решающий фактор рыночного хозяйства». Абсолютизация сферы обращения характерна для этого направления развития экономической мысли. Основной заслугой монетаристов считается детальная проработка вопросов, связанных с антиинфляционной денежной политикой государства. Рекомендации монетаристов легли в основу многих экономических реформ, проводимых в странах, вставших на путь рыночных преобразований, в частности реформы Гайдара в России. Освобождение с января 1992 г. цен от государственного регулирования (т. н. либерализация) при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 150 раз. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен. Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизненный уровень, возросла социальная незащищенность людей. Главной ошибкой такой политики было необдуманное использование теоретических рекомендаций монетаристов без учета специфики российской экономики.

Институционализм — направление экономической мысли, в котором основное внимание уделяется деятельности институтов в области принятия экономических решений. Причем термин « институт» получает достаточно широкое толкование. Сторонники этого направления называют институтами государство, законодательство, общественные организации, структуры, семью и т. д. Институционализм начинает развиваться с конца XIX в. Такие виднейшие представители институционализма, как Гелбрейт, Ойкен, Веблен и др., развивают теорию нового постиндустриального общества , основанного на деятельности независимых организованных институтов. Сегодня широкое распространение получила теория Коуза, так называемая теория трансакционных издержек , которая объясняет функционирование рынка наличием прав собственности и издержек, возникающих в результате взаимодействия этих прав, т. е. при заключении сделок (операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение — trance acts — дословно «между сделками»).

Русская экономическая школа — обобщенное название представителей русских ученых-экономистов, имеющих серьезнее научные достижения в различных областях экономических знаний. Так, А. Чаянов внес значительный вклад в теорию аграрных отношений , В. Дмитриев разработал конкретную методику использования прикладной математики в экономической теории, Л. Канторович использовал теорию линейного прогнозирования для оптимального планирования ресурсов, теория длинных волн Н. Кондратьева и сегодня лежит в основе концепции циклического развития рыночной экономики. Имена таких ученых, как В. Леонтьев (разработал концепцию «затраты - выпуск» и использовал ее в теории производства), Е. Слуцкий (внес большой вклад в развитие теории потребительского поведения и разработку математического аппарата в экономической науке) и др., известны сегодня всему миру.

Экономическую концепцию канонистов можно рассматривать как нормативный анализ

Капитал с деньгами отождествляли сторонники меркантилизма

Термин "политическая экономия" впервые ввёл в научный оборот А. Монкретьен

Меркантилисты в экономических исследованиях использовали преимущественно метод позитивного анализа

В экономической науке физиократы пропагандировали идеи свободу действий

В основе экономической теории А Смита лежит концепция экономической свободы

А. Смит полагал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес

Модель "экономического человека", описывающая поведение индивида в экономике, впервые была предложена А Смитом

Большой вклад в развитие классической политэкономии внесли Д. Рикардо, А. Смит

А. Смит и Д. Рикардо являются представителями классической школы.

Выберите варианты согласно указанной последовательности. Хронологический порядок возникновения экономических школ таков: физиократия → классическая школа →марксизм

Изучение "чистого продукта", создаваемого в сельском хозяйстве было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы физиократов

Анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы меркантилизм

Исследование богатства, условий его производства и накопления было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы классическая политэкономия

Внешняя торговля как источник богатства была предметом исследования экономической теории и названием экономической школы меркантилизм

Сельское хозяйство как источник богатства было предметом исследования экономической теории и названием экономической школыфизиократов

Производственные отношения между наемными работниками и капиталистами были предметом исследования экономической теории и названием экономической школы марксизм

Анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы маржинализм

Первым создателем "финансовой пирамиды" был Дж. Ло

Т. Мальтус рассматривал теорию народонаселения

Теорию трех факторов производства (труд, капитал, земля) обосновал Жан Батист Сэй

Закон рынка Ж Б Сэя утверждает, что предложение рождает спрос

К. Маркс разделил рабочее время на необходимое и прибавочное.

Определение капитала как общественного отношения между капиталистами и наемным рабочими, которое представлено в вещи, находящейся в постоянном движении, самовозрастающей стоимости, принадлежит К Марксу

Принцип невмешательства государства в экономику классической политэкономии

Необходимость государственного регулирования общественного производства – теоретическое положение, отражающее воззрения на роль государства в экономике марксизма

Развитие экономической системы определяется институтами, важнейшим из которых является государство – теоретическое положение, отражающее воззрения на роль государства в экономике институционализма

Дж. Кейнс – обоснование необходимости активного государственного вмешательства в экономику

Б М Фридман – разработка количественной теории денег

А. Смит – описание механизма "невидимой руки" рынка

В Р Лукас – разработка теории рациональных ожиданий

Установите соответствие между вкладом в развитие экономической теории и ученым, его сделавшим:

Представителями австрийской школы маржинализма являются К Менгер и Е Бем-Баверк

В теории маржинализма экономические процессы исследуются с использованием предельных величин

Экономисты школы маржинализма внесли большой вклад в развитие теории ценообразования на различных типах рынков

Исследование экономических процессов на уровне микроэкономики позволило маржиналистам анализировать ценообразование на отдельных рынках

Представители ординалистского подхода в теории потребительского поведения предполагали, что полезность можно сравнивать в категориях "меньше", "больше" "равно

Маршал ввел в экономическую науку понятие эластичности, экстерналии

В исследовании экономических процессов маржиналисты используют функциональный анализ

Одним из основоположников институционализма является Веблен

Т. Веблен делил экономику на такие противоположные секторы, как индустрию и бизнес

Неоклассическая теория полагает, что потребитель на рынке, прежде всего, оценивает полезность благ

Основоположником неоклассической теории является Маршалл

Основная причина, позволившая кейнсианской теории потеснить в ХХ веке классическую теорию, состоит в том, чтоклассическая теория основывается на законе рынка Сэя

Ведущим ученым теории рациональных ожиданий является Р Лукас

Теория эффективного спроса представлена кейнсианством

Кейнсианство как научное направление в экономике сформировалось в ХХ веке

"Общая теория занятости, процента и денег" Дж. М. Кейнса была издана в 1936 году

Монетаризм как научная школа сформировалась во Второй половине ХХ

В основе теории монетаризма лежит количественная теория денег

Исследованием цикличности развития экономики занимался Н.Д. Кондратьев

Основоположником российской экономико-математической школы, лауреатом Нобелевской премии является Канторович

К основным направлениям современной экономической мысли не относят марксизм

Важнейшими представителями теории маржинализма являютсяЕ. Бем-Баверк, А. Маршалл

Основным пунктом своего анализа теоретики............. направления определили механизм формирования цен на основе рыночных факторов в процессе их взаимовлияния неоклассического

Концепцию "естественного порядка" разработали физиократы

Укажите представителя маржинализма А.Маршалл

Суждение "Источник богатства - труд" принадлежит Адаму Смиту

Сторонниками минимального государственного вмешательства в экономику были классики политической экономии

Идея о том, что рынок - это саморегулируемая система, которая самостоятельно приходит в равновесное состояние без вмешательства государства, принадлежит Адама Смиту

Бем-Баверк Е. – представитель австрийской школы маржинализма

Веблен Т – основоположник институционализма

Ло Дж. – первый создатель финансовой пирамиды

А. Смит – "Исследование о природе и причинах богатства народов"

Дж. М. Кейнс – "Общая теория занятости, процента и денег"

А. Маршалл – "Принципы экономической науки"

М. Фридман –"Роль монетарной политики"

Т. Мен – представитель меркантилизм

У С Джевонс представитель маржинализм

М. Фридман представитель монетаризм

Т. Веблен представитель институционализм

Термин "экономика" впервые упомянут в сочинении Ксенофонта "Домострой

"Экономическая таблица" как первая попытка анализа воспроизводства общественного капитала была создана физиократами

Первая книга по экономике написана Ксенофонтом

К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас, Ф Визер, Е Бем-Баверк, В. Парето, А Маршалл, Д Кларк являются представителями экономической школы (направления) под названием маржинализм

Теорию прибавочной стоимости разработал один из величайших ученых-экономистов ХIХ века - К. Маркс

Появление мануфактурного производства, быстрые темпы развития процесса первоначального накопления капитала, внешнеторговая экспансия и английская буржуазная революция 1640 г. подготовили условия для возникновения классической политической экономии

Закон рынка Сэя – предложение рождает спрос

Институционализм – американская версия маржинализма, анализирующая все факторы экономики

Кредо маржинализма – анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин

Кредо марксизма – исследование производственных отношений между наемными работниками и капиталистами

Кредо меркантилизма – анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну

"невидимая рука" – метафора А. Смита для названия действия законов рынка в качестве его регуляторов

парадокс Смита – вода полезна, но не имеет цены; а бриллианты бесполезны, но дорогие

"ночной сторож" – метафора А. Смита для названия экономической роли государства

кейнсианство – макроэкономическая доктрина, исходящая из необходимости государственного регулирования экономики посредством воздействия на денежную массу и спрос

Экономическая свобода – кредо либеральной доктрины А. Смита

маржинализм – экономическая доктрина, акцентирующая значение предельных величин

монетаризм – экономическое учение, согласно которому определяющая роль для рынка отводится количеству денег в обращении

меркантилизм – экономическая школа, считавшая сферу обращения главной в экономике, источником прибыли

экономический либерализм – доктрина, выступающая против вмешательства государства, в деятельность бизнеса, отстаивающая экономическую свободу бизнеса

Основные идеи А Смита – рыночное саморегулирование экономики; минимизация вмешательства государства в экономику

Какое экономическое течение стало оппонентом кейнсианства? монетаризм

Какое экономическое течение является сегодня главным в мире неоклассический синтез

Экономический человек – кредо классической школы экономики

Рациональный человек – кредо маржинализма

Реальный человек – кредо институционализма

А. Маршалл – основоположник кембриджской школы маржинализма, неоклассики

Смит А. – основоположник классической школы экономики

Первые попытки изучения сферы производства и применения математических методов анализа экономики были предприняты представителями такого научного течения, как школа физиократии

Макроэкономика как раздел экономической науки появилась после выхода в свет работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег

Идея мультипликатора принадлежит Дж.М. Кейнсу

Классической политэкономии соответствуют положения о том, что стоимость товара зависит от полезности блага равновесие в экономике достигается автоматически

Экономическая школа маржинализма внесла большой вклад в развитие теорий ценообразования на различных типах рынков, общего равновесия

Экономические концепции возникли в следующем хронологическом порядке: принцип невидимой руки→ принцип государственного регулирования → принцип дирижизма

К общественному производству не относят приготовление еды дома; уборку квартиры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

Экономический факультет

Основные экономические школы

Выполнила

студентка гр. ЭК- 526

Олейник Елизавета Орестовна

Введение

Для того, чтобы понять сложные процессы экономической жизни нужно уяснить основные закономерности функционирования экономики. Необходимо узнать, что представляет собой экономика как специфическая сфера жизнедеятельности человека, что и как изучает экономическая теория как наука, какими базовыми категориями она оперирует. А также необходим определенный багаж знаний, позволяющий понять основные модели, которые описывают экономическую жизнь человеческого общества. Важно четко представлять, что является объектом и предметом экономической теории, какие важнейшие теории возникли в ходе ее развития.

Экономическая теория - одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории - реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире.

Значение экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж.Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям. Знание основ экономической теории поможет каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

Экономическая теория выступает в качестве теоретической базы целой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных. В то же время экономическая теория также и практическая наука, без нее невозможны теория и практика управления на различных уровнях, создание рациональной финансовой и кредитной систем, организация учета и контроля за производством, обеспечение слаженного развития всех отраслей хозяйства и достижение желаемых целей.

Экономическая мысль античности

В Древней Греции и Риме экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг. до н. э.), Аристотель (384-322 гг. до н. э.) уже по праву могут считаться первыми учеными-экономистами.

Ксенофонт, написавший такие работы, как «О доходах» и «Экономика» (учение о хозяйстве), дат старт научной экономике. В его исследованиях экономика делится на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли, высказывается мысль о целесообразности разделения труда.

Платон развивает представления о разделении труда, высказывает ряд соображений о специализации труда и особенностях разных видов трудовой деятельности, анализирует круг основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом.

Но подлинным титаном экономического учения античности надо считать Аристотеля. В своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» Аристотель впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления абстрактно, т.е. с целью обнаружения в них общих закономерностей.

В аристотелевском подходе экономика рассматривалась как совокупность неких универсальных правил ведения хозяйства, следуя которым можно добиться приумножения богатства. Идеалом хозяйства, по Аристотелю, были натуральные замкнутые хозяйственные системы, на которых применялся труд рабов («говорящих орудий труда»). Богатство воспринималось как совокупность продуктов, изделий, произведенных в этих хозяйствах. При прочих равных условиях одно натуральное хозяйственное образование было богаче другого в зависимости от того, какое количество земли и рабов оно содержало. Поэтому оптимальным способом достижения богатства был прежде всего захват новых территорий и рабов с последующей рациональной организацией их труда. Таким образом, экономика, по Аристотелю, -- это наука о правилах рациональной организации труда рабов.

В то же время Аристотель понимал, что современное ему хозяйство носит не только натуральный характер, но и развивается за счет обмена, торговли, приобретает черты денежного хозяйства. Для описания этих специфических проблем, связанных с деньгами и торговлей, Аристотель предложил новое научное направление, которому сам же и дал название «хрематистика», т.е. искусство делать деньги. Именно в рамках хрсматистики, а не экономики Аристотель рассматривал такие явления, как деньги и их функции, цены товаров и ценообразование, капитал как деньги, приносящие дополнительные деньги.

Великий грек считал, что развитие обмена, торговля противоречат идеальному типу развития, а именно натуральному хозяйству. Поэтому, хотя он и достаточно глубоко для своего времени проанализировал денежные процессы и явления, Аристотель считал, что основным направлением хозяйственного развития должна стать натурализация хозяйственной жизни. Торговля же должна осуществляться лишь для получения немногих недостающих продуктов и вестись путем «справедливого обмена» с соседями. Третируя хрематистику и всячески подчеркивая значение экономики в его понимании, Аристотель выступил как консерватор, который к тому же был лишен дара предвидения исторической перспективы. Но история сыграла с Аристотелем забавную шутку. С течением времени термин «хрематистика» забылся, а под экономикой стали понимать науку, значительная часть которой рассматривает хрематистическую проблематику -- денежные, финансовые проблемы, а не только чисто хозяйственные процессы. Следовательно, имя Аристотеля вошло в историю экономической науки благодаря разработке той проблематики, которую сам автор считал тупиковым направлением хозяйственного развития. Несмотря на это, Аристотеля с полным правом относят к числу основателей экономической науки и именуют первым ученым-экономистом.

Ученые, писатели, политические деятели в Древнем Риме уделяли внимание экономическим проблемам ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности. Ученый-энциклопедист Варрон (116-27 гг. до н. э.) написал работу «О сельском хозяйстве», а писатель и политический деятель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) известен своим трактатом «О земледелии», в котором содержится множество хозяйственных советов и высказываются мысли о роли отдельных видов экономической деятельности. Катон утверждает: «Купца я считаю человеком дельным и прилежащим к наживе, но, как я сказал выше, ему уготованы опасности и потери». Интересные мысли об экономике высказывали оратор и публицист Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) и ученый Плиний Старший (123-79 гг. до н.э.), автор энциклопедического труда «Естественная история». Двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (1 в. н. э.) «О сельском хозяйстве» называют сельскохозяйственной энциклопедией древности.

Ксенофонг (430-354 гг. до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:

разделение труда на умственный и физический виды, а людей -- на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

производительно может выполняться «наиболее простая работа»;

степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428-347 гг. до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы».

В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, гак как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в 4 раза.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более важную роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

Эта концепция носит как бы классификационный характер. Об этом свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он относит к одной из двух сфер -- естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой -- искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».

В рамках своей концепции Аристотель, идеализируя рабовладельческое государственное устройство, как бы искусственно «упрощает» важнейшие элементы хозяйственной жизни. Например, по Аристотелю, «5 лож = 1 дому» потому, что их соизмеримость достигается якобы только благодаря деньгам. С позиций этой же концепции он тенденциозно анализирует этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и обмен посредством денег, относятся им к сфере экономики, а движение торгового капитала, т.е. когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, -- к сфере хрематистики. Аналогично трактует философ и формы денежного обращения, относя функции денег по отображению меры стоимости и средства обращения к сфере экономики, а их применение как средство накопления прибыли, т.е. в качестве ростовщического капитала, -- к сфере хрематистики.

Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности веши столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «с полным основанием вызывает ненависть».

Экономические учения средневековья

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен древнего мира, базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. Поданной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в III-VIII вв. в ряде государств Востока и V-XI вв. -- в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн- Хальдун, а в Европе -- лидер так называемой поздней школы ка- нонизма Фома Аквинский. Об их творческом наследии и последует далее речь.

Ибн-Хальдун (1332-1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед -- первый проповедник Корана -- возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров начогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Наконец, деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов -- золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при характеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества груда человека», во-вторых, «его места среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем» (в труде. -- Я.Я.).

Фома Аквииский (Аквинат) (1225-1274). Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф. Аквииский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня вдень масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождений с ранними канонистами. Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический виды, исходили из божественного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф. Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили, то, что различные люди склонны к различным профессиям...» (курсив мой. -Я.Я.у.

Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент. Рассмотрим вкратце и эту позицию ученого применительно к каждой названной категории.

Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» (о них речь пойдет ниже) могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф. Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в с убъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».

«Справедливая цена» -- это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость» (ценность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф. Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, чтопродавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и всей «общественной жизни».

Деньги (монеты) Ф. Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою приверженность номиналистической концепции денег, автор «Суммы теологии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее, вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой -- вверяя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению.

Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как небогоугодные, т.е. грешные, явления. С определенными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф. Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они совершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необходимо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные издержки и даже за риск.

Экономические теории и школы XVIII-XIX веков

экономический древний аристотелевский средневековье

1.Основа развития общества -- материальное производство

2. Теория прибавочной стоимости: ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) +Д (деньги) ПРОИЗВОДСТВО = Т Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними -ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ)

Меркантилизм XV--XVIII вв

Антуан де Монкрентьен

Томас Ман

Трактат о политической экономии 1615 г

Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией

1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей -протекционизм; поощрение экспорта

2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.

3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.

Физиократы

французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Анн Тюрго, Визер

Франсуа Кенэ

Экономическая таблица

1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.

2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу

Классическая школа

XVIII века -- 30-х гг. XIX века.

Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая ипотребительская стоимость)

Давид Рикардо

Исследование о природе и причинах богатства народов

Начала политической экономии

1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.

2.Рикардо считал "закон стоимости" фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд - единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)

3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов

Марксистская теория сер.XIX

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего

Мальтузианство

Томас Мальтус 1766-1834

Очерк о законе народонасе-

1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования -- в арифметической.

3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)

Маржинализм -школа

предельной (marginalisme, от лат. margo (marginis) --край) полезности

70-е гг. XIX века

Карл Менгер

Евгений Бем-Баверк

Основания политической экономии

Капитал и прибыль

Теория политической экономии

Элементы чистой политической экономии

1.Дали объяснение стоимости с точки зренияпсихологии покупателя.

2. Они пришли к заключению, чтопотребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.

3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей

4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

Неоклассическая школа

Альфред Маршал

В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии

1.Концепция равновесной цены,

«крест Маршала»

2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)

Фридрих Лист

Адам Мюллер

Национальная система политической экономии

Публицистические статьи

Протестантская этика и дух капитализма

Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;

2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.

3. Анализконкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий

Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»

Современные экономические школы

Кейнсианство

30-е годы XX в и до наших дней

Джон Кейнс

Общая теория занятости, процента и денег

1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию истимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования

Институционалисты 70-е гг XXв

Джон Гелбрейт,

Людвиг Эрхард

1. «Общество изобилия»

2.«Экономическая теория и цели общества»

Благосостояние для всех

1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.

2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы

Монетаристы (монетаризм)

50-е гг XX и до наших дней

(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)

Милтон Фридмен

1. «Роль монетарной (денежной) политики»

2. «Деньги и экономическое развитие»

1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики

2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции

3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.

4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство

Заключение

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Экономическая Теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого Экономическая Теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Литература

История экономических учений / Титова Н.Е. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.

История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. М.: Изд-во МГУ, 2008г.

История экономических учений: Учебное пособие / И. П. Павлова, Е.А. Владимирский, А.А. Оводенко и др. - СПб.: СПб. ГААП, 2012г.

Д. Г. Егоров. Практические следствия. / / Экономический анализ: теория и практика, 2008. - N 13. - С. 21-28.

Б. В. Салихов. Размышления о предмете экономической теории, или как повысить эффективность ее социальной функции? // Финансы и кредит, 2006. - N 35. - С. 43-50

В. В. Радаев. Важные условия развития экономической теории. // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика, 2004. - N 3. -С. 9-33.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономические учения Древнего мира. Экономические учения феодального общества и эпохи капитализма. Экономические учения конца ХVII - начала XIX века. Основные направления экономической мысли в XX веке. Исихастская модель реальности.

    реферат , добавлен 28.07.2007

    Экономическая мысль Древней Греции, Древнего Рима и Средневековья, первые экономические школы. Истоки классической экономической теории, развитие классической политэкономии в трудах экономистов XIX века. Марксистская политэкономия, теория монетаризма.

    дипломная работа , добавлен 08.10.2010

    Экономические взгляды Ксенофонта. Разделение труда в учениях Ксенофонта. Главная отрасль хозяйства по Платону. Развитие экономической мысли Древней Греции. Аргументы Аристотель против учения Платона. Заслуга Аристотеля в развитии экономической мысли.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2009

    Экономическая мысль средневековья: воззрения канонистов. Особенности раннего и позднего меркантилизма и физиократизма. Взгляды представителей классической школы политэкономии. Экономические учения XVII-XVIII вв. Современный монетаризм и институционализм.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Экономические учения Древнего мира. Экономические учения феодального общества. Экономические учения эпохи капитализма. Экономические учения конца XVII - начала XIX века. Экономическая мысль середины XIX - начала XX века. Экономическая мысль XX века.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2007

    Экономическая мысль Древнего Востока, Древней Греции. Экономические воззрения Ибн-Хальдуна, Фомы Аквинского. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития меркантилизма. Общая характеристика классической политэкономии.

    шпаргалка , добавлен 23.02.2003

    Зарождение и основные этапы развитие экономической теории, основные экономические школы. Экономическая мысль Древней Греции – Платон и Аристотель. Теория стоимости и теория равновесия. Производственные отношения. Механизм функционирования рынка.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Вытеснение натурально-хозяйственных отношений рыночными экономическими отношениями на историческом отрезке "переходного времени". Предмет, метод, значение меркантилистской школы экономической мысли. Взгляды наиболее выдающихся европейских меркантилистов.

    реферат , добавлен 03.03.2010

    20-е годы как специфический период в истории советского общества, его главные достижения и значение в развитии молодого государства. Основные школы и направления экономической мысли, специфика государственного регулирования данной сферы деятельности.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2014

    Историческая школа Германии, ее возникновение в рамках замкнутой экономической науки. Теория экономических систем, австрийский вариант социальной школы. Социал-демократические воззрения Э. Бернштейна, основоположники реформизма, образование монополий.

Школы, на-правления и их представители Период форми-рования Основные идеи
Мерканти-лизм — первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества — это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства — сфера обращения (торговля и денеж-ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо толь-ко сферу обращения
Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ (1694- 1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен-ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес-ти прирост богатства из процес-са производства, а не обраще-ния
Английская классическая политэкономия . Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат-ства — труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости
Марксизм . Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимо-сти и теория прибавочной стои-мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ- водства. 3. Разработана теория воспроиз- водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако-ны капиталистического способа производства

Продолжение табл. 1.

Окончание табл. 1.1

Неоклассическое на-правление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредприниматель-ская рыночная система, спо-собная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благо-приятные условия для функ-ционирования рыночной экономики
Кейнсианство . Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав-новесной цены. 2. Государство должно актив-но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес-печивать социально-экономи- ческую стабильность об-щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро-вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол-ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эф-фективного инвестирования
Неоклассический синтез . Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается ис-пользовать либо кейнсианские рекомендации государственно-го регулирования, либо рецеп-ты экономистов, стоящих на позициях ограничения госу-дарственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор — де-нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо-бен сам устанавливать равно-весие между спросом и пред-ложением, производством и потреблением

Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и веч-ную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции и определенной социальной группы и определенного периода.

Краткие выводы

1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ, т.е. деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресур-сов с целью удовлетворения безграничных и постоянно ме-няющихся потребностей людей в экономических благах.

2. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормаль-ною функционирования экономики. Сами нормы права, регу-лирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями происходящими в экономике.

3. Основные методы познания экономических процессов и явлений — это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-ма-тематическое моделирование.

4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика — изучение деятельности отдель-ных экономических субъектов; макроэкономика — изучение экономики в целом.

5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившие-ся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика — это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие ре-шения необходимо принимать.

6. Экономические законы — это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимоза-висимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необхо-димо для принятия эффективных экономических решений.

7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими шко-лами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.

Как наука Экономическая теориявозникла в XVI-XVII вв . В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ .

Экономические школы

Период развития

Представители

Меркантилизм

Томас Мани Антуан де Монкретьен

Физиократы

Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго

Классическая политическая экономика

конец 18 - 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

Марксизм

2-я пол. 19 - 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 - начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство

20 - начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм

20 - начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

Монетаризм

20 - начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)

Меркантелизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма - увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, чторешение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности .

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать .

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждениенациональной экономикиотконкуренциисо стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641)

Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия .

С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .

Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капиталаи внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали, чтоисточником богатства является труд только в земледелии (производство в с/х, а не обращение). Промышленность они считали бесплодной сферой перерабатывающей продукты земледелия и природы. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства (с/х).

Физиократы называли себя экономистами, а свое учение политической экономией. Физиократы были предшественниками классической политэкономии.

Основными представителями школы являлись:

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа полит. Экономики

Дальнейшее развитие эк. наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А. Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление . Прибыльесть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Новое на сайте

>

Самое популярное