Домой Банки Основные правила (принципы) бухгалтерского учета.

Основные правила (принципы) бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учёта регламентируется определёнными правилами, которыми понимают постановление, предписание, устанавливающие порядок чего-нибудь.

Правила ведения бухгалтерского учёта сформулированы во II разделе Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации:

    учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включённых в рабочий план счетов;

    бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций ведётся в валюте РФ – в рублях и на русском языке;

    для ведения бухгалтерского учёта в организациях формируется учётная политика, под которой понимается принятая организацией совокупность способов ведения учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности;

    в бухгалтерском учёте текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно;

    все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт;

    регистры бухгалтерского учёта: специальные книги (журналы), отдельные листы, карточки, машинограммы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных учётных документах. Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – государственной тайной;

    активы, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности подлежат оценке в денежном выражении;

    для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой, проверяются и документально подтверждаются их наличие, оценка и сохранность.

Перечисленные правила ведения бухгалтерского учёта являются обязательными для всех экономических субъектов и соответствуют рациональной организации бухгалтерского учёта.

1.5. Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России

При выборе ориентира для реформы бухгалтерского учёта в России было признано целесообразным использовать Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) прежде всего при создании Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике, для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и международными компаниями, а также в процессе разработки национальных положений по бухгалтерскому учёту (стандартов) в качестве отправной точки соответствия международно принятой учётной практики.

29 декабря 1997г. Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России, подготовленная разработчиками реформы, была одобрена методическим советом по бухгалтерскому учёту при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом института профессиональных бухгалтеров.

Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учёта в условиях новой экономической среды, складывающейся в России. Она основывается на достижениях бухгалтерской науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно-признанным стандартам финансовой отчётности.

Этот документ является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта и не заменяет никакие нормативные акты по бухгалтерскому учёту. Более того, если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учёту, то использованию подлежит положение законодательного или нормативного акта. Новая Концепция бухгалтерского учёта и разрабатываемые на её основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учёта, а также контроля за достоверностью и надёжностью финансовой информации, должны создавать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе инвестиций. Концепция представляет собой описательную модель системы бухгалтерского учёта, адекватную рыночной экономике. Наполняемость модели осуществляется через национальные стандарты – положения по бухгалтерскому учёту. Программа реформирования бухгалтерского учёта включала разработку 22 национальных стандартов. В настоящее время разработано уже 24 стандарта, приближённых к международным стандартам финансовой отчётности (МСФО).

Отметим основные положения Концепции.

Во-первых, в Концепции чётко сформулирована цель бухгалтерского учёта в рыночной экономике – формирование информации для внутренних и внешних пользователей;

Во-вторых, в Концепции впервые определено понятие «заинтересованные пользователи» и установлены их потребности в бухгалтерской информации.

Заинтересованные пользователи – это лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить, изучать и использовать эту информацию.

Заинтересованными пользователями могут быть инвесторы, персонал организации, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественности.

В концепции определены потребности заинтересованных пользователей в бухгалтерской информации:

– инвесторы (реальные и потенциальные) заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями, о способности организации выплачивать дивиденды;

– персонал предприятия заинтересован в информации о стабильности и прибыльности предприятия; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;

– заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены причитающиеся проценты;

– поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы за поставленные товары, продукцию и оказанные услуги;

– покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;

– органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общественной политики, ведению статистического наблюдения;

– общественность заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Интересы внешних пользователей различны и бухгалтерский учёт не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объёме. Поэтому информация, формируемая в бухгалтерском учёте удовлетворяет потребностям, являющимся общими для всех пользователей. Решения, принимаемые заинтересованными пользователями требуют оценки способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, времени и определённости их поступления. В результате такой оценки может быть установлена возможность организации обеспечить причитающиеся и предстоящие выплаты инвесторам, персоналу, кредиторам, поставщикам и подрядчикам, государству.

В-третьих, в Концепции определяется содержание информации, формируемой в бухгалтерском учёте для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей: о финансовом положении организации, её финансовых результатах и изменениях в финансовом положении организации.

Финансовое положение организации определяется ресурсами, находящимися в её распоряжении, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платёжеспособностью организации, а также её способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса.

Информация о финансовых результатах требуется для оценки потенциальных изменений в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы. Эта информация обеспечивается главным образом отчётом о прибылях и убытках.

Информация об изменениях в финансовом положении организации необходима для оценки её инвестиционной, финансовой и операционной деятельности в отчётном периоде. Эта информация обеспечивается главным образом отчётом о движении денежных средств.

В Концепции подчёркнуто, что содержание, порядок оформления и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации и, следовательно, являются элементом учётной политики.

В-четвёртых, в Концепции по-новому сформулированы требования к информации, формируемой в бухгалтерском учёте. Информация должна быть полезной пользователям. Чтобы информация считалась полезной, она должна быть уместной, надёжной и сравнимой.

Уместной с точки зрения пользователей считается информация, наличие или отсутствие которой может оказать или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтвердить или изменить ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют её содержание и сущность. Существенной признаётся информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

Надёжной признаётся информация, если она не содержит существенных ошибок.

Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учёте не столько исходя из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Информация, предоставляемая заинтересованным пользователям, должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности.

Информация, формируемая в бухгалтерском учёте, должна быть полной.

Требование сравнимости информации – пользователи должны иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы анализировать содержание информации, формируемой в бухгалтерском учёте: сравнивать финансовое положение, финансовые результаты и изменения в финансовом положении.

При формировании информации в бухгалтерском учёте должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надёжность этой информации. Ограничить уместность и надёжность может своевременность информации. Просрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере её уместности.

Полезность информации должна быть сопоставима с затратами на её подготовку.

В-пятых, в Концепции раскрыт для целей бухгалтерского учёта состав информации, формируемой в бухгалтерском учёте для заинтересованных пользователей. Указано, что в бухгалтерском балансе элементами информации о финансовом положении организации является имущество, кредиторская задолженность и капитал.

Имуществом признаются хозяйственные средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий её хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Кредиторской задолженностью признаётся обязательство организации, существующее на отчётную дату, которое является следствием прошлых событий её хозяйственной деятельности и расчёты по которой должны привести к оттоку ресурсов организаций, которые должны были принести ей экономические выгоды.

Капитал представляет собой остаток хозяйственных средств организации после вычета их них кредиторской задолженности.

В Отчёте о прибылях и убытках элементами бухгалтерской информации о финансовых результатах являются доходы и расходы.

Доходом организации признаётся увеличение экономических выгод в течение отчётного периода или уменьшение кредиторской задолженности, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают выручку от продажи, оплату за услуги, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендную плату, а также прочие доходы (поступления от продажи основных средств; нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг и др.).

Расходами признаются уменьшение экономических выгод в течение отчётного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников). Расходы включают материальные затраты, затраты на производство продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, иные затраты, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).

В Концепции указано, что Отчёт о движении денежных средств и информация об изменениях в финансовом положении организации, которая в нём отражается, является производной от элементов Бухгалтерского баланса и Отчёта о прибылях и убытках.

В-шестых, в этом документе сформулированы два критерия признания имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов – надёжность и существенность. Информация считается надёжной, если она не содержит существенных ошибок. Существенной признаётся сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных бухгалтерской отчётности составляет не менее 5%.

И последнее, в Концепции определены методы оценки имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов: фактическая (первоначальная) стоимость (себестоимость); текущая (восстановительная) стоимость (себестоимость), текущая рыночная стоимость (стоимость продаж), дисконтированная стоимость.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 5 статьи 20 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", ПРИКАЗЫВАЮ:

30. Для учета активов, подлежащих списанию, применяются акты на выбытие (списание), формы которых утверждены Приказом 562 . Акты на выбытие (списание) составляются в двух экземплярах, первый экземпляр акта направляется в бухгалтерскую службу, второй остается в подразделении субъекта.

31. Для оформления приемки-передачи активов из ремонта, реконструкции (модернизации) применяется акт приемки - передачи отремонтированных, реконструированных (модернизированных) активов, форма которого утверждена Приказом 562 . Акт, подписанный материально ответственным работником заказчика, на прием активов, и представителем исполнителя, производившем ремонт, реконструкцию (модернизацию), составляется в двух экземплярах. Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководством заказчика.

32. Для учета реализации запасов применяется накладная на отпуск запасов на сторону, форма которой утверждена Приказом 562 .

33. Для оформления оприходования запасов, полученных при разборке и демонтаже активов, пригодных для использования при производстве работ, применяется акт об оприходовании запасов, полученных при разборке и демонтаже основных средств, форма которого утверждена Приказом 562 . Акт составляется в трех экземплярах, первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий - у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты подрядчику.

34. Для оформления передачи, продажи активов применяются акты приемки – передачи, формы которых утверждены Приказом 562. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами на каждый отдельный объект или компонент объекта. Оформленный акт с приложенной документацией передается в бухгалтерскую службу, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководством субъекта.

Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра финансов РК от 16.03.2018 от 16.03.2018 № 383

35. Для учета активов применяются инвентарные карточки, формы которых утверждены Приказом 562 . Инвентарные карточки заполняются в одном экземпляре на основании документов на приход активов, их перемещение, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт и списание, и содержат основные качественные и количественные показатели активов, а также относящиеся к ним важнейшие пристройки, приспособления.

Инвентарные номера присваиваются активам по мере их поступления по порядково-серийной системе.

Для учета арендованных активов применяется карточка учета арендованных (долгосрочно-арендованных) активов, форма которой утверждена Приказом 562 .

36. При обнаружении дефектов в процессе инвентаризации, монтажа или испытания активов применяется акт о выявленных дефектах актива, форма которого утверждена Приказом 562 .

Параграф 3. Порядок приема и выдачи наличных денег
и оформления кассовых документов

37. Прием наличных денег в кассу субъекта производится по приходному кассовому ордеру, форма которого утверждена Приказом 562 (далее – приходный ордер), подписанному главным бухгалтером или лицом на то уполномоченным руководством субъекта.

При приеме наличных денег выдается квитанция за подписями главного бухгалтера или лица на то уполномоченного руководством субъекта и кассира и скрепляется печатью этой организации (при ее наличии).

Сноска. Пункт 37 в редакции приказа Министра финансов РК от 16.03.2018 от 16.03.2018 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

38. Выдача наличных денег из кассы производится по расходному кассовому ордеру, форма которого утверждена Приказом 562 (далее - расходный ордер). Расходный ордер подписывается руководством субъекта, главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным руководством субъекта, и кассиром.

39. Все приходные и расходные ордера до передачи их в кассу регистрируются бухгалтерской службой в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, форма которого утверждена Приказом 562 .

40. При выдаче денег отдельному лицу по расходному ордеру или платежной ведомости, форма которой утверждена Приказом 562 , кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя (паспорт или удостоверение личности гражданина), записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан.

41. Получатель денег расписывается в расходном ордере или ведомости собственноручно чернилами (шариковой ручкой).

42. Выдача наличных денег лицам, не состоящим в списочном составе субъекта, производится по расходным ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

43. Выдачу наличных денег кассир производит только лицу, указанному в расходном ордере или платежной ведомости. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера указываются фамилия, имя, отчество и наименование, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность, лица, которому доверено получение и фактического получателя наличных денежных средств. Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному ордеру.

44. Оплата труда, выплата пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, премий по платежным ведомостям производится кассиром без составления расходного ордера на каждого получателя.

На общую сумму выданных наличных денег составляется один расходный ордер, дата и номер которого проставляется на каждой платежной ведомости.

45. На титульном (заглавном) листе платежной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче наличных денег, за подписями руководства субъекта и главного бухгалтера, с указанием сроков выдачи наличных денег и суммы прописью.

46. Для учета денежных средств и их эквивалентов, выданных из кассы доверенному лицу (раздатчику) по выплате заработной платы и возврата остатка наличности и оплаченных документов, применяется книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств и их эквивалентов, форма которой утверждена Приказом 562 .

47. В расходных ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Расходные ордера или платежные ведомости не выдаются лицам, получающим наличные деньги.

48. При получении приходных и расходных ордеров или платежных ведомостей кассир проверяет:

1) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном ордере или платежной ведомости - разрешительной подписи руководства субъекта;

2) правильность оформления документов;

3) наличие перечисленных в документах приложений.

В случае несоблюдения хотя бы одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерскую службу для надлежащего оформления.

49. Расходные ордера, оформленные к платежным ведомостям на выплату заработной платы, регистрируются после ее выдачи.

Параграф 4. Порядок ведения кассовой книги и хранения денег

50. Для осуществления расчетов наличными деньгами субъекты ведут кассовую книгу, форма которой утверждена Приказом 562. Кассовая книга нумеруется, прошивается и скрепляется печатью этой организации (при ее наличии). Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководства субъекта, главного бухгалтера.

Сноска. Пункт 50 в редакции приказа Министра финансов РК от 16.03.2018 от 16.03.2018 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

51. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах. Вторые экземпляры листов служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

При автоматизированном способе ведения кассовых операций обеспечивается соблюдение порядка, установленного настоящим параграфом. Кассовая книга, распечатанная на бумажных носителях, брошюруется в хронологическом порядке.

52. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи наличных денег по каждому ордеру или платежной ведомости. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток наличных денег в кассе и передает в бухгалтерскую службу отчет кассира (второй отрывной лист записей в кассовой книге за день) с приложением приходных и расходных кассовых документов под расписку в кассовой книге. Одновременно кассир сверяет остаток наличных денег в кассе с фактическим наличием денег.

53. Выдача наличных денег из кассы, без подписи получателя в расходном ордере или в платежной ведомости, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не оправданные приходными ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход субъекта.

54. Организация правильного и своевременного ведения кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.

У субъектов малого предпринимательства с численностью работников не более десяти человек, не имеющих в штате кассира, его обязанности выполняет руководство субъекта либо главный бухгалтер по письменному распоряжению (приказу).

55. Все наличные деньги, бланки строгой отчетности, ценные бумаги и другие ценности, принадлежащие субъекту, хранятся, в сейфах или несгораемых металлических шкафах. Ключи от сейфов и металлических шкафов хранятся у кассира.

56. Перед открытием сейфов и металлических шкафов кассир осматривает их целостность.

В случае обнаружения повреждений кассир докладывает об этом руководству субъекта, которое сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к охране кассы до прибытия сотрудников полиции.

В этом случае руководство субъекта, главный бухгалтер, а также кассир после получения разрешения органов внутренних дел производят проверку наличия денег и других ценностей, хранящихся в кассе, до начала кассовых операций.

О результатах проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается всеми участвующими в проверке лицами. Первый экземпляр акта передается в органы внутренних дел, второй - остается у субъекта.

57. В сроки, установленные руководством субъекта и не подлежащие разглашению, производится инвентаризация кассы с полным полистным пересчетом всех наличных денег и проверкой ценных бумаг и других ценностей, находящихся в кассе.

Для производства инвентаризации кассы приказом руководства субъекта назначается комиссия в составе не менее трех человек, которая по результатам инвентаризации составляет в двух экземплярах акт инвентаризации, форма которого утверждена Приказом 562 .

58. При обнаружении в кассе недостачи или излишка в акте инвентаризации указывается сумма недостачи или излишка и обстоятельства их возникновения.

Параграф 5. Порядок учета подотчетных сумм

59. Подотчетные суммы выдаются только сотрудникам субъекта.

Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого сотрудника. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств.

Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом 562 , подписывается руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу. Бухгалтерская служба обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в подотчете наличных денежных средств.

4. Порядок проведения инвентаризации

60. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств не менее одного раза в год.

Субъекты малого предпринимательства с численностью работников не более десяти человек, самостоятельно определяют период проведения инвентаризации.

61. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее субъекту, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.

62. Независимо от принадлежности к различным субъектам предпринимательства инвентаризация проводится:

1) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

2) при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

3) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

4) при реорганизации субъекта перед составлением разделительного бухгалтерского баланса.

63. Количество плановых инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются в учетной политике руководством субъекта.

64. Для проведения инвентаризации активов и обязательств создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководства субъекта.

65. До проведения инвентаризации члены комиссии:

1) знакомятся с материалами последней инвентаризации, проведенной по данным объектам, с мерами, принятыми по результатам последней инвентаризации;

2) пломбируют подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;

3) проверяют исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения;

4) получают последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации.

66. Материально ответственные лица субъекта представляют расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в бухгалтерскую службу.

67. Инвентаризация имущества производится по местонахождению имущества.

Проверка фактических остатков производится при участии материально ответственного лица субъекта, при этом материально ответственное лицо не является членом комиссии на своем участке.

68. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи, формы которых утверждены Приказом 562 .

Инвентаризационные описи - документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом субъекта.

В конце описи материально ответственное лицо субъекта дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.

Если период проведения инвентаризации имущества составляет более чем один день, то помещение, где хранится инвентаризируемое имущество, ежедневно опечатывается в присутствии членов комиссии и материально ответственного лица.

В случае если в период проведения инвентаризации комиссия не имеет возможности произвести подсчет имущества в данном помещении и записать их в опись сразу, на группу проинвентаризированного (просчитанного) имущества прикрепляются инвентаризационные ярлыки для фактического наличия имущества, форма которых утверждена Приказом 562 .

69. На имущество, не принадлежащее субъекту на правах собственности, но находящееся у них, а также на имущество, пришедшее в негодность, составляются отдельные инвентаризационные описи.

70. По окончании инвентаризации, оформленные инвентаризационные акты и описи, сличительные ведомости, формы которых утверждены Приказом 562 , сдаются в бухгалтерскую службу.

71. Выявленные при инвентаризации (расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета) излишки признаются доходом и подлежат оприходованию, недостачи признаются расходом или, в случае установления виновного лица, его задолженностью.

Нормы естественной убыли применяются лишь в случаях выявления фактических недостач.

Недостача и порча запасов сверх норм естественной убыли при наличии виновных лиц возмещается виновными лицами.

72. Комиссия выявляет причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утвержденным руководством субъекта.

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности.

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности оформляется Актом инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, форма которого утверждена Приказом 562 , с приложением акта сверки взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами, в произвольной форме.

Сноска. Пункт 72 в редакции приказа Министра финансов РК от 25.05.2016 № 256 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

5. Порядок хранения документов бухгалтерского учета

73. Субъекты обеспечивают оперативное (в случаях необходимости пользования теми или иными материалами), временное (долговременное) и постоянное хранение документов.

74. Меры по организации оперативного хранения документов определяются руководством субъекта, и включают в себя установление лица (или лиц - по отдельным направлениям деятельности), ответственного (ых) за формирование и полноту документов, подлежащих специальному учету и хранению.

75. Сохранность первичных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер.

76. Перед сдачей документов в архив их необходимо соответствующим образом подготовить.

Однородные первичные документы формируют в дела.

Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в делопроизводстве субъекта, с указанием сроков их хранения, оформляемый в соответствии с действующим в Республике Казахстан законодательством Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах.

Формированием дел называется группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел. При формировании дел соблюдаются следующие условия:

1) документы постоянного и временного сроков хранения группируются в дела раздельно;

2) подлинники отделяют от копий, а годовые планы и отчеты - от квартальных и месячных;

3) в дело включается по одному экземпляру каждого документа.

В дело группируются документы одного периода - месяца, квартала, календарного года, кроме переходящих дел (например, личные дела, не закрывающиеся по окончании календарного года). При наличии в деле документов за период, более чем один месяц документы помесячно разделяются листами бумаги с указанием месяца.

Приложения к документам независимо от даты их утверждения или составления присоединяются к документам, которым они относятся.

77. Постоянное, временное хранение документов субъекта обеспечивается самостоятельно при наличии собственного специально оборудованного помещения или путем передачи документов на хранение в соответствующие архивные учреждения за счет средств субъекта.

78. Законченные делопроизводством дела после окончания календарного года, в котором они были заведены, для подготовки их к передаче для постоянного хранения, подлежат оформлению и описанию в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах.

79. Сведения о приеме-передаче дел и документов реорганизуемых субъектов отражаются в материалах о завершении реорганизации субъекта.

80. В случае кражи, порчи, уничтожения или гибели (пожар, затопление, стихийное бедствие) документов, руководством субъекта назначается комиссия по расследованию причин их пропажи или гибели и выявлению виновных лиц. По результатам работы комиссии оформляется акт, который утверждается руководством субъекта. В акте подробно описывается: место и причины происшедшего, характер внешних повреждений, приводится перечень утраченных (поврежденных) документов, указываются лица, ответственные за сохранность первичных документов. От этих лиц комиссия получает письменное пояснение случившегося. Копия акта направляется вышестоящей организации или учредителям. В случае утраты документов, руководство субъекта обеспечивает их восстановление.

81. При установлении документально подтвержденных фактов уголовных и (или) административных правонарушений, а также порчи имущества в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, в результате которых произошла утрата (уничтожение) оригинала первичного документа, изготовляется копия первичного документа, заверенная контрагентом, у которого сохранился подлинник.

Для заверения соответствия документа подлиннику на копии документа ниже реквизита "Подпись" проставляется заверительная надпись "Копия верна" (без кавычек), наименование должности лица, заверившего копию, личная подпись и ее расшифровка, оттиск печати организации (при ее наличии), дата заверения.

Сноска. Правила дополнены пунктом 81 в соответствии с приказом Министра финансов РК от 16.03.2018 № 383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательно установленными правилами. Об основных правилах ведения бухгалтерского учета расскажем в нашем материале.

Ведение бухучета

Бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, которые должны оформляться на все проводимые организацией хозяйственные операции. Это и есть правило документирования. Мы рассматривали в отдельных материалах первичных документов, вопросы и бухгалтерских документов.

Также в отдельном материале мы рассматривали документы, предназначенные для регистрации, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Речь шла о .

Инвентаризация имущества и обязательств проводится для обеспечения достоверности данных бухучета и бухотчетности. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка объектов бухгалтерского учета.

Принципы бухгалтерского учета

Основные правила ведения бухгалтерского учета иногда именуют принципами бухучета. В то же время, принципы ведения бухгалтерского учета - это не конкретные приемы бухгалтерского учета, они вряд ли дадут ответ на конкретные вопросы о том, как вести бухгалтерский учет. Но именно общие принципы ведения бухгалтерского учета на предприятии позволяют конкретизировать и уточнять порядок бухучета в определенных условиях.

Так, выделяют следующие основополагающие принципы бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/2008):

  • принцип имущественной обособленности (активы и обязательства организации нужно учитывать отдельно от активов и обязательств ее собственников и других организаций);
  • принцип непрерывности деятельности (организация не предполагает своей ликвидации или существенного сокращения деятельности в обозримом будущем, поэтому не применяются ликвидационные оценки);
  • принцип последовательности применения учетной политики (учетная политика организации применяется из года в год, переутверждать ее ежегодно не нужно, можно лишь вносить изменения и дополнения при обоснованной необходимости);
  • принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (применяется метод начисления, а не кассовый метод).

Указанные принципы бухгалтерского учета также часто именуются «допущениями» при ведении бухгалтерского учета.

Штраф можно оспорить, так как бухгалтер нарушил правила вычета НДС, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса РФ. Бухгалтерское законодательство этот вопрос не регулирует. Более того, данные на счета 19 и 68 попадают из налоговых регистров - книг покупок и книг продаж. Важное уточнение про ошибки в счетах-фактурах. Если неточности не мешают инспекторам идентифицировать покупателя, продавца, наименование товаров, работ, услуг, а также их стоимость, ставку НДС и сумму налога, то проверяющие не вправе отказать в вычете (п. 2 ст. 169 НК РФ). И тогда об искажении данных на счетах не может быть речи

Основные правила бухучета

Организации должны вести бухучет, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться:

Федеральными и отраслевыми стандартами. До их утверждения следует применять документы, регулирующие порядок ведения бухучета, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом указанные документы применяются в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012);

Положениями по бухучету (субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе не следовать ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02 и ПБУ 8/2010, организации, не публикующие бухгалтерскую отчетность, могут не применять ПБУ 11/2008);

Стандартами экономического субъекта (т. е. это инструкции и положения, которые утвердила сама организация для того, чтобы упорядочить бухучет);

Другими документами в области регулирования бухучета.

Законодательство устанавливает ряд требований к ведению бухучета:

Oрганизация обязана вести бухучет в рублях;

Вести бухучет нужно непрерывно с даты госрегистрации до даты прекращения деятельности (в результате ликвидации или реорганизации);

Все объекты бухучета нужно отражать в регистрах бухучета без пропусков и изъятий (т. е. каждый объект должен быть документально подтвержден и отражен в учете);

Не допускается отражение в регистрах бухучета мнимых и притворных объектов бухучета;

Вести бухучет нужно с использованием метода двойной записи (если иное не установлено федеральными стандартами). При этом не допускается ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета.

Такие правила установлены частью 3 статьи 6, частями 2 и 3 статьи 10, частью 2 статьи 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации вправе вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи), предусмотрев это в своей учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные правила ведения бухучета. В информационном сообщении Минфина России от 9 ноября 2012 г. № ПЗ-3/2012 для таких организаций предложен упрощенный план счетов. Согласно данным рекомендациям, организации на упрощенке могут использовать:

Для учета материальных запасов - счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 10, 11;

Для учета готовой продукции и товаров - счет 41 «Товары» вместо счетов 43, 41;

Для учета денежных средств в банках - счет 51 «Расчетные счета» вместо счетов 52, 55, 57, 51;

Для учета дебиторской и кредиторской задолженности - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79;

Для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), - счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29, 20), счет 44 «Расходы на продажу»;

Для учета капитала - счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82, 83;

Для учета финансового результата - счет 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91, 99.

Такой порядок предусмотрен пунктами 3.1 и 3.2 указанного информационного сообщения.

При этом к данным счетам организация может открывать субсчета. Например, к счету 76 могут быть открыты субсчета «Расчеты с покупателями», «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

ПБУ 18/02 с середины года

Ситуация: как начать использовать ПБУ 18/02, если организация потеряла право не применять его в середине года (например, утратила статус малого предприятия) ?

ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

Объясняется это следующим. Налог на прибыль, который нужно заплатить в бюджет, определяется как налог, рассчитанный из бухгалтерской прибыли организации, скорректированный на суммы постоянного налогового обязательства, постоянного налогового актива, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (п. 20, 21 ПБУ 18/02).

Налог на прибыль считают по итогам налогового периода - года (п. 1 ст. 285, п. 2 ст. 286 НК РФ). Поэтому, чтобы правильно это сделать исходя из данных бухучета и их взаимосвязи с налоговыми показателями, ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

При этом придется выявить все разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, которые возникли с 1 января до начала квартала, в котором организация утратила статус субъекта малого предпринимательства. На эту дату нужно отразить постоянные и отложенные налоговые обязательства (активы). То есть организации, которая потеряла право не применять ПБУ 18/02 в середине года, необходимо внести дополнения в бухучет, отразив все необходимые корректировки за период, когда данное положение не применялось. Сделайте это в том периоде, в котором возникла обязанность применять ПБУ 18/02.

Пример отражения разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Организация утратила статус субъекта малого предпринимательства

ЗАО «Альфа» в сентябре 2014 года утратило статус субъекта малого предпринимательства. Разницы по ПБУ 18/02 бухгалтер отразил с 1 января 2014 года. В учете организации с 1 января 2014 года бухгалтер выявил только одну разницу между бухгалтерским и налоговым учетом: в остаточной стоимости объекта основных средств. В налоговом учете она составила 50 000 руб., а в бухгалтерском - 60 000 руб. Норма амортизации в месяц в налоговом учете - 1389 руб., а в бухгалтерском - 1667 руб. До конца срока полезного использования осталось 24 месяца (и в бухгалтерском и в налоговом учете).

Бухгалтер ЗАО «Альфа в 2014 году сделал следующие проводки:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
- 2000 руб. ((60 000 руб. - 50 000 руб.) × 20%) - отражено отложенное налоговое обязательство;

Дебет 44 субсчет Кредит 02
- 1667 руб. - начислена амортизация;

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 56 руб. ((1667 руб. - 1389 руб.) × 20%) - отражено уменьшение отложенного налогового обязательства.

В течение 24 месяцев бухгалтер будет начислять амортизацию и списывать отложенное налоговое обязательство.

Дополнительные записи внесите на основании подтверждающих документов (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, это могут быть:

Первичные документы, свидетельствующие о возникновении различий между бухгалтерским и налоговым учетом;

Важными для понимания бухгалтерского учета являются его исходные положения - основные правила. Правовое значение нормативного закрепления данных правил состоит в следующем:

На них базируется построение и ведение бухгалтерского учета организациями;

Они являются основой формирования нормативной базы бухгалтерского учета.

Основные правила ведения бухгалтерского учета, закрепленные Законом о бухгалтерском учете (гл. II), Положениями по бухгалтерскому учету, заключаются в следующем.

1. Требование обязательности ведения бухгалтерского учета для организаций. Это мера возможного и должного поведения, которая может быть охарактеризована как абсолютное право и обязанность вести бухгалтерский учет своего имущества и хозяйственных операций по установленным правилам. Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Вместе с тем организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете*(1280).

Финансово-промышленные группы ведут бухгалтерский учет и формируют отчетность с особенностями, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 9 января 1997 г. N 24 "О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы"*(1281).

2. Требование ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации в валюте Российской Федерации - рублях. Поскольку бухгалтерский учет ведется в суммах, округленных до целых рублей, возможно возникновение суммовых разниц. Возникающие суммовые разницы относятся на финансовые результаты коммерческой организации.

Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.

3. Требование имущественной обособленности. Оно заключается в том, что имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества и обязательств других организаций.



4. Требование непрерывности бухгалтерского учета. В соответствии с ним учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством. Учет нельзя вести с временными перерывами, он должен быть постоянным, адекватным по времени всем совершенным хозяйственным операциям.

5. Требование сплошного учета. Оно означает, что правомерным является такое его ведение, когда все хозяйственно-финансовые операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.

6. Ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета: дебете одного счета и кредите другого.

Во всех счетах выделяются:

Кредит счета, отражающий расходование средств;

Дебет счета, отражающий поступления средств;

Сальдо счета, которое определяется как остаток по счету на каждый конкретный момент.

На синтетических счетах ведется синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам.

Метод двойной записи предусматривает необходимость правильного установления допустимой корреспонденции счетов, участвующих в бухгалтерской проводке.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Для учета специфических операций организация по согласованию с Минфином России может вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

В установленных Планом счетов случаях к счетам могут открываться субсчета, т.е. частные слагаемые субсчетов, позволяющие вести аналитический учет.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Например, к счету 10 "Материалы" могут быть открыты субсчета: 10-1 "Сырье и материалы", 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали", 10-3 "Топливо", 10-4 "Тара и тарные материалы", 10-5 "Запасные части", 10-6 "Прочие материалы" и др.

Аналитическим называется учет, который ведется на лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции по применению Плана счетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.). Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Как указывалось, используемые в настоящее время План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению были утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н. На основании Плана счетов, являющегося нормативным актом, организации разрабатывают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, и отражающий специфику деятельности. Рабочий план является элементом учетной политики организации.

7. Требование раздельного учета текущих затрат на производство продукции и капитальные вложения в бухгалтерском учете организаций.

8. Требование документирования хозяйственных операций. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые называются первичными. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет.

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам*(1282).

Документы, форма которых отличается от унифицированной, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование организации, от имени которой составлен документ;

5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6) наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7) личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписывают руководитель организации и главный бухгалтер или уполномоченные ими на то лица.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Для осуществления внутреннего контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

9. Требование бухгалтерской регистрации. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета. Регистры предназначены для отражения информации на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Наиболее распространенными являются следующие системы регистров (формы счетоводства):

Единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, инструкция по применению которой утверждена письмом Минфина СССР от 7 марта 1960 г. N 63;

Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, инструкция по применению которой утверждена письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176. При применении указанных актов необходимо учесть дополнения и изменения, внесенные письмом Минфина России от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях"*(1283), а также отраслевые указания, разработанные на основе типовых федеральными органами исполнительной власти и согласованные с Министерством финансов Российской Федерации для предприятий и подведомственных отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.);

Мемориально-ордерная форма счетоводства, введенная в хозяйственный оборот письмом Наркомфина СССР от 24 января 1946 г. N 60;

Упрощенная форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, которая применяется согласно Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

10. Документирование всех фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русский язык.

11. Требование оценки имущества и обязательств. Оценка имущества и обязательства производятся организацией для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности в стоимостном денежном выражении. Законодательством о бухгалтерском учете установлены следующие основные правила оценки.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; оценка имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления; оценка имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования.

Для подтверждения рыночной стоимости могут использоваться: официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках, информационная база органов государственной власти и местного самоуправления, информация налоговых органов; отчеты оценщиков. Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения определен ст. 40 НК РФ.

Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета. Например, при реализации основных фондов и иного имущества в целях определения налогооблагаемой прибыли их стоимость индексируется. При этом в качестве индекса инфляции применяется коэффициент-дефлятор, устанавливаемый Минэкономразвития РФ на основе методологии расчетов производства и использования валового внутреннего продукта. Коэффициент-дефлятор публикуется в "Российской газете"*(1284).

Следует помнить, что организациям не предоставлено право самостоятельного принятия решения по вопросу применения методов оценки имущества в порядке, не предусмотренном нормативными актами.

12. Требование инвентаризации имущества и обязательств. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация представляет собой выявление фактического наличия имущества в сравнении с данными бухгалтерского учета.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49*(1285).

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются локальным актом предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены ст. 12 Закона о бухгалтерском учете.

Инвентаризация проводится в обязательном порядке:

При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

При смене материально ответственных лиц;

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

При ликвидации или реорганизации организации;

В других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные расхождения отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

Излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли*(1286) относятся на издержки производства или обращения;

Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Новое на сайте

>

Самое популярное