Домой Банки Отчеты по окружающей среде. Экологическая отчетность и платежи

Отчеты по окружающей среде. Экологическая отчетность и платежи

Кому в 2018 году нужна декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год? Какой в 2018 году сроки сдачи декларации за НВОС? Какая форма декларации о плате и где скачать бланк? Какие особенности заполнения декларации? Мы подготовили обзорный материал, в котором постарались ответить на основные вопросы. Также вы можете ознакомиться и скачать образец заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году.

Кто в 2018 году должен сдать декларацию о плате за загрязнение

Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год должны сдать юридические лица и ИП, обязанные вносить плату за загрязнение окружающего мира. В общем случае это лица, которые:

    • загрязняют атмосферный воздух;
    • загрязняют водные объекты;
    • размещают отходы.
Вид негативного воздействия Комментарий
Загрязнение атмосферного воздуха Вносить плату за выбросы в атмосферный воздух организации должны независимо от вида деятельности. Если они оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то платежи «за экологию» должны вноситься.
Загрязнение водных объектов Вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты необходимо, если в процессе деятельности организации, образуются сточные воды (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913).
Размещение отходов Если в процессе работы у организации образуются отходы, то она обязана перечислять за загрязнение окружающей среды особый платеж. Он называется плата за размещение отходов.

Система налогообложение имеет значение?

Плату за загрязнение окружающей среды перечислять все организации и ИП, использующие в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. При этом применяемый налоговый режим (УСН, ОСНО или ЕНВД) никакого значения не имеет (ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ). Более того, не имеет значения на каком праве организации или ИП используют объект негативного воздействия (находится ли объект в собственности или в аренде).

А если заключен договор на вывоз мусора?

Многие интересуются: требуется ли компании, заключившей договор на вывоз мусора (отходов), вносить плату за загрязнение окружающей среды и, соответственно, сдавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год?

Договор со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от обязанности перечислить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Оплачивая стоимость услуг по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с транспортировкой отходов. Но не платит за загрязнение окружающей среды. Поэтому вносить плату «за экологию» и сдавать декларацию о НВОС за 2017 год необходимо.

Офисы должны вносить плату за мусор?

Офисы не должны платить за грязь и, соответственно, сдавать декларацию о плате за негативное воздействие. Официальные разъяснения подтверждают, что у офисов нет обязанности перечислять плату за грязь (письмо Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354). Офисам даже не нужно регистрироваться в Росприроднадзоре (письмо от 21 февраля 2017 г. № АС-06-02-36/3591).

Срок внесения платы за НВОС в 2018 году

Плату за НВОС год перечисляйте не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Срок перечисления платы за 2017 г. – 01.03.2018.

Авансовые платежи перечисляйте не позднее 20-го числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталами. Сроки перечисления авансовых платежей в 2018 г.:

  • за 1 квартал – не позднее 20.04.2018;
  • за 2 квартал – не позднее 20.07.2018;
  • за 3 квартал – не позднее 22.10.2018.

Субъекты малого и среднего предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

КБК для внесения платы за загрязнение в 2018 году:

  • за размещение отходов – 048 1 12 01040 01 6000 120;
  • за выбросы в атмосферный воздух – 048 1 12 01010 01 6000 120;
  • за сбросы в водные объекты – 048 1 12 01030 01 6000 120.

Куда направлять декларацию в 2018 году

Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году направить в территориальное отделение Росприроднадзора по местонахождению объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов. Если же источников загрязнения несколько в разных субъектах РФ, то по каждому субъекту нужно сдать отдельную декларацию. При эксплуатации на территории одного субъекта РФ нескольких объектов загрязнения плату по ним отражайте в одной декларации.

ВЫВОД: ДЕКЛАРАЦИИ О ПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ЗА 2017 ГОД СДАВАЙТЕ В ОТДЕЛЕНИЕ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО МЕСТОНАХОЖДЕНИЮ ОБЪЕКТА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИЛИ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ.

Срок сдачи декларации НВОС в 2018 году

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, по общему правилу, представляется не позднее 10 марта года. При этом нужно сказать, что срок, установленный пунктом 5 статьи 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, не переносится. Общий порядок, установленный статьей 193 ГК, в данном случае не применяется (п. 3 ст. 2 ГК). 10 марта 2018 года – суббота (выходное день). Последний рабочий день – 7 марта. Поэтому декларацию о плате за негативное воздействие за 2017 год нужно сдать в срок, не позднее 7 марта 2018 года. Ведь это последний рабочий день перед праздниками.

При этом заметим, что Росприроднадзор на своем сайте сообщает, что не будет против, если декларация за 2017 год будет сдана не позднее 10 марта.

Однако, по нашему мнению, лучше не рисковать и сдать декларацию НВОС за 2017 год не дожидаясь мартовских праздников 2018 года. А именно – не позднее 7 марта 2018 года.

ИНОЕ МНЕНИЕ: Учитывая, что 10.03.2018 – суббота, представить декларацию за 2017 год можно по 12.03.2018 включительно. Однако наши эксперты с таким подходом не согласны и настоятельно рекомендуют отчитаться не позднее 7 марта 2018 года. Тем самым, организациям нивелирует риски привлечения к ответственности.

Если нарушить сроки сдачи

Если организация не сдаст декларацию или сдаст ее с опозданием, то за это предусмотрена административная ответственность (ст. 8.5 КоАП РФ). Размер штрафа в этом случае составит:

  • для должностных лиц – от 3000 до 6000 руб.;
  • для организации – от 20 000 до 80 000 руб.

Форма декларации (бланк 2018 года)

Форма декларации и порядок ее представления утверждены приказом Минприроды России от 9 января 2017 № 3.

Бланк декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет;
  • раздел 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 1.1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
  • раздел 1.2 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
  • раздел 2 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
  • раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления (далее – отходы)»;
  • раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов».

Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду: образец

В декларацию НВОС за 2017 год следует включите только те разделы, по которым есть соответствующие показатели. Пустые разделы в состав декларации образца 2018 года не включайте.

ПРИМЕР:

ООО «Гретта» производит мясо и мясопродукты на заводе «Луч-2000». Проектная производительность – менее 50 т готовой продукции в сутки. Завод относится к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду (пп. «к» п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029). Адрес завода: 115404, г. Москва, ул. Ульяновская, д. 10, к. 2. Организация имеет следующие документы в области охраны окружающей среды:

  • разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 01.10.2015 №1234567. Срок действия – 5 лет;
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов их размещения от 01.07.2015 № 123456789. Срок действия – 5 лет.

В 2017 г. негативное воздействие на окружающую среду было следующим:

  • выброс марганца в атмосферный воздух составил 2 т. Это не превышает предельно допустимых выбросов. Ставка платы за выброс 1 т марганца в 2017 г. – 5 473,5 руб. (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913);
  • осадок флотационной очистки технологических вод мойки печного оборудования производства мясных полуфабрикатов достиг 4 т. Это не превышает установленного лимита на размещение отходов.Ставка платы за размещение 1 т осадка в 2017 г. – 663,2 руб. (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913).

Осадок размещен на площадке размещения отходов, которая включена в государственный реестр объектов размещения отходов. Регистрационный номер – 905. Адрес площадки размещения отходов: 141613, Московская область, г. Клин, ул. Чайковского, д. 77.

В 2017 г. ООО «Гретта» понесло следующие расходы на снижение негативного воздействия на окружающую среду:

  • 1 000 руб. – на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
  • 1 000 руб. – на снижение образования отходов.

В 2017 г. организация уплатила следующие квартальные авансовые платежи (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух – по 1 234 руб. в I – III кварталах;
  • за размещение отходов – по 234 руб. в I – III кварталах.

Организация подала отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов от 12.01.2018 № 987654321 (п. 7 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

(при обозначенных условиях).

Как сдать декларацию за 2017 года в Росприроднадзор

Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году сдавайте в электронной форме через специальный портал Росприроднадзора. Для этого нужна электронная подпись. Этой подписью потребуется подписать файл с декларацией и передать его в Росприроднадзор. Если ЭЦП у вас нет, то отчитаться в электронном виде не получится.

Формат, структура, порядок подтверждения, принятия и представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в форме электронного документа изложены в Информации Росприроднадзора от 30.11.2017 «Электронный формат «Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Росприроднадзор доводит до сведения, что сформировать Декларацию о плате можно с помощью программного обеспечения «Модуль природопользователя», распространяемого бесплатно. Отправка осуществляется через портал приема отчетности «Личный кабинет природопользователя». На официальном сайте Росприроднадзора, по адресу в сети «Интернет»: http://rpn.gov.ru/small , в разделе «Декларация по плате за НВОС» размещена подробная инструкция по формированию и отправке Декларации о плате в программных средствах Росприроднадзора. В случае формирования Декларации о плате в стороннем программном обеспечении необходимо соблюдение формата передачи данных, описанного в Приказе Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3.

Первый квартал и следующий за ним месяц апрель – время экологической отчетности 2018 года для природопользователяей, предприятий иной сферы, предпринимателей. Экологическое законодательство весьма динамично, поэтому предлагаем вашему вниманию подробный обзор видов отчетов с указанием их сроков и особенностей. В статье рассматривается экологическая отчетность 2018 федерального уровня и регионального на примере Нижегородской области. Для удобства виды отчетов по экологии приведены в хронологическом порядке.

Обращаем внимание, что в статье представлена отчетность, направляемая в Росприроднадзор и в Росстат, касающаяся коммерческих предприятий и предпринимателей.

Федеральная экологическая отчетность 2018

В 2018 году нужно сдавать порядка 10 видов отчетов в области природопользования в зависимости от профиля предприятия. Допускается предоставление информации в традиционном бумажном виде либо посредством электронных ресурсов. В последнем случае это можно выполнить через модуль природопользователя (он доступен бесплатно на сайте Роприроднадзора) либо портал госуслуг.

Отчет субъектов МСП – до 15 января 2018 года

Порядок представления экологической отчетности расписан в приказе федерального Минприроды от 16 февраля 2010 г. № 30. Отчетность носит уведомительный характер, ее обязаны направлять представители малого и среднего бизнеса, в ходе работы которых появляются отходы, либо они их используют, обезвреживают, размещают, передают другим субъектам предпринимательства, получают от последних, утилизируют.

В документах отражается объем отходов, их вид, код по классификатору, класс опасности. Прилагаются копии договоров о передаче отходов, лицензии у принимающей стороны, если организация или ИП сами не занимаются транспортировкой и захоронением/утилизацией отходов. Отчет субъектов МСП направляется в ТУ Росприроднадзора.

2-ТП (воздух) – до 22 января 2018 года

Форма направления сведений и порядок установлены приказом Росстата от 4 августа 2016 г. № 387. Есть на балансе стационарные источники выбросов? Нужно направить в ТУ Росстата информацию об охране атмосферного воздуха.

2-ТП (водхоз) – до 22 января 2018 года

Аналогично отчету 2-ТП (воздух), порядок установлен приказом Росстата под номером 387 и также сдается в ТУ. Он касается водопользователей с суточным водопотреблением от 50 кум. м в зависимости от профиля деятельности.

4-ОС – до 25 января 2018 года

Если есть очистные сооружения, вы платите за негативное воздействие на природу, реализуете мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, то нужно отчитаться о тратах в этой области. Отчетность регулируется приказом Росстата (как и по формам 2-ТП воздух и водхоз) и направляется в ТУ Росстата.

2-ТП Отходы – до 1 февраля 2018 года

Ранее этот вид отчетности регулировался приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17. С 2017 года данный нормативный акт утратил силу в связи с подписанием врио руководителя Росстата Г.К. Оксенойтом приказа от 10 августа 2017 г. № 529.

Документ утверждает новую форму 2-ТП Отходы. Именно им нужно руководствоваться при сдаче экологической отчетности за 2017 год.

Отчет по экологии сдают юрлица и ИП в территориальное управление Росприроднадзора, в частности, в Нижегородской области таким органом является Департамент Росприроднадзора по ПФО.

В отчетность включается информация об образовании отходов (ТКО и производственных), их обработке, утилизации, перевозке и размещении. Единица измерения – тонна. Предполагается указание наименования отходов, их кода, класса опасности. Всего отчет 2-ТП Отходы за 2017 год занимает 4 страницы Exel.

Декларация по плате за НВОС – до 10 марта 2018 года

Отчет обязаны предоставлять юрлица и ИП, в процессе работы которых образуются отходы, а также деятельность которых оказывает отрицательное воздействие на окружающее. Исключение составляют объекты IV категории опасности, а именно обладающие одновременно следующими критериями:

  • Объем выбросов в атмосферу из стационарных источников составляет не более 10 т ежегодно. Выбросы не содержат радиоактивные вещества и вещества I и II классов опасности;
  • Не выполняются сбросы загрязняющих веществ в систему водоотведения и в окружающую среду;
  • Проектная тепловая мощность энерго-, газо- или парооборудования на предприятии не превышает 2 Гкал/час;
  • Оборудование используется в научно-исследовательских целях (организации опытного производства, НИИ, опытно-конструкторское бюро).

Декларация предоставляется в ТУ Росприроднадзора по месту нахождения объектов негативного воздействия. Если они располагаются в разных регионах, то нужно подготовить декларации по каждому объекту и направить в соответствующее ТУ.

В декларации указывается расчет суммы платы, которую нужно внести в бюджет, за выбросы, сбросы и размещение отходов.

Декларация о подлежащих в последующем утилизации товарах, реализуемых в РФ, – до 1 апреля 2018 года

Декларация сдается в ТУ Росприроднадзора по месту регистрации производителя или поставки импортной продукции. Порядок декларирования установлен постановлением Правительства от 24 декабря 2015 г. № 1417.

Основание для включения товаров в декларацию – первичная учетная или таможенная документация. В декларации указываются наименование товара, его код согласно общепринятой классификации, масса (в кг) и кол-во.

Отчет о выполнении нормативов ликвидации отходов от применения продукции – до 1 апреля 2018 года

Форму должны заполнить и сдать в ТУ или центральный аппарат (в случае импорта товара) производители продукции и ее импортеры. Обязанность по выполнению нормативов утилизации и сдаче соответствующей отчетности установлена правительственным постановлением от 8 декабря 2015 г. № 1342.

Отчитываться необходимо за продукцию, которая включена в федеральный перечень товаров, которые нужно утилизировать после применения/эксплуатации. Информация о товаре и его упаковке предоставляется на отдельных листах. В отчетности отражаются наименование товара, его код, наименование и код в ТН ВЭД ЕАЭС, вес (кг), кол-во, реквизиты документов, подтверждающих факт утилизации, кол-во отходов, в том числе и за которые нужно будет уплатить экологический сбор.

Отчет об имеющихся технологических агрегатах по утилизации мусора – до 1 апреля 2018 года

Порядок регулируется постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. № 1520. Информацию обязаны предоставлять в ТУ Росприроднадзора юрлица и ИП, ведущие работу в области обращения с отходами от использования товаров.

В информации отражаются следующие сведения:

  • Наименование агрегата;
  • Дата его выпуска;
  • Производитель;
  • Назначение агрегата;
  • Его тип;
  • Мощность (тонн в год);
  • Указание вида отходов;
  • Коды отходов;
  • ОКТМО;
  • Адрес установки оборудования;
  • Информация об эксплуатирующей компании.

Отчет о местах для сбора отходов, образующихся при использовании готовой продукции, – до 1 апреля 2018 года

Сдается при условии, если эти места организованы юрицами и ИП, лицензированными на работу по обращению с отходами от использования товаров. Порядок и форма представления отчетности в Росприроднадзор определяются вышеуказанным постановлением № 1520. В информации отражаются наименование, адрес и координаты места, его назначение, вместимость площадки, срок накопления, вид и код отходов, информация об эксплуатирующей организации.

Уплата экологического сбора и представление расчета его суммы – до 15 апреля 2018 года

Правила взимания, уплаты, возврата экологического сбора установлены постановлением Правительства России от 8 октября 2015 г. № 1073. Обязанность по его уплате, а равно и представлению отчетности, вменена производителям и импортерам продукции, которую нужно утилизировать после использования. Такой перечень утвержден на законодательном уровне распоряжением Правительства от 24 сентября 2015 г. № 1886-р. Форма расчета суммы определена в приказе Росприроднадзора от 22 августа 2016 г. № 488.

Платежи и расчет по ним направляются в Росприроднадзор или его ТУ.

Региональные отчеты по экологии на 2018 год

Установлена отчетность для субъектов МСП, работающих в области обращения с отходами и подлежащих региональному надзору. Она предоставляется в бумажном варианте с 8 февраля по 8 марта согласно приказу Минэкологии Нижегородской области от 3 февраля 2016 г. № 53 непосредственно в региональное ведомство либо в его межрайонные отделы.

Юрлица и ИП, в процессе работы которых образуются отходы (в том числе ТКО), обязаны представлять сведения в региональный кадастр отходов. Срок направления отчета – до 1 марта. Нормативно-правовая база:

  • Приказ Минэкологии Нижегородской области от 15 декабря 2011 г. № 990;
  • Постановление регионального правительства от 25 июля 2008 г. № 306.

Санкции при непредставлении отчетов по экологии или нарушении их сроков

Законодатель мотивирует организации и ИП сдать вовремя отчетность методом кнута – грозит штрафными санкциями при нарушении порядка.

Рычагов воздействия у контролирующих органов достаточно:

  • Ст. 13.19 КоАП РФ. Непредставление информации либо ее представление по истечении установленного срока расценивается как нарушение порядка сдачи статотчетности и карается штрафными санкциями на юрлиц до 70 тыс. рублей, должностных – до 20 тыс. рублей;
  • Ст. 8.5 КоАП РФ. Согласно этой норме, нарушение расценивается как намеренное сокрытие либо искажение экоинформации. Штраф – до 6 тыс. рублей для ответственного лица в организации и до 80 тыс. рублей – на само предприятие;
  • С. 8.2 КоАП РФ. Затрагивает Субъекты МСП, при работе которых создаются отходы. Санкции – до 30 тыс. рублей на ответственного сотрудника, до 250 тыс. девяноста суток – на организацию, до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток - для ИП;
  • С. 19.7 КоАП РФ. Если проверяющий расценит как непредставление сведений, если их сдача предусмотрена законом, то нарушителя ждет самое «мягкое» наказание – до 500 рублей на должностной лицо, до 5 тыс. рублей – на юридическое.

Региональным КоАП Нижегородской области за нарушение порядка представление экологической отчетности в Минэкологии предусмотрена ответственность по ст. 5.17. Она предусматривает штраф до 10 тыс. рублей на сотрудника предприятия. В отношении организации региональный законодатель более суров, чем федеральный – штраф может достигать 100 тыс. рублей с минимальным порогом 50 тыс. рублей.

Заказать экологическую отчетность в ГК «Потенциал»

И это станет одним из самых эффективных решений для организации и ИП. Обратившись к нам заблаговременно и заключив договор, вы будете уверены в сдаче всех необходимых отчетов по экологии за 2017 год в сроки, в полном объеме, достоверно.

Звоните, заказывайте экологическую отчетность 2018!

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Росприроднадзор, выполняет задачи по сохранению экологической и экономической безопасности РФ, контролирует соблюдение безопасного природопользования и обеспечивает защиту от уничтожения окружающей среды. Выявление, пресечение и профилактика нарушений, связанных с данными аспектами – первоочередная задача ведомства .

Отчетная деятельность Федерального ведомства позволяет взимать плату с организаций за негативное воздействие на окружающую среду. Такое воздействие может возникнуть из-за наличия при ведении деятельности предприятия различных выбросов в атмосферу, водоем или почву. Также негативное действие может быть причиной различных действий с производственными отходами, например их транспортировка или хранение.

Каждая организация, так или иначе связанная с выбросами в окружающую среду или имеющая дело с отходами, должна своевременно подготавливать отчет о своей деятельности . Знание различных форм отчетности и отчетных периодов позволит избежать штрафов, которые в ряде случаев превосходят по размеру платежи в десятки раз.

Правовые стороны вопроса

При взаимодействии с Росприроднадзором, организациям следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами :

Формы отчетности

Документация, передаваемая в Росприроднадзор организациями, имеет следующую классификацию :

  1. НВОС – негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае предприятие рассчитывает негативное воздействие на природу, которое оно оказывает в результате своей деятельности. Загрязняющее действие может быть вызвано в тех случаях, когда хозяйствующий субъект производит вредные выбросы в атмосферу, осуществляет слив отходов в водоемы или почву, а также хранит производственные или иные отходы. Данный тип отчетности предоставляется ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
  2. 2-ТП – сведения об отходах (образование, размещение, использование, транспортировка, обезвреживание). Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в результате своей профессиональной деятельности производит какие-либо действия с производственными или потребительскими отходами, возникает обязанность предоставления данного вида отчетности. Отчетным периодом в данном случае является один год, и документы должны быть предоставлены не позднее первого числа февраля.
  3. МСП – отчет, который необходимо предоставлять представителям малого и среднего предпринимательства. Содержит в себе информацию об образовании, применении, складировании, обезвреживании отходов. Ответственные лица обязаны предоставить информацию раз в год до 15 числа января месяца.
  4. . Этот документ должны заполнять те предприниматели, которые производят и поставляют товары, после истечения срока годности или эксплуатации которых их следует утилизировать. Отчет должен содержать в себе сведения об объемах выпущенной продукции, а также тары. Отчетный период для данной формы является один год, причем декларация должны быть подана в органы Росприроднадзора не позднее начала апреля.
  5. . Организации обязаны предоставить данную отчетность в отношении произведенной продукции (включая тару/упаковку), подлежащей утилизации после истечения положенного срока. Продукция должна быть включена в определенный перечень №1886-р от 24.09.2015. Такими организациями являются производители, дистрибьюторы, а также их объединения.
  6. . Данную форму необходимо предоставлять представителям бизнеса, занимающимся разработкой месторождений полезных ископаемых, изыскательными работами, если они заготавливают лес, выполняют строительные работы и осуществляют размещение отходов. Сведения, указанные в форме 2-ТП (рекультивация), отражают наблюдения о рекультивации земель и использовании плодородной почвы.

Нюансы платежа

Следует отметить, что не все организации обязаны вставать на учет в Росприроднадзоре и вносить плату за загрязнение окружающей среды. Офисная деятельность, при которой образуется лишь бытовой мусор, не является основанием для совершения выплат.

Кроме этого, освобождены от выплат организации, имеющие передвижные источники атмосферного загрязнения. Другими словами, за автомобили плата не взимается, тогда как стационарные «загрязнители» обязывают предпринимателей производить выплаты в бюджет.

В остальном, платежи производятся за отчетный период, для каждой формы отчетности.

Сдача отчетности

В настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере природопользования предоставляет несколько способов сдачи отчетности – в электронном виде и в более привычном бумажном.

В электронном виде На бумажном носителе
Личный кабинет Операторы электронного документооборота Лично По почте
2-ТП – сведения об отходах возможно - возможно возможно
МСП возможно - возможно возможно
Декларация о произведенных товарах возможно - возможно возможно
Подтверждение о выполнении нормативов по утилизации возможно - возможно возможно
2-ТП – сведения о рекультивации - - возможно возможно

У различных форм отчетности существуют свои особенности , касающиеся правил подачи. Однако, можно выделить общую последовательность действий при сдаче документов в Росприроднадзор. Рассмотрим ее на примере подготовки отчета МСП, об образовании, использовании, складировании и обезвреживании отходов.

В первую очередь необходимо предоставить на электронный портал Федеральной службы по надзору в сфере природопользования rpn.gov.ru электронный документ. Отчет в электронном виде подготавливается с помощью так называемого «модуля природопользования» — бесплатного инструмента для создания отчетов, размещенного на вышеуказанном веб-портале.

Если на этом этапе не возникнет проблем – отчету присваивается индивидуальный номер, который следует указать в шапке бумажного документа, в соответствующей графе.

Одно из обязательных условий при использовании интернет сервиса – электронный документ должен быть подтвержден бумажным документом. Для того чтобы предоставить бумажный носитель, можно лично явиться в государственный орган или воспользоваться услугами почты. Во втором случае лучше всего отправить заказное письмо с описью вложений. Если этого не предпринять, отчет окажется недействительным.

Бумажный документ должен быть оформлен надлежащим образом, а именно: должна присутствовать , фигурировать личная подпись руководителя. Кроме этого, страницы документа должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью.

Особенности составления

Отчет состоит из нескольких разделов, содержащих следующую информацию :

  1. Реквизиты организации: полное название, юридический адрес, контакты, ФИО руководителя и ответственных лиц, ИНН, ОГРН.
  2. Реквизиты организации, которая будет осуществлять перевозку и хранение отходов.
  3. Данные о сборе, транспортировке, обезвреживании производственных и потребительских отходов. Отходы должны быть квалифицированы согласно федеральному классификационному каталогу отходов. Количество округляется до тонн, причем точность округления зависит от класса опасности тех или иных отходов.

К отчету в обязательном порядке необходимо приложить следующие документы :

  • копии лицензий;
  • копии договоров о передаче, транспортировке или хранении отходов специализированными аутсорсинговыми организациями;
  • приемо-передаточная документация, касающаяся отходов.

Штрафы за невыполнение требований

За непредставление отчетности и за неуплату обязательных платежей для организаций законодательно предусмотрены штрафные санкции . К примеру, ненадлежащее использование производственных и потребительских отходов или прочих опасных веществ грозит:

  • для юридических лиц – штраф до 250000 руб./приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • для индивидуальных предпринимателей сумма штрафа гораздо меньше – 50000 руб, а срок, на который они могут лишиться права заниматься предпринимательской деятельностью, аналогичен;
  • для должностных лиц штраф составляет 10000-30000 руб.

Игнорирование требований по своевременной уплате может обернуться для организаций штрафом до 100000 руб, а для должностных лиц денежным взыскание до 6000 руб. В тех случаях, когда организация не зарегистрирована в Росприроднадзоре и, соответственно, не имеет разрешения на обращение с опасными отходами, ей грозит:

  • превышение нормативов в пять раз;
  • административная ответственность в размере до 250000 руб (ст. 8.2 КоАП);
  • административная ответственность в размере до 20000 руб (ст. 8.2 КоАП);

За непредставление расчетов платы НВОС и несвоевременное предоставление информации в органы конкретного наказания не предусмотрено, однако подобные действия подходят под статью 8.5 КоАП и могут обернуться штрафом в 2000 рублей для должностных лиц и 10000 рублей для юридических.

Подробнее про экологический контроль и отчетность можно узнать из данного видео.

Кто должен сдавать отчет в Росприроднадзор, кто относится к 4 классу?

В предыдущем выводе эксперта все подробно расписано. Необходимо уточнить, если ответ был не совсем понятен.

Из ответа следует, что плательщиками экологических платежей по НВОС являются организации и ИП:
– осуществляющие виды негативного воздействия на окружающую среду на объектах I – III категории опасности;
– осуществляющие размещение отходов (хранение и захоронение) – это специализированные организации;
– операторы по ТКО (твердо-коммунальные отходы).

Категория опасности присваивается при регистрации объекта в Росприроднадзоре. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Поэтому экспертом в ответе был сделан вывод о том, что если организация или ИП не размещает отходы, не является региональным оператором и не использует объекты негативного воздействия на окружающую среду (I – III категории), плательщиками по НВОС общество и ИП не являются.

Эти оставшиеся лица только в уведомительном порядке (без расчета платы и подачи декларации) предоставляют в Росприроднадзор отчет об образовавшихся отходах.

Олег Долматов, заместитель руководителя Росприроднадзора

Светлана Губанова, главный специалист-эксперт отдела финансирования управления экономики и финансов Росприроднадзора

По общему правилу плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации, которые используют в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:
– есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
– отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
– нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Главбух советует: чтобы не платить за загрязнение окружающей среды, убедитесь, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует ваша организация, IV категории опасности.

Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, обратитесь в Росприроднадзор .

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором – это совершенно разные платежи.

Важно: плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О . В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов и статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 .

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 .

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду, обязана зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме , утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 . Заявку составляйте отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17–19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации по заполнению заявок есть в приложении к приказу Росприроднадзора от 24 ноября 2016 № 756 .

Срок подачи заявок – в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составит от 30 000 до 100 000 руб. – для организаций, от 5000 до 20 000 руб. – для руководителя.

О старых объектах негативного воздействия, которые вы эксплуатируете давно, сообщите в Росприроднадзор. Заявку подайте до 1 января 2017 года. Сделать это можно через личный кабинет .

В течение 10 рабочих дней на основании заявки отделение Росприроднадзора зарегистрирует объект негативного воздействия (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вам вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 1 сентября 2016 № АС-03-00-36/17836 . Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25 ноября 2016 и писем Минприроды России от 28 октября 2016 № 12-50/8692-ОГ , Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354 .

Ситуация: нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды, если единственный вид отходов, который образуется в организации, – бытовой и офисный мусор

Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности.

Сама по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, не основание для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок , которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре . А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I–III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие разъяснения есть на официальном сайте Росприроднадзора и в письме Росприроднадзора от 22 ноября 2016 № АА-05-04-32/23821 .

Экологический сбор

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (письмо Минфина России от 13 апреля 2015 г. № 03-02-07/1/20823). Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Этот сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Это следует из положений пункта 7 статьи 24.2 и пункта 2 статьи 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Экологическую отчетность сдают хозяйствующие субъекты, которые оказывают на природу какое-либо влияние. Основные ее виды сдаются в первом квартале следующего за отчетным года, также некоторые документы предоставляются в апреле.

Федеральные отчеты по экологии

В следующем году предусмотрена сдача нескольких видов отчетов в зависимости от направления деятельности и профиля хозяйствующего субъекта. Информация может предоставляться как в бумажном виде в департамент Росприроднадзора, так и в электронном виде на сайтах госуслуг или указанной ранее организации.

Отчетность экономических субъектов, относящихся к малому и среднему бизнесу

Она должна быть представлена до 15.01.2018. Экологическая отчетность, предоставляемая данными субъектами, имеет уведомительный характер. Обязаны предоставлять такую отчетность те из них, у которых в процессе осуществления деятельности образуются отходы, или они их обеззараживают, иным образом используют, размещают, передают или получают от других экономических субъектов или утилизируют.

Здесь предоставляются сведения об объеме отходов и их классификации, включающей код, вид и класс опасности. К отчету должны быть приложены подтверждающие документы об их передаче, копии лицензий на транспортировку и утилизацию, даже в том случае, если этой деятельностью занимается не сам хозяйствующий субъект. Данный отчет предоставляется в департамент Росприроднадзора.

Январские формы 2-ТП

Они сдаются до 22.01.2018 в территориальные управления Росприроднадзора. Этих форм отчетов по экологии два. Одна из них сдается в виде об охране атмосферы в случае, если на балансе хозяйствующего субъекта имеются источники выбросов. Другая сдается теми организациями и ИП, которые потребляют в сутки воды не менее 50 кубометров.

Формы экологической отчетности 2-ТП «Отходы» и 4-ОС

Форма 4-ОС предоставляется в ту же организацию в случае, если хозяйствующий субъект имеет на балансе очистные сооружения. Отчет подается о затратах, произведенных по последним, до 25.01.2018.

В 2018 г. будет использоваться новая форма 2-ТП «Отходы», которая должна быть предоставлена уже за 2017 год. Отчетность сдается по информации об образовании производственных и ТКО отходов, которая должна включать их обработку, перевозку, размещение и утилизацию. В данном документе предусмотрено использование единицы измерения — тонны. Этот вид отчета должен быть предоставлен до 01.02.2018.

Отчитываемся за НВОС

Данный отчет предоставляют любые оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), кроме тех из них, которые относятся к 4-й категории опасности, отвечающих одновременно следующим показателям: суммарные выбросы в атмосферный воздух в течение года не должны превышать 10 т, при этом в них не должно находиться радиоактивных веществ, а также поллютантов I и II классов опасности; сбросы загрязнителей не должны осуществляться в окружающую среду и канализацию; тепловая мощность парового оборудования, энерго- и газоустановок, находящихся в хозяйствующем субъекте, не должна превышать 2 Гкал/ч; оборудование должно применяться только в научных целях, то есть в ОКБ, НИИ или организациях опытного производства.

Декларация по плате за НВОС предоставляется до 10.03.2018 в те же органы. В случае если объекты негативного воздействия расположены в разных субъектах РФ, то она предоставляется по каждому объекту в тот департамент, который расположен в данном регионе. В данной экологической отчетности показывают расчет суммы, перечисляемой в бюджет за размещение, сбросы и выбросы отходов.

Декларация о подлежащих в перспективе утилизации товарах, реализуемых на территории нашей страны

Эта отчетность в Росприроднадзор сдается до 01.04.2018 по месту поставки импорта или регистрации изготовителя. Сюда включаются те товары, которые зарегистрированы в первичных учетных или таможенных документах. Здесь, помимо названия товара, необходимо указать его код, количество и массу. Последняя должна представляться в кг.

Иные отчеты, сдающиеся в конце марта

Также до 01.04.2018 должна быть сдана следующая экологическая отчетность:

  • о выполнении нормативов ликвидации отходов от применения продукции;
  • об имеющихся технологических агрегатах по утилизации мусора;
  • о местах для сбора отходов, образующихся при использовании готовой продукции.

Первый отчет при импорте товаров должен представляться в головную организацию Росприроднадзора. Его сдают изготовители товаров и импортеры по отношению к продукции, включенной в федеральный перечень со списком товаров, подлежащих утилизации после использования или эксплуатации. На разных листах подается информация об упаковке продукции и о самом товаре. Этот вид отчетности предполагает предоставление названия товара и его кода, в том числе в ЕАЭС, массу, количество товара и отходов, также необходимо указывать реквизиты документов, которые удостоверяют проведение утилизации.

Второй отчет предоставляется экономическими субъектами, которые обращаются с образующимися отходами от использования или эксплуатации продукции. В данной форме предоставляется следующая информация: название и назначение агрегата, когда он выпущен, изготовитель, тип и мощность оборудования, вид и код отходов, ОКТМО, адрес нахождения агрегата, также приводится информация о хозяйствующем субъекте, осуществляющем его эксплуатацию.

Третий отчет сдается не о местах стихийных свалок, а теми экономическими субъектами, которые имеют лицензии на обращение с отходами, образующимися от эксплуатации или использования продукции. В нем представляется следующая информация: название, юридический адрес или координаты места нахождения, назначение, емкость площадки, время накопления отходов, их вид и код, также приводится информация о хозяйствующем субъекте, осуществляющем его эксплуатацию.

Таким образом, разные виды экологической отчетности по срокам представления различаются.

Виды платежей

Оплата должна производиться любых видов загрязнений, кроме иных, включающих шум, вибрацию и электромагнитное излучение. Здесь экономический субъект должен сам определиться, за что он будет платить — за размещение отходов или выбросы в атмосферный воздух. Экологический платеж зависит от того, к какому классу относятся отходы. должны паспортизоваться. Узнать его можно из Федерального классификационного каталога отходов по 13-й цифре кода. Вносить плату за отходы должен их собственник. Расчет суммы экологических платежей осуществляется в пределах нормативов и лимитов. Помимо этого, на территории различных районов вводятся специальные коэффициенты. Также вводятся повышающие ежегодные коэффициенты на инфляцию.

Платежи также осуществляются за пользование транспортом. Допустимые выбросы устанавливаются при техосмотре. Здесь платеж рассчитывается, исходя из количества топлива, израсходованного за отчетный период, умноженного на норматив и поправочные коэффициенты. Производители и импортеры товаров, которые должны будут утилизированы в будущем, должны уплачивать Расчет его суммы и оплата должны быть произведены до 15.04.2018.

Санкции

При непредставлении отчетности вовремя могут быть наложены штрафы до 20 тыс. руб. на должностных лиц и до 80 тыс. руб. на юридических лиц. Для небольших хозяйствующих субъектов, относящихся к малому и среднему предпринимательству, данные штрафы еще выше: до 50 тыс. руб. для ИП, до 250 тыс. руб. - на юридическое лицо, причем здесь деятельность юрлица может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Государственный экологический контроль

Его проводят для проверки выполнения требований по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов. Он имеет надведомственный характер. В ходе проведения данного вида контроля деятельность объектов, наносящих экологический вред, может быть приостановлена или прекращена, могут быть сделаны предупреждения, наложены штрафы, поставлен вопрос о привлечении к разным видам ответственности, возмещении вреда или общественному принуждению.

Государственный экологический контроль может быть предупредительным и текущим. Также он подразделяется на общий и специальный. Первый вид осуществляется президентом и правительством РФ, парламентом, региональными и местными органами самоуправления. Специальный контроль проводят Минприроды, Росприроднадзор, Федеральные агентства водных ресурсов, по недропользованию, лесного хозяйства, некоторые министерства и ведомства в рамках осуществляемых ими функций. Решение данных органов носит обязательный характер, обжалование может быть сделано через суд.

В заключение

Существуют различные формы экологической отчетности, которые применяются разными хозяйствующими субъектами в зависимости от осуществляемой ими деятельности. Предоставление документации сопровождается уплатой соответствующих платежей. За нарушение сроков и непредставление отчетности предусмотрены санкции. Выполнение требований природоохранного законодательства может быть проверено в ходе проведения государственного Необходимо следить за изменениями форм, сроков предоставления отчетности, поскольку они периодически пересматриваются.

Новое на сайте

>

Самое популярное