Домой Банки Отличие аудита от государственного финансового контроля. Отличие аудита от других форм контроля

Отличие аудита от государственного финансового контроля. Отличие аудита от других форм контроля

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Аудит». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

10. Отличие аудита от других форм экономического контроля

Существует несколько критериев отличия аудита от ревизии.

1. Направленность деятельности в аудите – оценка хозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения.

2. Аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия – административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства.

3. В аудите управленческие связи горизонтальные, добровольные, а при ревизии – вертикальные, в порядке назначения.

4. Задачи аудита – способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений.

5. В аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.

6. Результаты аудиторской проверки – аудиторское заключение и рекомендации для клиента, результаты ревизии – акт ревизии, взыскания и указания.

Также аудит отличается и от государственного финансового контроля.

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с участием государства, организации, финансируемые из государственного бюджета. Субъектами аудита выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что аудит – независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебнобухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. Экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму.

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.

Правило определ аудит деят-ть как предприни.деят-ть аудиторов (аудит фирм) по осущ-ию независимого вневедомственн.проверок бух отчет-ти, первичн докум-ии, налогов деклараций и др док-тов, а также по оказанию аудиторск услуг (постановка и восстан-е бух учета, составление фин отчет-ти и налогов деклараций, трансформ-я отчетности в иные стандарты, учет и анализ фин-хоз деят-ти, оценка активов и т.д.)

Осн.целью аудита явл установление достоверности бух.отчетности экон.субъектов и соотв-е с соверш-ых ими фин-хоз операцияй нормативн документам.

От гос.ревизии аудит принципиально отличается свободой выбора форм и методов проверки исходя из требований закон-ва и условий договора с провер-мым субъектом.

Аудитор проводит проверки с целью получения прибыли, но при этом он может принимать на себя риски иимущественн ответ-ть за результаты проверки.

Разница между аудитом и ревизией

Аудит представляет собой более широкую деятельность, ревизия же является лишь его составной частью;

Аудит проводится только внешними специалистами, в то время как ревизия может быть осуществлена и сотрудниками компании, например, бухгалтерами или товароведами;

Результаты ревизии могут входить в отчет о проводимой аудиторской проверке, в то время как результаты аудита в отчете по ревизии никак не отражаются.

    Этапы проведения проверок.

Процесс организации ревизионн работы предусматр.след этапы:

1. подготовка ревизий

2. орг-ция и непосредств проведение ревизий на объекте

2.1. прибытие на объект и предъявление полномочий на проведение проверки в виде удостоверения и предписания на проведение проверки,

2.2. личное ознакомление с объектом,

2.3. проведение инвентаризации МЦ и ден ср-в,

2.4. непосред-я документарн проверка хоз операций

3. систематизация мат-лов ревизии и оформление результатов,

4. реализация мат-лов ревизий на подконтрольн объекте и информирование органов, назнач-х ревизию. При необход-ти напр-е мат-лов ревизий в следственн органы.

5. орг-я контроля за выполнением решений, принятых по рез-там ревизии. При наличии нарушений на проверяемом предприятии издается указ об устранении нарушений и наказании виновных лиц.

Подготовка к ревизии начинается с приказа рук-ля, назнач-го ревизию. В приказе указ-ся проверяемое подразделение, проверяемый период, сроки проведения ревизии, рук-ли ревизии и состав ревизионн группы. Для кажд из членов ревизионн группы м указ-ся конкр объекты и сроки проверки.

До начала проверки, указ в приказе, идет подготовка ревизионн группы, кот должна:

Изучить все имеющ-ся док-ты, относ-ся к орг-ии: бух док-ты, акты предыд проверок и т.д.

На этом этапе необход выявить имеющ-ся недостатки с целью их уточнения в ходе ревизии. После этого рук-ль составл программу ревизии, где указ-ся заранее для каждого участника: провер-ый участок, вопросы, сроки проверки и т.д.

В день начала ревизии согл приказу ревизионн бригады д приступить к ревизии.

По прибытии провер-й бригады на предприятие рук-ль предост приказ на проведение ревизии рук-лю провер-мой орг-ии, кот обязан провести совещание с рук-ми отделов и служб, на кот известить о начале ревизии, ее целях, сроках и т.д. и представить членов ревиз бригады. После этого бригада начинает проверку в соот-ии с устан-ми для каждого заданиями.

К примеру, в1-ю очередь проводится ревизиякассы. После чего провер-ся сохранность мат ценностей и ср-в. После инвентаризации проводится документарная ревизия.

В основной массе должностные лица, принимающие решения на проверки и простые исполнители не видят разницы между ревизором и аудитором. Однако, существенное отличие ревизии и аудита заключается в целях, задачах и методах их достижения.

Ревизия отличается от аудита по нескольким критериям:

1. По целям:

  • целью ревизии является выявление и оценка недостатков в работе предприятий с целью их искоренения и профилактики, сохранения активов, выявление узких мест бизнес процессов;
  • целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности Клиента;

2. По практическим задачам:
Задача ревизии:

  • выявление злоупотреблений, хищений, недостач, упущенной выгоды, аффилированности, конфликта интересов, и т.д.;
  • контроль сохранности и целевого использования активов;
  • проверка достоверности, правомерности и обоснованности управленческой (финансовой) отчетности;
  • проверка наличия письменных инструкций и нормативных документов, регламентирующих деятельность должностных лиц, бизнес процессов, и степень их выполнения;
  • выявление фактов (явлений) негативного, неэффективного ведения хозяйственной деятельности.

Задача аудита:

  • проверка бухгалтерской (налоговой) отчетности на соответствие федеральному законодательству.

3. По объектам:

  • объект ревизионной проверки – соблюдение интересов Собственника, сохранность имущества (без учета расчетов по налогам и сборам).
  • объектом аудита является система учета и отчетности, (порядок исчисления и уплаты налогов).

4. По типу выборки:

  • ревизия в зависимости от решения Клиента носит сплошной, или выборочный характер.
  • при обязательном аудите — выборочная проверка; при инициативном (зависит от решения Клиента) — сплошная или выборочная.

5. По частоте проведения:

  • ревизия – по усмотрению Клиента.
  • аудит — обязательный 1 раза в год, инициативный по усмотрению Клиента;

6. По результатам:

  • результатом ревизионной проверки является Акт ревизии, предназначенный для Собственника бизнеса.
  • результатом обязательного и добровольного аудита — является аудиторское Заключение, сформированное для третьих лиц (сторонних пользователей финансовой бухгалтерской отчетности) и Отчет для Клиента.
  • в Акт ревизии указываются суммы выявленных нарушений, злоупотреблений, причиненного ущерба, лица их допустившие и предложения по предотвращению выявленных нарушений;
  • в Отчете аудитора указываются несоответствия формирования бухгалтерской (налоговой) отчетности требованиям федерального законодательства.

8. По порядку проведения инвентаризации активов:

  • ревизору известны способы хищения и сокрытия недостачи активов, а так же механизм их выявления;
  • аудитор , в основном, не проводит инвентаризации, а лишь присутствует (если инвентаризация проведена без аудитора, может выборочно проверить, либо сделать соответствующую оговорку в Заключении).

9. По обязательности:

  • ревизия носит исключительно добровольный характер (инициатива Собственника);
  • аудит носит обязательный характер при достижении определенных показателей отчетности, в иных случаях осуществляется добровольно.

10.По плановости:

  • ревизия носит как плановый, так и внезапный характер;
  • аудит всегда планируется.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Отличия аудита от ревизии

Ревизия - это система контрольных действий, которые осуществляются по поручению руководителя вышестоящего органа управления или государственными контролирующими органами, ревизионной группой или ревизором за деятельностью предприятия и организаций, при ней устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность осуществления хозяйственных операций, а также правомерность действий должностных лиц, которые принимали участие в их осуществлении.

Тематическая проверка включает изучение одной или нескольких сторон производственной или хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Расследование представляет собой процессуальное действие, в процессе которого устанавливают причастность отдельных лиц к осуществлению тех или иных нарушений закона, связанных с присвоением денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями.

Служебное расследование - это проверка соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также нормативно-правовых актов, регулирующих производственные отношения в различных отраслях экономики.

Аудит в зависимости от субъекта осуществления делится на внешний и внутренний.

Аудит (внешний) - это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовой отчетности и формирование аудитором мнения относительно полноты, законности и достоверности отраженных в них финансово-хозяйственных операций хозяйствующего субъекта. Цель аудита - подготовка заключений аудитора относительно аудированной информации и доведение этого мнения через аудиторское заключение пользователям финансовой отчетности.

Аудитор проводит проверку с целью установления объективной истины относительно исследуемого объекта и доведения этой истины пользователям информации с помощью аудиторского заключения. Усилия аудитора при проведении аудита направляются на уменьшение недостатков у клиента, с одной стороны, и уменьшение риска пользователей публичной отчетности - с другой. Аудитор выступает своего рода гарантом в отношениях между клиентом и пользователями финансовой отчетности.

Цель ревизии сводится к выявлению незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций и привлечению к ответственности виновных лиц.

Ревизия и аудит отличаются целью и задачами, которые ставятся перед ними.

Основная задача аудита - подтверждение проверенной информации. Кроме того, аудитор при проведении аудиторской проверки выполняет функциональные задачи: корректирования (выдача рекомендаций относительно исправления выявленных ошибок); оперативного контроля (контроль в процессе деятельности субъекта с целью предупреждения ошибок); стратегическую (обоснование оптимальной или предложение альтернативной стратегии).

Задача ревизии - обнаружить незаконные и нецелесообразные операции, принять меры относительно возмещения нанесенного вреда, решить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, предупредить появление противозаконных действий со стороны персонала проверяемой организации.

Отличия по другим признакам приведены в таблице 1.

Анализируя отличия между аудитом и ревизией, целесообразно сосредоточить внимание на оформлении результатов и ответственности аудитора и ревизора.

Ревизор фиксирует в акте ревизии все выявленные недостатки, включая ошибки, нарушения и злоупотребления, указывает нормы каких нормативных документов были нарушены, с высокой точностью подсчитывает сумму причиненного ущерба и принимает меры относительно определения виновных лиц и возмещения причиненного ущерба. Ревизор несет ответственность за достоверность информации, отображенной в акте ревизии. Если нарушения не выявлены, то ревизор составляет справку о том, что была проведена ревизия и нарушения не установлены.

Таблица 1. Отличия аудита от ревизии

Признаки

Предоставление заключения относительно полноты, достоверности и законности проверенной информации

Выявление незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций и привлечение к ответственности виновных лиц

1. Подтверждение заключением проверенной информации.

2. Функциональные:

Корректирования;

Оперативного контроля;

Стратегическая

1. Обнаружить незаконные и нецелесообразные операции.

2. Принять меры относительно возмещения нанесенного вред и привлечения к ответственности виновных лиц.

3. Профилактика появления незаконных и нецелесообразных операций.

По характеру отношений

Предпринимательская деятельность

Исполнительная деятельность

По объектам

Аудитор выявляет все, что ведет к искажению информации, снижению платежеспособности, ухудшению финансового состояния предприятия. Данные аудита не точные, а приблизительные

Ревизия выявляет все, что нарушает действующие законодательство, ее выводы максимально точные

По затратам

Услуги аудитора оплачивает клиент, включая затраты на оплату аудиторских услуг к валовым затратам и в себестоимость продукции

Оплату проводит вышестоящая или государственная организация; первая осуществляет затраты за счет отчислений на ее удержание, вторая - за счет бюджета

По правовому регулированию

Отношения между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом регулируются гражданским правом: на основании хозяйственного договора клиент самостоятельно выбирает аудитора. Отношения имеют горизонтальную связь, которой характерны добровольность, равноправие и подотчетность аудитора клиенту

Отношения между ревизором и клиентом осуществляются по вертикальным связям на основании инструкций и приказов вышестоящей организации или государственных органов. Клиент не выбирает ревизора, его назначают

По практическим задачам

Аудит направлен на улучшение финансового состояния клиента, привлечение средств через инвесторов и кредиторов, осуществление помощи и предоставление консультационных услуг

Ревизия направлена на сохранение активов, предотвращение и профилактику злоупотреблений

По ответственности

Аудитор несет ответственность за некачественные проверки перед клиентом и третьими лицами согласно нормам гражданского права и перед АПУ - согласно закону Украины «Об аудиторской деятельности»

Ревизор несет ответственность перед органом, который назначил ревизию согласно норм трудового права

По результатам

Аудитор выдает аудиторское заключение относительно аудированной информации, подтверждает ее достоверность, предоставляет рекомендации для клиента, сохраняет в тайне полученную информацию. Сохранение профессиональной тайны является первой заповедью аудитора

Ревизор составляет акт ревизии, где указывает все выявленные недостатки, делает заключение относительно установленных нарушений, вносит предложения относительно возмещения нанесенного ущерба, передает информацию вышестоящему органу, а при выявлении злоупотреблений - правоохранительным органам. При этом обязательным является освещение информации, доведение ее всему трудовому коллективу, а с помощью средств массовой информации - всему населению.

Аудитор на основании проведенной проверки выдает заключение о том, что: финансовая отчетность о реальном составе активов и пассивов проверяемого субъекта; система бухгалтерского учета, которая использовалась на предприятии, отвечает законодательным и нормативным требованиям; финансовая отчетность подготовлена на основании соответствующих действительности данных бухгалтерского учета, которые достоверно и полно представляют финансовую информацию о предприятии. Аудитор своим заключением свидетельствует, что существенных нарушений и ошибок на предприятии нет, а отчетность достоверно и полно отображает финансовое и имущественное состояние предприятия.

Т.е. ревизор свидетельствует, что кроме установленных и отображенных в акте, ошибок не выявлено, а аудитор - что существенных нарушений и ошибок нет.

Отсюда и разная степень ответственности. Ревизор, как работник органа, который назначил ревизию, несет ответственность только согласно трудовому законодательству.

Аудитору (аудиторской фирме) может быть предъявлен иск о возмещении нанесенного ущерба в полном объеме согласно гражданскому праву. При этом истцом может выступать как клиент, так и третье лицо, которому нанесены убытки в результате недоброкачественной проверки. Кроме того, аудитор, который работает в аудиторской фирме, тоже несет ответственность в случае некачественной проверки согласно нормам трудового права.

2. Задача

ОАО «Сибирские авиалинии» по итогам предыдущего года имеет следующие показатели:

Объем годовой выручки от реализации услуг - 98 756 тыс. рублей;

Сумма активов баланса на конец года - 45 678 тыс. рублей.

Определите, подлежит ли данная организация обязательной аудиторской проверке. Ответ аргументируйте ссылками на нормативные документы.

ОАО «Сибирские авиалинии» подлежит обязательной аудиторской проверке.

Обязательный аудит- обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

В Российской Федерации обязательный аудит регулируется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ.

На основании ст. 5 п. 1 пп. 1 и ст. 5 п. 2 данная организация подлежит ежегодной обязательной аудиторской проверке, т.к. её организационно-правовая форма открытое акционерное общество.

«Статья 5. Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества…»

«2. Обязательный аудит проводится ежегодно…»

Список использованных источников

аудит ревизия контрольный управление

1 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ

2 Ардатова, М.М. Аудит в вопросах и ответах / М.М. Ардатова. - М.: Велби, 2009. - 272 с.

3 Шеремет, А.Д. Аудит/ А.Д. Шеремет, В.П. Суйц - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 410 с.

4 Аудит: Учебник / Под ред. М.В. Мельник. - М.: Экономистъ, 2010. - 282 с.

5 Кочинев Ю.Ю. Аудит. - 2-е изд., перераб. и доп - М.: Питер, 2010. - 304 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характерные признаки аудита согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности". Отличия ревизии от аудита. Круг задач аудитора. Понятие внутреннего аудита согласно стандарту аудита РФ "Изучение и использование работы внутреннего аудита".

    контрольная работа , добавлен 04.11.2012

    Основные понятия аудиторской деятельности. Аудит кассовых операций. Этапы становления аудиторской деятельности в России. Виды аудита, его отличие от ревизии. Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям. Технологические основы аудита.

    лекция , добавлен 25.02.2011

    Вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в России. Сравнение аудита и ревизии. Нахождение сходств и отличий этих двух регуляторов цивилизованного рынка. Организация и регулирование аудиторской деятельности в развитых странах.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2009

    Сущность финансового контроля, его виды и методы, отличия аудита от ревизии. Методы документального контроля, инвентаризация и ревизия, права и обязанности ревизора. Документальное оформление итогов ревизии; типичные нарушения, выявленные при ревизии.

    курс лекций , добавлен 12.11.2010

    Понятие, задачи и виды банковского аудита. Краткая характеристика ОАО "Белинвестбанк". Проведение ревизии кассы и кассовых операций банка, проверка бухгалтерского учета. Особенности организации внутреннего и внешнего аудита, пути улучшения его качества.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2013

    Анализ деятельности по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций. Исследование основных отличий ревизии от аудита, прав, обязанностей и ответственности аудитора.

    реферат , добавлен 17.02.2012

    Сущность и назначение аудита, его цели и задачи. Классификация видов и типов аудита. Предмет и объекты аудита, его функции и основные принципы. Компоненты аудита: внутренний, внешний, инициативный и обязательный аудит. Казахстанские стандарты по аудиту.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Нормативное регулирование и методика аудита операций с основными средствами. Экономическая характеристика деятельности предприятия ООО "Гостиница Кузбасс". Составление программы аудита операций основными средствами, представление результатов ревизии.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2012

    Контроль как систематическая деятельность руководителей, органов управления. Объекты финансового контроля. Особенности внутреннего и внешнего аудита. Изучение порядка и методов ревизии бюджетных учреждений. Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2015

    Организационные основы ревизий. Происхождение слова "ревизия". Классификация ревизии. Цель ревизии или проверки. Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок. Составление акта ревизии. Ревизии кассовых операций: цели, этапы и объекты проверки.

В настоящее время появился ряд специальных изданий по аудиту применительно к отечественной практике, где понятие «ревизия» механически заменяется на «аудит», т.е. авторы этих изданий не видят принципиальных различий между указанными понятиями. По мнению многих российских исследователей, аудит - это та же ревизия, только называется по-другому.

Свою точку зрения они обосновывают тем, что аудит и ревизия имеют одну и ту же методологическую и методическую основу при проведении проверок, одну и ту же цель, а именно: проверку соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Появление аудита они связывают с закономерным процессом преобразования одной формы контроля в другую, при этом считают, что само содержание контроля существенных изменений не претерпело.

На практике можно встретить и иные случаи, когда роль ревизии чрезмерно сужается и сводится преимущественно к выполнению методических приемов фактического контроля, чаще всего - к инвентаризации имущества (например, ревизии кассы, товаров на складе и т.п.). При этом подходе квалификация ревизоров рассматривается как невысокая и необходимая лишь для того, чтобы фактически снять остатки имущества и сравнить полученную информацию с данными бухгалтерского учета. (На ряде крупных промышленных предприятий ревизоры, согласно закрепленным за ними должностным обязанностям, выполняют именно эту функцию - инвентаризацию остатков незавершенного производства, материалов, готовой продукции и т.д.).

Приведенные выше мнения, на наш взгляд, ошибочны и объясняются, как правило, не совсем глубоким, а иногда и просто поверхностным взглядом на контроль, его сущность, задачи, функции и формы осуществления. По мнению авторов настоящего издания, ревизия и аудит - самостоятельные формы финансово-хозяйственного контроля.

Проводя анализ понятия аудита, данного в п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», можно выявить два характерных признака, одновременное соблюдение которых позволяет определенный вид деятельности считать аудитом:

1) аудит - это предпринимательская деятельность;

2) аудит - деятельность по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Здесь специально не рассматривается понятие независимости аудита, поскольку последнее является принципом контроля вообще, а не признаком, характеризующим исключительно аудит (рис. 1).

Рис. 1. Аудит и ревизия по отношению к проверяемому экономическому субъекту

Приступая к анализу официального термина «аудит» заметим, что определение предпринимательской деятельности дается в Части I Гражданского кодекса РФ, согласно которому (ст. 2), «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Отношения между аудиторской организацией и аудируемым лицом регламентируются заключаемым между ними договором возмездного оказания услуг, по которому аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) выступают в роли исполнителя, а аудируемое лицо - заказчиком (см. гл. 39 ГК РФ). При этом и аудиторская организация (индивидуальный аудитор), и аудируемое лицо являются равнымиучастниками (ст. 1), т.е. самостоятельными и независимыми друг от друга хозяйствующими субъектами. Следует отметить также, что важнейший принцип при заключении договора - свобода договора (ст. 421 ГК РФ), выражаемая, в частности, в свободном выборе контрагента. Таким образом, свойством аудита считается горизонтальный тип отношений «проверяющий - проверяемый».

Ревизия, напротив, характеризуется вертикальным (административным) типом отношений. Действительно, ревизия назначается вышестоящим органом управления, которым может быть собрание акционеров (в акционерном обществе), собрание участников (в обществе с ограниченной ответственностью) и т.д., либо вышестоящим должностным лицом - руководителем (для проверяемого подразделения внутри организации). Ревизия может быть внутрисистемной (в рамках холдинга) или внутрихозяйственной (в рамках одного предприятия).

Решение о проведении ревизии оформляется распорядительным документом (приказом, распоряжением руководителя, протоколом собрания акционеров и т.п.). Цель ревизии (за исключением ряда случаев, прямо предусмотренных законодательством) также устанавливается не законом, а лицом (органом управления), назначившим проверку, указывается в распорядительном документе о проверке и чаще всего состоит в том, чтобы определить, насколько назначенный менеджер нижестоящего уровня в управленческой иерархии выполняет волю стоящего над ним собственника (руководителя).

Считается, что ревизионный контроль в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством СССР был средством закрепления государственной власти. По существу, ту же цель преследует ревизия в рыночных условиях, изменился лишь характер собственности.

Далее, согласно законодательному определению, целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения» (п. 3 ст. 1 указанного закона).

Таким образом, в круг задач аудитора прямо не входит исследование вопросов эффективности деятельности аудируемой организации, целевого расходования средств, соответствия управленческих решений стратегическим задачам развития бизнеса и т.д. Согласно закону, аудит (понимаемый как собственно аудит - без учета услуг, сопутствующих ему) ограничен лишь проверкой бухгалтерского учета и отчетности, а все иные вопросы, которые в нашей стране традиционно рассматривались в ходе ревизии, исключены из целей аудиторской деятельности. Это и понятно. Внешние и внутренние пользователи информации, в том числе собственники организации, всю интересующую их информацию могут получить непосредственно путем чтения финансовой отчетности. Поэтому они заинтересованы лишь в том, чтобы бухгалтерский учет и составляемая на его основе финансовая отчетность были достоверными, поскольку только на основе правильной учетной информации можно сделать верные выводы и принять правильные управленческие решения. То же самое можно увидеть в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», согласно п. 3 ст. 1 которого задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности». Иначе говоря, аудитор должен лишь оценить степень достоверности отчетности, все остальное входит в компетенцию ее пользователей.

Анализ исторического развития контроля также позволяет констатировать, что аудит (в современном его представлении) появился в Англии, Франции, США из-за потребности в объективной оценке отчетности акционерного товарищества с тем, чтобы иметь достоверные данные о действительном финансовом состоянии предприятия и результатах его хозяйствования за определенный период.

Напротив, при проведении ревизии рассматриваются разные вопросы, в том числе о состоянии организации бухгалтерского учета и составления отчетности. Однако рамками данного вопроса ревизия, как правило, не ограничивается. Ее задачи связаны также с оценкой эффективности деятельности структурных подразделений, отдельных управленческих решений, выявлением случаев нерационального расходования средств, хищений, злоупотреблений и т.д. Если полностью абстрагироваться от других свойств аудита и ревизии, то можно сделать вывод о том, что в рамках охватываемых проверкой вопросов аудит служит частью (этапом)ревизионного процесса.

Именно в этих двух направлениях, на наш взгляд, прослеживается принципиальное различие между аудитом и ревизией. В связи с этим интересно рассмотреть понятие так называемого внутреннего аудита. Согласно отечественному стандарту аудита «Изучение и использование работы внутреннего аудита», под последним понимается «организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля». Внутренний аудит создается в каждой организации индивидуально исходя из особых целей и задач, поставленных перед внутренними аудиторами руководством или собственником организации. На практике внутренний аудит решает широкий спектр задач, в том числе проводит проверку бухгалтерского учета и отчетности, оценку эффективности деятельности структурных подразделений организации и системы внутреннего контроля и т.д.

Если соотнести определения внутреннего аудита, собственно аудита, нашедшего отражение в законе, а также ревизии, можно сделать вывод о том, что первому из них присущи, скорее, признаки ревизии, чем аудиторской деятельности. Действительно, внутренний аудит не является предпринимательской деятельностью, решение о проведении проверки принимается «сверху» и оформляется распорядительным документом. Данная форма контроля не ограничивается рамками проверки бухгалтерского учета и составления отчетности проверяемой организации, а решает специальные задачи. Рассматривая другие отличия аудита от ревизии, изложенные ниже, можно выявить также иные моменты, общие для ревизии и внутреннего аудита. Для того чтобы составить более четкое представление, основные различия аудита и ревизии отразим в табл. 1.

Таблица 1 - Основные различия между аудитом и ревизией

Признак сравнения

Степень зависимых

проверяющих от проверяемых

Относительная (аудиторская организация в финансовом отношении зависима от аудируемого лица)

Абсолютная (члены ревизионной комиссии в организационном и финансовом отношении независимы от проверяемых подразделений)

Страхование профессиональной ответственности

Обязательно в случае обязательного аудита в соответствии с законом

Необязательно

Вид деятельности

Предпринимательская, осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг

Как правило, не является предпринимательской: осуществляется на основе распределительного документа (решение, протокол, приказ, распоряжение и др.).

В ряде случаев может проводиться на основании договора возмездного оказания услуг

Тип отношений «проверяющих - проверяемых»

Горизонтальный («равные участники»)

Вертикальный «административный»

Цель (задачи) проверки

Определяется законом: выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ

Определяется органом управления исходя из индивидуальных потребностей бизнеса, в том числе возможна проверка правильности ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности

Наличие лицензии на право осуществления деятельности

Обязательно в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности

Не предусмотрено

Квалификационные требования

Для аудитора обязательно наличие квалифицированного аттестата

Приемы и методы работы

Выбираются самостоятельно, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации, аудиторского заключения

Выбираются самостоятельно

Пользователи аудиторского заключения

Внутренние и внешние пользователи финансовой (бухгалтерской)отчетности

Ограниченный круг лиц, определяемый внутренним нормативным документом (как правило, только собственники и исполнительное руководство)

Нормативное регулирование

На уровне государства (закон, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) с соблюдением правил (стандартов): федеральных, внутренних для профессиональных аудиторских объединений, отдельных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Внутренние нормативные документы (положения, стандарты). Отдельные обязательные случаи деятельности ревизионных комиссий определены законодательством

Новое на сайте

>

Самое популярное