Домой Банки Понятие налога в нк рф. Налоговые платежи физических лиц

Понятие налога в нк рф. Налоговые платежи физических лиц

1 НАЛОГИ И ПОШЛИНЫ 1.1 Что понимается под налогом? В Налоговом кодексе РФ дается следующее определение налога. Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятёльности государства и (или) муниципальных образований. Из данного определения следует, что налоги - это безусловные платежи; они осуществляются в форме отчуждения; они не привязаны к конкретным видам государственных расходов. 1.2 Как в Налоговом кодексе РФ трактуется понятие «сбор’? В Налоговом кодексе РФ сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). 1.3 Какие сборы относятся к категории пошлин? К пошлинам относятся сборы, которые государство берет с тех, кому приходится обращаться к органам власти или госучреждениям за определенными услугами гражданско-правового характера, не имеющими промышленного элемента; при этом размер сбора устанавливается государственной властью без участия заинтересованных сторон. 1.4 Какие виды пошлин выделяет российское законодательство? Российское законодательство выделяет три вида пошлин: государственная; регистрационная; таможенная. Государственная пошлина взимается за совершение ряда услуг в пользу плательщика (принятие исковых заявлений и других документов судебными органами, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача ряда документов, предоставление особого права (например, права на охоту). Регистрационная пошлина взимается с юридических и физических лиц, например при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение и т. д. Таможенная пошлина взимается с юридических и физических лиц при осуществлении экспортно-импортных операций, а также при транзите товаров. 1.5 Что понимается под налоговой системой? Налоговая система - это совокупность существующих в данный момент существенных условий налогообложения юридических и физических лиц. Условия, характеризующие налоговую систему в целом, включают: порядок установления и ввода налогов; виды налогов; ставки налогов; порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней; права и обязанности налогоплательщиков; формы и методы налогового контроля; способы защиты прав и интересов налогоплательщиков. 1.6 Что понимается под налоговым бременем? Наиболее обобщенным показателем, характеризующим уровень перераспределительных процессов в том или ином государстве, выступает налоговое бремя (налоговый гнет). Оно рассчитывается как отношение общей суммы налоговых платежей к совокупному национальному либо валовому внутреннему продукту. Среди развитых стран наиболее низкое налоговое бремя характерно для США, Турции, наиболее высокое - для Швеции. В большинстве стран Западной Европы налоговый гнет варьируется от 30 до 35%. 1.7 Какие принципы лежат в основе построения налоговых систем в развитых странах? Как правило, эти принципы в литературе звучат следующим образом: горизонтальное и вертикальное равенство; нейтральность; удобство для правительства; минимальный дестимулирующий эффект; трудность уклонения от уплаты. Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство означает, что богатые лица платят пропорционально большие суммы, чем бедные. 1.18 В чем состоит различие между прямыми и косвенными налогами? Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества. Эти налоги называют также оценочными. Субъектами прямых налогов могут быть как получатели дохода, так и собственники капитала, имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу. Иногда их называют тарификационными. Внешнее различие между указанными налогами состоит в непосредственном или опосредованном отношении фискальной власти к объектам и субъектам обложения. Косвенными налогами облагаются преимущественно различные предметы потребления. Плательщиком косвенного налога являются (выступают) покупатели (потребители) продукции, товаров, работ, услуг. Косвенные налоги входят в цену и тем самым уплачиваются населением, поэтому их иногда называют (относят) к налогам на обложение труда. Прямые налоги преимущественно представляют собой обложение земли, капитала, доходов. Поэтому иногда их называют «подоходно-поимущественные».

1.9 Какие аспекты косвенных налогов являются главным объектом критики? Критика косвенных налогов заключается, прежде всего, в том, что они создают большее налоговое бремя для низкооплачиваемых слоев населения, а также в том, что они способствуют всевозможным видам обмана, мошенничества и т. п. На протяжении последних 150 лет косвенные налоги являлись предметом серьезной критики. В отношении их еще в начале ХХ столетия профессор Ходский писал: «Необходимо, чтобы косвенные налоги не составляли главной основы финансовой системы страны, чтобы нормы обложения ими были невысоки и чтобы они не затрагивал предметов насущного потребления или предметов первой необходимости». 1.10 Какие функции выполняет таможенная политика? Таможенная пошлина выполняет три основные функции: а) фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам); б) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин); в) балансировочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам). 1.11 Какие виды таможенных пошлин выделяются в литературе? В литературе таможенные пошлины классифицируются по различным признакам, в частности: по объекту обложения импортные; экспортные; транзитные (облагаются товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны); по способу взимания: адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров); специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара); комбинированные (сочетают оба вида таможенного налогообложения); по характеру происхождения автономные (являются максимальными по размеру и применяются к товарам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режимом наибольшего благоприятствования); конвенциальные (применяются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле; их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными); по специфичности применения антидемпинговые; специальные; компенсационные преференциальные. Антидемпинговые таможенные пошлины призваны не допустить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам. 1.12 В чем состоит различие между антидемпинговыми, специальными, компенсационными и преференциальными таможенными пошлинами? Антидемпинговые таможенные пошлины призваны не допустить на национальный рынок товаров, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам. Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран. Компенсационные пошлины вводятся в случае установления факта запрещенного международным законодательством получения экспортером прямой государственной субсидии в целях повышения его конкурентоспособности, возможности продажи товара на внешнем рынке по более низкой цене. Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении товаров, происходящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижёнии размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами международной торговли. 1.13 Какие товары, предметы в Российской Федерации полностью освобождены от таможенных пошлин при осуществлении экспортных операций? Таможенные пошлины, имеющие определенные льготы, не носят индивидуального характера и определяются законом. Полностью освобождаются от пошлины: транспортные средства для международных перевозок пассажиров и грузов; предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих морской промысел, а также ввозимая продукция их промысла; товары, ввозимые или вывозимые для официального или личного пользования представителями иностранных государств - физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений; валюта и ценные бумаги (положение не распространяется на ввоз или вывоз, осуществляемый в нумизматических целях); товары, подлежащие обращению в собственность государства; товары, представляющие собой гуманитарную помощь; товары, предназначенные для оказания технического содействия; товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита и предназначенные для третьих стран; товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИ ЦИПАЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ И ДОЛГИ 2.1 Какая сфера финансовых отношений связана с государственным и муниципальным кредитами? Государственный и муниципальный кредиты преимущественно обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как: а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов. Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий. 2.2 В чем состоит главное отличие государственного и муниципального кредита от классических финансовых категорий? Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий прежде всего тем, что они носят, как правило, добровольный характер (в истории государств, в том числе СССР, известны случаи и принудительного размещения государственных займов). Далее, для государственного И муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении. 2.3 Какие существуют формы государственных и муниципальных заимствований? Государственные и муниципальные займы - это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований как заемщик или гарантом. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств. 2.4 Какими документами регламентируется процесс предоставления государством кредита? Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные учреждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия; российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями; органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов. Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление внутреннего государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды. 2.5 Что понимается под бюджетным кредитом и бюджетной ссудой? Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов. 2.6 Какой порядок предоставления бюджетного кредита юридическим лицам, которые не относятся к государственным и муниципальным предприятиям, бюджетным учреждениям, предусмотрен в Бюджетном кодексе РФ? В Бюджетном кодексе установлено, что бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях возмездности только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита уполномоченным органом, который проводит также проверку целевого использования бюджетного кредита. Возврат предоставленных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. 2.7 Что понимается под дотациями, субсидиями и субвенциями в Бюджетном кодексе РФ? Под дотациями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. 2.8 Что понимается под государственным долгом Российской Федерации? Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. 2.9 Какие обязательства включаются в объем внутреннего и внешнего государственного долга? В объем государственного внутреннего долга включаются: основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. В объем внешнего долга Российской Федерации входят: объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. 2.10 На какие органы власти возложено управление государственным долгом? Управление государственным долгом Российской Федерации возложено на Правительство Российской Федерации, государственным долгом субъекта Российской Федерации - на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. 2.11 Кто несет ответственность по долговым обязательствам Российской федерации, ее субъектов и муниципальных образований? Российская Федерация несет ответственность по своим обязательствам и не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации. 2.12 Какие органы власти имеют право государственных внешних заимствований? От имени Российской Федерации право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им ответственному федеральному органу исполнительной власти. Внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств. 2.13 Что в Бюджетном кодексе РФ понимается под реструктуризацией долга? Под реструктуризацией долга в Бюджетном кодексе понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств. 2.14 Какой предельный объем государственного долга Российской Федерации и предельные объемы государственных заимствований Российской Федерации предусмотрены в Бюджетном кодексе РФ? В Бюджетном кодексе предусмотрены следующие пределы: предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации; предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

2.15 Какой порядок предоставления государственных и муниципальных гарантий предусмотрен в Бюджетном кодексе РФ? Государственной или муниципальной гарантией в Бюджетном кодексе признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. При этом письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение ее влечет ее недействительность (ничтожность). Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Внешний долг Российской Федерации могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. 2.16 На какие органы возложено обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального долга? Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком РОССИИ и его учреждениями, или иное не предусмотрено Правительством РОССИЙСКОЙ Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РОССИЙСКОЙ Федерации, их погашению И выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Выполнение Банком РОССИИ, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РОССИЙСКОЙ Федерации по размещению долговых обязательств РОССИЙСКОЙ Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом Исполнительной власти, уполномоченным Правительством РОССИЙСКОЙ Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг. Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно. Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РОССИЙСКОЙ Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. 3. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 3.1 Что понимается под государственными внебюджетными фондами? Государственные Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые Вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они создаются для решения (финансирования) конкретных задач, имеющих важное значение для государства, общества в целом. Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Начиная с 1999г. многие фонды, прежде Всего экономического назначения, были консолидированы I - с бюджетами (федеральные Внебюджетные фонды - с федеральным бюджетом, региональные Внебюджетные фонды - с региональными бюджетами). Основной Причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается «слабый контроль за использованием средств этих фондов». Вряд ли эту причину можно признать убедительной, учитывая негативные последствия ликвидации ряда внебюджетных фондов. Следует иметь в виду, что во всех промышленно развитых странах мира в последние три десятилетия внебюджетные фонды экономического назначения активно развиваются и роль их в экономике возрастает. 3.2 Для решения каких задач создаются внебюджетные фонды? В чем состоит их назначение? Реформирование системы государственных финансов в 90-е гг. ХХ столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования; развитии сети автомобильных дорог и содержании дорожного хозяйства; решении экологических проблем и т. п. Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления. Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов. В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

3.3 По каким признакам классифицируются внебюджетные фонды? Фонды различаются по правовому положению и целям создания. По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые - в распоряжении органов местного самоуправления. В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального назначения (их иногда называют фонды социального страхования) и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность. В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся: Пенсионный фонд РФ (ПФ); Фонд социального страхования РФ (ФСС); Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС). До 2001 г. существовал также Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН). Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т. п. 3.4 Как можно охарактеризовать опыт создания и функционирования внебюджетных фондов в западных странах? В западных странах накоплен огромный опыт создания внебюджетных фондов. В особенности это относится к экономическим фондам. Они расширяют возможности, государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества. Первые фонды экономического содействия возникли в годы мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для оказания финансовой поддержки частному бизнесу. После Второй мировой войны подобные фонды были созданы во всех развитых странах мира. В частности, во Франции с момента окончания войны действует Фонд модернизации, который после объединения с рядом других фондов был преобразован в Фонд экономического и социального развития. В США существует Фонд перестройки и развития экономики. С начала 60-х гг. в развитых странах мира большое внимание уделяется созданию научно-технических фондов. Для формирования доходной части этих фондов используются как бюджетные средства (поступления из бюджетов, ссуды государства, бессрочные авансы, субсидии и т. п.), так и средства крупных компаний, взносы университетов и другие источники. Средства указанных фондов направляются на финансирование программ в области фундаментальных исследований, строительство научных центров, подготовку кадров и т. п. В последнее десятилетие в промышленно развитых странах значительно возросли (в 5-8 раз) фонды социального назначения, что позволяет государственным властям проводить активную социальную политику. В образовании этих фондов, как правило, используются: страховые взносы застрахованных лиц; страховые взносы предпринимателей; субсидии и беспроцентные ссуды государства. Состав социальных внебюджетных фондов, так же как и ставки взносов, размеры субсидий, по странам весьма дифференцирован. 3.5 Пенсионный фонд Российской Федерации: статус, назначение Пенсионный фонд РФ был образован в соответствии постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г.1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда считаются государственной собственностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда не входит в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом. Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются: выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; предоставление пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. Ь(27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление - исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах - уполномоченные отделения. Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда.

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 8 НК РФ

Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов (действующая редакция)

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 8 НК РФ

Комментируемая статья посвящена вопросам определения ключевой категории налогового права - налога и разграничению понятий налога и сбора. Она отвечает на два основных вопроса: что представляет собой налог как правовая категория и каковы его основные правовые признаки?

Как известно, с помощью налогов публичная власть в одностороннем порядке изымает у собственников - организаций и физических лиц - часть их собственности, которая затем поступает в централизованные фонды публичных финансов (бюджеты) для финансирования институтов публичной власти - государства и местного самоуправления. Налоги являются основным источником пополнения публичных доходов, из которых формируются бюджеты государства и муниципальных образований.

Суть налогов и налогообложения не раз находила свое отражение в решениях Конституционного Суда РФ (Постановления КС РФ от 17.12.1996, от 11.11.1997).

Право частной собственности, охраняемое Конституцией РФ (ст. 35), как это отмечает в своих решениях Конституционный Суд РФ, не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ (ст. 56) не подлежат ограничению ни при каких условиях. Оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения Конституции РФ по вопросу ограничения прав человека, и в частности права собственности, соответствуют общепризнанным принципам международного права. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет обязанности перед обществом и при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы - это обязанность публично-правового характера, обусловленная публично-правовой природой государственной и муниципальной власти. В этом смысле налоговая обязанность не должна рассматриваться с позиции частноправового регулирования, и к ней неприменимы нормы гражданского законодательства, гарантирующие неприкосновенность права собственности.

Налоги являются необходимым условием существования государства, именно поэтому конституционная обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В обязанности налогоплательщиков, в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица, уплачивать законно установленные налоги и сборы воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому, как замечено в уже упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ, государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых отношений в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

До принятия Налогового кодекса РФ в российском налоговом праве применялся расширительный подход к определению налога. Под налогом понимался любой обязательный платеж в бюджетную систему Российской Федерации. Приведем в качестве примера ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему".

Очевидно, что такой расширительный подход к определению налога не содействовал дальнейшему развитию правового регулирования налоговых отношений. Поэтому в принятой в 1998 г. первой части Налогового кодекса РФ (ст. 8) содержалось уже более точное определение налога, позволяющее отделить налог от иных обязательных публично-правовых платежей в бюджет и, прежде всего, от близкого к нему по своей природе сбора.

Налог определяется законодателем как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований" (ст. 8 НК РФ).

Таким образом, законодательство о налогах и сборах закрепляет следующие признаки налога:

1) обязательный характер налогового платежа;

2) его индивидуальную безвозмездность;

3) денежную форму уплаты;

4) публичные цели налогообложения.

Обязательный характер уплаты налога обусловлен закрепленной на конституционном уровне обязанностью каждого платить законно установленные налоги.

Этот правовой признак налога отличает его от пожертвований в пользу государства и иных видов добровольных взносов, а также от различных форм кредитования государства и местного самоуправления.

Тема: введение в предмет. Теоретические основы налогообложения.

Вопросы:

1. С каким этапом развития общества связывают возникновение налоговой системы?

Есть мнение, что жертвоприношение — один из исторических видов налога. Современное определение налога (Ст. 8.1. НК РФ): «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного владения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Таким образом, между уплатой налогов и жертвоприношением есть сходство только в том смысле, что оба эти действия понимаются (приношение жертв — понималось на ранних этапах развития общества: в природных цивилизациях; языческих сообществах и проч.) как общеобязательные и неизбежные. Мне кажется более правильным считать, что источник, из которого впоследствии формируется налоговая система — начало завоеваний одним народом другого, когда в результате победитель устанавливал и собирал дань (контрибуции и т.п..) с побежденного. Можно заметить элементы налоговой системы еще во времена Хаммурапи. В России налоговая система в современном виде начала формироваться с 1992 года, но, безусловно, исторические элементы налоговой системы отчетливо были видны в прошлые века и на Руси (дань и проч.)

2. Назовите основные этапы развития налогообложения.

  • Древность (примерно с XX в. до н.э.): время правления Хаммурапи, цивилизации Др. Египта, Др. Индия и др. с возникновением обособленной структуры — государства, а также после перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В этот период происходит формирование государств-полисов в Др. Греции и Римском государстве.
  • Эпоха феодальной зависимости в Европе: после распада Римской империи в V в.н.э.. Налог — часть произведенной продукции (натуральная форма) или (реже) денежный. На Востоке феодальные отношение не распространились — господствовала земледельческая община. В Византии уже было около 20 прямых налогов: поземельный, подушная подать и проч. На территории Восточной Европы — государство Киевская Русь. До XV века преобладали косвенные налоги на этой территории: налог на соль и проч. Во время правления Ивана Грозного (XVI в) была изменена налоговая система — отмена кормлений, установлен определенный сбор, также вместо разнообразных единиц податного обложения ввел единую «московскую соху» и проч.
  • Капиталистические отношения (после разложения феодальных отношений): развитие налогообложения по законам капитализма. Источник уплаты налогов — совокупная стоимость вновь создаваемых товаров и услуг, а объекты налогообложения — прибыль, заработная плата и т.п. Во многих государствах этот период начался в XVIII в. В России — после отмены крепостного права в 1861 г (появились подушная подать, акцизы, таможенный сбор и проч.). В 1904 г. доля косвенных налогов всех доходов государственной казны составляла 2/3.
  • После революции 1917 и Первой мировой войны налоговая система в России практически ликвидируется — основная тяжесть налогов перенесена на имущие классы.
  • Советская налоговая система
  • Современная налоговая система в РФ начинает складываться с 1992 г.

3. Почему налоги являются необходимым условием существования государства?

Налоги по своей сути существуют для того, чтобы финансово обеспечивать деятельность государства. Расходы на поддержание действующего государственного аппарата, на обеспечение социальных проектов, на финансирование государственных программ и т.д. — очень велики, и только уплата налогов гражданами делает возможным существование эффективного и сильного государства. Есть разные теории, объясняющие суть и смысл уплаты налогов гражданами:

  • Теория выгоды (государство — договор власти с народом => Xграждане платят налоги, рассчитывая на то, что государство должно предоставлять услуги: охрана личной безопасности, охрана имущества и т.д.)
  • Теория наслаждения (уплата налогов => гражданин получает наслаждение от результатов деятельности государства, которую этот гражданин финансирует, — хорошие дороги, чистые больницы, аккуратные цветы в городских клумбах и т.д.)
  • Теория жертв (принудительное выравнивание возможностей людей — есть человек многое имеет, он должен платить больше налогов).

4. Как взаимосвязаны государственное устройство и налоговая система?

Государственная система и налоговая система напрямую взаимосвязаны друг с другом., т.к. последняя определяется и формируется по инициативе государства и должна отвечать целям и задачам его существования. К примеру, в СССР была особая налоговая система: введение поимущественного и прогрессивно-подоходного налогов, отмена косвенных налогов на предметы первой необходимости и повышение косвенных налогов на роскошь, налог на холостяков, земельный налог и проч.. Если в государстве устанавливается деспотия или абсолютная монархия — необходимость в регламентированной налоговой системе отпадает. Все же определенная упорядоченность при взимании налогов и в таких государствах должна быть, иначе это приводит к народным волнениям и недовольствам (вспомним убийство князя Игоря из-за высоких сборов; его жене Ольге пришлось несколько упорядочить налогообложение). В правовых государствах, где права и свободы человека гарантирует конституция (или иные Главные законы), каждый гражданин обязывается платить налоги: ст. 57 Конституции РФ («Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»). Но уровень налогового бремени, налоговые ставки государство устанавливает исходя из своей ориентированности: к примеру, социальные государства могут организовать прогрессивное налогообложение для выравнивания стартовых возможностей граждан и сокращения разрыва между богатыми и бедными. Соответственно, при различном типе государственного устройства будут различаться и законы, указы, подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, а также формы и методы организации налогообложения и осуществления налогового контроля.

Тема: налоги в экономической системе общества.

Вопросы:

1. Основные характеристики налогового платежа.

  • Осуществление на законной основе
  • Обязательность
  • Индивидуальная безвозмездность
  • Взимание в пользу публичной власти

2. Общие черты и различия между налогом и сбором.

Налог общеобязательный, индивидуально безвозмездный платеж , взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного владения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. / Раздел 1, ст. 8, п. 1 НК РФ.

Сбор обязательный взнос , взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий , включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). / Раздел 1, ст. 8, п. 2 НК РФ.

Таким образом, общие черты :

  • Уплачивается денежными средствами
  • Осуществляется на законной основе
  • Взимается в пользу публичной власти

Если налог — общеобязательный и индивидуально безвозмездный платеж, то сбор обязателен в том случае, если необходимо, чтобы государственные органы (и проч.) совершили по отношению к гражданину определенное юридически значимое действие. При уплате сбора гражданин получает что-то взамен (в отличие от уплаты налога), т.е. различаются цели этих платежей.

3. Какие функции присущи налогам?

а) фискальная

б) распределительная

в) стимулирующая

г) социальная

д) контрольная

4. Какие способы уплаты налога существуют?

  • Декларационный
  • У источника
  • Кадастровый

5. Можно ли уплатить налог наличными деньгами?

Да, можно.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме / Раздел 4, ст. 58, п. 4.

6. Объясните, что такое простая поразрядная прогрессия, сложная прогрессия, относительная сложная прогрессия.

Методы налогообложения: простая поразрядная прогрессия — устанавливается налог в фиксированном денежном выражении (величина налога увеличивается при возрастании налогооблагаемой базы скачкообразно — при переходе из разряда в разряд). Относительная поразрядная прогрессия (относительная сложная) — устанавливается ставка налога в %, при этом с ростом налогооблагаемой базы растет ставка скачкообразно — из разряда в разряд. Сложная поразрядная прогрессия — ставка в % увеличивается, но суммарный налог складывается из сумм %-ых ставок на предыдущих разрядах (если они есть), а также с учетом %-ой ставки последнего по величине разряда, начисленного по разнице имеющегося значения и наибольшего значения последнего разряда.

7. Виды налоговых ставок.

  • Твердые (специфические)
  • %-ые (адвалорные)
  • Предельные
  • Фактические
  • Экономические

Физическое лицо, не зарегистрированное в установленном порядке в качестве предпринимателя без образования юридического лица, осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением дохода. Может ли данное физическое лицо быть привлечено к исполнению обязанностей налогоплательщика? Ответ обоснуйте.

Да, может. Согласно ст. 11 п.2 Раздел 1 НК РФ: «…Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями».

Организация А является плательщиком налога на игорный бизнес. Кто устанавливает предельные и конкретные налоговые ставки для исчисления налога?

Налог на игорный бизнес является региональным налогом. Предельные налоговые ставки устанавливаются Налоговым Кодексом РФ в Разделе 9 ст. 369 п.1. В этих пределах конкретные налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. В случае, если конкретные ставки не установлены законными субъектов РФ, конкретные ставки устанавливает Налоговый Кодекс РФ в Разделе 9 ст. 369 п. 2.

Тесты

Налоговая система — это:

а) совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей;

б) совокупность установленных государством условий налогообложения;

в) совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, принципов, форм и методов организации налогообложения, осуществления налогового контроля, а также система ответственности за нарушение налогового законодательства.

Что входит в состав законодательства Российской Федерации по налогам и сборам?

а) Налоговый Кодекс РФ;

б) Налоговый Кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, постановления Правительства ИРФ и письма министерств и ведомств, в том числе органа, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Каким образом устанавливаются местные налоги?

а) только Налоговым Кодексом РФ;

б) Налоговым Кодексом РФ и законами местных органов власти;

в) только законами и постановлениями местных органов власти.

Перечислите налоги, относящиеся к региональным налогам и сборам:

а) налог на имущество организаций;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на игорный бизнес;

г) транспортный налог.

Из перечисленных ниже налогов исключите косвенные:

а) налог на прибыль организаций;

б) налог на землю;

в) налог на имущество организаций;

г) налог на добавленную стоимость.

Из перечисленных ниже укажите прямые личные налоги:

а) налог на доходы физических лиц;

б) налог на землю;

в) налог на имущество физических лиц;

г) транспортный налог.

Закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов:

а) позволяет вводить какие-либо налоги, не входящие в этот перечень;

б) не позволяет вводить какие-либо налоги, не входящие в этот перечень.

При установлении сборов обязательные для налогов элементы налогообложения:

а) могут отсутствовать;

б) могут отсутствовать, если это определено законодательными актами;

в) не могут отсутствовать.

Акты законодательства о налогах и сборах:

а) никогда не могут иметь обратную силу;

б) могут иметь обратную силу, если они улучшают положение налогоплательщиков;

в) имеют обратную силу в отношении ставок налогов;

г) имеют обратную силу, если они ухудшают положение налогоплательщиков.

Для каких целей вводятся налоги в современном обществе:

а) для покрытия государственных расходов;

б) только для регулирования экономических процессов в обществе;

в) только для содержания аппарата государственной власти и бюджетной сферы.

Какие признаки характерны для налогов?

а) добровольность;

б) безвозмездность;

в) обязательность;

г) индивидуальная безэквивалентность.

Что означает пропорциональный метод налогообложения?

а) для каждого налогоплательщика установлена равная ставка налога;

б) для каждого налогоплательщика установлена равная сумма налога;

в) с ростом налоговой базы средняя налоговая ставка возрастает;

г) с ростом налоговой базы средняя налоговая ставка снижается.

Налог — это:

а) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в качестве компенсации за услуги государства;

б) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц.

Выберите наиболее полное и правильное определение сборов:

а) законодательно установленный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц;

б) плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий;

в) обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений и лицензий.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются:

а) в соответствии с письмами Федеральной налоговой службы РФ;

б) в пользу налогоплательщика;

в) по решению органов власти в каждом конкретном случае;

г) строго в пользу доначисления налогов и сборов (увеличения собираемости налогов).

Что из перечисленного не является налоговой льготой:

а) налоговый кредит;

б) снижение ставки налога;

в) налогооблагаемый минимум;

г) уклонение от уплаты налога.

Налог или сбор считается законно установленным и обязательным к уплате, если:

а) законом определены шесть его элементов налогообложения;

б) определена хотя бы половина из обязательных элементов его налогообложения;

в) федеральным законом установлено несколько элементов налогообложения, а остальные — местными органами власти или законодательными органами субъектов Федерации.

Что понимается под налоговым периодом?

а) период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

б) период времени, по окончании которого уплачиваются платежи по налогу, сдается налоговая декларация;

в) период времени от начала до конца производственного процесса.

Налоговый период может определяться:

а) годом, кварталом или месяцем;

б) по соглашению между налогоплательщиком и налоговым органом.

Обратную силу имеют акты законодательства о налогах и сборах:

а) устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков;

б) устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, и налоговых агентов.

Срок установленный законодательством о налогах и сборах, не считается пропущенным:

а) при сдаче документов на почту или телеграф до 24 часов последнего дня срока;

б) при сдаче документов на почту или телеграф до 24 часов последнего дня квартала;

в) при сдаче документов на почту или телеграф в первый день следующего месяца.

Что может являться объектом налогообложения:

а) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу налогоплательщика, за исключением имущественных прав;

б) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога и сбора;

в) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав.

Под налоговой базой в соответствии с российским законодательством понимается:

а) стоимостное выражение объекта налогообложения;

б) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

в) величина налогов, начисленная на единицу измерения.

Что такое налоговая ставка?

а) величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

б) величина, налоговых начислений, установленная в процентах или других измерениях;

в) стоимостная характеристика налоговой базы.

Новое на сайте

>

Самое популярное