Домой Банки Правительство засекретило план выхода из кризиса. Коспект урока "россия в современной мировой экономике

Правительство засекретило план выхода из кризиса. Коспект урока "россия в современной мировой экономике

Реализует ли правительство меры по спасению экономики?

Одна из крупнейших парламентских партий предлагает свои меры для выхода страны из кризиса. На Орловском экономическом форуме лидер КПРФ Геннадий Зюганов предложил десять конкретных мер, выполнение которых, по мнению коммунистов, сможет обеспечить экономический рост в России.

На первое место Зюганов поставил пункт о восстановлении экономического суверенитета страны. По его словам, необходимо установить госконтроль над Центробанком. Неподконтрольность в целом банковской системы привела к выводу из страны за последние 14 лет 789 млрд. долларов и 39 трлн. рублей. Необходимо также выйти из ВТО.

Вся выручка от продажи углеводородов должна поступать в казну. Это, по подсчетам коммунистов, позволит увеличить доходы бюджета с 13 до 20 трлн. рублей. Нужно провести новую индустриализацию на основе мощного госсектора. По инициативе КПРФ уже приняты законы «О промышленной политике» и «О стратегическом планировании». Осталось только реализовать их.

Третий пункт программы - развитие высоких технологий и переход к доступному образованию. Четвертый - субсидирование сельского хозяйства. По оценке КПРФ, продовольственную безопасность можно обеспечить за два-три года. Пятый пункт - поддержка «народных» предприятий.

Среди остальных мер коммунисты предлагают зафиксировать цены на жизненно важные товары, предоставить дешевые кредиты производителям, повысить прожиточный минимум, ввести госмонополию на производство табака и алкоголя, сохранить традиционные ценности.

Также в программе значится изменение налоговой политики. КПРФ предлагает отменить налог на добавленную стоимость. Как сказано в предложениях коммунистов, НДС отсутствует во многих странах, а у нас он приводит к удорожанию российских товаров на 10−18%. Конечно, среди необходимых мер и ввод прогрессивной шкалы на доходы физических лиц.

Стоит отметить, что многие предложения появились на Орловском форуме не впервые. О них коммунисты говорят уже давно. И не только они. Академические круги предлагают во многом схожие рецепты спасения отечественной экономики. В частности, эксперты Московского экономического форума.

Главный вопрос - прислушаются ли к предложениям КПРФ в правительстве.

Увы, даже член Президиума ЦК КПРФ депутат Госдумы Валерий Рашкин не настроен оптимистично:

Я выступал на Орловском форуме и сказал, что предложим нашу программу президенту и действующему либеральному правительству. Но я сказал тогда, что у кабинета министров совершенно другая программа, наши рекомендации выполнять не будут. Потому что нужна политическая воля, жесткое изменение курса от либерализма к реализму. Поэтому логично встает вопрос об отставке правительства и формировании нового. Компетентные кадры у нас есть.

«СП»: - Какие-то из предложенных мер всё-таки могут реализоваться на практике?

Мы подготовили и внесли законопроекты, которые должны помочь реализовать нашу программу. Свои предложения мы рассылаем депутатам региональных заксобраний, просим их рассмотреть программу. Если предложения не подкрепить федеральными и региональными законами, то они повиснут в воздухе.

Я думаю, что в регионах, где разумные, стоящие на земле губернаторы и депутаты, наша программа начнет реализовываться.

Если бы власть хотела выполнить разумные предложения КПРФ, то могла это сделать еще 15 лет назад, - говорит директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. - Сейчас это становится просто частью предвыборной кампании партии. Примерно этот же набор мер КПРФ предлагает неуклонно последние 20 лет. Конечно, эти предложения могли бы принести пользу стране и изменить ситуацию к лучшему. Но беда в том, что от упорных предложений КПРФ ничего не меняется, никто не рассматривает предлагаемые механизмы.

Более того, если бы в стране была реальная возможность создания левого прогрессивного правительства, то нынешним набором мер дело бы не ограничилось. Они должны быть вписаны в концепцию, стратегию социально-экономического развития. Среди прочих мер была бы необходима национализация. Но национализация не может заменить индустриальной политики. Необходимо продумывать целостную экономическую стратегию. Одновременно надо думать, как брать власть, какие силы способны сделать это.

Пока же КПРФ дает обществу свои предложения. На мой взгляд, очень позитивные. Но это всего лишь предложения.

«СП»: - Кризис заставит власть прислушаться к ним?

Вряд ли. Страну ожидает полный крах. Но, видимо, иначе государство трансформироваться не может. Что касается позиции правительства, оно не собирается менять свой курс. Зачем ему это? Да, у страны есть проблемы. Но какое отношение они имеют к правительству? У министров всё хорошо.

«СП»: - То есть, без смены правительства проблемы не решить?

Смена кабинета министров тоже ничего не даст. В нынешнем контексте я вижу, что если нынешнее правительство отправить в отставку, то новый кабинет министров будет еще хуже. Мы о нынешнем правительстве будем думать, как о светочах мысли и прогрессивных идей. Если назначат новое правительство, то мы увидим, что «дна» нет. Соберут людей, которые в десятки раз будут хуже, то есть найдут еще более убежденных либералов.

«СП»: - Почему же не могут назначить компетентных? Вроде наша страна богата талантами.

Если нет четкой стратегии, то и назначение компетентных людей ничего не даст. Нужна именно смена стратегии, а не только правительства. Естественно, правящий класс на такие меры не согласен и не предпримет никаких действий, пока не потерпит крах в полной мере. Когда всё рухнет, встанут совершенно другие вопросы. Но добровольно никто сам себя ликвидировать не будет.

Я думаю, что нынешним правительством предложения КПРФ восприняты не будут, - говорит ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Руслан Дзарасов. - Меры КПРФ идут вразрез с неолиберальным курсом кабинета, который желает бремя кризиса переложить на плечи граждан. Ожидая, что мировая конъюнктура изменится, цены на нефть вырастут, и проблемы рассосутся сами собой.

Но меры КПРФ рассчитаны на изменение неолиберального курса. Часть этих мер предполагает перераспределение национального дохода в пользу наемных работников. Это совсем не тот путь, которым, к сожалению, идет правительство. Поэтому я думаю, что предложения КПФР встретят враждебное отношение.

«СП»: - Но полного развала экономики тоже никто не хочет.

По ряду косвенных признаков можно судить, что идет борьба по поводу экономической политики. Какие-то силы есть в около правительственных сферах, которые выступают за изменение курса. И эти силы усиливаются из-за кризиса. Но дело осложняется тем, что за нынешним неолиберальным курсом стоят социальные интересы крупного капитала, который жирует на вывозе из страны энергоресурсов. Он использует свое влияние, чтобы нынешняя экономическая политика продолжалась. Чем кончится эта борьба - мы предсказать не можем. Но стоит надеяться, что кризис усилит позиции тех, кто выступает за изменение курса.

Проект разработан в сотрудничестве следующих специалистов:

▪ доктор технических наук, профессор, автор теории субстратно-оптимального управления Румянцев Анатолий Александрович, г. Краматорск, http://www.kegi.com.ua/naychnaja%20shkola.htm

▪ кандидат экономических наук, доцент по специальности «Экономика», магистр (MBA) Терещенко Виктор Иванович, г. Минск; http://vikte.ru/

▪ экономист-аналитик и практик, разработчик концепции и описания проекта
Довгель Евгений Станиславович, г. Минск, http://dovgel.com/ob_avt.htm

ДОСТИЖЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКОВ
В результате многолетних целенаправленных научно-практических поисков, специалистами в области экономики, менеджмента, социологии и теории систем, на уникальной методологии субстратной оптимизации систем и процессов управления, выявлены механизмы современного мирового финансово-экономического кризиса, роста кредитных долгов, инфляции, цен, безработицы. Разработаны имитационные модели, показывающие процесс углубления кризиса в каждой из стран. И найден метод оптимального преодоления кризисных явлений в экономике любой из стран путем субстратной оптимизации общественных производственных отношений. Особое значение имеет этот метод для освоения рациональных результатов научных разработок и максимизации до предельно возможного уровня конкурентоспособности национальных экспортеров.

НАЗНАЧЕНИЕ

Применение вышеуказанных научных достижений для субстратной оптимизации общественных производственных отношений в любой из заинтересованных стран с преодолением в кратчайший срок кризисных явлений в ее национальной экономике, получением высокого экономического, политического и социального эффекта. Концепция преодоления в стране кризисных тенденций, явлений и оптимизации производственных отношений включает следующие блоки:

национальная денежная система как источник государственных инвестиций в эффективные и перспективные бизнес-проекты и средство удовлетворения потребностей национальной экономики в деньгах без инфляции;

налоговая система как инструмент активизации и оптимизации национального производства, максимизации конкурентоспособности продукции национальных производителей и обеспечения бездефицитности госбюджета;

▪ система по созданию в стране условий высоких мотиваций работникам к заинтересованному труду и вовлеченности персонала в процессы повышения эффективности работы своих трудовых коллективов с наибольшей выгодой для предприятий, корпораций, государства, собственников и работников предприятий.

ПРЕИМУЩЕСТВА
Разработки имеют принципиальную новизну и не имеют аналогов.
Любое заинтересованное государство, системно применив их, сможет в течение 9 ‑ 12 месяцев вывести свою страну из-под влияния условий мирового финансово-экономического кризиса, организовать безинфляционное развитие национальной экономики с ростом числа рабочих мест, создать в стране условия высоких мотиваций населению к труду, предпринимательству, сбережениям и инвестициям, обеспечить бездефицитный госбюджет, рациональные темпы экономического роста, с устранением в производстве антагонистических противоречий и удовлетворением всех слоев общества реальной динамикой роста их уровня жизни.

Выявлены механизмы современного мирового финансово-экономического кризиса, роста кредитных долгов, инфляции, безработицы, цен. Разработаны имитационные модели, показывающие, как действуют эти механизмы в экономике, ведя к углублению кризиса в каждой из стран. Разработаны методы преодоления кризисных явлений и субстратной оптимизации производственных отношений в экономике любой страны (http://dovgel.com/zenyi.htm).

Накоплен, научно обоснован и оптимизирован уникальный опыт разработки и внедрения систем высоких мотиваций для работников на предприятиях. Разработан метод изучения и измерения вовлеченности персонала в процессы повышения эффективности работы своих трудовых коллективов. Подготовлен семинар для руководителей, экономистов и профкомов предприятий на тему «Теория и опыт по созданию высоких мотиваций работникам к эффективному труду, прибыли и развитию средств производства».

Продумана система мер и правовых норм, необходимых для оптимизации до наивысшего уровня производственных отношений, формирования бездефицитного госбюджета, устранения экономических причин преступности в любой из стран с учетом их специфики, традиций, верований.

Подготовлена программа учебного курса на 20 учебных часов, планы лекций и тексты докладов, видеоролик (на 1 час) для специалистов предприятий.

Реализация разработок возможна по следующей схеме:

1. Контакт заинтересованных с разработчиками проекта. Совместная организация в г. Минске (или же дистанционно посредством видеосвязи, на русском языке с возможностью синхронных переводов) и представление заинтересованной аудитории базисного доклада «Механизмы мирового финансово-экономического кризиса и алгоритмы выхода из него Беларуси, Украины, России и любой иной страны» с наглядной демонстрацией на математических (имитационных) моделях механизмов кризиса и механизмов будущего экономического роста.
План базисного доклада см. в конце страницы.
Для полной версии доклада необходимо 2 часа. В целях предварительного ознакомления
основные положения доклада могут быть представлены в кратком изложении за 40 минут.

Тезисы доклада в самом кратком объеме (6 стр. + 4 стр. ответы на вопросы) в виде главы из книги профессора Румянцева А.А. «Теория и практика субстратной оптимизации систем и процессов управления», уже опубликованной издательством LAMBERT Academic Publishing (Германия), представлены Основные положения доклада в более полном объеме (30 стр.) см. http://dovgel.com/zenyi.htm .

2. Организация совместно заинтересованными сторонами и разработчиками проекта занятий в г. Минске (или же дистанционно посредством видеосвязи на русском языке с возможностью синхронных переводов) для руководителей и специалистов органов госуправления, корпораций, предприятий по изучению учебного курса «Проблемы современной экономики и пути их оптимального решения в любой стране» объемом на 20 учебных часов (по 2 часа в день, с дополнительными занятиями при необходимости);

3. Подготовка по итогам занятий специалистами заинтересованных государств к зачету по изученному курсу концепций совершенствования действующих в их стране нормативных правовых актов, а также планов по реализации разработанных концепций с целью субстратной оптимизации в своей стране производственных отношений на всех уровнях национального производства;

4. Консультирование разработчиками проекта специалистов органов госуправления, корпораций, организаций, прошедших обучение по пунктам 2 и 3, в вопросах практической реализации разработанных ими концепций совершенствования действующих в их стране нормативных правовых актов, внедрения субстратно-оптимальных решений в экономику их реальных объектов. Проведение экономических экспериментов различного масштаба (предприятие, населенный пункт, район, отрасль производства) в любой из стран, для предварительной проверки эффективности и оптимизации разработанных мер.

Проект на начальном этапе требует информационной поддержки. В остальном же он рассчитан на полную самоокупаемость, самофинансирование, получение в любом из государств достаточных доходов на его саморазвитие с должной прибылью для инвесторов. Источником доходов будут заказы на внедрение субстратно-оптимальных решений в экономику государств, корпораций, организаций и отчисления заказчиков по договорам от экономического эффекта при внедрении проектов в экономику их объектов.
----------------


ПЛАН БАЗИСНОГО ДОКЛАДА
«Механизмы мирового финансово-экономического кризиса и алгоритмы выхода из него Беларуси, Украины, России и любой иной страны»
(необходимое время – 120 минут)

I. Доклад с раскрытием вопросов:

ВСТУПЛЕНИЕ. «Думать – самая трудная работа из всех существующих – поэтому так мало людей занимаются ею» (Генри Форд).
Думать – это значит ДЕЛАТЬ ЧТО И КАК ИМЕННО?
Суть методологии субстратной оптимизации экономических систем и управления ими.

1. О типичных проблемах в экономике стран СНГ и других стран
(показ общих проблем на статистических примерах Республики Беларусь).
1.1. Инфляция национальных денег. Суть явления и в чем его неверно понимают.
1.2.«Модель-инфляция-экспорт». За счет чего девальвация, инфляция национальных денег временно повышают конкурентоспособность национальных экспортеров и механизм закономерного падения их конкурентоспособности в дальнейшем.
1.3.Показ истинного масштаба роста цен в мире и СНГ.

2. Причина и экономические механизмы мирового валютно-финансового и долгового кризиса, инфляции, роста цен…
2.1. Суть причины мирового кризиса (модель механизма).
2.2. Механизм обесценения денег, демонетизации и долларизации экономик, роста цен.
2.3. Сравнение количества национальных денег к ВВП и на душу населения в СНГ с тем, что имеют к ВВП и на душу населения страны с высоким уровнем доходов населения (Япония, Англия, Швейцария и др. – графики сравнения).

3. Слагаемые закономерно снижающейся в настоящее время конкурентоспособности товаров из стран СНГ в зоне влияния ВТО.
3.1.Показ всеобщих тенденций в кредитно-денежных системах (модель 1).
3.2.Показ принципиальной невозможности роста на кредитных схемах (модель 2).
3.3.Показ принципиальной ошибки в налоговых системах (схема 3).
3.4.Показ нерациональности условий в странах СНГ (схема 4) для инвесторов, работников и государств в сравнении с передовыми странами.
●Показ негативных тенденций в экономике стран СНГ, если не оптимизировать систему денежно-кредитных, налоговых и мотивационных отношений.

4. Как рационально, без общественных противоречий трансформировать экономику в любой из стран из ее современного состояния в субстратно оптимальное.
●как оптимизировать национальную денежную систему в стране;
●как изыскать достаточный национальный источник для инвестиций, оптимизировать налоги в стране, обеспечить освоение эффективных научных разработок, высокую конкурентоспособность национальных экспортеров и бездефицитный госбюджет;
●как создать оптимальные для общества и государства условия высоких мотиваций населению к сбережению средств, инвестициям, предпринимательству; работникам – к эффективному труду, прибыли и развитию средств производства; решить проблему надежного источника для трудовых пенсий, не повышая пенсионный возраст;
●алгоритм внедрения и последовательного расширения внутрихозяйственного хозрасчета на предприятиях в условиях общественно целесообразных мотиваций для работников.
4.1.Пути, ресурсы и время для практической реализации концепции и разработок.

4.2.Обоснование целесообразности для стран СНГ создания общей валюты СНГ.
4.3.Как оптимально создать общую (не единую!) валюту СНГ (при сохранении и стабилизаци всех национальных валют) и выйти из финансово-экономического кризиса всей территорией СНГ.

II. Полные и доказательные ответы разработчиков на вопросы
по докладу до их полного исчерпания.

Урок географии в 9 классе.

Тема урока:«Россия в современной мировой экономике».

Цели и задачи:

Образовательные.

Вскрыть особенности постиндустриальной стадии развития. Дать понятия центра и периферии, полупериферии мирового хозяйства. Показать пути развития России в обозримой перспективе.

Развивающие:

Содействовать формированию общеучебных умений и навыков работы с учебником, картой,классификации и систематизации информации. Обеспечить развитие информационной и коммуникативной культуры учащихся. Помочь учащимся осознать социальную, практическую значимость нового материала.

Воспитательные:

Способствовать формированию целостного мировоззрения.Поощрять самостоятельный подход к приобретению знаний,пользоваться различными источниками знаний, учить выступать с сообщениями, воспитывать уважение и внимание к выступлениям одноклассников. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию и саморазвитию. Прививать чувство любви к родине.

Предметные результаты: знать определения терминов по теме урока. Уметь обсуждать важнейшие социально- экономические проблемы России и возможные сценарии ее инновационного развития.

Тип урока: комбинированный.

К уроку учащиеся получили предварительные задания, одно из которых продумать пути выхода из экономического кризиса.

Межпредметные связи: география - история, география - обществознание, география - физика.

Оборудование: учебник В. П.Дронов, В.Я. Ром «География России население и хозяйство.» Дрофа 2012 г. Политическая карта мира. Материалы газет и журналов. Материалы опережающих заданий.

Ход урока:

1. Краткое повторение пройденного .

Что такое хозяйство России? Что такое отрасль хозяйства? Привести примеры.

На какие сферы делится хозяйство России? В чем различие между сферами? Назвать ведущие отрасли в каждой из них. Что такое МОК? Ваши примеры.

Назвать 3 сектора экономики.

  1. Работа по теме урока.

Актуализация знаний. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу.

На данном уроке предстоит определить место России в мировой экономике.

Вступление.

Чтобы определить роль и место России в экономике мира, необходимо знать, что хозяйство развивается не по прямой линии, а проходит взлеты и падения, похожие на волны. Эту периодичность или цикличность экономики обосновал русский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев.(1892 - погиб от репрессий в 1938 году). Суть теории больших циклов заключается в том, что каждый цикл имеет период подъема волны, когда формируется новый технологический уклад. Затем спад волны - спад производства, депрессия, кризис. Каждый цикл примерно 50 лет.

Сообщение учащегося.

В 70-80 годы в мире сформировались центры мирового хозяйства. (рисунок 23 стр. 55 учебника). Это США, страны Европейского союза, Япония. Эти страны к концу 80 годов прошли кризисы, осуществили переход к ресурсосберегающим технологиям. В настоящее время экономически развитые страны переходят к следующему циклу, который называют по- разному: «информационная экономика», «технотронная эра», а чаще всего -» постиндустриальная стадия».На постиндустриальной стадии движущей силой и в то же время ресурсом становятся знания, интеллект, а целью - не количество производимых товаров и благ, а их качество, улучшающее качество жизни. Сегодня центры мирового хозяйства - США, ведущие страны Европы, Япония (показ по карте) определяют ход развития мировой экономики. Вокруг них огромная периферия - беднейшие страны. Для развития они используют внешние кредиты, у них остры экономические, социальные, экологические проблемы, часто возникают вооруженные конфликты. Это страны с высокими демографическими показателями. Таким образом на периферию накладываются все трудности развития человечества.

Россия находится в положении полупериферии. Она в целом прошла стадию индустриализации, за исключением окраин.(Калмыкия, Тыва, Чукотка)(показ по карте) . Она имеет большой научно-технический потенциал, значительные мощности военно- промышленного комплекса, в которых разработаны новейшие технологии. Этот потенциал может быть использован. У России богатейшие природные ресурсы. В России уже сформировались отдельные ядра, экономика которых вступает в постиндустриальную стадию развития. Это Московская, Санкт- Петербургская, Новосибирская(показ по карте) и ряд других агломераций, где формируются технопарки и технополисы. Вывод: Россия, находясь на полупериферии, имеет возможность войти в информационную цивилизацию с новым технологическим укладом. Пути: экспортная направленность сегодняшней экономики должна быть использована для накопления средств с целью коренной реконструкции экономики. Инновационная перестройка хозяйства. Особое внимание современным отраслям с наукоемкой продукцией.

Вопросы промежуточного контроля:

В чем отличие доиндустриального, индустриального, постиндустриального этапов развития хозяйства?

Одинаково ли разные этапы проходят в разных частях страны?

Какие территории страны послужат локомотивом при переходе к постиндустриальной экономике всей страны?

Сообщение учащегося на тему: «Социально-экономические недостатки развития хозяйства страны».

В настоящее время, к сожалению, Россия находится в глубоком кризисе, едва оправившись от кризиса 2008-2009 годов. Наблюдается падение курса рубля, нет роста экономики, низкие цены на нефть, санкции западных стран. Развитию страны мешают такие факторы как теневая экономика, неконкурентноспособность некоторых товаров, не комплексное использование сырья, монополизация экономики, диспропорции в развитии по регионам, милитаризация хозяйства, слабое развитие малого и среднего бизнеса, коррупция. Все эти недостатки необходимо преодолеть в самое ближайшее время.

Предложи свой проект выхода страны из кризиса.

1. В книге «Унесенные ветром» Скарлетт - главная героиня, которая жила во время гражданской войны в США, поняла, что после войны потребуется восстанавливать дома и будет спрос на пиломатериалы и открыла лесопильное предприятие. У нас в стране, где огромные лесные ресурсы, надо активнее развивать глубокую переработку древесины, производство других строительных материалов, строить дешевые дома. Будут так создаваться рабочие места. Будут заказы у транспортников. Строительство подтолкнет к развитию многие отрасли. Люди получат жилье.

2. Люди у нас в стране малоактивны. Я читала в газете как почти наши ровесники стали миллионерами. Один открыл мини- гостиницу с 2-3 постояльцами в одной комнате за маленькую плату. Пользуется спросом. Другая организовала быструю заморозку овощей. Девушка открыла прачечную в студенческом общежитии - доход около 3 миллионов рублей в год. Еще молодой человек наладил продажу тревожных кнопок для одиноких, больных, пожилых людей. Всем надо учиться добывать полезную информацию, получать знания, быть активными, добиваться цели.

3. Сейчас все большее число россиян стремятся жить в частных домовладениях с приусадебными участками. Много садоводческих хозяйств, много людей живет в селах и деревнях. Все выращивают овощи, фрукты. Потребляют сами,делятся с другими, но все равно много остается излишков. Их можно было бы сдавать на перерабатывающие предприятия, но их нет. Поэтому яблоки и сливы гниют под деревьями, а мы покупаем импортные компоты, джемы, соки, сухофрукты. Это не по хозяйски. Нужны кредиты под низкие проценты и тогда переработкой займутся малые предприятия, а своими налогами они пополнят казну страны.

4. Считаю, что страна должна больше денег тратить на развитие науки. Больше лабораторий, лучшее их оснащение. Тогда из страны не будут уезжать те, кого она подготовила. В сегодняшнем мире знания востребованы как никогда. Через развитие науки, информации Россия укрепит свои позиции среди экономик мира. На этом выводе можно поставить точку в нашей теме урока.

  1. Итог урока.

Объявление оценок. Используя технику «Светофор»учащиеся оценивают свое участие в материале урока, как он усвоен и много ли времени потребуется дома для его закрепления.

4. Домашнее задание: § 12.

"Второй волны банковского кризиса мы не опасаемся - в отличие от второй волны, связанной с оттоком умов из России", - заявил журналистам вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов.

Речь шла о том, какие "подводные камни" ждут Россию на пути к технологической модернизации. Один из них - кадры, которым будет по силам совершить технологический прорыв. Как известно, сообщество российских экономистов, работающих в институтах Российской академии наук, вузах и аналитических центрах, создали в этом году Новую экономическую ассоциацию (НЭА). И теперь готовятся провести Первый российский экономический конгресс. Он состоится с 7 по 12 декабря 2009 года в МГУ имени М.В. Ломоносова.

"Для участия в первом экономическом конгрессе уже зарегистрировалось почти 1300 представителей. В том числе они готовы представить 1025 докладов. В программе конгресса - 24 "круглых стола", более 60 секций по актуальным проблемам российской экономики, 15 тематических конференций, включая специальную - "Мировой экономический кризис". На ней презентуют 13 проектов. И каждый коллектив выскажет в них свое представление о сути кризиса и выходе из него России. Ученые уверены, что, объединившись, экономисты помогут власти принимать научно обоснованные решения.

"После конца социализма одни наши экономисты слепо ударились в западные теории, другие, наоборот, в самобытность и свою собственную дорогу, - обрисовал ситуацию директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. - Появились экономические колдуны, запугивающие всяческими экономическими катастрофами". Ученый считает, что от деятельности множества мелких сепаратных экономических школ и направлений, зачастую бросающихся в крайности и нелепости, страдала наука, а потом - в первую очередь качество экономических экспертиз. Конгресс, по его словам, поможет восстановить "статус экономического мышления", рационализировать поиски ответов на злободневные вопросы.

Это своего рода инвентаризация идей, которые накопились в многочисленных аналитических центрах, что также позволит, по мнению организаторов, изменить процесс подготовки экономистов в стране. Как сказал Руслан Гринберг, разные экономические вузы сегодня буквально штампуют дипломы экономистов.

Еще один совет российским экономическим властям дал директор Центрального экономико-математического института Валерий Макаров. В России, по его мнению, надо создавать проектную экономику, когда государство будет заботиться не столько о госкомпаниях и малом бизнесе, сколько о комплексных мегапроектах, которые могут спасти страну от кризиса.

Мир вступил в период сильнейшей геополитической турбулентности. Над планетой нависла угроза небывалого цивилизационного противостояния. От мировых лидеров зависит, какой будет история человечества в ближайшие годы – омраченной войнами или все-таки тяга к мирному развитию окажется сильнее. При этом немногие страны мира могут предложить свой вариант выхода из кризиса. Одна из них Казахстан, претендующий стать непостоянным членом Совета безопасности ООН на 2017-2018 гг. еще и для того, чтобы легче было реализовать выработанные предложения. Внешнеполитические инициативы Казахстана в условиях глобальных перемен обсудили участники экспертного круглого стола, состоявшегося накануне на историческом факультете МГУ им.М.В. Ломоносова.

Эксперты признали, что Казахстан занимает традиционно активную позицию в международной повестке. «Страна – инициатор и организатор многих важных международных форматов: от ШОС до ОБСЕ, от СВМДА до ОИК, в ходе которых президент Нурсултан Назарбаев выступил с рядом инициатив по решению региональных кризисов. Он также является автором создания Ассамблеи народа Казахстана и Съезда лидеров мировых и традиционных религий», – напомнил руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. И последнее выступление Назарбаева на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, как отметил эксперт, «вызвало определенный отклик в СМИ и в политических кругах».

Напомним, что Назарбаев использовал трибуну ООН для продвижения новых концептов устойчивого мирового развития. Он призвал объединить усилия стран-членов ООН для решения ряда общепланетарных проблем – от разработки наднациональной мировой валюты, отвечающей задачам глобального устойчивого развития, до принятия декларации о создании мира, свободного от ядерного оружия. Более того, Елбасы предложил перевести штаб-квартиру ООН в Азию и преобразовать Экономический и Социальный совет ООН в Глобальный совет развития, куда кроме государств – членов ООН могли бы входить представители и международных финансовых организаций. А также его предложение о ежегодном перечислении каждым государством одного процента от оборонного бюджета в Специальный фонд ООН на Цели устойчивого развития. Есть все основания полагать, что у этих инициатив большое будущее.

Собравшиеся в МГУ эксперты отметили, что, несмотря на то, что не все предложенные инициативы Казахстана удалось реализовать. В этом есть как субъективные, так и объективные причины. Тем не менее, по словам Собянина, «Казахстан обречен по фундаментальным причинам играть более важную роль, чем он играл в советское время или даже сейчас, когда мы привыкли в нем видеть более динамичного в экономическом смысле второго такого же верного союзника одного из двух главных евразийских союзников». Он считает наиболее значимой инициативу Назарбаева об евразийстве, которую удалось реализовать – в 2015 году стартовал проект по созданию Евразийского экономического союза. А вот реализация идеи Большой Евразии, с которой президент Назарбаев выступил на упомянутой сессии Генассамблеи ООН, вызывает у экспертов сомнения.

Впрочем, как считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, Казахстан может сыграть роль некоего «стабилизатора» в отношениях между Россией и Западом, какими были в период холодной войты Франция и ФРГ. «Действия Франции и ФРГ называли «разрядкой» в отношениях великих держав. Вот в этой логике мне бы хотелось рассматривать инициативы Казахстана. Не просто, как самостоятельные инициативы, а как тот рычаг, который может с позиции третьего угла треугольника повлиять на ситуацию», – сказал Журавлев. При этом эксперт отметил, что даже если все инициативы не всегда доходят до конца, то они «создают кредитную историю». По его мнению, важно то, что Казахстан и лично Назарбаев обладают авторитетом. «Даже, несмотря на то, что Казахстан – это не самая мощная экономки, не самая мощная армия, его авторитет велик. Возможно, несравнимо больше, чем та экономическая мощь, которой обладает иное государство», – отметил Журавлев.

Эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов поддержал коллегу, сказав, что Казахстан, «учитывая всего лишь 25-летнюю историю независимой государственности (16 декабря отметим эту дату) вполне состоявшееся государство, более того, в его отношении вполне применимо более лестное определение – региональная держава». «И, конечно же, личность президента Нурсултана Назарбаева, бессменного лидера, утвердившего широко в мире свой авторитет, что сделало хорошо узнаваемой и его страну», – подчеркнул Дубнов. Вместе с тем, он считает, что все имиджевые проекты сегодня отходят на задний план, уступая главному – борьбе с терроризмом и исламским экстримом.

«Именно здесь Назарбаев может и должен продемонстрировать все свои ресурсы и амбиции регионального лидера одного из самых опасных районов мира. И здесь не помогут ссылки на значение центра мировых религий, которым хочет выглядеть Астана, – сегодня это не более, чем риторические упражнения. Кажется, действительно пора создавать форум исламских авторитетов, которые бы могли говорить от имени мировой исламской уммы, чтобы назвать вещи своими именами: ИГИЛ – это жуткое извращение ислама, а лидеры ИГИЛ (организация запрещенная в РФ и ряде других стран) должны быть прокляты от имени этого мирового исламского форума», – считает эксперт. По словам Дубнова, возможно, эта задача выглядит наивной, но только Назарбаеву она может оказаться по плечу, «если он стремится остаться в современной истории миротворцем».

«Есть еще одна роль Казахстана и его лидера, которая крайне востребована может быть уже сегодня – это консолидация усилий стран Центральной Азии по противостоянию угрозам из Афганистана, что становится крайне актуальным в самое ближайшее время. Я вижу такую необходимость тем больше, чем более явно наблюдается тенденция отторжения некоторыми странами региона предложений о такой помощи со стороны России… из-за опасений, связанных с утратой части суверенитета в результате усиления российского военного присутствия в регионе. Такая работа требует тонкой дипломатической настройки», – подчеркнул Дубнов.

Станислав Притчин, научный сотрудник Института востоковедения РАН, оценивая эффективность дипломатии Казахстана, отметил ее достаточно высокий уровень. «Те задачи, которые ставит перед МИДом президент Нурсултан Назарбаев, как правило, реализуются. Так было с председательством республики в ОБСЕ в 2010 году и проведением первого за многие годы саммита этой организации. Другой вопрос связан с Сирией. Казахстан на всех уровнях признается ближайшим российским союзником и стратегическим партнером России на международной арене. Также как и Москва, Астана признает ИГИЛ вызовом для Казахстана даже в силу того, что многие казахстанцы отправляются сражаться на стороне исламистов. В такой ситуации не совсем понятна позиция Астаны, которая до сих пор официально не поддержала операцию в Сирии, которая, во-первых, направлена против общей для всех угрозы, а во-вторых, проходит строго в рамках юридических норм и не противоречит международному праву», – сказал Притчин.

Тему ИГИЛ продолжил заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин, который отметил, что все называемые цифры, граждан уехавших на войну в Сирию или Ирак из стран ЦА относительны. Они не представляют опасности для региона и даже при той ограниченности ресурса у всех стран ЦА, собственного потенциала спецслужб, чтобы нейтрализовать эти вызовы хватит вполне. По мнению Грозина, для Казахстана одним из вызовов могут стать экономические потрясения, которые создают очень серьезный элемент риска для внутренней социальной стабильности, для сохранения единства элиты и единства общества. По его словам, именно ухудшение экономического положения, на которое влияние руководства Казахстана ограничено, и есть главный вызов. «Это не ИГИЛ, а мировая конъектура на сырьевых рынках создает ситуацию, при которой Астане придется решать в оперативном порядке сложные задачи и реагировать на большие риски», – сказал Грозин.

Экономические риски оценила главный научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Аза Мигранян, которая напомнила, что Нурсултан Назарбаев открыто предупредил общество о надвигающемся экономическом кризисе. В Астане предприняли меры для смягчения последствий. По ее словам, Казахстан отличается от всех постсоветских стран комплексностью стратегий и целей движения в экономике. В республике реализуется две программы «Нурлы жол» (Светлый путь) и План нации «Пять институциональных реформ». По ее мнению, равномерно позиционируя и выравнивая отношения в экономической сфере со многими партнерами, у Казахстана не изменилось качество экономики, ее структура, и ее конкурентоспособность будет базироваться на экспорте энергоресурсов. Казахстан обречен существовать в тех условиях, и участвовать в той борьбе, которые существуют сегодня. Поэтому Казахстану придется активизировать свои политические инициативы. Долго оставаться нейтральным по многим вопросам геополитики Астане не удастся. Вопросы многовекторности Казахстана можно использовать через партнерство в ЕАЭС, как тот экономический мостик, где можно было бы смягчать падения и увеличивать достижения, подчеркнула Мигранян.

Новое на сайте

>

Самое популярное