Домой Банки Проблемы африки. Геополитические проблемы африки

Проблемы африки. Геополитические проблемы африки

Проблемы экономических систем

Проблемы развития экономической системы стоят достаточно остро на сегодняшний день, но если разработать грамотные мероприятия по повышению экономического потенциала государства и грамотно преподнести эту информацию как правительству, так и населению, то вполне можно значительно расширить экономический потенциал страны и как следствие экономический уровень развития.

К основным системам экономики, в которых кроются экономические проблемы можно отнести:

  • Экономическая система традиционного характера представляет собой целый сборник постулатов и традиций, на основании которого принимаются все решения экономического характера. Например, любую экономическую проблему в данном случае можно решить, опираясь на опыт и традиционную схему решения данной проблемы, которую опробовал ни один предприниматель. Такая хозяйственная система имеет свои определенные недостатки, например, решение экономических проблем, будет достаточно длительным, так как слабо используются новые технологии и инновации, что тормозит развитие предпринимательской деятельности;
  • Экономическая система рыночного характера представляет собой саморегулирующийся механизм, в основу которого положено произвольное рыночное формирование экономических отношений. В данном случае, надо сказать, что ни государство, ни общество не вмешивается в сами экономические проблемы, возникающие внутри рынка, эти проблемы разрешаются сами собой по средствам обмена, потребления, спроса и предложения и т.д.;
  • Экономическая система административного характера построена на централизованном управлении личностного характера. В данной система центр управления сосредоточен в единых руках, также здесь определяются основные направления развития системы, строятся прогнозы и разрабатываются планы и стратегии. Такие экономические вопросы как: что производить на рынок, кто будет целевой аудиторией производимого продукта, решается по средствам выполнения намеченных программ и концепций.

Характеристика Африки

Африка - это большой материк, поделенный на множество мини – государств.

Замечание 1

Надо отметить, что весь материк – это слабо развивающиеся страны, имеющие множество экономических, социальных, трудовых, экологических проблем.

Такое большое количество государств на одном материке, которые образовались после того, как распалась колониальная империя Великобритании, предположительно усложняют жизнь в Африке. Разные подходы в ведении хозяйства, разные политические, экономические и социальные взгляды вносят разлад между государствами.

Африка представляет собой географическую зону, где слишком мало пресной воды, много солнечных и жарких дней в году, технический и научный прогресс до этого континента просто не дошел. Большая численность населения в совокупности с низким уровнем жизни порождает множество проблем.

Основными причинами «отсталости» государств Африки от других стран мира послужило:

  • Долгое колониальное рабство. Народы Африки слишком долго находились во власти развитых стран мира, прежде все, Великобритании, Франции, Португалии и др. Это повлияло на слабое интеллектуальное развитие нации в целом. В современном мире – интеллект – это главное оружие в борьбе «за выживание»;
  • Слабый опыт существования в независимых условиях. Когда Африка отсоединилась от стран – колонистов, народ стал создавать собственные отдельные государства и общины, но ввиду слишком малого опыта в этой сфере развитие этих стран происходит очень медленно;
  • Отсутствие собственного капитала для создания общественных благ. После освобождения Африка начала новую политическую и экономическую деятельность, но строить ее было не на чем, так как финансирования и поддержки эти страны не получали, ввиду этого очень низкий уровень существования.

Итак, в Африке сложилась и продолжается по сегодняшний день сложная экономическая, политическая, социальная и др. ситуация, разрешение такой ситуации требует слишком длительного времени и больших инвестиций.

Экономические проблемы Африки

Экономических проблем в Африке более чем достаточно, их даже сложно перечислить, особенно в разрезе каждого государства в отдельности. Надо отметить, что в основе глобальных экономических проблем Африки лежат различные политические взгляды государств на общее развитие материка. Нестабильность политической обстановки также ухудшает экономическое состояние в целом и государств в отдельности.

Так, к основным экономическим проблемам Африки можно отнести:

  1. Мало экономических ресурсов. Африка богата песком, есть небольшие месторождения полезных ископаемых, но этого недостаточно для того, чтобы жить «хорошо». Африка с точки зрения ресурсов не интересна другим странам, а прежде всего, из-за отсутствия пресной воды и плодородного сельского хозяйства. Чтобы начать инвестиционную деятельность на территории этого материка, необходимо сначала обеспечить себя ресурсами первой необходимости, которых и так нехватка у местного населения;
  2. Практически отсутствие производства на территории материка. В Африке почти отсутствует промышленное производство, основными причинами этого стало: мало ресурсов, нет финансирования, тяжелые условия климата и т.д.;
  3. Слабое сельское хозяйство. Из-за тяжелых климатических условий сельское хозяйство Африки очень слабое, долгие засухи убивают урожай, также нет возможности использовать новые технологии в рамках сельского хозяйства. Все это приводит к экономическому кризису: нечем торговать на рынке, нечем кормить население.

Замечание 2

Некоторые страны мира пытаются помочь государствам Африки, но эта помощь не столь большая, чтобы поднять экономику материка в целом и его жителей.

Отдельные страны Африки нашли свою нишу на рынке и развиваются в экономическом плане лучше остальных, например: ЮАР, Египет, Тунис и др. Так, Египет и Тунис живут за счет туризма.

Таким образом, экономические проблемы Африки слишком серьезные, их разрешение требует усилий не только от государств материка, но и от всего мира, необходимо налаживать торгово – экономические связи, осуществлять программы поддержки и кредитования и т.д.

5. Основные экологические проблемы в Африке:

Африканский регион включает все 53 страны континента.

Богат природными ресурсами, однако является наименее развитым в экономическом плане регионом.

Наиболее уязвимый с экологической точки зрения регион: в результате опустынивания сокращается производительность и ставится под угрозу продовольственная безопасность; в результате обезлесения сокращается экономическое и природное геологическое разнообразие.

Имеет наибольшую площадь засушливых районов по сравнению с другими континентами; социально-экономические и культурные условия при быстром росте населения угрожают многим хрупким экосистемам.

Не обладает достаточным институциональным и финансовым потенциалом для решения экологических проблем.

· Деградация почв;

· Защита и устойчивое использование лесов;

· Рациональное использование биоразнообразия;

· Ограниченность водных ресурсов и их рациональное использование;

· Загрязнение пресных вод, городских, прибрежных и морских районов

· Засуха и изменение климата;

· Влияние роста населения на состояние природных ресурсов и городских районов.

Во многих африканских странах охране диких животных и интересных природных комплексов (лесов, саванн) придается большое значение:
1) Проведено лесонасаждения (1973 – 1993гг). В Алжире был создан грандиозный проект - вырастить на пути Сахары зеленую стену из 7 млрд. деревьев. Лесозащитная полоса протянулась на 1500км, шириной в 20 км. На пути пустыни высаживают разные деревья: финиковую пальму, которая растет при температуре от + 50 до - 14º С, которая растет на любой почве; теплолюбивую акацию, вечнозеленый жестколистный австралийский эвкалипт.
2) Африканцы любят свою природу, бережно к ней относятся, стараются сохранить ее уникальность и неповторимость. С этой целью на территории Африки созданы заповедники и национальные парки, заказники для сохранения и защиты животных и растений материка. В Эфиопии – Сымен в горах, в Танзании- Серенгети, в Кении – Цаво, в ЮАР –Крюгер и др.
Заповедники и национальные парки на материке занимают большие площади, их общее количество – около 400. (Сообщение).
3)В Республике Мали с 1986г. действует Закон леса: «Граждане, которые произведут выжигание леса – тюремное заключение до 2-х лет или крупный штраф».
3)В Республике Нигер ежегодно проводится праздник – День дерева, в этот день все сажают деревья.
4)ООН принят документ «Остановить наступление пустыни».
Проблема наступления пустыни остается на сегодня еще открытой. Необходимо правительству всех стран Африки провести совместную конференцию, где рассмотреть причины наступления пустыни на континенте и принять более радикальные меры по ее решению. Только вместе всем странам Африки можно решить эту глобальную проблему человечества.

Доклад эксперта:

«Продовольственная проблема

Тропической Африки»
Содержание

Введение. 3

1. Современное состояние продовольственной проблемы Тропической Африки. 5

1.1. Тропическая Африка - современный «полюс голода» на планете. 5

1.2. Причины затяжного продовольственного кризиса Тропической Африки. 7

2. Роль ООН и мирового сообщества в решении продовольственной проблемы Тропической Африки 12

2.3. Политическая Деларация о потребностях Африки в области развития……….

2.4. Право на питание. Система социальной защиты .. 18

2.5. Доклад института Worldwatch «Состояние мира 2011». 21

Заключение. 24

Список литературы.. 26

Введение

Продовольственная проблема – фундаментальная глобальная проблема, стоящая перед мировым сообществом. Она оказывает пагубное влияние на экономику, социальные отношения, политику, культуру; так как она непосредственно воздействует на такие основополагающие характеристики жизни любого человека, как состояние здоровья и уровень качества жизни.

То обстоятельство, что наиболее остро продовольственная проблема осталась характерна прежде всего для третьего мира, не делает проблему менее актуальной по отношению к высокоразвитым государствам. Неспособность большинства беднейших стран решить проблему нехватки продовольственных ресурсов сделала данную проблему общечеловеческой, превратив ее в одну из болевых точек мировой повестки дня. Важнейшей инициативой на мировом уровне стал саммит ООН в Нью-Йорке, сформулировавший в 2000 году «Цели развития тысячелетия». Именно тогда одно из первых мест в списке задач, которые человечество должно решить к 2015 году, заняло сокращение в два раза числа нищих и голодающих людей в мире по сравнению с 1990 годом.

Сегодня в мире насчитывается 925 миллионов голодающих. В процентном выражении больше всего голодающих живет в странах Африки к югу от Сахары.

Безусловно, одним из важнейших факторов, влияющих на динамику численности голодающих, является состояние мировой экономики. Финансово-экономический кризис 2008 года не повернул вспять положительную тенденцию сокращения бедности и голодающих людей по всему миру, но создал значительные трудности для реализации этой тенденции.

Однако важно отметить, что до начала кризиса преобладающей тенденцией в динамике абсолютной бедности было ее устойчивое снижение везде, кроме Африки южнее Сахары.

В связи с этим я считаю, что главным «полюсом голода» на сегодняшний день является – именно, Тропическая Африка. Так как здесь наблюдается продолжительная стагнация в вопросе обеспечения населения продовольственными ресурсами. Рост запасов данного региона не успевает за ростом численности населения, и весь этот процесс ведет к крупнейшей гуманитарной катастрофе 21 века.

На земном шаре сегодня недоедающих и голодающих больше, чем когда-либо раньше, и это несмотря на то, что в мире на душу населения производится больше продовольствия, чем когда бы то ни было в истории человечества. Однако глобальная проблема недоедания и голода не сводится только к дефициту продовольствия, она «насквозь» пронизана политикой, теснейшим образом связана с экономикой и различными сферами общественной жизни.

Глобальное звучание продовольственной проблеме придает и тот факт, что отдельным государствам такого отсталого региона как Тропическая Африка ее решения невозможно добиться порознь, необходимы совместные усилия: 1) стран голодающих; 2) стран, стремящихся достичь полного и гармоничного рациона питания, и 3) стран, достигших изобилия продовольствия и вынужденных даже «бороться» как с излишками пищевых продуктов, так и с избыточным их потреблением и связанными с этим болезнями. Как и многие другие глобальные проблемы, продовольственная значительно сдерживает дальнейшее развитие цивилизации.

Решить продовольственную проблему Тропической Африки и всего мира возможно только при условии, что все мировое сообществу объединится против этого страшного недуга 21 века, и будет действовать решительно и сообща!

1. Современное состояние продовольственной проблемы Тропической Африки

1.1. Тропическая Африка - современный «полюс голода» на планете

Тропическая Африка - современный «полюс голода» на планете. Продовольственное положение здесь оценивается специалистами как критическое. Ситуация осложняется тем, что около основная часть ее жителей проживают за чертой бедности. Это обстоятельство, углубляющиеся экологические и энергетические трудности, высокие темпы демографического прироста обусловливают затяжной, хронический характер продовольственного кризиса. Об этом свидетельствуют как участившиеся вспышки массового голода в отдельных странах, так и постоянное расширение ареалов его распространения вплоть до образования стабильных «зон голода»: в пределах Сахеля на северовостоке и юге Африки. При этом парадоксом выглядит тот факт, что 2/з населения континента занято в сфере сельского хозяйства.

Наиболее неблагоприятное положение сложилось в странах аридных и семиаридных областей, занятых сухими саваннами и полупустынями. На этих территориях, отличающихся чрезвычайно низким агроприродным потенциалом, повышенной хрупкостью и пониженной «эластичностью» экосистем, темпы роста населения примерно в 2 раза опережают производство продовольствия, что приводит к резкому снижению подушевого показателя производства продуктов питания. По данным ООН серьезную нехватку продуктов питания испытывают 26 африканских государств, т. е. примерно половина стран континента. К ним относились в частности: БуркинаФасо, ГвинеяБисау, Нигер, Бенин, Чад, Гамбия, Гана, Гвинея, Мали, Мавритания, Сенегал, Того, Центральноафриканская Республика, Эфиопия, Сомали, Уганда, Танзания, Ангола, Ботсвана, Лесото, Мозамбик, Замбия, Зимбабве и др.

Особенно большие человеческие жертвы принесли небывалые засухи в 80е годы в странах суданосахельской зоны. Сегодня ясно, что сахельская трагедия не исчерпывается природными катаклизмами. Есть основания утверждать, что еще задолго до начала трагедии сахельские страны уже вступили в полосу экологического кризиса, практически всецело обусловленного социально-экономическими факторами. Особенно зловещую роль сыграли сведение скудной древесной растительности и перевыпас скота. Кризис мог бы идти медленнее, но крайне неблагоприятные климатические условия внезапно обострили его. Сегодня продовольственный кризис для стран Тропической Африки стал экономическим явлением, которое протекает в этом регионе уже долгие годы, и решить данную проблему чрезвычайно сложно.

Анализируя продовольственную ситуацию в странах Африки, нельзя абстрагироваться от социальной и имущественной структуры местного населения. По многочисленным данным, узкий элитарный слой, охватывающий только 5% местного населения, присваивает здесь более 1/з национального дохода , равно как и львиную долю продовольственной помощи, поступаемой извне. Существует также значительный разрыв в характере и уровне питания между городскими и сельскими жителями и даже между членами отдельных семей.

Одно из последствий массового голода в странах Тропической Африки - образование крупных миграционных потоков беженцев, нередко пересекающих национальные границы. Наибольшее число беженцев приходится на сахельскую зону и соседние с ней страны.

Также стоит обратить внимание на структуру питания стран Тропической Африки. В питании населения, как правило, всегда доминирует один какой-либо продукт, что придает рациону однообразный характер и негативно сказывается на общем состоянии здоровья африканского населения.

Для зоны саванн и Сахеля в Африке наиболее характерны просяные культуры (в первую очередь сорго), дающие до 40- 50% калорий. Однако общепризнано, что они не способны поддерживать продовольственный баланс, ибо в неурожайные годы голод приобретает массовый характер. В пищевом рационе жителей лесной зоны африканского континента преобладают клубнеплоды - ямс, маниок (кассава), батат. Эти культуры дают сравнительно высокие урожаи, однако в местах их возделывания и потребления обычно обнаруживаются недоедание и сильное белковое голодание (в 1 кг батата содержится 1200 килокалорий и лишь 24 г белка).

Недостаточное и неполноценное питание значительной части населения Африки оказывает огромное влияние на биологические и социальные аспекты воспроизводства данного региона, его жизненный тонус, производительность труда и т. п.

Порочный круг «нищета - плохое питание - болезни - низкая производительность труда - нищета», характерный для стран мировой «периферии», ведет к тому, что резко падает трудоспособность занятых в производстве людей, поскольку недоедание обессиливает человека. Болезни и нищета в деревнях вынуждают молодежь уходить в города. В результате сокращаются ресурсы рабочей силы, возрастают темпы урбанизации, точнее псевдоурбанизации. Отсюда и усиливающаяся социальная напряженность, рост преступности, эпидемий, детской смертности.

1.2. Причины затяжного продовольственного кризиса Тропической Африки

Корни продовольственной проблемы слишком глубоки и имеют одновременно исторические, экономические, социально-демографические, политические и природно-климатические аспекты. Попытаемся хотя бы в тезисной форме охарактеризовать главные причины нынешней тяжелой продовольственной ситуации в развивающихся странах Тропической Африки.

1. Проблема голода теснейшим образом взаимосвязана с проблемой отсталости стран Тропической Африки. Подобно другим отраслям материального производства, сельское хозяйство большинства развивающихся стран даже близко не соответствует научному и техническому уровню мировой экономики конца XX в. Оно ведется без использования достаточного количества машин, минеральных удобрений, применения ирригации и т. д. Земледелие, особенно его продовольственный сектор, по-прежнему слабо втянуто в товарно-денежные отношения.

2. Значительное влияние на масштабы голода в современном мире оказывает неконтролируемый рост населения в развивающихся странах.

В Африке, где производство продовольствия переживает стагнацию, население быстро возрастает и период удвоения его численности составляет немногим более 20 лет. И, следовательно, к 2020 году можно ожидать нового удвоения населения континента. В соответствии с теорией Мальтуса в регионе должны активизироваться факторы, ограничивающие демографический рост. И это действительно происходит: нигде в мире нет такого количества межнациональных и гражданских войн и конфликтов, как в Африке, ВИЧ-инфекция и СПИД уносят миллионы жизней, охватывая самое работоспособное население.

В результате эпидемии ВИЧ/СПИДа в странах Африки к югу от Сахары на плечи пожилых людей легла ответственность по уходу за своими собственными больными детьми и воспитанию своих внуков, когда их дети умирали.

Домохозяйства, возглавляемые пожилыми людьми и в которых воспитываются сироты, были отнесены к категории особо уязвимых перед проблемой нехватки продовольствия (Muga and Onyango-Ouma, 2009; Makiwane and Kwizera, 2007; Adato and Bassett, 2008). Эти домашние хозяйства не в состоянии производить продукты питания, поскольку они не располагают рабочей силой и другими

необходимыми средствами, и поэтому среди них отмечаются высокие показатели недоедания.

3. Определенную вину за нынешнюю острую продовольственную ситуацию в развивающемся мире несут бывшие метрополии и транснациональные корпорации. Известно, что в бывших колониях лучшие пахотные земли отводились под плантации экспортных культур, ничего не дававших и мало что дающих сегодня местным жителям. ТНК, владеющие плантациями или контролирующие сбыт выращенной на них продукции, нисколько не облегчают продовольственных затруднений молодых государств.

4. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что страны Тропической Африки занимают крайне невыгодные позиции в рамках международных экономических отношений и в рамках мировой торговли.

5. Самым непосредственным образом на продовольственном положении в развивающихся странах сказываются высокие темпы урбанизации, приводящие не только к простому росту потребностей в товарном продовольствии, но и к качественному изменению рациона питания населения, предъявляя спрос на многие продукты, которые ранее на месте не производились. Городская элита становится все более зависимой от импорта продовольствия из высокоразвитых стран, на что расходуются крупные финансовые средства.

6. Нельзя сбрасывать со счетов и последствия экологических кризисов, особенно почвенной эрозии и опустынивания, которые в немалой степени определяют масштабы недопроизводства сельскохозяйственной продукции в Тропической Африке. Засухи и опустынивание охватили сегодня территории более 30 африканских государств, угрожая голодом примерно 150 млн человек.

В настоящее время практически используется вся или почти вся пригодная для обработки земля. Распахивание новых, менее удобных площадей может привести к удорожанию сельскохозяйственной продукции и (либо) к отрицательным последствиям для окружающей среды, как это уже произошло в зоне нестабильного земледелия, например в ряде стран Африки. Хотя сельскохозяйственные площади все еще увеличиваются, происходит это замедленными темпами, причем рост пахотных земель заметно отстает от расширения сельскохозяйственных угодий. Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), доля сельскохозяйственных земель за последние 30 лет возросла с 33,13 до 35,71% всей суши, а доля пашни - с 10,41 до 11,03%, то есть на доли процента.

Застой в увеличении или стабилизация посевных площадей делают основным направлением роста сельскохозяйственного производства его интенсификацию на основе современных высокотехнологичных систем земледелия.

7. Новые серьезные угрозы для продовольственной безопасности и сектора сельского хозяйства возникают и в связи с изменением климата. Ожидаемые последствия такого изменения особенно опасны для мелких фермеров Тропической Африки, а также для групп населения, и без того уже находящихся в уязвимом положении. засухи и возросшая частотность стихийных бедствий, вызванных изменением климата, еще более обостряют проблему нехватки продовольствия для миллионов африканцев. Пагубные последствия засух и других природных катаклизмов особенно тяжело переживают такие уязвимые группы населения, как пожилые люди и инвалиды, которые не только не располагают материальными активами, но и зачастую не обладают необходимым человеческим капиталом и/или возможностями для адаптации к таким условиям.

8.Мировой финансово – экономический кризис 2008 года не обошел стороной и Тропическую Африку.

Согласной обзору экономического и социального положения в Африке 2010 года, проведенного Экономическим и Социальным Советом, общемировая рецессия отрицательно повлияла на показатели экономической деятельности в Африке в 2009 году, хотя ее последствия оказались менее

серьезными, чем первоначально прогнозировалось.

В результате экономического спада ухудшилось положение дел с занятостью, прежде всего среди уязвимых групп населения. Показатели нищеты либо увеличились, либо оставались высокими.

Общее негативное воздействие экономического кризиса на систему социального обеспечения может помешать достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, в первую очередь целей, касающихся сокращения масштабов нищеты, голода.

Экономическая активность в Тропической Африке снизилась, при этом темпы прироста ВВП сократились с 5,2 процента в 2008 году до 1,8 процента в 2009 году. Например, в Чаде отмечено падение ВВП в результате низкой продуктивности сельскохозяйственного сектора. На фоне сокращения объемов внешнего финансирования растущий дефицит государственных бюджетов все чаще финансировался за счет внутренних источников: либо за счет изъятия государственных депозитов со счетов центрального банка, либо за счет заимствования средств у центральных банков. Страны, принявшие сбалансированные бюджеты , в которых уровень расходов привязан к уровню имеющихся в наличии внутренних и внешних ресурсов, практически не имели пространства для маневра в бюджетно-финансовой сфере, чтобы отреагировать на падение темпов роста.

Еще одна группа населения, которая может оказаться в уязвимом положении в результате любого снижения уровня доходов, состоит из людей, живущих в условиях крайней нищеты. Согласно последним оценкам, доля населения, живущего в условиях крайней нищеты в Центральной Африке, Восточной Африке, южной части Африки и Западной Африке - с использованием новой международной черты бедности в размере 1,25 долл. США в день - составляла в 2005 году 51 процент. А это - более 400 миллионов человек.

9.Уязвимые группы населения сталкиваются с серьезными трудностями при решении проблем, связанных с доступом к продовольствию и обеспечению продовольственной безопасности. В силу отсутствия во многих странах формальных программ повышения доходов, субсидий на продовольствие и ценового контроля все трудности перекладываются на плечи населения. Такие уязвимые группы населения, как пожилые люди, инвалиды, беженцы и беднота, являются наиболее уязвимыми перед повышением цен на продовольствие ввиду их низких доходов.

10. Внутренне перемещенные лица особенно уязвимы перед проблемой нехватки продовольствия, поскольку во время конфликта отсутствие безопасности затрудняет работу гуманитарных учреждений, которые стремятся оказать продовольственную помощь и предоставить другие услуги.

Примеры нехватки продовольствия среди внутренне перемещенных лиц.

Согласно оценкам Организации Объединенных Наций, сделанным в мае 2007 года в регионе Судана Дарфур, из 4,1 миллиона человек, затронутых конфликтом, находились вне досягаемости гуманитарных организаций. Как следствие, показатели недоедания среди перемещенных внутри страны лиц превысили критические показатели и глобальные показатели острого недоедания, а показатель недоедания среди детей впервые за последние три года достиг в 2007 году чрезвычайного уровня. В 2007 году возможности гуманитарных организаций по оказанию помощи сузились, когда около 1 миллиона внутренне перемещенных лиц нуждались в оказании крайне необходимой помощи.

В Сомали доступ гуманитарных организаций в страну резко ограничен в связи с отсутствием безопасности, что затрудняет оказание продовольственной и другой жизненно важной помощи внутренне перемещенным лицам. В лагерях для внутренне перемещенных лиц отсутствуют такие основные элементы инфраструктуры, как школы, медицинское обслуживание, водоснабжение и санитарное обслуживание, что ведет к повсеместному распространению проблем, связанных с хроническим недоеданием и диареей. Результаты обследования, проведенного в ноябре 2007 года среди внутренне перемещенных лиц в районах Афгойя и Мерка в Сомали, зафиксировали критически допустимые уровни недоедания в регионе, где большой угрозе голодной смерти уже подвержено 15 процентов детей.

В Кот-д’Ивуаре показатели недоедания оставались высокими, особенно в не имеющих доступа к морю районах и местах, где заставы и контрольно-пропускные пункты на дорогах препятствуют свободному передвижению.

Источник : См. Центр наблюдения за процессами внутреннего перемещения (2008 год) и Центр по наблюдению за процессами перемещения (2009 год).

2. Роль ООН и мирового сообщества в решении продовольственной проблемы Тропической Африки

2.1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций

В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 года особое место отводится вопросу удовлетворения потребностей Африки.

ООН обязуется помогать африканцам в их борьбе за прочный мир, искоренение нищеты и устойчивое развитие, тем самым вовлекая Африку в основное русло развития мировой экономики.

В частности ООН собирается:

· принять особые меры для решения проблем искоренения нищеты и устойчивого развития в Африке, включая списание задолженности, улучшение доступа к рынкам, расширение официальной помощи в целях развития (ОПР) и увеличение потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а также передачу технологии;

· стимулировать и поддерживать региональные и субрегиональные механизмы предупреждения конфликтов и поощрения политической стабильности и обеспечивать надежный приток ресурсов для миротворческих операций на континенте;

· помочь Африке создать свой потенциал для обуздания пандемии ВИЧ/СПИДа и других инфекционных заболеваний.

Также в декларации говорилось о развитие и искоренение нищеты в мире, что напрямую связано с решением продовольственной проблемы в Тропической Африки. Ведь нищета и тяжелое экономического состояние данного региона кардинально мешают решить проблему нехватки продовольствия.

ООН обещает приложить все усилия к тому, чтобы избавить мужчин, женщин и детей, от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынуждены жить более миллиарда из них.

ООН также преисполнены решимости всеобъемлющим образом и эффективно урегулировать проблемы задолженности развивающихся стран с низким и средним уровнем дохода на основе принятия различных национальных и международных мер, направленных на то, чтобы вывести их задолженность на приемлемый уровень в долгосрочной перспективе.

Эксперты ООН признают особые потребности и проблемы развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и настоятельно призывают как двусторонних, так и многосторонних доноров увеличить объем финансовой и технической помощи этой группе стран в целях удовлетворения их особых потребностей в области развития и содействовать им в преодолении обусловленных их географическим положением трудностей путем совершенствования их транзитных транспортных систем . Данная поддержка имела бы огромное значение для внутриконтинентальных стран Центральной Африки.

Важная цель, которая была поставлена ООН в декларации тысячелетия – это сокращение вдвое к 2015 году долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день, и долю населения, страдающего от голода, а также сократить вдвое к тому же сроку долю населения земного шара, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде , в том числе из-за нехватки средств;

2.2. Декларация всемирного саммита по продовольственной безопасности

На саммите подчеркнули тот факт, что в настоящее время число людей, страдающих от голода и нищеты, превысило 1 млрд. человек. Это представляет собой неприемлемое явление, затрагивающее жизнь, средства к существованию и достоинство одной шестой части населения мира. Последствия хронического недофинансирования сельского хозяйства1, мер по обеспечению продовольственной безопасности2 и развитию сельских районов еще более усугубились в последнее время, в частности, в связи с продовольственным, финансовым и экономическим кризисами.

Согласно оценкам, для того чтобы прокормить население мира, численность которого, как ожидается, превысит в 2050 году 9 млрд. человек, потребуется увеличить к этому году объем производства сельскохозяйственной продукции на 70 процентов.

Обязательства и действия, которые были утверждены на саммите следующие:

Принцип 1: Инвестирование средств в реализацию планов, принимаемых самими странами, с целью выделения ресурсов на должным образом проработанные и ориентированные на конкретные результаты планы и партнерские отношения.

Признается и поддерживается Комплексную программу развития сельского хозяйства в Африке (КПРСХА) в рамках Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД) в качестве хорошего примера механизма, позволяющего координировать работу в поддержку сельского хозяйства и продовольственной безопасности.

Принцип 2: Усиление стратегической координации на национальном, региональном и глобальном уровнях в целях совершенствования регулирования, достижения более эффективного распределения ресурсов, недопущения дублирования усилий и выявления недостающих ответных мер.

Принцип 3: Стремление к всеобъемлющему двуединому подходу к обеспечению продовольственной безопасности, который включает: 1) прямые меры по незамедлительному смягчению проблемы голода в интересах тех, кто наиболее уязвим, и 2) среднесрочные и долгосрочные программы в области устойчивого

сельского хозяйства, продовольственной безопасности, питания и развития сельских районов для устранения коренных причин голода и бедности, в том числе на основе последовательной реализации права на достаточное питание.

Принцип 4: Обеспечение важной роли многосторонней системы посредством неуклонного повышения эффективности, расширения возможностей реагирования, усиления координации и наращивания результативности деятельности многосторонних учреждений.

Принцип 5: Обеспечение устойчивых и существенных обязательств со стороны всех партнеров по инвестированию в сектора сельского хозяйства, продовольственной безопасности и питания с выделением необходимых ресурсов на своевременной и надежной основе и с ориентацией на многолетние планы и программы.

ООН обязуется обеспечить важнейший, решающий сдвиг в направлении увеличения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных инвестиций в сельское хозяйство развивающихся стран. Приветствуется обязательство африканских руководителей, содержащееся в принятой в Мапуто Декларации, относительно увеличения доли средств, выделяемых в бюджетах этих стран на сельское хозяйство и развитие сельских районов, по меньшей мере до 10 процентов и призываем другие географические регионы принять аналогичные количественные обязательства с указанием конкретных сроков.

2.3. Политическая Деларация о потребностях Африки в области развития. В декларации о потребностях Африки в области развития подтверждаются особые потребности Африки, отраженные в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, Декларации Организации Объединенных Наций о Новом партнерстве в интересах развития Африки, Монтеррейском консенсусе Международной конференции по финансированию развития, Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию

ООН вновь обязуется укреплять и расширять глобальное партнерство взаимной подотчетности, общей ответственности и решимости предпринимать коллективные действия в интересах общего будущего и обеспечивать мобилизацию ресурсов, в том числе людских, финансовых и технологических ресурсов, которые требуются для того, чтобы положить конец нищете, голоду и недостаточному развитию в Африке в интересах достижения ясной цели преобразования существующих обязательств в конкретные действия.

В данной декларации выражается крайняя озадаченность последствиями глобального продовольственного кризиса для достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и в этой связи ООН принимает к сведению декларацию Африканского союза, касающуюся мер по решению проблемы высоких цен на топливо и обеспечению сельскохозяйственного развития. ООН призывает к принятию африканскими странами и международным сообществом всеобъемлющих мер на основе партнерства для поддержки комплексного и стабильного развития сельского хозяйства и сельских районов и подчеркивает важность обеспечения продовольственной безопасности и укрепления сельского хозяйства, как указано, в частности, во Всеобъемлющей программе развития сельского хозяйства в Африке в рамках Нового партнерства в интересах развития Африки. ООН призывает всех доноров и систему Организации Объединенных Наций увеличивать свою помощь Африке, особенно наименее развитым странам и тем странам, которые испытывают наиболее негативное воздействие высоких цен на продовольствие.

ООН призывает к выполнению всех обязательств, касающихся официальной помощи в целях развития, включая обязательства, принятые многими развитыми странами и касающиеся выделения 0,7 процента валового национального дохода на официальную помощь в целях развития к 2015 году, а также выделения от 0,15 до 0,20 процента валового национального дохода на нужды наименее развитых стран, и настоятельно призывает те развитые страны, которые еще не сделали этого, предпринять конкретные усилия в этом направлении в соответствии со своими обязательствами.

Приемлемый уровень задолженности имеет большое значение для поддержки роста. Можно отметить прогресс в осуществлении Инициативы в отношении долга бедных стран с крупной задолженностью и Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе, но по-прежнему ряд африканских стран все еще сталкивается с трудностями в поисках долгосрочного решения своих проблем задолженности, что может неблагоприятно отразиться на их усилиях по обеспечению устойчивого развития.

2.4. Право на питание. Система социальной защиты

В Генеральной Ассамблее ООН состоялась дискуссия, посвященная мировому продовольственному кризису и праву на питание.

«Мы организовали этот диалог, чтобы вернуть проблему продовольствия в повестку дня международного сообщества», - заявил Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на питание Оливье де Шуттер на итоговой пресс-конференции. Он подчеркнул, что продовольственный кризис никуда не исчез, а временное снижение цен на продовольствие - это не решение проблемы:

В нашем мире люди голодают не потому, что продуктов питания слишком мало. Голод продолжает существовать, потому что у людей нет средств на питание, потому что они отодвинуты на обочину жизни, потому что они подвергаются дискриминации. Именно эти проблемы мы поднимаем, отстаивая право на питание…»

Специальный докладчик считает, что для решения продовольственной проблемы необходимо обеспечить достойные условия существования мелким фермерам. Оливье де Шуттер заявил, что подлинная причина голода - социальное неравенство.

К сожалению, в странах Тропической Африки, где сельское хозяйство играет наибольшую социально-экономическую роль, государственные инвестиции относительно низки.

Проблема недостаточных инвестиций в Тропической Африке в сельское хозяйство усугубилось в периоды экономического кризиза 2008 года. Частные инвестиции в сельское хозяйство должны сопровождаться государственными инвестициями. Например, если государственная дорога облегчает доступ к плодородному региону, частные инвестиции в данный регион становятся более прибыльными. Анализ показал, что в столь разных странах, как Индия, Китай, Объединенная Республика Танзания и Уганда, инвестиции в сельскохозяйственные исследования и сельские дороги значительно способствуют сокращению бедности.

7. Декларация Организации Объединенных Наций о Новом партнерстве в интересах развития Африки от 16 сентября 2002 года

8. Доклад Международной конференции по финансированию развития, Монтеррей, Мексика 2002 года

9. Доклад института Worldwatch «Состояние мира 2011»

10. Доклад Целевой группы по оценке прогресса в достижении ЦРТ 2010

11. Официальный сайт радио ООН - http://www. unmultimedia. org/radio/russian/detail/56724.html

12. Концептуальная записка «Мировой продовольственный кризис и право на питание» (A/63/966)

13. Мадридская декларация

14. Концептуальная записка «Мировой продовольственный кризис и право на питание» (A/63/966)

15. Всеобъемлющая рамочная программа действий

16. Коммюнике Координационного совета руководителей

17. Резолюция ГА «Сельскохозяйственное развитие и продовольственная безопасность» (A/RES/63/235)

18. Конвенция об оказании продовольственной помощи 1999 года

19. Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания (1974 год)

— неравномер-ность распределения доходов, появление новых видов инфекцион-ных заболеваний и их стремительное распространение, загрязне-ние окружающей среды, трудности становления демократии , нару-шения прав человека — иногда достигают высокой степени концентрации и географической локализации. В бедственном по-ложении находится целый огромный континент — Африка .

В настоящее время в Африке представлены все виды угроз, с ко-торыми сталкивается человечество на рубеже XX-XXI вв.: межгосударственные и гражданские войны, межэтнические столкнове-ния, голод, производство и вывоз наркотиков, морское пиратство, эпидемии смертоносных болезней (особенно СПИД, его уровень в Африке самый высокий в мире), острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев.

В результате на сегодняшний день около 50 % населения Африки живёт менее чем на 40 центов в день, что в два раза ниже международного стандар-та бедности. Из 20 самых бедных в мире стран 18 расположены в Африке. Наиболее сложная ситуация в таких странах, как Эфиопия, Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан, Сомали. В конце XX в. ВВП африканских стран южнее Сахары с общим населением 600 млн человек был равен по объёму ВВП Бельгии с населением 10 млн человек. Если в Швеции в конце XX в. было 180 тыс. выпускников средней школы, то в Анголе с таким же количеством жителей — всего лишь 4700.

В столице Танзании Дар-эс-Саламе создан Африканский центр по урегулированию конфликтов, но его эффективной работе меша-ют конфессиональные и этнические стереотипы и убеждения, социально-этническая и религиозная психология, которые служат не-иссякаемым источником нестабильности на континенте. Борьба за ресурсы, власть или территорию неминуемо сопровождается кро-вавыми столкновениями, при этом традиционное сознание дикту-ет бескомпромиссные, предельно жестокие формы борьбы.

Несмотря на то, что демократические принципы сосуществова-ния различных конфессий и этнических групп законодательно за-креплены во многих конституциях африканских государств, на прак-тике они игнорируются. В рамках религиозного и племенного созна-ния религиозная и/или этническая элита может обладать «особыми преимуществами», иметь «исторические заслуги», что позволяет ей укреплять групповую сплочённость, разжигать фанатизм, находить оправдание любым действиям, включая самые жестокие, по отноше-нию к другим группам общества . Таково положение в Нигерии, Ли-берии, Анголе, Конго, Сомали, Мозамбике, Руанде, Сьерра-Леоне.

Африка считается самым конфликтным регионом планеты . Во второй половине XX в. там произошло около 100 военных перево-ротов, более 50 войн, жертвами которых стали около 4 млн чело-век. При этом 18 войн можно отнести к числу гражданских, 11 под-падают под определение геноцида. 11 конфликтов до сих пор счи-таются не погашенными и временами вспыхивают вновь. В 38 из 45 государств Тропической Африки господствуют авторитарные ре-жимы. Это и понятно — постоянные и устойчивые межэтнические противоречия требуют «сильной руки».

Авторитарные правители африканских стран тратят большие средства на приобретение военной техники, полицейских приспособ-лений, благодаря которым они могут контролировать общество. В та-ких странах власти мало заинтересованы в развитии. Режимы этих стран часто напоминают авторитарные государства прошлых эпох. Единственное различие состоит в том, что они использовали весьма продвинутые технологии для сохранения своей властной монополии.

Африканский континент лишь условно может быть назван единой цивили-зацией. Северная Африка, населённая в основном арабами, входит в зону исламской цивилизации . Эфиопия, имея древнейшие христианские традиции, сама по себе представляет особую цивилизацию. Африка южнее Сахары насе-лена преимущественно негроидными народами (в отличие от европеоидов Се-верной Африки), что послужило основанием для более раннего названия этой территории «Чёрная Африка ». Народы «Чёрной Африки » исповедуют христи-анство, адаптированное к местным традициям и условиям.

Крайне запутанными являются межэтнические отношения на континенте. В Африке проживает около 50 наций и народностей и около 3 тыс. племён. При этом государственные границы весьма условны и часто не имеют ничего общего с историческим ареалом проживания этносов. Результатом этого являются периодически по-вторяющиеся межнациональные конфликты, межплеменные столк-новения. Весьма приблизительные данные ООН свидетельствуют о том, что общая численность беженцев на континенте в конце XX в. (из-за войн в Судане, Руанде и Бурунди) составила 7 млн человек. Материал с сайта

Хуту и тутси

Самый жуткий катаклизм произошёл в Руанде, в него были вовле-чены два народа — тутси и хуту. Политическое противостояние между ними уходит своими корнями в далёкое прошлое. Ещё в до-колониальную эпоху, хотя и будучи этническим меньшинством, тут-си составляли правящую элиту Руанды. Впоследствии колониальные власти (немцы, а затем бельгийцы) для управления страной исполь-зовали исключительно тутси. После получения Руандой в 1962 г.

В отличие от таких регионов, как Восточная Азия, Латинская Америка, Африку нельзя назвать актором в современном геополитическом пространстве. Как отмечает выдающийся американский ученый И.Валлерстайн, «Африка была исключена из нашей современной миросистемы, и можно полагать, что в случае сохранения нынешних политических, экономических и культурных механизмов регулирования миросистемы на протяжении 25-50 лет, тенденция к исключению из нее Африки и африканцев будет усиливаться» . Можно назвать две основные причины отстраненности Африки от мировых геополитических процессов.

Первая заключается в фактическом отсутствии интеграционного процесса, с помощью которого регионы позиционируют себя как акторы геополитики, действующие в интересах региональной и мировой безопасности. В Африке нет движений, которые бы составляли силу региональной интеграции, наподобие тех национально-освободительных движений, которые сформировались еще в колониальную эпоху и активно боролись за национальную независимость, были направлены против разделительного партикуляризма в рамках одного государства. Добившись национальной независимости, национально-освободительные движения распались, «никакие другие политические силы не заполнили образовавшийся вакуум и не смогли аналогичным способом мобилизовать национальное сознание, и такие силы пока не появились» .

В отличие от Азии, где после колониализма очевидной была тенденция к консолидации, в результате которой, например, Индия, Индонезия, Малайзия стали крупнее, в Африке имела место тенденция к фрагментарности, основной причиной которой было то, что «административные границы каждой колонии были проведены без учета этнической и племенной идентичности; более того, колониальные власти нередко даже считали полезным разделять этнические или племенные группы, чтобы затруднить возникновение сплоченной оппозиции колониальному владычеству» . Результатом этого стали постоянные этнические и племенные конфликты и войны. Единению Африки препятствует и снижение легитимности государств. Государства в Африке не способны обеспечивать безопасность и социальную поддержку населению. В Африке нет ни одной страны, располагающей достаточными геополитическими ресурсами, чтобы доминировать в регионе, стать инициатором и лидером регионального интеграционного процесса.

Пожалуй, только Нигерия и ЮАР в состоянии играть некоторую существенную роль за пределами непосредственно прилегающего к ней региона. Делу объединения африканских стран не может служить и распространение в регионе демократии. В Африке нет прочно установившихся демократических государств, за исключением ЮАР. С 1990 года выборы с участием нескольких партий прошли в 48 африканских странах к югу от Сахары, что породило надежду на избавление в регионе от авторитарных руководителей и свирепствующей коррупции. Хотя демократия несколько приоткрыла африканскую политику и принесла людям свободу, она также создала хаос и нестабильность, ибо чрезмерное значение в регионе придавалось многопартийности выборов, а базовые принципы либерального правления фактически игнорировались. «Идею лояльной оппозиции – самую суть современной парламентской демократии, – отмечает Г.Киссинджер, – трудно реализовать в случае, когда оппозиция рассматривается как угроза национальному единству, а принадлежность к ней приравнивается чуть ли не к государственной измене. По этой причине африканские страны столь склонны к гражданским войнам» .

Единственная межправительственная организация в Африке – это Африканский союз (АС), созданный в мае 2001 г. на базе Организации африканского единства (ОАЕ) и объединяющий 52 государства Африки. Основными задачами АС, которые фактически так и остались на бумаге, были провозглашены экономическая интеграция, ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций, защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов. Парламент Африканского союза, в который входят 265 членов национальных законодательных органов из 54 стран континента и который создавался для продвижения демократии, осуществления тесного политического сотрудничества и обеспечения экономического роста стран Африки, оказался на грани банкротства из-за того, что ведущие страны континента, такие как Ливия, Нигерия, Алжир, Египет и Южная Африка, не платят членских взносов.

Вторая причина отстраненности Африки от мировой геополитики заключается в том, что после окончания холодной войны у ведущих мировых держав в этом регионе не было насущных интересов в сфере безопасности. Если в годы биполярного мира и холодной войны, будучи стратегическими противниками, США и СССР, разрабатывая национальную геостратегию, уделяли специальное внимание африканскому континенту, ибо каждый из них был заинтересован в приобретении новых союзников, в усилении своего блока, то «с окончанием «холодной войны» вне Африки не осталось стран, которые были бы к ней враждебно настроены и стремились бы в ней доминировать, равно как и нет ни одной африканской страны, располагающей достаточными военными и экономическими возможностями, чтобы доминировать {на континенте} самой» . В связи с этим у США не было необходимости разрабатывать новую африканскую политику. Более того, после краха биполярного мира, краха СССР у США, ЕС и России возникли новые и более актуальные, первостепенные геополитические проблемы.

В последние годы крупные мировые державы обращают все большее внимание на африканский регион. Их интересы в Африке сосредоточены в сфере энергоресурсов – нефти и газа. На долю Африки приходится 7,4% мировых запасов нефти. Если на данный момент доля Африки в общемировой добыче составляет 12%, то к 2010 году на долю Африки придется 30% увеличения мирового уровня добычи жидкого углеводородного сырья и 25% сжиженного природного газа. Большая часть африканской нефти добывается на побережье Гвинейского залива в Нигерии, Экваториальной Гвинее, Камеруне, Габоне и Республике Конго. Кроме того, нефть поступает на мировой рынок из Анголы, Алжира, Чада. Обнаружены месторождения «черного золота» в Судане, Центральноафриканской республике, Мавритании, ведутся поиски нефти в Уганде. Самыми крупными производителями и экспортерами нефти являются Нигерия, Ангола, Алжир.

Большой интерес к африканской нефти проявляют Соединенные Штаты Америки, которые после 11 сентября 2001 года целенаправленно и активно ищут эффективные способы покончить с чрезмерной зависимостью от арабской нефти. Американские компании готовы инвестировать десятки миллиардов долларов в реализацию существующих и новых проектов в Африке. Вполне возможно, что США в ближайшее время увеличат свое военное присутствие в Африке для того, чтобы гарантировать безопасность поставок нефти. Например, островное государство Сан-Томе и Принсипи, обладающее значительными запасами нефти (по оценкам, 6-11 млрд. баррелей) уже пригласило американцев построить там базу ВМС и военный порт для патрулирования Гвинейского залива.

В последние годы серьезным соперником Соединенных Штатов в Африке в сфере энергоресурсов стал Китай, который предпринимает активные действия для получения доступа к сырьевым запасам Африки и обеспечения растущих потребностей своей экономики. Недавно Китай приобрел 45% акций огромного месторождения Akpo на глубоководном шельфе в Нигерии за 2,3 млрд. долл. США. Российские компании также проявляют интерес к энергетическим проектам в Анголе, Алжире, Египте, Ливии, Нигерии, Судане, что, безусловно, будет способствовать увеличению веса России в энергетическом секторе мировой экономики.

Вероятно, в перспективе в результате значительного повышения роли Африки в удовлетворении мирового спроса на энергоносители Черный континент может стать одним из мировых центров многополярного мира. Но в настоящее время еще трудно назвать нефть и газ Африки геополитическими ресурсами, благодаря которым регион становится финансово и экономически успешным, влиятельным и авторитетным в современном геополитическим пространстве. Несмотря на значительные поставки нефти на мировые, прежде всего американский, рынки, собственные нефтеперерабатывающие заводы Нигерии, например, пребывают в упадке и речь идет об их продаже. Внешний долг Нигерии на 1 января 2004 года достиг 30,9 млрд. долларов. Несмотря на увеличение доходов от продажи нефти и других природных ресурсов, регион Центральной Африки погряз в нищете.

Пока Африка является регионом, в большей степени дестабилизирующим современное геополитическое пространство. О существовании Африки в геополитическом пространстве напоминают периодически заразные болезни, которые распространяются отсюда по всему миру. Как отмечалось в декларации «Рост и ответственность в Африке, принятой на саммите «большой восьмерки» в Германии в июне 2007 г., «ежегодно ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярия уносят жизни более 6 млн. человек во всем мире и угроза распространения этих и других инфекционных заболеваний особенно остро стоит в Африке; в Африке проживает 63% всех ВИЧ-инфицированных людей в мире. Более 80% жителей Африки, нуждающихся в антиретровирусной терапии, не имеют к ней доступа. Особую озабоченность вызывает постоянный рост числа инфицированных ВИЧ/СПИДом женщин и девочек» . Кроме того, локальные конфликты и войны в регионе, в результате которых требуется постоянная гуманитарная помощь, также периодически напоминают миру об Африке. Африка сегодня – это, прежде всего, вызов, на который должны серьезно и конструктивно реагировать авторитетные международные организации и ведущие страны мира. Большую помощь в решении многих проблем в Африке оказывает ООН. Лидеры стран G-8 на саммите в Германии в вышеназванной декларации также подтвердили свою твердую решимость выполнить обязательства по содействию развитию африканского континента, в частности продолжать списание задолженности в объеме до 60 млрд. долларов США, а также увеличить официальную помощь развитию Африки на 25 млрд. долларов в год к 2010 году. В документе «Рост и ответственность в Африке» нашла отражение и неожиданная инициатива американского президента Д.Буша – увеличить Глобальный фонд по борьбе с инфекционными заболеваниями по крайней мере на 60 млрд. долларов (половину суммы обязуются предоставить сами США).

Лебедева Т.П.. Геополитика

Новое на сайте

>

Самое популярное