Домой Банки Пункт 15 статьи 12 закона об осаго. Законодательная база российской федерации

Пункт 15 статьи 12 закона об осаго. Законодательная база российской федерации

Всем автовладельцам ежегодно приходится страховать свой автомобиль, выбирая один из двух вариантов: КАСКО или ОСАГО. И если КАСКО становится все менее популярным из-за постоянно возрастающих цен, то от покупки полиса ОСАГО никуда не деться и водители обязаны каждый год продлевать страховку. Собственно, аббревиатура ОСАГО (которая расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности) уже говорит о том, что полис является необходимым условием. Чтобы регулировать правовые вопросы, которые возникают в ходе оформления полисов ОСАГО, страховых выплат и, вообще, любых ситуаций, связанных с ОСАГО. Последняя редакция закона значится 3 июля 2016 года.

Как и остальные законы Российской Федерации, документ разделен на статьи. Всего их 34. Одной из самых интересных и информативных для автовладельцев, пожалуй, является статья 12 «Определение размера страховой выплаты и порядок ее осуществления» и статья 12_1 «Независимая техническая экспертиза транспортного средства». А так как эта статья непосредственно влияет на процесс начисления страховых выплат, очень важно быть в курсе всех ее изменений.

Основные пункты статьи

Пт 11 статьи 12 закона об ОСАГО оговорен самый острый и актуальный вопрос - осмотр автомобиля экспертами страховой компании и расчет стоимости ремонтных работ. В данном пункте появилось много дополнительных абзацев после принятия редакции, которая вступила в силу 4 июля 2016 года.

Изначально смысл 11 пункта заключался в урегулировании ситуации, в которой потерпевший не предоставляет повреждённый в результате ДТП автомобиль осмотру или независимой экспертизе, назначенной по инициативе страховщика. Исходя из этого пункта максимальный срок не предоставление потерпевшим транспортного средства на осмотр равняется 20 календарным дням (за вычетом праздничных) и начинается с той даты, когда должен был пройти согласованный с потерпевшим осмотр.

Дополнительные изменения, внесенные в пункт статьи, гласят, что потерпевший не имеет права организовывать независимую экспертизу в случае непредоставления автомобиля на осмотр или техническую экспертизу, организованную страховой компанией. Так же страховщик имеет право вернуть заявление пострадавшего без рассмотрения, если автомобиль не будет предоставлен для осмотра в оговоренные сроки. Если же потерпевший все-таки прошел независимую экспертизу, но при этом не явился на осмотр в страховую компанию, он не может использовать данные, полученные в ходе экспертной оценки, как основание для определения размера понесенного ущерба и размера компенсации.

Однако при возвращении заявления, потерпевший имеет законное право на повторную его подачу. Все сроки и требования к проведению экспертизы остаются неизменными для повторной подачи.

Пт 13 статьи 12 закона об ОСАГО регламентирует поведение страховой компании и потерпевшего в случае, когда они не пришли к договоренности о размере компенсации на основе осмотра, проведенного страховщиком. В таком случае страховая компания должна организовать независимую экспертизу автомобиля собственными силами. Если же страховщик не организовал осмотр и/или независимую экспертную оценку, то пострадавший может провести ее самостоятельно. При этом страховая компания будет вынуждена выплатить именно столько, сколько насчитает независимая экспертная оценка, инициированная пострадавшим.

Пт 18 статьи 12 закона об ОСАГО оговаривает размер возмещения убытков, связанных с нанесением вреда собственности потерпевшего. В нем рассмотрены две ситуации:

  1. Имущество полностью уничтожено. Размер компенсации начисляется по действительной стоимости имущества на момент произошедшего ДТП. Уничтожение (или полная гибель) подразумевает, что ремонт транспортного средства невозможен или его стоимость будет примерно равноценна стоимости самого транспортного средства или даже превышает ее.
  2. Имущество повреждено. В таком случае размер страховой выплаты равен сумме расходов, которые потребуется понести, чтобы вернуть транспортное средство в состояние, в котором оно находилось до ДТП.

Важно! Размер выплаты фактически отличается от действительной стоимости автомобиля на момент ДТП на сумму, которую назвали «стоимость годных отходов».

В пт 19 статьи 12 закона об ОСАГО оговаривается, что в сумму выплат по подпункту 2 пункта 18 включена:

  • стоимость материалов и запасных частей;
  • стоимость ремонтных работ.

Так же в 19-м пункте есть абзац, который регулирует размер расходов на запасные части. В нем говорится, что на размер расходов может накладываться «коэффициент износа», то есть может учитываться реальное состояние комплектующих автомобиля пострадавшего. Согласно этому же абзацу, износ не может начисляться свыше 50% стоимости деталей.

Согласно 21 пункту, у страховщика есть 20 календарных дней (не считая праздничных дней) на выплату потерпевшему страховой компенсации либо передачу направления на ремонт автомобиля. Начало отсчета двадцати дней берется от дня того дня, в который было принято заявление пострадавшего.Если страховая компания не соблюдает сроки выплат, установленные законом об ОСАГО, за каждый день просрочки насчитывается неустойка (пеня) в размере одного процента от суммы страховой компенсации за каждый день просрочки.

Важно! Неустойка не будет выплачена пострадавшему, пока он не подаст соответствующее заявления о выплате неустойки. В законе сказано, что заявление должна содержаться сумма неустойки, способ ее передачи потерпевшему (наличные или безналичные). В случае выбора безналичного расчета должны быть предоставлены реквизиты счета потерпевшего.

Пункт 22 статьи 12 закона об ОСАГО регламентирует поведение потерпевших и страховой компании в самой неоднозначной ситуации - ДТП, в котором оба (или все, если их больше) участника признаны виновными. При дорожно-транспортном происшествие с обоюдной виной, начисление страховыми компаниями выплат происходит с учетом степени вины застрахованного водителя. Степень вины определяется в судебном порядке.

Совет! Один из потерпевших вправе подать прошение о страховом возмещение его убытков любой страховой компании, в которой застрахован один из участников такого ДТП (при условии, что их было несколько).

Примеры страховых случаев

В последнее время широко распространено обращение пострадавших в ДТП к автоюристам, которые сразу рекомендуют проходить независимую экспертизу. Потому что ни для кого не секрет: страховые компании максимально занижают сумму выплат , уменьшая их всеми правдами и неправдами.

Автоюристы успешно подают в суд, предоставляя результаты независимой экспертизы в качестве доказательств, и в большинстве случаев закон оказывается на их стороне. Так же в размер выплаты страховой теперь включается стоимость проведенной ранее экспертной оценки и оплата услуг самих автоюристов.

Однако в связи с последними изменениями в законе об ОСАГО, которые вступили в силу 1 января 2017, пострадавшим запрещено проходить независимую экспертизу до осмотра автомобиля в страховой компании.

Более подробно о самых новых поправках в законе об ОСАГО вы можете ознакомиться ниже:

Закон об ОСАГО претерпел ряд изменений, многие из которых вступили в силу в 2017 году. Появилось немало вопросов, связанных с процедурой страхования и возмещения ущерба. Для определения порядка в получении страховых выплат следует обратиться к статье 12 Федерального закона 40 . Именно она регулирует основные аспекты, связанные с процедурой возмещения по страхованию ОСАГО.

Статья 12 «Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда»

Для изучения статьи 12 Закона об ОСАГО следует рассмотреть каждый из ее пунктов. Это позволит проанализировать весь порядок действий, включая основные нюансы.

Пункт 1 статьи 12 Закона об ОСАГО предписывает, что при наступлении страхового случая потерпевший направляет заявление с требованием о выплатах страховщику. Таковое подается по месту нахождения главного офиса или представительства. Вместе с ним подаются предусмотренные договором страхования документы, подтверждающие страхование объекта согласно ст 6 ФЗ об ОСАГО .

В случае их отсутствия страховщик должен уведомить потерпевшего о недостаче – в день подачи документов, если заявитель обращается лично в офис, или в течение трех дней, если документы были высланы почтой. Страховщик не вправе требовать документы, не предусмотренные договором.

Согласно пункту 2 статьи 12 страховая выплата, направленная на восстановление здоровья , определяется условиями договора. Подтверждается она медицинскими документами, по которым производится лечение заявителя. Информация о полисе ОСАГО, по которому потерпевшему полагается выплата, предоставляется ему в день обращения в том отделении полиции, где было оформлено произошедшее ДТП.

Пункт 3 статьи 12 определяет случаи, когда страховщик выплачивает дополнительное возмещение помимо предоставленного:

  • если результаты медицинской экспертизы указывают на страховую сумму большую, чем предписывается постановлением Правительства РФ о размерах выплат;
  • если потерпевшему присвоен статус инвалида.

Размер дополнительной выплаты в обоих случаях рассчитывается как разница между общей суммой и уже выплаченным страховым возмещением. При этом пункт 4 статьи 12 указывает, что дополнительные расходы, связанные с приобретением лекарств или лечением, а также потерей заработка в связи с временной нетрудоспособностью, также оплачиваются страховщиком. Для этого потерпевший должен предоставить документальное подтверждение понесенных растрат.

Пункт 5 статьи 12 Закона об ОСАГО регулирует порядок предоставления страхового возмещения. Предписываются следующие аспекты:

  • выплата производится единовременно или иным способом, предписанным правилами обязательного страхования;
  • весь объем выплат, включая дополнительные, по статье 12 ФЗ 40 не может превышать определенную договором сумму страхования;
  • средства передаются лично потерпевшему или его представителям, которые обладают соответствующими полномочиями.

Пункты 6, 7 и 8 статьи 12 регулируют страховое возмещение в случае смерти потерпевшего :

  • право на получение средств имеют лица, потерявшие кормильца, наследники первой очереди, а также граждане, у которых погибший был на иждивении;
  • для указанных категорий лиц размер средств устанавливается в 475 тыс. рублей;
  • дополнительно выплачивается до 25 тыс. на расходы по погребению;
  • срок подачи заявления – 15 рабочих дней, в течение 5 рабочих дней страховщик выплачивает нужную сумму;
  • средства распределяются поровну между всеми лицами, предписанными пунктом 7 статьи 12;
  • если лицо, обладающее правом на долю страхового возмещения, обращается за ним после распределения, оно имеет право требовать причитающуюся сумму с остальных получателей.

П 10 ст 12 ФЗ об ОСАГО оговаривает возможность страхового возмещения для имущества потерпевшего. Для этого необходимо предоставить его остатки для проведения экспертизы и определения суммы ущерба. Пункт 11 статьи 12 указывает на пятидневный срок для проведения экспертизы. Согласование даты осуществляется по обоюдному решению.

Важным аспектом является самостоятельная организация потерпевшим независимой экспертизы . Ее результаты не принимаются по внимание при определении размера страхового возмещения.

Пункт 12 статьи 12 предписывает, что при согласии потерпевшего с назначенным страховым возмещением, проведение дополнительной независимой экспертизы не требуется. Если такого согласия не было достигнуто, то согласно пункту 13 страховщик организовывает независимую экспертизу, а потерпевший – предоставляет поврежденное имущество или его остатки.

Пункт 14 статьи 12 указывает, что стоимость независимой технической экспертизы включается в сумму страхового возмещения . То есть, проводится она за счет потерпевшего.

Отдельно положения статьи 12 регламентируют порядок страхового возмещения ущерба имуществу :

  • если имуществом не является легковой автомобиль, зарегистрированный в РФ, страховое возмещение осуществляется по выбору потерпевшего путем восстановительного ремонта или выплаты денежной суммы;
  • при ущербе, нанесенном легковому автомобилю, страховщик обязуется организовать его восстановительный ремонт ;
  • требования статьи 12 к организации восстановительных работ предписывают максимальный срок в 30 дней ремонта и сохранение гарантийных обязательств ;
  • ремонт транспортного средства осуществляется на той станции технического обслуживания, с которой у страховщика имеется договор;
  • потерпевший при письменном согласии страховщика может самостоятельно организовать восстановительные работы , для этого гражданин подает соответствующее заявление, а страховщик выдает направление на указанную СТО.

Ознакомьтесь 458-ФЗ об отходах производства и потребления с последними изменениями

Пункт 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО предписывает следующие случаи, когда страховое возмещение ущерба легковому автомобилю выдается в денежном эквиваленте :

  • полная гибель транспортного средства;
  • смерть потерпевшего;
  • нанесение тяжелых увечий – средства выдаются на руки при соответствующем заявлении;
  • если заявитель является инвалидом;
  • если стоимость восстановительных работ превышает сумму страхования, а водитель отказывается доплачивать за ремонт.

Пункт 17 статьи 12 предписывает обязательное размещение на сайте страховщика информации о тех станциях технического обслуживания, с которыми имеется договор о проведении восстановительных работ. Вся информация предоставляется потерпевшему. Ответственность за соблюдение условий и требований восстановительных работ лежит полностью на страховщике.

Пункт 17.1 статьи 12 предписывает, что при неоднократном нарушении страховщиком обязательств, Банк России ограничивает его деятельность . В этой ситуации любое страховое возмещение осуществляется путем выплаты требуемой суммы. Однако заявитель, уведомленный об ограничениях, может указывать на необходимость восстановительного ремонта по собственному желанию.

Пункты 18 и 19 статьи 12 регламентируют порядок определения размера страхового возмещения :

  • при полной гибели имущества размер страхового возмещения определяется его стоимостью на момент ДТП, из суммы исключаются годные к эксплуатации остатки;
  • при частичном повреждении размер определяется стоимостью ремонта, необходимого для приведения объекта в состояние перед аварией;
  • в размер страхового возмещения включается стоимость деталей и работ по их замене;
  • стоимость определяется с учетом износа комплектующих до аварии.

Согласно пункту 20 статьи 12 Закона об ОСАГО страховщик вправе отказать в страховом возмещении в том случае, если повреждения имущества не позволяют с достоверностью определить их происхождение или размер полагающейся выплаты. П 21 ст 12 Закона об ОСАГО указывает на срок в 20 календарных дней , в некоторых случаях – 30, в течение которых страховое возмещение должно быть осуществлено.

Закон об ОСАГО в статье 12 пункте 21 предписывает, что в случае нарушения установленного срока за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 1% от суммы страхового возмещения . Пеня предусматривается и при несоблюдении срока мотивированного отказа – 0,05% от установленной Федеральным законом суммы по виду причиненного ущерба. Контроль над соблюдением предписаний по страховым выплатам возлагается на Банк России.

Пункт 22 статьи 12 предписывает, что если все участники ДТП признаются виновными, страховое возмещение распределяется с учетом степени тяжести вины, а также размера причиненного ущерба. Согласно п 23, если виновник ДТП возмещает потерпевшему нанесенный ущерб, то он имеет право требовать уплаченную сумму от страховщика.

П 24 статьи 12 предписывает, что отношения между страховщиком и потерпевшим регламентируются правилами Закона об ОСАГО. При этом согласно п 25 ст 12 страховщик освобождается от осуществления страхового возмещения в случаях, предусмотренных статьей 14 ФЗ 40.

Последние изменения, внесенные в ст 12

Последние изменения в статью 12 были внесены 28 марта 2017 года . Коснулись они следующих аспектов:

  • в ряде пунктов всей статьи формулировка «страховая выплата» была заменена на «страховое возмещение» в соответствующих падежах;
  • изменилась редакция первого абзаца п 15 статьи 12 о выборе потерпевшим страхового возмещения, во втором абзаце была скорректирована формулировка, четвертый утратил силу;
  • были введены пункты 15.1-15.3 , регламентирующие порядок страхового возмещения в натуре – путем организации восстановительного ремонта;
  • введен пункт 16.1 о случаях, когда страховое возмещение выдается в денежном эквиваленте;
  • в п 17 статьи 12 была изменена редакция первых трех абзацев, в шестом абзаце скорректирована формулировка, добавлен седьмой о превышении стоимости ремонта максимальной суммы страхового возмещения, абзацы 7-9 получают порядковые номера 8-10, последний утратил силу;
  • в статью 12 введен пункт 17.1 о выявлении Банком России нарушений и ограничении деятельности страховщика;
  • скорректированы формулировки пунктов 19 и 20 ;
  • в п 21 статьи 12 изменена редакция первого абзаца.

Скачать Закон об ОСАГО

Скачать Федеральный закон 40 об ОСАГО полностью можно здесь. Документ представлен в последней редакции с учетом актуальных изменений за 2017 год.

Отдельно скачать статью 12 ФЗ 40 о порядке предоставления страхового возмещения можно тут. Текст будет востребован для всех обладателей полиса ОСАГО, а также для лиц, получивших ущерб в результате ДТП.

Статья 12 Закона об ОСАГО — обзор законодательства на сайт.

Законодательство постоянно совершенствуется и необходимо опираться только на самые последние версии законов на. Все изменения и дополнения проверяйте на сайтах СОБРАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ или РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ. Поделитесь ссылкой и ваши друзья узнают, что вы разбираетесь в законах. Спасибо ツ

1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.

2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.

3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности:

А) порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;

Б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;

В) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;

Г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;

Д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.

Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме.

6. Судебная экспертиза транспортного средства, назначаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, проводится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утверждаемой Банком России, и с учетом положений настоящей статьи.


Судебная практика по статье 12.1 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ

    Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-24024/2018

    Г. Волгоград) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.10.2018 по делу № А12-24024/2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03. 12 . 2018 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Генезис Трейд» к акционерному обществу «АльфаСтрахование» о взыскании 10 600 рублей страхового возмещения, 15 000 рублей...

    Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-24260/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-25004/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Права на получение страховой выплаты в денежной форме не противоречит примененным судами к правоотношения сторон по спорному страховому случаю пунктам 15.2, 15.3 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и их официальному судебному толкованию в постановлении Пленума Верховного Суда Российской...

    Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-21561/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Ксенофонтова Н.А., изучив кассационную жалобу акционерного общества «АльфаСтрахование» в лице филиала в Волгоградской области (ответчик, г. Волгоград) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 . 09.2018 по делу № А12-21561/2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03. 12 . 2018 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью «...

    Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-26024/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Г. Волгоград) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2018 по делу № А12-26024/2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03. 12 . 2018 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Генезис Трейд» к акционерному обществу «АльфаСтрахование» о взыскании 18 600 рублей страхового возмещения, 15 000 рублей...

    Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-25656/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Г. Волгоград) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.10.2018 по делу № А12-25656/2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11. 12 . 2018 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Генезис Трейд» к акционерному обществу «АльфаСтрахование» о взыскании 20 000 рублей страхового возмещения, 15 000 рублей...

    Определение от 27 марта 2019 г. по делу № А12-25655/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Г. Волгоград) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.10.2018 по делу № А12-25655/2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11. 12 . 2018 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Генезис Трейд» к акционерному обществу «АльфаСтрахование» о взыскании 34 600 рублей страхового возмещения, 15 000 рублей...

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Одобрен
Советом Федерации
10 апреля 2002 года
Последнее изменение: 26 августа 2017


Настоящий федеральный закон определяет основные правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он был разработан для обеспечения защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании автомобиля или другого транспортного средства другими участниками движения.

  • Глава 1. Общие положения
    • . Основные понятия
    • . Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • . Основные принципы обязательного страхования
  • Глава 2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
    • . Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
    • . Правила обязательного страхования
    • . Объект обязательного страхования и страховой риск
    • . Страховая сумма
    • . Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
    • . Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
    • . Срок действия договора обязательного страхования
    • . Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
      • . Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
    • . Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
      • . Независимая техническая экспертиза транспортного средства
    • Статья 13. Утратила силу с 1 сентября 2014 года.
    • . Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
      • . Прямое возмещение убытков
    • . Порядок осуществления обязательного страхования
    • . Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
      • . Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
    • . Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
  • Глава 3. Компенсационные выплаты
    • . Право на получение компенсационных выплат
    • . Осуществление компенсационных выплат
    • . Взыскание сумм компенсационных выплат
  • Глава 4. Страховщики
    • . Страховщики
    • . Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
    • Статья 23. Утратила силу с 1 марта 2008 года
  • Глава 5. Профессиональное объединение страховщиков
    • . Профессиональное объединение страховщиков
    • . Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
    • . Правила профессиональной деятельности
    • . Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
    • . Имущество профессионального объединения страховщиков
    • . Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
  • Глава 6. Заключительные положения
    • . Информационное взаимодействие
    • . Международные системы страхования
    • . Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
    • . О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • . Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

    Важнейшим законом, регламентирующим гражданскую жизнь нашего общества, является ФЗ-№40 от 25.04.2002 г. Закон об ОСАГО «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает правила и условия разрешения возможных споров между участниками движения, страховыми компаниями и третьими лицами. Нанесение материального ущерба, физического или морального урона с участием ТС возмещается виновником аварии по действующему закону об ОСАГО.

    Законодатель регулярно вносит поправки и изменения в ФЗ-40, согласно существующим особенностям момента и требованиям граждан. Например, сейчас действует и имеет юридическую силу редакция от 28.04.2017 г., предшествующие установки на сегодняшний день утратили свое значение.

    Основные положения по ОСАГО

    Главным посылом закона является установка, что передвигаться на транспорте без полиса ОСАГО запрещено. Владелец понесет наказание, если при проверке на дороге будет установлено отсутствие страхования. Ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам, должен быть возмещен с учетом страхового возмещения по обязательному полису ОСАГО.

    Основные правовые установки закона об ОСАГО :

    1. Даны все описания и положения, позволяющие оптимально защитить интересы пострадавшей стороны.
    2. Водители, вина которых доказана, обязаны возместить все виды нанесенного вреда участникам происшествия.
    3. Действия виновного определяются положениями, отраженными в полисе ОСАГО, и должны беспрекословно исполняться.

    Все возникающие спорные моменты должны решаться судебным порядком по иску участника происшествия или страховой компании. На практике, большинство судебных споров происходят между страхователем и страховщиком по размеру компенсации. Если в результате аварии пострадавшей стороне будет предоставляться фактическое возмещение в виде ремонта, то качество страховых договоров поднимется на более высокий уровень.

    Контроль за выполнением закона

    Проверять наличие полиса должны инспекторы ГИБДД, которые составляют административный протокол при отсутствии страхового полиса у водителя. В настоящее время идет подготовка федеральной базы страхователей, по которой можно получить сведения о наличии полиса у данного водителя. Оперативная работа по проверке наличия полиса будет поручена отдельной государственной структуре.

    Чтобы оформить полис ОСАГО, водителю необходимо пройти ТО и иметь действующую диагностическую карту. Административное наказание за отсутствие полиса составляет :

    • при просроченном страховом полисе 1 тыс. рублей;
    • отсутствие документа при проверке 500 рублей;
    • управление не внесенным в полис водителем 500 рублей.

    Низкая финансовая ответственность приводит к многочисленным нарушениям, поэтому законодатели рассматривают вопрос о повышении материальной ответственности за отсутствие полиса. Требуется найти действенное решение, когда участникам движения было бы невыгодно отказываться от приобретения страховки.

    Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

    1. Срок осмотра поврежденного автомобиля сотрудниками СК изменен. Ранее осмотр проводился в течение 5 дней после предоставления ТС, теперь в течение 5 дней после подачи документов о страховом случае.
    2. Установлен запрет на проведение независимой экспертной оценки, которая часто была необъективной и защищала интересы одной из сторон. Вопрос о сторонней экспертизе решает суд, если открывается судебный процесс.
    3. Срок заявления несогласия с выводами страховой компании увеличен в два раза, до 10 дней.
    4. Полисы, оформленные с 1.09.2017 г., имеют длительность 1 год, не менее.
    5. Натуральное возмещение ущерба стало применяться в подавляющем большинстве страховых случаев. Ремонт проводится на лицензированных СТО, страховщик перечисляет средства на замену комплектующих и восстановление авто. При заключении договора, автовладелец имеет возможность ознакомиться с перечнем прикрепленных ремонтных мастерских. Подписывая соглашение, тем самым собственник машины дает свое согласие на их использование.
    6. Лимиты платежей по европротоколу увеличен до 100 тыс. рублей вместо 50 тыс. ранее. Покрытие ремонта на СТО составляет 400 тыс. рублей, разница в оценке выдается наличными владельцу. В законе указаны ситуации, когда страховая компенсация выдается деньгами, а не осуществляется ремонтом.

    Чтобы отказаться от ремонта, а получить денежную компенсацию, необходимо выполнение определенных условий. К подобным исключениям относятся случаи :

    • срок ремонта может значительно превысить один месяц, о чем указывает официальное заключение СТО;
    • при полном уничтожении транспортного средства и невозможности восстановления;
    • при дополнительном соглашении, указанном в договоре страхования;
    • если владелец является инвалидом и желает получить компенсацию деньгами, а не ремонтом.

    Нововведения кардинально изменили существовавшую систему, в которой было много спорных моментов. Желание законодателей привести ОСАГО к прозрачному и справедливому виду потребует еще немало нововведений. При этом значительно снизится возможность мошеннических схем со стороны водителей и злоупотреблений страховых компаний, меньше станет судебных споров.

    Изменения потребовались по причине проблем в существовании системы ОСАГО :

    • двоякое толкование многих установок и правил;
    • нежелание страховых компаний в полном объеме исполнять свои обязательства;
    • наличие спорной судебной практики. Часто суды выносили решение, попадавшее в дальнейшем в апелляционное и кассационное производство и обжаловалось участником процесса;
    • широкое распространение фальшивых полисов;
    • низкое покрытие рисков, требующее дополнительного финансирования пострадавшей стороной.

    Начиная с 1.01.2017 г., водители получили возможность приобретать электронный полис ОСАГО. Это во многом экономит время, способствует официальному учету проданных полисов и снижает риски злоупотреблений. При оформлении документа водитель вводит установочные данные, за правдивость которых несет ответственность. Если будет установлено, что внесенные данные способствовали уменьшению стоимости страхования, то виновному придется возместить разницу и понести административное наказание в виде штрафа.

    Усилено право регрессивного требования страховой компании к водителю, имеющему полис, но нарушившему правила ПДД. Одновременно практика отражала желание страховых организаций снизить или полностью аннулировать свои выплаты. Принятие новых положений, в частности по натуральному возмещению ущерба, выводит из применения финансовые потоки, что снижает злоупотребления.

    Автомобильная сфера касается многих граждан, поэтому общество заинтересованно в качественном и своевременном выполнении закона об ОСАГО.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное