Домой Банки Расселение из ветхого и аварийного жилья. Условия переселения собственников и нанимателей из аварийного жилья

Расселение из ветхого и аварийного жилья. Условия переселения собственников и нанимателей из аварийного жилья

Переселение из устаревшего, ветхого и аварийного жилья – большая проблема для субъектов РФ. С началом работы целевой федеральной программы «Жилье», рассчитанной на период 2002-2010 годов, важным направлением стало обеспечение населения качественным, современным и безопасным жильем с благоприятными условиями. Так как не все регионы справились с задачей, программу продлили до 2017 года.

Как работает программа переселения из ветхого и аварийного жилья – изменения в программе ветхое жилье 2015

С 2010 года проблема ветхого жилфонда лично взята под контроль Президентом РФ. В 2010 году подписан федеральный закон о расселении. Однако на 2015 год не все регионы справились с индивидуальными программами сноса и расселения аварийного жилья. Намечен новый срок завершения расселения критически устаревших объектов – 31 сентября 2017 года. Основная нагрузка по финансированию программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на федеральном бюджете. Каждый регион обязан утвердить индивидуальные трехлетние программы отселения. С 2007 года капитальный ремонт жилого фонда и отселение курируется Фондом ЖКХ. Региональные комиссии составляют списки домов, которые действительно подлежат капремонту или расселению.

Основные условия переселения из ветхого и аварийного жилья – кто может признать жилье аварийным?

Переселить из устаревшего жилья могут, только если помещение признано аварийным. Если износ здания составляет не менее 70%, жилье посчитают ветхим. На основании п.4 статьи 15 ЖК РФ помещение признает непригодным для проживания межведомственная комиссия. Согласно той же статье п.7 она определяет порядок признания жилья непригодным или аварийным, а значит подлежащим сносу или реконструкции.

На создание комиссионной проверки могут повлиять многочисленные письменные обращения жильцов дома. После обследования помещения специализированной организацией комиссия должна составить акт и вынести свое решение. Для работы понадобятся планы помещений, техпаспорта, заявления с претензиями, а также копии документов, подтверждающих право собственности.

Когда жилье признают аварийным:

  1. Если на здании присутствуют деформации фундамента, стен.
  2. Есть опасность обрушения.
  3. Если жилое помещение, находится в зонах затопления или схода лавин.
  4. Когда здание разрушено из-за техногенных аварий.
  5. Когда снижается несущая способность жилья из-за взрывов, землетрясений и пожаров.

Отметим, что на отселение должны рассчитывать только жильцы аварийного жилфонда, то есть те граждане, которые подвергают риску свою жизнь и здоровье. В худшем состоянии находятся люди, проживающие в ветхом жилье. Отселение им не положено. Но если их жилье получит статус ветхого жилья под снос, у них появится шанс.

Куда обращаться по программе ветхое жилье – список необходимых документов

Первое, что следует сделать – обратиться в органы местного самоуправления или в специализированную организацию, для определения технического состояния здания. Далее на основании заключения специалистов следует обратиться с заявлением к межведомственной комиссии, которая вынесет решение по ситуации.

Следует предоставить документы:

  1. Нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов.
  2. План жилого помещения.
  3. Техпаспорт.
  4. Заключение спецорганизации о состоянии помещения.
  5. Жалобы жильцов многоквартирного дома

В течение 30 дней комиссия обязана вынести решение. При опасности для здоровья заключение комиссии должно быть направлено жильцам в течение 1 рабочего дня. Если жильцы не согласны с отказом комиссии признать их дом аварийным, решение обжалуется в судебном порядке с привлечением независимых экспертов.

Все условия получения новой квартиры по программе расселения ветхого жилья

Если комиссия вынесла решение о признании дома аварийным, переселение должно происходить в кратчайшие сроки.

Отметим важные моменты по программе расселения:

  1. Взамен сносимого жилья собственники получают равнозначное благоустроенное жилище, не теряя метраж. Также те, кто арендует помещение, может рассчитывать на жилплощадь. В новом помещение должно быть электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, сантехника, плита. Наличие минимального ремонта так же предусматривается.
  2. Жильцам обязаны предоставить три варианта переселения, однако не предусмотрен порядок учета индивидуальных пожеланий жильцов.
  3. Если жильцы проживали в аварийном жилье по договору найма, новое жилье предоставляется на таких же условиях. Квадратура рассчитывается по актуальным нормативам для жилья, предоставляемого по соцнайму. Для семьи из двух человек предложат однокомнатную квартиру площадью 44-50 квадратов, три человека будут проживать на 62-74 квадратных метрах. На каждого прописанного должно выделяться не менее 18 квадратных метров.
  4. Если жители аварийного дома одновременно вместе были на очереди в улучшении жилищных условий, то при расселении они должны получить квартиру с учетом недостающего метража. В отдельных случаях выделяется дополнительно квартира. При расселении запрещено поселять людей в коммунальные квартиры.
  5. Новое жилье при расселении должно находиться в пределах того же административного района, что и старое жилье. В отдельных случаях с согласия граждан переселить их могут в другой район города.
  6. Переезд осуществляется только после подачи личного письменного заявления собственника.
  7. Расселение должно быть произведено не позднее 1 года от даты принятия решения о сносе дома.
  8. Собственник будущей квартиры должен заключить детальный договор мены с владельцем дома, обычно это муниципалитет. Иногда собственники заинтересованы в получении денежной компенсации, они могут писать такое заявление, однако удовлетворяется такой запрос крайне редко, кроме того, расчет стоимости не выгоден владельцу сносимого жилья.
  9. Расходы на переезд должны нести не переселенцы, а местные власти. Фактически грузовой транспорт могут предоставить один раз.
  10. Владельцы квартир не имеют права менять или продавать жилище, как только получили уведомления о сносе дома и расселении жильцов. Такая сделка будет незаконной.
  11. После заключения договора мены переезд должен состояться в срок не более месяца.
  12. Метраж при расселении увеличится только в том случае, если он был значительно ниже нормы, например 15 -20 метров, сейчас квартир с таким метражом нет, если же метраж был стандартным, то выиграть можно только в качестве жилья.
  13. Улучшить жилищные условия могут жители коммунальных квартир, они получат отдельные, коммуналок сейчас нет.
  14. Если жильцы не согласны с определением дома под снос или наоборот добиваются признания жилья аварийным, чтобы оспорить решение межведомственной комиссии, им придется обратиться в суд. Для веской аргументации необходимо доказать суду, что во время принятия решения комиссия допустила ошибки, нарушила порядок принятия заключения. Для этого кроме грамотно составленного иска потребуются письменные заключения независимой технической экспертизы, подтверждающие мнение жильцов.
Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Процесс реализации переселения граждан из ветхого и аварийного жилья условно можно разделить на три основных этапа:

1 этап - разработка программы с участием субъектов РФ и ее утверждение на федеральном уровне, расчет целевых показателей, утверждение плана мероприятий и сроков исполнения программы;

II этап - создание и утверждение региональных и муниципальных программ, их финансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ;

III этап - непосредственно переселение граждан, связанное с признанием жилых помещений непригодными для проживания, выселением, изъятием жилого помещения, сносом аварийных зданий, строительством и покупкой нового жилья, предоставлением нового жилого помещения, а также стимули-рование инвесторов и населения к участию в строительстве нового жилья.

Все эти этапы не статичны, они взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии. В силу различных обстоятельств приходится корректировать показатели как региональных, так и федеральных программ. Поэтому нельзя сказать, что этапы строго последовательны или что один из них был завершен.

Старт первому этапу современной государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» фактически был дан изданием Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Этот документ обязал Правительство в указанные сроки обеспечить показатели качества жилья и жилищно-коммунальных услуг, разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий, разработать программу обеспечения населения доступным и комфортным жильем, подготовить законодательные предложения, направленные на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства. В том числе Указом до марта 2013 года предписывалось разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

Во исполнение поставленных Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион РФ) разработана государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 года №2227-р (далее Распоряжение №2227-р). Программа имела очень оптимистические целевые показатели и была рассчитана на три этапа реализации: 2013-2015 годы, 2016-2017 годы и 2018-2020 годы. Переселение из аварийного жилья должно было происходить в рамках решения задачи расселения аварийного жилищного фонда подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России». Одним из основных ожидаемых конечных результатов государственной программы было отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда. В рамках первого этапа государственной программы предполагалось завершение переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 01.01.2012 г. Соответственно на втором этапе программы после 1 января 2016 года переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, должно было осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, был утвержден Распоряжением №1743-р. Основными ответственными исполнителями мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда этим документом были назначены Минстрой РФ и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Выполнение мероприятий по методической поддержке региональных программ, внесению проектов нормативно-правовых актов, изменений в существующее законодательство было возложено также на Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Минрегион РФ, Госстрой РФ.

Но на этом этап разработки программы переселения не был закончен. Распоряжением Правительства РФ от 24.01.2014 №71-р ответственным исполнителем государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» был назначен Минстрой РФ. Затем 15.04.2014 г. Постановлением Правительства РФ от №323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» государственная программа становится актом, имеющим нормативный характер. По мере выполнения задач, достижения показателей корректируется комплекс мер добавлением мероприятий:

  • а) по формированию органами исполнительной власти субъектов РФ реестров аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 г., подлежащих расселению, и списков граждан, подлежащих переселению;
  • б) по формированию и утверждению органами исполнительной власти субъектов РФ региональных и муниципальных адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 22.08.2014г. №1604-р);
  • в) по мониторингу и анализу реализации региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года.

Всего на ноябрь 2016 года Распоряжение №1743 «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» корректировалось восемь раз, в том числе в 2016 году - два раза, последнее изменение внесено Распоряжением Правительства РФ от 28.10.2016 №2288-р. То есть этап разработки программы до сих пор находится в стадии корректировки.

Причин для непостоянства основного программного документа вполне достаточно. Во-первых, государственная программа, безусловно, разрабатывается на основе аналогичных программ субъектов федерации и органов местного самоуправления, бюджеты которых в условиях неожиданного падения доходов 2014-2015 годов были серьезно урезаны, что повлекло за собой комплексные корректировки всех расходов. Во-вторых, инерционность процессов согласования местных и региональных программ вызывает временную задержку в достижении показателей, из-за чего и возникает необходимость изменения показателей текущего и последующего этапов программы. Третьей причиной можно назвать связанные с первой причиной задержки финансирования мероприятий по переселению, которые в ряде случаев может иметь и криминальный характер, например, нецелевое использование средств. Все это приводит к необходимости корректировать и показатели, и сроки выполнения программы.

Такой подход к решению задачи переселения назвать программным можно с большой натяжкой. Программный подход, по нашему мнению, предполагает достижение конкретных показателей при выполнении конкретных задач в конкретные сроки.

Политика регионов в отношении переселения из аварийного жилья является более определенной по сравнению с государственной. Связано это, скорее всего, с требованиями ст.14 Закона №185-ФЗ о наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со ст.16 Закона №185-ФЗ. В этом случае предоставляется финансовая поддержка за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Статья 16 Закона №185-ФЗ регламентирует требования, предъявляемые к региональным адресным программам по переселению из аварийного жилья. Отметим в очередной раз тот факт, что Фонд содействия реформированию ЖКХ осуществляет финансовую поддержку мероприятий по переселению только из аварийного жилья. О ветхом жилье, в силу, видимо, отсутствия юридического определения в законе не упоминается.

Практически всеми субъектами РФ, за редким исключением, в 2013 году приняты региональные адресные программы переселения из аварийного жилья. И, так как муниципалитеты в каждом субъекте являются соисполнителями и участниками региональных программ переселения, то ими в соответствии с требованием региональной программы тоже были утверждены соответствующие муниципальные программы переселения. В сущности, отличие муниципальных программ от региональных состоит лишь в плановых показателях выполнения.

Какие же основные моменты можно выделить в региональных и муниципальных программах переселения из аварийного жилья?

Все программы, принятые после 1 января 2013 года должны быть завершены до 1 сентября 2017 года. Это связано с тем, что в соответствии с п.6 ст.З Закона №185-ФЗ Фонд содействия реформированию ЖКХ действует до 01.01.2018 г. и в дальнейшем подлежит ликвидации. Но, судя по темпам достижения показателей программ переселения, не все регионы смогут к 01.09.2017 г. полностью выполнить поставленные задачи. С определенной, достаточно высокой долей вероятности, можно предположить, что государством будет продлен срок функционирования Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Следующим важным моментом всех программ стоит отметить, что переселение осуществляется только из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу. Аварийное жилье, признанное аварийным позднее, должно быть расселено по решению муниципальных властей только за счет местного или регионального бюджета. Согласно ст. 20.9 Закона №185-ФЗ региональные власти могут подать заявку на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г. при соблюдении ряда условий: наличие региональной программы переселения такого жилья; обязательное включение перечня многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обязательное соответствие требованиям ст.16 Закона №185-ФЗ кроме требований п.1 ч.2 и ч.2.1 ст.16 Закона №185-ФЗ . Но самым главным условием является выполнение регионом обязательства по переселению граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2012 г. При выполнении всех условий возможна финансовая поддержка новых программ переселения за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в пределах лимита средств на переселение, установленного для субъекта РФ.

По данным сайта Фонда содействия реформированию ЖКХ по состоянию на ноябрь 2016 года 35 регионов имели отставание от графика переселения граждан более трех месяцев. И только два региона к этому времени успешно завершили выполнение своих программ: г.Москва и Московская область. С учетом оставшегося времени до завершения запланированного переселения, объемов нерасселенных площадей - 5766060 кв.м, аварийной жилплощади и темпов расселения за прошлые годы - за 2014-2015 годы расселено 5635430 кв.м, можно предположить, что большинство регионов с трудом справится с задачами действующих программ переселения. Поэтому ожидать, что 31322 аварийных дома, общей площадью более 8000000 кв.м., включенных в реестры после 01.01.2012 года, будут расселены до 01.09.2017 года, не стоит.

Из различий в программах переселения разных регионов отметим формирование некоторыми субъектами РФ государственных региональных жилищных программ по аналогии с федеральной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в которые в качестве подпрограмм включены мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таковыми, например, являются Государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014- 2020 годы» и аналогичные программы Калининградской, Тульской, Тюменской областей, Камчатского и Приморского краев, Чеченской Республики. С одной стороны, формирование комплексной жилищной программы позволяет во взаимосвязи решать задачи строительства и ремонта жилищного фонда, стимулирования инвесторов и обеспечения жильем отдельных категорий граждан, переселения из аварийного жилья и оказания мер государственной поддержки в приобретении жилья и многих других. С другой стороны, в столь неспокойной экономической обстановке сбой в одной подпрограмме непременно повлияет на выполнение задач в прочих подпрограммах. Нельзя однозначно определить, что комплексные жилищные программы решают поставленные задачи с большим успехом, чем отдельные адресные и наоборот. Например, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ Республика Татарстан находится в «красной» зоне, то есть темпы переселения отстают от плановых более чем на три месяца. В Самарской области переселение проходит по графику. Хотя оба региона решают комплексные жилищные задачи.

На сформулированном нами III этапе производится непосредственно переселение граждан, которое регулируется:

  • а) Статьями 32, 85, 86, 89 Жилищного кодекса РФ;
  • б) Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Алгоритм расселения граждан из ветхого и аварийного жилья можно представить следующим образом:

  • а) инициирование признания многоквартирного дома аварийным;
  • б) оценка и обследование многоквартирного дома межведомственной комиссией;
  • в) принятие компетентным органом решения о признании многоквартирного дома аварийным либо подлежащим реконструкции;
  • г) непосредственно расселение граждан.

Рассмотрим более подробно каждый из этих этапов. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подробно описан в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Основанием для проведения оценки жилых помещений межведомственной комиссией могут являться заявления собственников, нанимателей помещений, а также заключение органов государственного надзора и контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции. К заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. При необходимости может быть приложено заключение проектноизыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, а по усмотрению заявителя-собственника - заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Комиссии создаются органом исполнительной власти субъекта РФ - для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ и органом местного самоуправления - для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления, представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. Председателем комиссии назначается должностное лицо органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления. Состав межведомственной комиссии имеет немаловажное значение для принятия квалифицированного и компетентного решения.

Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 02.08.2016 №746 в Положение о признании внесены дополнения в части состава межведомственной комиссии при обследовании многоквартирного дома с момента выдачи разрешения о вводе в эксплуатацию которого прошло не более 5 лет. В этом случае оценка и обследование проводится комиссией созданной органом исполнительной власти субъекта РФ, а при наличии в составе этой комиссии лиц, причастных к выдаче разрешений на строительство обследуемого дома либо к выдаче разрешения на ввод его в эксплуатацию, устанавливается необходимость создания другой комиссии, в состав которой недопустимо включение указанных лиц и их представителей. Эти условия должны способствовать повышению качества вновь вводимого жилья, ответственности не только застройщиков, но и чиновников, принимающих решения в градостроительной сфере.

Поступившее заявление межведомственная комиссия рассматривает в течение 30 дней с даты регистрации и, в случае требования в заявлении о признании дома аварийным либо подлежащим капитальному ремонту, принимает одно из следующих решений, указанных в п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Полученное заключение межведомственной комиссии является основанием для соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения принять решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Собственники помещений могут оспорить вынесенное решение в судебном порядке.

Затем орган исполнительной власти, местного самоуправления издает распоряжение, где указывает дальнейшее использование помещения, сроки отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

При признании необходимым проведение реконструкции или капитального ремонта, затрагивающего конструктивные элементы здания, многоквартирного дома производится временное расселение граждан в маневренный фонд. Авторы Методических указаний по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности в 1998 году указывали на необходимость принятия региональных законов «О защите прав граждан при сохранении и обновлении жилищного фонда», территориальных нормативно-правовых актов - Положений о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции или капитальному ремонту. В своих рекомендациях в качестве аналогов они указывали Закон №28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», принятый Московской городской Думой 25.06.1997 года и Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции и капитальному ремонту в городе Челябинске, принятому решением Челябинской городской Думы от 01.07.1997 г. №11/12. На основании этих рекомендаций муниципальными образованиями были разработаны собственные положения о порядке переселения граждан, в частности, Постановлением администрации города Оренбурга от 08.02.2011 №619-п утверждено Положение «О порядке предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования «город Оренбург».

Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома регламентируется статьей 88 ЖК РФ и предусматривает переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно за счет наймодателя либо предоставление другого благоустроенного помещения с заключением договора социального найма. В отношении граждан, владеющих жилым помещением на основании договора найма и собственников жилых помещений, судами применяется действие закона по аналогии. Так, в апелляционном определении Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-8/2016 по иску администрации г.Мурманска к гражданке К., являющейся собственником жилого по- меще-ния, о выселении из жилого помещения на период проведения ремонтных работ, понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение судебная коллегия по гражданским делам установила, что «часть 4 статьи 3 ЖК РФ допускает выселение из жилища или ограничение в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, к числу таких оснований относится основание, указанное в статье 88 Жилищного кодекса» . Апелляционная жалоба администрации г.Мурманска была удовлетворена, а гражданку К. суд обязал переселить в жилое помещение маневренного фонда на время проведения капитального ремонта по правилам ч.1 ст.88 ЖК РФ.

По окончании работ по реконструкции либо капитального ремонта многоквартирного дома граждане, которым были предоставлены жилые помещения маневренного фонда, обязаны освободить их и за счет наймодателя переселиться в ранее занимаемые ими жилые помещения. Исключение составляют случаи, когда в результате реконструкции или капитального ремонта изменяется площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Если площадь уменьшается и в результате этого наниматель и проживающие с ним члены семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или площадь увеличится, существенно превысив норму представления жилых помещений, то наймодатель заблаговременно, до начала капитального ремонта или реконструкции, должен предоставить нанимателю подходящее помещение для заключения нового договора социального найма. В этом случае можно говорить именно о расселении из ветхого жилья. При принятии решения о реконструкции жилых помещений, находящихся в собственности граждан, по мнению Крашенинникова П.В., размер этого жилого помещения не может быть изменен без его согласия. В этом случае при принятии решения о реконструкции жилых помещений орган государственной власти либо орган местного самоуправления должен получить согласие собственников этих помещений на такую реконструкцию. Если собственник жилого помещения не согласен, чтобы его помещение было изменено, то проведение такой реконструкции невозможно . Постановлением Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года

№14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» указано, что при расселении собственников из жилых помещений в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту в случае возникновения споров при изменении вследствие произведенных работ площади жилого помещения суд вправе исходя из норм чЛ ст.7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч.Ю ст.32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену .

Таким образом, при признании многоквартирного дома подлежащим реконструкции либо капитальному ремонту, в обыденном понимании, называемом «ветхим», переселение граждан имеет временный характер, зависит от наличия свободных жилых помещений маневренного фонда. При необходимости и с согласия нанимателей, собственников помещений возможно переселение их и членов их семей в другие жилые помещения на постоянной основе.

В случае принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу орган, принявший такое решение указывает сроки отселения граждан из аварийного дома. От этого будет зависеть, когда с нанимателями помещений будут расторгнуты договора найма, а собственникам будет предъявлено требование о сносе аварийного дома. Назначаемые сроки отселения не могут быть поставлены в зависимость от наличия плана и срока сноса дома в случае, если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния или по иным основаниям.

Нанимателям по договору социального найма органы исполнительной власти или орган местного самоуправления должны предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначной площади в границах того же населенного пункта. Законодатель имеет в виду общую площадь помещения, а не жилую. Если переселяемые граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, то помещения предоставляются им по норме предоставления. Пунктом 2 статьи 89 ЖК определено право нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи требовать предоставления соответственно отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире, что и до выселения, в случае, если они занимали отдельную квартиру или не менее чем две комнаты. Количество комнат учитывается только при выселении из коммунальной квартиры и вселении в аналогичную. Если выселение происходит из квартиры, то число комнат в предоставляемом жилом помещении законом не регламентировано. По письменному согласию нанимателя вновь предоставляемое жилое помещение может находиться в другом населенном пункте. Граждан, отказывающихся расторгать договор социального найма без объективных на то причин, наймодатель вправе принудить к расторжению договора и выселению, обратившись с иском в суд. Примером может служить заочное решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга по делу №2-1433/2013 от

29.03.2013 г. по иску Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга к нанимателю по договору социального найма одной комнаты в доме коридорного типа К. о выселении из занимаемого им аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения - одной комнаты большей площади, расположенной в трехкомнатной квартире . Суд, изучив материалы дела, не установил обстоятельств, которые препятствовали бы выселению ответчиков в предоставленное им благоустроенное жилое помещение - комнату в трехкомнатной квартире, и удовлетворил исковые требования истов, посчитав их законными и обоснованными. При соблюдении всех установленных законом норм о благоустроенности нового жилого помещения, расположенности в том же населенном пункте, соответствии площади и количестве комнат остается под сомнением целесообразность нормы, позволяющей переселять граждан в отдельную комнату в квартире. Тем самым законодательно закреплена долгосрочная перспектива существования коммуналок.

С собственниками жилых помещений дела обстоят несколько иначе. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в определенный срок.

Если собственники помещений в аварийном доме осуществят его снос в течение предоставленного им срока, земельный участок остается в их общей долевой собственности. Они вправе принять коллективное решение о постройке нового многоквартирного дома либо распорядиться земельным участком любым другим законным способом.

Сложившаяся практика показывает, что собственники не в состоянии самостоятельно провести реконструкцию или снос дома в силу разных причин, поэтому чаще всего производится изъятие земельного участка для муниципальных нужд по окончании срока, установленного решением органа местного самоуправления. В этом случае в соответствии с п.1 ст.32 ЖК РФ производится изъятие жилых помещений у собственников, кроме помещений, принадлежащих на праве муниципальному собственности образованию. Обязательная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, включает в себя принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии. В данной ситуации юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. Поэтому сообщение в средствах массовой информации (например, по телевидению, радио, в печатных изданиях) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения .

Для собственников изымаемых жилых помещений на данный момент существует два варианта развития событий. Зависят они от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, не включенном в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. Собственнику жилого помещения в доме, включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по соглашению с органом исполнительной власти или местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения, вместо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение может быть предложено другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности с зачетом его стоимости в выкупной цене. При этом собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае, когда стоимость предоставляемого помещения выше выкупной цены изымаемого, то оплата разницы в цене может быть возложена на собственника только по соглашению сторон.

По правилам, ч.7 ст.32 ЖК РФ выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику изъятием этого помещения, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроиз- веденный капитальный ремонт. Выкупную стоимость можно условно разделить на две части:

  • а) рыночная стоимость жилого помещения, включая стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу многоквартирном доме, в том числе стоимость доли в праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок, установлена в положениях ст.36-38 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ.
  • б) убытки, которые несет собственник вследствие изъятия жилого помещения, установленные п.7 ст.32 ЖК РФ.

То есть собственник имеет право на денежную компенсацию затрат по переселению из аварийного дома в отличие от гражданина, проживающего на основании договора социального найма, переселение которого в жилое помещение маневренного фонда и обратно, осуществляется за счет наймодателя только при предоставлении жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома.

Принудительное изъятие жилого помещения допускается на основании решения суда по иску, предъявленному собственнику, не заключившему соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, но не ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества. Собственнику будет выплачена выкупная цена, определенная решением суда.

Рассмотренный порядок переселения применяется для многоквартирных домов, попадающих под действие программ переселения, то есть признанных аварийными до 01.01.2012 года и не включенных в такие программы. И если в первом случае финансирование производится муниципальным и региональным бюджетами в совокупности с

Фондом содействия реформированию ЖКХ в рамках действия Закона №185-ФЗ, то для аварийных домов, признанных таковыми после

01.01.2012 года регионам приходится искать собственные пути решения возникающих проблем. Особенно если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния.

Решением в этом случае может стать указание в региональных программах переселения, целевых либо комплексных жилищных программах необходимость привлечения инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволяющих повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечивающих дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилья. Необходимо предусмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования изымаемых участков, в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство. Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.

Источниками инвестиционных ресурсов в перспективе должны стать кредиты банков, муниципальные/региональные облигационные займы, капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов инженерной инфраструктуры.

В Оренбургской области в целях повышения доступности и комфортности жилья, качества жилищного обеспечения населения действует Государственная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014- 2020 годах», принятая Постановлением Правительства Оренбургской области от

30.08.2013 года№737-пп.

Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. В муниципальных образованиях, целесообразно говорить о концепции реконструкции отдельных территорий, подходах к их преобразованию с позиций привлекательности для инвесторов, жителей и муниципального образования в целом. В зависимости от стратегии реконструкции устанавливается градостроительный регламент зоны с предписанием видов и параметров разрешенного использования недвижимости. Для повышения инвестиционной привлекательности жилищно- коммунальной инфраструктуры необходимо предусмотреть обеспечение условий снижения рисков потенциальных инвесторов.

Подводя итог рассмотрению этапов реализации программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, стоит отметить, что каждый этап имеет свои особенности, связанные с субъектным составом, методами реализации, процессуальными особенностями. Природа и решение возникающих при реализации переселения споров тоже зависит от того, на каком из этих этапов они появляются.

Список использованной литературы

  • 1. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс].: федер. закон от 21.07.2007 г. №185-ФЗ. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО Кон- сультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 2. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 17.12.2010 г. №1050 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 г. №323 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 4. Панин, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» (постатейный) [Электронный ресурс]. / А. Н. Панин, В. Ю. Коржов / под ред. Е.А. Каменевой // Информационноправовой портал ГАРАНТ.РУ. - Москва: ООО НПП ГАРАНТ-СЕРВИС, 2017. - Режим доступа: http://base.garant.ru.
  • 5. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. - Москва: Статут, 2012. - 620 с.
  • 6. Реформа ЖКХ [Электронный ресурс]. / Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. - Режим доступа: https://www.reformagkh.ru.
  • 7. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-3914/2015 33-8/2016 [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система Право.ги. - Москва: ООО СПС Право.ру, 2017. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru.
  • 8. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс].: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО КонсультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 9. Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от
  • 29.03.2013 г. по делу №2-1433/2013 [Электронный ресурс]. // Консорциум Кодекс.- Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.

Расселение ветхого жилья осуществляется для освобождения многоквартирного дома от проживающих в нем лиц. Процедура проводится в случаях, когда необходимо провести снос строения, его переориентацию или улучшение жилищных условий третьих лиц. Государством предусмотрена возможность переселения граждан, занимающих помещения вне зависимости от формы собственности или найма. Власть также формирует комиссии и контролирующие органы, осуществляющие расселение аварийных домов и строений с изношенной инфраструктурой, информирующие население и производящие передачу жилья или денежных средств лицам, лишенных прежней жилплощади.

Законодательно процедура расселения закреплена в рамках . В Жилищном кодексе также существуют нормы, обеспечивающие законность при процедуре: регламентирует обязанность выселения собственников. Согласно , основную роль в осуществлении расселения играют региональные власти и территориальные подразделения Минстроя. Субъекты федерации, города федерального значения принимают местные законы, раскрывающие суть процесса для отдельных списков домов, учитывая при этом качество и благоустройства имущественного фонда.

Москва и Санкт-Петербург , являясь крупнейшими носителями коммунального жилья, обладают законодательством по расселению подобных квартир. Общая суть законов сводится к улучшению качества жизни у граждан и контролю за безопасностью конструкций многоквартирных домов.

Какое жилье признается ветхим

Процедура оценки жилья на несоответствие стандартам инициируется по обращению граждан и государственных структур, ответственных за поддержку жилого фонда. Граждане могут обращаться как персонально, так и от лица форм самоуправления (ТСЖ , УК ).

Комиссия, определяющая, является ли здание ветхим или нет, состоит из специалистов отдела архитектуры, жилищной инспекции, коммунального хозяйства и благоустройства. В ходе анализа несущих стен, перекрытий и коммуникаций публикуется характеристика жилого помещения, выдаваемая каждому гражданину, проживающему в строении.

Постановление №47 регламентирует критерии признания жилья ветхим:

  • Естественный износ стен и перекрытий составил 65-70% и не может быть исправлен в рамках капитального ремонта. Такой показатель износа проявляется в осыпании отдельных частей бетонных (кирпичных) конструкций, гниении деревянных элементов;
  • Коммуникации не обеспечивают достаточный уровень электроснабжения, поступления горячей воды (только для домов, высотой более 2 этажей ). Эксплуатация в таком виде может привести к техногенным авариям и полному выходу из строя;
  • Износ привел к нарушению санитарных норм по уровню шума, наличию бактериологической и химической угрозы. Вследствие дальнейшей эксплуатации строения возможны негативные последствия для здоровья и жизни граждан.

Комиссия, оценивая степень износа, должна также составить заключение о невозможности проведения крупномасштабного ремонта. Данное обстоятельство реализуется в домах, существенно превысивших амортизационный ресурс (60 -70 лет ).

Гражданин, решивший самостоятельно ходатайствовать о признании строения непригодным для проживания, должен:

  1. Созвать собрание жильцов, где и получить решение товарищества;
  2. Опционально – заказать независимую экспертизу;
  3. Написать заявление на имя главы муниципалитета, в рамках которого потребовать созыва Межведомственной комиссии. Посмотреть и скачать образец документа можно здесь: .
  4. К заявлению приложить технический план, решение собственников (нанимателей), документы технической экспертизы. Поданные жалобы на конструкционные недостатки могут быть также приняты к сведению.

Варианты расселения из ветхого и аварийного жилья

Если по результатам работы комиссии принято решение о том, что дом подлежит сносу как ветхое либо аварийное строение, жильцам вручаются уведомления и характеристики. Дальнейшие действия граждан зависят от оснований пользования квартирой.

Наибольшей самостоятельностью обладают собственники квартиры, закрепившие свое право в Федеральном реестре. На основании статьи 32 ЖК РФ , государство обязано предложить денежную компенсацию или альтернативную квартиру, не уступающую по параметрам предыдущей. Денежная компенсация должна быть назначена по результатам оценки рынка: принимается во внимание стоимость квартиры с аналогичной площадью, уровнем благоустройства и в том же районе.

В случае, если лицо не согласно с назначенной компенсацией, спор решается мировым судьей. Если при расселении выбрана квартира, то денежная компенсация засчитывается в качестве оплаты. Нехватка средств на полную оплату может установить режим долевой собственности гражданина и государства (часть квартиры предоставляется по договору соцнайма).

Наниматели квартиры обладают меньшим перечнем возможностей: лицо обязано заключить новый договор найма. Отказ от заключения также допустим: если квартира не соответствует уровню комфорта, благоустройства и площади, а также ухудшает качество жизни. На основании отказа, государство предоставляет иную квартиру. В противном случае дело также решается путем судебного рассмотрения.

Квартиры, предлагаемые жильцам ветхого строения, возводятся в рамках региональных программ расселения. Государственные органы, производящие контроль на всех стадиях строительства, обязаны не допускать нарушений и обеспечивать высокий уровень благоустройства. В редких случаях (менее 2,5% согласно статистике Программы расселения) допускается закупка квартир на вторичном рынке.

Порядок расселения из ветхого и аварийного жилья

Согласно виду собственности, а также выбранному варианту, меняется список действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы осуществить расселение собственников из ветхого жилья . В частности, если собственник предпочел получить денежную компенсацию, требуется:

  1. Подать заявление на имя главы муниципалитета о получении компенсации за квартиру. К заявлению прилагаются договоры, свидетельство о праве собственности. Посмотреть и скачать образец документа можно здесь: ;
  2. Дождаться решения комиссии о предоставлении денежной выплаты. Уведомление должно быть направлено в течение 5 дней с момента подачи заявления;
  3. Заключить соглашение с администрацией о передаче имущества;
  4. Произвести фактический выезд из квартиры, который должен быть зафиксирован сотрудником местной администрации в форме акта;
  5. Предоставить собственный расчет, в котором также указываются прочие расходы, понесенные в ходе вынужденного переезда. Администрация обязана покрыть все доказанные расходы, включая временную аренду помещения;
  6. Получить расчет за квартиру. Деньги перечисляются на банковский счет. Дальнейшее их назначение полностью зависит от воли собственника, если только он не брал на себя каких-либо обязательств (например, улучшение жилищных условий ребенка).

В случае, если собственником является государство, а квартира ранее передана на основании договора соцнайма, необходимо:

  1. Подать заявление о включении в программу расселения;
  2. Подтвердить документально состав семьи, количество прописанных лиц;
  3. Дождаться решения межведомственной комиссии. При вынесении решения назначается квартира, аналогичная по площади, но по благоустройству соответствующая стандартам в данном регионе;
  4. Несмотря на то, что ответ поступает в течение 15 дней , на практике квартиры передаются на основании графика, часто с задержкой;
  5. Провести осмотр квартиры и зафиксировать все недостатки в рамках акта приема-передачи.

Расселение аварийного жилья в 2015 году не обязывает вставать на учет – достаточно предоставить доказательства проживания в аварийном доме. На выбор квартиры не влияют действующие нормы САНПиН: квартира предоставляется в соответствии с прежней площадью и не может быть увеличена на основании увеличения числа проживающих лиц. В этом случае следует разграничивать очередь на улучшение жилищных условий и расселение.

Список необходимых документов

В ходе проведения расселения предоставляются:

  • Договор соцнайма, куплии-продажи и иные документы, подтверждающие законность обладания имуществом;
  • Свидетельство о собственности (исключительно для владельцев);
  • Заявление с требованием провести расселение в рамках программы. В документе фиксируются сведения о заявителе, членах его семьи и адрес;
  • Документы, удостоверяющие согласие заинтересованных лиц (кредиторов, супругов, органов опеки);
  • Программа реабилитации (для инвалидов, которым требуются особые условия проживания);
  • Справка о составе семьи и прописанных лицах;
  • Паспорт заявителя.

Нюансы при расселении ветхого и аварийного жилья

Во время расселения следует учитывать, что государство должно улучшить место проживания, при этом не нарушив требования Жилищного кодекса . Частая проблема, с которой сталкиваются жильцы, заключается в перемещении их в жилые массивы, находящиеся в других административных единицах. Согласно последним новостям, противоречия между географическим и административным определением очертаний населенного пункта трактуются в пользу граждан.

Следствием коррупции, схем мошенников и недостатка контроля может стать вселение в недостроенный дом или строение, возведенное с нарушениями. При заселении необходимо обязательно отразить все недостатки, связанные с придомовой территорией, подъездом и самой квартирой. Застройщику дается 3 дня на устранение недостатков или мотивированный ответ. Следует учитывать, что предоставление квартиры – это обязанность государства, и при некачественном оказании услуги оно несет ответственность в судебном порядке.

Текущие программы устанавливались на 7 лет в 2010 году . Таким образом, точных сведений о расселении после 2017 года не публиковалось. Примечательно, что приватизация, являющаяся единственной возможностью получения денежных средств за квартиру, заканчивается в 2016 году .

Наиболее популярные вопросы и ответы по расселению из ветхого и аварийного жилья

Вопрос : Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Перед расселением проживали втроем в трехкомнатной квартире площадью 70 квадратных метров . Поскольку квартира получена по договору соцнайма, в администрации выдали квартиру такой же площади, но двухкомнатную. Насколько это законно?

Ответ : Кирилл, в данном случае действия государства законны. требует лишь сохранения площади. Расселение, согласно постановлению Правительства №47 , преследует лишь цели сохранения прав граждан, но никак не улучшения жилищных условий. На основании данной формулировки, при получении новой квартиры не применяются нормы , требующие сохранения количества комнат.

Заключение

Процедура расселения применяется при обеспечении законных прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде. Администрация населенного пункта, занимающаяся этой процедурой, обязана следовать нормам, которые регламентирует закон о расселении из ветхого и аварийного жилья в 2015 году :

  1. Оценивать износ недвижимого имущества, самостоятельно установив риск наступления аварий;
  2. Предоставлять квартиру или денежную компенсацию в оговоренный срок;
  3. Контролировать благоустройство сдаваемой квартиры;
  4. Повторно заключать договора соцнайма с жильцами;
  5. Сохранять общую площадь прежней квартиры при переселении.

Одним из самых спорных вопросов в жилищном праве является расселение аварийного жилья. Законы не всегда работают на практике, поэтому граждане вынуждены жить в условиях, небезопасных для людей. Чтобы программа работала, как положено, россияне должны знать свои права и обязанности.

Какое жилье признается таким

Понятия «аварийное жилье» не существует в постановлении Правительства №47 или в Жилищном кодексе. Однако оно используется на практике и упоминается в рекомендациях по содержанию жилищного фонда, которые не являются официальным документом.

Здание считается аварийным, если больше 50% несущих конструкций и жилых помещений представляют опасность для граждан. Ветхое жилье не является аварийным, так как в нем отсутствуют деформации, приводящие к разрушению.

Будет ли переселение из аварийного жилья в 2019 году, последние новости

По статистке, в 2019 году аварийным считаются 11 миллионов кв. км. жилплощади. В этом году государство собирается переселить минимум 7 миллионов кв. км. Председатель Фонда ЖКХ Сергей Степашин заявил, что к концу 2019 года программа должны быть выполнена на 90% или более.

Условия

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Главным условием является переселение в одинаковые условия. Основной проблемой является планировка аварийных домов.

Им уже несколько десятков лет, они строились по другим нормам проектирования. Раньше квартиры площадью 40 квадратов строились с 2 комнатами, сейчас с одной. Поэтому семья будет переселена в однушку, а не в двушку.

Формально нормы предоставления жилплощади при переселении из аварийного жилья соблюдены, но не условия переселения, так как гражданин должен получить столько же комнат.

Единственный способ переехать в квартиру с 2 комнатами - пойти в суд, который рассмотрит состав семьи и примет решение.

Денежные средства, которые тратят граждане на переезд, должны быть возмещены в полном объеме.

В нескольких регионах граждан расселяют массово, муниципалитет оплачивает работу грузчиков, которые единовременно транспортируют мебель, технику и личные вещи в новый дом.

Правила

Новое жилье должно соответствовать определенным требованиям. Жилищный кодекс обязывает государственные и муниципальные органы найти жилплощадь, которая соответствует пожарным, техническим и санитарным нормам.

Благоустроенность нового жилья определяется по следующим правилам:

  • присутствие всех удобств, включая транспортные развязки, коммунальные услуги и планировку квартиры;
  • обмен должен быть равноценным. Площадь новой квартиры не может быть меньше старой;
  • новое жилье должно находиться в том же населенном пункте. Если возможно, уровень благоустройства района не должен отличаться;
  • должны учитываться льготы определенных групп граждан.

Собственники вправе проверить предложенное жилье перед подписанием договора и отказаться переезжать, если их не устраивают условия.

Порядок действий

Процесс начинается после подписания соответствующего акта от органа, который следит за состоянием жилого фонда, и заполнения заявления от собственника. Затем собирается комиссия, которая признает/не признает жилье аварийным.

Жилищным кодексом установлен порядок действий подтверждения непригодности собственности для проживания:

  1. Заявление и документы проверяются на наличие оснований.
  2. Если требуются дополнительные данные, собственникам отправляется запрос.
  3. Определяется комиссия, которая проведет досмотр жилья.
  4. Работа комиссии оценивается.
  5. Составляется акт обследования.
  6. Пишется заключение.
  7. Органами власти принимается решение о признании жилья аварийным, либо об отказе удовлетворения требований.
  8. Собственники смотрят новое жилье, подписывают договор мены и переезжают.

Какие нужны документы

Собственники подают заявление, подкрепив его следующими документами:

  • копиями бумаг, наделяющими граждан правом собственности на недвижимость;
  • положительным заключением комиссии;
  • заключением проектно-изыскательной комиссии об аварийном состоянии несущих конструкций и ограждений дома;
  • любыми документами, доказывающими аварийность жилья.

Заявление разрешено подать лично, отправить по почте, разместить онлайн на портале Госуслуг или передать через представителя.

Срок

Когда документы прошли первичную проверку, у заявителя есть 30 дней на их рассмотрение. Комиссия может принять одно из следующих решений:

  • жилье пригодно для проживания и не представляет опасности гражданам;
  • жилье требует капитального ремонта;
  • жилью нужна реконструкция или перепланировка;
  • собственность не соответствует нормам, небезопасна для проживания;
  • дом является аварийным и подлежит сносу;
  • дом признан аварийным и будет реконструирован.

В зависимости от принятого решения комиссия составляет специальный документ в 3 экземплярах - для заявителя, для собственника и для органов власти.

Особенности

Когда решение принято, собственники должны получить распоряжение, в котором прописаны сроки проведения переселения. Если дом подлежит сносу, договоры социального и коммерческого найма аннулируются в судебном или добровольном порядке.

Статьей 57 Жилищного кодекса установлено, что расселение относится к вынужденным мерам, поэтому если граждане отказываются переезжать, муниципальное образование вправе подать иск в суд.

Площадь и планировка новой квартиры подбираются в соответствии договору социального найма и документам на недвижимость. Хоть по закону новая жилплощадь должна быть не меньше старой, имеется в виду вся площадь помещения, а не только жилая.

Количество комнат играет роль при переселении из коммунальной квартиры и вселении в такую же. При выселении из обычной квартиры повлиять на количество жилых комнат можно только через суд.

Для нанимателя

Статьей 89 Жилищного кодекса установлено, что помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по площади, благоустроенным по меркам населенного пункта и отвечать требованиям о переселении.

Если наниматель занимал квартиру или несколько комнат, он имеет право получить жилое помещение, состоящее из такого же числа комнат.

Собственника

Собственник квартиры имеет право выбирать: либо он получает новую квартиру, либо ему выплачивается цена за старую квартиру.

В выкупную цену входит не только стоимость недвижимости, но и затраты, связанные с переездом на новое место, поиском нового места жительства и оформления всех документов. Платеж поступает на банковский счет собственника, изменить сумму нельзя.

Если собственник не согласен выезжать и не принимает выкуп, администрация может подать иск в суд. Он может признать захват собственности при переселении из аварийного жилья легальным.

Собственник получит денежную сумму, установленную судом, и будет вынужден покинуть помещение в принудительном порядке. Без помощи юриста выиграть судебный процесс практически невозможно.

Из муниципального жилья

Если жилье признано аварийным, межведомственная комиссия оформляет акт обследования жилплощади и принимает решение о расселении граждан. Людей переселяют в первоочередном порядке, начиная с самой небезопасной жилплощади.

Порядок и правила расселения устанавливаются в каждом регионе отдельно. Сроки и благосостояние квартиры также зависят от решения местных органов власти.

Отказ

Граждане могут отказаться от переселения по следующим причинам:

  • низкий уровень благосостояния новых квартир;
  • неудобное расположение предоставляемого объекта по сравнению со старой квартирой;
  • маленькая сумма компенсации за аварийное жилье.

Любая причина должна быть подкреплена законами и документами, оформленными согласно правилам жилищного законодательства.

Затем собственники подают иск в суд, если в судебном процессе основания для отказа признают недостаточными или необоснованными, все жильцы обязаны выселиться в принудительном порядке, решение обжалованию не подлежит.

Отказ от переселения заполняется на отдельном бланке и является основанием для принудительного переезда граждан. Выселение без разрешения собственников и без судебного процесса невозможно.

Инициаторами судебных разбирательств могут быть прокуратура, местные органы власти или органы надзора и жилищного контроля.

Если прошение о принудительном выселении будет одобрено, приговор вступит в силу в процессе исполнительного производства.

Если граждане попробуют избежать выполнения судебного решения, на них лягут расходы на исполнительное производство и административные штрафы.

Судебная практика

У местных органов власти есть 3 месяца с момента обращения собственников суд, чтобы подготовить документы и составить ответный иск. Если земельный участок изымается для муниципальных нужд, процесс может занимать до полугода.

Если в течение 3 месяцев собственник не подписывает соглашение об изъятии имущества, то муниципалитет сможет выселить гражданина через суд с равнозначным предварительным возмещением ущерба.

Если собственник не согласен с иском, он вправе изложить свои аргументы в возражении, суд учтет этот документ.

Большинство разногласий возникает по поводу размера и способа возмещения средств за квартиру. Например, муниципалитет предлагает взамен недвижимость, а собственник хочет получить денежную компенсацию. Или размер выплат может быть меньше, чем рассчитывает гражданин.

Жилищным кодексом собственникам дано право выбрать дом или квартиру, в которую они переезжают. Муниципалитет обязан предложить как минимум 3 разных варианта недвижимости в том же районе, где проживал человек.

Если гражданин согласен или изъявил желание жить в другом районе, его решение будет рассмотрено и принято к сведению. Если собственников выселяют незаконно (при наличии доказательств), суд встанет на их сторону.

Видео: Расселение аварийного жилья. Консультация юриста Палаты недвижимости

Новое на сайте

>

Самое популярное