Домой Банки Развитие экономики страны жизнь и. Основные экономические факторы

Развитие экономики страны жизнь и. Основные экономические факторы

Тема 12. Экономический рост и цикличность экономического развития

1. Экономическое развитие и его уровень. Показатели экономического роста и развития.

2. Причины и типы экономического роста.

3. Теории экономического роста.

4. Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла.

5. Сущность, причины, закономерности и виды экономических кризисов.

  1. Ефимова Е.Г. Экономика: Учеб. пособ.– М.: МГИУ, 2005. – С. 313-329.
  2. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособ. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: ДиС, 2001. – С. 245-247; 320-331.
  3. Макроэкономика: Учеб. пособ. / Под общ. ред. Л.Г. Сенокосовой. – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2010. – С. 94-128.

Экономическое развитие и его уровень. Показатели экономического роста и развития

– это эволюция его производительных сил и производственных отношений, обычно идущая на базе расширенного воспроизводства. Экономическое развитие общества представляет собой многофакторный процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения.

Уровень экономического развития – это состояние народного хозяйства (общественного производства) страны (группы стран, экономического района) в определённый исторический момент.

По уровню экономического развития различают:

· развитые страны (США, Япония, ФРГ, Швеция, Франция и др.);

· развивающиеся (Бразилия, Индия и др.), в том числе наименее развитые (в основном государства Тропической Африки);

· страны с переходной экономикой (бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы, Китай, Вьетнам, Монголия), большинство из которых занимают как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами.

Для оценки уровня экономического развития страны используется следующая система показателей :

1. Общий объем реального ВВП, темпы его роста и прироста – эти показатели характеризуют главным образом экономический потенциал страны;

2. ВВП/ВНП на душу населения – является ведущим показателем уровня экономического развития. Например, ВВП на душу населения в Люксембурге в 2010 г. составил около 82 тыс. долл., что в 82 раза превосходит ВВП на душу населения в одной из беднейших стран – Эфиопии и даже выше, чем в США (ВВП на душу населения в США в 2010 г. составил около 47 тыс. долл.), хотя экономические потенциалы США и Люксембурга несравнимы. В России в 2010 году ВВП на душу населения составил 15,9 тыс. долл.; в Украине – 6,7 тыс. долл.; В Молдове – 2,5 тыс. долл.;


3. Показатели отраслевой структуры экономики – доля промышленности и сельского хозяйства в народном хозяйстве; удельный вес производства средств производства; доля, объём и темпы развития прогрессивных отраслей народного хозяйства;

4. Показатели производства основных видов продукции на душу населения;

5. Показатели уровня и качества жизни населения – продолжительность жизни, степень заболеваемости различными болезнями, уровень медицинского обслуживания, уровень образования, социального обеспечения, состояние природной среды и др. Немаловажное значение имеют показатели доходов населения, занятости и безработицы. Обобщающим показателем наиболее важных из перечисленных параметров является индекс развития человеческого потенциала , который вбирает в себя показатели продолжительности жизни, охвата населения образованием, объема ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. В 2010 г. этот индекс в России составил 0,755, что близко к среднемировому значению. В развитых странах он приближается к 1, а в наименее развитых – был близок к 0,2;

6. Показатели экономической эффективности – к ним прежде всего относятся производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, капиталоемкость единицы ВВП:

· производительность труда измеряется отношением выпуска продукции (национального дохода) к затратам живого труда . Обратный ему показатель – трудоемкость продукции , показывающий сколько обществу необходимо затратить труда, чтобы произвести единицу продукции;

· рентабельность производства комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. В общем виде рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к затратам , т.е. к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Показатели рентабельности часто выражают в процентах;

· фондоотдача (производительность капитала) – это показатель, отражающий уровень эксплуатации основных средств и эффективность (результативность) их использования; измеряется отношением стоимости выпущенной продукции (национального дохода) к затратам основного капитала (среднегодовой стоимости основных средств) .

· капиталоемкость (фондоемкость) продукции – показатель, обратный показателю фондоотдачи, показывающий сколько обществу необходимо затратить основного капитала, чтобы произвести единицу продукции.

В целом экономическое развитие общества - противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие характеризуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции.

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируется экономический рост, хотя это один из критериев экономического развития. Под экономическим ростом понимается простое увеличение объема производства национального дохода, что позволяет повысить размер душевого дохода. Экономическое же развитие означает такое совершенствование производства, инвестиции в которое ведут к повышению качественных социально-экономических показателей. Речь идет о восстановлении экологического равновесия, оздоровлении условий труда, возвышении уровня потребностей и потребления в обществе.

Итак, экономический рост – это одна из составляющих экономического развития, характеризующая положительную динамику движения экономики.

Экономический рост это долговременная (долгосрочная) тенденция увеличения реального уровня валового внутреннего продукта (ВВП). Простыми словами, экономический рост – это увеличение реального дохода в экономике (ВВП, ВНП, НД), а также рост реального выпуска в расчете на душу населения.

Экономический рост определяется в абсолютных и относительных величинах. Основные показатели экономического роста следующие:

1. Абсолютный годовой рост ВВП: ;

2. Годовой темп роста ВВП : ;

3. Годовой темп прироста ВВП : или где Y – ВВП)

4. Годовой темп роста ВВП на душу населения ;

5. Годовой темп роста промышленного производства в целом и его отраслей на душу населения .

Экономический рост рассматривается с количественной и качественной сторон. Количественный подход к определению экономического роста определяется ростом объема ВВП (ВНП) или НД и используется при оценке динамики экономического роста страны. Качественный подход к оценке экономического роста определяется темпами роста ВВП (ВНП) или НД в расчете на душу населения и используется при оценке уровня и качества жизни в разных странах.

Главная цель экономического роста – повышение жизненного уровня всего населения и обеспечение безопасности страны. Практически темпы экономического роста важны для каждой страны. Чем выше темпы экономического роста, тем быстрее страна достигнет поставленных целей развития. Теоретически правительство каждой страны в качестве цели экономического роста объявляет повышение благосостояния населения своей страны.

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Ксенофонт древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель.

Аристотель противопоставлял экономику хрематистике -- отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. Аристотель противопоставлял хрематистику и экономику, как целенаправленную деятельность по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека. При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства. Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена. Хрематистика рассматривает ситуацию, когда прибыль и накопление денег стало основной целью деятельности (например, ростовщичество, спекулятивная торговля). Деньги выступают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена. К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый.-- Аристотель. Политика

Аристотель также полагал, что из-за хрематистики у людей появилось представление о безграничном имуществе и богатстве, однако он же предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно.

В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, обеспечивающим потребление на грани физического выживания. Сначала первобытные люди добывали средства к существованию, охотой и собирательством, но в результате неолитической революции возникли земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство. Возникло рабовладение.

Постепенно развивался товарообмен, который сначала осуществлялся в форме натурального обмена, но с появлением денег превратился в торговлю. Тем не менее, в обществах Древнего мира и Средневековья преобладающим было натуральное хозяйство. С конца XV века началась Эпоха великих географических открытий, которая привела к тому, что сложилась мировая экономика и началась эпоха первоначального накопления.

В эту эпоху создалась одна из первых школ экономической теории.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма -- увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У. Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше, чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641).

Антуа де Монкретьен (1575-1621) ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами. Они выражали интересы крупных землевладельцев. Физиократия - французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 года Франсуа Кенэ. Несмотря, что школа была открыта, термин «физиократы» вошел в употребление лишь в XIX в. При жизни Франсуа Кенэ и его учеников, они себя называли «экономистами», а свое учение - «политической экономией».

Название «физиократия» дано Дюпон де Немуром -- первым издателем сочинений Кенэ -- ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» в хозяйственной жизни общества -- идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Классическая школа политэкономики.

С последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела к тому, что в наиболее развитых странах большинство населения к концу XIX века было занято уже не в сельском хозяйстве, а в промышленности.

Преобладающей экономической системой стал капитализм. Происходил процесс превращения традиционного общества в современное, аграрного общества в индустриальное общество.

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии. Основная идея в учениях Адама Смита -- идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма - Марксизм.

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируемую из центра. Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма:

В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоимостная характеристика резко уменьшается.

Неоклассическая экономическая теория - Маржинализм.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются:

Карл Менгер.

Фридрих Визер.

Леон Вальрас.

Эйген-Бем-Баверк.

Уильям Стэнли Джевонс.

Основная идея -- использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции. экономический монетаризм меркантилизм денежный

Также возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и Маржинализма неоклассическая школа, в ней экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Представители неоклассической школы:

Альфред Маршал.

Артур Пигун.

Кейнсианство.

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода. Дж. Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма.

Это направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан -- институций (семья, партия, профсоюз и т.д.).

Понятие Институционализма включает в себя два аспекта: «институции» -- нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» -- закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Главная идея современного Институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, а экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.

Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма).

Монетаризм -- макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Современный монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было дано Карлом Бруннером.

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков.

По мнению Милтона Фридмана микроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хозяйство, фирмы и экономические рынки.

Монетарное правило.

В связи с действием принципа нейтральности денег монетаристы выступали за законодательное закрепление монетаристского правила, заключающегося в том, что денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Соблюдение этого правила устранит непредсказуемое влияние антициклической кредитно-денежной политики. По мнению монетаристов, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции.

Несмотря на логичность данного утверждения, оно сразу стало объектом острой критики со стороны кейнсианцев. Они утверждали, что глупо отказываться от активной кредитно-денежной политики, так как скорость обращения денег не стабильна, и постоянный рост денежного предложения может вызвать серьёзные колебания совокупных расходов, действуя дестабилизирующее на всю экономику.

Подробное решение Параграф § 3 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Как экономический рост влияет на развитие общества и человека? Чем экономический рост отличается от экономического развития? Почему экономика развивается циклами?

Экономический рост - это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).

Объем основного капитала;

Новые технологии.

Экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство. Следует отметить важную особенность инвестиций: в момент своего осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующие периоды - совокупное предложение, так как увеличивают объем производственных мощностей.

Для экономического роста важным фактором является научно-технический прогресс, так как он позволяет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно и способствует повышению производительности труда.

Экономическое развитие - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения материальных благ. Это процесс улучшения качества всех человеческих жизней и возможностей повышения уровня жизни, самоуважения и свободы.

Экономические циклы - колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющемся сжатии (экономическом спаде, рецессии, депрессии) и расширении экономики (экономическом подъёме). Циклы носят периодический, но, обычно нерегулярный характер. Обычно (в рамках неоклассического синтеза) интерпретируются как колебания вокруг долгосрочного тренда развития экономики.

Теория реальных экономических циклов объясняет спады и подъёмы воздействием реальных факторов. В индустриальных странах этим может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах - урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут стать форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия). Предвидя изменение экономической обстановки в худшую или лучшую сторону, домохозяйства и фирмы массово начинают экономить или больше тратить. В результате сокращается или возрастает совокупный спрос, уменьшается или увеличивается оборот розничной торговли. Фирмы получают меньше или больше заказов на изготовление продукции, соответственно меняется объём производства, занятость. Меняется деловая активность: фирмы начинают сокращать ассортимент выпускаемой продукции или наоборот запускают новые проекты, берут кредиты на их осуществление. То есть вся экономика колеблется, стремясь прийти в равновесие.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Чем характеризуется экономический рост?

Факторами экономического роста являются:

Количество и качество природных ресурсов;

Количество и качество трудовых ресурсов - производительность труда, образование и профессиональная подготовка;

Объем основного капитала;

Новые технологии.

Перечисленные факторы способствуют физическому росту производства, но также необходимо, чтобы происходило использование, или потребление, возросшего ВВП. Поэтому рост зависит также от факторов спроса (повышение уровня совокупных расходов) и факторов распределения (эффективное использование ограниченных ресурсов в различных отраслях).

Экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство.

Вопрос 2. Увеличивает ли экономический рост доходы от налогообложения? За счёт чего?

Сам по себе экономический рост увеличивает доходы от налогообложения и сокращает необходимость в расходах на социальные нужды, таких, как пособия по безработице.

Вопрос 3. Каким образом экономический рост сокращает необходимость в расходах на социальные нужды?

За счет того, что создаются новые рабочие места, безработица снижается.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что понимается под экономическим ростом страны и как он измеряется?

Экономический рост - это количественная сторона развития экономической системы, характеризующаяся расширением её (системы) масштабов. Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. При этом особо выделяют равновесный сбалансированный рост, т. е. такой рост экономики, при котором темпы развития отраслей или секторов экономики внутренне согласованы.

Наиболее распространённая мера экономического роста - темпы изменения валового национального продукта (ВНП) или валового внутреннего продукта (ВВП) в расчёте на душу населения (с учётом изменения цен). Увеличение ВНП за счёт более высоких цен текущего периода, т. е. изменение номинального (в ценовом выражении) ВНП, не может рассматриваться как экономический рост.

Экономический рост принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных (в виде процента или коэффициента к величине предшествующего периода).

Абсолютный прирост показывает, насколько уровень текущего периода выше или ниже базисного. Он может иметь положительный или отрицательный знак. Например, если в данном году реальный ВНП составил 120 млн р., а в предыдущем 100, то абсолютный прирост как разность последующего и предыдущего уровней ряда динамики составит 20 млн р.

Темпом роста называется отношение последующего уровня к предыдущему или какому-либо другому, принятому за базу сравнения. Темп роста всегда имеет положительный знак.

При темпах роста, меньших 100%, или единицы, получаются отрицательные темпы прироста. Для нашего примера темп роста равен 120%, или 1,2 раза, а темп прироста равен 20%, или 0,2 раза.

Вопрос 2. Назовите факторы экстенсивного и интенсивного роста.

Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном рост достигается за счёт количественного увеличения ресурса. Рост конечного продукта общества сопровождается таким же и даже большим ростом затрачиваемых ресурсов.

Экстенсивный путь:

Увеличение числа занятых работников

Увеличение объёма инвестиций (вложений) при использовании неизменных техники и технологий

Увеличение объёма потребления сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов

Интенсивный путь:

Использование новейших технологий и принципиально новой техники

Повышение уровня образования и квалификации работников

Повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов

Улучшение организации труда и производства

Устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.)

К экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

При интенсивном типе рост достигается за счёт развития и освоения современных достижений науки и техники, увеличения производительности труда, отдачи основных фондов, улучшения использования сырья и материалов (обычно при сочетании всех этих факторов). Интенсивные факторы роста становятся преобладающими.

В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие. Например, может происходить одновременно и прирост количества рабочей силы, и повышение её качества или расширение поля производства и совершенствование технической базы производственного процесса. В зависимости от того, какой способ преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста.

Вопрос 3. Чем экономический рост отличается от экономического развития?

Понятие «экономический рост» близко к понятию «экономическое развитие», но не тождественно ему. Рост есть составляющая экономического развития, которое понимается как процесс, включающий периоды роста и спада, количественных и качественных изменений в экономике. Рост - это положительная динамика экономики. Спад - отрицательная динамика как экономики в целом, так и отдельных её фаз, сфер, секторов, факторов и элементов.

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и повышение качества жизни населения.

Вопрос 4. Какова система показателей экономического развития страны?

Известны различные модели экономического развития. Но при всём многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.

Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются прежде всего следующие:

Общий объём реального ВВП;

ВВП/ВНП на душу населения;

Отраслевая структура экономики;

Производство основных видов продукции на душу населения;

Уровень и качество жизни населения;

Показатели экономической эффективности.

Если объём реального ВВП (ВНП) характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП (ВНП) на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.

Уровень экономического развития страны - это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и мирового сообщества в делом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.

В рамках Программы развития ООН для характеристики уровня развития человеческого потенциала проводятся специальные расчёты с помощью так называемого индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).

ИРЧП (10) - это интегральный показатель, рассчитываемый как усреднённое значение следующих трёх обобщённых показателей:

индекса 1Х - ожидаемой продолжительности жизни (долголетия), определяемого как продолжительность предстоящей жизни при рождении;

индекса 12 - достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней;

индекса 13 - уровня жизни, определяемого как скорректированный реальный ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС в долл.).

ИРЧП представляет собой среднюю величину от деления суммы всех индексов на три. Основное назначение этого индикатора - показывать, в каком направлении осуществляется развитие в той или иной стране (регионе) и как различаются страны (регионы) в накоплении и развитии человеческого потенциала.

Вопрос 5. Чем характеризовались кризисы XIX в?

Кризисы характеризовались резким падением производства, ростом уровня безработицы, банкротствами многих предприятий, падением покупательной способности населения.

Вопрос 6. Как государство может воздействовать на экономический цикл?

Существуют 2 метода антициклического регулирования.

В первом случае огромную роль имеет бюджетная политика, здесь манипулируют расходами и налогами (если всё плохо, то налоги понижаются, а расходы государства возрастают, если всё хорошо, то наоборот).

Во втором случае рассматривается кредитно-денежная политика, то есть меняются ставки процента за кредит и количество денег в обороте страны.

Методами фискальной и денежно-кредитной политик.

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. В приведённой ниже таблице вы найдёте индексы, характеризующие уровень жизни населения субъектов Российской Федерации (2008). Вычислите индекс развития человеческого потенциала этих субъектов и сравните с показателями по России в целом.

Россия – 0,825; Москва – (0,797+0,999+0,991)/3=0,929; Санкт-Петербург – (0,758+0,999+0,875)/3=0,877; Тульская обл. – (0,674+0,892+0,787)/3=0,784; Республика Алтай – (0,669+0,884+0,690)/3=0,747; Республика Тыва - (0,591+0,888+0,671)/3=0,717

Вопрос 2. Выберите верное суждение. Экономический рост измеряется как:

а) увеличение реального объёма национального производства за определённый период времени.

Вопрос 3. Охарактеризуйте факторы и показатели экономического роста.

Факторами экономического роста являются:

Количество и качество природных ресурсов;

Количество и качество трудовых ресурсов - производительность труда, образование и профессиональная подготовка;

Объем основного капитала;

Новые технологии.

Различают интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста:

Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется. Для экстенсивных факторов роста характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса. Например, неоправданное увеличение численности организации может привести к избытку рабочей силы и к снижению производительности труда. Также к экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала. Главным интенсивным фактором роста и развития современной экономики, как индустриальной, так и инновационной является высококачественный человеческий капитал.

Производство основных видов продукции душу населения

Характеризуют уровень экономического развития страны и показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики; они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.

В первую очередь к таким показателям относят производство электроэнергии на душу населения. Электроэнергетика лежит в основе развития всех видов производств, и, следовательно, за этим показателем скрываются и возможности технического прогресса, и достигнутый уровень производства, и качества товаров, и уровень услуг и т.п. Соотношение по этому показателю в настоящее время между развитыми странами и наименее развитыми составляет 500:1, а иногда и более.

Среди важнейших видов промышленной продукции, производимых на душу населения, статистика выделяет также выплавку стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений, химических волокон, бумаги и ряда иных товаров.

Другим важным показателем такого рода является производство в стране на душу населения основных видов продуктов питания: зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др. Сопоставление этого показателя, например, с рациональными нормами потребления этих продуктов питания, разработанными продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН - ФАО или национальными институтами, позволяет судить о степени удовлетворения потребностей населения в продуктах питания собственного производства, о качестве пищевого рациона и т.п.

Об уровне жизни свидетельствует и производство на душу населения непродовольственных товаров: тканей, одежды, обуви, трикотажа и др.

Близкими к указанным являются показатели наличия (или производства в стране) на 1000 человек населения или на среднестатистическую семью ряда товаров длительного пользования: холодильников, стиральных машин, телевизоров, легковых автомобилей, видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.

Уровень и качество жизни

Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров Длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны.

Анализ уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей: "потребительская корзина" и "прожиточный минимум".

Уровень жизни оценивают также по показателям:

состояния трудовых ресурсов (средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление надушу населения основных продуктов питания в калориях, в протеиновом содержании, уровень квалификации трудовых ресурсов, численность учащихся и студентов на 10 тыс. человек населения, доля расходов на образование в ВВП);

развития сферы услуг (число врачей на 10 тыс. человек населения, число больничных коек на 1 тыс. человек населения, обеспеченность населения жильем, бытовыми приборами и т.п.).

В последние годы в мировой практике для определения качества жизни стали пользоваться показателями (или индексами) общественного развития страны, объединяющими в себе многие экономические и социальные показатели, включающими образовательный уровень населения, продолжительность жизни, продолжительность рабочей недели и ряд других. Так, индексы общественного развития, опубликованные в Докладе программы ООН по развитию людских ресурсов (1993 г.), дают следующую картину

ВВП/ВНП на душу населения. Ведущими показателями при анализе уровня экономического развития являются и показатели ВВП/ВНП на душу населения. Oни положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран в конце 80-х - начале 90-х годов относились страны с душевым производством ВВП от 5-6 тыс. долл. в год и выше.

В некоторых развивающихся странах (например, в Саудовской Аравии) показатель ВВП на душу населения находится на высоком уровне, соответствующем развитым индустриальным странам, однако по совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.

Показатели экономической эффективности

Эта группа показателей в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития, так как показывает - прямо или косвенно - качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капитала страны, трудовых ресурсов.

Не вдаваясь в подробное перечисление и методику расчета показателей этой многочисленной группы, можно выделить из них:

а) производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производств);

б) капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции;

в) фондоотдачу единицы основных фондов;

г) материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.

Важным условием при анализе этой группы показателей является необходимость рассмотрения их не по отдельности, а в связи друг с другом. Так, высокая производительность труда может быть достигнута ценой чрезмерной интенсификации труда либо огромных капитальных затрат и материальных ресурсов.

Поэтому каждый из основных показателей функционирования экономики страны, как правило, детализируется и анализируется с помощью частных показателей, отражающих влияние различных факторов на основной. Например, производительность труда повышается под влиянием изменений в:

технике и технологии;

качестве рабочей силы (квалификация, состояние здоровья, половозрастной состав);

качестве используемых оборотных средств;

государственном регулировании;

перераспределении ресурсов капитала в стране и т.д.

Как указывалось, эта группа показателей - самая многочисленная, так как охватывает функционирование всех элементов производственного процесса и непроизводственной сферы. Достаточно сказать, что в статистике бывшего СССР для оценки Эффективности работы отдельного промышленного предприятия Госпланом рекомендовалось более 500 показателей, что не столько детализировало анализ, сколько запутывало его и давало необъективную картину.

В последние годы в специальных исследованиях и статистической информации все шире применяются показатели сравнительной конкурентоспособности, разработанные МВФ и приняло в СНС. Эта система показателей создана для соизмерения цен и издержек в обрабатывающей промышленности страны и по Лощению к средневзвешенным соответствующим индикаторам наиболее развитых индустриальных стран. Таких показателей пять:

1. Удельные затраты на заработную плату (в расчете на единицу продукции).

2. Нормализованные удельные затраты на рабочую силу (в расчете на единицу продукции), т.е. выпуск продукции на отработанный человеко-час.

3. Уровень полных удельных издержек по элементам добавленной стоимости, т.е. показатели удельных расходов всех первичных факторов производства.

4. Сравнительный уровень оптовых цен промышленности.

5. Сравнительный уровень экспортных цен промышленных товаров.

Конечно, и эта система не в полной мере характеризует экономическую эффективность страны, однако одну из сторон ее деятельности - конкурентоспособность в международной торговле - отражает достаточно достоверно,

Несмотря на все попытки сформулировать агрегатный показатель эффективности функционирования национальной экономики, который бы отражал и уровень экономического развития страны, такой показатель не создан в связи с многочисленными трудностями сведения воедино стоимостных и натуральных величин, затрат квалифицированного и неквалифицированного труда и др. Однако общий подход имеется и заключается в конструировании показателя, позволяющего соотносить совокупные результаты труда общества за отчетный год (ВВП/ВНП, НД) с совокупными затратами всех факторов производства, приведенными к тому же отчетному году.

Чем выше уровень экономического развития страны, тем активнее и многообразнее формы ее внешнеэкономических связей. Следовательно, участие страны в международных экономических отношениях отчасти может отражать уровень ее экономического развития.

это отрасль экономического знания о проблемах развития и экономиках тех стран, которые принято называть развивающимися, или странами третьего мира. С крушением мира второго оказалось, что многие из проблем переходных экономик сходны с проблемами развивающегося мира. По этой причине в последние годы все чаще в мировой, да и отечественной литературе, переходные экономики все чаще относятся к развивающимся.

Подобное деление выглядит оправданным не только в силу сходного уровня развития, измеряемого традиционными способами - в терминах ВВП на душу населения. Экономика как наука исходит из того, что коль скоро люди в массе своей рациональны, они принципиально одинаково реагируют на одинаковые стимулы, - а значит, и проблемы развития следует анализировать сходными методами, вне зависимости от того, в какой стране мира они наблюдаются. Соответственно, такие темы, как технологическая отсталость и структурные диспропорции экономик развивающихся стран, низкий уровень развития человеческого капитала, неравенство и бедность, неэффективность государственных институтов, коррупция, международные финансовые кризисы или голландская болезнь оказываются сквозными для многих стран, и могут исследоваться в рамках единого подхода.

Именно эта точка зрения легла в основу многочисленных межстрановых сопоставлений, а в той мере, в какой экономика призвана подсказывать научно обоснованные решения этих проблем и рекомендаций по мерам экономической политики. Количественные исследования такого рода обычно строятся на межстрановых регрессиях (типа регрессий роста - growth regressions), где в левой части стоит объясняемая переменная (темпы экономического роста, инвестиционная активность и т.п.), а справа набор объясняющих переменных (уровень развития, индексы деловой активности, индикаторы институциональной эффективности, уровень бедности, развития человеческого капитала, коррупции и т.п. до 50 и более регрессоров, в числе которых встречаются такие экзотические, как доля протестантов и доля владеющих английским языком в общей численности жителей страны). Выводы по мерам экономической политики делаются затем на основании значимости тех или иных объясняющих переменных. К примеру, убежденность многих западных экспертов в том, что у России имеются хорошие перспективы роста, нередко обосновывается высоким уровнем развития человеческого капитала одной из наиболее значимых переменных в традиционных регрессиях роста.

С другой стороны, многие экономисты из развивающихся стран нередко подчеркивают те особенности своих экономик, которые не отражаются в межстрановых сопоставлениях в силу их неквантифицируемости и/или незначительности в мировом масштабе. Соотношение общего и особенного в развитии конкретных экономик оказывается не только одной из фундаментальных проблем теории, но и важной проблемой мировой экономической политики, проводимой, в частности, международными финансовыми организациями, прежде всего МВФ. Так, из классических моделей роста следует, что при условии поддержания равновесного уровня инвестиций экономика развивающихся стран должна устойчиво расти, а разрыв между ними и развитыми странами со временем должен сокращаться. На практике, однако, те бедные страны, в которых МВФ стремился поддерживать теоретически оптимальный уровень инвестиций, оставались бедными в долгосрочной перспективе, и разрыв между "третьим" и "первым" миром за последние 40 лет только увеличивался. Примером неудачного универсального рецепта для переходных экономик могут служить принципы вашингтонского консенсуса, или утверждение о том, что макроэкономическая стабилизация, либерализация цен и массовая приватизация необходимы и достаточны для успешного перехода от плановой экономики к рыночной. Многие страны, построившие свою стратегию перехода в соответствии с этой доктриной (в т.ч. Россия), столкнулись с глубоким экономическим спадом, тогда как страны, избравшие иной путь (прежде всего Китай, а из республик бывшего СССР Беларусь и Узбекистан), оказались в числе лидеров.

Параллельная проблема развития состоит в достижении сбалансированности отраслевой структуры экономики. Из стандартных теорий международной торговли однозначно следует, что каждой стране выгодно специализироваться в той отрасли, где у нее имеется сравнительное преимущество. Поскольку для большинства развивающихся стран характерна аграрно-сырьевая специализация, следование этой теоретической рекомендации вступает в противоречие с интересами развития более технологичных и наукоемких отраслей главных двигателей прогресса и гарантов устойчивого роста. Проблемы оптимальной структурной политики, способствующей развитию национальных экономик, становятся еще более актуальными в эпоху глобализации.

Наконец, еще одна ключевая тема для экономики развития проблемы неравенства, бедности, и человеческого развития. Помимо чисто гуманитарных аспектов, с ними связано немало интересных экономических задач: какова роль человеческого капитала в преодолении проблем бедности и обеспечении устойчивого роста? Как взаимодействуют традиционный (натуральный) и капиталистический (рыночный) сектор в экономиках развивающихся стран, и как их соседство сказывается на характере и темпах развития? От каких экономических и социальных институтов зависит уровень неравенства, и как оно влияет на экономический рост? За пионерские исследования этих проблем выдающиеся экономисты Теодор Шульц, Артур Льюис и Амартия Сен были в разные годы удостоены Нобелевских премий.

Современная экономика развития сложная и многоплановая дисциплина, исследовательское поле которой задается не только многообразием проблем и подходов, но и неоднозначностью аргументов в пользу той или иной стратегии развития. Однако в свете опыта последних лет все явственнее становится значимость и важность экономических и общественных институтов, определяющих систему ценностей и стимулов экономических агентов, усилиями которых и прирастает богатство наций. В наши дни количественные и качественные исследования институциональных составляющих экономического роста прочно вошли в исследовательский арсенал экономистов, а работы таких представителей институционального направления в экономике развития, как Гуннар Мюрдаль и Дуглас Норт, были отмечены Нобелевскими премиями.

Новое на сайте

>

Самое популярное