Домой Банки Ресурсообеспеченность угля в мире. Урок-практикум на тему: «География мировых природных ресурсов

Ресурсообеспеченность угля в мире. Урок-практикум на тему: «География мировых природных ресурсов

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух отдельных стран или регионов мира (по выбору).

По оценкам ученых, обеспеченность всего мира отдельными ви­дами ресурсов составляет от нескольких десятков до нескольких сотен лет.

Ресурсообеспеченность отдельной территории может быть недо­статочной, достаточной или высокой.

Оценка ресурсообеспеченности дается путем сравнения со сред­немировыми показателями.

Например: запасы нефти в Саудовской Аравии оцениваются в 35,5 млрд т. Таким образом, при ежегодной добыче в 402 млн т ресурсообеспеченность страны нефтью составляет приблизи­тельно 90 лет, что в два раза выше среднемирового показамлрд т/3,1 млрд т) = 44 года. Следовательно, уровень обеспе­ченности Саудовской Аравии нефтью высокий.

Поскольку, с одной стороны, могут возрасти объемы ежегодной добычи полезных ископаемых или использование природных ре­сурсов, а с другой - могут быть открыты новые месторождения ископаемых или восстановлены запасы природных ресурсов, пока­затель ресурсообеспеченности - величина приблизительная.

1. Используя данные, приведенные в табл. 1 (стр. 57), рассчи­тайте первым из предложенных способов ресурсообеспеченность двух стран отдельными видами минеральных ресурсов (полезных иско­паемых). Полученные результаты занесите в табл. 1 (по образцу).

Работа выполняется по вариантам, в каждом из которых сравниваются две стра­ны разных регионов мира.

Используя карты атласа и дополнительную литературу, укажите в последней колонке табл. 1, какими еще полезными ископаемыми богаты сравниваемые страны (по образцу).


2. Постройте столбчатые диаграммы ресурсообеспеченности срав­ниваемых стран нефтью, газом, углем и железной рудой. Опреде­лите уровень ресурсообеспеченности (высокий, достаточный, недо­статочный) и отразите его на диаграммах соответствующей штриховкой.

3. Назовите регионы мира, имеющие: самый высокий, самый низкий уровни ресурсообеспеченности нефтью.

4. Из предложенного перечня выберите главные факторы, опре­деляющие уровень ресурсообеспеченности стран полезными иско­паемыми:

а) состав горных пород;

б) размеры территории страны;

в) объем запасов;

г) ежегодная добыча;

д) уровень развития экономики.

5. Используя данные табл. 2, рассчитайте вторым из предложен­ных способов обеспеченность двух стран земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. Полученные результаты отра­зите в табл. 2 (по образцу).

5. Обеспеченность земельными ресурсами зависит от площади страны, а обеспеченность сельскохозяйственными угодьями зави­сит еще и от других факторов. Назовите факторы, влияющие на обеспеченность сельскохозяйственными угодьями сравниваемых стран (климат, рельеф, уровень развития сельского хозяйства и т. дИспользуя данные табл. 3, сравните обеспеченность сравнива­емых стран водными и земельными ресурсами:

Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена:

а) водными ресурсами,

б) лесными ресурсами?

8. Обведите на контурной карте границы сравниваемых стран и перечислите объекты, привлекающие туристов в одну из них (по выбору). Ответьте на вопрос: существует ли связь между количе­ством иностранных туристов и имеющимися в стране рекреацион­ными ресурсами?

Укажите, какая из сравниваемых стран лучше обеспечена при­родными ресурсами. Обоснуйте свою точку зрения.

Количество природных богатств, которые определяют ресурсообеспеченность, зависит от самого региона. Встречаются территории, как бедные, так и богатые в отношении природных ресурсов. Но здесь важную роль играет разведка залежей полезных ископаемых. Например, на сегодняшний день определенная территория не обеспечена в полном объеме необходимыми запасами. Но через год могут быть проведены геологоразведочные работы, в результате которых будут обнаружены их новые залежи и уровень добычи вырастет в разы.

Хотя может иметь место и обратный процесс, когда новые месторождения не открываются, а старые залежи природных ресурсов исчерпываются или их добыча становится все сложнее.

Есть природные богатства возобновляемые, к которым относятся, например, лесные, водные ресурсы. Хотя на практике и они могут иметь тенденцию к сокращению. Леса вырубаются интенсивнее, чем происходит посадка новых деревьев, а водоемы могут становиться непригодными для использования в результате их чрезмерного загрязнения. Это также оказывает влияние на ресурсообеспеченность.

Оценка обеспеченности ресурсами

Чтобы оценить ресурсообеспеченность, используют один из двух методов расчета показателя:

Ресурсообеспеченность = З / Д

Где З — количество запасов ресурса, а Д — объем его добычи. Рассчитанный по этой формуле показатель указывает на обеспеченность ресурсами определенной территории в случае регулярного потребления.

Ресурсообеспеченность = З / Н

Где З — количество запасов ресурса, Н — количество населения, проживающего в анализируемой территории. Рассчитанные по этой формуле показатель оценивает возобновляемые ресурсы на душу населения.

Ресурсообеспеченность не является статическим показателем и постоянно меняется. Соответственно его расчет следует выполнять на конкретный момент времени.

Для чего рассчитывается ресурсообеспеченность

От того, насколько обеспечен ресурсами какой-либо регион или государство в целом, зависит его развитие. Этот фактор влияет не только на экономику страны, но и на ее политику по отношению к другим государствам. В частности, ресурсообеспеченность учитывается при определении внешнеторговой политики. Государство предоставляет льготы компаниям, которые ввозят на территорию страны дефицитные ресурсы. И создает различные барьеры для тех компаний, которые пытаются экспортировать дефицитные ресурсы.

Каждое государство имеет свои ресурсы, но не все они равноценны. Например, в одной стране большие запасы песка, что хорошо для развития строительной отрасли. Но в этой стране нет нефти, которая стоит намного дороже и важнее для развития экономики. Но отсутствие природных богатств не говорит о бедности страны. Некоторые государства успешно используют трудовые или интеллектуальные ресурсы, доходы от которых перенаправляются на закупку дефицитных ресурсов. Один из ярких примеров — Япония.

Как распределены природные богатства на планете

В зависимости от обеспеченности природными богатствами, страны принято условно делить на:

  • Имеющие богатые запасы. К ним относятся Китай, Россия, США, Бразилия. Канада, ЮАР и другие. В основном это страны, имеющие большие запасы ряда природных ресурсов (нефти, газа, угля, редкоземельных и драгоценных металлов, древесины и т.д.).
  • Среднеобеспеченные — это большинство стран мира, которые имеют определенные природные богатства, но в полной мере себя не обеспечивают.
  • Специализированные. Сюда относятся страны, на территории которых нет запасов большинства ресурсов, но есть один в избытке. Например, Саудовская Аравия, которая кроме нефти практически не имеет других природных богатств.

Несмотря на то, что существует определенная зависимость между размером территории государства и его обеспеченностью ресурсами, для полной оценки необходимо также учитывать количество населения, которое проживает на этой территории.

10 класс

Практическая работа

1 вариант .

Цель работы

Ход работы : 1. По предложенной таблице 1 определите размеры запасов нефти, газа и угля для всего мира и отдельных его районов.

2. По таблице 4 стр. 126 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.

3. Определите показатель ресурсообеспеченности (результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления) и ответ оформите в виде таблицы 2.

5. Сделайте вывод по таблицам (где размещена их большая часть, на сколько лет хватит).

Таблица 1.

Вид полезных ископаемых

Весь мир

В том числе

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

Нефть, млрд т

117,1

10,4

26,2

Природный газ, трлн м 3

139,4

53,4

14,0

Уголь, млрд т

1239

Таблица 2.

Территория

Вид топлива

На сколько лет хватит (примерный прогноз)

Весь мир

Нефть

Природный газ

Уголь

Зарубежная Европа

Нефть

Природный газ

Уголь

Зарубежная

Азия

Нефть

Природный газ

Уголь

Африка

Нефть

Природный газ

Уголь

Америка

Нефть

Природный газ

Уголь

Австралия и Океания

Нефть

Природный газ

Уголь

10 класс

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».

3 вариант .

Цель работы : 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Ход работы: 1.По предложенным таблицам определите размеры запасов нефти и природного газа для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.

2. По текстовым картам 24, 26 стр.127-128 учебника определите размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.

3. Определите ресурсообеспеченность и результат оформите в виде таблиц: (смотри ниже).

4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность»

5. Сделайте вывод о соотношении запасов, добычи и ресурсообеспеченности нефтью и газом представленных стран.

НЕФТЬ

Название страны

Разведанные запасы, млрд т

Добыча,

Млн т

Ресурсообеспеченность (лет)

Саудовская Аравия

43,1

ОАЭ

16,2

Кувейт

15,7

Иран

14,9

Венесуэла

10,3

Мексика

Россия

Китай

США

Ливия

Вывод:

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Название страны

Разведанные запасы, трлн м 3

Добыча, млрд м 3

Ресурсообеспеченность (лет)

Россия

48.0

Иран

20.7

ОАЭ

Саудовская Аравия

США

Алжир

Венесуэла

Канада

Вывод:

Обеспеченность стран мира нефтью

страна

Запасы нефти (млрд т)

Добыча нефти (млн т)

Саудовская Аравия

43,1

Ирак

16,7

ОАЭ

16,2

Кувейт

15,7

Иран

14,9

Венесуэла

10,3

Мексика

Россия

Китай

США

Как мы можем увидеть из таблицы, Саудовская Аравия является абсолютным лидером по запасам и добыче нефти. И хотя в других странах (Ирак, Кувейт, ОАЭ) запасов нефти хватит на больший срок, это выражено в основном недостаточно высоким уровнем её добычи в этих странах. Опасение вызывает несоответствие высоких темпов добычи с относительно небольшими запасами в таких странах, как США и Китай.

Таким образом, более обеспечены нефтью развивающиеся страны, но при таких высоких темпах добычи ресурс быстро иссякнет. Самые значительные запасы у Саудовской Аравии, а самый высокий показатель ресурсообеспеченности у Ирака. Стоит отметить, что странами – лидерами в основном являются страны Персидского залива, являющиеся ведущими членами ОПЕК. Можно передоложить, что с истощением нефти, цены на нефть будут зависеть от данной группы стран.

Уголь – самый распространенный в мире вид ископаемого топлива. Он обладает высоким значением чистого выхода полезной энергии и относительно дешёвый. Единой системы учёта запасов угля и его классификации не существует. Оценки запасов пересматриваются как отдельными специалистами, так и специализированными организациями.

Таблица 2

Обеспеченность стран мира углем

страна

Запасы угля (млрд т)

Добыча (млн т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)

США

1020

Китай

1240

Россия

ЮАР

Австралия

ФРГ

Индия

Украина

Великобритания

Казахстан

Что касается добычи каменного угля (таблица 2), то она ведется очень неравномерно: несравненный лидер – США (40%), затем идет Китай (20%). Это неотъемлемая составляющая сталелитейной промышленности, а, следовательно, в этой отрасли данные страны и имеют наибольшие тенденции к удержанию лидерства. Россия занимает по уровню добычи каменного угля только шестое место (4,5%), уступая таким странам, как Австралия и Южно-Африканская республика.

Таким образом, обеспеченность углём достаточно высокая. Большая часть стран, имеющая запасы угля – развитые страны. Самые большие запасы угля у США, но при таких размерах добычи показатель ресурсообеспеченности не самый высокий.Если сравнить с Россией, то запасов угля меньше, чем у США в 2 раза, а обеспеченность выше в 2 раза.

Таблица 3

Обеспеченность стран мира природным газом

страна

Запасы газа (трлн м3)

Добыча газа (млрд м3)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)

Россия

48,1

Иран

22,9

Нидерланды

ОАЭ

Саудовская Аравия

США

Венесуэла

Алжир

Канада

Норвегия

Наибольшие запасы газа у развивающихся стран. Самые большие запасы у России, но и самые высокие темпы добычи, поэтому ресурса хватит менее чем на 90 лет. Самая высокая обеспеченность газом у Ирана, ОАЭ и Саудовской Аравии. Самые низкие показатели у США – 8,7 лет

Таблица 4

Ресурсообеспеченность топливными ресурсами основных регионов мира

Регионы

Запасы топлива

Добыча топлива

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)

Нефть (мир в целом)

140 млрд т

3450 млн т

40,5

Уголь (мир в целом)

1100 млрд т

4625 млн т

Природный газ (мир в целом)

150трлн м3

220 млрд м3

Природный газ (Зарубежная Европа)

5,6 трлн м3

270 млрд т

Природный газ (Зарубежная Азия)

59,0 трлн м3

330 млрд т

178,8

Нефть (Зарубежная Европа)

2,5 млрд т

330 млн т

Нефть (Зарубежная Азия)

98,0 млрд т

1370 млн т

Нефть (СНГ)

98,0

350 млн т

10 класс

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».

2 вариант .

Цель работы : 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Ход работы: 1.По предложенной таблице 1 определите размеры запасов нефти, газа и угля для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.

Таблица 1.

Виды топлива

Страна

Запасы

Нефть, млрд т

Саудовская Аравия

43,1

ОАЭ

16,2

Кувейт

15,7

Россия

Природный газ, трлн м 3

Россия

48,0

Иран

20,7

ОАЭ

Уголь, млрд т

Китай

США

Россия

2. По текстовым картам 24, 26, 27 стр.127-128 учебника определите размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.

3. Определите ресурсообеспеченность и результат оформите в виде таблицы 2.

Виды топлива

Страна

Запасы

Добыча

Ресурсообеспеченность (лет)

Нефть, млрд т

Саудовская Аравия

ОАЭ

Кувейт

Россия

Природный газ, трлн м 3

Россия

Иран

ОАЭ

Уголь, млрд т

Китай

США

Россия

4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность».

  1. Сделайте вывод по таблице (выделите наиболее ресурсообеспеченное государство среди тройки лидеров по видам топлива).

Вариант 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

3541

4700

Россия

71,0

Германия

Китай

40,0

1341

Саудовская Аравия

35,5

Индия

19,3

США

25,4

Канада

25,3

Бразилия

49,3

ЮАР

Австралия

23,4

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах),

З – запасы,

Д – добыча;

  1. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  2. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Население

(млн. человек)

Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

6015

Россия

71,0

Германия

Китай

40,0

1275

Саудовская Аравия

35,5

Индия

19,3

1015

США

25,4

Канада

25,3

Бразилия

49,3

ЮАР

Австралия

23,4

  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Н, где

Р – ресурсообеспеченность в годах,

З – запасы,

Н – численность населения страны.

  1. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Вариант 3 . Сравнительная оценка обеспеченности различными видами ресурсов отдельных стран мира .

  1. используя карты атласа (стр. 4 - 9) и текст учебника Максаковского В.П. (стр. 26 - 37), заполните таблицу, отмечая знаком l - полную обеспеченность, w

    водные

    Биологические

    климатические

    геотермальные

    рекреационные

    топливные

    рудные

    нерудные

    лесные

    рыбные

    Россия

    Швеция

    Германия

    Испания

    Япония

    ОАЭ

    Таиланд

    Ливия

    ЮАР

    США

    Бразилия

    Австралия

    1. сделайте вывод об обеспеченности этих стран отдельными видами природных ресурсов.

    Практическая работа № 2 .

    Ход работы:

    Вариант 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

    Страна

    Запасы

    (млрд. тонн)

    Добыча

    (млн. тонн)

    Ресурсообеспеченность

    (в годах)

    нефть

    уголь

    железные руды

    нефть

    уголь

    железные руды

    нефть

    уголь

    железные руды

    Весь мир

    Германия

    Саудовская Аравия

    Бразилия

    Австралия

      Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

    Р = З/Д, где

    Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

      выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;

      сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

    Практическая работа № 2.

    Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

    Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

    Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

    Страна

    Запасы

    (млрд. тонн)

    Население

    (млн. человек)

    Ресурсообеспеченность

    (тонн на душу населения)

    нефть

    уголь

    железные руды

    нефть

    уголь

    железные руды

    Весь мир

    Германия

    Саудовская Аравия

    Бразилия

    Австралия

      Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

    Р = З/Н, где

    Р – ресурсообеспеченность в годах, З – запасы, Н – численность населения страны.

      Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

      Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

    Дополнительный материал

    Классификация природных ресурсов мира

    Природные ресурсы - природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

    XX век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Бурное развитие в последние годы НТП привело к особенно резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду. Масштаб воздействия человека на природную среду стал планетарным. Он влияет на все компоненты природы: рельеф, климат, воды, почвы, органический мир и т. д.

    Потребности человека в сырье возрастают. Рациональное использование всех природных ресурсов - актуальная задача человечества.

    Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы - ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываюся. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.

    Ресурсы возобновимые - способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо:

      Изменить технологию переработки исчерпаемых ресурсов.

      Ресурсы углеводородного сырья повысить за счет производства синтетического жидкого топлива.

      Расширить вовлечение в производство вторичного сырья. Так, в развитых странах получение меди на 30-40% основывается на утилизации вторичного сырья.

      Утилизировать ценные компоненты, которые выбрасываются промышленными предприятиями в атмосферу. Так, одна ТЭС, работающая на угле, мощностью 1 млн. кВт ежечасно выбрасывает в атмосферу до 15 тонн сернистых газов и до 6 тонн сернистой золы.

      Применять безотходные технологии.

      Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы: переход на дизельное топливо и нетрадиционные источники энергии.

      Повышать добычу нефти за счет широкого внедрения современных методов добычи.

    К неисчерпаемым природным ресурсам относятся те, которые в процессе производства нельзя исчерпать. Это -энергия Солнца, приливов и отливов, геотермальная, ветра, биологической массы, морских волн, синтетического топлива, атмосферных осадков и т. д. Использование неисчерпаемых природных ресурсов не приводит к общему уменьшению их запасов на Земле.

    Минеральные, биологические, водные, климатические ресурсы - сырье для различных отраслей хозяйства. Сырье, которое используется в производстве, превращается в экономические ресурсы общества. Существуют и другие виды экономических ресурсов - капитал, трудовые, интеллектуальные, возможности менеджмента. Использованные природные ресурсы после определенной технологической обработки становятся средствами труда и разнообразными материальными благами.

    Природные ресурсы на Земле размещены неравномерно. Не только отдельные страны, но и крупные регионы отличаются друг от друга уровнем ресурсообеспеченности.

    Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной (т. е. запасами) природных ресурсов и размерами их добычи. Она выражается количеством лет, на которое должно хватить данного сырья, либо его запасами из расчета на 1 человека.

    Ресурсообеспеченность =(запасы)/(объем добычи) =Количество лет

    На показатель ресурсообеспеченности влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Поэтому для хозяйственного освоения страны необходимо знать о ее территориально-природно-ресурсном потенциале. Природно-ресурсный потенциал территории - это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРИ характеризуется двумя главными показателями -размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие потенциалы.

    Однако, если природных ресурсов в той или другой стране мало, это не значит, что страна обречена на бедность, ведь экономические ресурсы каждой страны измеряются не только их количеством. Большое значение имеют людские ресурсы и наличие капитала в стране. Примером могут быть так называемые «новые индустриальные страны», а также Япония, которые достигли высоких экономических результатов при ограниченной природно-сырьевой базе.

    Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает раз­личия в ресурсообеспеченности между странами мира.

      Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают больши­ми запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полез­ных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские стра­ны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами толь­ко медных и полиметаллических руд, страны Ближнего

      Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) - не­фти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфо­ритов, Пакистан и Бангладеш - поваренной соли, Боли­вия и Малайзия – олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запа­сах, по отдельным видам минерального сырья (марга­нец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном вы­ражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.

      Крупнейший поставщик топлива и минерального сы­рья для стран западного мира - развивающиеся стра­ны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сы­рьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топ­лива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развива­ющемся мире крупным потребителем топлива и мине­рального сырья (нефть, природный газ, черные и цвет­ные металлы и др.).

      Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, со­средоточивая примерно 40% минеральных ресурсов пла­неты. Среди экономически развитых стран очень круп­ными запасами топлива и минерального сырья облада­ют США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые стра­ны активно используют не только собственные ресур­сы, но и природно-ресурсный потенциал других стран - развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Все­го эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурса­ми. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточи­вает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топ­лива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие по­требности экономики страны, но и позволяет значитель­ную их часть экспортировать. Ее общие запасы разве­данного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные - в 140 трлн долл.

      В структуре минерально-сырьевой базы России пре­обладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% - на алмазы и благород­ные металлы (золото, серебро, платина).

      Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленно­сти (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, цир­кониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфори­тов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются по­ставками из стран СНГ.

      Методические указания

      Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира , их демографическую... работу студентов. При оценке хода и итогов самостоятельной работы ... 2006. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии. ...

    Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» (Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс). Пояснительная записка Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН. Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности. Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала. Задачи, решаемые в ходе проведения практической работы:    обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме; развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности. воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда. В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность. На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти. В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов. Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:  Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012. 1    В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012. О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007 Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин. Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» 1 вариант 1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран: Страна Саудовская Аравия Россия Ирак Разведанные запасы, млрд т 35,8 20 15,1 Добыча млн т в год 440 350 130 Обеспеченность, лет Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства? 2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран: Страна Лесопокрытая площадь, млн га Численность населения, млн человек Обеспеченность на душу населения Россия 881,9 Бразилия 488 Австралия 160 Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади? 3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод. Регион Европа Россия Африка Азия и Тихоокеанский регион Северная Америка Латинская Америка и Карибский регион Коммунальные нужды, % 15,2 17,0 8,6 7,3 Промышленность, % 52, 4 54,0 7,3 11,4 Сельское хозяйство, % 32, 4 22,0 84,1 81,3 13,3 19,0 48,0 10.3 38.7 70,7 2 Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» 2 вариант 1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран: Страна Разведанные запасы, Добыча Обеспеченность, млрд т млн т в год лет Россия 71 107 США 25,4 58 Бразилия 49,3 162 Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства? 2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран: Страна Площадь пашни, млн га Австралия 50 Численность населения, млн человек Обеспеченность на душу населения Канада 45,8 Бразилия 57,6 Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему? 3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему? Выполнение практической работы 1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные: Страна Саудовская Аравия Россия Ирак Разведанные запасы, млрд т 35,8 20 15,1 Добыча млн т в год 440 350 130 Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = разведанные запасы объем добычи Обеспеченность, лет 81,36 57,14 116,15 . В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления. 3 2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить запасы обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = численность населения. Они получают следующие данные: Страна Лесопокрытая площадь, млн га Россия Бразилия Австралия 881,9 488 160 Численность населения, млн человек 142,9 186,1 20,3 Обеспеченность на душу населения 6.2 2,7 7,8 Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона. 3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий. В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира). б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики. Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения. 4

Новое на сайте

>

Самое популярное